Отношение молодежи к браку и семье

Тема данного социологического опроса «Отношение молодежи к браку и семье» выбрана мной не случайно. Изучение семьи и брака является одной из наиболее важных задач, стоящих перед социологией. Понятие «семья» не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников. Семью можно рассмотреть как малую социальную группу, важнейшую форму организации личного быта, основанную на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство; а брак - санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. .

Семейные отношения, брак всегда являлись важным моментом в жизни людей. В обществе любого типа практически каждый его член воспитывается в семье, и в любом обществе подавляющее большинство взрослых состоит, или состояло, в браке. Брак относится к числу социальных институтов, получивших очень широкое распространение. Именно в браке закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Так важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и др.

Отношение к любви каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. В настоящее время наблюдается очень много проблем, касающихся институтов семьи и брака. Специалисты отмечают, что значительная часть молодёжи или не получает информацию о семье, или получает её недостаточно, что отрицательно сказывается и на дееспособности семьи, и на стабильности браков. Увеличилось количество разводов, произошло снижение рождаемости, а отсюда - демографический кризис в стране. Подсчитано, что более трети разводов приходится на семьи, имеющие стаж совместной жизни от одного до трех лет. Среди причин разводов встречается такая, как разочарование в партнере и утрата на основе этого первоначального чувства любви. Эта опасность подстерегает в первую очередь тех супругов, срок знакомства которых до свадьбы был непродолжителен (от трех до шести месяцев). .

Большая часть разводов происходит из-за причин, возникающих в результате совместной жизни.

Наибольшее число расторгнутых браков приходится на возраст 25--30 лет, когда супруги становятся достаточно самостоятельными в материальном плане, успели неплохо узнать недостатки друг друга и убедиться в невозможности жить вместе. В то же время они достаточно молоды, чтобы создать новую полноценную семью и иметь детей. Также большое количество разводов приходится на возраст около 40 лет. Это связано с тем, что дети выросли, и нет необходимости сохранять семью ради них, а у одного из супругов фактически имеется другая семья.

Максимальная доля разводов падает на первые пять лет супружеской жизни. Наличие в семье детей прямым образом влияет на прочность брака. В многодетных семьях, где количество детей более трех, процент разводов ниже среднего уровня..

Также актуальна в наше время проблема «сожительства» или «фактического брака». Это понятие часто путают с термином «гражданский брак», под которым как раз наоборот понимается брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти. Половина россиян (55 %) положительно относится к тому, что молодые люди все чаще живут вместе, не вступая в брак, среди молодежи таких 77 %, пенсионеров - всего 30 %. Минусов у фактического брака больше, чем плюсов, и рискует больше всего женщина: отдельная проблема гражданского брака, прежде всего для матери - общие дети. В случае разрыва отношений, женщина не получает ни каких прав на алименты и есть риск остаться в нищете. Юридическая незащищенность - второй и главный минус. Дети, рожденные в гражданском браке, рискуют стать "безотцовщиной", а так же лишиться материальной помощи со стороны отца и возможного наследства. Такая семья фактически лишается поддержки со стороны государства. Дети, родившиеся в таком браке, повзрослев сами начинают думать, что такие отношения абсолютно приемлемы, а значит, вряд ли захотят вступать в брак… И это малая доля негативных последствий, которые несёт в себе брак без регистрации..

Стоит также задуматься над проблемой увеличения количества ранних браков в нашей стране. По статистике практически 13-15 % от общего количества браков - ранние. Ранним считают брак, заключенный до наступления брачного возраста (в России 18 лет) по специальному разрешению административных органов. Интересно то, что зачастую браки, заключенные и в 18-20 лет, тоже считаются ранними. Ранние браки - очень спорный вопрос. Причины и последствия таких браков выясняют психологи и социологи.

Главная причина заключения брака в раннем возрасте - ожидание ребенка. В настоящее время множество молодых людей вступают в брак после получения профессионального образования, а заключив брак, не торопятся обзавестись детьми, предпочитая заниматься карьерой, чтобы обеспечить семье и будущему ребенку материальное благополучие..

Молодая семья имеет ряд особенностей. Они связаны с объективно недостаточным уровнем материальной и финансовой обеспеченности. Сегодня среднедушевые доходы молодой семьи в 1,5 раза ниже, чем средний уровень по стране, 69 % процентов из них живут за чертой бедности. Социологические исследования показывают, что раннее заключение брака является важным фактором, влияющим на удовлетворенность отношениями в семье.

При изучении успешных и неуспешных браков выяснилось, что в группе успешных семей только 43 % вступили в брак до 21 года, а неуспешных 69 %. Успешный брак предполагает высокий уровень социальной и психологической зрелости людей, так как для него необходимы устойчивые установки, определённые знания и умения, чего иногда нет в юношеском возрасте. Молодые люди вступают в брак зачастую необдуманно. К такому шагу их подталкивают разные причины. Статистика показывает, что у ранних браков в большинстве случаев нет будущего - 90 % их заканчиваются разводом..

Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное - это семья. Таким образом, семья - это, если угодно, прообраз политических обществ…». Семья, отношения в которой зарегестрированы - это полноценная семья, свеобразный кирпичик, основная ячейка нашего общества. От её форм и выполняемых функций напрямую зависят общественные отношения в целом, а также уровень культурного развития общества.

Естественно, чем выше культура каждой семьи, тем выше культура общества в целом. Поэтому изучение данной проблемы очень важно на современном этапе развития общества..

С целью более углубленного изучения данной проблемы мной было проведено интервью на тему: «Отношение студенческой молодежи к браку и семье». Среди 13 опрошенных, представлены студенты ППИ им. Белинского, Пензенского Государственного Университета, факультета Педагогики, Психологии и Социальных наук 1-го курса, обучающихся по направлению «Социология», среди которых 10 девушек и 3 парня, в возрасте 17-18 лет.

Респондентам были предложены следующие вопросы:

1. Как Вы относитесь к браку?

2. Какими по-вашему должны быть ценности семьи?

3. Что такое по-вашему т. н. гражданский брак?

4. Как Вы относитесь к гражданскому браку?

5. Считаете ли Вы нормальным вступать в брак во время учебы в ВУЗе?

6. В каком возрасте, как Вы считаете, нужно вступать в брак?

7. Как Вы относитесь к браку в раннем возрасте (до 18) лет?

8. Какая для Вас самая основная причина для вступления в брак?

9. Хотите ли Вы вообще вступать в брак?

10. Будите ли Вы планировать пышное торжество или скромную регистрацию?

11. Из-за чего может распасться семья?

12. Есть ли у Вас друзья, состоящие в браке?

13. Одобряете ли Вы их поступок?

14. Есть ли у Вас друзья, которые не вступают в брак, а сожительствуют?

15. Почему, на ваш взгляд, некоторые пары не регистрируют свои отношения?

16. Каковы, на ваш взгляд, тенденции развития семьи в современном обществе?

Большая часть опрошенных относится к браку положительно (84,6 %), остальные еще не задумывались над своим отношением к браку (15,4 % - в основном мужской пол).

К ценностям семьи студенты отнесли доверие, понимание уважение, любовь и детей.

Ответив на третий вопрос, большинство студентов ошибались, давая неправильное определение гражданского брака, что говорит о незначительной осведомлённости большей части опрошенных о таком социальном институте, как брак (правильно ответило лишь 15,4 %).

Отрицательно относится к так называемому «гражданскому» браку только 23 % опрошенных, остальные студенты высказались «за» «гражданский» брак, аргументируя это тем, что перед регистрацией брака, необходимо пожить вместе, узнать друг друга лучше. Можно предположить, что «гражданский» брак является «репетицией» семейных отношений.

54 % опрошенных считают, нормальным вступать в брак во время учёбы в ВУЗе, из чего можно сделать вывод о том, что современная молодёжь плохо представляет себе всю тяжесть ответственности брака, особенно, если совместить его с учебой и работой, воспитанием детей.

Самым благоприятным возрастом для вступления в брак студенты посчитали 20 - 25 лет (в основном девушки - 61,5 %) и 27 -30 (в основном мужской пол - 38,5 %).

К браку в раннем возрасте (до 18 лет) все опрошенные относятся негативно, положительно отнеслись только 15 % в том случае, если это действительно необходимо (чаще всего этой необходимостью в столь раннем возрасте становится ребёнок).

Основной причиной для вступления в брак молодые люди считают детей, любовь.

У всех опрошенных есть желание вступать в брак в будущем, лишь 8 % не уверены, что хотят вступать в брак.

69 % студентов планируют пышное торжество, это говорит о том, что брак занимает далеко не последнее место в жизни молодых людей, они стремятся соблюсти традиции, запомнить этот день, подходят к нему серьёзно.

Многие считают, что семья может распасться из-за измен, недоверия, несходства в характерах.

У 46 % студентов есть друзья, состоящие в браке. На вопрос: «Одобряете ли Вы их поступок?» лишь 38,5 % ответило положительно.

54 % опрошенных имеют друзей, которые не регистрируют брак, а просто сожительствуют. Примечательно, что к причинам, которые мешают регистрации брака, опрошенные отнесли: разные национальности, плохие отношения с родителями, неуверенность в своих чувствах, финансовые проблемы, боязнь обременять себя заботами, разного рода ответственностью, независимость партнёров друг от друга («Проще потом уйти»). Девушки называют ещё в качестве основополагающего компонента сожительства проверку чувств, причём интерпретируют это тем, что партнёры должны лучше узнать друг друга, подготовка к семейной жизни.

Подводя итоги, следует обратить внимание на общую ошибку молодых людей в том, что они, планируя создавать семью, полагаются лишь на силу чувств. У молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи, им служат примером неудачные браки родных, друзей и знакомых. У большей части студентов нет понятия, что такое гражданский брак, юридический риск неофициального брака не волнует ни одного студента, а это говорит о юридической неграмотности молодежи, и требует кардинальных перемен и преобразований в области юридического консультирования и добрачного просвещения студентов.

Таким образом, социологическое исследование, проведённое со студентами, красноречиво говорит об актуальности проблемы гражданского брака среди молодежи, требующие новых подходов в ее решении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

семья брак развод супружеский

1. Антонов, А.И., Медков, В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ, 2006.

2. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2001

3. Александров, И.Ф. Семья как первичная ячейка и как субъект права 2003.

4. Бестужев-Лада, И.Д. Ступени к семейному счастью, М.: «Мысль», 2005.

5. Данилова, Е.А. Семья как важнейшая ценность молодежи 2007

6. Запесоцкий, А.И. Молодежь в современном мире. М, - 2006.

7. Стеркин, Ф.И. Что выгоднее - законный брак, или сожительство? // Социальное обеспечение. 2005. № 4.

8. Филюкова, Л.Ф. Современная молодая семья. М. 2008

9. Щукина А.С., Богданова Л.П. Гражданский брак в современной демографической ситуации // Социологические исследования, №7, 2003.

10. Электронная энциклопедия: www.Wikipedia.org

Своими суждениями на семейную тему делится учащийся 11в класса Андрей Чепижак.

Семья, что же это?

Я считаю, что понятие «семья» очень близко понятию «дом». Это место, где тебя поймут, выручат, согреют. В разные времена понятие «семья» было наполнено разным смыслом. Ведь меняется мир, меняются ценности, меняются отношения.

В двадцать первом веке слово «семья» становится более многозначным. Общество не стоит на месте, в нем происходят сложные социальные процессы. И семья – это уже не только сообщество в привычных рамках. Не только «папа, мама и я», но и «мама и я», и даже «две моих мамы и я». И, наверное, правильно, что общество не стало отторгать те случаи, когда семья имеет не совсем обычный состав. Ведь жизненные ситуации складываются по-разному. И люди, живущие в таких семьях, не должны от этого страдать. В прежние времена бывали случаи (в дореволюционной России, например), когда ребенка не брали в хорошее учебное заведение только потому, что он был из неполной семьи. А сейчас на эти факты смотрят иначе: состав семьи на прием в учебные заведения не влияет.

А теперь поговорим о том, всегда ли состав семьи влияет на то, какими вырастают дети. Сначала рассмотрим самый обычный вариант – семью, в составе которой есть и мама, и папа, и дети. Можно для примера вспомнить известный кинофильм «Утомленные солнцем». Во-первых, понятие семьи в советские времена было тоже не совсем однозначным, поскольку все на себе «тянула» в основном мать. Но в том фильме, вопреки советской безотцовщине, показана семья в традиционном составе: отец, мать, дети. Папа - важнейший персонаж, так как он – глава семьи и основной добытчик материальных ценностей. Мама – хранитель очага, советчица отца. В таких крепких семьях было принято иметь несколько детей, обучать их какому-нибудь ремеслу или творчеству. Как правило, из таких семей выходили очень достойные люди.

Ну а вот другой пример – тоже из фильма, который называется «Родня». Мать и бабушка воспитывают дочь. Все делается этими женщинами ради ребенка. И девочка, вырастая, видя заботу о себе, благодарна маме с бабушкой. В этой семье тоже формируется достойный человек.

Выходит, разница вовсе не в том, какая у тебя семья – полная, неполная. А в том, как люди относятся друг к другу. Взаимоотношения и климат в любой семье – решающий фактор. Как взрослые относятся друг к другу – таким и будет ребенок. Важно не то, в какой семье ты вырос, а то, каким ты стал.

... люди в браке живут дольше.

Шестиклассница Даша Тарасова убеждена, что ученые правы, когда утверждают, что
...люди в браке живут дольше.

Зачем человеку семья? Этот вопрос касается многих, кто выбирает ориентиры для жизненного пути. В современном мире большинство ценит карьеру, деньги, славу. После института многие молодые люди не торопятся обзаводиться семьей, думают о большом заработке. И рассуждают примерно так: сначала заработаю много денег, потом полюблю, потом – женюсь, потом буду воспитывать детей…Редко, кто счастлив в браке, живя с такими убеждениями. Современные молодые люди не ориентируются на семейную жизнь. Почему? Окружающая среда превозносит другие ценности.

Но ученые убеждены в том, что люди в браке живут на шесть лет дольше. Так ли это? Очень хочется верить. Все зависит от внутрисемейных отношений. Можно жить любя, а можно – терпя и даже ненавидя.

Но главный момент в жизни любой семьи – дети. Они помогают вновь обрести любовь, открывают многие тайны семейной жизни. Иногда семья на грани развода, но вот появляется ребенок. И вот уже отношения налаживаются, снова в доме пахнет свежими розами, снова приходят мир и взаимопонимание.

Афоризмы о семье

Связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо.
Гегель

У нравственного человека семейные отношения сложны, у безнравственного - все гладко.
Л. Н. Толстой

Жениться, ничем не связывая себя,- предательство.
М. Монтень

Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.
А. Шопенгауэр

Хороший брак покоится на таланте к дружбе.
Ф. Ницше

Удачен лишь разумный брак, увлекателен лишь безрассудный. Любой другой построен на низменном расчете.
Н. Шамфор

В древнерусском браке не пары подбирались по готовым чувствам и характерам, а характеры и чувства вырабатывались по подобранным парам.
В. О. Ключевский

Жена и дети учат человечности; холостяки же мрачны и суровы.
Ф. Бэкон

Брак без детей, как день без солнца.
Античный афоризм

самое плохое - это безразличие

Восьмиклассница Александра Назарова считает, что даже если у тебя есть семья, в ней
самое плохое – это безразличие.

В наше время понятие семьи у всех разное. У одних – это круг родных и близких друзей, у других - люди, с которыми ты должен жить под одной крышей, но с которыми и общего ничего нет.

В моем понимании семья может иметь несколько линий поведения. У одних главное – учеба, работа, но не хватает человеческого внимания. А у других – на первом месте человеческое тепло. Таким семьям жить легче, они намного счастливее.
Но самое плохое – это безразличие. Иногда бывает, что родители есть, но они тебя даже не замечают. Живут своей непонятной жизнью. Самое страшное, когда семья есть, но ты им безразличен. Тяжело осознавать, что так относятся к тебе близкие люди.

Мое понятие семьи, возможно, покажется детским, но я считаю, что семья – это где есть мама и папа, дедушка и бабушка, и которые любят тебя таким, какой ты есть. Которые волнуются за тебя, и если надо – поругают. Они хотят, чтобы ты свою жизнь прожил достойно. Семья – это дом, где тебя ждут и любят.

Все должны помнить

Умение думать об обездоленном ближнем – такое нужное, но, увы, не так уж часто встречающееся качество человека. Об этом – в материале Божаны Зайнуллиной, 6в1 класс.

Текущий год назван годом семьи. Почему? Уже давно пора обратить внимание на проблемы наших семей. Ведь семья – это то, что всем нам очень необходимо. Это люди, которые нас любят, о нас заботятся. Это – наш дом.

Я тоже очень привязана к своей семье. Но моя семья – неполная. У меня есть мама, но нет отца. А бабушка и дедушка – далеко в Ижевске. Другие мои родственники, а ведь это тоже моя семья, разбросаны по всей России: на Кубани, в Бемыже (есть такой городок), в Грахово, да еще во многих других уголках страны. Я отделена от этих людей, но я счастлива – ведь они у меня есть.

Но живут на свете дети, у которых нет семьи. Их родители не могут заниматься воспитанием, потому, что сами не умеют себя вести. Многие люди как бы не замечают этого, ведь у них все благополучно. Конечно, существуют благотворительные проекты. Как, например, в нашей школе – сбор вещей детям приюта «Ребенок в опасности». Но родителей этим не вернешь. Нужно думать о том, как укреплять семьи. И все должны помнить, что есть дети, у которых семьи нет и, может быть, никогда не было. Я бы очень хотела, чтобы все люди, которые живут в благополучных семьях, помогали бы детдомовским ребятам. И когда я вырасту, я обязательно сделаю все возможное для детей, нуждающихся в помощи.

... брак уже не считается святым...

Так думает Руслан Мубарякшин, 10в1 класс. Прав ли он?

Я считаю, что с проблемами в семье виновато и государство. Много свободы: можно хоть сто раз пожениться и развестись. Из-за этого брак уже не считается святым, посмертным событием. Устои молодых людей расшатались. Из-за пошлятины, которую крутят по телевидению и прочему. Мужчина становится всё более слабым по сравнению с женщиной. Это проблема государства. Режим должен быть более авторитарным в таких вопросах, как семья. Ведь общество складывается и за счет государственного порядка тоже.

Ребенку уделяется мало внимания

Так считает Матвей Грищенко, 9а класс. Что делать?

Семья – очень растяжимое понятие. Она может быть счастливой или несчастной. Ребёнок должен жить в полной семье и получать достаточно внимания от обоих родителей. Семья формировалась испокон веков. В первобытные времена уже зарождались такие понятия, как любовь, чувство ответственности и др. Со временем понятие семьи пропадало. В наше время много несчастливых браков, неполных семей, множество детей брошены или живут в интернате. Во многих семьях родители часто в командировках или просто допоздна на работе, следовательно, ребенку уделяется мало внимания. Из-за этого ребенок может начать хулиганить, приобрести вредные привычки и др. Я считаю, что даже в небогатых семьях родители могут достойно воспитать детей. Можно просто выходить с детьми хотя бы в парк на прогулку. Таким образом, ребенок проводит больше времени с семьей и может брать пример на будущее.

Тема семьи очень велика, ее можно обсуждать очень долго…

Не бросайте детей!

В России много детей, оставленных родителями. Проблема сиротства в России очень большая и нерешенная. Можно ли ее решить? Конечно, можно, но об этом должен знать и думать сам родитель, а не сбрасывать свою нагрузку на других людей. К примеру, в странах ближнего зарубежья, таких, как Киргизия, Армения, Таджикистан, - нет практически детей, брошенных на произвол судьбы. У них большие семьи: дяди, тети, бабушки, дедушки и другие родственники. Поэтому дети не остаются на улице. Даже цыгане, которые ночуют на вокзалах, на остановках, не бросают своих детей.

Дарья Лоскутова,
9а класс

Самое главное, что есть в жизни

Какой должна быть семья? Семья должна быть полна тепла, взаимопонимания, дружной, полной любви. Многие знают, что такое настоящая семья, живут с родными людьми и радуются я жизни вместе. Но ведь есть люди, которые даже не имеют представления, что такое семья, и, самое страшное, они не знают, что такое материнская любовь. Это проблема со временем стала очень большой проблемой общества, но …как беззащитный маленький человек может быть проблемой? Нужно всеми возможными способами помогать людям, которые лишились родных, дарить им любовь и тепло.

Но есть еще немаловажная проблема. Иногда человек живет в семье, но не знает, что значит любить и не ощущает тепла. Единственное, что они знают, - это боль и абсолютное отсутствие внимания. Но ведь в этой семье есть и мама и папа…

Люди, любите ближних, ведь семья – это самое главное, что может быть в жизни!

Ксения Рыжева,
9а класс

Какая семья, такие и дети

Для маленьких детей семья – это мама, папа. А для меня семья - это близкие люди, родные. На мой взгляд, семья, это частичка меня. Я очень люблю своих родителей, они для меня многое сделали. Мои родители мне дали образование, мама выработала во мне характер. Семья для человека - всё. Если у человека нет семьи, то человек одинок. А одинокие люди живут намного меньше, чем люди, у которых есть семья. Часто бывает, когда в семье злые, грубые родители, таким же вырастает и ребенок, а если в семье добрые, честные, открытые люди, то и ребенок, следовательно, такой же. От мамы я хотела бы взять характер, хозяйственность, от папы – доброту и целеустремленность. Семья значит для человека очень много!

Евгения Гусева,
8а1 класс

Что можно сказать о современной семье?

Наверное, я думаю, что самая главная особенность, - это то, что современная семья очень-очень редко доживает до таких дат, как серебряная или золотая свадьба. По-моему, нынешние семьи распадаются уже на 2-3 год совместной жизни. Из-за чего это происходит? Одна из важнейших причин, по-моему, - это - конкуренция между супругами. Так как сейчас женщина очень серьезно относится к своей карьере, то она достаточно много уделяет времени своей работе, и нередко зарплата жены превышает зарплату мужа. На фоне этого сначала возникает ревность мужа к работе супруги, а потом и серьезные конфликты, следствием которых может быть развод.

Ева Кесян,
10в1 класс

О дефиците домашнего общения

По-моему мнению, проблемы в семье есть у всех. Только у одних их больше, а у других их меньше, у кого-то они крупные, а у кого-то мелкие и незначительные. Мне кажется, что большой проблемой является отсутствие взаимопонимания в семье, прежде всего между детьми и их родителями. Я бы на месте родителей больше общалась с детьми, но не только по поводу школьных уроков, а узнавала бы, как у них дела с одноклассниками, и прилагала бы много усилий на развитие их способностей, талантов. Еще надо доверять своим детям. Ну, и конечно, ни в коем случае не бить их. Надо учить их тому, чему вы научились за свою жизнь, но так, чтобы это было им интересно!

Яна Чернышова,
10в1 класс

Неполная семья?

Если в семье только один родитель, будет ли воспитание ребенка неполноценным, однобоким? Я считаю, что нет. Но только в том случае, если в семье царит любовь, а это обязательно должна быть любовь взаимная. Ведь даже один родитель иногда может дать ребенку гораздо больше любви и внимания, чем порой дают отец и мать вместе взятые. Конечно, минус в том, что не хватает времени из-за работы, но в семье это компенсируется, если есть общие интересы, традиции. Как мне кажется, преимущества такой семьи заключается в том, что ребенок должен не только потреблять, но и поддерживать семейный очаг, это умение может помочь ему в будущем. Так же ребенок должен брать на себя часть семейных обязанностей, и тогда он больше времени будет проводить со своим близким…

Алексей Ардов,
10в1 класс

Новый человек в семье

Иногда главной проблемой в семье является развод родителей, приход в семью нового человека. С таким человеком отношения складываются постепенно или отсутствуют полностью. И таким образом семья разделяется на две части, которые зависят друг от друга, но не признают этого. Иногда человек, пришедший в семью, вместо того, чтобы высказать своё мнение, скажем, о воспитании ребёнка, этому же ребёнку начинает указывать. А настоящему родителю «тыкать пальцем» на методы воспитания, которые, по его мнению, могут быть продуктивными. Таким образом, возникает конфликт между ребёнком и мачехой или отчимом. То есть признание этого пришедшего в семью человека уходит далеко за горизонт, на неопределенное время. Но даже если такого человека не признают в семье, то он может каким-то образом положительно влиять на семью. Допустим, у него интересная профессия, привычки (например, выезжать за город по выходным). Это положительное влияние на семью пробивает путь к хорошим и твёрдым отношениям в этой же семье.

Аркадий Третьяк,
10в1 класс

Немного о разводах

Почти в каждой семье случается такая неприятная вещь, как развод родителей. Для детей это настоящая трагедия, когда родные и любимые мама и папа разводятся. Особенно страшно становится маленьким детям. Они не понимают, почему папа уезжает надолго, а мама плачет по ночам. Им кажется, что это они виноваты, что родители ссорятся. Конечно, родители пытаются объяснить им, что они ни в чем не виноваты, что все будет хорошо, что их никто никогда не оставит. Некоторые после разговора всё начинают понимать, но есть и такие дети, которые наоборот, ещё сильнее признают свою вину. Разумеется, когда дети вырастают, они понимают, почему родители развелись. Но им тяжело осознавать, что родители больше не вместе и почему в дом приходят другие люди, которых дети должны называть «мамами» и «папами».

Вера Семенова,
10в1 класс

Люди смотрят на жизнь через финансы

Совсем недавно обратила внимание, что в современном мире много неполных семей. Может быть, это просто совпадение, но у меня только две подруги из полных семей. Мир, современная действительность обесценивает семью. Люди смотрят на жизнь через финансы, а не по-человечески. Это неправильно. В какой-то мере мне повезло, у меня любимый отчим. А у моей подруги только мать. Но кому из нас повезло больше, трудно сказать…

Евгения Колчанова,
10в1 класс

Женскому полу требуется свобода!

Считает Мария Байда из 10в1 класса. А вы согласны с этим?

На одном из уроков мы обсуждали обязанности женщин и мужчин в семье. Женщина должна заниматься бытовыми проблемами, а мужчина должен быть добытчиком. Я с этим не согласна! Женскому полу, так же как и мужскому, требуется свобода, если же она отсутствует, то это может привести к нежелательным последствиям. Почему-то мужчины считают, что у слабого пола полно свободы, но это не так! Где она? Женщины следят за детьми, за домом, за потребностями остальных членов семьи, а за собой попросту не успевают. Где же им успеть, когда нет свободной минуты? Мне кажется, что именно поэтому женщины и решают устроиться на работу. Конечно, это тоже труд, но там можно познакомиться с новыми людьми, сменить обстановку, это уже своеобразный отдых. Дальше… На уроке прозвучала мысль, что каждый должен выполнять свои обязанности в семье, а из этого следует, что женщине лучше не работать. Но ведь многие мужчины сами хотят отправить женщин на работу (по разным причинам)… И что же тогда делать?

Ищите занятия, которые бы вас сближали...

О взаимоотношениях с мамами размышляет Полина Пахмова, 6в2 класс.

Мама - наш самый близкий человек с рождения. Конечно, мы все их любим, ценим и уважаем. Но и у каждого могут быть определённые проблемы со своими матерями.

Какие это могут быть проблемы? Итак, основные сложности.

Очень распространённая проблема: разногласия в чём–либо. Будь то музыка,стиль одежды, а иногда даже и выбор молодёжного направления. Конечно, плохо, когда мамы (да и не только они) запрещают то, что им самим кажется неправильным, но ведь можно и по душам поговорить, найти компромисс. Мне с мамой очень повезло, т.к. интересы, особенно в музыке: у нас совпадают. Не каждая мама слушает «КиШ», «50 cent» , «Cinema Bizarre» и т.д. Просто нужно искать что-то общее.

Часто мамы ограничивают нас в свободе, поступках, действиях. Да, это обидно, когда тебе что-либо запрещают, но матери лишь хотят оградить нас от ошибок. Казалось бы, ошибшись и имея опыт, мы лучше уясняем ситуацию, но, с другой стороны, послушав родителей, можно обойтись и без печальных последствий.

Стоит получить плохую оценку, как дома сразу же ждёшь худшего. Эта проблема распространена практически в каждой семье. А всё лишь потому, что нашим близким очень важен наш уровень знаний, ибо стать в этой жизни кем-то без хороших мозгов сейчас крайне сложно. Ведь наши мамы не всегда смогут нас опекать и поддерживать, когда-нибудь придёт время жить самостоятельно.

Чтобы подобных проблем не возникало, нужно как можно больше сблизиться с мамой и
иметь с ней хорошие дружеские взаимоотношения. Ищите те занятия, которые бы занимали вас обоих. Для кого-то это спорт, а для кого-то - поэтический кружок. Но что бы это ни было, главное, чтобы вы сумели бы сблизиться и лучше понимать друг друга.

Удачи вам и совместных интересов!

Трудности переходного возраста

Как все начинается?

Переходный возраст. Проблемы, связанные с ним, начинаются у всех не в одно и то же время. У кого-то годом раньше, у кого-то годом позднее. Это зависит от многих причин: от психики, физического состояния, мировоззрения и даже семейных отношений. Стадия переходного возраста состоит в том, что человек готовится подняться на следующую, взрослую ступеньку общества. Из ребенка он перерастает в псевдо -взрослого человека (подростка), и тут же просит обратить на себя внимание и “выпустить из семейных уз”.

Поиски самого себя
Мир начинает поражать подростка разнообразием новых впечатлений. Если же взрослые не замечают или не хотят замечать изменений, ему становится еще тяжелее. Он начинает искать себя вне семьи, в мире увлечений. Многие ищут себя в музыке. Чаще – как слушатели, реже – как исполнители. Но наибольшее влияние на подростков сейчас оказывают субкультуры: неординарная музыка, тусовки, спортивный экстрим. В наше время их около 40 видов и в каждом по 15-20 подвидов. Субкультур не надо бояться – сами по себе они не несут ничего разрушающего.

В чем таится опасность?
Если у подростка возникают сильные противоречия с окружающим взрослым миром, он старается защитить себя. Или оградить. И тогда возникает опасность попасть под влияние вредных пристрастий: сигареты, алкоголь, а потом – и наркотики. Все, что раньше было немыслимо, может стать необходимостью. Многие после этого не могут покончить с плохими привычками так и не выходят из этого состояния. Они становятся “прожигателями жизни”. Мне кажется, что в этом - вина родителей. На человека в переходном возрасте надо воздействовать без лишних запретов, постепенно «выпуская его на свободу». Переходный возраст скоро закончится, и жизнь перейдет в привычное русло.

Кому сложнее?
Девушки утверждают, что им в переходном возрасте живется сложнее. Парни яростно доказывают, что им не легче. У тех и у других свои сложности. Девушки, в основном, отстаивают свое право на личную жизнь. И при этом чаще поддаются эмоциям, чем здравому смыслу. У парней же все намного сложнее. Им хочется предстать перед родителями уже полностью свободными, поставить себя среди своих сверстников на высшую планку и найти смысл жизни. По природному убеждению каждый мужчина где-то внутри считает, что он умнее любой женщины и что они не вправе учить его чему-то. Но, к великому сожалению, во время переходного возраста парня окружают почти одни женщины. Мама, которая продолжает видеть в своем сыне ребенка, продолжает задавать свой ритм жизни. Учителя могут не являться для парня авторитетом только потому, что они женщины. Часто и девушки, окружающие парней, стремясь подавить их излишней опекой, становятся подобием второй мамы. Из-за этих факторов поведение парней в переходном возрасте может стать неуправляемым.

Как справиться с трудностями?
С трудностями переходного возраста нужно справляться всем вместе. В первую очередь сам подросток должен осознать, что мир, окружающий его теперь, вовсе не враждебен. А родители не должны проявлять лишнюю жесткость, дать своему подрастающему ребенку определенную свободу. Учителям нужно помнить, что в период переходного возраста успеваемость в школе не всегда является для подростка важнейшей проблемой его жизни. И если все стороны будут уважать друг друга и относиться терпеливо, переходный возраст не будет таким проблемным периодом.

Иван Станченко,
10в2 класс

Переходный возраст... у родителей

Одним из насущных вопросов для подростков является тема их взаимоотношения с родителями. Зачастую между взрослыми и ребятами назревают конфликты, и у этого есть ряд причин и свои объяснения. Нередко родители забывают, какими они сами были в подростковом возрасте. И требуют от детей делать то, чего никогда не делали сами. Это путь в никуда. Воспитывать нужно личным примером, а не реализовывать путем тирании над собственным ребенком свои несостоявшиеся мечты: у него есть свои, к которым он, возможно, стремится. Вырастить банкира путем принуждения - задача сомнительная. Однако даже после финансового успеха ребенок может отторгать родителей, если они заставили его добиваться победы путем насилия над собой. Не каждому для счастья нужны огромные деньги, а прокормить себя и свою семью способен каждый здоровый взрослый мужчина.

Следующая проблема – переходный возраст. Здесь уже нет правых и виноватых – есть лишь потерпевшие, каковыми являются обе стороны. Этот вопрос решается с течением времени, которое мы в силах ускорить. Обычно подросток на этой стадии – психически сформировавшийся взрослый человек, но социально не имеющий прав и зависящий от родителей, которых и принимает за виноватых. На мой взгляд, помочь ему можно, наделяя новыми правами и обязанностями (в семейном кругу).

У родителей тоже есть переходный возраст. Они начинают стареть, и мы, их дети, являемся постоянным видимым напоминанием об этом. В конце концов, они смирятся со своим возрастом, но мы должны всячески поддерживать их: матерям говорить, что они молодо выглядят, а отцам – что они находятся в хорошей форме.
Все люди когда-то бывают неправы, но нельзя забывать – они – наши родители и любят нас. Не стоит отвечать раздражением на раздражение, грубостью – на грубость. Ведь любовь в том и заключается – надо делать взаимные уступки ради сохранения мира в семье, и не забывать, что все мы люди и все мы грешны…

Константин Казимиров,
11б класс

Две стороны маминого профессионализма

Размышления о том, как влияет женский профессионализм на жизнь ребенка в семье в материале Шихановой Алены(8а1 класс).

В двадцать первом веке понятие «семья» сильно изменилось. Женщина давно уже не скрыта в четырех стенах, она активно работает и многого добивается. И отец – уже не всегда главный добытчик. И во многих семьях во всем главная роль принадлежит женщине. Есть статистические данные, что большинством крупных компаний управляют женщины. Хорошо, конечно, что женский профессионализм пользуется таким успехом, но карьера часто мешает женщине создать полноценную семью. Работа у большинства бизнес-леди стоит на первом месте. А как же дети? Иногда их появление откладывается на неопределенный срок, а когда уже карьера состоялась – часто бывает поздно.

Ну а если в семье активно работающей женщины дети все-таки есть? Зачастую уход за маленьким ребенком бывает сокращен до минимума, и женщина вновь полностью окунается в работу. Малыш живет в окружении бабушки и дедушки, а то и совершенно чужой женщины – няни. А маму видит только в редкие выходные дни.

Какой же можно сделать вывод? Прогрессирующий женский профессионализм имеет и хорошую, и плохую стороны. Обществу достается все больше, а собственному ребенку – все меньше. А значит, будущим мамам, которые сориентированы на профессиональную карьеру, нужно подумать, смогут ли они уделить должное внимание своему малышу.

Идеалы твоего детства

Думаю, каждый ребенок иногда бывает недоволен родительской позицией. Он думает, что когда повзрослеет, будет идеальным родителем. Но когда вырастает сам, его ребенок тоже становится недовольным и тоже думает, что будет идеальным - и так далее.

Меняется время, меняются поколения, и идеалы твоего детства, по которым ты воспитываешь ребенка, не совпадают с идеалами твоих детей.

Владимир Поляков,
9а класс

Калашникова Александра

Нет в мире ничего драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком. В семье удовлетворяется целая гамма высоких духовных потребностей человека: в любви, дружбе, материнстве, отцовстве, эмоциональном общении. Здесь закладываются нравственные основы будущего поколения. Добрая семья – это истинное человеческое счастье.

В толковом словаре С.И. Ожегова читаем:

1) Семья – это группа живущих вместе близких родственников.

2) Семья – это объединение людей, сплоченных общими интересами».

На мой взгляд, это довольно сухое определение семьи, не отражающее характера взаимоотношений живущих вместе людей, и я в конце исследования попробую сформулировать определение семьи с точки зрения детей.

Итак, что такое семья?

Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи?

Какая она, современная семья, семья XXI века?

Что такое счастливая семья?

Что представляет собой семья с точки зрения современных детей? Насколько представление детей о настоящей семье соответствует реальности?

Именно на эти вопросы я хочу найти ответы. Современным подросткам, моим одноклассникам – ученикам 7-х классов, было предложено ответить на несколько вопросов по обозначенной теме. Результаты опроса получились достаточно интересными.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Семья глазами детей

1. Ценности семьи

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Ведь именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье – все берет свое начало в детстве, в семье.

Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью.

Нет в мире ничего драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком. В семье удовлетворяется целая гамма высоких духовных потребностей человека: в любви, дружбе, материнстве, отцовстве, эмоциональном общении. Здесь закладываются нравственные основы будущего поколения. Добрая семья – это истинное человеческое счастье.

В толковом словаре С.И. Ожегова читаем:

1) Семья – это группа живущих вместе близких родственников.

2) Семья – это объединение людей, сплоченных общими интересами».

На мой взгляд, это довольно сухое определение семьи, не отражающее характера взаимоотношений живущих вместе людей, и я в конце исследования попробую сформулировать определение семьи с точки зрения детей.

Итак, что такое семья?

Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи?

Какая она, современная семья, семья XXI века?

Что такое счастливая семья?

Что представляет собой семья с точки зрения современных детей?

Насколько представление детей о настоящей семье соответствует реальности?

Именно на эти вопросы я хочу найти ответы. Современным подросткам, моим одноклассникам – ученикам 7-х классов, было предложено ответить на несколько вопросов по обозначенной теме. Результаты опроса получились достаточно интересными.

Что такое семья для сегодняшних подростков?

75% – родные, любимые люди;

13% – любовь;

13% – дети;

13% – счастье;

13% – поддержка.

Данные этой диаграммы позволяют сформулировать основные признаки семьи: родные и любимые люди, дети, счастье, поддержка.

Следующий вопрос звучал так: «Для чего человеку семья?»

Для чего человеку семья?

Полученная картина представляется достаточно благополучной, но меня насторожил ответ восьми процентов опрошенных, считающих, что семья вообще не нужна человеку.

На мой взгляд, такая ситуация не может считаться нормальной, и в качестве доказательства своего мнения приведу следующую статистику. В течение 10 лет американские психологи проводили изучение семей трех тысяч американцев и образа жизни молодых мужчин и незамужних женщин. В результате исследования они пришли к довольно неутешительному выводу: холостые мужчины и незамужние женщины умирают в 15 раз чаще, чем люди в таком же возрасте, живущие в семьях. Я попросила ребят объяснить причину такого явления, все опрошенные дали одинаковый ответ: «Людям без семьи не о ком заботиться, некому дарить свою любовь и заботу, не для кого жить, эти люди чаще впадают в депрессию, что ведет к сокращению продолжительности жизни».

Подростки, отвечавшие на поставленные вопросы, обратили внимание на те проблемы, которые их больше всего волнуют. Их размышления наводят на мысль о том, что в своих будущих семьях им хочется уйти от таких жизненных ситуаций, с которыми они достаточно часто сталкиваются в родительских семьях. На вопрос: «Хотели бы вы, чтобы ваша будущая семья была чем-то похожа на семью, в которой вы растете?» – 67% опрошенных ответили утвердительно, а 33% – отрицательно.

Хотели бы подростки, чтобы их будущие семьи были похожи на те, в которых они выросли?

Таким образом, каждый третий ребенок не получает в своей семье того, что, по его мнению, должна давать семья человеку. Это говорит о том, что для многих подростков опыт взаимоотношений их родителей станет примером того, как не нужно строить семейный очаг.

На вопрос «Какими должны быть идеальные родители?» были даны следующие ответы.

Идеальный папа

Идеальная мама

Результаты опроса говорят сами за себя: родители – это люди, которые любят, понимают, заботятся о ребенке, интересуются его делами. Хотелось бы подчеркнуть, что значимым родительским чувством для ребенка является любовь. Любовь делает детей счастливыми, дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всем остальном они воспитаны как надо.

Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности и исправляются они только при наличии любви.

Также важной составляющей образа идеальных родителей по мнению детей является проявление интереса родителей к делам своего ребенка, умение и желание находить время для общения с ним. Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребенком сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Но проводить время с собственным ребенком это не значит без конца читать ему мораль или постоянно контролировать его. Это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на него, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его собственные страдания, поговорить и обсудить их вовремя.

Идеальный ребенок

Следующий вопрос: «Каким должен быть в семье ребенок, с которым нет проблем?». Вот какой портрет «нарисовали» ребята.

Идеальный ребенок должен

Портрет получился замечательный, но далекий от реальной жизни, и каждый родитель должен принимать своего ребенка таким, какой он есть. Принятие ребенка – это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят, несмотря ни на что. Признание – это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах.

Положительный образ идеального ребенка заставил ребят задуматься над вопросом: а насколько они сами соответствуют этому идеалу?

Считают ли подростки себя идеальными детьми

Вместо комментария полученных результатов я процитирую отрывок из стихотворения Эдуарда Асадова.

Да, так уж устроено у людей,

Хотите вы этого, не хотите ли,

Но только родители любят детей

Чуть больше, чем дети родителей.

И все же – не стоит детей корить,

Ведь им не всегда щебетать на ветках.

Когда-то и им малышей растить,

Все перечувствовать и пережить,

И побывать в «стариках» и «предках».

Какой она будет, семья каждого из нынешних подростков: счастливой или не очень, богатой или бедной, участливой или равнодушной, – покажет время и наши стремления к пониманию ее непреходящих ценностей.

Проделанная работа оказалась для меня очень интересной и познавательной, и в заключение я хотела бы дать собственное определение семьи. Семья, на мой взгляд, – это объединение людей, которых связывают между собой не только родственные отношения, но и любовь, взаимоуважение, готовность и желание помочь и поддержать друг друга в любой ситуации.

Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет весь жизненный маршрут человека.

Закончить свое исследование я хочу словами Дороти Нолт (Dorothy Law Nolte (1924 - 2005) - доктор философии, всю свою жизнь преподавала и читала лекции по семейному образованию.
Автор поэмы
"Children Learn What They Live" , которая переведена на 20 языков и популярна во всем мире среди родителей и педагогов. Жила и работа в южной Калифорнии, которые как нельзя лучше подчеркивают роль семьи в нашей жизни:

Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей;

Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться;

Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными;

Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.

Примечание. В некоторых диаграммах не наблюдается общепринятый показатель в 100%, это объясняется тем, что многие ребята, не сумев ответить однозначно на предложенные им вопросы, давали несколько ответов, дополняющих друг друга.

План:

Ценности семьи.

Социологический опрос «Семья».

Результаты социологического опроса:

Что такое семья для сегодняшних подростков.

Для чего человеку семья?

« Для чего человеку семья?»

Хотели бы подростки, чтобы их будущие семьи были похожи на те, в которых они выросли?

«Какими должны быть идеальные родители?» Идеальный папа

Идеальная мама

«Каким должен быть в семье ребенок, с которым нет проблем?» Идеальный ребенок должен быть:

Считают ли подростки себя идеальными детьми

Да, так уж устроено у людей, Хотите вы этого, не хотите ли, Но только родители любят детей Чуть больше, чем дети родителей. И все же – не стоит детей корить, Ведь им не всегда щебетать на ветках. Когда-то и им малышей растить, Все перечувствовать и пережить, И побывать в «стариках» и «предках». Эдуард Асадов.

Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей; Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться; Дороти Нолт (Dorothy Law Nolte (1924 - 2005) - доктор философии, Автор поэмы "Children Learn What They Live Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными; Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.

>>>

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 1 – 2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. – 228с. Подписано к печати 10.04.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 22,5п.л.

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 4 – 2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект»,2012. – Т.1-2. – 304 с. Подписано к печати 10.01.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 38п.л.

>>>

УДК 94(47+57)+321

Отношение современной молодежи к семье и браку

Табейкина Елена Константиновна – кандидат исторических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье говорится о необходимости подготовки современной молодежи к семейной жизни, что требует выработку и проявление определенных качеств.

Ключевые слова: Семья, молодежь, брак, судьба, ответственность, самооценка.

Необходимость решения проблемы подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям обусловлена самой исторической ситуацией, сложившейся к началу третьего тысячелетия и характеризующейся осознанием новой системы ценностей, новой стратегией и тактикой поведения человека, а, следовательно, и новыми подходами к его образованию. Наиболее важными нам представляются следующие тенденции развития общества.

Во-первых, современный этап общественной жизни сопровождается повышением требований социальной среды к гибкости человеческого мышления и поведения, к самостоятельности и ответственности за свою судьбу и судьбы других людей, к осмысленности прохождения жизненного пути, пониманию и разрешению противоречий современного человеческого бытия в его различных сферах, включая брачно-семейную.

Во-вторых, в нынешних условиях семья, переживающая материальные и духовно-психологические трудности, не всегда может гарантировать полноценное выполнение своих функций, которое является необходимым условием для сохранения преемственности поколений, развития личности и общества в целом, общественной стабильности и прогресса, и поэтому именно образование должно поддержать личность в период сознательного и ответственного поиска жизненных идеалов. Необходимо рассматривать современный образовательный процесс в вузе как взаимодействие студента и педагога, направленное на достижение определенной цели и приводящее к намеченному педагогом и принятому студентом позитивному преобразованию свойств и качеств обучающегося.

В-третьих, существует вопрос об изменении отношения к семье, а именно - о необходимости рассматривать семью как самоценность. При этом на первый план выдвигаются морально-этические качества партнеров, проблема удовлетворенности браком, требования супругов друг к другу. Успешность брака и стабильность семьи в первую очередь зависят от личностной готовности вступающих в брак индивидов, их способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Совместимость молодых людей, вступающих в брак, является важным условием для создания стабильной и благополучной семьи.

Рассматривая готовность молодежи к семейной жизни как цель воспитания и одну из целей образования, целесообразно выделить из многообразных функций семьянина те, которые носят наиболее общий характер, присущий каждой семье, определяют стабильность и успешность семьи. Выстраивая модель готовности молодежи к семейной жизни, нужно исходить из того, что эта готовность – не набор психических функций, а целостная система свойств личности. Учебно-воспитательный процесс призван формировать целостную личность, а готовность к семейной жизни - результат действия разносторонних факторов ее развития. Сама же роль семьянина или семейная деятельность выступает как функция целостной личности, успешность осуществления которой зависит от готовности к выполнению и других функций: трудовых, нравственных, коллективистских, интеллектуальных, познавательных и пр. Многосторонность обязанностей семьянина обусловливает включение в состав готовности разноуровневых характеристик личности: от элементарных практико-прикладных знаний и умений до стержневых качеств личности, таких, как ее отношение к семье как социально-личностной ценности, ценностные ориентации, регулирующие выполнение роли семьянина, семейно-брачные потребности, мотивы семейного поведения и т. д.

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. Понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность. Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Молодые браки характеризуются первоначальным вхождением в мир друг друга, распределением труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождением в роли мужа и жены, доформированием личности, процессом приобретения жизненного опыта, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

Семейная жизнь требует от человека сформированных волевых качеств: умение управлять собой, целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самодисциплина. Развитые волевые качества – это результат самовоспитания личности. Они проявляются в жизненной стойкости, выносливости, а при необходимости – в мужестве Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился и институт семьи, но правомерно предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к существующим условиям.

Список литературы

  1. Неудачина И.Г. Современная российская семья: гендерный анализ Екатеринбург, 2003.
  2. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества.\\ Cоциологические исследования, 2004, №7
  3. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека. Фактор семьи. // Общественные науки и современность, 2008, № 3.

УДК 314.6+316.752 К.А. Ружинская, Е.С. Цыганенко, О.Е. Пантелеева ЦЕННОСТЬ СЕМЬИ ГЛАЗАМИ МОЛОДЕЖИ В статье рассматриваются ценностные ориентиры современной молодежи. Определена роль института семьи и брака в процессе социализации личности. На основе анализа общественного мнения зафиксирована динамика ценности семьи для различных возрастных групп населения и исторических периодов. Выявлены факторы, оказывающие негативное воздействие на формирование отношения молодежи к семейной жизни. Рассмотрена роль государства в создании условий для закрепления ценности семьи у молодых людей. Ключевые слова: молодежь, молодые люди, семья, брак, ценности. Молодежь, как катализатор в цепочке повседневных событий, способна идти наперекор биологическим ритмам, законам природы и чужим убеждениям. К сожалению, ухватить от жизни все – невозможно, поэтому, приходится расставлять приоритеты. Самостоятельность на любом этапе развития являлась ведущим качеством личности, которое выражалось, прежде всего, в ответственности за себя и своих близких. Безусловно, в некоторых вопросах молодежь является серьезной и ответственной, чаще – наивной и инфантильной. Главное, это не бояться совершать ошибки, из которых впоследствии формируется жизненный опыт. Но, как бы то ни было, интересно отметить, что именно семья закладывает основы будущего жизненного опыта и моделей поведения молодёжи . Всероссийским центром изучения общественного мнения был проведен опрос «Идеальная семья для Вас – это…». Опрос наглядно показывает представления молодых людей о семейной жизни. Молодежь в возрасте от 18 до 25 лет считает идеальной такую семью, в которой царит взаимопонимание, поддержка и уважение, несмотря на возникающие финансовые трудности. Также, молодым людям важна самостоятельность и обособленность от других родственников в ведении семейных дел. Кроме того, важно, чтобы интересы семьи в целом стояли выше частных интересов каждого ее члена. Идеальная семья в представлении молодежи от 25 до 34 лет практически не отличается от предыдущей возрастной группы. Единственное отличие, состоит в том, что в данной возрастной категории молодые люди больше предпочитают равноправие, нежели наличие единого лидера в семье. Как видно, идеальная семья уже не ассоциируется с высоким уровнем материального дохода, как это было в 2012 году, когда 17% россиян считали материальные блага залогом идеальных семейных отношений. Сегодня, 87% респондентов не пугают финансовые проблемы, главное, чтобы в семье было взаимопонимание, поддержка и уважение, а патриархальный тип семьи является пережитком прошлого. Данный формат взаимоотношений в семье поддерживают 52% россиян. Свое отношение молодые супруги поменяли и к вмешательству в их личную жизнь со стороны родственников. Так, в 2016 году отказываются от советов и помощи семьи 58% респондентов, что на 7% меньше, чем в 2012 . Популярность к регистрации официальных браков снижается. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в 2014 году зафиксировано 1225985 регистраций браков, а в 2015 году – 1161068, что на 64917 меньше. С разводами дела обстоят лучше, ведь в 2014 году их зафиксировано 693730, а в 2015 – 611646, что на 82084 меньше, чем в прошлом году. Возможно, это связано с увеличением пошлины, которая могла снизить 1 количество обращений в суд с просьбой о разводе . В современных условиях развития общества, где однополые браки становятся нормой - актуально говорить о ценностной ориентации семьи. Безусловно, главными ценностями в семье являются любовь, поддержка, комфорт, и дети. Существующая на данный момент © Ружинская К.А., Цыганенко Е.С., Пантелеева О.Е., 2016 г.