Очень многие взрослые воспринимают сломанную игрушку как личную обиду: «Не думает о родителях, не бережёт вещи, назло всё портит». Но прежде чем выносить вердикт «Игрушки забрать, новых не покупать» и оплакивать свою педагогическую несостоятельность, стоит разобраться, почему дети ломают игрушки.

«Что там внутри?» Редкий ребёнок вырастает, ни разу не задав этот вопрос. Так что игрушки и другие вещи разламываются и разбираются, чтобы открыть секрет своего устройства владельцу. И не напрасно. Это тот вид разрушения, который в будущем обязательно приведёт к созиданию, конструированию собственных механизмов и необходимой базе знаний у юного изобретателя. А пока прислушивайтесь к вопросам ребёнка, старайтесь отвечать на них. И при необходимости аккуратно демонстрируйте содержимое игрушки: распорите кусочек шва, чтобы показать, чем набит плюшевый зверек или, вооружившись отверткой, достаньте мотор из самолета.

Творческое преобразование . Девочек, подстригающих кукле волосы, и мальчиков, отрывающих колёса у машины, объединяет общее стремление получить нужные игрушки из тех, что есть под рукой. Если замысел удастся, в кукольной семье появится папа, пластилиновый автобус сможет ездить, как настоящий, а у вас будет повод гордиться креативным мышлением своих чад.

Всё по-настоящему. Игра - это серьёзно. И не удивительно, что победа над злым драконом заканчивается разбиванием врага на куски. Ведь если постоянно думать о сохранности игрушечных злодеев - настоящей игры не выйдет. Но сейчас нетрудно найти конструктор, из которого ребёнок сделает подходящего монстра и будет собирать и разбирать так часто, как нужно.

Просто не нравится. Бывает, сама игрушка несимпатична ребёнку. А чаще - неприятен олицетворяемый ею персонаж. И значит, очень скоро человек-паук или глупая свинья-копилка окажутся в мусорном ведре. А вы как поступаете с подаренными уродливыми безделушками?

Выход гнева. К сожалению, взрослые иногда срываются на ребёнке из-за собственных проблем. А малышу только и остаётся, что крушить игрушки. Научите ребёнка конструктивно бороться с гневом. Способов много, но самый важный из них - личный пример.

Удовольствие от разрушения. Возьмите в руки молоток и попробуйте разбить в мелкую крошку какую-нибудь пластмассовую китайскую машинку. Если вам удастся почувствовать радость, снижение психического напряжения и увлечение процессом, вы скорее поймёте ребёнка.

Навязчивые движения. Некоторые взрослые имеют вредную привычку теребить в задумчивости пуговицу или грызть карандаш. Ребёнок точно так же может машинально вертеть кукле голову или отколупывать краску на машинке.

Не по инструкции. Знакомство с игрушкой должно начинаться с совместных игр малыша и взрослого. Так ребёнок скорее научится правильно использовать игровой материал. Кроме этого, для безопасности не только игрушки, но прежде всего ребёнка, следует учитывать возрастные ограничения.

Неизвестные законы мироустройства. Не все дети знают, что пластмасса может ломаться, а бумага размокает в воде. И долго сохраняется детская убеждённость, что всё можно исправить и починить. Часто, узнав о необратимости поломок, малыши расстраиваются больше взрослых.

«Не дам!» В семье, где несколько детей, игрушки нередко становятся причиной раздоров.

Желание поделить всё поровну или стремление никого не подпускать к своей собственности плохо сказывается на целостности детских вещей. Но в этой ситуации примирить детей намного важнее, чем заботиться о сохранности игрушек.

Привлечение внимания. Если ребёнку не хватает родительского внимания, он может попытаться его получить с помощью несносного поведения и нарушения запретов. Чаще всего ребёнок делает это неосознанно, просто потому, что по опыту знает - так его скорее заметят. В этой борьбе за родительскую любовь могут пострадать и игрушки, особенно если вы бурно переживаете каждую их поломку. Но разве об игрушках тут нужно беспокоиться?

Беспорядок в детской. На разбросанные игрушки обязательно кто-нибудь сядет или наступит. Не каждая машинка или кукла после этого уцелеет. Поэтому вместе с ребёнком придумайте, как расположить детские вещи, чтобы их было удобно хранить, убирать и доставать для игр. Научите складывать по местам хотя бы самые ценные и хрупкие игрушки.

Некачественные игрушки. К сожалению, сейчас очень многие игрушки производятся без учёта того, кто и как их будет использовать. Причём ни известная марка, ни высокая стоимость детских товаров не даёт гарантии, что у неё не начнут отваливаться детали.

Вот далеко не полный список причин, почему дети ломают игрушки. И хотя в некоторых случаях они осознают, что делают, нет демонстративного «назло родителям». Дошкольник не способен разработать план мести. Поэтому не наказывайте малыша, а сосредоточьтесь на воспитании бережливости. Не стоит сразу выбрасывать поломанные игрушки и уж точно не нужно немедленно бежать в магазин за новыми. Научите ребёнка чинить испорченные вещи. Вы увидите - старая сабля, к которой малыш сам приделает ручку, будет ему особенно дорога. Дарите ребёнку самодельные игрушки и вместе мастерите недостающие для игры предметы.

И самое главное - уважайте право собственности ребёнка на игрушки, доверяйте ему - только так малыш научится заботиться о своих вещах.

У многих родителей вызывает тревогу манера обращения ребёнка с игрушками. Часто бывает, что малыш ломает только что купленную куклу или машинку. Но такое не созидательное отношение к вещам вполне объяснимо с точки зрения детской психологии.

Для начала следует сказать, что малыш в возрасте двух-трёх лет должен швырять и ломать игрушки. Так формируется его нервная система, которой необходимы выплески негативных эмоций ничуть не меньше, чем взрослым. Кроме того, игрушки – это первые материальные вещи, которые принадлежат ребёнку, и ему необходимо научится взаимодействовать с ними, вырабатывая систему ценностей.

Причины подобного поведения

Родителям нужно самостоятельно определить, почему малыш крушит свои игрушки

Это интересно. Когда писателя Фредерика Бегбедера спросили о ярких воспоминаниях из детства, он ответил: «Мне надоело, что меня считали испорченным ребенком и упрекали за то, что я ломал игрушки. Я их ломал, чтобы сделать новые».

Если маленькие дети уже научились ходить, пользоваться ложкой, горшком, то это не означает, что они чётко понимают, какие вещи делать можно, а какие – нельзя. Поэтому родителям нужно самостоятельно определить, почему малыш крушит свои игрушки. Психологи и педагоги выделили ряд причин такого поведения маленьких разрушителей:

  • Проявление любознательности. В 2-3 года малыш активно развивается и растёт, он познаёт окружающие предметы и хочет получить о них максимум информации. Этот мотив и толкает заглянуть внутрь плюшевого медведя или оторвать кукле голову.
  • Таким образом ребёнок выражает своё недовольство. Дело в том, что маленькие дети, которые только начали постигать причинно-следственные связи, мыслят очень конкретно: если кукла не вмещается в машинку, то либо машинка, либо кукла летит прочь. Малыш не связывает эту трудность с тем, что это он сделал неправильный выбор, и предметы не соответствуют друг другу по размерам.
  • Ребёнок пытается сделать родителям назло. Если в ответ на просьбу малыша, он слышит, что вначале нужно убрать игрушки, то это вызывает у него возмущение и желание как-то насолить родителям. Самый простой способ – сделать что-то наоборот. Просто по-другому ребёнок ещё не может справиться со своими эмоциями.
  • Малыш только начинает усваивать иерархию отношений. Он полностью зависит от родителей, а игрушки – от него. Вот ребёнку и хочется проявить свою власть над ними так, как родители над ним. В этом случае чем ласковее обращаются с малышом родители, тем более бережлив ребёнок по отношению к куклам;
  • У детей, которые непоседливы по природе, происходит частая смена деятельности, они излишне активны, легко подвержены раздражению. И получается, что игрушки ломаются случайно: слишком крепко схватил, наступил или уронил;
  • Если малыш болеет, то его психика истощается недомоганием и порождает внезапные вспышки гнева. В этом случае одно неосторожное движение – и что-то упало, сломалось или погнулось.

Как отучить

Самое главное в отношении с ребёнком – это терпение.

Главная задача родителей, не вмешиваться в то, как ребёнок познаёт мир. Данный процесс можно лишь осторожно корректировать. Для этого следует воспользоваться советами детских психологов:

  • Объясняйте всё постепенно. Если малыш нервничает, что коробочка не закрывается, подскажите ему, что если оттуда убрать пару машинок, крышечка легко закроется. Если ребёнок пытается оторвать голову кукле, объясните, что куколке будет больно, а вот резиновый конструктор можно собирать и разбирать без всякого вреда.
  • Для тех ребят, которые ко всем игрушкам применяют силу, отлично подойдут прорезиненные блоки, кегли, мячи. Все эти предметы можно швырять, тянуть, а башню из конструктора ломать и собирать заново.
  • Позволяйте ребёнку проявлять свою силу, например, в песочнице. Пусть малыш построит песочный замок и сам его разрушит. Этим, кстати, воспитывается уважение к своему труду. Осенью пусть ребёнок соберёт пожелтевшую листву и разворошит её. Такой выход отрицательной энергии необходим каждому человеку.
  • Проследите за своим поведением. Если родители небережно относятся к своим вещам, то ребёнок будет так же относиться к своим.
  • Не старайтесь сразу же покупать новую игрушку взамен сломанной. Лучше попробовать совместно с виновником поломки починить старую. Это повысит её ценность в глазах ребёнка;
  • Учитесь переключать внимание малыша. Дети быстро включаются в разные виды активности, поэтому отвлечь от разрушительных действий труда не составит.
  • Обязательно спрячьте от малыша предметы, которые не безопасны для его здоровья. А также хрупкие и дорогие вещи.

Самое главное в отношении с ребёнком – это терпение. Не ждите мгновенных результатов. Лучше максимально окружить малыша заботой и вниманием. Тогда он будет уравновешенным и эмоционально спокойным. А способность к созиданию к маленькому разрушителю обязательно придёт с возрастом.

Родители покупают своему чаду все новые и новые игрушки, стремясь сделать его досуг более интересным, а он вместо того, чтобы увлеченно играть, отрывает куклам головы, бросает на пол машинки или вскрывает брюхо плюшевому медведю? Такая ситуация не так уж редко встречается. Однако, этот факт вряд ли утешит родителей, ведь им, в первую очередь, хочется знать, почему так происходит.

Ребенок выражает гнев

Малыши, которые недавно овладели основными навыками, например, научились ходить и впервые воспользовались ложкой и вилкой, или только начали осваивать речь, еще не понимают, что существуют вещи, которые делать нельзя. Они не умеют правильно реагировать на поведение родителей, которые объясняют ему, почему нельзя, к примеру, писать в штаны или бросаться едой. У малыша копится внутреннее напряжение, которое требует выхода, а прорывается оно наружу обычно тогда, когда у крохи что-то не получается. К примеру, ребенок играет с машинкой, и у него не выходит посадить в нее маленькую игрушку - он тут же связывает неудачу не со своими личными способностями, а с игрушкой, которая у него в руках. В порыве гнева ребенок бросает игрушку, она с размаху ударяется о пол и ломается. Кроха еще не понимает, что вещи способны ломаться, поэтому он просто не может думать о каких-либо последствиях своих действий.

Ребенок ломает игрушки назло

Очень часто разрушительное поведение и по отношению к игрушкам на самом деле скрывает протест против действий взрослых. Мама не разрешила взять со стола конфету или потребовала убрать игрушки, а малышу этого делать не хочется. Он злится и решает как-то навредить родителям, но не находит способа лучше, чем разорвать купленные ему книжки или распотрошить мягкую игрушку. Таким образом, малыш, который еще не научился управлять своими эмоциями, выражает свою обиду и злость.

Ребенок проявляет свою любознательность

В большинстве случаев желание ломать игрушки является всего лишь следствием природной любознательности крохи. На возраст с двух до трех лет приходится пик развития малыша, и именно в это время в нем с удвоенной силой расцветает любопытство и желание получить как можно больше информации об окружающих его предметах и их свойствах. Малыши в это время готовы экспериментировать со всеми вещами, какие только попадают им в ручки. Поэтому они разбирают, бросают, пинают, ломают и бьют игрушки. Таким образом детки познают различия между предметами, учатся понимать законы природы и усваивают взаимосвязь между собой и окружающим миром.

Очень часто на эксперимент малыша толкает желание получить все и сразу. Кроха хочет, чтобы все вещи подчинялись ему, он считает себя главным над своими игрушками, а значит думает, что ему позволено обходиться с ними так, как он считает нужным. Ребенок понимает, что в мире существует определенная иерархия: он сам подчиняется родителям, значит, куклы, машинки и плюшевые медведи должны находиться в подчинении у него самого, и ломая их, он показывает свою власть.

Как отучить ребенка ломать игрушки

На первых порах главная задача родителей – не мешать малышу познавать окружающий мир, и наоборот, всячески ему помогать в этом. Не стоит тут же поднимать за ним брошенные на пол вещи и выставлять на полки только что скинутые оттуда игрушки. Лучше просто наблюдать за действиями малыша и давать ему подсказки. Если кроха никак не может закрыть коробочку, потому что она переполнена, нужно показать ему, что нужно освободить в ней немного места, и тогда крышка легко встанет на свое место. Если малыш пытается оторвать кукле голову, нужно объяснить ему, что так делать нельзя, потому что куколке будет больно, и вместо нее предложить крохе другую игрушку, которую можно легко разобрать и собрать заново.

Если ребенок пытается ко всем окружающим его предметам применить силу, стоит обеспечить его такими игрушками, которые ему точно придутся по вкусу: специальные мягкие блоки из которых можно строить крепости, высокие лежанки и пещеры, а также прыгать по ним, надувной мяч, кегли, крупные конструкторы, из которых можно строить башни и ломать их. Можно научить малыша комкать ненужные листы бумаги и забрасывать их в специально повешенное для этой цели кольцо над мусорным ведром. Предложите крохе попробовать себя в лепке из пластилина или полимерной глины. Можно поиграть с малышом в машинки с настоящими авариями и столкновениями.

На детской площадке маленький разрушитель сможет применить свою силу, налепив большое количество куличиков растоптав свои труды. Зимой можно вместе с малышом построить снеговика и сломать его, а осенью сгрести большую кучу из опавшей листвы, а потом разворошить ее.

Самое главное для родителей – набраться терпения и ждать, а чтобы расстройство из-за новой волны разрушения было не таким сильным, стоит заранее убрать из зоны досягаемости ребенка ценные и хрупкие вещи. Постепенно учите малыша понимать разницу между игрушками и предметами интерьера, которые нельзя трогать, а также вашими любимыми вещами, которые тоже ни в коем случае нельзя портить. Как утверждают психологи, маленький разрушитель в любом случае превратится в созидателя, как только период повышенного любопытства останется позади.

Виктория Грицук

Это еще не повод вешать на него ярлык агрессивного и склонного к разрушению ребенка. И далеко не всегда такое поведение объясняется тем, что кроха хочет досадить родителям.

Как говорят детские психологи, если ребенок ломает игрушки, то он это делает не потому, что слишком избалован и не умеет ценить вещи. Как правило, малыш чувствует себя исследователем, который пытается понять, как устроен тот или иной предмет. Но это не единственная причина, почему ребенок ломает игрушки. Давайте выясним, что на самом деле может скрываться за «плохим» поведением малыша.

Любопытство. Как уже было сказало, малыш постоянно находится в процессе познания. Поэтому нет ничего удивительного в том, что у ребенка появляется желание изучить, как работает механизм вертолета на радиоуправлении или говорящей куклы. Он пытается разбить или разобрать их, чтобы понять, как устроен «внутренний мир» игрушек.

Недостаток родительского внимания . Современные мамы и папы часто пропадают на работе, зарабатывая средства, но при этом экономя на времени, которое они могли бы уделить своему чаду. Чувствуя за собой вину, многие родители «откупаются» от ребенка дорогими подарками. Однако даже самые красивые и «навороченные» игрушки не заменят для крохи родительского внимания. А пытаясь уничтожить игрушку, ребенок своим плохим поведением хоть как-то завоевывает внимание членов семьи.

Сам процесс игры . Малыш, который играет в сюжетные игры, может отождествлять себя с героями. В процессе игры он хочет «убить» злого волшебника, дракона или волка, а сделать это можно только уничтожив игрушку. Ребенок ломает игрушки, следуя примерам из фильмов и компьютерных игр, в которых одни персонажи убивают других.

Потребность выплеснуть агрессию. Ребята, как и взрослые люди, могут чувствовать злость и переживать обиду, и часто дети ломают игрушки, чтобы дать волю накопившимся негативным эмоциям. Нередко родители не справляются со своими чувствами, поэтому начинают повышать голос на малыша. Точно так же, перенимая привычки взрослых, малыши разбивают игрушки, отрывают их детали и даже кричит на них.

Что делать, если ребенок ломает игрушки

1. Как видите, часто ребенок ломает игрушки не умышленно, он так же, как и родители, приходит в расстройство от того, что произошло. Малыша не нужно ругать в таком случае. Рекомендуется приобретать игрушки с учетом темперамента малыша - лучше купить качественную игрушку, чем много хрупких и ненадежных.

2. Родителям довольно сложно научить шестилетнего ребенка бережно относиться к вещам, однако мама и папа могут попытаться свести к минимуму случаи уничтожения игрушек. К примеру, можно купить игрушку , о которой крохе будет приятно заботиться, причем не одну. Ведь уже с четырех лет малышу знакомы чувства любви и заботы.

3. Чтобы ничего не препятствовало изучению окружающего мира, желательно обеспечить малышу достаточное поле для экспериментов, при этом убрав подальше все хрупкие и ценные предметы.

4. Маленьким исследователем можно предложить разобрать ненужные часы или старый фотоаппарат под вашим присмотром. Кроме того, направьте любознательность и тягу ребенка к разного рода механизмам на сборку и разборку конструктора. Даже для совсем маленьких, 2-3 летних малышей в магазине найдутся яркие и безопасные детские игрушки с большими деталями.

Не стоит паниковать, если ваш ребенок бьет игрушки и ломает их - через этот период проходит большинство малышей. Вам нужно запастись терпением, и не ругать его, иначе вы, наоборот, настроите ребенка против себя. Лучше направить силы и внимание крохи в другое русло.

Каждый родитель хочет, чтобы у его малыша были полезные, многофункциональные и интересные игрушки. Однако стремления родителей не всегда оцениваются детьми, и от необыкновенных, а в ряде случаев ещё и дорогих игрушек остаются лишь детали. Почему ребенок ломает игрушки? Причины кроются в его возрастных особенностях, типе темперамента и окружающих людях.

В попытке заменить внимание

На первое место в списке причин психологи ставят недостаток родительского внимания. В силу своей занятости родители стараются с помощью игрушек компенсировать ребенку свое внимание. Помните, что дорогие подарки и самые инновационные развлечения неспособны заменить родительского общения и внимания. Ломая игрушки, малыш хочет привлечь ваше внимание, даже если его поступок вам будет не по душе.

Статистика такова, что реже с проблемой целенаправленной порчи игрушек сталкиваются в семьях, где родители играют вместе со своими чадами и в случае поломки проводят ремонт совместно. Такой подход к воспитанию позволяет привить ребенку бережливость на собственном опыте. Даже если поломка безнадежно испортила вещь, не торопитесь от нее избавляться, покрутите её немного в попытке придумать способ ремонта. Когда ребенок воочию увидит результат своих действий, он расстроится и поймет, что не все можно починить и исправить.

Возрастные ограничения

Неслучайно на игрушках производители указывают рекомендованный возраст и ограничения. Выбирайте игрушки так, чтобы они соответствовали интересам и развитию малыша. Если вы ребенку до года подарили конструктивно сложный автомобиль, не удивляйтесь отломанным дверцам и колесам. В этом возрасте детям интереснее кубики, мячики и различного рода коробочки с простым открывающимся механизмом. Их можно бросать, грызть и разбирать.

О полноценных игрушках стоит задумываться тогда, когда ребенок начинает примерять на себя социальные роли: неумело убаюкивать куклу или перевозить кубики в кузове игрушечного грузовичка. Чуть позже малыш будет представлять себя мамой, доктором, водителем или папой-милиционером.

Познавательный интерес и любопытство


Как устроено все! Эта мысль движет ребенком, когда он отламывает детали игрушки. Предложите юному исследователю разобрать вместе с вами старые часы или иной механизм, поверьте, детскому счастью не будет предела. Таким испытателям, непременно, придутся по душе разборные, трансформирующиеся роботы, конструкторы и другие игрушки, которые способны не только создать интересную игру, но и удовлетворить любопытство.

Маленькие холерики

Агрессивное поведение и желание сломать игрушки, которые попадают под «горячую руку», присуще маленьким холерикам. У активных и легко раздражаемых детей всё быстро ломается и бьется, они «выпускают пар» удобным для них способом и во многом копируют поведение взрослых. Если у них не получается играть по правилам с предметом (собрать пирамидку, сложить дом из конструктора), в сердцах они способны разметать его по всей комнате, для них такое поведение становится способом выражения эмоций, которые они в большинстве случаев таят в себе.

Три простые правила

  1. Позвольте ребенку наблюдать результат своих действий, не меняйте сразу сломанную игрушку на новую.
  2. Обеспечьте ребенка игрушками, которые бы он мог разбирать без плачевных последствий и потерь.
  3. Контролируйте свои эмоции и способы их выражения, вы - пример для малыша, как в хорошем, так и в плохом.
Видео