Что подростку нужно знать о прокрастинации? В первую очередь её причины. Они могут быть:

  • Когнитивные: «Я сделаю это позже».
  • Аффективные: «Да ну, это скучно и неинтересно».
  • Поведенческие: «Сделаю то, что кажется интересным, на остальное плюну».

Эти факторы - вместе и по отдельности - могут тормозить его действия, вызывать снижение активности, подмену приоритетов выполнения задач. Если подросток вовремя заметит у себя подобные проявления, возрастают шансы пресечь прокрастинацию на самом раннем этапе.

Проявите эмпатию

Эмпатия - способность увидеть, понять и принять чувства и мнение другого человека. Обычно нам хочется слушать тех, кто нас понимает и предлагает дельные идеи. Для подростка, который часто находится в состоянии войны с окружающим миром, эмпатическая родительская поддержка особенно важна.

Не становитесь по ту сторону баррикад. Разговаривайте с подростком как с другом, испытывающим проблемы с прокрастинацией. Вы же не набрасываетесь на друзей с осуждениями и гневными обличающими речами?

Эмпатия родителей снижает уровень стресса у подростков, повышает уверенность в себе и положительно влияет на успеваемость.

Эмпатия особенно важна в первом и, пожалуй, самом главном шаге на пути к устранению прокрастинации. Важно осознать и принять наличие проблемы у подростка. Так вы станете опорой для подросшего ребёнка, его надёжным понимающим другом.

Помогите ему развить самообладание

Дорога к самообладанию и познанию предполагает, что человек берёт ответственность за самого себя и за все значимые события, происходящие в его жизни.

Самообладание базируется на реалистичных перспективах, подкреплённых здравыми мыслями, которые ведут к ответственным действиям. Для тинейджера-студента это осознанное стремление получать высокие баллы и учиться на желанной специальности, выбор карьеры с учётом интересов и умений и получение разнообразного эмоционального опыта, в том числе через взаимодействие с другими людьми.

Высокий уровень самообладания обеспечивает высокую продуктивность и служит защитой от прокрастинации. Юность - идеальное время для прокачки этого качества.

Будьте командой

Ваша эмпатия поможет подростку развить навыки самообладания. Начните вместе с небольшого эксперимента, поддерживая друг друга на всём пути.

Для начала поставьте перед собой конкретные цели. Они должны быть важными, значимыми, измеримыми и достижимыми. Например, ваша цель - вернуть былую физическую форму или . Подросток может выбрать что-то из учёбы: пятёрку в четверти, экзамен на отлично или призовое место в важном конкурсе. Это цель ребёнка, его вызов.

Далее составьте план действий. В вашем плане - коррекция питания и программа физических упражнений для сброса веса. В плане подростка - учебные курсы, список книг к изучению и расписание практических занятий. Каждый день выполняйте определённую небольшую часть задачи.

Главное, будьте последовательны и не ленитесь. Ваш опыт, ваше участие, ваш союз для борьбы с прокрастинацией - пример для подростка.

В ходе эксперимента свободно обменивайтесь эмоциями, мнениями и опытом: что далось труднее всего, что не хотелось делать вообще или на каком этапе пришла лёгкость. Заканчивается эксперимент достижением цели: в вашем случае - снижением веса, в случае подростка - отличными оценками за четверть или семестр.

Не нужно быть идеальным. Прогресс - это борьба старых методов с новыми способами достижения целей. Небольшие погрешности естественны на этом пути. В этом и заключается эмпатия: вы не осуждаете, а принимаете и поддерживаете.


Прежде, чем ругать ребенка за то, что вместо приготовления уроков, он уже час ходит из угла в угол и отвлекается на кучу несущественных дел, проанализируйте собственное поведение во всех деталях. Умеете ли вы бороться с прокрастинацией?

Этим термином ученые обозначают (англ. Procrastination (задержка, откладывание), от лат. procrastinatus: pro- (вместо, впереди) и crastinus (завтрашний)) склонность к постоянному «откладыванию на потом» мыслей и дел. То есть, откладывание, отлынивание, замещение другими делами, забывание задач и так далее.

Не требуйте от ребенка, чтобы он успел все и сразу. Если выходные не удалось освободить от приготовления домашнего задания, то фраза: «У тебя очень много уроков, когда ты начнешь их делать?», произнесенная утром в воскресенье, может сразу убить радость жизни от выходного дня. Есть риск, что к вечеру вы устанете корить ребенка за нерадивость, а уроки так и не будут сделаны.

Попробуйте рассказать ребенку о том, как часто взрослые сами страдают от того, что не могут сосредоточится на важных делах и оттягивают их выполнение, возможно вы откровенно поделитесь и собственным опытом, если он есть. Такая откровенность сблизит вас и может заинтересовать ребенка в том, чтобы научиться справляться с противной прокрастинацией. Предложите ребенку составить план, как «съесть слона по частям». Объясните, что начало большого дела часто откладывают и взрослые люди, но если разбить его на несколько небольших частей, оно не выглядит уже таким трудоемким. После каждого выполненного «маленького дела» придумайте какое-то приятное вознаграждение.

Одна семья поделилась со мной подобным опытом: приготовление уроков там разбили буквально на отдельные упражнения, а после каждого задания ребенок бежал к папе за порцией любимого развлечения-ходжением на руках с поддержкой за ноги. Одновременно это являлось и необходимой «физкультпаузой». Важно объяснить ребенку, что это такое небольшое самопоощрение – это не вознаграждение за труд, как таковое, а способ сделать его более приятным и легким, насколько это возможно. Полезно запомнить этот прием, который поможет ему в будущем решать взрослые задачи и справляться с самим собой. Похвалите ребенка именно за то, что он приступил к делу, к которому не хотелось приступать, выделите этот момент, как отдельную маленькую победу, даже если до этого выполнение нежеланной работы откладывалось очень долго.

Негативную коннатацию происходящего дать всегда легко («уже столько времени потеряно!»), а позитивную труднее, от родителей потребуется много терпения. Постарайтесь найти вместе с ребенком в предстоящей работе что-то хорошее, обсудите с ним, то это может быть, даже если на первый взгляд это трудно выделить. Всем понятно, что дело все равно должно быть сделано, а вот с каким настроением и как это произойдет, уже вопрос. Личный пример и совместный с ребенком поиск путей самосовершенствования-вот лучший рецепт.




ОТПРАВИТЬ:

Прокрастинация сегодня достаточно известное понятие, которое часто используют в шутливом тоне. Зато, если вы заметили проявления прокрастинации у ребенка – это тревожный сигнал, требующий вашего внимания.

Прокрастинация – это определение в психологии для обозначения склонности к откладыванию дел/решения проблем на потом. Фактически человек уклоняется от сложных для него заданий всеми возможными способами.

Чаще всего о прокрастинации говорят в контексте взрослых, но дети, к сожалению, в последнее время также страдают от такого психологического состояния. Не оставляйте ребенка наедине с проблемой, не ругайте за лень, лучше помогите справиться с ней и найти мотивацию.

1. Что провоцирует прокрастинацию?

Сейчас существует ряд различных теорий происхождения этого состояния, однако ни одна из них в полной мере не дает исчерпывающего ответа на этот вопрос, поэтому их стоит рассматривать в комплексе.

1.1 Беспокойство

Интенсивный и сильный стресс фактически гарантирует прокрастинацию у ученика. Беспокойство возникает из-за желания (и часто невозможности) выполнить все идеально и страх перед уроком (и шансом получить неудовлетворительный балл). Немотивированный страх показаться неудачником, глупым - является стрессовым фактором.

1.2 Самоограничение

Страх быть успешным, потому что это накладывает определенные обязанности. Традиционно, если ребенок проявил себя по какому-то предмету, или имеет склонность к определенной деятельности (танцы, пение, рисование и тому подобное), его эксплуатируют на полную (конкурсы, олимпиады). Ученик сознательно затягивает выполнение задач, чтобы занизить свои возможности. Проще быть таким, как все, и не выделяться.

1.3 Непокорность

Ребенка может раздражать роль, которую ему навязали: отличник, лентяй, оратор, физик. Это те крайности, которые заставляют ученика развиваться односторонне. Недовольный своим положением ученик боится открыто вступить в конфронтацию, поэтому идет внутреннее сопротивление, что влечет прокрастинацию. Другое проявление – постоянный бунт и открытый отказ что-то делать. Так демонстрируется независимость, но теряются навыки выполнять задания.

Всем известное искусство «не откладывать на завтра то, что можно сделать послезавтра» принято теперь называть прокрастинацией. Кто из нас вместо того, чтобы заняться чем-то важным и нужным прямо сейчас, не начинал браться за что угодно, лишь бы оттянуть неприятный момент начала работы? Вам это не знакомо? Поздравляем, вы – редкое исключение. Можете не читать статью дальше, хотя надеемся, кое-что полезное и интересное найдется в ней и для вас.

Большинство из нас ловили себя на привычке «тянуть резину» и пытались найти способ справиться с ней – благо, методик, обещающих навсегда избавить любого от прокрастинации, сейчас появилось великое множество. Беда в том, что они помогают справиться с внешними ее проявлениями, не затрагивая глубинные причины. А значит, привычка прокрастинировать в конце концов снова возвращается.

Чтобы эффективно бороться с прокрастинацией (как и с прочими неприятными особенностями поведения), стоит докопаться до ее «корней», а именно понять, какие процессы нашего сознания ею управляют. Мы уже рассказывали о том, как наша нервная система ведет себя в режиме многозадачности. Настало время разобраться, как и почему наша психика создает ситуацию, в которой мы прокрастинируем.

Если обратиться к Википедии, то мы найдем следующее определение этого явления: «склонность к постоянному откладыванию важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам». Очевидно, что прокрастинация связана со способностью человека контролировать себя и собственные поступки: мы совершаем что-то, что способно доставить нам удовольствие «здесь и сейчас», чтобы избавить себя от необходимости решать какие-то неприятные, скучные или сложные задачи, даже если это принесет нам пользу в будущем.

Чтобы стало понятнее, о чем идет речь, приведем простой пример. Предположим, вы решили бегать по утрам и вам этот процесс в целом нравится. Вечером вы твердо намерены подняться пораньше и приступить к любимой тренировке. Но утром вдруг осознаете, что в постели тепло и уютно, а на улице холодно и ветрено, и вам совсем не хочется менять состояние комфорта на другое, менее приятное для вашего тела.

И даже если вы вспомните, каким прекрасно-бодрым, сильным и свежим вы будете чувствовать себя после запланированной пробежки и контрастного душа, все равно перспектива прямо сейчас получить удовольствие от сладкой дремоты в теплой постели порой оказывается сильнее, даже если потом вы будете жалеть о пропущенной тренировке. А уж о важности физических упражнений для здоровья организма в этот момент вы даже не подумаете: мозг хочет спать, а тело – оставаться в тепле – и это все, что вам нужно в данный момент!

Будешь Великим Нехочухой!

С точки зрения нейробиологии, желание защитить себя от страха, связанного с возможной неудачей, и является истинной причиной привычки откладывать дела на потом. Однако в результате мы получаем именно то, чего так старательно избегали на подсознательном уровне – неудачи, провалы, упущенные возможности и весь спектр негативных эмоций, связанных с этим.

Просто удивительно, как все взаимосвязано в нашем организме. Так, на то, что мы делаем и чувствуем при этом, огромное влияние оказывают гормоны. В частности гормон дофамин, который получает наш мозг, когда мы переживаем приятные моменты. Чтобы получить его, наше сознание вспоминает действия, которые ранее приводили к выработке этого гормона, и начнет побуждать нас выполнять их снова и снова. При этом если выполнение одной задачи по сравнению с другой гарантированно будет способствовать выработке более высокой «дозы» дофамина, наш мозг станет посылать сигналы, заставляющие нас выполнить именно ее, отложив или проигнорировав менее богатые источники «гормона удовольствия».

За возникновение такого явления как прокрастинация во многом отвечает область мозга, получившая название амигдала, или миндалевидное тело. Именно этот отдел головного мозга автоматически «выдает» те или иные эмоциональные реакции в ответ на сложившиеся обстоятельства. В результате, человек начинает испытывать страх или удовлетворение. Именно амигдала во многом влияет на характер наших воспоминаний и на те решения, которые мы принимаем в той или иной ситуации. Если однажды какое-то событие вызвало у нас сильные негативные эмоции, миндалевидное тело зафиксирует их и в результате у человека может развиться фобия либо иное психическое расстройство.

В тот момент, когда вас пугает необходимость решить сложную задачу или выполнить слишком большой объем работ, миндалевидное тело дает сигнал «готовиться к обороне» или «отступить», побуждая нас избегать ситуации, вызвавшей страх. Это сформировавшаяся в глубокой древности защитная реакция нашей нервной системы, которая тесно связана с инстинктом самосохранения. Таким образом наш мозг пытается предотвратить появления у человека чувства паники, депрессии или неуверенности в своих силах.

Сигналы беспокойства порождают интенсивную выработку гормона адреналина, который «переключает» мозг в режим спонтанного реагирования, дезактивируя области, отвечающие за логику и планирование. Таким образом, человек, вместо того, чтобы разумно подойти к ситуации и проанализировать ее, бессознательно хватается за первое попавшееся занятие, способное принести мгновенное удовольствие и успокоение. К примеру, вместо того, чтобы начать, наконец, работу над своим грандиозным проектом, который откроет ему блестящие перспективы, начинает читать анекдоты или просматривать новостную ленту.

Но если на любую ситуацию, способную вызвать наше беспокойство, наш мозг реагирует рефлекторно, можно ли вообще с этим что-то сделать?

Не отчаивайтесь: бороться с этим можно, причем довольно успешно. Но сначала…

Некоторые результаты научных исследований

Почти столетие назад, в 1925 году, молодой психолог Б.В. Зейгарник, которую впоследствии назовут основательницей советской психологической школы, в своей дипломной работе пришла к интересным выводам: оказывается, человек гораздо лучше помнит те задачи, которые ему не удалось завершить. Зейгарник отмечала, что люди, которых отвлекли от выполнения того или иного действия, способны вдвое более детально рассказать о задачах, которые они не успели выполнить, чем о тех, которые им уже удалось решить. Кроме того, эти незавершенные задачи сохраняются в памяти гораздо дольше, нежели выполненные.

Более поздние исследования Курта Левина показали, что перед началом выполнения действия у человека возникает чувство напряженности. Если действие прерывается до получения результата – напряжение ослабевает, но не исчезает совсем. В результате это чувство напряженности словно подталкивает нас к тому, чтобы завершить начатое. В ходе эксперимента, проведенного К. Левином, 90% детей, участвовавших в нем, возвращались к своей творческой работе и заканчивали ее, даже если их прерывали в процессе и предлагали заняться чем-то другим.

Преподаватель психологии К. Макгроу провел эксперимент, в ходе которого людям предлагалось собрать сложные пазлы за «неограниченный промежуток времени». Но еще до того, как пазлы были сложены, испытуемым объявили, что эксперимент завершен, и можно не продолжать начатую работу. Однако, несмотря на это, те же 90% от общего числа участников остались, чтобы сложить свои пазлы полностью.

Как эти факты помогут справиться с прокрастинацией?

«Достаточно начать – закончить тоже можно»

Помните пословицу: «Хорошее начало – половина успеха»? Люди всегда интуитивно чувствовали, что главное в любом деле – это начать его, а потом постепенно втягиваешься в процесс.

Результаты приведенных выше исследований наглядно доказывают: человек, начав выполнять задачу, уже настроен на ее завершение и вряд ли остановится на полпути. Помните 90% человек, которые стремились завершить начатую работу, хотя обстоятельства, казалось, препятствовали этому? Просто начните – и шанс завершить начатое резко возрастет.

При этом не обязательно «начинать с самого начала». Сделайте ту часть работы, которая вам наиболее интересна/приятна/близка в данный момент. Просто начните. И не стремитесь сразу получить превосходный результат – перфекционизм здесь может только усилить страх перед возможной неудачей и спровоцировать новый «приступ прокрастинации». Сделайте то, что задумали настолько хорошо, насколько это возможно для вас в данный момент. Трудно заставить себя подняться утром? Не давайте себе времени поразмышлять, насколько лучше и приятнее оставаться в постели, чем отправляться на пробежку – просто вставайте. Да, сделать это непросто. Но уже через четверть часа после подъема (или даже раньше) ваш мозг найдет другие привычные пути получения дофамина: удовольствие от свежесваренного кофе, радость от движения на свежем воздухе, любимая музыка в наушниках, бодрящий душ.

Чтобы успешно справляться с прокрастинацией, придумайте себе мотивирующие «плюшки», способные подарить мозгу такой желанный дофамин. Хотя, справедливости ради надо заметить, что система поощрений срабатывает не всегда. В этом случае ничего другого не остается, как прибегнуть к «самошантажу»: «Пока ты не выполнишь эту задачу, у тебя не будет права почитать интересную книгу/посмотреть долгожданный фильм/отправиться на прогулку/ купить себе новую вещицу, наконец (последний стимул относится преимущественно к прекрасной половине человечества). Чем дольше вы будете откладывать начало работы, тем позже получите желанную награду и меньше времени сможете посвятить более приятным занятиям – это тоже хороший стимул для того, чтобы взяться, наконец, за дела.

Обмани себя

Наше сознание не слишком честно поступает с нами, преподнося предстоящую работу в самом невыгодном свете: мы думаем только о том, как ее много, как сложно выполнить тот или иной этап и что будет, если результат не оправдает наших надежд. Решение предстоящей задачи представляется нам огромной мрачной горой, которую необходимо сровнять с землей при помощи ручной лопаты. Наше сознание таким образом пытается «отговорить» нас от работы, которая вызывает негативные эмоции, а, чтобы мы не корили себя за бездействие, предлагает «срочные» дела, которые, кроме всего прочего, не требуют много времени и даже обещают получение удовольствия от их выполнения.

Существует один оригинальный способ борьбы с прокрастинацией, позволяющий перехитрить собственное сознание и снизить чувство тревожности. Суть метода в том, чтобы представить глобальные цели в виде простых для выполнения задач. Например, если вы решили придерживаться принципов здорового питания, не строит расписывать весь дневной рацион и рассчитывать калории. Достаточно свести эту цель к простой формуле: «Выпить чашку воды, съесть фрукт». Если задумали написать книгу – поставьте цель писать 1 или 2 страницы в день. Хотите приобрести привычку бегать по утрам – запланируйте «надеть кроссовки и выйти из дому». Теперь цели перестали пугать вас своей грандиозностью и свелись к простым ежедневным действиям, вовсе не страшным и не сложным. Вы уже на улице и обуты в удобные кроссовки? Почему бы не совершить небольшую пробежку?

Для того чтобы справиться с прокрастинацией, можно привлекать и «сторонние ресурсы» – от различных сетевых сервисов до личного тренера-коуча. При этом не факт, что способы, самые затратные с точки зрения денежных средств, окажутся самыми эффективными. К примеру, почему бы не попробовать справляться с привычкой откладывать дела на потом при помощи нашего сервиса достижения целей SmartProgress . Мы разработали его как эффективный инструмент-помощник для тех, кто хочет ставить перед собой цели и достигать их. При этом самым главным и сложным оказывается сформулировать актуальную задачу и сделать несколько первых шагов на пути к ее решению. После вам уже не захочется останавливаться: ваш мозг больше не станет искать отговорки, а превратится в верного союзника, побуждая вас продолжать работать, пока дело не будет закончено.

  • Наиболее частые причины откладывания и способы их преодоления
    • У меня еще очень много времени, возьмусь когда-нибудь потом и все успею…
    • Подготовка к работе занимает столько времени, что нет сил на работу…
  • Термин «прокрастинация» (откладывание важных дел) знаком далеко не всем, между тем, если подумать, в России прокрастинацию уже можно записывать в число национальных особенностей. Конечно, такое поведение знакомо жителям всех стран, но только у нас его считают не недостатком, а достоинствам. Помните: «Русские долго запрягают, да быстро едут»? Ну вот, это оно. Мы такие, да!

    А между тем, прокрастинация и последующая «штурмовщина» не только выматывают человека, но и не позволяют качественно выполнить работу, да и вообще, здорово портят жизнь. Если вы заметили, что ребенок бесконечно откладывает важные дела - помогите ему с этим справиться!

    До семи - еще рано

    Если ваш ребенок полчаса ковыряется в тарелке с супом - он не прокрастинатор, он просто не голоден или не любит суп. Если два часа переписывает три строчки прописи, отвлекаясь на каждую муху, - у него дефицит внимания или задание кажется ему слишком скучным. А вот когда в половине восьмого вечера 25 мая сообщает вам, что завтра - последний срок сдачи школьного проекта, для которого надо подготовить доклад, макет и презентацию, а задан он был еще в сентябре - не сомневайтесь, это оно!

    Именно поэтому вряд ли вы заметите такую особенность поведения у дошкольника: его распорядок дня жестко регламентирован родителями и воспитателями, а нагрузка разумно дозирована в зависимости от способностей. «Обязательно разучите к понедельнику», - озабоченно советует воспитательница, подсовывая в ноябре сценарий новогоднего утренника (с тремя подчеркнутыми маркером репликами седьмого ежика). Однако как только ребенок идет в школу, у него, во-первых, появляется большая свобода действий, а во-вторых - пропадает жесткая контролирующая связка мама-педагог, ведь они уже не общаются ежедневно. И… понеслось!

    Но почему ребенок без конца откладывает серьезные дела? Причин несколько, и в каждом случае важно оказать ребенку адекватную помощь.

    Сказка о потерянном времени

    Ученик младших классов, как правило, уже вполне может распланировать свои задания на один день и прикинуть, сколько времени займет их выполнение. Куда сложнее равномерно распределить нагрузку на неделю - многим не удается овладеть этим искусством вплоть до средней школы. Что уж говорить о больших школьных проектах, для которых нужно собирать материал на протяжении всего учебного года! Год для семилетнего ребенка - это почти вечность, а вот кончается он, увы, всегда внезапно…

    Проблема

    «У меня еще очень много времени, возьмусь когда-нибудь потом и все успею…»

    Решение

    Обязательно учите ребенка ! Помогите ему разбить работу на этапы и назначьте для каждого контрольные сроки. Объясните, что во время работы могут возникнуть непредвиденные сложности, и нужно обязательно иметь время про запас. Проверяйте ход выполнения работы в контрольных точках и помогите ребенку корректировать график в зависимости от его успехов.

    Лиха беда начало

    Бывает, что ребенка пугает масштабность самого проекта, особенно если он обширный и разноплановый. К примеру, учительница попросила его собрать летом гербарий, описать собранные растения и придумать сказку про одно из них. Ученик младших классов может просто потеряться в таком задании. Что делать сперва - собирать растения или прочитать про них? Писать сказку или закрепить листья в гербарий? И как их закрепить - скотчем, клеем, а может быть - степлером? Не зная, с какой стороны приступить к заданию, ребенок поступает просто - не делает ничего, надеясь, что потом как-то само все прояснится.

    Проблема

    «Я не знаю с чего начать, как это вообще работает?..»

    Решение

    Решение, как ни странно, то же самое, что и в предыдущем случае. Только акцент надо делать не на контрольных сроках, а на содержании этапов. Обсудите вместе с ребенком, что нужно сделать в начале, пусть у него на каждый день стоит какая-то небольшая, но понятная и конкретная задача, например, в случае с гербарием, - найти названия всех деревьев, которые растут во дворе. Как только первый этап будет пройден, малышу сразу станет намного проще!

    Большой кусок

    Иногда ребенок знает, что нужно делать и сколько времени на это потребуется, но сам объем предлагаемой работы парализует его, как удав кролика. Книга слишком толстая, разве мыслимо ее вообще прочитать? Птиц в нашей области живет слишком много, разве можно обо всех написать? Всякий нормальный ребенок (да и взрослый тоже) постарается отвлечься от того, что его пугает и беспокоит, найдя более приятное занятие. А работа, между тем, не просто остается несделанной, к ней даже не приступали!

    Проблема

    «Я такой маленький, а работа такая большая…»

    Решение

    Да, да разбейте вместе с ребенком работу на этапы! Покажите, как мал и незначителен каждый из них, как просто с ним справиться и какую часть работы ребенок при этом проделывает. К примеру, ребенок боится читать слишком толстые книги. Разделите ее закладками по пять страниц, пусть это будет дневное задание. В книге 100 страниц? Прекрасно, повесьте на стену календарь, каждую неделю раскрасьте разными цветами (чтобы ребенка не угнетала «большая белая неизвестность») и последовательно перекрашивайте каждую неделю по мере продвижения маленького читателя.

    Черновик и чистовик

    Иногда будущая работа кажется ребенку ценной сама по себе, и он боится приступить к ней, потому что может что-то испортить или выполнить неверно. Особенно часто это происходит с художественными и научными работами, есть даже такое понятие, как «страх чистого листа». Действительно, полотно такое большое, вдруг вместо того, чтобы нарисовать шедевр, я сделаю неверный мазок? Вдруг, проращивая семена, я полью их слишком обильно, и они погибнут? Да и вообще, хватит ли у меня знаний и способностей для такого проекта?

    Проблема

    «Я слишком маленький и глупый для такой работы…»

    Решение

    Тренировка и еще раз тренировка! Начните с эскизов, постепенно увеличивая размер листа. Посейте несколько запасных партий семян. Вместо большого сочинения напишите маленькое эссе. Учите ребенка работать с черновиками, расскажите, что неудачные решения - неизбежность любого предприятия, именно они позволяют нам сделать правильные выводы.

    Большому кораблю - большое плавание

    Наконец, ребенок может откладывать начало важного дела, потому что ему кажется, что для начала требуются особенные, идеальные условия. Прежде, чем приступить к написанию большого сочинения, нужно прорешать все примеры по математике, подготовить на завтра школьную форму, чисто убрать свой рабочий стол, поточить карандаши, чтобы уж ничто не отвлекало от важной работы… В итоге ребенок или вовсе тонет в повседневной рутине, или приступает к работе таким усталым, измученным, что тут же ее бросает. Особенно часто это случается с маленькими перфекционистами, отличниками и умницами, от которых родители уж никак не ожидают, что их дисциплинированный ребенок «завалит сроки». Но это их персональный дракон, имейте в виду!

    Проблема

    «Подготовка к работе занимает столько времени, что нет сил на работу…»

    Решение

    Не всякому взрослому удается верно расставить приоритеты, что уж говорить о ребенке. Самое время научить его «управлением времени по Франклину», научив разделять все задачи на важные и неважные, срочные и несрочные. Согласно этой классификации, наиболее ценны важные несрочные дела, что полностью согласуется с проблемой прокрастинатора - именно к ним труднее всего приступить. Покажите, как много времени высвободит отказ от неважных дел, которые ребенок может отложить, не делать совсем или перепоручить, в крайнем случае - строго ограничить время, уделяемое им. Карандаши можно заточить и в процессе работы, если возникнет необходимость, так что вперед, пора действовать!

    Беда прокрастинации не в том, что важное дело остается несделанным (или сделанным ругающимися родителями, которые всю ночь в четыре руки клеят макет), а в том, что несделанная работа изматывает и угнетает ребенка даже тогда, когда он вообще ничего не делает. Постепенно откладывание становится дурной привычкой, а затем и чертой характера, но утомляет от этого не меньше. Лучше подавить такую возможность в зародыше и… пожалуйста, не откладывайте это на завтра!