Эмма Мошковская
"Я мамy мою обидел"
Я мамy мою обидел,
Тепеpь никогда-никогда
Из домy вместе не выйдем,
Hе сходим с ней никyда.
Она в окно не помашет,
И я ей не помашy,
Она ничего не pасскажет,
И я ей не pасскажy...
Возьмy я мешок за плечи,
Я хлеба кyсок найдy,
Hайдy я палкy покpепче,
Уйдy я, yйдy в тайгy!
Я бyдy ходить по следy,
Я бyдy искать pyдy
И чеpез бypнyю pекy
Стpоить мосты пойдy!
И бyдy я главный начальник,
И бyдy я с боpодой,
И бyдy всегда печальный
И молчаливый такой...
И вот бyдет вечеp зимний,
И вот пpойдёт много лет,
И вот в самолёт pеактивный
Мама возьмёт билет.
И в день моего pожденья
Тот самолёт пpилетит,
И выйдет оттyда мама,
И мама меня пpостит.
Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981) - советская детская писательница и поэтесса.
Окончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных (1954) по классу вокала, работала в Архангельской филармонии (меццо-сопрано). В начале творческого пути получила одобрение Самуила Маршака. В 1962 году выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар», за которым последовали более 20 сборников стихов и сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. На стихи Мошковской писали песни советские композиторы.
Я маму мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из дому вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
Я тоже не помашу,
Она ничего не расскажет,
Я тоже не расскажу…
Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду,
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу!
Я буду ходить по следу,
Я буду искать руду,
Я через бурную реку
Строить мосты пойду!
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой…
И вот будет вечер зимний,
И вот пройдёт много лет,
И вот в самолёт реактивный
Мама возьмет билет.
И в день моего рожденья
Тот самолёт прилетит.
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит!
Анализ стихотворения «Я маму мою обидел» Мошковской
Стихотворение «Я маму мою обидел» Эммы Эфраимовны Мошковской – одно из самых известных и трогательных в творчестве поэтессы. В 1975 году по произведению был снят мультфильм.
Стихотворение написано не позднее 1968 года. Поэтессе в эту пору исполнилось 42 года, она, певица Архангельской филармонии, решила себя попробовать в качестве детской писательницы. Ее поддержал С. Маршак, а еще очень повезло с первым издательством – только что организованным «Детским миром». Там ее стихи приняли в печать, позднее началось сотрудничество с Детгизом и множеством детских журналов. В жанровом отношении – поэтический рассказ, рифмовка перекрестная, 7 строф. Лирический герой, мальчик, поссорился с мамой. Наверно, не слушался, огрызался, а то и обманул. Теперь он понимает, что между ними, как говорится, все кончено. Дальше он грустно вспоминает, как здорово было с мамой дружить. Идти куда-нибудь вместе, разговаривать о том о сем, смеяться. А еще мама всегда стояла у окна, когда он уходил один, самостоятельно. Можно было весело махать друг другу руками, даже что-то кричать, показывать жестами. А еще с ней было так интересно обсуждать всякую всячину. Мама понимающий человек, в общем. Была. Теперь-то «она ничего не расскажет». Мальчик не только из упрямства не идет мириться. На самом деле ему еще и страшно. Кажется, что мама не простит. Да он сам себя точно не простил бы. Наверно, надо уйти из дома, но не туда, где лучше, наоборот, в глухую тайгу. Чтобы кругом опасность, комары и много тяжелой работы. А он, конечно, начальник экспедиции, все его уважают, и даже в газете о нем напишут. Но это будут совсем не легкомысленные приключения, нет, только общественно-полезный труд. Понадобится людям мост – а он тут как тут, готов даже ночью строить. Один. И никто-никто не будет знать, отчего у него такая редкая борода и печальный вид. Годы будут идти, но однажды прямо в тайгу прилетит самолет, а в нем – мама! И она обрадуется, что он стал серьезным человеком, поверит, что он больше ее не обидит ни за что. Можно будет даже полететь с мамой домой, а мост достроит кто-нибудь другой. В стихах Э. Мошковской – словно подлинная детская речь, с ее характерными оборотами и наивной логикой. Например, ужасное «никогда-никогда», которое выражает просто предел времени. Череда вроде бы однообразных повторов, которые, однако, двигают сюжет и задают ритм. Перечисления, эпитеты (бурную реку, реактивный самолет). Глагольность, представление о собственном дне рождения как времени чудес, сочетание прозаизмов с фантазией. Восклицания, сиротливое многоточие.
В стихах «Я маму мою обидел» Э. Мошковской лирический герой повествует о своих переживаниях после ссоры с самым важным человеком на земле – мамой.
Тюменская область. Ханты-Мансийский автономный округ.
Нижневартовский район.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОХТЕУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Конспект урока литературного чтения
по теме:
Э.Э.Мошковская «Я маму мою обидел»
Приготовила: Комалова Любовь Александровна
2015 - 2016 учебный год
Тема : Э.Э.Мошковская «Я маму мою обидел»
Цели и задачи:
Познавательные:
Познакомить с биографией Э.Мошковской, её стихотворением «Я маму мою обидел»;
Работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.
Предметные:
Продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме;
Формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;
Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения по ролям и наизусть;
Метапредметные:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке;
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;
Развивать воображение, фантазию, творческие способности;
Совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;
Расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;
Учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Личностные:
Определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
Показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия;
Содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать;
Воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;
Учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.
Планируемые результаты достижения на уроке:
Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению;
надо научиться видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, особенно в семье; уметь давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.
Содержание урока:
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк!
Начинается урок!
2. Актуализация опорных знаний.
Слайд 2 + приложение 1
Моя мама как весна.
То как солнце засмеётся,
То, как лёгкий ветерок,
Головы моей коснётся.
То рассердится слегка,
Будто тучка набежала,
То, как радуга она:
Поглядишь и засияла!
О чём это стихотворение?
Какой литературный приём использует автор? (метафора)
Подчеркните двумя чертами глаголы, указывающие на действия мамы.
Какой приём использует автор? (олицетворение)
А зачем нужна мама?
Слайд 3
Есть такая притча. Я хочу вам её рассказать.
За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:
Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?
Бог ответил: - Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой.
Он тебе всё объяснит.
Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?
Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
А как зовут моего ангела?
Неважно, как его зовут. У него много разных имён. Но ты будешь называть его мамой.
Слайд 4
У каждого из нас есть этот добрый ангел, который заботится о нас. Именно из маминых уст ребёнок слышит первые в своей жизни слова и песни.
3. Целеполагание.
Слайд 5
Вы уже догадались, что следующее стихотворение тоже будет о маме. Откройте учебник стр.120. Прочитайте название.
Верно, мы познакомимся с произведением Э. Мошковской «Я маму мою обидел ».
– Что бы вы хотели узнать и чему научиться? Какой у вас возник вопрос?
4. Работа над новым материалом.
А) Знакомство с биографией Э. Мошковской
Слайд 6
Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981)
Русская поэтесса родилась в Москве в дружной семье. Как вспоминала сама поэтесса, семья была очень дружной, трудолюбивой. Девочку окружала атмосфера любви, сердечности, взаимопонимания.
Эмма Мошковская с раннего возраста начала проявлять незаурядные вокальные способности, поэтому после окончания школы она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый» и Эмма Мошковская стала заниматься поэзией профессионально. Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему.
Она быстро стала очень востребованным автором – за год издательства выпускали по 2-3 её книги. Помимо стихов Эмма Мошковская пробовала свои силы как прозаик, драматург, переводчик.
Слайд 7
Тест «Проверь себя»
Б) Прослушивание аудиозаписи стихотворения
Слайд 8
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Какие чувства у вас оно вызвало? (Жаль мальчика, жаль маму.)
в) Чтение стихотворения учениками. Выборочное чтение.
Слайд 9
– Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строчки и прочитайте.
– Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?
Кем он себя представлял?
– Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым?
– Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму?
– Какой совет вы бы дали мальчику?
Мама – самый близкий человек, самый родной. Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слова.
Г) Составление плана стихотворения.
Слайд 10
Из скольких частей состоит стихотворение? (три)
О чём говорится в 1 части? (о том, как обидел маму)
Какими строчками заканчивается? (И я ей не расскажу…»)
Назовите эту часть? (я маму мою обидел)
О чём говорится во 2 части? (о том, кем мальчик станет)
Какими строчками заканчивается? (И молчаливый такой…»)
Назовите эту часть? (я буду главный начальник)
О чём говорится в 3 части? (о том, как мама простит)
Назовите эту часть? (и мама меня простит)
Выразительное чтение.Конкурс чтецов.
С какой интонацией вы будете читать стихотворение?
В каком темпе?
Какие слова выделите логически?
Конкурс чтецов
Д) Как звучит слово МАМА на других языках народов (Историческая справка).
Слайд 11
- Мы сейчас много раз произносили слово «мама». Оно практически одинаково звучит на разных языках. (карточки)
Бенгальский – майера;
Каталонский – мааре;
Чешский – маминка;
Датский – моа
;
Эстонский – эма;
Французский - маман (мамА);
Гаитянский креольский – манма;
Иврит – има;
Хинди - мА; Исландский, Итальянский – мама;
Корейский – омма;
Латынь – мАтрем; Словацкий – мамичка;
Испания, Италия – мадрэ;
Персидский - маман, аннэ; Нидерланды – мА; Литва – мамитэ; Турция - ана
Болгария - мамо, майка; Швеция –мур; Украинский – мати, мамо; Греческий – митэра, мана.
5. Рефлексия.
Слайд 12
- Что вы узнали на уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что у вас особенно получилось?
6. Итог урока. Объяснение домашнего задания. Выставление оценок.
Слайд 13
Понравился ли вам урок?
Что вы узнали на уроке?
За что можете похвалить себя?
– Почему важно в семье любить друг друга?
– Как выразить свою любовь к маме?
– Как проявить своё особое внимание, чтобы она почувствовала заботу о ней?
Сегодня на уроке мы проследили, как можно с помощью стихотворений, с помощью музыки, картин передать чувства, эмоции, любовь к маме.
Д/з Выразительное чтение стихотворения; можно выучить наизусть по желанию.
Приложение 1
Моя мама как весна.
То как солнце засмеётся,
То, как лёгкий ветерок,
Головы моей коснётся.
То рассердится слегка,
Будто тучка набежала,
То, как радуга она:
Поглядишь и засияла!
Моя мама как весна.
То как солнце засмеётся,
То, как лёгкий ветерок,
Головы моей коснётся.
То рассердится слегка,
Будто тучка набежала,
То, как радуга она:
Поглядишь и засияла!
Моя мама как весна.
То как солнце засмеётся,
То, как лёгкий ветерок,
Головы моей коснётся.
То рассердится слегка,
Будто тучка набежала,
То, как радуга она:
Поглядишь и засияла!
Моя мама как весна.
То как солнце засмеётся,
То, как лёгкий ветерок,
Головы моей коснётся.
То рассердится слегка,
Будто тучка набежала,
То, как радуга она:
Поглядишь и засияла!
Моя мама как весна.
То как солнце засмеётся,
То, как лёгкий ветерок,
Головы моей коснётся.
То рассердится слегка,
Будто тучка набежала,
То, как радуга она:
Поглядишь и засияла!
Моя мама как весна.
То как солнце засмеётся,
То, как лёгкий ветерок,
Головы моей коснётся.
То рассердится слегка,
Будто тучка набежала,
То, как радуга она:
Поглядишь и засияла!
Моя мама как весна.
То как солнце засмеётся,
То, как лёгкий ветерок,
Головы моей коснётся.
То рассердится слегка,
Будто тучка набежала,
То, как радуга она:
Поглядишь и засияла!
Моя мама как весна.
То как солнце засмеётся,
То, как лёгкий ветерок,
Головы моей коснётся.
То рассердится слегка,
Будто тучка набежала,
То, как радуга она:
Поглядишь и засияла!
- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;
- развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами этикета;
- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.
Личностные:
- определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия.
Метапредметные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;
- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные:
- познакомить с биографией Э. Мошковской, её произведением “Я маму мою обидел”;
- работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.
Предполагаемые результаты достижения на уроке:
- надо научиться видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, особенно в семье;
- уметь давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.
Проект урока
Этапы урока | Формирование предметных знаний | Формирование УУД |
1. Организационный момент | Читает учитель: “Нам радостно,
нам весело! |
|
2. Эмоциональное вхождение в урок. | Звучит “Колыбельная песня” (А.
Майков) Ответы детей.
|
– Что прозвучало? – Когда впервые вы услышали колыбельную песню? – Кто вам её пел? – Что предлагает мама детям? – Подтвердите словами из Колыбельной песни. – Почему? – Каким она хотела видеть сына? |
Потому что на уроке будем говорить о маме, об отношении к маме. | – Как вы думаете, почему я включила в урок “Колыбельную песню”? | |
3. Проблемные учебные действия. | а) На доске записано: “Я маму мою
обидел” (ответы детей) |
– Прочитайте слова, записанные на
доске. – Что вы подумал, когда прочитали эти слова? |
б) Проблемный вопрос | – Как можно обидеть человека? | |
в) Работа в группе.
На столах лежат тексты. |
Прочитайте тексты, обсудите, сделайте вывод. | |
1 гр.
Петя увидел, как его друга Славу толкнул во время игры в “Пятнашки” один мальчик. Слава упал и заплакал. Петя подбежал к нему, помог. Слава ободрал колено, кроме того, ему было очень больно и обидно. |
– Как вы думаете, почему Славе было обидно? | |
2 гр.
Прибежал Митя в сад, выхватил из рук своей маленькой сестры Тани куклу и побежал по саду. Таня стояла и плакала. Выбежал из дому старший брат Мити Серёжа. Он отнял у Мити куклу и стал играть с ней. Митя побежал жаловаться отцу. Отец всё видел в окно. |
– Опишите состояние мальчика. | |
г) Представители групп выходят и озвучивают выводы. | – Так что значит обидеть кого-то? | |
д) Учитель. Словом, жестом, взглядом, физически. |
– Как можно обидеть? – Случалось ли с вами такое? – Как вы себя чувствовали? – Как вы поступили? |
|
Ребята, мне хотелось, чтобы вы
помнили один поэтический совет: “Когда ты хочешь молвить слово, |
– Что значит свинцово? | |
Свинец – тяжёлый металл. Значит слова тяжёлые, обидные. Вежливый человек никогда не причинит никому неприятностей и обид. | – Главная мысль произведения? | |
В народе говорится: “Слово лечит, слово ранит”. | – Объясните смысл этой пословицы. | |
Вывод: От доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – остаётся обида, дружба рушится. | ||
4. Релаксация. | Звучит музыка. Положить головы на
столы. |
– Вы маленькие снежинки, которые
легли на землю и спокойно отдыхают. А теперь снежинки постепенно просыпаются, встают, потягиваются, кружат в воздухе. |
Садятся девочки. | А теперь первыми садятся хрупкие снежинки, маленькие. | |
Садятся мальчики. | А потом снежинки побольше. Мужчины всегда ждут, когда дамы займут свои места. |
|
5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | а) Знакомство с произведением Э. Мошковской “Я маму мою обидел”. | – Ребята, давайте обратимся к
учебнику. – Прочитайте название стихотворения. – Что бы вы хотели узнать и чему научиться? |
– Нам нужно, чтобы красиво
говорить; – Чтобы приятно было слушать других; – Выразительно читать; |
– Для чего вам это нужно? | |
– Дать советы мальчику. | – Ребята, это и есть задачи нашего урока. | |
6. Реализация построения проекта. | Перед вами лежать листы “Задачи урока”. | – Выделите те задачи, которые вы бы хотели решать на уроке. |
б) Знакомство с биографией Э. Мошковской. | Рассказ учителя. – Какие произведения вы уже читали? |
|
Чтение стихотворения учителем. Жаль мальчика, жаль маму. |
– Понравилось ли вам стихотворение? – Какие чувства у вас оно вызвало? |
|
в) Чтение стихотворения учениками. | – Как мальчик и мама относились
друг к другу до ссоры? – Найдите эти строчки и прочитайте. – Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой? – Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым? – Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этому произведению? – Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму? |
|
Мама – самый близкий человек, самый
родной. Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слова. |
– Какой совет вы бы дали мальчику? | |
7. Первичное закрепление. | г) Работа в группах.
Нет лучшего дружка, как родимая матушка. Дитя хоть криво, да отцу матери мило. Мать кормит детей, как земля детей. (по 1 представителю от группы выходят и объясняют выполненное задание). д) Отработка навыков беглого чтения с элементами игры. (слайды 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) – чтение “птичий базар”; |
– Прочитайте пословицы. – Выберите одну, которая подходит к нашему уроку, объясните её смысл. – Вспомните правила работы в группе. |
8. Рефлексия. | а) Листы “Мои успехи на уроке”.
1. Э. Мошковская – детский поэт. а) Я слушал и узнал новое. 2. Работа с пословицами. а) Я выбирал пословицы, соответствующие тексту. 3. Отработка навыков чтения. а) я внимательно слушал. – Меня взволновало… |
Перед вами лежит лист самооценки. Подчеркните задания, которые вы выполняли. Сверьте с листком “Задачи урока”. Выполнили вы свои задачи? Молодцы! |
9. Итог урока. | – Почему важно в семье любить друг
друга? – Как выразить свою любовь к маме? – Как проявить своё особое внимание, чтобы она почувствовала заботу о ней? |
|
10. Домашнее задание. | – Выразительно читай стихотворение. – Написать мини-сочинение “Я говорю ласковые слова маме” |