- Вячеслав, расскажи, как ты стал киберспортсменом?

После окончания учёбы я по собственному желанию пошёл в армию. Соответственно, у меня был целый год, чтобы решить для себя, чем я хочу заниматься, что делать дальше в жизни. Было время, чтобы всё взвесить и обдумать. В итоге я принял решение пробиваться в киберспорте. Я понимал, что это очень рискованное решение, особенно в моей ситуации на тот момент. Вероятность, что ничего не получится, была очень высока. Но всё же у меня было достаточно времени, чтобы мотивировать себя на достижение желаемого. Я обозначил цели и сроки и, вернувшись, приступил к тренировкам.

Вначале было очень тяжело, так как я сильно отставал от остального игрового сообщества. Примерно полгода я потратил только на то, чтобы догнать сильных игроков, а уже в следующие полгода начал попытки попасть в команды, отправлял заявки и так далее.

Почему ты остановился на профессии киберспортсмена? Следил за киберспортом раньше и хотел быть как эти ребята?

Нет. До армии я был очень далёк от киберспорта, то есть играл в компьютерные игры, но не думал о том, что так можно зарабатывать деньги, что этим можно заниматься профессионально. Вообще, в моей жизни было много традиционного спорта. У меня первый взрослый разряд по хоккею, занимался им 11 лет, я КМС по гребному слалому, но при всём при том мне очень нравилось играть в комп.

В компьютерных играх есть соревновательный дух, а мне всегда нравилось соревноваться.

- Почему League of Legends, а не Dota 2 или какая-то другая киберспортивная игра?

Тут такой момент, что Dota на рынке уже 10 лет. Counter-Strike - ещё дольше. Пробиться в этих дисциплинах раза в три сложнее, и перспектив в них на тот момент особых не было. League of Legends, напротив, была относительно молодой игрой и существовала всего 2,5 года. Устоявшихся коллективов в ней было довольно мало, а в ру-сегменте таковых вообще не было. Даже сейчас русскоязычное комьюнити League of Legends, по сравнению с европейским и американским, совершенно неразвито, что даёт большой шанс новичкам.

У меня был опыт игры в Dota и Dota 2, но добиться успеха в новой игре проще и быстрее, да и интереса она вызывает больше, нежели уже известная. Ещё один момент заключается в действиях создателя игры для её продвижения.

Я видел, сколько денег и сил вкладывает Riot Games в развитие League of Legends как киберспортивной дисциплины и создание экосистемы для игроков. Чего стоит тот факт, что Riot Games сама выплачивает зарплаты игрокам.

Создатели игры организовывали хоть и сезонные, но полноценные лиги. На тот момент это был единственный разработчик, который так вкладывался в развитие своей игры. Всё это меня привлекло, я здраво оценил свои силы, тенденции развития дисциплины и Riot Games в целом. Я увидел там будущее и, соответственно, туда и пошёл.

- Почему ты играешь за Gambit Gaming? Чем объясняется выбор этой команды?

После распада предыдущей команды, в которой я играл, у меня был перерыв. Это было межсезонье, я продолжал тренировки. Спустя некоторое время поступило предложение присоединиться к Gambit Gaming, из-за которого я отказался от ещё одного привлекательного предложения. Это очень влиятельная и раскрученная организация с хорошими перспективами, и я решил играть здесь.

- Получается, что в профессиональном киберспорте не игрок ищет команду, а команды - игроков?

Здесь всё относительно. Такая концепция работает во всех развитых регионах, но ру-сегмент пока ещё до такого недотягивает. В целом для того, чтобы на тебя обратили внимание и вообще знали, что ты есть, необходимо проявлять активность.

- Стримить на Twitch?

Не только. Вести группы в социальных сетях. Делать аналитику матчей, высказывать свою точку зрения по тем или иным игровым вопросам и событиям. Конечно, твоё мнение может вызвать шквал критики от несогласных игроков и комьюнити в целом, но к этому нужно быть готовым.

Чтобы киберспортсмена заметили, ему всегда нужно быть на виду. Можно устраивать трансляции, если умеешь хорошо стримить и хорошо играешь. Нужно общаться с игроками, участвовать в конференциях с профессионалами.

Многие люди, не знакомые с киберспортом, считают, что игроки и уж тем более профессиональные геймеры - чахлые задроты. Вроде как у них очень плохо с физической подготовкой, выносливостью и так далее.

На самом деле я уже давно не сталкивался с мнением, что киберспортсмены - это чахлые задроты.

Если посмотреть на сцену CS:GO, то там вообще сплошные бодибилдеры.

Когда видишь, что эти люди играют в компьютерные игры, думаешь: «Что за фигня? Они не могут быть такими!» Мнение о плохой физической подготовке киберспортсменов могло быть верным лет 10 назад, но сейчас всё сильно поменялось.

На чемпионатах на кону огромные деньги, за киберспортсменами пристально и далеко не всегда доброжелательно следят сотни тысяч зрителей… Наверное, сложно играть в такой атмосфере по 5 часов практически без перерывов?

Больше. Вообще, турнирный день длится от 10 часов и больше. Конечно, играешь ты не всё время, но вынужден постоянно находиться там. А обычные тренировки занимают от 10 до 14 часов в день. Это так, к слову. Играть всего по 5 часов в день - это далеко от правды.

- Ничего себе! То есть реально может возникать необходимость уделять игре до 14 часов в день?

Что значит «необходимость»? Нет, это всё не так работает. Вот смотри. У тебя есть рабочий день. Сколько длится рабочий день у нормальных людей? 8 часов?

- Да, обычно 8 часов.

В среднем тренировки занимают от 10 до 14 часов в день.

В промежутках между тренировками есть относительно свободные часы, в которые ты можешь ещё потренироваться либо заняться физическим спортом, как это делаю я. Не бывает такого, что ты сидишь за игрой долго без перерыва, потому что это непродуктивно. Тут всё то же самое, что и в любом другом виде спорта. Ни один тренер не будет гонять свою команду по полю 10 часов подряд. Тренироваться приходится много, но делать это нужно качественно.

На твоих свежих фотографиях видно, что ты занимаешься и силовым спортом. Скажи, а совмещение традиционного и киберспорта среди профессиональных игроков - это тенденция или твой случай единичный?

Вячеслав Archie Егоров, Gambit Gaming

Не все стремятся выглядеть подкачанными. Можно просто бегать или заниматься фитнесом. Главное - тренировать свою сердечно-сосудистую систему, от этого лучше работает голова.

Я недавно занялся бодибилдингом и сделал это отчасти потому, что в нём есть связь с киберспортом.

Ты тренируешь усидчивость, концентрацию, сдержанность, то есть занимаешься довольно скучной, рутинной работой. Тренировки ведь офигеть какие скучные, но тебе необходимо всё время поддерживать концентрацию.

Касательно того, единичен ли мой случай… Нет, у нас есть другие ребята, которые любят ходить в зал. Кто-то вообще предпочитает теннис. Выбор конкретного спорта зависит от того, что тебе нравится и как ты хочешь выглядеть.

- Ты говоришь, что физические упражнения помогают тебе лучше думать. А есть ещё какие-то плюсы?

Да. Занимаясь физическим спортом, гораздо меньше болеешь. Это особенно актуально, когда прилетаешь на чемпионат в другую страну с другим климатом. Регулярные занятия спортом поддерживают иммунную систему в тонусе, и именно силовой спорт тут тоже помогает, потому что предполагает постоянную работу без перерывов. Если ты занимаешься, например, бегом, то можешь делать это нерегулярно, но работа с железом - такая штука, которой нужно или заниматься постоянно, или не заниматься вообще.

- Правда, что в некоторых командах игроков обязывают заниматься физическим спортом?

Не берусь утверждать, потому что сам не проверял такую информацию, но в одном интервью с профессиональной командой из Кореи я слышал, что у них в контракте есть пункт об обязательных занятиях физическим спортом. Не имеет значения, каким именно, но ты должен быть физически активным определённое количество часов в неделю.

Руководители команд понимают, что физический спорт способствует выработке эндорфинов, то есть делает игроков счастливее, развивает усидчивость и выносливость. Человек может больше тренироваться в игре, меньше устаёт, всегда в приподнятом настроении, меньше подвержен депрессии, легче переносит поражения.

Я не могу подробно объяснить, как это работает с точки зрения науки, но, опираясь на свои ощущения и прочитанную литературу, могу сделать вывод: физический спорт положительно влияет на жизнь киберспортсмена.

- Ходят слухи, что в киберспорте тоже есть допинг…

- В профессиональных командах действительно есть штатные психологи?

Есть люди, которым легко общаться с другими членами команды. Есть и такие, кто зажимается и закрывается от всех, даже от своих тиммейтов, никого к себе не подпускает. Без помощи специалиста преодолеть подобные психологические проблемы трудно, но для эффективной работы команды это необходимо, потому что есть контракт. Нужно хорошо играть и активно взаимодействовать. Бывают внутренние конфликты на эмоциях, когда один игрок сказал другому что-то не подумав. В таких ситуациях психологи очень помогают.

- Давай поговорим о еде. Как ты подходишь к своему питанию? Стараешься есть здоровую пищу?

По возможности да. Если брать последний буткемп (база, где тренируются игроки перед чемпионатом - прим. ред. ), то питаться там правильно не особо получалось, но дома я слежу за своим питанием.

Я считаю правильное питание самым важным аспектом, влияющим на здоровье.

Хочешь быть здоровым - питайся правильно. Самый важный приём пищи - это завтрак, кто бы что ни говорил. Если ты не будешь завтракать нормальной едой, то не получишь энергию. Без энергии оставаться весь день на драйве невозможно. Постоянное общение с членами команды отнимает очень много сил.

В межсезонье, когда больше свободного времени, я ем 4–5 раз в день. Это обусловлено тем, что я хочу набрать мышечную массу. Обычный завтрак - это овсяная каша с яйцами. Через 2 часа - творог. На обед - что-нибудь калорийное наподобие риса или макарон с мясом или рыбой. Обязательно включение в рацион клетчатки, то есть овощных салатов. Далее снова перекус. Это может быть творог, если не знаешь, что съесть. На ужин тоже крупа с чем-то белковым, только в меньшем количестве.

Если сильно заморочиться, то можно начать считать калории. Тогда у тебя будет красивое тело, чтобы хорошо выглядеть перед камерой и зрителями.

- Как ты решал вопрос с правильным питанием во время чемпионата?

В прошлый раз я не смог решить этот вопрос, потому что готовка отнимает очень много времени, которого совершенно нет. В итоге месяц приходилось питаться разными кебабами.

Если речь идёт о правильном буткемпе, сделанном по европейским, американским или корейским стандартам, то там спортсмены вообще ни о чём не заботятся и думают только об игре.

- Получается, если буткемп хороший, о еде вообще думать не надо?

Да, при наличии средств все вопросы с едой берёт на себя организация.

Профессиональные команды нанимают персонального диетолога, который составляет отдельное меню для каждого спортсмена, и для каждого покупаются специальные продукты.

Конечно, игрок имеет право отказаться и питаться тем, что ему нравится.

- Можешь назвать плюсы и минусы жизни киберспортсмена, если сравнивать с более традиционными профессиями?

На обычной работе у человека, как правило, нормированный день, то есть он уходит на работу, приходит домой и знает, что его вечер полностью свободен и можно заниматься тем, чем хочется. Жизнь киберспортсмена больше похожа на жизнь профессионального спортсмена. Каждый день полностью расписан. Свободного времени минимум. Конечно, его можно находить, но если ты хочешь быть лучшим, то его просто не будет.

- И так круглый год?

Нет, в межсезонье довольно мягкий график. Появляется время, чтобы отдохнуть морально и физически. Межсезонье - это восстановление, но терять форму нельзя, чтобы не отставать и сохранять уровень игры.

- Что-то ещё, помимо времени?

Киберспортсмен меньше защищён. Речь идёт о социальной защите. У нас нет пенсии. Пока что нет. Киберспорт признали официальным спортом и, быть может, введут пенсию в будущем, но пока этого нет. Век киберспортсмена ограничен, и в старости, когда карьера закончится, ты можешь оказаться совсем без средств, в отличие от человека с нормальной работой и трудовой книжкой, который будет получать пенсию.

Раз уж зашла речь о деньгах… Говорят, что киберспорт - это очень нестабильный заработок. Победитель срывает куш, а проигравшие остаются ни с чем. Так ли это?

Это работает только в Dota и CS. Занявшие призовые места получают деньги, остальные не получают. В LoL у тебя есть зарплата, которую тебе платит твоя организация, и зарплата, которую тебе платит Riot Games.

- Получается, у игроков League of Legends две зарплаты?

Не совсем так. Всё зависит от условий контракта, которые для каждого игрока свои. Кто-то получает деньги в межсезонье, кто-то - нет, но в целом доход приемлемый. Для того чтобы комфортно жить, денег вполне хватает.

Тут тоже всё зависит от контракта. Если условия позволяют тебе заключать спонсорские соглашения, то пожалуйста. Дополнительный доход можно получать от стримов, но - опять же - только если тебе разрешают. Ты всё время должен спрашивать разрешение организации, чтобы что-то рекламировать. Зачастую спонсоры работают именно с командой, а не с отдельными игроками. Если у организации нет хороших спонсоров, то и платить тебе много не будут, а если есть, то оклад будет соответствующим.

Спонсорские соглашения включают в себя некоторые обязательства. Например, если это производитель аксессуаров, то игроков могут обязать выступать с этими аксессуарами, ну или хотя бы продвигать их.

Речь идёт о случаях, когда каждый игрок команды сидит в своих наушниках, а на шее - ещё одни наушники от спонсора?

Да, и тут снова всё возвращается к контракту.

Контракт определяет всё. Как там написано, так и будет.

Кстати, раз уж коснулись вопроса игровых аксессуаров. Все они, как правило, в разы дороже обыкновенных. На самом ли деле такой инвентарь помогает лучше играть?

На стоковых девайсах играть нереально. Основная причина - отклик. Но и сверхдорогие покупать не стоит. Всё, что нужно, - это механическая клавиатура за 1–4 тысячи рублей и мышь за 1–2 тысячи. Они помогут однозначно. Касаемо дорогих девайсов, у меня дорогущая клавиатура, но она отличается от других только тем, что сделана из металла и не сломается, даже если упадёт с трёх метров.

Сложный вопрос: что должно произойти в жизни человека и что надо сделать, чтобы игра превратилась в работу? Достаточно ли для этого практики и упорства или нужно ещё что-то?

Нужно огромное желание, потому что проигрывать придётся много и это очень тяжело. Проигрывать в принципе тяжело, это сильно бьёт по морали. Взять для примера этот сезон Континентальной лиги. Нам предрекали топ-1 или топ-2, но команда заняла лишь шестое место.

Чтобы попасть в киберспорт, нужна огромная сила воли и характер. Придётся преодолевать вещи, которые тебе бросает жизнь. Когда ты претендовал на первое место, а занял шестое, такое нужно просто уметь проходить.

Для меня это не первое поражение, и поэтому я не раздавлен. А вот в прошлом сезоне, когда я с командой Moscow Five оказался в такой же ситуации, эмоционально было намного тяжелее.

А как быть тем, кто ещё недотягивает до соревновательного уровня, но хочет стать киберспортсменом. Что ты посоветуешь любителям, желающим пробиться в профессиональный киберспорт?

Нужна очень сильная мотивация и много тренировок. Если нет пассивного дохода, то ты будешь сидеть без денег, и это очень тяжело. По крайней мере, у меня было так. Если есть родители, которые готовы помогать, то здорово. Если нет - крутись как можешь и не сдавайся. Это тяжело. Сначала ничего не будет получаться, но нельзя сдаваться.

Если ты не сдашься к моменту, когда достигнешь вершины рейтинга, наладишь контакты с профессионалами и получишь первое приглашение в организацию, то вот там всё и начнётся.

- К чему нужно быть готовым, если ты решил стать киберспортсменом?

Нужно быть готовым пожертвовать многим, в том числе нормальной жизнью.

Придётся столкнуться с тем, что твоё решение не будет принято обществом. Не будет принято родителями. Не будет принято друзьями.

Нужно быть готовым к тому, что всё повернётся против тебя. Потребуется всё твоё упорство. Ты должен точно знать, чего хочешь.

- Но ведь гарантий никаких нет…

Гарантий никаких нет, нужно просто идти. Если ты веришь, то добьёшься. Если не веришь, то уйдёшь через полгода, не справившись и с половиной того, что на тебя свалится.

- Что делать родителям, чьи дети решили связать жизнь с киберспортом?

Дайте своим детям возможность самостоятельно решить, чего они хотят. Можно предостерегать, можно говорить, можно пытаться влиять на их жизнь, но лучше дать им раскрыться.

Все переживают за своих детей, но не нужно всю жизнь водить их за ручку.

Не нужно реагировать излишне импульсивно и сразу же принимать в штыки решения детей. Избавьтесь от предвзятого отношения к играм и компьютерному спорту. Мониторы сейчас совсем другие, и посадить зрение за ними крайне трудно. Геймеры - это уже давно не те люди, которые сидят дома и не видят солнечного света.

Людям постарше стоило бы изменить отношение к увлечениям детей и не называть бредом вещи, которые им просто непонятны. Лучше идти учиться и работать? Очень «весёлая» жизнь. Давайте вообще все работать на «нормальной» работе и ждать пенсии.

У каждого свои взгляды на жизнь. Кто-то считает, что лучше пойти по проверенному пути, выйти на приемлемый доход и жить так. Я люблю брать на себя риски. Я понимаю, чем это может обернуться, но иду, потому что верю. Если ваш ребёнок тоже верит, помогите ему. Поддержка очень важна.

Современный спорт совсем не такой, каким он был сотни лет назад, во времена греческих . Если тогда участники полагались на свои силы и подручные средства, то сегодня на помощь приходят высокие технологии. И речь не только о создании уникальных костюмов и игровых снарядов, но и о прямом участии компьютеров. Появилось такое явление, как киберспорт. Киберспорт подразумевает игровые соревнования с привлечением компьютеров. Они создают то пространство, в котором и происходят виртуальные состязания.

Сегодня десятки тысяч людей только в нашей стране активно играют, крупнейшие соревнования обладают солидным премиальным фондом, длясь несколько дней. Но на пути развития киберспорта есть немало подводных камней, ему мешающих. Главные - мифы об этом явлении. Они мешают привлекать и игроков, и спонсоров. А ведь на Западе отношение к киберспорту совсем иное. Стоит разрушить некоторые сложившиеся стереотипы о нем.

Киберспорт спортом не является. Сперва надо задаться вопросом, что же вообще является спортом? В узком понимании это соревновательная деятельность, ставящая своей целью достижение неких результатов. Думая шире, можно увидеть не только состязания, но и специальную подготовку, а также нормы поведения, отношение между участниками. И киберспорт полностью соответствует этим нормам. Тут есть и состязательность, четкие условия победы, равенство условий.

Киберспорт вредит здоровью. Если даже предположить, что такие занятия действительно вредны, то стоит их сравнить с другими видами спорта. Бокс можно в расчет не брать, уместно будет сравнить с любимой игрой миллионов - футболом. Есть немало шокирующих видео, как игрокам ломают ноги. Большинство видов профессионального спорта приносят людям вреда больше, чем пользы. Глядя на легких воздушных гимнасток, не стоит забывать, сколько переломов и растяжений им пришлось перенести, и как это сказалось на их физиологическом развитии. Прыжки с трамплинов и автогонки также безопасными не назовешь. Сами по себе занятия спортом полезны, но когда речь заходит о профессиональном росте и улучшении показателей, то это всегда сопровождается повышенным травматизмом, перенапряжениями, психологическими срывами.

Киберспорт вредит зрению и приводит к искривлению позвоночника. Зрение и позвоночник куда больше портятся из-за сидения часами за компьютером в офисе, где иногда нет времени даже привстать. В игровых же клубах всегда выделяется пауза на отдых. Позвоночник наш начинает искривляться еще в школе, где мало кто держит спину прямо. Годы учебы действуют негативно на здоровье, не стоит вдаваться в крайности и обвинять в этом киберспорт. Просто надо самому воспитывать чувство меры, давая время на отдых глазам и позвоночнику.

Виртуальные игры культивируют насилие. Этот миф является любимым у разномастных борцов против киберспорта. Заочно выносится вердикт, что компьютерные игры лучше запретить. Классическим примером является . Недавно в Германии случилось происшествие, связанное с этой игрой. Парень открыл стрельбу в школе, ранив более 30 человек и застрелившись сам. В своей записке он рассказал, что над ним постоянно издевались сверстники, не находил он понимания и в семье. Все это и привело к трагедии. Журналисты же откопали факт увлечения "Counter-Strike", создав на этой основе сенсационный и актуальный материал. Однако стоит понимать, что игра провоцирует на насилие лишь нездоровых в плане психики людей. Им, по-хорошему, место не за компьютером, а в специализированных лечебницах. От людей с такими отклонениями всегда приходится ждать срыва. И причиной может стать что угодно. Многие годами играют в шутеры, но при этом не испытывают ни малейшего желания стрелять по прохожим. Для большинства из нас насилие чуждо, но почему-то деяния психически нездоровых всегда вызывают интерес общественности. Но люди видят корень зла совсем в другом.

В компьютерных играх много насилия. Этот миф очень просто развенчать. Ни в компьютерных играх, ни в киберспорте насилия нет. Сам термин предусматривает некие действия по отношению к одушевленному лицу, совершенные против воли субъекта. А виртуальный объект, являющийся массивом чисел, не может подпадать под такое определение. У него нет ни воли, ни желаний, ни души. Соответственно, любые действия, совершенные против него в игре, насильственными назвать нельзя. Мы же не говорим об уроне окружающей среде, когда уничтожаем виртуальные растения.

Компьютерные игры формируют психологическую зависимость. Это утверждение базируется на том, что человек привязывается к какому-то занятию. Но так можно любое пристрастие к чему-то соотносить с наркоманией и психологической зависимостью. Есть те, кто обожает много читать. Этих людей надо лечить из-за их зависимости? Старые игры сменяются новыми, кто-то меняет увлечения, а кто-то их оставляет, выбирая другое поколение виртуальных времяпрепровождений.

Часто увлечение компьютеров подростками приводит к их отчислению из школы или ВУЗа. Если действительно подростки проводят все свое свободное время у компьютера, то это обычно все же не киберспортсмены. В данном вопросе важно выделить несколько факторов, винить один лишь компьютер во всем не стоит. Людям проще всего списать на него все проблемы. Может быть, у подростка не все ладно в семье, из-за чего он предпочитает проводить все свободное время за компьютером?

Киберспорт - детское занятие. Тому, кто придумал этот миф, стоит прийти на любой чемпионат и посмотреть на возраст участников. Более половины из них достигли совершеннолетия, закончив школу. На многие крупные соревнования игроков младше 16 лет вообще не допускают, какие же тут дети? Средний возраст участника - 24 года. Это в спортивной гимнастике девушка в 20 лет - старуха, в киберспорте многие только начинают в таком возрасте. В спортивных секциях можно увидеть показательную картину - чем больше возраст, тем меньше людей занимается. Постепенно может начаться дефицит на участников. А в киберспорт тем временем идут и идут.

Киберспорт лишен зрелищности. Можно встретить и такое утверждение. Действительно, соревнования не проходят на стадионах и не собирают десятки тысяч зрителей. Постороннему человеку вообще тяжело понять, что же происходит на экранах. Но можно попробовать посадить девушку смотреть матч по американскому футболу, не объясняя правил. Через пять минут она начнет жаловаться на скуку. Что интересного в бессмысленной беготне по полю? А если комментируют происходящее неопытные специалисты, то даже любители этого вида спорта постараются выключить звук. Аналогичная ситуация складывается в киберспорте, который довольно зрелищен, но нуждается в профессиональных пояснениях. У игры есть много нюансов, в которых неподготовленному зрителю не разобраться. Стоит понимать, что именно происходит на экране, почему игрок предпринимает те или иные действия, как становится намного интереснее. Некоторые люди даже скачивают потом видео с соревнований, просматривая их дома. Чем не шоу?

Организаторы турниров и команд купаются в деньгах. На самом деле реально заработают в киберспорте только разработчики и игроки. Прибыльных команд в этом мире всего 4-5 штук, турниров же намного больше. Практически все проекты являются своеобразной инвестиций, выход в ноль по итогам года - уже хороший результат.

Менеджеры занимаются ротацией игроков. Статистика говорит, что на итоговый состав команды чаще влияют сами игроки, происходит это в 60-70% случаев. Основная статья расходов организации - зарплаты игроков. В реальности на эту статью уходит около 40% бюджета команды. Если же говорить обо всей организации мероприятия, то эта цифра еще меньше.

Организаторы лиги оплачивают путевки на большинство турниров. Так обычно не происходит, даже если и заявляется. Игрокам повезет, если им дадут компенсацию хотя бы половины стоимости путевки. И билеты, и проживание, это не основная часть расходов. Есть еще заказ виз, суточные, что тоже немало. Да и компенсацию приходится ждать, ее не спешат выплачивать.

Победы на турнирах приносят хороший доход организациям. В крупных организациях призовые хорошо если покрывают седьмую часть бюджета. Восемь из десяти турниров проводятся в минус.

Основной доход игроков - призовые, а не зарплата. Выигрышами на крупных турнирах могут похвастать единицы. При этом оплата призовых осуществляется с задержкой в месяцы или даже годы. То, что выглядит солидно на бумаге, на практике оборачивается долгом. Да и сами организации задерживают выплаты своим игрокам.

Киберспортсмены - сплошные неудачники. Давайте представим себе, что мир футбола - виртуальный. Есть звезда, которая клепает голы. Но чего он добился вне этого мира? Да, футболисты куда известнее, чем виртуальные игроки. Но и те уже зарабатывают десятки тысяч долларов. Может быть, проблема лишь в том, что в киберспорте крутятся меньшие деньги из-за масштабов популярности? Но это вполне решаемо. Очевидно, что киберспортсмен - личность куда более развитая, чем обычный спортсмен. Ему приходится также учить иностранные языки, познавая в путешествиях мир. Но чаще всего киберспортсмен имеет высшее образование и конкретную специальность, чего профессиональные игроки обычно лишены. Да и занимаясь любимым делом урона своему здоровью такие люди не наносят, как это сплошь и рядом случается с боксерами, футболистами и хоккеистами. Да и с личной жизнью тут все в порядке. Любой профессионал, занятый в своей сфере, вынужден быть связанным с реальной жизнью лишь за счет родственников и материальных благ. Но как можно тогда называть киберспортсмена неудачником, когда он предан любимому делу. Этот миф придумали те, кто не понимает ни что такое киберспорт, ни что такое вообще профессиональный спорт.

Киберспорт ничему людей не учит. Часто говорят, что есть некие "благородные" виды спорта. В той же качалке можно физически развиться, а вот от игры на компьютере никакой пользы быть не может. Стоит воспринимать киберспорт, как профессию и задаться вопросом - что она вообще может дать кроме навыков? Чему учит водителя работа за рулем, бухгалтера работа со счетами? Наше умственное, да и физическое развитие, мало как зависит от непосредственно профессии. И в этом плане любой профессиональный спорт (и киберспорт, в том числе) смотрятся выигрышно. Тут присутствует соревновательный момент. Мы можем бесконечно улучшать свои навыки, в нашем характере сформируются такие черты, как упорство и готовность идти до конца. Мы добиваемся психологической устойчивости, которая поможет нам в повседневной жизни. Надо понимать, что в киберспорте, как и в обычном, успеха добиваются только самые сильные. Они являются примером для других, а не изгоями. Так что киберспорт если и не учит практическим навыкам, то помогает личностному развитию.

Киберспорт никогда не будет массовым. В начале прошлого века в портах английские моряки гоняли мяч. Тогда местное население смотрело скептично на эту забаву. Казалось, что она никогда не сможет стать массовой. Сегодня Чемпионаты мира по футболу смотрят миллиарды людей по всему миру. За право принять подобные состязания соревнуются ведущие страны, агитируют политики. Стоит ожидать, что вскоре и киберспорт станет популярным, собирая десятки тысяч зрителей. Информационные технологии наступают столько стремительно, что ожидать ста лет не придется. Скорее всего, проникнут они и в индустрию развлечений. Люди, выросшие на компьютерных играх, захотят скорее посмотреть чемпионат по Старкрафту, а не наблюдать за беготней с мячом. Индустрия игр стремительно растет. Если ранее бюджеты исчислялись сотнями долларов, то сегодня на такие приложения тратятся уже десятки миллионов. И поводом служит постоянно растущий интерес пользователей.

Каждый сетевой турнир объединяет не только игроков, но и тех, кому вообще интересен киберспорт сам по себе. Нет никаких предпосылок к тому, что этот вид спорта вдруг станет неинтересным. Правда, есть один серьезный фактор, который не позволяет оценивать виртуальный спорт по аналогии с реальным. Тот же футбол любят из-за его доступности и простоты. Надо просто взять мяч, а играть можно где угодно. А вот киберспорт потребует компьютер, да еще и мощный, понадобятся капиталовложения за право играть. Но сами участники, хотя и не уверены на 100% в будущей массовости своего спорта, пытаются это реализовать.

Ровно год назад киберспорт был официально признан видом спорта. С тех пор звание мастера спорта могут получить не только бегуны, футболисты, хоккеисты и другие "классические" спортсмены, но и те, кто играет на компьютере.

Почему киберспорт - это действительно спорт, сколько зарабатывают киберспортсмены, каков их образ жизни, есть ли у них специальные диеты и какие игры самые популярные, ТАСС рассказал президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит.

Смысл такой, что киберспорт - это не соревнование человека с компьютером. Это соревнование двух людей или двух команд, интеллектуальное состязание, а компьютер здесь выступает лишь в качестве средства.

Кроме всего прочего, есть определение спорта в целом, под которое киберспорт полностью подходит, потому что ключевым для нас является возможность совершенствования через систему соответствующих тренировок.

Мы создали лабораторию, в которой изучали воздействие компьютерного спорта на человека. Проводили тесты по физиологии, обвешивали играющих ребят датчиками, снимали много различных показаний до соревнований, во время и после, смотрели, какие изменения с ними происходят.

Организм человека во время финальной стадии турнира мобилизуется так же, как во время забега на стометровку: идет огромный выброс гормонов, учащается сердцебиение, игрок полностью напряжен и сконцентрирован.

Каков образ жизни у киберспортсменов?

Профессиональные киберспортсмены серьезно следят за своей физической формой и отдельно - за здоровьем глаз. Они занимаются зарядкой для глаз; знают, как оборудовать свое место, какой и на каком расстоянии поставить монитор; какой должна быть осанка - все это стандартная техника безопасности. Если мы говорим про физическую подготовку, то они занимаются фитнесом.

Существует ли специальная диета для киберспортсменов?

Сейчас диетологи действительно пытаются разработать правильные пищевые добавки. Есть и специальные тренинги, которые помогают увеличить концентрацию, реакцию и прочее. Но все это находится в достаточно зачаточном состоянии. И профессиональные спортивные психологи только начинают появляться в киберспорте.

Сколько времени уделяется тренировкам за компьютером?

Оптимальное время тренировки - не более пяти-шести часов. Больше - во вред игроку. Перед турниром делается "рывок": тренировки занимают по восемь-девять часов. Последние день-два до самих соревнований спортсмен отдыхает.

Профессиональные команды выработали полноценные программы тренировок. У них есть теоретические занятия, практическая часть, анализ ошибок и элементы отдыха. И наши социологические исследования показали - те люди, которые пытаются заниматься киберспортом именно как спортом, проводят примерно в два раза меньше времени за компьютером, чем те, которые просто играют.

Каков средний возраст людей, занимающихся компьютерным спортом?

Это зависит от дисциплины. Например, нужна ли в ней сверхскоростная реакция или нет. Там, где фактор реакции является ключевым, - это спорт молодых, а в 25 лет уже наступает "спортивная старость". В таких дисциплинах игрок выходит на пик формы в районе 19–20 лет. Но в любом случае есть свои исключения, когда и игроки старше 30 лет выступают очень хорошо.

Киберспорт - новое направление, ему еще предстоит завоевать место под солнцем, среди других видов спорта. Но учитывая его популярность в мире, он вскоре может быть признан видом спорта не только юридически, но и фактически.

Павел Колобков

Министр спорта РФ

В других дисциплинах, например в спортивных головоломках, где скорость реакции не очень важна, а на первый план выходит психология, средний возраст составляет уже 32 года.

Но надо сразу оговориться, что речь не идет ни о каких шутерах, файтингах и ни о каком насилии. Речь идет о тех играх, которые будут соответствовать букве закона о защите детей от информации, способной причинить вред их психике и здоровью.

Какая техника нужна, чтобы играть хорошо?

Можно назвать это джентльменским набором. Во-первых, это мышка, которая подбирается по индивидуальным параметрам руки и соответствует динамике, манере игры. К ней обязательно нужен дополнительный девайс - коврик. С любительской точки зрения может показаться неважным, какой он будет, что они не отличаются, но на самом деле это не так.

Есть такой показатель - количество действий в минуту (APM, actions per minute на профессиональном сленге). И он очень сильно зависит как от самой мыши, так и от покрытия коврика, по которому она движется, от качества клавиатуры и т.д.

Если обычный человек сядет поиграть, то он совершит порядка 100 действий в минуту. У полупрофессионала эта цифра подходит к 200, а у профессионала составит около 500.

Также можно использовать специальный держатель провода для мышки, чтобы он двигался под определенным углом и с определенной скоростью. Беспроводные мышки же пока не получили такого распространения, как проводные.

Дальше идет клавиатура; они бывают абсолютно разных форм, с разной степенью нажатия. Дополняется это все специальными наушниками с гарнитурой, чтобы можно было общаться внутри команды. Ну и самое главное - это компьютер. На соревнованиях они предоставляются организаторами. Наша федерация на своих турнирах обеспечивает всем абсолютно одинаковые компьютеры, чтобы все игроки находились в равном положении.

Сколько в среднем стоит джентльменский набор киберспортсмена?

Как и в любом другом направлении, есть доплата за бренд. Можно купить дорогой, и он будет на 10% лучше, чем небрендированный аналог при колоссальной разнице в цене. Если говорить о не самом дорогом варианте, то можно уложиться в 75 тысяч рублей - это по минимуму. А предела совершенству нет.

Какие игры входят в официальный реестр киберспорта?

Далеко не все игры имеют отношение к компьютерному спорту - для этого игра должна обладать соревновательным элементом, быть короткосессионной, бессюжетной и обеспечивать равные условия для соревнующихся игроков. Еще нужно учитывать, что конкретные игры, например Dota 2, StarCraft и прочие, имеют своих владельцев, это коммерческий продукт. Мы не можем признать дисциплиной спорта компьютерную игру, которая кому-то принадлежит, поэтому они становятся видами программы внутри признанных дисциплин.

В России официально признаны четыре дисциплины: соревновательные головоломки, стратегия в реальном времени, боевая арена и технический симулятор. Мы подавали заявку еще на несколько дисциплин - файтинги и шутеры, но пока их не признали по причине того, что, по мнению комиссии, в этих играх слишком высокий уровень агрессии.

Мы пытались доказать, что у человека во время игры в файтинг вовсе не происходит выплеск агрессии. Сейчас на эту тему мы готовим круглый стол, по результатам которого представим на комиссии в Министерстве спорта доказательства, что эти игры неопасны для психики.

Насколько популярны спортивные симуляторы на фоне остальных игр?

Если смотреть по количеству участников, то даже 1% не наберется. А если брать количество зрителей, то около 5% от всех болельщиков. Связано это с тем, что на нашей территории не очень развиты приставки, людям больше по вкусу компьютеры. А те же футбольные игры больше популярны именно на консолях.

Если брать мировую арену, то там процент повыше, но все зависит от конкретной страны. Вообще самая популярная игра в мире - League of Legends. Но если посмотреть отдельно на Россию или Китай, то тут популярнее Dota 2. Так сложилось исторически. Мы развиваем обе эти игры и стараемся сделать так, чтобы они были одинаково популярны на соревнованиях.

"YouTube/Федерация компьютерного спорта России"

Где в России проводятся турниры?

18 мая в Москве откроется Yota Arena. На ней с 26 по 28 мая пройдет финал Кубка России по киберспорту. Это будет прекрасно оборудованное сооружение с лаунж-зонами, студией аналитики. В ней смогут проводить тренировочные сборы одновременно несколько команд.

Также в ней заработает магазин девайсов, где можно приобрести современную экипировку киберспортсмена и атрибутику болельщиков. Будут и зоны виртуальной реальности, консольных игр, кафе разного уровня.

То есть создается полный набор для того, чтобы эта площадка стала культовым местом. На ней будут проходить все самые интересные наши события: Кубок и чемпионат России, мероприятия Студенческой лиги и масса других наших активностей.

Но эта арена не принадлежит федерации, ее строят наши партнеры. А мы в числе других представителей киберспортивной индустрии собираемся наполнять ее нашими событиями.

Строить объекты такого масштаба в регионах России не планируется, но уже существуют арены поменьше. Например, в Калининграде есть очень хорошая киберспортивная площадка "База". Тоже со сценой, зрительскими местами, хорошей акустикой.

Насколько велики гонорары киберспортсменов?

Турнир The International привел к переломному моменту в развитии киберспорта в мире. На первых соревнованиях в 2011 году призовой фонд составил около 1,5 миллионов долларов. А в 2016 году - уже 20 миллионов долларов.

Самое интересное, что большая часть призового фонда - это "взносы" болельщиков. В игре предусмотрена возможность, если очень утрировать, купить виртуальный флажок, которым человек может размахивать на виртуальной трибуне. Процент с каждой продажи условного флажка идет в призовой фонд турнира. Ни в одном другом виде спорта болельщики не влияют настолько на итоговую сумму призовых.

Сколько получают на российских турнирах?

Призовой фонд Кубка России прошлого года составил 5,5 миллионов рублей, а Всероссийской киберспортивной студенческой лиги - 7 миллионов. Аналогичный призовой фонд - 7 миллионов - разыгрывается и в ходе Кубка России этого года. Сейчас у нас также проводится онлайн-турнир, в котором ежемесячно разыгрывается десять тысяч долларов.

Если посмотреть на российские турниры серии Epicenter, которые проводят наши коллеги по киберспортивной отрасли среди сильнейших киберспортсменов планеты, то там призовой фонд каждого турнира - 500 тысяч долларов.

Но у профессиональных игроков доход идет не только от выигрыша призовых. Во-первых, уже появились хорошие спонсорские контракты. Во-вторых - зарплаты от киберспортивных команд, за которые игроки выступают. Начинающие команды платят своим игрокам несколько сотен долларов, уже состоявшиеся и успешные организации - десятки тысяч долларов ежемесячно.

Есть. По данным Международной федерации киберспорта, мы входим в число десяти лучших сборных в общем зачете. Первое место, безусловно, занимает Южная Корея, все остальные места находятся в постоянной динамике, хороший рост показывает, например, Китай.

Во многом результаты стран зависят от внутренних инвестиций в развитие нашего вида спорта. Например, в том же Китае только на государственном уровне, без учета частных инвесторов и спонсоров, на киберспорт выделяется порядка 2 миллиардов долларов.

Знаком качества российских игроков является то, что их постоянно пытаются перекупить иностранцы, и все чаще они выступают в качестве легионеров.

Возможно ли включение киберспорта в программу Олимпийских игр?

Скажу так: все предпосылки к этому есть. Например, в программу Азиатских игр этого года, которые проводятся под эгидой Олимпийского совета Азии и регулируются надзором Международного олимпийского комитета, киберспорт уже входит.

Павел Гуревич

Что такое компьютерные игры - проверенный способ потратить время, деньги и потерять здоровье? Или перспективное занятие, способное сделать геймера богатым и знаменитым? За ответом на этот вопрос спецкорр РИА Новости Дмитрий Виноградов пошел на Гранд-финал чемпионата СНГ по киберспорту - Techlabs cup, с общим призовым фондом в 300 тысяч долларов.

Разница между геймером и профессионалом

Темное подвальное помещение. Матерящиеся тинейджеры отчаянно режутся за компьютерами и так злобно кричат друг на друга, что кажется: сейчас сорвутся с мест и начнут бить друг друга стульями. Или - модный ночной клуб с удобно оборудованными компьютерными местами и многотысячная аудитория, наблюдающая за игрой на огромных экранах.

Разница между этими двумя площадками такая же, как между дворовым футболом и Лигой чемпионов. Именно так соотносятся профессиональный киберспорт и обычное геймерство, говорит Алексей Бурдыко, гендиректор чемпионата СНГ по компьютерным играм Techlabs cup, который проходил в московском клубе Stadium Live.

В компьютерные игры играют миллионы. А делают их своей профессией и зарабатывают в лучшем случае сотни.

Приглушенный свет и громкая музыка, полуголые девицы-промоутеры с подарками от спонсоров, профессиональные комментаторы и автограф-сессии с поклонниками - это антураж профессионального турнира по компьютерным играм. Изнурительные многочасовые тренировки остаются за кадром.

Коллега Антона по команде - Данила "Зевс" Тесленко из Харькова. Это крепкий высокий парень в бейсболке и футболке на несколько размеров больше - Зевс больше похож на баскетболиста, чем на человека, который проводит свою жизнь за монитором.

Даниле 26 лет, у него жена и ребенок. В институт после школы решил не поступать. "У нас в Харькове не так много хороших институтов, работу после них не так просто найти. Посовещавшись с родителями, я решил сосредоточиться на киберспорте, - рассказывает он. - А закончить вуз всегда успею".

Вместо продолжения учебы сразу после окончания школы Данила полетел на соревнования в Сингапур - для большинства его сверстников это что-то из области фантастики.

Киберспортом Зевс занимается с 15 лет. За свою карьеру заработал "200-300 тысяч долларов" - например, он четырехкратный чемпион мира по Counter-Strike.

Впрочем, не надо думать, что все эти деньги пошли в карман Зевса - часть растворилась в бюджете команд, за которые он выступал, пошла на оплату билетов на соревнования и так далее. На заработанные в киберспорте деньги он купил машину (Ауди А6), снимает квартиру.

Перед каждыми соревнованиями Na`Vi собираются на 10-дневные сборы - все как у профессиональных футболистов. "В киберспорте очень высокая конкуренция. Если не будешь сосредоточен и профессионален, если не будешь постоянно заниматься, то проиграешь", - говорит Зевс.

Впрочем, в последнее время Тесленко все чаще начал задумываться о том, чтобы какое-то образование все-таки получить, да и вообще от киберспорта он несколько устал - месяц назад Данила даже сложил с себя полномочия капитана команды. "Может быть, поступлю в театральный или стану журналистом", - рассуждает он.

Вторая реальность

Насколько геймерство может быть профессией, которой стоит посвятить всю свою жизнь, сделать в ней карьеру?

Сами киберспортсмены свидетельствуют: обычно геймеры профессионально играют до 25-30 лет. Потом наступает усталость, желание заняться более стабильным и солидным делом, да и реакция падает.

Впрочем, многие киберспорт не покидают - становятся менеджерами или организаторами соревнований, просто торгуют компьютерным "железом". Наработанные за годы геймерства связи, дружбу с одноклубниками очень легко конвертировать в какой-нибудь смежный бизнес.

Известный психотерапевт, специалист по подростковой психологии Константин Ольховой объяснил РИА Новости, в каком случае родителям стоит бить тревогу.

"Говоря о компьютерных играх, как и о любом продукте цивилизации, будь то алкоголь или еда, можно говорить об употреблении или злоупотреблении. Если люди тратят на компьютерные игры всю жизнь, играя по 14-16 часов и теряя связь с цивилизацией, то это злоупотребление. Если увлечение человека, будь то хобби или алкоголь, мешает самому человеку или окружающим, если происходит срыв адаптации, страдает семья, близкие, работа, то можно говорить о расстройстве", - предупреждает эксперт.

Кто же находится в группе риска? Игроманы - это чаще всего внушаемые люди, не уверенные в себе.

"Они соскальзывают в параллельную реальность, будь то игровая или алкогольная, наркотическая", - рассказывает Ольховой. При этом мужчины больше подвержены подобным расстройствам, нежели женщины: "В современной цивилизации очень трудно в реальности помахать мечом или пострелять из автомата. Убегая в игры, люди компенсируют нехватку мужских ролей, как они им представляются. Убегают от серых скучных будней".

Плохая новость для игроманов еще и в том, что конвертировать игроманию в успехи в киберспорте невозможно.

"У аддиктивной личности достаточно слабая воля, - говорит Константин Ольховой, - а чтобы пробиться в киберспорте, воля к победе, конечно, нужна. Те, кто идет в профессиональный киберспорт - не игроманы, им просто нравится играть и достигать успехов".