К одному мужику повадилась лиса ходить кур красть. Мужик и повесил кувшин. Ветер в кувшин дует, а он гудит:
- Бу-бу-у, бу-бу-у!

Приходит лиса и слушает, что такое гудит; увидела кувшин, схватила его и надела себе на шею:
- Погоди, кувшинище-дурачище, я тебя,- говорит,- утоплю!

И понесла кувшин в прорубь, стала его топить. А кувшин захлебнулся водою: бурк-бурк-бурк-бурк и тянет лису с собою на дно. Лиса просит:
- Кувшин, кувшин, не топи меня, я не буду, это я тебя только так постращала!

А кувшинище-дурачище не слушается, все тянет на дно.

И утопил лису.


Второй вариант сказки "Лиса и кувшин"

В ышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит:
- Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно!

Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.

Рассердилась лиса:
- Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.


Лиса поваладилась воровать кур у мужика. Он повесил кувшин на забор, чтобы лиса боялась шума, который создавал ветер.

Но лиса была любопытная, она повесила кувшин себе на шею, а снять не могла.

Пошла к речке, чтобы утопить кувшин, но утонула вместе с ним.


Главная мысль сказки "Лиса и кувшин"

Сказка учит тому, что воровать - это плохо. Лиса поплатилась за свои проделки. Тайное всегда становится явным. Не берите чужое без спроса, и тогда не последуют наказание от других.


Блок коротких вопросов

1. Почему лиса повадилась к мужику?

2. Для чего мужик повесил кувшин?

3. Почему лиса утонула?

Главная героиня русской народной сказки «Лиса и кувшин» — рыжехвостая лиса. Как-то раз она углядела, что крестьянка, вышедшая в поле на жатву, поставила в кустах кувшин с молоком. Захотелось лисе того молока попробовать.

Засунула лиса голову в кувшин, и давай пить молоко. Пила, пока все не выпила. Вот только потом незадача вышла – никак не может лиса голову из кувшина обратно вытащить. Она по-всякому пробовала с кувшином справиться: и головой мотала из стороны в сторону, и ласково кувшин уговаривала ее отпустить.

Наконец лиса рассердилась и решила утопить непослушный кувшин в реке. Добралась она до реки, погрузила кувшин в воду. Кувшин стал тонуть и лису за собой утащил.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Лиса и кувшин» заключается в том, что брать чужое – нехорошо. Попытки завладеть чужим имуществом влекут за собой неизбежное наказание. Лиса полакомилась чужим молоком и попала в ловушку, из которой так и не смогла выбраться.

Сказка «Лиса и кувшин» учит просчитывать последствия своих поступков. Героиня сказки засунула голову в узкий кувшин, не подумав о том, что она может застрять в нем. Лиса также не просчитала, что утопив кувшин, она сама утонет вместе с ним.

Какие пословицы подходят к сказке «Лиса и кувшин»?

На чужой медок не разевай роток.
Не зная броду, не суйся в воду.

Где же ещё можно стащить курочку, как не у мужика? Удобно и недорого. Может быть, так думала лиса, что из русской народной сказки «Лиса и кувшин»? Всё предусмотрела рыжехвостая, да вот незадача – её тихим занятиям мешал кувшин, который мужик повесил. Рассердилась лиса на кувшин…

«Лиса и кувшин»
Русская народная сказка

К одному мужику повадилась лиса ходить, кур красть. Мужик повесил кувшин. Ветер в кувшин дует. Он гудит: «Бу-бу-у; бу-бу-у!». Приходит лиса и слушает, что такое гудит, увидала кувшин, схватила его за обрывок и надела себе на шею.

Погоди, кувшинище-дурачище, я тебя, - говорит, - утоплю.

И понесла кувшин в прорубь; стала его топить. Кувшин захлебнулся водою: бурк-бурк-бурк-бурк и тянет лису с собою на дно. Лиса просит:

Кувшин, кувшин, не топи меня, я не буду, это я тебя только так постращала.

Кувшинище-дурачище не слушается, все тянет на дно, и утопил лису!

Вопросы к сказке «Лиса и кувшин»

Зачем приходила лиса к дому мужика?

Почему кувшин мешал лисе?

Как решила лиса отомстить кувшину?

Подходит ли к этой сказке пословица: «Не рой яму другому сам в неё попадёшь?»

Сказка – это самый известный среди жанров устного народного творчества. Именно эта разновидность фольклора занимает центральное место в детском чтении. Начиная с младенческих лет, когда первые сказки читает малышу его мама, сказка становится верным спутником ребенка, дает ответы на многие вопросы, советует и подсказывает, как поступить в той или иной ситуации, предлагает решение многих проблем. Занимательный и забавный сюжет сказки волнует воображение маленького читателя, развивает фантазию и творческие способности.

Традиционно самыми подходящими для ребенка считаются сказки о животных, они небольшие по объему, очень динамичны и содержат в себе много диалогов. Диалогичность сказки делает ее похожей на игру и дает возможность ребенку вместе с родителем разыграть целое театрализованное исполнение. В этих сказках часто встречаются зарифмованные строчки, которые малыш легко может запомнить и воспроизвести.

Смешные и забавные истории о ситуациях, в которые попадают звери, дают ребенку возможность в ненавязчивой манере получить самые первые представления о морали. Каждое животное олицетворяет какое-либо из человеческих достоинств или пороков. При этом персонаж имеет четкую характеристику, переходящую из одной сказки в другую. Все животные поделены на отрицательных и положительных, чтобы ребенку, который является главным адресатом русской народной сказки, было легче ориентироваться в нравственных категориях добра и зла. С этой целью сказочная картина мира поделена на два полюса, на одной стороне читатель наблюдает все то, что заслуживает восхищения, на другой – порицания.

Помимо прочего фольклорные сказки о животных позволяют ребенку приобщиться к миру родной природы, познакомится с повадками зверей, узнать о их внешних характеристиках, среде обитания, научиться вести себя правильно при встрече с животными.

Главным и, по сути, единственным действующим лицом русской народной сказки «Лиса и кувшин», как и многих других русских народных сказок о животных, является лисица. Увидев однажды, что баба, которая вышла на жатву, оставила за кустом кувшин с молоком, плутовка-лиса решила им полакомиться. Она прокралась к кувшину, вылакала молоко из него и хотела было высунуть голову, но не смогла – голова накрепко застряла в кувшине. Лиса в попытке освободиться даже попыталась уговорить кувшин отпустить ее, она обращается к кувшину как к живому существу. Но и эта попытка потерпела поражение. Тогда лиса вздумала утопить кувшин в реке, но утонула вместе с ним и сама.

История, представленная в сказке «Лиса и кувшин» поучительна. Ребенок, который знакомится с этим рассказом, поймет, что поступок лисы достоин порицания и наказание, которое она получила вполне закономерно.

Читайте сказку «Лиса и кувшин» на нашем сайте онлайн бесплатно и без регистрации. Делитесь этим занимательным сюжетом со своими родными и друзьями.

Вышла баба на поле жать и спрятала за снопы кувшин с молоком. Подобра­ лась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит: «Ну, кувшин, пошутил, да и бу­ дет - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать - поиграл, да и полно».

Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса: «Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю».

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

ЗАНЯТИЕ 1

Тема занятия: слушаем сказку «Лиса и кувшин».

Предварительная работа: дети под руководством взрослого вырезают из цветной вклейки декорации и фигурки персонажей сказки, устанавливают их на под­ставки.

Взрослый беседует с детьми на тему «Откуда хлеб пришел». Рассказывает о том, что сначала в поле сеют пшеницу и рожь, из них вырастают хлебные колосья, в которых к осени созревает зерно. Это зерно собирают и перемалы­вают в муку. А уже из муки пекут хлеб. Помогают людям в этой работе раз­ные машины: сеялки, тракторы, комбайны. Мелют зерно на мельницах, а хлеб выпекают в пекарнях в больших печах.

Взрослый напоминает детям, что заяц, лиса, волк, белка, медведь - это дикие животные (они живут в лесу).

Цели занятия

Воспитательные - формировать у детей умение внимательно слушать рас­сказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не пере­бивать говорящего).

Обучающие - совершенствовать общую моторику; закрепить знания детей на тему «Откуда хлеб пришел»; закрепить обобщающее понятие «животные»; познакомить детей с новыми словами: «рожь», «колосья», «зерно», «сноп», «серп», «кувшин», «жать»; ввести в активный словарь детей предлоги «за», «пе­ред»; наречия «впереди», «сзади», «слева», «справа».

Развивающие - тренировать у детей слуховое и зрительное внимание, уме­ние отгадывать загадки, способность осмыслять события сказки.

Оснащение:

    фигурки персонажей сказки - баба, лиса (см. вклейку, рис. 5, 6);

    предметные картинки -кувшин, серп, сноп (см. вклейку, рис. 7-9);

    декорации: поле, река (см. вклейку);

    демонстрационный рисунок «Где кувшин?» (рис. 11, с. 36).

Ход занятия

1.Организационный момент. Скажите детям: «Встанем на лужок, сделаем кружок». (Дети вместе с педагогом встают в круг.) Спросите у детей, каких ди­ких животных наших лесов они знают. Дети по очереди называют животных и садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.

2. Знакомство со сказкой. Скажите детям, что сегодня они услышат старин­ ную русскую народную сказку про одно из животных русского леса. А про какое, им придется отгадать. Прочитайте детям загадку:

За деревьями, кустами Промелькнуло, будто пламя, Промелькнуло, пробежало - Нет ни дыма, ни пожара.

(Лиса)

Когда дети назовут животное, сообщите малышам название сказки, которую они сейчас услышат: «Лиса и кувшин». Прочитайте или расскажите детям сказ­ку «Лиса и кувшин», одновременно выставляя декорации и фигурки персона­жей.

3. Подумай и ответь. Задайте детям вопросы по содержанию сказки. Кто пришел в поле? (Баба.)

Что делала баба в поле? (Жала рожь. Это значит серпом срезала хлебные ко­лосья. Серп - это большой закругленный нож, специально для такой работы. Срезанные колосья баба связывала в снопы и ставила их на поле. В те далекие времена, когда была придумана эта сказка, еще не было ни тракторов, ни ком­байнов, и людям в поле все приходилось делать своими руками.)

Что, кроме серпа, принесла баба в поле? (Кувшин.)

Что было в кувшине? (Молоко.)

Для чего баба взяла в поле молоко? (Чтобы потом, когда сядет отдохнуть, по­пить молока.)

Куда баба поставила кувшин? (За снопы.)

Кто нашел кувшин? (Лиса.)

Что сделала лиса? (Вылакала молоко.)

Как лиса достала молоко из кувшина? (Всунула в кувшин голову.)

Что потом случилось с лисой? (Голова застряла в кувшине.)

Что лиса говорила кувшину? («Отпусти меня. Пошутил - и будет».)

Ответил ли ей кувшин? Отпустил ли кувшин лису? (Нет.)

Кто виноват в том, что у лисы застряла голова: кувшин или сама лиса? (Ли­са.)

Что лиса стала делать? (Стала топить кувшин.)

Утонул ли кувшин? (Да.)

А лиса? (Да.)

Удалось ли лисе перехитрить кувшин? (Нет.)

4. Сказочные загадки. Положите на столе перед детьми картинки с изображе­ниями серпа, колоса и снопа. Загадайте загадки. Предложите детям слушать внимательно и показывать отгадки.

Месяц-молодец Днем в поле блестел, А к ночи на небо взлетел. (Серп)

На соломинке дом, Сто зернышек в нем. (Хлебный колос)

Среди поля встанет В соломенном кафтане. Подпоясан не поясом, А хлебным колосом.

5.Подвижная игра «Сноп и колос». Предложите детям выйти на лужок и са­мостоятельно сделать кружок. Скажите, что сейчас они будут изображать поле с хлебными колосьями.

Для этого надо встать на цыпочки и поднять руки вверх. Затем предложите детям показать сноп - много колосьев, собранных вместе. Для этого малышам надо взяться за руки, подойти к центру круга, как можно ближе друг к другу, и поднять сцепленные руки вверх.

Когда движения будут разучены, объясните детям правила подвижной игры: по команде «колосья» малыши должны расходиться из центра круга, держась за руки и двигаясь спиной вперед, до тех пор пока не встанут по большому кругу. Тогда каждому ребенку надо подняться на цыпочки, вытянуть руки вверх и изо­бразить колосок. По команде «сноп» дети, взявшись за руки, должны вновь схо­диться к центру круга и изображать большой сноп из хлебных колосьев.

Несколько раз смените команды «сноп» и «колос».

6. Где кувшин? Покажите детям картинку «Где кувшин?» (рис. 11, с.3б)и обсудите, куда баба поставила кувшин. Варианты ответов: «перед снопом», «за снопом».

Уточните, что при этом находится впереди, а что сзади (сноп или кувшин). Найдите картинки, где кувшин стоит слева от снопа, а где - справа.

Затем дайте индивидуальные задания детям: показать с помощью декорации «сноп» и атрибута «кувшин» все эти варианты расположения одного предмета относительно другого.

7. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема занятия: рассказываем сказку «Лиса и кувшин».