История бисероплетения насчитывает не одно тысячелетие. Это один из наиболее увлекательных видов рукоделия. Серьги, ожерелье, колье, браслеты из бисера, сделанные своими руками, - оригинальные, неповторимые украшения, отражающие характер, темперамент хозяйки. Ничто так не подчеркивает индивидуальность, как аксессуары хенд-мейд.

Бисер

Материал применяется для изготовления аксессуаров, украшений. Не одно столетие широкой популярностью пользуется вышивка из бисера. Виды декоративного материала:

  • парчовый;
  • обливной;
  • непрозрачный;
  • металлический;
  • клинский;
  • мраморный;
  • волокнистый;
  • стеклярус;
  • «хамелеон».

Существуют и другие классификации. Например, чешская. История бисероплетения начинается в Египте - родине стеклоделия, без которого этот вид рукоделия не получил был столь широкого распространения.

Древность

На территории современного Египта в XX веке археологи обнаружили фаянсовые украшения. Здесь были найдены разнообразные аксессуары и предметы быта, изготовленные по технологии, напоминающей современное бисероплетение. История стеклоделия начитывает около шести тысяч лет. Примерно такой же возраст имеет и материал, из которого сегодня рукодельницы по всему миры создают браслеты, серьги и ожерелья.

Первая машина для изготовления бисера появилась в середине XIX века. Декоративные элементы тут же понизились в цене. В 17-18 столетиях дамский туалет украшал стеклярус ручной работы - круглые прозрачные элементы, разрезанные вертикальным диском. Сегодня в изготовлении бисера используется вырубной пресс, напоминающий гильотину.

В Древнем Египте материал, отдаленно напоминающий стеклярус, назывался «бусра». В переводе на русский - «фальшивый жемчуг». В древности браслеты из бисера делали по весьма сложной технологии. Едва ли сегодняшним рукодельницам хватит терпения на обработку каждой бусины. Такая работа сродни ювелирной. В Древнем Египте бусины были простыми, бесцветными. Мастерам приходилось немало постараться, дабы придать изделиям блеск и роскошь.

Средние века

Возникновение бисероплетения исследователи связывают с древней египетской культурой. Но за пределами страны фараонов тоже имелись мастера, способные превращать мелкие стеклянные детали в удивительные по красоте аксессуары, посуду и картины. Технология бисероплетения была известна и римлянам. В Средневековье этот вид искусства получил развитие в Италии, Испании, Франции.

В XIII столетии столицей бисероплетения стала Венеция. В самом романтичном и таинственном европейском городе, который в то время был республикой, проживали лучшие мастера стекольного дела. Эстафету приняла Чехия. «Богемное стекло» - выражение, которое хотя бы раз в жизни слышал каждый человек.

В Чехии производили хрусталь, стекло, цветной бисер, стеклярус. Вплоть до начала XVIII века богемские мастера ревностно хранили секреты искусства изготовления декоративного материала. К середине XIX столетия их скрытность перестала интриговать зарубежных коллег: было изобретено особое оборудование, и это событие открыло новую страницу в истории бисероплетения.

Современность

Лучшие фирмы-производители бисера сегодня находятся в Японии. Современная технология основана на смешении песка, кальцинированной соды, известняка. В зависимости от пропорций и применяемого красителя получается тот или иной вид материала. При окрашивании используется металл.

В России

Первые стекольных дел мастера появились еще в раннем Средневековье. Украшения, вышивки из бисера популярность обрели в XVI столетии. Петр I пригласил в Россию известных немецких и голландских мастеров-стекольщиков. Своих же ремесленников он активно отправлял за границу, на обучение.

Ломоносов, будучи натурой скрупулезной и увлекающейся, основал лабораторию, в которой находилось несколько печей для создания изделий из стекла. Из материала изготавливали стеклярус, применяемый в декоративно-прикладном искусстве. Однако история бисероплетения на Руси началась задолго до рождения Ломоносова.

Основы

Простейшие уроки бисероплетения - с этого следует начинать обучение искусству создания авторских украшений и сувениров. Рукодельницы использует различные техники. Обычное нанизывание бисера на нить - самый простой прием. Заключается он в чередовании бисера в определенном порядке. Совершая незамысловатые действия, можно добиться оригинального узора.

Опытные мастерицы рекомендуют в начале своего творческого пути освоить технику «крестик», известную также под термином «монастырское плетение». Несложно сплести также цепочку «зигзаг». А вот объемное бисероплетение требует особой подготовки. Кроме того, эта технология представляет собой восточный вид рукоделия, и найти инструкцию еще несколько лет назад на русском языке было не так просто.

Простейший прием бисероплетения - низание. В чем он заключается, несложно догадаться. Бусины нанизываются на нить поочередно, никаких сложных манипуляций не производится. Такой способ используют дети при изготовлении незамысловатых браслетов. Другие приемы: продольное, поперечное, угловое, круговое низание.

Мозаичное низание

Эта техника имеет и другое название - peyote. Бисерины располагаются со смещением по отношению друг к другу. Это и создает эффект мозаичного изображения. Peyote - плотный тип плетения. Для выполнения правильного мозаичного плетения очень важно подобрать подходящий материал. Бисерины будут плотно прилегать друг другу, а потому должны быть одной величины.

Еще один метод плетения - цилиндричный, позволяющий создавать идеально ровную и относительно гладкую бисерную поверхность.

Изготовление объемных фигурок из бисера

Менее распространенный тип бисероплетения. Дело не в том, что он не пользуется популярностью у рукодельниц. Сегодня для многих этот тип рукоделия превратился из хобби в дополнительный или даже основной источник заработка. Техника объемного бисероплетения довольно сложна. А покупают сувениры, изготовленные таким образом, не столь активно, как, например, браслеты и серьги, на изготовление которых опытная мастерица может потратить всего несколько часов.

В последнее время издается немало книг по бисероплетению и прочим видам рукоделия. Отзывы о таких изданиях, как правило, положительные. Так, начинающие и опытные рукодельницы утверждают, что в «Волшебных фигурках и животных из бисера» представлены подробные инструкции, с помощью которых научиться технике вовсе не сложно.

Для изготовления фигурок используется латунная проволока диаметром 0,3 мм. Она прекрасно держит форму, значительно лучше, чем нейлоновая нить. Понадобится также вискозный шнур - для дополнительных элементов. Что еще пригодится? Маникюрные ножницы и маленькая отвертка.

Все фигурки животных выполняются по одному принципу. Ряды бисера укладываются сверху вниз так, чтобы получилось пластичное туловище. Затем проволока проводится по второму ряду, 2-й ее конец - через второй ряд с противоположного конца ряда. Концы проволоки следует плотно натянуть. Третий ряд нанизывается так же, как и второй. В остальном, если следовать схеме, можно довольно быстро научиться создавать фигурки животных из бисера. Замечательно смотрятся также цветы, выполненные по этой технологии.

Материалы и инструменты

Бисер разного цвета, размера и формы можно купить в любом магазине товаров для рукоделия. При покупке следует убедиться, что материал подходит для объемного бисероплетения. Для такой техники так же, как и для мозаики, понадобятся бусинки одной величины. Желательно подобрать несколько цветов.

Бисероплетение требует терпения. Впрочем, как и любой другой вид творчества. Начинать стоит не с создания объемных фигурок, а с изготовления изделий по самым простым схемам. Например, бус или браслетов. Узелковое плетение - все, что нужно усвоить для создания простых украшений. Принцип заключается в завязывании узла после каждой нанизанной бисерины.

В производстве используются машины для создания вышивки из бисера. Но ручная работа приносит удовольствие. Это неповторимый творческий процесс, результатом которого становится абсолютно уникальное изделие. Даже в том случае, если сделано оно по схеме из книги по бисероплетению. Стоит сказать, что многие мастерицы предпочитаются создавать свои, авторские схемы. Однако умение импровизировать приходит с опытом.

Элемент декора

Умение обращаться с бисером пригодится женщинам, которые любят вязать или шить. Небольшой аксессуар, сделанный своими руками, может прекрасно дополнить вещь. Бисероплетение стоит освоить. Это не только отдельный вид рукоделия, а и техника декорирования одежды.

Красивые разноцветные, разнофактурные стекляшки в виде шариков и миниатюрных трубочек знакомы абсолютно всем. Мы часто встречаем бисерный продукт не только на прилавках магазинов, но и на одежде, картинах, . Он популярен и среди рукодельниц, которые создают настоящие шедевры, используя столь удивительные элементы в своем творческом процессе.

Несмотря на такую известность и популярность, мало кто знает, да и никогда не задумывались о том времени, когда же впервые человечество познакомилось с уникальной продукцией, ставшей практически незаменимой в мире декора и изготовления украшений. Именно о его начале пути в нашем мире мы и постараемся сегодня рассказать.

Немного фактов о появлении материала

Если древний человек мог обходиться исключительно подручными предметами, средствами, например, ракушками, когтями птиц, орехами или костью убитого животного, чтобы украсить свою одежду или жилище, то в процессе эволюции их желания менялись. Это привело к появлению различных вещичек и того, из чего они делаются.

Возникновением мы целиком и полностью обязаны открытию стекольного состава. Если верить древним сказаниям и легендам, то это событие происходило следующим образом. В далекие времена финикийские купцы направились в дальний путь, в Африку. Цель их путешествия заключалась в покупке очень дорогостоящего и ценного товара под названием природная сода. Выполнив свою миссию, они отправились в обратный путь, который преодолевали по Средиземному морю. Дорога была не из легких, да и слишком долгой. В один из дней они решили заночевать на пустынном берегу. Для приготовления ужина им потребовался огонь. Вот они и развели костер, предварительно обложив его со всех сторон большими кусками своего товара. Конечно же, огонь не потух в одночасье, и костер продолжал тлеть на протяжении всего ночного периода. После того, как они проснулись и разгребли золу, их взору представился удивительный слиток, завораживающий своей красотой. Это было стекло.

Возможно, предание и не имеет ничего общего с действительностью, но этот потрясающий рассказ облетел весь мир. С момента изготовления в Древнем Египте первых экземпляров этого материала прошло уже шесть тысяч лет. Логично предположить, что именно на родине Клеопатры появились и первые , которые впоследствии заполонили весь земной шар.


Первые бисеринки и их последователи

По истечении какого-то промежутка времени, люди научились создавать и круглые стеклянные шарики с отверстием внутри. Именно они и были начальным продуктом, прототипом современного бисера. Ничего общего с теми вещичками, которые мы привыкли видеть, они не имели. Визуально это были довольно крупные бусины правильной округлой формы, матовые, так как изготавливались из непрозрачных стекол. Конечно, всеобщим достоянием назвать их было нельзя. Наличие стеклышек было прерогативой фараона, жрецов и знати, одежда которых расшивалась и украшалась подобным образом.

На этом бисерное эволюционирование не остановилось. Понемногу он становился все мельче. Сначала напоминал молочные бусины, полностью похожие на жемчужинки, что и определило его название – «фальшивый жемчуг». Определение «бисер» пришло гораздо позже и пошло от арабского слова «бусер».


Эволюция и история бисероплетения

Если говорить об умении делать различные украшения из этого творения рук человеческих, то в пору вернуться снова назад, во времена древних египтян. Они вплетали стеклярус в известное всем «ожерелье Солнца», ставшее неоспоримым символом безграничной, всецелой власти правителя – фараона. Потихоньку границы уникального продукта были расширены. Изначально он перекочевал в Рим, жители которого научились самостоятельно производить и стекло, и то, что можно из него сделать, и, естественно, плетению. Где-то в шестом веке, в Византии, это искусство пришло на свой пик. А спустя еще немного времени умение создавать потрясающие вещи и аксессуары из цветных, оформленных стеклышек, перебралось в Венецию, которая и стала на долгие годы лидером в этом деле.


Но, вернемся к дальнейшим действиям относительно изготовления самого сырья. Византийские мастера не остановились на достигнутом. Они изобрели секрет производства прозрачных и цветных стекол, чем и заслужили мировую известность и признательность. С тех пор остров Мурано стал местом, где изготавливались разноплановые сосуды, зеркала и, само собой разумеется, бисер, а также бусины. Процедура, технология появления на свет последних видов товаров скрупулезно скрывалась и охранялась от посторонних. Секретная информация, за оглашение которой виновнику грозила смертная казнь, передавалась в устной форме ученику от его непосредственного учителя. Не одно десятилетия именно производители этой местности являлись едиными на планете, выпускающими прозрачные бисерные товары и цветные.

Еще одной мерой предосторожности стал указ, который был издан в Венеции в 1275 году. Согласно ему, уникальную продукцию запрещалось импортировать. Вызвано это было стремлением удержать монополию в этой области. Что же касается ослушавшихся, то их тут же относили в категорию изменников государства и всеми возможными способами возвращали на Родину, чтобы затем казнить. Выдающиеся мастеровые имели право на хорошие льготы, как и все члены их семей. Например, если у такого человека была дочь, то она имела полное право связать себя брачными узами с патрицием. Делалось все это с единственной целью – удержать опытных и талантливых людей в стране.


Раскрыть секрет создания качественного продукта пытались многие практически везде в мире, но, увы, все попытки терпели поражения. Так продолжалось до шестнадцатого столетия. Чудом стал бисер, выпущенный виртуозами своего дела сначала в Тюрингии, а после и в Богемии. Изюминкой стало покрытие изделий эмалью, которая обеспечивала им удивительную красоту и блеск. Учитывая то, что процедура не отличалась простотой, цена на готовый товар была слишком высокой.

В далекие времена многие завоеватели, отправляясь на острова к аборигенам, обязательно везли с собой мешочек, наполненный цветными блестящими стеклянными кружечками с дырочками. Они настолько сильно привлекали внимание местных жителей, что те взамен отдавали меха, золото и другие, не менее ценные вещи.

Конечно, по прошествии столетий, почти в каждой стране занимаются производством стекляруса, но и сегодня самым качественным и популярным остается бисер, выпущенный в Японии и Чехии.

ИЗ ИСТОРИИ БИСЕРА

Материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, тканых изделий, он не теряет чистоты и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и цветовые пристрастия.

Когда говорят о бисере, имеют в виду прежде всего стеклянный. И это оправданно, потому что стекло наиболее часто используется для изготовления бус и бисера. Однако в этих целях находят применение и другие, самые разнообразные материалы: металл, фарфор, всевозможные пластмассы. Известно, что на Крайнем Севере, где бисерное рукоделие традиционно, до появления торгового бисера местные умельцы точили его из мамонтовой кости. В Китае бисер был фарфоровым.

Во многих странах издавна делали металлические . Например, на Декане (Индия) обнаружены медные бусы III-II тысячелетий до н. э. Широко распространены были бусы из драгоценных металлов (золота, серебра) в Африке, доколумбовой Америке, Индии. Например, в захоронении на «королевском холме» Мапунгубве (Зимбабве) обнаружены кости, пересыпанные двенадцатью тысячами золотых бусин. В Мексике золотые бусины были не только круглыми, но и фигурными — в форме зубов ягуара, например. В Индии золотые и серебряные бусы и бисер производят до сих пор. В Европе металлический бисер стал популярен в XIX столетни. Он получил название «стальных бриллиантов». Бисеринки воронили, золотили,полировали. Металлический бисер делали во Франции, Германии. Лучшим считался английский; в России широко использовался тульский. Существовал и собственно золотой бисер европейского производства — это недавно доказали ученые. С помощью рентгеноспектрального анализа исследовали бисеринку из вышивки XIX в. и установили, что она изготовлена из золота 56 пробы.

Происхождение стеклянного бисера долгое время было окутано тайной. Воображение рождало удивительные легенды. На что, как не на слезинки, похожи прозрачные сияющие бусинки? В Туркмении появилась прекрасная и начальная легенда о драгоценном бисере: где-то в горах есть пещера — жилище дэва (злого духа). Дэв похищает красивейших девушек и заточали их в ней. Прикованные к скале, красавицы вечно плачут, а слезы их превращаются в драгоценный бисер…

Так гласит легенда. Как же было на самом деле?

Начнем со стекла. Часто открытие секрета его производства приписывают финикийцам. Первым эту легенду записал Гай Плиний Старший, римский историк, живший в I в. п. э. Согласно ей, финикийские купцы, плывшие из Африки с грузом соды, на ночь пристали к берегу и принялись готовить ужин. Но камней поблизости не оказалось, и пришлось обложить костер кусками соды. Наутро в золе был обнаружен чудесный слиток, чистый и прозрачный, как морская вода, твердый, как камень.

Эту легенду повторяют до сих пор, хотя известно, что самое древнее производство стекла существовало в Египте. Египтяне первыми научились варить стекло. Самая древняя бусина диаметром около 9 мм из зеленоватого стекла была найдена недалеко от древних Фив.

Существовали и великолепные египетские бусы из фаянса. Однако египетский фаянс не имеет ничего общего с фаянсом современным, сырьем для которого служит глина. Для египетского фаянса в качестве сырья использовался толченый кварц. Его отформовывали и покрывали цветной поливой из стекловидной массы. По составу это было уже стекло, нос несколько иной технологией производства. Оно не было прозрачным, т. к. служило для имитации драгоценных н поделочных камней. Коричнево-красное, зеленое, синее стекло с успехом заменяло сердолик, бирюзу, лазурит. Красителями служили соединения меди, марганца, железа, свинца.

К XVI в. до и. э. стеклоделие в Египте достигло расцвета. Цветными фаянсовыми вставками инкрустировали стены, иолы, колонны, отделывали мебель и ларцы. Из стекла выполняли красочные мозаики и, конечно, различные украшения, вазы, флаконы, заупокойные статуэтки. В 1924 г. в Америке нашли стеклянную виноградную гроздь, ягоды которой были сделаны из стек-лянных бусин зеленого, синего и коричневого цвета (чтобы отобразить их различную степень зрелости).

Ассортимент египетских бус и бисера был весьма разнообразен: от мелких разноцветных до крупных и фигурных. По форме это могли быть цветы, шишечки, листья, стилизованные раковины (рис. 1). Очень хороши бусины в виде цветка с сердцевиной другого цвета (например, белая ромашка с красным сердечком). Изготавливали их особым способом: еще горячую бусину инкрустировали кусочками цветного стекла. Круглые бусины часто украшали белым орнаментом в виде точек, зигзагов, полос (рис. 2). (Позже бусы с белым орнаментом служили образцом для подражания мастерам Александрии в эпоху Римской империи, а затем венецианским стеклоделам.) Очень ценились бусы в виде глазков. Их носили как обереги от дурного глаза. Эта традиция жива и поныне на Ближнем Востоке и в Средней Азии.

Бисер и бусы из стекла использовал и как вспомогательный материал для создания украшений. После изобретения сетчатого низания стали изготовлять и самостоятельные произведения из бисера. В. Дудорева в своей книге «Бисер в ста-ринном рукоделии» упоминает одеяние в виде сетки из крупного голубого и зеленого бисера с вплетенными изображениями египетских богов. Подобные сетки использовали и в погребальных обрядах — ими покрывали умершего, само место захоронения осыпали бисером, а на шеи мумий священных крокодилов надевали ожерелья.

Египетские бисер и бусы были известны во многих странах. Их везли купцы через Массилию (Марсель), Ольвию (близ устьев Буга), Аквилею к варварам в страны Европы. Египтяне предпринимали торговые экспедиции к восточному побережью Африки, в легендарную страну Пунт. Среди товаров для туземцев были бисер и бусы.

В эпоху эллинизма центрами стеклоделия становятся Александрия и Рим. Римляне изобрели технику дутья. Стекло становится прозрачным. Около 200 г. до п. э. его начали прессовать в открытых формах. Из предмета роскоши стекло превращается в материал для изготовления домашней утвари.

Известна была и техника золочения стекла. Золотой листочек наклеивали на поверхность изделия, в случае необходимости вырезали из него нужный рисунок, а излишки золота удаляли. На тончайший золотой узор накладывали слой прозрачного стекла для закрепления. Плиний Старший писал, что дворец тирана Фермия был отделан такими золочеными стеклянными пластинками.

Римляне первыми вставили стекла в окна домов, правда, стекла эти были шероховатыми с одной стороны и рассеивали свет.

Римское стеклоделие дало начало средневековому искусству стекла. Секреты стеклоделия переняла Византия до сих пор пленяют глаз византийские мозаики из цветного стекла. Из Византии стекольное производство проникло в Венецию и на Русь.

КIX в. сложилось русское стеклоделие. Мастера делали мозаичные стекла, эмали (кстати, русские эмали в то время считались лучшими в мире и спрос на них был велик), кольца и браслеты, бусы. Вместе с тем наши предки ввозили бусы и из других стран. Арабский путешественник Ибн-Фадлан(Хв.)писал: «Самое лучшее из украшений у них (русов) — это зеленые бусы из той же керамики, которая находится на кораблях. Они (русы) заключают (торговые) контракты относительно них, покупают одну бусину за дирхем и нанизывают как ожерелья для своих жен». Русское производство стекла пришло в упадок во времена монголо-татарского ига.

Венеция же на долгие века стала европейским центром стеклоделия. Венецианский бисер расходился по всему миру. Его обменивали на золото, меха, экзотические редкости, рабов. Знаменитый купец Марко Поло был сыном известного бисерного мастера. В своих путешествиях он убедился в большом спросе на этот материал. Эти его впечатления дали новый толчок росту производства бисера. Позже еще один импульс дало стеклоделию открытие Америки, когда появился индейский рынок сбыта. Поставлялся бисер, без сомнения, и на итальянский рынок. По свидетельству путешественника Кеслера (первая половина XVII в.), генуэзские девушки для погребальных торжеств надевали головные уборы, низанные из черного шлифованного бисера разных сортов и форм. Бисер и стеклянные изделия стали главным предметом венецианской торговли, а значит, необходимо было сохранит!, монополию на их производство. Поэтому в 1275 г. правительство Венецианской республики запретило вывоз сырья, необработанного стекла и осколков.

Во избежание пожаров все стекольное производство с 1221 г. было перенесено на остров Мурано. Останавливаться там иностранцу было опасно, потому что стеклоделы часто промышляли разбоем. а правительство не решалось их преследовать за это. У стекольных мастеров была и еще одна важная привилегия: их дочерям разрешалось выходить замуж за патрициев, а их внуки уже считались патрициями. Многие государства Европы старались заполучить венецианские секреты и мастеров. Иногда это удавалось. Но кара за выдачу секретов производства стекла была жестокой. От вывезшего их требовали возвращения на родину, в противном случае арестовывали всех его родных. Если мастер упорствовал, его находили и убивали и только после этого освобождали родственников. К XVII в. переманивать стеклоделов стал о не нужно, т. к. в 1612 г. во Флоренции вышло сочинение Антонио Нери «Искусство стекла» с подробным технологическим руководством.

В XIV столетни производство «лесного» стекла сложилось в Богемии (Южная Чехия). Здесь вместо соды использовали древесную золу (отсюда и название — «лесное» стекло). Это стекло было более тугоплавким, зато его можно было гранить, что усиливало игру света. Появились стекольные мастерские в Германии и Франции. Жестокая конкуренция вынуждала венецианских мастеров изобретать все новые приемы производства и создавать различные сорта бисера и бус. Однако разнообразие не спасло венецианское стеклоделие, и в XVIII столетии начался его упадок.

Как уже было сказано выше, производство стекла на Руси было прервано монголо-татарским нашествием. Это не значит, что оно вообще перестало существовать: кое-где сохранялись мелкие кустарные мастерские, однако высокая культура стеклоделия была утрачена. Возрождения пришлось ждать несколько столетий. В 1635 г. в селе Духанино был построен первый стекольный завод, в 1668 г. к нему добавился еще один — в Измайлово. В то время выпуск изделий из стекла считался престижным для каждого государства, поэтому росло количество заводов, повышался художественный уровень изделий. Но производство бисера и стекляруса связано только с одним предприятием — Усть-Рудицкой фабрикой, строительство которой началось в 1753 г. по инициативе М.В. Ломоносова. Великий русский ученый к этому времени провел множество опытов по варке цветного стекла и решил возродить мозаичное дело в России. Кроме того, он знал и об огромных средствах, уходивших из России в обмен на бисер и стеклярус.

Цветовая палитра стекол на фабрике Ломоносова была необычайно широка. Здесь же делали изумительной красоты мозаичные картины, выпускали бисер, стеклярус, бусы, имитации драгоценных камней, всевозможные галантерейные вещицы. Стекло и изделия из него были высочайшего качества. Бисер и стеклярус ни в чем не уступали венецианским и отличались богатейшей цветовой гаммой. Всего с 1755 по 1766 гг. было выпущено почти 100 пудов стекляруса и несколько сот пудов бисера. Однако, учитывая огромные просторы России и большую популярность бисерных изделий, этого количества было недостаточно, поэтому ввоз бисера из-за границы не прекратился. После смерти Ломоносова производство в Усть-Рудице постепенно пришло в упадок и вскоре прекратилось совсем.

В наши дни основную массу бисера везут из Чехии, Тайваня. Индии. Чешский бисер отличается наиболее высоким качеством и разнообразием оттенков и форм.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА БИСЕРА

Технология изготовления бус и бисера в древнем мире была доведена до совершенства. Существовали различные способы и приемы производства всевозможных сортов бусин. Самые древние египетские бусы из фаянса (непроваренного стекла) формовали на нити, затем глазуровали и обжигали. Во время обжига нить выгорала, а отверстия сохранялись. Они во многих бусинах очень велики. По предположениям ученых, осью для таких бусин служила соломинка. Внутрь се вставляли металлическую проволоку, чтобы бусины не рассыпались во время обжига. Соломинка не давала бусинам прилипать к проволоке, а при обжиге сгорала. Осью могла служить и сама проволока.

Собственно стеклянные бусы могли изготавливать либо в специальных формах, либо отдельными бусинами (в этом случае отверстие проделывалось в каждой бусине отдельно), либо непрерывной цепью (для отверстий в форму помещали металлический стержень). Иногда перемычки между бусинами, отлитыми цепью, не рассекались. Стеклярус выполняли из обрезков стеклянной трубочки. Для этого из стекла вытягивал и трубочку, а потом ее рассекали. Бусы могли делать, скручивая стеклянную пластинку на оси и смыкая ее края. Существовал и другой способ: на керамическую или металлическую ось навивали длинный стеклянный жгутик (похожий на нить или более широкий, лентообразный), поверхность потом аккуратно заглаживали. Иногда применялось формование бусин из размягченной стеклянной капли. В этом случае отверстие проделывалось в каждой бусине. Для нанесения орнамента применяли инкрустацию стеклом другого цвета еще по горячему изделию. Гладкие бусины шлифовали с помощью абразива.

Более сложной была технология производства золоченых и посеребренных бусин. Зародился этот способ в Египте в IV в. до н. э. В таких бусинах слой золотой фольги (0,0001 мм) помещался между двумя слоями прозрачного бесцветного или светло-желтого стекла (рис. 3а). Он настолько тонок, что не поддается спектральному анализу. Поэтому ученые могут л ишь предполагать, что бусины содержат драгоценный металл. Изготовление таких бус требовало почти ювелирной работы. Занимались ею, возможно, златокузнецы.

В античное время такие бусы изготавливали двумя способами: на тонкую стеклянную трубочку с помощью растительного клея наклеивали золотую фольгу, затем нагревали до 600-800 С. При этом следили, чтобы стекло было легкоплавким, т. к. при более высокой температуре золото могло «сгореть». Затем на мягкое соединение с металлом наливали стекло так, чтобы оно покрывало заготовку слоем в 0,5-1 мм толщиной (так называемая кантарель). Чтобы сохранить отверстие, перед нагреванием внутрь стеклянной трубки вставляли проволоку. Форму золоченым бусинам иногда придавали в последний момент с помощью специальных формовочных щипцов. Таким образом получалась цепь бусин различной формы, которую затем рассекали на отдельные бусины.

Позже появился и другой способ изготовления таких бус. Они были полыми. На стеклянную трубочку-основу наносили серебряную фольгу, а затем вставляли заготовку в более широкую трубочку из прозрачного желтого стекла. Расстояние между трубочками составляло 1-2 мм. Скреплялись они между собой только возле отверстий (рис. 3б).

Ко времени расцвета бисерных рукоделий в Европе (в XVIII-XIX вв.) производство бисера становится механизированным, несколько изменяется тех пология. Стек ля н н ые заготовки в виде длинных трубочек на специальных станках режут на мелкие колечки и обрабатывают шлифо-вяльнойсмесыо(угольный порошок с глиной ил и известью). Когда отверстия в колечках заполняются смесью, барабан нагревают. Стекло размягчается, колечки оплывают, но в результате вращения приобретают округлую форму. Порошок не дает и м слипнуться, а отверстиям затечь. Затем бисер освобождают от шлифовальной смеси и для придания блеска полируют специальным порошком.

Что касается металлического бисера, то его штампуют, а потом покрывают амальгамой (это сплав свинца, олова и висмута со ртутью), оловом или позолотой.

БИСЕРНЫЕ РУКОДЕЛИЯ РАЗНЫХ НАРОДОВ

Несмотря на то. что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие. Знакомство, пусть даже поверхностное, с некоторыми особенностями иноземных рукоделий не просто интересно, но и полезно, ведь иногда вид экзотического убора рождает интересную идею, нетрадиционное решение.

К большинству африканских племен бисер попал с приходом европейцев. Поначалу цена его была очень высока — всего за несколько связок можно было купить раба. Неудивительно, что ценился новый материал очень дорого, ведь традиционные местные материалы-семена, ракушки, кости животных, скорлупа страусовых яиц, радужные крылышки жуков — не так красивы и удобны в работе, требуют дополнительной обработки.

Бисер и бусы у народов Африки используются очень широко как элементы костюма и его отделки, а иногда они составляют практически весь костюм. Например, женщины племени туркана носят расшитые бисером передники, а на шее огромные связки бус, из-под которых выпускается кусок шкуры антилопы, сплошь расшитый бисером и бусами. Общий вес такого костюма может достигать 8-10 кг (рис. 4).

Способы работы с бисером у африканских мастериц такие же, как и у европейских, однако изделия, созданные ими, имеют мировую славу благодаря национальному своеобразию. Необыкновенно красивые круглые воротники-ожерелья на жестком проволочном каркасе делают масаи (Кения). Можно надеть сразу несколько таких воротников — один поверх другого. В дополнение женщины-масаи украшают себя многочисленными бисерными браслетами и головными украшениями, причем каждому возрасту соответствует свой набор.

Любят и мужчины. Чаще всего это бисерные ожерелья с национальным орнаментом. Иногда бисерный убор может быть очень большим и сложным. Например, королевские музыканты барунди поверх туники из леопардовой шкуры надевают перекрещивающиеся на груди бисерные ленты все из белого и синего бисера, с узором в виде ромбов, зигзагов, треугольников (рис. 5).

Это всего лишь несколько примеров, показывающих, что традиционное искусство бисера в Африке переживает в настоящее время период расцвета.

Любовь индусов к украшениям удивительна и уходит корнями в глубокую древность. Об этом можно судить по древним росписям и скульптурам. Есть изображения, где на персонажах нет никакой одежды, кроме многочисленных украшений.

Украшения индийских женщин самые разнообразные: для прически, ушей и носа, рук и ног. Общий вес украшений, надеваемых по будням, может достигать 3 кг. Неудивительно, что индийские женщины так украшены, ведь преподносить жене украшения — религиозный долг мужа. Женщина же должна украшать себя в присутствии мужа, снимать часть украшений в его отсутствие и не носить их вовсе после смерти супруга. Одно из главных украшений — брачное ожерелье тали, или мангаль-сутра. В нем обязательно должны быть черные стеклянные или фаянсовые бусины и хотя бы одна золотая.

Вообще же бисер и бусы в Индии применяются очень широко, причем изготавливают их из различных материалов. Для украшений используются главным образом золото и серебро. Низки бус соединяют между собой детали сложных многоярусных украшений. Вытачивают бисер и бусы из раковин, натуральных камней и, конечно же, делают из стекла.

Стеклянные бисер и бусы в сочетании с другими материалами (например, кусочками слюды, зеркал, раковин) используют для вышивки. Существует и уникальная технология изготовления браслетов. инкрустированных бисером и бусами. Их делают из лака (это особая смола, выделения насекомых, ее собирают в лесу на ветвях деревьев). Мастера добавляют в лак красители, затем из полученной теплой массы раскатывают «колбаски», расплющивают их молотком на наковальне и формируют плоский браслет, иногда прямо на руке женщины. Пока лак теплый, в него вдавливают, создавая орнамент, бисер, бусины, кусочки зеркал.

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Бисерное рукоделие индейцев и эскимосов Северной Америки имеет древние традиции. Как и у народов Русского Севера, у них была потребность в контрастном по цвету и фактуре материале для украшения одежды и предметов быта.

Одним из важнейших предметов для индейцев являлся вампум — бусы, пояса, украшения из раковинных бусин. Это был важный символ -полномочий посла, доверия, гарантии выполнения обязательств. В важных переговорах и обрядах передача вампума подчеркивала значительность события. Вампум являлся и средством запоминания — перебирая бусины, вспоминали произошедшие события (подобно чтению книг). Его наделяли и магической силой — он охранял владельца от злых духов. Белые торговцы оценили значение вампума для индейцев, и в страну хлынул поток привозных стеклянных бус и
бисера. Хотя для вампума стеклянные бусины использовались редко, однако в других видах рукоделия они применялись широко.

У микмаков и ирокезов белая бисерная вышивка напоминает кружево со всевозможными растительными мотивами, усиками и завитками. К середине XIX в. появилась рельефная вышивка и плотная цветная с полностью вышитым фоном. Некоторые племена центральных прерий заимствовали рисунки с восточно-азиатских ковров, завезенных белыми переселенцами. Появились и реалистические изображения человека и животных в вышивке по мотивам так называемых «бухгалтерских» рисунков (рис. 6).

Приемы вышивки индейцев напоминают европейские. Один из них — пришивание отдельных бусин. Существует шитье «в прикреп». При так называемом «ленивом стежке» одна и та же нить используется как для шитья, так и для нанизывания бусин, причем по несколько на один стежок. Параллельные стежки образуют полосы орнамента. В «стежке кроу (воронов)» (по имени племени, где он применялся) бисеринки «ленивого стежка» дополнительно закрепляют второй нитью.

Кроме вышивки, существует и ручное ткачество (без станка) с использованием шерстяных ниток и бисера. В тканых изделиях поверхность образована нитями, бисер же лишь составляет узор на их фоне. Так издавна украшали бисером воротники, ленты, пояса (рис.7). Некоторые племена подобным способом плели корзины, включая бисер в само плетение.

Из бисера делали украшения, декорировали им предметы быта — сумки, колчаны для стрел, детские колыбели, одежду. Бисерное рукоделие у коренных народов Северной Америки продолжает развиваться и сейчас.

Русское искусство работы с бисером тоже имеет давние традиции. Поначалу мастерицы использовали природные материалы, преимущественно жемчуг, который добывался в реках.
Жемчугом украшали оклады икон, одежду духовенства и знати, а также народный костюм. Особой роскошью отличалась отделка головных уборов. Часто вся поверхность сплошь зашивалась жемчугом, а сам убор дополнялся жемчужной сеткой (поднизью), прикрывавшей лоб.

Стечением времени добыча жемчуга в России сократилась, а материалов для отделки требовалось все больше. Поэтому на смену жемчугу пришли бисер и стеклярус. Само слово «бисер» тесно связано с жемчугом — до середины XVII в. так называли оба этих материала. Для длинных стеклянных трубочек существовало иное название — «одекуй» только с XVIII в. они стали называться стеклярусом. До XVIII столетня не было особой разницы между народным и светским рукоделием, но с появлением модных заграничных журналов она становится заметной. В народном рукоделии бисером украшали костюм, делали из него ожерелья, гайтаны, пояса и пр. В так называемом светском рукоделии область применения бисера была гораздо шире.

Я говорю «так называемом», потому что большая часть изделии была выполнена руками крепостных мастериц. Век расцвета бисерного рукоделия (XVIII-XIX вв.) не состоялся бы без достаточного количества бесплатной рабочей силы. Бисером вышивали обои (Стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме), картины, обивку мебели. В Качановке, имении графа С. Тарановского, бисерными вышивками был обит гарнитур из красного дерева. Все вышивки выполняли крепостные мастерицы. Обучение их начиналось в 8-10 лет в известной высоким уровнем работ мастерской. Пройдя курс обучения, мастерица могла выполнять сложные работы и обучать других. Много изделий создавали в монастырях, причем они отличались особой аккуратностью.

Светские дамы выполняли в основном небольшие изящные вещицы, предназначавшиеся в подарок или для украшения дома, — картинки, кошельки, сумочки, чубуки для трубок, подстаканники и пр.

Работали с бисером в разнообразных техниках. Одной из самых распространенных была вышивка. В крестьянских нарядах и для украшения предметов культа чаще всего использовалось саженье, или шитье по «бели». На ткани прокладывали рисунок льняным или хлопчатобумажным шнуром — «белью», к нему пришивали жемчужины, предварительно нанизанные на нить. Каждая жемчужина пришивалась к шнуру поперечными стежками. С появлением в рукоделии бисера и стекляруса вышивальщицы применили старую технику к новым материалам.

В светском искусстве распространилось шитье «в прикреп». Прием берет свое начало в золотом шитье, когда нить закреплялась на ткани мелкими стежками шелковой или льняной нити. Основой для вышивки чаще всего служил холст, который могли дополнительно покрывать шелковой тканью, чтобы усилить игру света на бисеринках. Их нанизывали на нить в определенном порядке и пришивали другой нитью поперечными стежками через промежутки в несколько бисеринок. При шитье «в прикреп» можно было располагать низки (нанизанные бисерные нити), повторяя форму изображаемого, по кругу, по спирали, подчеркивая изгибы и углы рисунка. Можно было взять за основу вышивку крестом. В этом случае низки укладывали тесными параллельными рядами, прикрепляя стежками через одну-две бусинки, причем строго в перекрестье нитей утка и основы. Подобную вышивку можно было выполнить и пришивая каждую бисеринку отдельно.

Поверхность вышивки могла быть полностью покрыта бисером так, что создавалась иллюзия полностью стеклянной вещи.В сюжетных композициях с фигурами людей иногда лицо и руки дописывали масляными красками, а одежду вышивали. При выполнении очень мелких изделий на бархате, шелке вышивали лишь контур изображения.

В качестве основы для вышивки кроме тканей иногда использовали и другие материалы. Сохранились работы, выполненные по соломке. С 1830-х гг. использовалась и бумажная канва -тонкий картон с рядами мелких отверстий, невышитые участки (фон) подцвечивались акварельными красками.

Техника вязания была удобна для создания объемных изделий — кошельков, сумочек, чубуков для трубок, подстаканников, бисерными рядами надвязывали чулки. Вязали крючком и на спицах. На нитку заранее набирали ряд бисеринок по рисунку, а затем провязывали так, чтобы они оставались на лицевой стороне. Нитки с набранными бисеринками наматывали на бумажки, фигурные деревянные палочки, иногда в качестве основы клубка использовали круглую косточку из куриного горлышка, затянутую сплошь бисерным вязанием.

Способы вязания были достаточно просты: столбики без накида при вязании крючком и чулочная вязка — при вязании на спицах. Вязание крючком использовалось чаще, видимо потому, что оно достаточно плотное, хорошо сохраняет форму. При вязании на спицах получалась более эластичная сетка. Малейшая ошибка в наборе бисеринок на нитку могла погубить все изделие.

Применяли особые приемы для украшения вязаных изделий. Например, при вязании на лицевой стороне оставляли не одну, а несколько бисеринок. Получался выпуклый участок рисунка. Чередуя выпуклые и плоские участки, можно было создать рельефный орнамент. Таким же способом выполнялась и бахрома из бисера. Использовали и бисер различной величины, подчеркивая более крупным какие-то детали рисунка. Иногда гладкая вязаная поверхность украшалась одноцветным бисерным орнаментом. Можно было получить и ажурную бисерную сетку, используя воздушные петли.

Техника низания применялась для изготовления чехлов на шкатулки, подносики и др. Ткачество использовалось для создания поясов, витражей на подсвечники. Существовала и техника вдавливания бисера в воск. Мелкие его сорта наклеивали на бумагу, на веера и различные деревянные поделки. В конце XIX — начале XX вв. бисером и стеклярусом украшали дамские туалеты.

К сожалению, старинных изделий из бисера сохранилось не так уж много. Бисер — материал нетленный, но ветшает ткань- , рвутся нитки, любопытные внучки разрезают бабушкино рукоделие ради ярких бусинок. Кроме того, до начала XX в. бисер охотно скупали на переработку в эмалевые краски.

С отменой крепостного права начался упадок бисерного искусства в светском рукоделии. В народном же бисер продолжали использовать, но уже в конце XIX в. древнее искусство потребовалось возрождать. В 1891г. М.Ф. Якунчикова устроила рукодельную вышивально-ткацкую мастерскую в селе Соломинка Тамбовской губернии. Ученицы мастерской занимались вышивкой помещичьего типа и низанием простейших изделий.

КРАЙНИЙ СЕВЕР И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ

Северные рукодельницы использовали два основных способа работы с бисером — низание и вышивка (чаще всего «в прикреп»).

Богатой бисерной вышивкой украшали свои изделия эвенки (тунгусы). В работе они использовали красный, желтый, зеленый, белый и черный бисер. Орнамент был в основном геометрический и состоял из полос, уголков, арочек и маленьких крестиков.

Вышитая эвенкийскими мастерицами одежда представляла собой произведение искусства, ее охотно покупали и другие народы Севера. Под верхней меховой шубой эвенки (тунгусы) носили кафтан из оленьей замши с бахромой из звериного волоса по подолу и рукавам. Грудь защищал от холода специальный нагрудник, богато расшитый бисером. В светлом обрамлении нагрудника оставляли темные «окошки», на которых помещались крестообразные вышитые бисером фигуры. Бисером расшивали и пояс, к которому подвешивали необходимые вещи: мужчины — трубку, огниво, кисет, нож, женщины — игольницу, наперсток, сумочку с нитками (оленьими сухожилиями). Вышивали по замше или сукну. Часто заранее заготавливали вышитую деталь, а потом вставляли ее в изделие. Например, в унты-торбаса из оленьих камусов вшивали по бокам бисерные вставки, соединяя их вышитой перемычкой, и полосу из вышитого бисером сукна или бархата поверху.

Любят бисерную вышивку эвены (ламуты) и долгане. Главные цвета — красный и синий. У долган кайма праздничных шуб-парок украшена вышивкой по сукну (бархату) или по гладкой коровьей (жеребячьей) шкуре. Бисером украшают головные уборы и оленью упряжь.

У нганасанов бисерная вышивка использовалась главным образом для украшения головных уборов. Это кожаные или металлические обруч и с завязками на затылке, украшенные полосой бисерной вышивки по красному сукну. С боков к металлическим кольцам привязывали длинные низки бус, которые спадали полукружиями на грудь и спину (рис. 8).

На европейской части Севера России славится саамская вышивка. Основой для нее служит сукно исключительно красного цвета (рис. 9). Используется бисер трех основных цветов — белого, гол убого и желтого, изредка синего, зеленого, перламутрового, но никогда — черного. Достаточно сложные геометрические орнаменты вышивали по счету. Бисер нанизывали на жилку и шили «в прикреп», пришивая каждую бисеринку к ткани.

В наши дни интерес к забытому искусству пробудился вновь. Существуют школы бисероплетения, появляются многочисленные кружки. Современные мастерицы придумывают новые приемы работы с этим материалом. В наш век стандартных изделии женщина, как и сто летия назад, хочет быть неповторимой. Украшения из бисера, затейливая вышивка — это то. что может выделить ее из толпы, придать некоторую изысканность ее наряду. Возможно, эта книга поможет освоить бисерное рукоделие и вы создадите то яркое и неповторимое изделие. которое вырвет вас из однообразия серых будней.

Бисер является важным элементом культуры многих народов. В разные эпохи бусины использовались в качестве денег, талисманов, или амулетов. Самым древним бусинам, найденным археологами, около восьмидесяти двух тысяч лет.

В то время для изготовления этих удивительных украшений с отверстием посередине использовались зубы и рога животных, раковины моллюсков, минералы, янтарь, дерево и семена.

С изобретением стекла — а это произошло примерно три тысячи двести лет назад — бисер постепенно принимает привычный нам вид. Стекло становится самым важным материалом в изготовлении бусинок.

Само слово «бисер» пришло к нам из арабского языка. Busra в переводе с арабского — стеклянный жемчуг, или стеклярус (ещё одно название бисера). Пройдя многие изменения в звучании бисер не потерял свою суть.

На территориях, где разговаривали на языках германской группы, термин, обозначающий бусины, происходит от слов «молиться» и «молитва». Это неслучайно. С самых древних времен бусины использовались верующими людьми в виде четок. Каждой бусине соответствовала определенная молитва.

В наше время бусы не теряют своих позиций. Они так же используются в молитвенных четках, прикрепляются на одежду в качестве талисмана, приносящего удачу, вплетаются в волосы чтобы отвести «дурной глаз».

Сакральный смысл бисеринок везде разный, но есть у распространенных узоров значения совпадают.

  • Спираль — это символ бытия, познания и вселенной.
  • Круг — абсолют, совершенство, единство, вечность, солнце. Это символ целостности и динамизма.
  • Глаз — так называемый «третий глаз», или «глаз сердца/души». Чаще всего такой глаз изображают на синей бусине — самый традиционный цвет для украшения этого типа. Такой амулет защищает своего владельца от сглаза. В другой трактовке он призван открыть в человеке способность к провидению.
  • Точки — имеют тот же смысл, что и «третий глаз».

Помимо рисунков большое значение имеет и цвет.

  • Белый — чистота, невинность, причастность к богу.
  • Черный — таинственность.
  • Красный — жизнь, энергия, жизненная сила, животная природа (брутальность).
  • Желтый — интеллект, разум, энергия солнца
  • Зеленый — гармония, сочувствие, высокая ментальность.
  • Синий — вдохновение, преданность, духовная природа.

Всё это было в самом начале жизни бисера. Расцвет Жизни бисера начался в средние века нашей эры. Узнайте почему в Венеции секреты бисера хранились строже государственной тайны, а настоящему индейцу бисер дороже трубки мира.

История венецианского бисера

Точной даты появления бисерных мануфактур в Венеции не знает никто. Однако достоверно известно, что к началу второго тысячелетия нашей эры стекольное и в частности бисерное производства существовали и составляли основную часть бюджета этого города.

А теперь представьте себе картину — город на воде и вдруг горит! Парадоксально? Нет. И именно поэтому в 1221 году решением Совета Венеции все стекольные производства решено было перенести из города на остров Мурано. Небольшие и менее пожароопасные бисерные мастерские остались в городе.

Стараясь превзойти друг друга в мастерстве изготовления бисера, профессионалы своего дела начали специализироваться на определенном типе бусин. Это помогало дифференцироваться, что положительно сказывалось и на продажах. Хотя со сбытом проблем никогда не было — стеклянные изделия из Венеции и Мурано не залеживались на складах. Они продавались. Легко и по очень высокой цене. Это связано с фактической монополией Венеции. Технологии производства хранились пуще зеницы ока — для этого использовались любые средства. Венецианцы не хотели терять золотую жилу, поэтому для сохранности ноу-хау использовались как поощрительные, так и карательные меры. Патрициям — высшему сословию — было разрешено брать в жены дочерей стеклянных дел мастеров. Таков был пряник. В качестве кнута зачастую предпринимались шаги гораздо более жестокие, чем само их метафоричное название. Доходило до смертной казни.

Но рано, или поздно всё тайное становится явным. Как песок сквозь пальцы информация о производстве бисера проникла во внешний мир. Знания утекали вместе с мастерами, которые бежали из Венеции в другие города и государства. Иностранные шпионы сулили такие богатства и привилегии, что стекольщики бросали всё и уезжали, не смотря на угрозу смерти.

Несмотря на утечки информации, Венеция оставалась царицей бисера вплоть до конца семнадцатого века. Почему же она перестала ею быть? Случилось это из-за жажды наживы — многие стекольщики занялись подделкой жемчуга. Это занятие настолько захватило мастеров, что они позабыли о бисере — такова первая причина. Вторая — выход в свет каталога бусин Венеции в 1704 году. Спустя некоторое время другие города Италии наладили производство бисера. В европейских странах бисерные мануфактуры тоже начали появляться как грибы после дождя.

Если же рассматривать новейшую историю, то пиком популярности бисера и новым витком в развитии его производства можно считать первую декаду двадцатого века. К сожалению, первая половина двадцатого столетия была ознаменована большим количеством войн, которые никогда не способствовали развитию прекрасного. В промежутке между первой и второй мировыми войнами производство бисера начали восстанавливать женщины Венеции. Теперь именно они составляли основную часть работников стекольных мастерских, так большинство мужчин были поглощены войной. К 1930 году Венеция и остров Мурано насчитывали около 300 стекольных производств, на которых работали тысячи женщин.

Сейчас секреты производства бисера по крупицам восстанавливаются венецианскими мастерами, а их творения используются лучшими домами мод по всему миру.

Бисер в культуре индейцев Америки

До появления европейцев на территории северной Америки, индейцы удовлетворяли свою потребность в украшательстве разными способами.

Это были как татуировки на лице и теле, так и разного рода прически, для создания которых часто применялся метод выщипывания волос. Имело место и украшение одежды и предметов быта при помощи разного рода бусин и полированных игл дикобраза. Вместе с тем бусины сопровождали коренного индейца с самого начала жизни и до её конца.

Колыбели, в которых дети проводили большую часть времени в первые два года жизни, обильно украшалась бусинками. Во время сна над колыбелью подвешивали «ловец снов» — амулет, защищающий от дурных сновидений и злых духов, которые могут вселиться в ребенка, пока он спит. Создание охранного амулета не обходилось без использования бусин. Повседневные одежды индейцев не отличались красотой и обилием украшений, зато на праздничных нарядах свободного от украшений места зачастую не оставалось.

С открытием Америки на этот удивительный континент попали стеклянные изделия. Среди них находились и украшения. Первоначально это были очень крупные бусины, которые могли быть использованы лишь для ожерелий, или собственно бус. Французские торговцы просто подарили местным жителям бусины в знак дружбы. Но при попытке наладить торговые отношения, европейцы столкнулись с необычной проблемой — золото и серебро не были нужны индейцам. Но последние быстро оценили превосходство сверкающих в лучах солнца бусин перед уже приевшимися иглами дикобразов.

Вслед за крупными бусинами на континент попал и более мелкий пони-бисер . Своё название он получил из-за способа транспортировки. Именно компактные пони транспортировали на себе мешки с бисером от кораблей к местам обмена.

Там европейцы получали меха и золото, а индейцы бисер, алкоголь и оружие.

Чуть позже ещё одним объектом торговли стала ткань, которой никогда не было у индейцев. Получив новый удобный материал, женщины разных племен не стали изменять себе. Крой одежды оставался прежним. Более того, оказалось, что расшивать бисером одежду из ткани гораздо легче, чем её кожаный аналог. Ткань плюс бисер равняется идеальная совместимость. Индейцы буквально помешались на этих маленьких стеклянных шариках в первое время.

И хотя на протяжении 17-18 веков торговля бисером не прекращалась, её значимость не стоит переоценивать. Со временем индейцы более-менее осознали стоимость бисера и начали продавать свои товары дороже. Стеклянные бусины были почти вечными. Ни время, ни окружающая среда не изменяла их. В то же время другие объекты торговли стоили дороже, а расходовались быстрее. Алкоголь выпивали, а ткани изнашивались и рвались. Постоянное потребление создавало перманентный спрос.

Бусинки следовали от венецианского изготовителя к французскому экспортеру, затем к канадскому импортеру, торговцу меха, и наконец индейскому покупателю.

Но было и исключение — бусины вампум. Эти бусины продолговатой цилиндрической формы изготавливали сами индейцы. В качестве материала использовался определенный вид морских раковин. Цвета было всего два: белый — подешевле, фиолетовый — дороже. Помимо своего декоративного назначения вампум имел большую духовную ценность для индейцев.

Не имея развитой технологической мысли, индейцы тратили много сил и времени на изготовление бус вампум. Именно поэтому их оценивали столь высоко. Ситуация несколько изменилась с приходом голландцев в 17 веке. Они осознали покупательную способность вампум и попытались воспроизвести эти бусины. У людей из-за океана имелись и стальные сверла, и напильники. Это позволило производить более качественный и однородный продукт в большом количестве.

Материал закупали на побережье континента и по рекам доставляли в Нью-Йорк , ставший самым богатым поселением того периода. На фабриках по производству вампума работали тысячи людей.

Начиная с этого момента вампум становится официальной валютой на континенте. Существует курс по которому вампум обменивается на «белые» деньги. Но рукотворно-природная бусина использовалась не только как украшение и валюта. Важнейшим использованием бусин стало создание так называемых поясов. Эти украшения применялись вместо бумажных договоров при заключении мира, соглашений о продаже земли, для объявления войны, как исторические записи и даже в качестве жертвоприношений богам.

Во время восстания Понтиака англичане понесли сильный урон — продолжать военные действия было невозможно. Уильям Джонсон, суперинтендант Индейских Дел Северного Района использовал пояса вампум на переговорах. Вкупе с неординарными дипломатическими способностями Джонсона большое количество вампума в виде поясов сделало своё дело.

Для заключения перемирия, или сделки использовались пояса преимущественно белого цвета с небольшими узорчатыми вкраплениями фиолетового. Так как индейцы не владели письменностью, смысл передавался в узоре, а из-за того, что изготавливали эти информационные украшения всё чаще бледнолицые, нередко в узоре можно было обнаружить цифры. Совсем иначе обстояло дело при объявлении войны. В этом случае пояс состоял преимущественно из черного вампума с узором в виде топора из белого. Обычно такой пояс окрашивался с помощью киновари в красный цвет.

Со временем началось взаимное проникновение и принятие культур переселенцев из старого света и аборигенов. Многие белые приняли мокасины и другие удобные виды одежды индейцев.

Вместе с тем коренные жители Америки всё больше начали использовать стеклянный бисер. Если раньше он использовался лишь для окантовки, а большие площади занимали иглы дикобраза, то с середины 19-го века иглы сдают свои позиции. Кроме того, что теперь стеклянные семена покрывают большие площади ранее отсутствующие флористические орнаменты начинают конкурировать с геометрической классикой.

Конец 19-го и начало 20го века принято считать закатом индейской культуры. Вампум не только потерял свои позиции в рукоделии, но и довольно давно не является валютой. Колонизаторы подавляют культуру и веру изначальных властителей американского континента. Теперь расшитые бисером безделушки можно встретить разве что в резервациях. Их продают в сувенирных лавках и они представляют собой блеклую тень былого величия индейского рукоделия.

История чешского бисера

Чешский бисер для всех, кто с ним связан, сразу же ассоциируется с отличным качеством, невысокой ценой, обилием форм и цветовых схем. У рукоделов по всему миру бисер из Чехии считается лучшим по соотношению цена/качество.

Историки считают, что производство бисера в Чехии и соседствующей с ней Германии началось с мастеров-перебежчиков из Венеции. Но в Богемии — так в то время называлась Чехия — издавна процветала стекольная отрасль, которая свои корни берет опять так из соседних государств. Но если в других странах по рецептуре к кварцевому песку добавляли соду, то чешские стекловары разработали собственную технологию, по которой секретным элементом был поташ (древесная зола). Стекло у богемцев получалось очень прочным, и кристально чистым. В то же время оно было тугоплавким, а это значит, что с оборудованием того периода мастера не могли легко его обрабатывать в раскаленном состоянии. Зато такое стекло можно легко гранить, не боясь ни сколов, ни трещин.

Так физические свойства богемского стекла задали форму и специфику изделий. Основными продуктами чешских мастеров были прочные толстостенные сосуды, бутыли и флаконы. Благодаря своей глубокой огранке стекло начинало играть в солнечных лучах словно драгоценный камень. Именно это привело к невероятному всплеску популярности Богемских изделий по всему миру на границе между XVII и XVIII веками.

Однако графинами и флаконами дело не ограничивалось — с начала XVIII века чешские фабриканты начинают производство бусин, страз, бисера и стекляруса. И тут характеристики стекла вновь внесли коррективы в традицию производства. Украшения получались маленькими и гранеными. Иногда их покрывали изнутри различными эмалями, для придания новых интересных оттенков.

Начало XIX века для Чехии ознаменовано машинным производством бисера. Цена его снизилась, а качество осталось на прежнем уровне. Спустя совсем немного времени чешский бисер буквально заполонил торговые лавки по всему миру. Поэтому когда вы встречаете на одежде, или вещах красивый бисер, знайте — скорее всего, он родом из Чехии.

Зарождение бисера

Первое упоминание о бисере, его появление, использование и внедрение произошло на территории Египта.

История бисера уходит в далекое прошлое и связывает его возникновение с Египтом. Основанием для этого служит огромное количество свидетельств, полученных при археологических раскопках. Были найдены глазурованные стеклом фаянсовые плитки из пирамид, а также различные украшения.

В Египте из глухого непрозрачного стекла изготавливали искусственные жемчужины. По-арабски , искусственный жемчуг звучит как «бусра», во множественном числе — «бусер».

Первый способ обработки бисера, соответственно, разработали египтяне. Изготавливали бусины с помощью расплавки разноцветной стеклянной массы на костяной или каменный стержень или, позднее, тонкую металлическую нить. Масса получалась плотной, тяжелой и очень дорогой из-за большого количества используемых материалов. Подобную цену могли себе позволить только египетские фараоны или жрецы — первые использовали бисер для оформления тканей, головных уборов, создания различных украшений (серьги, бусы, колье, кольца, браслеты), вторые же использовали для украшения различных элементов храма.

Но чаще всего археологи сталкиваются с египетским бисером отнюдь не в интерьере и не на тканях, а в пирамидах. Бисер стал неотъемлемой частью захоронений — им расшивали одежды усопших фараонов, головные уборы и символы власти.

В дальнейшем, бусины изготавливали другим способом — расплавленное стекло вытягивали в тонкую нить и навивали на медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию в бусине. Затем стержень извлекали, а бусину подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой. Позднее появилось прозрачное стекло, был найден способ выдувания стекла. С развитием торговли, бисер стали изготавливать из металла, фарфора, драгоценных камней.

Помимо египтян, у других народов Африки бисер выступал меновой монетой. За несколько связок можно было купить одного раба. Это продолжалось на протяжении десятилетий, пока римские войска не захватили Египет. Тогда производство стекла и бисера распространилось и в Римской империи, после ее распада — центр производства был перенесен в Византию, а оттуда — в Венецию.

История русского бисера

После распространения бисера по Европе, это искусство стало проникать и в Россию.

Первое использование бисера на Руси относится к IX — XII вв. — это разные матерчатые венцы, украшения бронзовыми спиральками и бисером. Искусство вышивания бисером к нам принесли византийцы вместе с христианством и манерой иконописи. Оно отчасти заменило своего предшественника — жемчуг. Его широкому распространению способствовала доступность материала, так как пресноводные моллюски в изобилии водились в реках и озерах.

Наибольшее внимание развитию стеклоделия уделял Пётр I. Он отменил пошлины на стеклянные изделия, привозимые к нам из Чехии, Германии, Италии, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал молодых россиян за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера.

По его приказу, в 1705 году на Воробьёвых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла. После смерти царя Воробьёвский завод был переведён в Санкт-Петербург и со временем стал Императорским.

Также XVIII-XIX веках в России существовали небольшие казённые и частные заводы по изготовлению всевозможных изделий из стекла, но никаких свидетельств о массовом производстве бисера нет. Так что на протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Италии и Германии. В связи с этим, повысился спрос на бисер и стеклярус — в 1752 году в Россию ввезли на 1654 пудов бисера больше, чем в 1748 году.

Следующая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1752 году М. В. Ломоносов , проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи».

Одной из основных построек была лаборатория, в которой находилось девять печей. В 1754 году Усть-Рудицкая фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, гранёные камни и броши, заглушенные цветные стекла для мозаики и т. п. Стеклярусом, изготовленным на этой фабрике, был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме. В 1765 году, после смерти М. В. Ломоносова , фабрика закрылась, просуществовав всего 10 лет.

В 1883 году открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронингера . Тогда же и начался «золотой век» бисера в России. Из него изготавливались самые разнообразные изделия — церковные украшения, кошельки, бисером вышивали платья и даже целые картины.

Но хранили техники рукоделия отнюдь не мастерские и не фабрики — основная масса бисероплетов находилась в монастырях. Там и находились секреты рукоделия вплоть до конца XX века.


Бисер всегда привлекал внимание людей, наверное с тех пор, как появилось стекло. А когда оно появилось? Достоверных фактов нет, где впервые было оно получено. Одни соглашаются с легендой, что первооткрывателями стекла стали финикийские купцы. Согласно легенде – однажды купцы высадились на берег где-то в Сирии. И когда разожгли костёр, чтобы приготовить себе пищу, взяли большие камни из груза корабля – они хотели использовать их для подставки горшков. Так или иначе, но куски селитры, чем оказались эти камни, соединились с песком и под действием высокой температуры расплавились. Потекла струйка жидкого стекла. А может было всё иначе? Может родиной стекла был Древний Египет? Именно там в гробницах нашли первые стеклянные бусы. Они были разноцветные. Уже тогда египтяне научились делать стекло голубого, зелёного и пурпурного цвета, добавляя кобальт, медь или марганец. Любили эти украшения и мужчины, и женщины.



История происхождения бисера
Название – бисер происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», т.е. фальшивый . Римляне, завоевав Египет, распространили производства стекла и бисера в Римской империи, а затем в Византии. После завоевания Византии турками много стекольных дел мастеров переселилась в Венецию. Здесь производство обосновалось на долгие годы. стала главным центром и поставщиком бисера в Европе. Производство стекла было перенесено на остров Мурано не только с целью, избежать пожаров, но и для сохранения тайны изготовления стекла – . Мастерам-стекольщикам под страхом смертной казни запрещалось выезжать за границу. Весь мир украшала Венеция своим бисером – сумочки, чехольчики, шкатулки, подушечки, одежда и даже оплётка для посуды тоже была из бисера. В ХVIII веке появились конкуренты – Богемия (Северная Чехия). У них была своя технология изготовления стекла. Бисерное украшение одежды было настолько популярным, что становилось знаком богатства. На языке бисероплетения можно было узнать многое о владельце – из какой местности, какого рода, знатен ли, женат ли. Но особенно в ХIХ веке во Франции появились изысканные туалеты – в отделке были и бисер, и стеклярус.



История происхождения бисера в России
А что же у нас в России? Издавна стеклянные бусы были известны и здесь. В скифо – сарматскую эпоху уже бусы использовали в качестве украшения. Но здесь более ценился жемчуг, серебро и различные металлические украшения. Интерес к бисеру появился в ХVII веке. В 1676 году в Москву прибыли первые венецианские мастера-стекольщики, но построенное дело просуществовало 30 лет. А в 1724 году ещё раз в России предприняли попытку создать стекольное дело, и в частности, бисерное, но опять ненадолго. Интерес русских модниц постепенно приобретал обороты. И наконец, в 1754 году была открыта фабрика по производству бисера, стекляруса, стекла для мозаики. Особые старания приложил М.В. Ломоносов, хотя ещё долгое время бисер продолжали ввозить из Европы. В России появилось бисерное рукоделие. Женщины всех сословий пробовали свои силы в бисерном вышивании. Появились уникальные вещи, сделанные руками крепостных женщин. Изумительные вышивки из тончайшего бисера украшали не только одежду, но и другие вещи. По воспоминаниям современников у графа Тарановского была мебель, «все сиденья затянуты изумительными вышивками. По белому фону вышиты цветы, птицы и фрукты…». Появились вышивки-картины, панно, бисером расшивали оклады икон, образки, появились бисерные чётки. Вплоть до 20-х годов ХХ – го века бисерное украшение радовало и очаровывало. Модницы особенно любили платья с бисерной бахромой, которая создавала эффект мерцания во время джазовых танцев. Всё прекратилось мгновенно – Вторая мировая война…



Но в конце ХХ-го века снова наступило время возрождения бисероплетения. Талантливые мастера бережно сохраняли своё искусство. И сейчас этот вид рукоделия снова радует нас своей неповторимостью, изяществом. Сейчас снова изделия из бисера востребованы. Бисер придаст очарование и яркость вашей одежде. Изделия из бисера блистают на подиумах, в бутиках, бисером украшают бижутерию и одежду, кошельки, сумочки, воротнички, пояса и другие аксессуары. Многие дизайнеры используют красоту бисера во всём разнообразии его блеска и цвета. Вы можете самостоятельно сделать множество красивых вещей, всё зависит от опыта, умения, желания и терпения. Именно терпения, потому что любое женское рукоделие требует терпения.