Если ребенок в 10 лет не может запомнить дорогу домой, то это должно вызвать тревогу. Естественно, это не относится к тем случаям, когда вы только что переехали на новое место. Даже полуторагодовалые малыши уверенно топают на два шага впереди мамы, которая толкает их коляску домой из ближайшего сквера. Потому что они знают, где живут. Так что и в 10 лет это под силу.

Понимать, что деньги не падают с небес

Дети должны понимать, что ходить на работу - это тяжкий труд, а не легкая и увлекательная забава. Чтобы дать ребенку почувствовать цену денег , предложите ему сходить в магазин вместе с вами, составив предварительно список покупок. Обязательно возьмите с собой ограниченное количество средств.

Уметь решать свои проблемы

В 10 лет бегать по каждому малейшему поводу к маме и папе - просто неприемлемо. Научите ребенка чувствовать грань и понимать, когда ситуация экстренная, а когда он может решить свою проблему сам. Это сложно, но это нужно.

Источник фото: pixabay.com

Понимать, что в мире есть и плохие люди

Просто прекрасно, если ребенок любим и у него много друзей. Но в 10 лет и мальчики, и девочки должны отдавать себе отчет в том, что не все люди добрые и хорошие. Среди них есть злодеи, негодяи и даже преступники. Об этом ваши дети просто обязаны знать.

Уметь распоряжаться своим временем

Помогите своему ребенку в этом. Составьте вместе с сыном или дочкой распорядок дня. Пусть ребенок обязательно примет в этом участие. Он должен ценить свое время и быть организованным. В этом графике должно быть отведено время и на игры, и на развлечения. Но они не должны стоять в приоритете.

Уважать других людей и самого себя

Это поистине сложное искусство, которым овладели, пожалуй, не все взрослые люди. Но уважение - одна из основ любой семьи и цивилизованного общества в целом. Как научить этому ребенка? Будьте ему добрым другом и оказывайте помощь, когда это нужно. Воспитывайте уважение в семье, не спорьте и не ругайтесь при ребенке со своими родителями и партнером. Иначе все ваши усилия пойдут насмарку.

Понимать, что его очень сильно любят

Как это реализовать? Доказывайте это каждый день своими поступками. Не дорогими подарками, а вниманием, поддержкой и заботой. И, конечно, простыми, но самыми сладкими словами «Я тебя люблю».

Психологические особенности детей 9 – 10 лет

9-10 лет – очередной возрастной период ребёнка. В этот период в психике ребёнка происходят существенные изменения. К этому возрасту у него уже сформированы определённые житейские понятия, но продолжается процесс перестраивания сложившихся ранее представлений на базе усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире. Школьное обучение способствует развитию его теоретического мышления в доступных для этого возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, по словам Д. Б. Эльконина, "память становится мыслящей, а восприятие думающим".

Новообразованием 10-летнего возраста является рефлексия. Происходит преобразование не только в познавательной деятельности учащихся, но и в характере их отношения к окружающим людям и к самим себе.

Именно к концу данного возраста у учащихся должны быть сформированы и другие новообразования: способность к саморегуляции, произвольность. Ведь, приступая к обучению в средней школе, несформированность или недостаточный уровень развития этих новообразований приведёт к сложностям в учебной деятельности. Новообразования: произвольность, рефлексия, саморегуляция проходят в это время только начальный этап формирования. С возрастом они только будут усложняться и закрепляться, а также распространяться не только на ситуации, которые связаны с выполнением учебной деятельности, но и на другие сферы жизнедеятельности ребенка.

Учебная деятельность в 9-10 лет продолжает оставаться основной деятельностью школьника и оказывать влияние на содержание и степень развитости интеллектуальной и мотивационной сфер личности. Но в то же время учебная деятельность теряет своё ведущее значение в психическом развитии ребёнка. Её роль и место в общем развитии ребёнка существенно меняется.

Как только ребёнок поступает в школу, он только приступает, «знакомится» с учебной деятельностью, овладевает её основными структурными компонентами. Уже к 9-10 годам ученик овладевает самостоятельными формами работы. Данный возраст характеризуется интеллектуальной и познавательной активностью, которая стимулируется учебно-познавательной мотивацией.

Развитие и успешность ребёнка в большей степени будет зависеть не только от получения новых разнообразных знаний, новых сведений, но и от поиска общих закономерностей, и самое главное, от освоения самостоятельных способов добывания этих новых знаний.

Психологические исследования детей данного возрастного периода указывают на то, что в 10 летнем возрасте происходит значительное снижение интереса учащихся к учебе в школе и к самому процессу обучения. Самыми распространёнными симптомами снижения интереса являются отрицательное отношение к школе в целом, в необходимости и обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания на уроках и дома, конфликтные взаимоотношения с учителями, а также неоднократные нарушения правил поведения в школе.

Рефлексия как новообразование данного возраста меняет взгляд детей на окружающий мир, он впервые вырабатывает собственные взгляды, собственное мнение, не всегда принимая на веру всё то, что он получает от взрослых. Но всё это пока находится на этапе зарождения и затрагивает относительно более знакомую детям сферу - учебную.

У детей отмечаются сильные эмоциональные переживания как положительные, так и отрицательные. Так же данный период характеризуется наибольшими изменениями во внутренней позиции ребёнка, связанные со взаимоотношениями с другими людьми, и прежде всего со сверстниками. Эмоциональное состояние ребёнка чаще всего начинает зависеть не только от успехов в учебе и отношениями с учителями, но и от того, как складываются его отношения с товарищами.

К 9-10 годам сверстник и общение с ним начинают определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе личных и деловых взаимоотношений в классе, происходит формирование достаточно устойчивого статуса ученика в этой системе.

Вместе с тем ребенок иногда оказывается в ситуации выбора между позицией "хорошего ученика" и позицией товарища. Может происходить так, что "хороший ученик" делает все задания самостоятельно, не списывает и это не мешает ему быть в то же время и хорошим другом. Но способен ли "хороший ученик" оставаться настоящим другом, если он не дает другому списать или сообщает учителю о "провинностях" своих одноклассников?

Вероятность появления конфликтов со сверстниками и с учителями велика, если две системы направлений: позиции ученика и позиции субъекта общения будут противостоять друг другу, не выступать в единстве.

В 10 лет происходят существенные изменения в характере самооценки школьников. Уровень самооценки подвергается корректировке и переоценке другими детьми. Возрастает количество негативных самооценок и при этом равновесие между негативными и позитивными самооценками нарушается в пользу первых.

Дети наиболее часто проявляют недовольство собой не только в общении с одноклассниками, но и в процессе учебной деятельности. Критичность отношения к себе объясняется потребностью ребёнка в общей положительной оценке своей личности другими людьми и прежде всего взрослыми.

Ребёнок ощущает необходимость в общей положительной оценке себя в целом, при этом оценка не должна зависеть от конкретных его результатов.

Человек, на каком бы возрастном этапе он не находился, всегда нуждается в принятии его со стороны другими людьми. Но в возрасте 10-ти лет данная потребность выражена наиболее сильно. И она становится основой благоприятного личностного развития школьников в дальнейшем.

В данном возрастном периоде переживания школьников далеко не всегда осознаются ими и чаще всего они даже не всегда могут сформулировать свои проблемы, сложности, вопросы. В результате возникает психологическая незащищенность перед новым этапом развития.

Ребёнок проявляет недовольство собой, отношениями с другими, проявляется критичность в оценке результатов учебы - и все это может стать стимулом к развитию потребности в самовоспитании, а может наоборот стать препятствием полноценного формирования личности, негативно отразиться на характере самоуважения.

К десяти годам в каждой детской группе, классе есть неформальный лидер, которого признают все остальные. Так же явно выделяются аутсайдеры, отличники, дети, которые лучше других бегают или являются генераторами блестящих идей или зачинщиками проказ. В десять лет дети по-прежнему выбирают себе в друзья ровесников того же пола. Влияние семьи постепенно снижается, а зависимость ребенка от мнения друзей становится крайне значительной.

Десятилетний ребенок проводит больше времени со своим лучшим другом, при этом он чаще делится с ним своими секретами. Отношения с одноклассниками в этом возрасте могут стать более сложными и даже в некоторых случаях напряженными. Это в основном относится к девочкам. Мальчиков, как правило, больше волнует то, чем они занимаются, а не с кем.

Ребенок одинаково ровно общается с матерью и отцом, с ним легко договориться. 9-летний ребенок может чувствовать себя независимым, но большинство экспертов психологии приходят к выводу, что им по-прежнему требуется поддержка своих родителей. Отмечаются на этом этапе развития резкие перепады настроения.

Десятилетний возраст характеризуется проявлением большей независимости и не желанием опеки и заботы со стороны родителей. 10 лет –это «золотой возраст». Всё чаще детей данного возраста начинает беспокоить их социальный статус, достаточно ли модна их одежда или являются ли их гаджеты современными и достаточно дорогими. Отмечается потеря интереса к таким семейным видам деятельности, как праздники или экскурсии, пикники, которые они так любили несколько лет назад.

Когнитивное развитие детей начинается с развития собственных представлений о мире. Это время перемен, ответственности за свои действия. Дети чувствуют, что они уже взрослые и пытаются решать большинство вещей самостоятельно. Многие дети серьезно обсуждают со взрослыми свое будущее и начинают думать о том, какие предметы лучше изучать, и какую школу им лучше выбрать.

Физические и эмоциональные изменения, особенно у мальчиков, не так важны, как для девочек. Это связано с тем, что мальчики, как правило, физически созревают чуть позже. В 10 лет мальчики пытаются добиться успеха в различных видах деятельности, например, спорте, чтобы доказать свою конкурентоспособность.

Если говорить о развитии ребёнка данного возраста, то в 10 лет ребёнок прекрасно ориентируется во времени, читает с удовольствием и для удовольствия, имеет чувство юмора, позитивно относится к правилам и следит за тем, чтобы все их соблюдали, обладает обостренным чувством справедливости, имеет развитые навыки самообслуживания и способен следить за порядком в своей комнате. Может взять на себя ответственность за определенные дела по дому. Имеет развитую мелкую моторику. Достаточно чисто пишет и рисует. С удовольствием присоединяется к группе ровесников.

Резюмируя всё вышеизложенное можно сделать вывод, что психологическими особенностями детей на этапе окончания младшего школьного звена (10 лет) являются:

    дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе;

    совершенствование головного мозга и нервной системы;

    рефлексия, анализ, внутренний план действий;

    качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения в деятельности;

    развитие нового познавательного отношения к действительности;

    ориентация на группу сверстников своего возраста;

    неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость;

    нервно-психическая ранимость ребенка;

    неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность;

    развитие познавательных потребностей;

    развитие словесно-логического, рассуждающего мышления;

    изменение способности к произвольной регуляции поведения.

Основными задачами для успешного развития ребёнка являются:

    раскрытие индивидуальных способностей и особенностей;

    развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;

    формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов;

    развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

    становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;

    развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов;

    усвоение социальных норм, нравственное развитие.

Зная все особенности данного возрастного периода, необходимо быть готовым к их проявлению со стороны детей и при этом осознавать, что сам ребёнок испытывает сложности в данном возрасте, так как уже почти вступил на новый возрастной этап, называемый подростковым.

На разных этапах взросления ребенка необходимо применять различные методики, чтоб обеспечить интеллектуальное развитие и психологический комфорт малыша. Чем характеризуется возраст 10-15 лет? В этом возрасте ребенок проходит через сложный этап - половое созревание, которое может отразиться на успеваемости в школе и взаимоотношении с родителями и сверстниками.

Конечно, учителя и классный руководитель знают об этих особенностях и должны приложить максимум усилий, чтоб прошел этот этап максимально успешно и комфортно, но не последнюю роль тут также играют родители. Если вы хотите, чтоб ваш сын или дочка умели грамотно выражать свою мысль, находили общий язык с противоположным полом и успевали по предметам в школе, посвятите им время и уже очень быстро заметите положительную динамику. В развитии ребенка важную роль играет его самооценка и умение отстоять собственную точку зрения и мнение, об этом стоит помнить.

В 10-15 лет ребенок еще не полностью может контролировать собственные желания и требования к окружающему миру, поэтому вам нужно будет продемонстрировать ему на жизненных примерах то, что для достижения цели необходимо долго и упорно работать. Именно в этом возрасте ребенок входит во взрослую жизнь и учится быть самостоятельным и достигать поставленных целей.

Психологи и детские психиатры утверждают, что наиболее обучаемыми дети являются в дошкольном возрасте, но в средней школе точно также необходимо обращать внимание на успеваемость ребенка, направлять и помогать. Если вы отстранитесь от особенностей его обучения и способностей к каким-то предметам, то можете даже погубить творческую личность или будущего ученого. Роль родителей всегда должна ярко проявляться в самореализации и развитии ребенка. Обязательно направляйте все свои усилия, чтоб воспитать порядочного, умного и воспитанного субъекта общества, ведь в 10-15 лет еще можно подкоррективать некоторые особенности поведения и привычки.
Обязательно следуйте следующим рекомендациям специалистов в сфере и социологии, чтоб грамотно подойти к воспитанию ребенка 10-15-ти лет.

- Научитесь правильно поощрять ребенка . В этом вопросе многие родители "перегибают палку", ведь иногда сложно понять где нужна похвала, а где и без нее можно обойтись, чтоб не вызвать в ребенке гордыню и самовлюбленность. Не забывайте о том, что ребенок, к успехам которого родители не проявляют абсолютно никакого интереса, может полностью отчаяться и потерять уверенность в себе.

Всегда подбадривайте вашего школьника, если он проявил в чем-то успех или просто получил хорошую оценку в школе. Ваша похвала и поощрение должны распространяться также и на его жизнь вне учебного заведения. Именно в этом возрасте стоит прививать любовь ребенка к работе. Максимально понятно донесите ребенку мысль о том, что родителям нужно помогать, ведь это для них так важно. Придумайте поощрение за мытье посуды или помощь бабушке с дедушкой на даче, чтоб он с этого возраста понимал, что награда достается за труды.


- Внимательно отслеживайте то, с кого берет пример ваш ребенок и кто в классе является . К сожалению, далеко не всегда лидерские качества одного из детей могут благоприятно повлиять на других. Иногда это вызывает желание соперничать в учебе или в интересных хобби, но иногда это просто плохой пример для вашей дочки или сына, поэтому всегда обращайте внимание на кумиров вашего малыша. Бывает и так, что кумиром является публичная личность, что в свою очередь легче проконтролировать и вовремя указать на недостатки человека, на которого хочет быть похожим ребенок. Конечно, первой реакцией маленького подростка будет агрессия, но ваши слова прочно отложатся в его подсознании, и спустя время он все переосмыслит.

- Не забывайте о половой культуре . В этом возрасте стоит начать рассказывать ребенку не только о том, как взрослые проявляют любовь друг к другу, но и о том, как нужно предохраняться и к чему могут привести беспорядочные половые связи. Психологи доказали, что дети, с которыми родители не беседуют на тему половой жизни, больше склонны к раннему вступлению в половую жизнь и к незапланированной беременности. Начиная с 10 лет можно рассказывать ребенку о том, что скоро он станет взрослым во всех планах, что у него начнется половое созревание, и этого не нужно бояться. Очень часто дети читают информацию в интернете, которая может быть искаженной, и немного пугаются того, какие происходят изменения с их организмом. Вашей задачей будет подготовка ребенка к этому непростому в их жизни этапу, ведь еще вчера ваша дочка или сын были сконцентрированы на игрушках и детским забавам, а сегодня уже на пути к взрослению и вступлению во взрослую жизнь.

- Научите ребенка говорить "нет" . Этот совет кажется пустяковым, но на самом деле это очень важно для взрослой жизни. Безотказными детьми часто пользуются корыстные одноклассники, что приводит к снижению успеваемости вашего малыша и дарит ему неуверенность в себе. Ребенок смущается и не может отказать из-за своей мягкости, другой же вовремя этим воспользуется и получит свою выгоду. Расскажите ребенку о том, что он должен думать, в первую очередь, о своих интересах, а уже потом помогать другим. Очень важно воспитать в подростке желание отстаивать свое мнение и четко держать свою позицию. Практикуйте данную методику дома, чтоб дать показательный пример.

- Предупредите ребенка о том, что его подстерегают опасности во взрослой жизни и что он должен сам научиться быть осторожным с неизвестными людьми и даже одноклассниками. К сожалению, бывают такие случаи, когда ребенка принуждают к сексу как раз таки лет в 13-15. Вам нужно объяснить это своему малышу и предостеречь его. Родители должны много времени уделять воспитанию детей, чтоб они были готовы к взрослой жизни во всех ее проявлениях.

- Старайтесь определить , чем хочет заниматься ваш ребенок в будущем, чем увлекается и к чему имеет склонности. В 10-15 лет уже стоит начать задумываться о том, в какой ВУЗ поступить. Средняя школа - это подготовка ребенка к обучению в институте, поэтому так важно в нужный момент направить все усилия на усовершенствование знаний вашего малыша. Обязательно общайтесь с классным руководителем, ведь он прекрасно знает о талантах и успеваемости вашего ребенка. Бывают такие дети, которые в этом возрасте точно знают, кем хотят быть, но бывают и такие, с кем нужно побеседовать, посоветоваться и прийти к однозначному решению. В этом возрасте будущее ребенка зависит от родителей, поэтому не пустите все на самотек, принимайте активное участие в жизни вашего малыша.

Физиология ребенка десяти-одиннадцати лет

Десять-одиннадцать лет – время, предшествующее . Протекает этот период у всех по-разному, у кого-то более или менее безболезненно, а кому-то этот процесс психологически дается непросто. Сопровождается он как изменениями во внешности, так и в характере. И сделать здесь ничего невозможно, ибо с природой не поспоришь. Многие дети стесняются происходящих с ними физиологических изменений, и задача родителей – подготовить ребенка к тем метаморфозам, которые вот-вот полностью изменят его тело.

Просто Марина

Сразу скажу-ребенок не мой, моей близкой подруги
девочке 8 лет 2 класс.
была неоднократно!!! замечена за изъятием денег у отца/матери
1)нашла заначку в книге-забрала себе, обнаружили 5000 купюры у ребенка
2)отец оставил для жены деньги, пусть на столе, ребенок забрал, вернула на 300 руб. меньше, подкинув остаток в сумку мамы
3) мама вернула папе 1000 руб.-ребенок в какой-то момент забрал у отца из кармана одежды
4)позавчера папа остался с ребенком, мама в командировке (это важно)
ребенок вытащил из кармана штанов 1000 руб, отец заметил быстро, т.к. пошел в магазин через полчаса после этого момента, причем это все было сделанона глазах отца, ребенок суетился рядом с одеждой (днем)(((
разговор был серьезный (вечером), без мамы!!! (она в отъезде была)
ребенок деньги НЕ вернул, сказала что потратила!!!
в моей голове не укладывается, как за пару -тройку часов 8-ми летний ребенок может потратить 1000 руб.
я сказала подруге, что надо разбираться до конца, что это может что-то и серьезное быть...
от форума жду версий советов, что делать?
я воспитана так, что ничего чужого, в том числе из сумок/карманов брать нельзя, мой ребенок- так же((((
если отвечу не сразу, извините
прочитаю все!!!

102

Психология ребенка в десять-одиннадцать лет

Психологически к десяти годам ребенок заметно взрослеет. Вот-вот он начнет бунтовать в любых его проявлениях. Утратить авторитет очень легко. Стоит где-то дать слабину или, наоборот, перегнуть палку – и та тонкая психологическая ниточка, которая связывает вас с ребенком, порвется. Парадокс этого возраста заключается в том, что подросток лучше поддается влиянию чужих людей, чем собственных родителей. А влияют на него очень многие и очень многое.

Как правило, в десять-одиннадцать лет ребенку становится интереснее в компании сверстников, чем в вашей. Не стоит запрещать ребенку общаться с тем, кто вам не нравится, критиковать друзей и вообще чрезмерно выражать негативные эмоции в отношении тех, кто окружает вашего отпрыска. Можете быть уверены, все будет сделано с точностью наоборот – просто из чувства противоречия. Если даже вам не нравится кто-то из компании вашего ребенка, постарайтесь спокойно ему об этом сказать. Формулировка «Я тебе запрещаю с ним общаться» категорически не подходит. Наоборот, подчеркните, что вы уважаете его выбор, но просите обратить внимание на какие-то качества характера, которые, на ваш взгляд, не очень соответствуют статусу друга или подруги.

10 лет – самое время или на спортивные сборы. Этот вариант (при условии, что место, куда вы собираетесь отправить сына или дочь, проверенное и достойное) близок к идеальному. В лагере ваш ребенок одновременно и самостоятелен, и находится под присмотром. Можно совместить приятное с полезным, и отправить ребенка в специализированный лагерь – спортивный или такой, который специализируется на изучении иностранных языков.

Советы родителям десяти-одиннадцатилетнего ребенка

Постарайтесь смириться с тем, что ваш ребенок постепенно отдаляется от вас, не пытайтесь привязывать его к себе силой. Определенная степень контроля, безусловно, нужна. Но отвечать агрессией на агрессию не стоит. В чем-либо убедить ребенка, который активно утверждает собственное «Я», можно только путем переговоров. Советуйте, но не будьте навязчивыми. Проявляйте настойчивость, но не давите слишком сильно – эффект будет прямо противоположным. Придумывайте какие-то совместные занятия, которые будут интересны и для вас, и для вашего ребенка. Бывает, что родители друга или подруги пользуются у ребенка большим уважением, чем его собственные. Причины могут быть самые разные: от личных качеств чужих родителей до страха, который ребенок испытывает перед своими. В десять-одиннадцать лет человек уже достаточно взрослый, и отношения с ним во многом зависят от способности тех, кто старше, сотрудничать.

Лучшее воспитание – это личный пример взрослого. Для мальчика им, в идеале, должен быть отец и ближайшее окружение – дедушка, брат, учитель, тренер…

Однако реальность такова, что мальчик в дошкольном возрасте, когда закладываются основы его полоролевого поведения, окружен вовсе не мужчинами. В сфере образования почти повсеместно трудятся женщины, увеличилось количество неполных семей, да и в полных семьях мужчина-отец зачастую присутствует лишь формально.

Некоторые папы самоустраняются из процесса воспитания мальчика, считая это женским делом, проявляют безынициативность, не зная, что делать с малышом. Другие сами инфантильны, поэтому мало чем могут помочь в развитии мужских качеств. А бывает так, что папа бы и рад заняться воспитанием мальчика, провести время с сыном, научить его чему-нибудь, да загруженность на работе не позволяет, ведь нужно думать о будущем семьи.

Впрочем, мамам унывать не стоит, даже если ответственность за воспитание сыновей лежит на них. Просто следует с самого начала правильно организовать процесс воспитания мальчика, следуя 8 «золотым» правилам:

1. Воспитание мальчика: не ограничивайте свободу!

Чтобы мама могла воспитать в сыне мужские качества, его необходимо растить порой не так, как ей удобнее, проще и спокойнее. Прежде всего нужно сделать так, чтобы воспитание мальчика формировало его характер. А маме для этого очень часто приходится пересматривать свои взгляды на жизнь, установки, бороться со своими страхами, «ломать» выработанные годами стереотипы.

Какую картину можно все чаще и чаще наблюдать в современных семьях? В мальчиках культивируется аккуратность, осторожность, прилежность. А потом мама пожинает плоды своего и бабушкиного «кисейного воспитания»: подрастая, сын не может дать отпор обидчику, преодолеть трудности, не хочет к чему-то стремиться. И родителям непонятно, откуда взялось это слабоволие в их ребенке.

Однако именно такие качества с раннего детства вкладываются в мальчика словами «Не беги – упадешь», «Не лезь, там опасно», «Не делай – поранишься», «Не трогай, я сама» и другие «не…». Будет ли при таком воспитании мальчика формироваться инициатива и ответственность?

Конечно, маму и бабушку отчасти можно понять, особенно когда ребенок единственный и долгожданный. Они боятся, что с малышом может что-то случиться. Однако за этими страхами прячутся и эгоистические соображения. Покладистый ребенок намного удобнее, под него не надо подстраиваться. Гораздо легче самой накормить двухлетнего ребенка, чем смотреть, как он размазывает кашу по тарелке. Быстрее одеть четырехлетку самой, чем ждать, пока он будет возиться с пуговицами и шнурками. Спокойнее, когда сын идет рядом и держится за руку, нежели бегает по площадке, норовя потеряться из виду. Потворствуя своим побуждениям, мы не задумываемся о последствиях.

Такое воспитание мальчика искажает саму мужскую природу, отзываясь на психическом и физическом здоровье мальчиков. У них возникают страхи, порой переходящие в соматические проблемы (заикания, нервные тики, аллергии, проблемы с дыханием, частые болезни), формируется заниженная самооценка, развиваются проблемы в общении с другими детьми. Нередко возникает и обратная ситуация: мальчик может начать «защищаться» от напора родительской заботы агрессивным поведением, выражая таким образом детскую непокорность.

Конечно, избавляться от привычек нелегко, но нужно понимать, что ребенок без помощи родителей не станет таким, как хотелось бы. Для этого ему нужна помощь взрослых и определенные условия. Не ограничивайте свободу движения малыша на прогулке, не отводите от маленьких «опасностей» (конфликт в песочнице с ровесником, перелезание через низкую ограду и т.д.), но помогайте преодолевать трудности, подбадривайте.

2. Воспитание мальчика. У ребенка должен быть пример для подражания

Вне зависимости от того, воспитывает ли мальчика одинокая мама или он растет в полной семье, нужно постараться сделать так, чтобы образ мужчины, причем довольно привлекательный для мальчишеского восприятия, присутствовал в жизни семьи.

Пока малыш не подрос, его вполне устраивает, что большую часть времени с ним проводит мама, но уже после 3 лет, когда ребенок отделяется от матери как в физическом, так и личностном плане, мальчик начинает все больше интереса проявлять к мужчинам: папе, дяде, дедушке. А к 6 годам ему становится крайне необходимо проводить время именно со взрослыми мужчинами, подражая им и имитируя их поведение. И здесь маме стоит позаботиться о том, чтобы сыну было с кем общаться.

Совместный досуг с отцом помогает мальчику определиться в жизни, понять, кто он такой. Ведь только через общение с отцом и другими мужчинами ребенок осваивает нормы мужского поведения, формирует свое собственное мнение. И чем раньше папа начнет воспитывать сына, тем быстрее у того сформируется мужской стереотип поведения.

Но что делать, если папы нет рядом? В таком случае маме необходимо найти среди родственников или друзей человека, который мог бы хоть время от времени появляться в жизни мальчика. Например, можно отвозить малыша к дедушке на выходные и оставлять их паять, строгать и мастерить вместе. А когда малыш подрастет, следует найти ему спортивную секцию или кружок, руководителем которого является мужчина, действительно любящий свое дело.

Кроме того, образ настоящего мужчины для своего мальчика можно отыскать не только среди реальных людей. Для этой цели вполне подойдут и воображаемые персонажи. Достаточно найти книжного героя, на которого сыну хотелось бы равняться, повесить на стену фотографию отважного дедушки, рассказывать о своих предках и их мужественных поступках. Иными словами, надо создавать для сына микроклимат, благоприятствующий его мужскому становлению.

3. Воспитать настоящего мужчину можно только в стабильной атмосфере

Прежде всего мальчику (впрочем, как и девочке) требуется любовь и гармония в семье. Отец не должен бояться проявлять нежность к сыну. Такими вещами он не избалует ребенка, а сформирует его базовое доверие к миру и уверенность в своих близких. Любить – значит, быть неравнодушным к проблемам и чувствам ребенка, видеть в нем личность. Мальчик, воспитываемый чутко и последовательно, вырастает открытым, спокойным, уверенным в своих силах, способным к сочувствию, проявлению эмоций.

4. Учите мальчика свободно выражать свои чувства

Важно, чтобы в семье не было запрета на выражение чувств. Плакать – это естественное проявление стресса. Так что не стоит идти на поводу у стереотипов и ругать мальчика за слезы. Просто стоит отнестись к ним как к сигналу, что ребенку плохо, и не подавлять его эмоции, а научить выражать их, по возможности, иным способом.

5. Открыто признавайте свои ошибки

Как воспитать настоящего мужчину? Конечно, на личном примере показать, что нужно всегда отвечать за свои слова. Папы и мамы должны быть критичными к себе. Если надо, признавать свою неправоту и просить прощения у сына, этим они лишь укрепят свой авторитет, показав справедливость.

6. Формируйте у ребенка навык сопереживания

Воспитывайте в мальчике нравственные качества. Будучи еще дошкольником, он многое может понять и сделать, начиная с помощи маме по дому и заканчивая уважительным отношением к пожилым людям в транспорте. Такое поведение должно «подаваться» как норма. Убрать за собой посуду, застелить постель, уступить место бабушке в автобусе – это нормально для будущего мужчины.

7. Воспитывая мальчика, поощряйте в нем самостоятельность

Большое внимание в развитии мальчика отводите его независимости. Пусть он иногда чувствует свою значимость и свободу. В будущем это поможет ему стать счастливым и успешным, максимально реализовать свои возможности. Мальчикам свойственно стремление к самоутверждению и лидерству. Это очень важно для их дальнейшего развития. Поэтому надо поощрять желание сына делать собственный выбор, мыслить самостоятельно, напоминать, что он несет ответственность за свои поступки.

8. Водите ребенка в спортивные секции

Детям необходима двигательная активность для полноценного физического развития. Пока ребенок маленький, надо больше гулять с ним, позволять бегать, прыгать, падать, лазить, исследовать мир под чутким руководством родителей. Позже следует выделить время в недельном расписании сына на спортивную секцию, где он смог бы совершенствовать свои физические возможности и чувствовать себя сильным, ловким, уверенным в себе.

Договариваемся заранее

Мамам стоит взять на заметку один «секретик» в контакте папы и ребенка. Отцы зачастую боятся оставаться надолго с малышом, потому что чувствуют себя неуверенно. Поэтому сделайте досуг папы с чадом максимально определенным.

К примеру, скажите: «Завтра я уйду по делам на пару часов. Давай прикинем, чем бы вы могли заняться с малышом». Или: «В субботу вы наконец-то сможете построить шалаш, о котором давно мечтал наш мальчик». Так вы дадите мужчине шанс морально подготовиться к общению с карапузом.

P.S. Общаясь с ребенком, мамы и папы не должны бояться быть смешными, неловкими или неуспешными. Дети, как известно, прощают родителям все, кроме фальши и равнодушия.

Звездные родители

Дмитрий Дюжев и Ваня (5 лет)

«Лучший метод воспитания мальчика – это любовь, я сына тискаю бесконечно и целую! Мы с женой воспитываем в Ване самодостаточность, хотим, чтобы он не только был спокойным и уверенным в себе, но и сам любил людей. И, конечно, не стоит излишне опекать. Пусть, если надо, портит ковры, пусть лезет в чернила, пусть песок попробует – не надо запрещать».

Алиса Гребенщикова и Алеша (5 лет)

«Алеша растет в большой семье, где у каждого своя роль. Он видит, как ведут себя женщины, что делают. Бабушка у нас отвечает за комфорт. С дедушками у него мужские игры. Мы как-то пошли с сыном в магазин, и я предложила ему выбрать любую игрушку. Алеша сделал выбор в пользу бензопилы. Ему было 4 года. «Я буду пилить дрова», – сказал сын. Дело в том, что он видел, как на даче это делает дедушка, который еще и убирает листья и чистит снег. Алеша понимает, что все это входит в мужские обязанности».