Бульварное кольцо - главный городской променад, непрерывная последовательность из 10 бульваров и 13 площадей, опоясывающих исторический центр города. Будучи одним из традиционных колец Москвы, в действительности Бульварное кольцо не замкнуто и имеет форму подковы, начинаясь и заканчиваясь вблизи набережных Москвы-реки.

Общая длина Бульварного кольца составляет около 9 километров, и каждый его метр буквально возведён в культ: прогулка по бульварам, на которых обустроены уютные зелёные скверы, считается качественным культурным досугом для горожан и одним из обязательных пунктов туристической программы гостей столицы. Городская среда может похвастаться качественным историческим окружением со старыми особняками, доходными домами и церквями, а длина маршрута идеальна для продолжительной прогулки. Кроме того, на них часто проходят выставки и городские фестивали, что делает досуг горожан ещё более интересным.

История Бульварного кольца

Своим возникновением Бульварное кольцо обязано Белгородской стене, окружавшей московский Белый город в 16-18 веках. Изначально крепостная стена строилась для защиты и имела важное оборонное значение, но в конце 18 века, когда город вырос, полностью утратила актуальность, и её решили разобрать.

В 1770-1780-х годах стены и башни Белого города были разобраны, а на их месте впоследствии заложили бульвары и организовали площади, многие из которых сохранили в своих названиях названия крепостных ворот: площадь Пречистенские Ворота, Никитские Ворота, Петровские Ворота и другие. Однако, Бульварное кольцо сформировалось не сразу: первый бульвар - Тверской - был обустроен в 1796 году; последним стал Покровский бульвар, часть которого занимал плац Покровских казарм, окончательно ликвидированный лишь в 1954 году. В целом кольцо бульваров сложилось после 1812 года.

В 1887 году по Бульварному кольцу пустили конку, а в 1911 году - электрический трамвай. Кольцевой маршрут проходил по всем бульварам и замыкался на Кремлёвской набережной, но до наших дней не сохранился - трамвайное движение осталось лишь на Чистопрудном, Покровском и Яузском бульварах.

Интересно, что при советской власти Бульварное кольцо чуть было не стало кольцом физически: Генплан реконструкции Москвы 1935 года предполагал, что оно будет продлено в Замоскворечье и замкнуто, но позже от плана отказались за отсутствием необходимости. В 1947 году - в честь 800-летия Москвы - бульвары озеленили и реконструировали по проекту архитектора Виталия Долганова: вместо старой сетчатой ограды появились узорчатые чугунные изгороди, были установлены новые лавки и высажены более 4 тысяч деревьев и 13 тысяч кустарников.

С 1978 года Бульварное кольцо признано памятником садово-паркового искусства.

Бульвары и площади Бульварного кольца

В состав Бульварного кольца включены 10 бульваров и 13 площадей, на большинстве из которых обустроены скверы (на всех бульварах и на некоторых площадях).

Гоголевский бульвар имеет длину около 750 метров и проходит от площади Пречистенские Ворота до площади Арбатские Ворота. Бульвар качественно благоустроен и озеленён, вдоль него расположен ряд городских усадеб и доходных домов, а также различные административные здания, в том числе массивный .

Никитский бульвар длиной около 500 метров расположен между площадями Арбатские Ворота и Никитские Ворота. Своим названием бульвар обязан Никитским воротам Белгородской стены.

Тверской бульвар имеет длину 875 метров и проходит от площади Никитские Ворота до . Это самый старый и самый протяжённый из бульваров Бульварного кольца и, вероятно, самый модный бульвар столицы: ещё со времён Пушкина, который неоднократно здесь бывал, Тверской бульвар стал излюбленным местом для прогулок горожан - и в наши дни городские фестивали нередко собирают на нём целые толпы людей. В прошлом застройка вдоль Тверского бульвара состояла из дворянских особняков в стиле классицизма, сегодня на нём можно увидеть доходные дома и ряд городских усадеб, жилые дома дореволюционных, советских и постсоветских времён, а также различные административные и конторские здания, в том числе необычное вблизи площади Никитские Ворота.

Страстной бульвар длиной около 550 метров проходит от Пушкинской площади до площади Петровские Ворота. Будучи не самым протяжённым, является самым широким на Бульварном кольце: ширина бульвара достигает 123 метров. Получил своё название по снесённому в 1938 году Страстному монастырю.

Петровский бульвар имеет протяжённость 449 метров и проходит от площади Петровские Ворота до Трубной площади. Вдоль бульвара сохранилась качественная историческая застройка, включающая доходные дома и ряд городских усадеб, а также здание ресторана "Эрмитаж" Люсьена Оливье - того самого, что изобрёл знаменитый салат - и некоторый новодел.

Рождественский бульвар длиной около 400 метров проходит от Трубной площади до площади Сретенские Ворота. На бульвар выходит мощная стена Рождественского монастыря, также вдоль него сохранилась историческая застройка, включающая преимущественно доходные дома и ряд особняков и городских усадеб, незначительно разбавленных современным новоделом.

Сретенский бульвар длиной всего 214 метров проходит от площади Сретенские Ворота до Тургеневской площади, это самый короткий бульвар кольца. Значительную часть бульвара занимает огромный памятник Надежде Крупской, установленный в его начале. Застройка включает ряд жилых и доходных домов, а также административные здания; на бульвар выходят фасады и . Любопытно, что на внешней стороне бульвара сохранился остаток крепостного вала.

Чистопрудный бульвар протяжённостью 822 метра проходит от площади Мясницкие Ворота до площади Покровские Ворота. Это самый большой по площади и второй по протяжённости (после Тверского) бульвар Бульварного кольца, а также единственный, на котором есть пруд. Летом здесь играют музыканты и проходят различные выставки - и хотя он не такой модный, как Тверской, Чистопрудный бульвар стал одним из центров культурной жизни Москвы. Зимой на пруду заливают каток. Всесезонная привлекательность бульвара и его рекреационные качества - можно сказать, это целый небольшой парк - сделали его культовым местечком на карте Москвы.

Покровский бульвар имеет протяжённость около 600 метров и находится между Хохловской площадью и Яузским бульваром. В начале бульвара находится найденный при раскопках открытый фрагмент стены Белого города; окружающая застройка состоит преимущественно из доходных домов и ряда городских усадеб, одна из наиболее примечательных построек - здание Покровских казарм.

Яузский бульвар длиной около 400 метров расположен между Покровским бульваром и площадью Яузские ворота - это последнее звено Бульварного кольца. Застройка бульвара включает дореволюционные и советские жилые дома, а также ряд доходных домов и городских усадеб.

Если учесть все бульвары и площади, которые принято относить к Бульварному кольцу (площади при этом рассматриваются как часть бульваров), то полный список его составных частей будет выглядеть следующим образом (по часовой стрелке):

1. площадь Пречистенские Ворота;

2. Гоголевский бульвар;

3. Арбатская площадь;

4. площадь Арбатские Ворота;

5. Никитский бульвар;

6. площадь Никитские Ворота;

7. Тверской бульвар;

8. Пушкинская площадь;

9. Страстной бульвар;

10. площадь Петровские Ворота;

11. Петровский бульвар;

12. Трубная площадь;

13. Рождественский бульвар;

14. площадь Сретенские Ворота;

15. Сретенский бульвар;

16. Тургеневская площадь;

17. площадь Мясницкие Ворота;

18. Чистопрудный бульвар;

19. площадь Покровские Ворота;

20. Хохловская площадь;

21. Покровский бульвар;

22. Яузский бульвар;

23. площадь Яузские Ворота.

Также к Бульварному кольцу иногда причисляют Соймоновский и Устьинский проезды, которые завершают цепочку бульваров и площадей у берегов Москвы-реки, однако, строго говоря, они к Бульварному кольцу не относятся.

Чистопрудный бульвар:

Александру Грибоедову;

Абаю Кунанбаеву.

Яузский бульвар:

Расулу Гамзатову.

Помимо прочего, на Рождественском бульваре установлен поклонный крест в память о покровительнице Москвы преподобной Евфросинии, в миру - великой княгине московской Евдокии Дмитриевне, а на Гоголевском бульваре - несколько малых бетонных скульптур, изображающих животных из русских сказок.

В действительности, Бульварное кольцо имеет не столько рекреационную, сколько культурную значимость для города. Из-за большого количества машин по обе стороны каждого бульвара, оживлённых перекрёстков и даже тоннелей на площадях между ними и других нюансов, с которыми приходится мириться жителям мегаполиса, прогулка по современному Бульварному кольцу может понравиться далеко не каждому.

Но, будучи одним из исторических колец Москвы, оно по-прежнему навевает особые переживания и хранит атмосферу московской старины - и как минимум за это его уже стоит любить.

И только спустя века, когда трафик в городе стал более напряженным, стены были снесены и на их месте разбили бульвары - улицы с аллеями. Позднее их обустроили лавочками для отдыха, осветили фонарями. И сейчас бульвары выполняют те же функции, что и столетия назад, однако, из-за постоянного увеличения количества автомобилей на улицах Москвы, было решено сделать Сретенский бульвар проезжим. Все же, несмотря на это, Бульварное кольцо остается любимейшим прогулочным маршрутом москвичей и гостей столицы.

Но, обратимся немного к истории этого знаменитого прогулочного маршрута. Знаменитое «Бульварное кольцо», образовано десятью бульварами и по форме напоминает, скорее, подкову, упирающуюся в набережные Москва-реки. История его восходит к середине XVI века, когда для защиты Большого Посада, давно вышедшего за границы Китай-города, был насыпан земляной вал, на котором, по приказу сына Ивана Грозного, Федора Иоанновича, в 1585 году было начато строительство крепостной стены, получившей название Белый город.

Говорят, что о том, как выглядела стена Белого города, можно составить представление по Смоленской крепостной стене, которая была построена вслед за Белгородской под руководством того же самого зодчего. Общая протяженность стен Белого города составила 10 километров, высота – 10 метров и шириной 4-6 метров.

К началу XVIII века стена утратила фортификационное значение и стала разбираться на кирпич. Разборку стен курировал Каменный приказ. При Екатерине II было принято решение об окончательном сносе стены и башен Белого города. На их месте высаживались деревья и кустарники.

Несмотря на снос стен, ворота с башнями еще некоторое время стояли. Назывались они точно также, как большинство современных бульваров. Собственно бульвары и прилегающие переулки получили названия по воротам и башням: Яузские, Покровские, Фроловские (Мясницкие), Сретенские, Дмитровские, Петровские, Тверские, Никитские, Арбатские, Чертольские (Пречистенские), Всехсвятские (Водяные). После сноса ворот образовались площади. Последними, в 1792 году, были снесены Арбатские ворота.

Названия московских площадей сохранили память о разрушенных башнях-воротах: Площадь Пречистенские Ворота, Площадь Арбатские Ворота, Площадь Никитские Ворота, Площадь Сретенские Ворота, Площадь Мясницкие Ворота, Площадь Покровские Ворота, Площадь Яузские Ворота. Нынешняя Пушкинская площадь долгое время именовалась площадью Тверских ворот. Сюда же следует отнести Белгородский проезд.

Несмотря на свое название, Бульварное кольцо не замкнуто, оно ограничено с юга Москвой-рекой. Самый длинный бульвар - Тверской (857 м). Самый короткий - Сретенский (214 м). Самый широкий - Страстной (123 м).

Традиционно прогулку по Бульварному кольцу начинают на Гоголевском бульваре, рядом со станцией метро Кропоткинская и Кропоткинской площадью, где некогда стояли Чертольские ворота Белого города, с 1658 года переименованные в Пречистенские, по имени улицы, ведущей к иконе Пречистой Божьей Матери в Новодевичьем монастыре. До 1924 года и бульвар назывался Пречистенским, но был переименован в Гоголевский в период празднований 115-летия великого русского писателя. Заканчивается он на Арбатской площади, одной из самых старых площадей Москвы.

Пройдя дальше, мы попадаем на Никитский бульвар, в 1950 году он был ненадолго переименован в Суворовский. Ранее здесь был женский Никитский монастырь. Монастырь был упразднён в середине 1920-х годов, а постройки разобраны к 1933 году,сохранился только корпус келий. На месте монастыря в 1935 году было построено здание электроподстанции метрополитена.

Тверской бульвар всегда являлся местом прогулок тех, кто хочет «и себя показать и других посмотреть», да и обустроен он был лучше остальных. Он состоит из главной аллеи и более тенистой – боковой. В конце бульвара, с 1880 по 1950 год, стоял памятник Пушкину. Позднее его перенесли на Пушкинскую площадь, перейдя которую, мы попадаем на Страстной бульвар, начинающийся за зданием кинотеатра «Россия», открытым в 1961 году.

Самый длинный бульвар - Тверской (857 м). Самый короткий - Сретенский (214 м). Самый широкий - Страстной (123 м)

От Страстного, до Трубной площади, идет Петровский бульвар, длина которого 449 метров. В пожар 1812 года многие дома и деревья на бульваре сгорели. В 1818 году бульвар был восстановлен. В 1880-х годах по бульвару проложили линию конки, в 1911 году заменённую трамваем. В начале 1941 году пустили троллейбус. В 1947 году бульвар ограждён красивой чугунной решёткой, а вход на него с Трубной площади украшен двумя гранитными постаментами с чугунными вазонами. В 1963 году с бульвара убрали трамвайную линию.

Сретенский бульвар, примечательный тем, что по его внешней стороне сохранился откос - остаток крепостного вала. Назван в 1830-х гг., как начинающийся от площади на месте Сретенских ворот Белого города. В конце бульвара находится станция метро «Тургеневская» и открытая в 2007 году станция «Сретенский бульвар».

Через площадь Мясницких ворот кольцо продолжается 822-метровым Чистопрудным бульваром, который по праву может называться самым элегантным. Обрамленный светильниками и каменными скамьями, гранитный барьер памятника Грибоедову, открывает зелёные аллеи бульвара, второго по площади после Тверского. Поначалу украшающие бульвар пруды назывались Погаными, так как от них смердело отбросами забитого скота. Но купивший земли неподалеку и очистивший пруды любимец Петра Великого – князь Меньшиков, строжайше запретил их загрязнять, после чего они стали Чистыми. Свечой возвышается над бульваром собор Гавриила Архангела (Меншикова башня), также выстроенный по приказу всесильного фаворита Петра.

Самый молодой бульвар - Покровский; дело в том, что до 1891 г. на его отрезке до Казарменного переулка располагался просторный плац Покровских казарм. Плац окончательно был ликвидирован только в 1954 г., после чего аллею трансформировали в полновесный бульвар.

Яузский бульвар - самый укромный и тихий. Он расположен вдали от шумных магистралей и кварталов.Впрочем тихим и комфортным этот район был всегда.

В XIV-XV веках через Яузские ворота проходила дорога на Коломну и Рязань, севернее ее располагались великокняжеские сады, а к юго-востоку Васильевский луг. Возле нынешнего бульвара в XVII веке существовала стрелецкая слобода полка Воробина (Николоворобинские переулки), а ниже, у Яузы - слобода серебряников (мастеров монетного двора), увековеченная в названии Серебрянической набережной. Здесь находились дворы купцов, офицеров, подьячих и церковного причта. По другую сторону крепостной стены, внутри Белого города, обосновалась знать - Юсуповы, Еропкины, выдающийся русский государственный деятель Ф. А. Головин и другие. К концу XVIII века здесь появляются дворы Г. А. Потёмкина-Таврического, княгини Щербатовой, вытесняя низшие сословия на окраину города.

От Masterweb

07.06.2018 12:00

Если посмотреть на карту Москвы, то хорошо видна сеть улиц, большой дугой опоясывающих Кремль. Схема Бульварного кольца оказывается незамкнутой. Но откуда именно взялось такое построение улиц и почему их объединение названо кольцом? Сегодня уже не каждый москвич сможет ответить на этот вопрос. История начинается в далеком прошлом, когда городу приходилось отстаивать право на свое существование с оружием в руках.

С чего все начиналось?

Кремлевские стены были не единственным укрепительным районом старой Москвы. Городу приходилось постоянно обороняться от набегов кочевников и не дружественных соседних княжеств. По мере укрепления военной мощи росли торговля и ремесло. Город постоянно расширял свои границы. Для защиты населения кремлевских и Китайгородских стен становилось недостаточно.

В конце XVI века царствовавшим Федором Иоанновичем было принято решение о строительстве крепостной стены, окружавшей белый город. Окруженная с трех сторон 10 км стеной, а с третьей - протекавшей Москвой-рекой, столица царства стала неприступной крепостью.

С годами город рос. Уже в XVIII веке царствовавшей династией Романовых было принято решение о переносе границ столицы и о строительстве нового Камер-коллежского укрепительного вала. Стала ненужной величественная крепость. Стены стали разбирать. В 1742 году решено на их месте создать Бульварное кольцо.

Храм Христа Спасителя

С Бульварным кольцом Москвы лучше начинать знакомиться с храма Христа Спасителя. Величественное здание, воздвигнутое в честь павших героев Отечественной войны с Наполеоном, долгое время служило Кафедральным собором для Русской православной церкви. Начиная с 1839 года, храм строился на народные пожертвования долгие 44 года. Россия не знала лучшего. Только столичный Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге по грациозности и красоте был ему равным. Не случайно памятный собор был возведен на месте примыкания крепостной стены к Москве-реке, тем самым освещая славу всех российских героев.


Во времена сталинских преобразований храм разрушили, и только в конце XX века он возродился.

Арбатская сторона

От храма Христа Спасителя до Арбатской площади идет Гоголевский бульвар. Кольцо начинается с одного из лучших уголков Москвы. Рядом на Волхонке находится Музей имени А. С. Пушкина, Галерея искусства Европы и Америки. С левой стороны по ходу движения примыкают уютные арбатские улочки. Возле величественного здания Министерства обороны находится знаменитый на всю страну Художественный кинотеатр. На бульвар выходит прославленный Арбат с его уличными музыкантами и Театром Вахтангова. Здесь каждый камень дышит историей.


Заканчивается улица правительственной трассой - Новым Арбатом. Сталинское творение, некогда олицетворявшее мощь советской власти.

Никитский бульвар

Затем идет Никитский бульвар. Кольцо проходит мимо Музея искусства народов Востока. Созданный сразу после Октябрьской революции музей собрал лучшие мировые коллекции, представляющие искусство Дальнего и Ближнего Востока. Хорошо представлена история Средней Азии, Кавказа, Закавказья. Отличные коллекции из Казахстана, Бурятии, с Чукотки.

Заканчивается улица у бывших Никитских ворот. Рядом стоит Храм Преподобного Феодора Студита. Это место, которое было освящено еще до строительства крепостной стены и Никитской башни. Правда, первая деревянная церковь не сохранилась. Сегодня мы видим храм, построенный в начале XVII века.

Тверская сторона

За Никитскими воротами начинается Тверской бульвар - старейший на кольце. Свою историю он ведет с 1796 года. С левой стороны к нему примыкает Малая Бронная, которая ведет к Патриаршим прудам. Здесь начинаются приключения Булгаковских героев из «Мастера и Маргариты».

Возле Бульварного кольца расположился театр на Малой Бронной. Затем по ходу движения - театр "АпАРТе", Московский музей современного искусства, дом-музей М. Н. Ермоловой, театр Пушкина, МХАТ имени Горького. На схеме Бульварного кольца Москвы это самая длинная улица.

Пушкинский сквер


Пределы Бульварного кольца в этом месте размыты. Основное внимание - на Пушкинскую площадь. Это один из символов Москвы. Многие века на этом месте кипят страсти. Когда-то плац перед Тверскими воротами и стоявший рядом монастырь стали местом, которое видело много революционных потрясений. За памятником поэту построен самый знаменитый кинотеатр в городе – «Россия». Страстной бульвар сжался до улицы между кинотеатром и библиотекой имени Чехова. За кинотеатром бульвар резко расширяется и снова обретает свои границы.

Петровка

При переходе Страстного бульвара к Петровскому дорога достигает своей самой южной точки и поворачивает на северо-восток.


На этом месте сохранился Высоко-Петровский монастырь. Многие считают, что он основан в начале XIV века. В 1929 году советской властью он был закрыт, а возобновил работу только через восемьдесят лет. Сегодня сохранившиеся постройки XVII-XVIII веков приведены в порядок. Ведутся богослужения.

Другим замечательным местом, примыкающим к Бульварному кольцу, является церковь Сергия Радонежского, что в Крапивках. Здесь хранится Кийский крест, являющийся точной копией Креста Христова, и чудотворная Феодоровская икона.

Сретенский монастырь

На следующем Рождественском бульваре кольца Москва сохранила сразу два монастыря. Первый, самый древний женский монастырь города, был основан в конце XIV века при князе Андрее Серпуховском. В 1922 г. монастырь был закрыт и возобновил службы через семьдесят лет.

Второй построен в 1397 году и посвящен памяти чудесного избавления Москвы от орд Тамерлана. Многие годы это был центр основных московских крестных ходов, посвященных чудесному избавлению от кочевников. После Октябрьской революции он был закрыт и возобновил служение только в 1991 году. Сегодня это общепризнанный центр духовного просвещения. При нем находится крупнейшее издательство. С 2000 года работает самый посещаемый православный интернет-портал.

Чистопрудный бульвар


Его смело можно назвать центром культурной жизни. В окрестностях расположено несколько театров, а на самом бульваре летом работают многочисленные уличные музыканты, проходит большое количество выставок современного фотоискусства.

Практически каждый дом на улице связан с именами известных людей. Квартиры Бульварного кольца в этом месте - одни из самых дорогих в Москве. Большинство советских коммуналок давно переделаны в элитные апартаменты.

Покровские ворота

За Чистопрудным бульваром начинаются старые Московские застройки. Большая часть была заселена при Павле I, когда велось строительство его знаменитых Покровских казарм. Северная часть, после Казарменного переулка, застраивалась только после Великой Отечественной войны.

Яуза

Заканчивается маршрут Яузским бульваром. Крепостная стена упиралась в место слияния Яузы и Москвы-реки. Сегодня здесь разбит Устьинский сквер, сохранилась Петропавловская церковь у Яузских ворот.


Здание церкви было построено в первые годы XVIII века на месте старого храма. Новому храму на Кулешках повезло. Это одна из немногих церквей, которая не закрывалась в советский период. В годы гонений храм помогал многим православным, хранил святыни закрытых церквей. С конца XX века храм был преобразован - теперь это Патриаршее подворье, восстановлено представительство братской Сербской православной церкви. Сегодня оно служит символом братства двух церквей.

Вот мы и совершили путешествие по Москве длиною в 6,5 километров - именно такова длина Бульварного кольца, вернее, дуги по левому берегу города. Некогда высокие крепостные стены надежно охраняли белый город. Сегодня улицы верно хранят память о прошлом. В принципе, кольцо можно замкнуть по Кремлевской набережной. Расстояние между двумя крайними точками дуги - менее 2,5 км.

В период великих преобразований сталинские архитекторы хотели соединить кольцо по правому берегу Москвы-реки. В 1935 году был представлен план реконструкции Москвы. Схема Бульварного кольца продолжалась по противоположному берегу до Пятницкой улицы, через Ордынку и край Болотного острова. Дорогу можно было вывести к новому Сомойловскому мосту и замкнуть круг. По отзывам, это был не самый плохой план, но ему не суждено было сбыться. Помешала Великая Отечественная война. Бульварное кольцо так и осталось незамкнутым.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Кольцо, которое вовсе не кольцо. Штрих-пунктир из бульваров и площадей. Идеальное место для свиданий и фотовыставок, досужих прогулок и злободневных митингов. Зелёная пешеходная зона, которая когда-то была мощным оборонительным сооружением. Все это - Бульварное кольцо.

История с географией

Строго говоря, лента бульваров в центре столицы — вовсе не кольцо, а подкова, которая на юге опирается на излучину Москвы-реки. Но главное не форма, а местоположение разорванного кольца. С древних времён здесь находились оборонительные сооружения: сначала воздвигли земляные валы, потом на них установили деревянные стены, в конце XVI века их заменили каменными.

Фортификация стала третьим рубежом защиты после стен Кремля и Китай-города. По одной из версий, именно по цвету камня или извести, покрывавшей кирпич, огороженную местность именовали Белым городом. По другой — «белая» земля, заселённая боярами и дворянами, не облагалась налогами, в отличие от «чёрной», где жили купцы и ремесленники. В пользу этой версии говорит второе название района — Царь-град, или Царёв город.

В XVIII веке Москва сильно разрослась, Белгородская стена утратила оборонное значение. В 1774 году Екатерина II, уделявшая большое значение планировке городов, создала Каменный приказ, который руководил разбором стен и башен. Освободившиеся стройматериалы использовали для строительства казённых зданий, например Воспитательного дома на Москворецкой набережной (сегодня здесь размещается академия РВСН имени Петра Великого).

На месте бывшей крепостной стены императрица повелела высадить деревья и проложить аллеи, а взамен проезжих башен разбить площади. Но скоро указ пишется, да не скоро исполняется. Первый бульвар — Тверской — появился только в 1796 году, уже при Павле I. Самый же молодой участок кольца — Покровский бульвар: его окончательно сформировали в 1954 году, после ликвидации бывшего здесь просторного плаца Покровских казарм. Далеко смотрела Екатерина Великая…

Впрочем, основные работы заняли около полувека: в 1845 году критик Виссарион Белинский написал, что московские бульвары — лучшее городское украшение, которому Петербург «имеет полное право завидовать». Официально это «право» было закреплено в 1978 году, когда Бульварное кольцо объявили памятником садово-паркового искусства.

Кольцо А

Довольно долго «зелёный пояс» обходился без общественного транспорта — хватало извозчиков. И вот в 1887 году по бульварам застучала копытами конка (конно-железная дорога) , а четверть века спустя, в 1911 году, зазвенел колёсами трамвай. Маршрут А, который в народе ласково окрестили «Аннушкой», действительно был кольцевым — рельсы проложили и по набережным Москвы-реки. Поэтому и Бульварное кольцо получило второе название — кольцо А.

По разным причинам за прошедшее столетие маршрут «Аннушки» неоднократно менялся, и сегодня он проходит от Калужской площади (метро «Октябрьская») до Тургеневской площади (метро «Чистые пруды»). При этом он затрагивает лишь три бульвара: Яузский, Покровский и Чистопрудный. Возможно, это не последняя траектория знаменитого трамвая…

Примечательно, что нынешний маршрут А пролегает по единственной трамвайной ветке, сохранившейся внутри Садового кольца (по ней ходят также трамваи № 3 и № 39). Мало того, по выходным «Аннушка» отдыхает — видимо, в силу почтенного возраста. Зато в будни среди обычных пассажирских составов по рельсам курсирует и трамвай-трактир «Аннушка». Его интерьер переносит посетителей на полторы сотни лет назад, а названия блюд в меню отсылают к страницам «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова.

О трамвае А писали и Булат Окуджава, и Константин Паустовский, в своё время работавший кондуктором. Поэт Сергей Островой и вовсе посвятил «Аннушке» песню, которую сейчас вряд ли кто помнит. Так что знаменитый бульварный маршрут, который когда-то именовали театральным (трамвай проходил мимо многих театров и кинотеатров) заслуженно можно именовать и литературным.

Тяжёлые будни бульваров

На своём веку Бульварное кольцо повидало всякое, и порой ему приходилось несладко: несознательные москвичи топтали газоны, ломали ограды, а деревья рубили на дрова. В середине XIX века московский генерал-губернатор принял строгие меры: на бульварах было запрещено выгуливать собак, кататься на велосипедах, возить тележки и даже… ходить с чемоданами! Ещё и специальных смотрителей отрядили за порядком следить.

Во время Великой Отечественной бульварам пришлось вспомнить своё историческое предназначение. В 1941 году здесь проводили воинские учения для ополченцев, устанавливали зенитные орудия для подразделений ПВО и даже размещали аэростаты воздушного заграждения.

Устранять последствия бомбёжек и оборонительных действий начали сразу по окончании войны, а к 800-летию Москвы была проведена серьёзная реконструкция. На бульварах высадили множество деревьев и кустарников, обновили скамейки, сетчатую ограду заменили чугунной (причём каждый бульвар получил индивидуальный узор), установили новые фонари и изящные вазоны. Автором и руководителем проекта был архитектор Виталий Долганов.

«Зелёный пояс» продолжает прихорашиваться и в наши дни. В 2015 году конструкторское бюро «Стрелка» разработало новый масштабный план реконструкции Бульварного кольца. В рамках городского проекта «Моя улица» предлагается ограничить транзитное движение, перенаправив трафик на Садовое и Третье транспортное кольцо, а приоритет отдать пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту. Для этого нужно, в частности, обустроить новые дорожки и островки безопасности на переходах.

Топонимика Бульварного кольца

Названия площадей Бульварного кольца напоминают о крепостном прошлом: Арбатские Ворота, Никитские Ворота, Мясницкие Ворота… Да и нынешняя Пушкинская площадь раньше именовалась сначала Тверскими Воротами, потом Страстной (по стоявшему рядом монастырю) и даже площадью Декабрьской Революции. Только в 1931 году великий поэт подарил площади своё имя.

Трубная площадь — наследница «Трубы»: так в народе звали проём, сделанный в Белгородской стене для реки Неглинной. Хохловская площадь, как и прилегающий к ней Хохловский переулок, получила имя от окружающего района Хохлы — здесь селились в основном украинцы. К тому же неподалёку, на Маросейке, располагалось Малороссийское, то есть украинское, подворье.

А вот термин «бульвар», как и сама идея городского озеленения, заимствован из Европы: французское boulevard происходит от голландского bolwerk, то есть «укрепление, крепостной вал». Получается, что Бульварное кольцо унаследовало не только географию, но и топонимику своего предшественника. Впрочем, простые русские люди быстро переиначили непонятное иноземное слово в «гульвар», обозначив главное предназначение новых широких улиц.

Большинство названий бульваров — Никитский, Петровский, Покровский, Рождественский, Страстной, Сретенский — происходит от близлежащих монастырей или церквей. Гоголевский бульвар стал таковым в 1924 году, во время празднования 115-летия Николая Гоголя. До этого он назывался Пречистенским — по церкви Пречистой Богородицы в Новодевичьем монастыре.

Тверской бульвар — разумеется, преемник Тверской улицы. Яузский бульвар, как и площадь Яузские Ворота, назван по башне Белого города. А вот Чистопрудный бульвар можно отнести к усмешкам Бульварного кольца — о них и разговор особый.

«Фишки» и курьёзы Бульварного кольца

Водоём, давший имя Чистопрудному бульвару, стал называться Чистым только в 1703 году. Случилось это благодаря стараниям Александра Меншикова, который приобрёл земли на Мясницкой улице. Светлейший князь, как добросовестный хозяин, повелел очистить пруд от объедков и отбросов стоявшего неподалёку мясного рынка. Неудивительно, что издавна пруд именовался Поганым…

От Чистых прудов рукой подать и до другого курьёза Бульварного кольца. Не только гости столицы, но и многие москвичи удивляются: Тургеневская библиотека рядом с одноимённой площадью есть, а памятника Тургеневу — нет! Зато по бокам площади стоят другие монументы: в начале Чистопрудного бульвара — Александру Грибоедову, а в конце Сретенского — Владимиру Шухову, автору знаменитой башни. Градостроители оправдываются тем, что и писатель, и инженер долгое время жили на Мясницкой, а Тургенев часто менял квартиры, и выбрать привязку для его памятника затруднительно.

Другая «антитеза» — памятник Владимиру Высоцкому в конце Страстного бульвара, установленный в пику цитате из песни «У меня было сорок фамилий»:

Не поставят мне памятник в сквере

Где-нибудь у Петровских Ворот…

Но памятники не только возникают в неожиданных местах, а еще и ходить умеют! Наверняка не все знают, что памятник Пушкину стоит на нынешнем месте, в сквере на одноимённой площади, с 1948 года — его передвинули по личному распоряжению Сталина. Изначально же, в 1880 году, монумент расположили на противоположной стороне, в конце Тверского бульвара. Автор «Каменного гостя» наверняка оценил бы по достоинству такое перемещение…

Ещё один перенос коснулся уже Гоголя. Первый памятник, установленный в 1909 году, к столетию со дня рождения писателя, тогда ещё на Пречистенском бульваре, вызвал неоднозначную реакцию. Согбенная фигура, словно придавленная горькими размышлениями и душевным недугом, многим казалась чересчур мрачной. В конце 1940-х годов устроили конкурс, и в 1952 году, к столетию смерти прозаика, уже на Гоголевском бульваре появился совсем другой, гордый и парадный монумент.

«Угрюмого» Гоголя сперва отправили в «ссылку» — в Музей архитектуры на территории Донского монастыря, и только в 1959 году его перенесли во двор усадьбы А.П. Толстого в начале Никитского бульвара, где писатель прожил свои последние годы. (Позже в этом доме организовали и дом-музей Гоголя.) Возникла уникальная ситуация: два памятника одному и тому же лицу располагаются очень близко друг к другу: по прямой расстояние между ними составляет меньше 400 метров! Впоследствии неоднократно возникало предложение произвести обратную «рокировку», но до осуществления идеи не дошло.

Эти и другие интересные и забавные факты невольно наводят на мысль, что в форме Бульварного кольца спрятана не только подкова, но и хитрая улыбка Чеширского кота. Улыбнитесь и вы, прогуливаясь по бульварам. Теоретически бодрым шагом их можно пройти за пару часов. Но вряд ли это удастся сделать так быстро: вам наверняка захочется посидеть на скамейке, изучить очередную фотовыставку под открытым небом, снять селфи с каким-нибудь памятником, полюбоваться старинными зданиями или выпить чашечку кофе в близлежащем кафе. Приятной прогулки!

Бульварное кольцо в цифрах

— Бульварное кольцо включает 10 бульваров и 13 площадей.

— Общая протяжённость Бульварного кольца — чуть больше девяти километров.

— Самый длинный бульвар — Тверской, его длина — 857 метров.

— Самый короткий бульвар — Сретенский, его длина — 214 метров.

— Самый широкий бульвар — Страстной, его ширина — 123 метра.

— В 1945-1947 годах на Бульварном кольце высадили более четырёх тысяч деревьев и свыше 13 тысяч кустарников.

— На Бульварном кольце расположено девять станций метрополитена : «Кропоткинская», «Арбатская», «Пушкинская», «Тверская», «Чеховская», «Трубная», «Тургеневская», «Сретенский бульвар» и «Чистые пруды».

Бульварное кольцо в Москве сформировалось на месте некогда стоявших здесь оборонительных стен , которые потеряли свою актуальность к концу восемнадцатого столетия и уже не содержались к тому времени в надлежащем состоянии. Так, в 1750 году обвалилась часть стены и погребла под собой несколько человек.

Бывшее фортификационное сооружение начали разбирать в годы правления императрицы Екатерины Второй, для чего был образован в 1774 году специальный Каменный приказ.

План демонтажа был представлен уже в 1775 году. Из него следовала, что на месте укреплений Белого города должны были обустроить аллеи, обсаженные с обеих сторон деревьями, а на месте бывших башен с проездными воротами разбивали открытые площади (именно поэтому в названии многих площадей Бульварного кольца присутствует слово «ворота»). План утверждала лично Екатерина II, после чего исполнители немедленно приступили к работам.

Укрепрайон скоро сравняли с землей, а ценный в то время камень из разобранных стен пошел на строительство (в частности, из него был выстроен великолепный ).

Стоит отметить, что строительство бульваров не было какой-то чисто российской особенностью. Их созданием занимались в то время во многих европейских городах на месте бывших средневековых валов, находящихся уже в черте разрастающихся населенных пунктов.

Происходит это слово, по мнению специалистов, от немецкого «болверк», что значит «укрепленный земляной вал». Далее, его переняли французы, а затем оно уже пришло в Россию, трансформировавшись в «бульвар». Правда, в народе первоначально произносили на русский манер - «гульвар».

Первым появился на будущем Бульварном кольце Тверской бульвар. Случилось это в 1796 году. Проект разработал архитектор Семен Антонович Карин, служивший тогда при городской Управе Благочиния. Практически сразу его территория стала любимым местом москвичей, где им понравилось прогуливаться и отдыхать. Помимо этого, Тверской стал своеобразной светской гостиной.

Количество бульваров увеличивалось с каждым годом. Виссарион Григорьевич Белинский в 1845 году назвал этот зеленый пояс Москвы лучшим городским украшением, которому может завидовать даже столичный в то время Санкт-Петербург. Соответственно, красивому месту и дали благозвучное название - «кольцо».

Но были и серьезные проблемы. Так, в 1862 году на Бульварном кольце незаконно вырубили огромное количество деревьев, которые, скорее всего, пошли на растопку распространенных тогда в городе печей для обогрева жилищ. Кроме того, сам газон был изрядно измят от прогулок и выгула собак, а ограда во многих местах была попросту сломана.

Московский генерал-губернатор был вынужден немедленно доложить о ситуации лично царю, который повелел принять необходимые меры для защиты зеленого пояса Первопрестольной. Именно тогда на кольце появились смотрители, прямой обязанностью которых было следить за порядком. Но это не являлось единственным действием властей, которые вынужденно запретили в этом месте передвижение с тележками, катание на велосипедах и даже хождение граждан с чемоданами в руках.

Первый транспорт - конка - появился на Бульварном кольце в 1887 году и уже в начале XX века круговой проезд стал одной из главных городских магистралей и получил название кольцо «А».

Конку заменили трамваем в 1911 году. Первый вагон по маршруту «А», прозванный москвичами , прошел 29 (?) февраля (указывается в некоторых источниках). Интересно, что кольцевой маршрут проходил даже вдоль Кремлевских стен.

Трамвай «А» стал не просто обычным транспортным средством, а некоей . Упоминание о нем можно встретить в творчестве Ильфа и Петрова, Константина Паустовского, Михаила Зощенко и Булата Окуджавы.

Бульварное кольцо сильно пострадало во время бомбежек Москвы в 1941 году, но после окончания Отечественной войны бульвары быстро восстановили и они ожили вновь. Только за период с 1945 по 1947 годы здесь высадили более 4 тысяч деревьев и еще большее количество кустарников - около 130 000 (!).

В канун празднования 800-летнего юбилея образования Москвы сетчатую ограду заменили на низкие чугунные ограждения, а вместо обычных скамей установили деревянные диваны. Входы в прогулочную зону также оформили монументальными светильниками и изящными вазонами. Проект комплексного переустройства и озеленения был выполнен под руководством Виталия Ивановича Долганова.

Бульвары и площади Бульварного кольца

Бульварное кольцо насчитывает всего 10 бульваров и 13 площадей. Несмотря на свою, так сказать, геометрическую привязку, оно не является замкнутым и ограничено с южной стороны руслом Москвы-реки. В него входят:

«Памятником садово-паркового искусства» Бульварное кольцо было объявлено в 1978 году. К 850-летию образования города было разработано и осуществлено колористическое оформление ограничивающих его зданий. Проект разработал архитектор Александр Владимирович Жук (?).