Наталья Бобкова
Развитие творческих способностей у детей

Консультация для родителей.

«Развитие творческих способностей у детей » .

В жизни по-разному можно жить,

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так :

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной до солнца достать

И подарить его людям.

На протяжении многих лет люди размышляют о том, как воспитать творческую личность ? В чём секрет успеха? Что же такое творчество ?

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные или духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество - это уникальность его результата. Человека можно назвать творческим , если у него хорошо развито воображение и фантазия, он способен к изобретательству , нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.

Воображение - это высшая психическая функция, присущая лишь человеку, которая позволяет создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта. Оно может быть воссоздающим - когда образ предмета создается по его описанию, и творческим - когда рождаются абсолютно новые образы.

Креативность - это способность к творчеству , готовность к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схеммышления.

Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьется его творческий потенциал , во многом зависит от семьи. Семья способна развить или загубить творческие способности ребенка . Поэтому формирование творческой личности , одна из наиболее важных задач воспитания.

Обычно родители акцентируют внимание на речи, мышлении и памяти малыша, при этом забывая про творчество и воображения . Конечно, никто не спорит, что все эти три пункта очень важны для ребенка, но полностью творчество исключать нельзя . Его развитие должно обязательно идти в одну ногу со всеми остальными направлениями и это необходимо для каждого ребенка. И пусть он не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также и человеком, который будет способен преодолевать возникшие на его пути трудности. И если у малыша есть хотя бы малейшие творческие способности , то ему гораздо легче будет учиться, работать и строить отношения с окружающими.

Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. И как только они будут замечены молодыми родителями, нужно тут же подхватывать эту эстафету и начинать заниматься с ребёнком. Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей :

1–2 года : кто-то красиво двигается под музыку, точно улавливая её ритм; некоторые создают собственные картины; другие любят находиться в центре внимания - вот и нужно развивать творческие способности детей по их интересам и природным задаткам;

3–4 года : пик творческой активности малышей , и даже если вам кажется, что кроха ничем особенным не обладает, всё равно это не повод забросить занятия - напротив, нужно как можно больше и чаще обращаться к упражнениям и играм, развивающим творческие способности ;

5–6 лет : занятия усложняются новыми заданиями, подготавливая дошкольника к дальнейшему процессу обучения и развивая в нём воображение , фантазию, таланты.

Главную роль в дошкольном возрасте в процессе развития творческих способностей у детей играют непосредственно родители. За частую, многие родители мечтают видеть своего ребенка творческой личностью , но сами при этом таковыми не являются и даже не стремятся что-нибудь поменять в себе. Нельзя вырастить творческую личность , не изменив собственный привычный уклад жизни. Живите ярко и насыщенно, постоянно развивайтесь и самосовершенствуйтесь. Такая атмосфера весьма плодотворно влияет на развитие творческой личности . А если родители обладают определенными творческими способностями , то это просто идеально - может получиться прекрасный семейный творческий тандем . Ну, а если по воле судьбы, творчество далеко не ваш конек , то это не беда и расстраиваться в этом случае не стоит. Вы все равно можете помочь своему любимому чаду. Главное - иметь огромное желание и соответствующие знания в этой области вопроса.

1. Окружающий мир

Совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте;

Рассказы о животных и растениях;

Объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг;

Ответы на все интересующие малыша вопросы : почему, как, зачем и откуда.

2. Развивающие игры

Покупайте детям настольные развивающие игры ;

У них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек ;

Они должны соответствовать их возрасту;

Мозаики и конструкторы - самый оптимальный вариант.

3. Рисование

Очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски, фломастеры;

Не жалейте бумаги на это дело;

Никогда не ругайте кроху за изрисованные стены и испачканную в красках одежду : возможно, это и есть тот самый творческий хаос ;

Сначала - изучите цвета, затем - познакомьтесь с геометрическими фигурами, покажите, как создаётся рисунок, а потом просто наблюдайте за результатами.

Лепка развивает маленькие пальчики , творческие способности детей + к тому же позволяет им проявить всю их буйную фантазию;

Вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки;

После этого они начнут сами лепить более сложные фигуры;

Пластилин должен быть ярким и мягким.

Книги должны быть подобраны по возрасту и интересам;

Старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений : сказками, рассказами, стихами;

Берите малышей с собой в библиотеку;

Книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения, развивает творческие способности ;

Тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по ролям, так как творческий потенциал можно выявить и через театрализованную деятельность : обычно этот метод нравится деткам любого возраста.

С младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки;

Пойте ему колыбельные как можно дольше;

Это развивает память и образное мышление.

Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Родители должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию : обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр., хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят , что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве , так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить : «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.

Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!

Екатерина Валентинова
Понятия творчество и творческие способности. Основные условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Существует множество различных определений понятия творчества . Например, по мнению американского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей , которые не были известны ранее». Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций . Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение творчества : «Творчество – это деятельность , порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности ».

Можно, очевидно, сказать, что творчество – это решение творческих задач . При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых (объективно или субъективно, т. е. неизвестных для этого человека) методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии. Творческая задача всегда является результатом какого-то противоречия, несоответствия реального и требуемого, желаемого.

Для необходимо знать не только структуру этих способностей к творчеству , но и самого ребенка.

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если мы внимательно рассмотрим поведение человека, его деятельность в любой области, то увидим два основных вида поступков . Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность , продуктом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида лежат творческие способности .

Таким образом, творческие способности – это индивидуальные качества и способности человека , которые проявляются в умении применить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации.

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределять тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие . Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. Так что же такое творческие способности на самом деле ?

Существует множество определений способностей . Так, Б. М. Теплов считал, что способности – это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности или многих деятельностей. К. С. Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней». По мнению Л. Г. Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающей относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления. По определению Н. С. Лейтеса, способности – это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности. Способности – это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются. (Л. А. Венгер) .

Способности человека могут развиваться спонтанно и организованно. В первом случае речь идет о свободном, естественном, сознательно не контролируемом и неуправляемом процессе развития способностей . Само же развитие в этом случае происходит по мере накопления человеком жизненного опыта. Правда, этот процесс нельзя назвать полностью неконтролируемым, так как взрослые люди в той или иной мере сознательно контролируют данный процесс у ребенка. Организованный процесс развития способностей связан с сознательными действиями, направленными именно на развитие соответствующих способностей .

Каковы же оптимальные условия развития способностей ?

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий , способствующих формированию их творческих способностей . На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б. Н. Никитина, и Л. Кэррола, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей .

Первым шагом к успешному является раннее физическое развитие малыша : раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей . Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то , что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться . Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса , который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее , чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством , решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т . д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей . Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения .

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом , хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало : не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность . Оказывается (и педагогическая практика доказывает это, если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники , не теряя своеобразия творчества , создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей , но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Таким образом, можно сделать вывод, что наличие данных условий ведет к наиболее полному усвоению необходимых знаний, умений, навыков, благоприятствуют успешному выполнению определенной деятельности и, в соответствии с этим, эффективному развитию творческих способностей . Неоспорим также тот факт, что самым главным условием является наличие необходимых задатков у человека. В соответствии с наличием определенных задатков выстраивается план развития способностей человека .

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИШИМСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

ДЕТСКИЙ САД №19»

ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами дизайна»

Воспитатель высшей категории

Кузнецова Татьяна Владимировна

Ишим

Актуальность.

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызвала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества н6е возникло особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись стихийно, создавались шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а всё большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет Б.Н.Никитина (18,15,16) .

Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с раннего возраста Л. Кэрролла(9,38-39). Эта гипотеза находит подтверждение физиологии. Дело в том, что мозг ребенка особенно быстро растет, «дозревает» впервые годы жизни. По мнению Б.Н.Никитина именно необратимость процесса деградации возможности развития мнение о врожденности творческих способностей так, как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте средствами дизайна у детей

были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве очень не многие оказались в условиях благоприятствующих развитию их творческих способностей. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодам для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательно, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знание, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуя расширению детского опыта.

Под средствами дизайна мы будем понимать объекты, которые служат инструментом для развития творческих способностей, в нашем исследовании являются: природный, бросовый, утилизированный материал (стеклянные бутылки, банки, пуговицы, веревочки, пластиковые трубочки, ракушки, бисер, целлофан, прищепки, проволока).

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольное детство является сенситивным периодом для развития воображениям и дает прекрасные возможности для развития творческих способностей.

Противоречия будут заключаться между необходимостью развития творческих способностей дошкольников и отсутствием педагогической технологии, не разработанности диагностического инструментария, а так же неиспользованием дизайнерских средств.

Проблема заключается в том: как развивать творческие способности детей дошкольного возраста средствами дизайна.

Цель данного исследования: выявить, и экспериментально проверить эффективность развития творческих способностей у дошкольников средствами дизайна.

Объектом исследования будет являться процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Предмет: эффективные формы организационной деятельности детей при выполнении творческих заданий с использованием дизайнерских средств, влияющих на развитие творческих способностей.

Гипотеза: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста будет успешным если:

Выявлена возможность использования средств дизайна в работе с детьми.

Разработана и внедрена программа «Юный дизайнер».

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи по проблеме исследования.

    Дать теоретический анализ психолого-педагогической литературе по данной проблеме исследования.

    Выделить и апробировать по проблеме исследования эффективные формы организационной деятельности детей при выполнении творческих заданий.

    Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня творческих способностей дошкольников.

    Разработать и апробировать программу «Юный дизайнер».

Выдвинутые цель и задачи обусловили выбор методов исследования:

Теоретические (анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования, изучение передового педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста).

Эмпирические (опрос, наблюдение, игра).

Статические методы обработки результатов.

Научная новизна:

Практический результат:

1. Повышение уровня творческих способностей у детей.

2. Повышение активности у детей и родителей в процессе решения проблемы исследования.

Этапы исследования:

1 этап, сентябрь 2007- апрель 2008 Поисково-теоретический.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Определение цели, рабочей гипотезы и задач исследовательского проекта. Разработка программы, диагностического инструментария; формулировка понятия «творческие способности», поиск эффективных форм организационной деятельности детей при выполнении творческих заданий. Разработка исследовательского проекта.

2008 – 2009 разработка программы для детей подготовительной к школе группы по развитию творческих способностей; разработка диагностического инструментария;

2009 – 2010 разработка программы для детей младшей группы по развитию творческих способностей; разработка диагностического инструментария;

2010-2011 разработка программы для детей средней группы по развитию творческих способностей; разработка диагностического инструментария;

Май-август 2011 разработка программы для детей старшей группы по развитию творческих способностей; разработка диагностического инструментария;

Разработать и апробировать программу «Юный дизайнер» для всех возрастных групп детского сада; разработка диагностического инструментария для всех возрастных групп детского сада

Ожидаемый результат:

1 . Разработка программы «Юный дизайнер» для разных возрастных групп.

Содержание проекта.

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет определяться тем, содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отожествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку. Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающие новое отношение к действительности. Если внимательно рассмотреть поведение человека его деятельности в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущностью. Она заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности (15, с54).

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом:

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям, свойственно так называемое дивергентное мышление. Дивергентное мышление – это метод творческого мышления применяемый обычно для решения проблем и задач(6,436).

Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей(в данном случае важно не их качество, а их количество).

Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.

Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявиться в ответах, решениях, не совпадающими с общепринятыми).

Законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или предавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователь по проблеме творчества А.Н.Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников, музыкантов выделяет следующие творческие способности (14,6 – 36).

1. Способность видеть проблему там, где ее не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более емкие в информационном отношении символы.

3 .Способность применять навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность, целиком не дробя ее на части.

5. Гибкость мышления.

6. Творческое воображение.

7. Способность доработки деталей и к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук В.Кудрявцев и В.Синельников, основываясь на широком историко – культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики), выделили следующие универсальные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории (12,54 – 55).

1. Реализм воображения.

3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбрать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Эксперементирование – способность сознательно и целенаправленно создавать условия.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программы и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ и АРИЗ, считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость мышления.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначных вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитие интуиции.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователей единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления, как обязательные компоненты творческих способностей.

Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более не зависимо. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным, и продуктивным.

Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых. Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Сформировать противоречие и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающих их развитию, умения устранять эти противоречия, решать проблемы. Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. И еще одно качество, формирующее творческое мышление – это системность.

Системность – это способность видеть предмет или явления как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всем многообразии связей. Следующим направлением – формирование творческих способностей дошкольное развития воображения.

Воображение – это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний). Воображение является основой всякой творческой деятельности.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Человек, где бы не находился, всегда украшал и украшает среду, в которой, живёт, работает или отдыхает. В век конвейеров и массового производства мы всё больше ценим индивидуальность во всём: от манеры одеваться до авторских работ, хранящих тепло человеческих рук, и хотим украсить детский сад эксклюзивными стильными вещицами, которые преобразят интерьер, предадут ему неповторимое очарование.

Однако встаёт вопрос - многое можно сделать своими руками, привлекая к этой интересной, увлекательной работе детей.

В совместном творчестве у детей развиваются зрительная память, образное мышление, эстетический вкус, творческие способности. Они знакомятся с такими современными понятиями, как дизайн, дизайнер, коллаж, панно, деку паж и др.

Критерии:

1.Мышление:

а) Ассоциативность мышления;

б) Диалектичность мышления;

2.Творческое воображение:

а) Реализм воображения;

б) Способность видеть целое раньше частей;

в) Над ситуативно – преобразовательный характер творческих решений.

Уровни:

1.Высокий уровень:

а) Конструктивный ответ (отделить не соответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («картинку сделать», «нарисовать окно», «посадить солнышко в рамку» и т.д.) - 5 баллов.

б) Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию («утка нырнула», «утка заплыла за лодку»), построение новых композиций («как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку») и т.д. - 3 балла.

в) Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик. («зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик. – 3 балла.

Средний уровень:

1. Содержательное устранение не соответствия: а – простой ответ (нарисовать в другом месте – «солнышко на улице») – 3 балла.

а) Сложный ответ (переделать рисунок – «сделать из солнышка лампу») – 4 балла.

2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения («у утки нет головы» , «утка сломалась» , «утка разделилась на части») – 2 балла.

3. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребёнок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребёнок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. – 2 балла.

Низкий уровень:

    Отсутствие ответа, не принятие задания («не знаю как исправить» , «картинку исправлять не нужно») – 1 балл.

    Отсутствие ответа, не принятие задания («не знаю» , «ни чего не станет» , «так не бывает») – 1 балл.

    Ребёнок выбирает блюдце или ведёрко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребёнок начинает использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойство в новую ситуацию. – 1 балл.

Были использованы экспресс методики кандидатов психологических наук В.Кудрявцева и В. Синельникова. С помощью этих методик составлен оперативный микро срез творческого развития каждого ребёнка по всем его основаниям. Каждая из методик позволяет фиксировать значимые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ребёнка.

Проведя диагностику, получили следующие результаты:

Развитие реализма воображения у 8 детей находится на низком уровне, и у 14 детей – среднем уровне. Развитие такой способности как над ситуативно – преобразовательный характер творческих решений у 13 детей, у 6-х детей на среднем уровне и 3-х детей на высоком. Способность видеть целое раньше частей у 11 детей развито на среднем уровне и у 13 детей на высоком.

Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложения – у детей плохо развито творческое воображение. Следует сразу же сказать, что эти дети занимаются по развивающей программе «Развитие», но специальная работа по развитию творческого воображения с детьми не ведётся. Однако педагоги, занимающиеся анализом программы дошкольного воспитания, давно говорят о том, что в них фактически не содержатся специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие детского воображения. В этом случае оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигается даже среднего уровня своего развития. Это подтвердила и проведённая нами диагностика.

Результаты диагностирования так же показывают, что у многих детей надо развивать такую творческую способность, как над ситуативно - преобразовательный характер творческих решений для развития этой способности перед детьми необходимо ставить различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбирать оптимальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создавать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход детей к решению любой проблемы.

Результаты диагностики творческого потенциала детей выявили хорошее развитие способностей видеть целое раньше частей. И этот результат закономерен, т.к. одной из особенностей детского мировосприятия является его целостность, ребёнок всегда видит целое раньше частей. Однако очень скоро дети теряют эту способность, потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с этим объективным законом познания. Так как при изучении какого либо предмета или явления воспитателю предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки и лишь затем раскрывать его целостный образ. Однако форсирование аналитической тенденции в познавательном развитии дошкольников может приводить к существенному снижению их творческих способностей.

Из всего выше сказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст сенситивный период для развития этого процесса. В каких формах может осуществляться эта работа. Конечно, наилучший вариант – это введение специальной программы занятий по развитию творческих способностей детей.

В последнее время появилось большое количество методической литературы: «Дизайн и дети» , «Поделки из коктейльных трубочек» , «Весёлый мир прищепок» , «Дизайн» , «Арт – дизайн» , «Первые уроки дизайна» «Разноцветные поделки из природного материала» , «Роспись по стеклу».

Говоря о проблеме творческих способностей средствами дизайна надо подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при взаимодействии воспитателя с семьёй. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы, лекции, открытые собрания с участием детей.

Следовательно, предложенные выше меры будут способствовать более эффективному развитию творческих способностей средствами дизайна у детей старшего дошкольного возраста.

Методики диагностики творческих способностей для детей 6 -7 лет (авторы В.Синельников, В.Кудрявцев)

Основание: реализация воображения.

Цель: выявление способностей ребёнка к преобразованию «не реального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путём устранения не соответствия.

Материал: картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаши.

Инструкция к проведению:

Воспитатель, показывая ребёнку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано?». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко.)

Воспитатель даёт следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что- то напутал? Попробуй исправить картинку так, что бы она была правильной».

Пользоваться карандашом ребёнку не обязательно он может просто объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.

Обработка данных:

В ходе обследования воспитатель оценивает попытки ребёнка исправить рисунок.

Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

    Отсутствие ответа, непринятие задания («не знаю, как исправить», «картинку исправлять не нужно») – 1 балл.

    «Формальное устранение не соответствия (стереть, закрасить солнышко) – 2 балла.

    Содержательное устранение не соответствия:

а) простой ответ («нарисовать в другом месте «солнышко на улице») – 3 балла.

б) Сложный ответ (переделать рисунок – «сделать из солнышка лампу») – 4 балла.

4. Конструктивный ответ (отделить не соответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («картинку сделать», «нарисовать окно», «посадить солнышко в рамку» и т. д.)) – 5 баллов.

Методика «складная картинка»

Основание: умение видеть раньше частей.

Цель: определение умение сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

Материал: складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (10*15)

Инструкция к проведению.

Воспитатель, предъявляя ребёнку картинку: «Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?»

Выслушав ответ, воспитатель складывает картинку и спрашивает: «Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?» После ответа ребёнка картинка расправляется, снова складывается, а ребёнку задаётся тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания – «угол» , «мостик», «домик», «труба», «гармошка».

Обработка данных.

В ходе обследования ребёнка воспитатель фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по 3-х бальной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание – 3 балла. Всего 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:

    Отсутствие ответа, непринятие задания («не знаю», «ни чего не станет», «так не бывает») – 1 балл.

    Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, то есть утеря контекста изображения («у утки нет головы», «утка сломалась», «утка разделилась на части») – 2 балла.

    Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию («утка нырнула», «утка заплыла за лодку»), построение новых композиций («как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку») и т. д. – 3 балла.

Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения «привязано не к какой – либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании («утка стала домиком», «стала похожа на мостик» и т. д.) Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.

Методика «как спасти зайку»

Основание: над ситуативно – преобразовательный характер творческих решений.

Цель: оценка способностей и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Материал: фигурка зайчика, блюдце, ведёрко, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению.

Перед ребёнком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведёрко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Воспитатель, беря в руки зайчика: «познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилось такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко – далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (воспитатель обращает внимание ребёнка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, что бы спасти зайчика?»

Обработка данных.

В ходе обследования фиксируются характер ответов ребёнка. Данные оцениваются по 3-х бальной системе.

1 уровень. Ребёнок выбирает блюдце или ведёрко, а так же палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребёнок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка = 1 балл.

2 уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребёнок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребёнок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

3 уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о над ситуативном подходе к ней ребёнка. Оценка – 3 балла.

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИШИМСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

ДЕТСКИЙ САД №19»

ПРОГРАММА

«Юный дизайнер»

Научный консультант: к п н И. Г. Бессонова

Ишим 2009г.

Пояснительная записка.

Одной из основных задач воспитания детей является формирование интереса и любви к природе. Ценным аспектом является то, что мы с детьми обратили внимание на утилизацию отходов, которые в большом количестве производит человечество и которое составляет реальную опасность для природы. Наблюдая с детьми за природой, за окружающей средой мы обратили внимание на то, что вокруг нашего детского садика много бытовых отходов загрязняющих экологию. Работа с природным бросовым и утилизированным материалом даёт большие возможности сближения ребёнка с родной природой, воспитание бережного и заботливого отношения к ней развивает творческие способности у детей.

Цель: развитие у дошкольников способности превращать отслужившие свой срок предметы в нужные, полезные и красивые вещи.

Структура программы.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей для детей старшего возраста. Занятие проводится по подгруппам. Продолжительность 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня. При составлении программы учитывала праздники (День матери, День Пожилого человека, Новый год, 8 марта, 23 февраля). Программа сопровождается библиографическим списком. Программа включает в себя учебно – тематическое планирование с выделением цели и методических приёмов занятий.

Учебно - тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Занятия, тема.

Цель.

Методические приёмы.

Сентябрь.

1.Тема: «Сбор информации о дизайне.

Формирование понятийного аппарата, создание условий для творческой работы, проведение анкетирования.

Экскурсия на выставки.

2. Тема: «Дизайн в жизни ребёнка».

Знакомства детей с материалами и их свойствами.

Путешествие детей в страну «Дизайна», знакомство с Карандуликом и Кистенией.

Октябрь.

    Тема: Мобильный тренажёр «Вишни»

Формировать умение соотносить предметы по форме и цвету.

Детям приходит телеграмма от лесных жителей, что их зверёк белочка заболела и ей нужны ягоды.

    Тема: Сюжетный тренажёр «Девочка»

Формирование умение соотносить предметы, изображённые на сюжетной картинке, с изображением отдельных предметов.

Коробка обтягивается самоклеящейся плёнкой, из клеящейся плёнки разных цветов на коробке формируются детали.

Ноябрь.

    Тема: «Кошкин дом»

Формировать умение обращать внимание детей на цвет предмета, устанавливать тождество цвета.

Педагог читает стихотворение «Кошкин дом». После прочтения предлагается сделать для неё домик.

    Тема: «Железная дорога из скорлупы»

Совершенствовать технику наклеивания скорлупы; способствовать раскрытию творческих способностей.

Взять металлическую баночку и наклеить на неё слой тёмного пластилина, отламывать кусочки от яичной скорлупы и наклеивать их на баночку, затем раскрасить.

Декабрь.

    Тема: «Ваза для цветов».

Знакомство и освоение простых композиций, составленных из геометрических элементов- квадратов.

На белом прямоугольнике в тетради раскладываем и двигаем квадраты, составляя из них разные комбинации, делаем несколько вариантов, затем наклеиваем на стеклянную бутылку.

    Тема: «Украшение стеклянных баночек».

Освоение приёмов построения простых абстрактных композиций с использованием лент разной ширины, полос, спиралей и змеек.

Очень интересные приёмы можно придумать, используя сочетания прямых, наклонных и кривых линий.

Январь.

    Тема: «Подарок маме».Украшение стеклянных тарелок.

Освоение приёмов сложных абстрактных и тематических композиций.

От геометрических декоративных композиций из треугольников, квадратов и полосок мы переходим к более сложным абстрактным и тематическим: ленточки – это «ветви», а заострённые овалы- «листья»

    Тема: Изготовление декоративных подвесок круглой формы.

Освоение простых приёмов украшения круга.

Для работы необходимо взять тонкий цветной картон или плотную глянцевую бумагу и вырезать кружки. Можно использовать упаковку из под молока или соков.

Февраль.

    Тема: Красочные баночки для карандашей.

Продолжать знакомить с дизайном красивых баночек для карандашей.

Использование ранее полученных знаний, мы научились превращать обычную стеклянную, пластмассовую баночку в декоративную вазу.

    Тема: Строительство нового городка.

Составить чертёж на листе, подобрать баночки, ветки, катушки и др. бросовый материал.

Педагог приглашает детей совершить увлекательное путешествие, но сначала нужно построить город будущего.

Март.

    Тема: «Аквариум» (коллективная работа)

Развивать творческий интерес к различным способам конструирования из различных материалов.

Путешествие детей в подводный мир.

    Тема: Оформление открыток к празднику мам.

Пробуждать у детей интерес к эстетическому разнообразию.

Использование различных материалов.

Апрель.

    Тема: «Сказочные дворцы».

Учить детей фантазировать, развивать творческие, дизайнерские способности.

Путешествие детей со сказочными героями по сказкам.

    Тема: «Чудо дерево».

Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.

Педагог с детьми изготавливает волшебное дерево, используя разнообразные материалы.

Май.

    Тема: «Дизайн одежды».

Учить работать с выкройкой, украшать по своему вкусу.

Совместное участие в конкурсе «Весна» детей и родителей. Создание костюмов.

Показатели творческого развития на четвертом году жизни.

1.Ребенок может изображать предметы и явления, создавая отчетливую, подбирая цвета, акуратно закрашивая, используя различные материалы : карандаши, краски, гуашь, фломастеры, цветные мелки,

2.Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, выстраивая композицию в соответствии с замыслом.

3.Украшать предлагаемые силуэты в соответствии с предложенным заданием или по своей задумке.

4. Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из несколько частей, уметь подбирать цвета в соответствии с замыслом.

5. Составлять узоры, композиции из плоских геометрических фигур. Для реализации и проверки теоретических предположений нашего исследовательского проекта мы проведем экспериментальное исследование. В эксперименте принимают участие 25 детей. На первом этапе я провела диагностические задания по сенсорному развитию детей направленные на выявления творческих способностей через усвоение эталонов цвета, формы и величины, а так же способности к их использованию при соотнесении со свойствами реальных предметов.

Занятие №1.

Тема: лото «Цвет».

Направлено на выявление овладения действием соотнесения с эталоном, представленным в словесной форме.

На этом занятии дети выделяют 6 основных цветов, ориентируясь на названии цветов предметов, а не на их изображении.

Материал. 6 карт лото с расположенными в разном порядке изображениями 6 предметов основных цветов. Маленькие карточки с теми же изображениями.

Инструкция к проведению . В игре участвуют 6 детей. Дети получают по одной карте лото, рассматривают изображенные на ней предметы, обращая внимание на их цвет. Далее проводится игра. Взрослый - ведущий- достает из коробки по одной карточке и, не показывая детям изображенный на ней предмет, спрашивает: « У кого красная машина?», « У кого зеленое ведро?» и т.д. Если ребенок, у которого есть такая же картинка, отзывается, он получает ее и закрывает ею картинку на карте. Если ни кто не спросил картинку, она откладывается. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки на карте.

Оценка. Показатель – овладение действием соотнесением с эталоном, представленным в словесной форме.

Низкий уровень – ребенок не выполняет задание или закрывает на карте лото лишь два – три предмета тех цветов, название которых ему знакомы.

Средний уровень – ребенок действует с помощью взрослого или под подсказкам других детей. К концу игры у него остается не закрытыми один – два предмета тех цветов, название которых он еще не твердо знает или путает.

Высокий уровень – ребенок действует самостоятельно, без какой - либо помощи, к концу игрі закрвает все предмет на карте лото.

Задание№2.

Тема : « Построим домики для фигур». Направлено на выявление представлений об эталонах формы, умения воспроизводить эти фигуры. На занятии дети изготавливают фигуры из палочек и ниток.

Материал. Демонстрационный: большие фигуры пяти форм, 13 палочек, тонкая проволока или толстая нитка (Д. 60 см. 50 см.). Раздаточный: фигурки- человечки меньшего размера, по 13 счетных палочек для каждого ребенка, тонкая проволока или толстая нитка (Д. 30 см. 20 см.) на каждого ребенка.

Инструкция к проведению. Педагог достает из коробки и показывает детям геометрические фигуры – квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. Дети вспоминают их названия. Затем предлагает построить для них домик, причем для каждой фигурки нужен домик такой же формы как и она сама. Затем достают из коробки круг и овал, дети называют их; предлагают подумать можно ли для них построить домик из палочек. После всех высказываний и проб детей выясняется что домик для круга и овала строится из ниток. Далее каждый ребенок получает нужное количество палочек и ниток. Дети строят домики для каждой фигурки. Затем детям раздаются наборы из пяти геометрических фигур (фигурки – человечки). Фигурки – человечки ищут свои домики и поселяются в них.

Оценка.

Первый показатель – знание эталонов формы, обозначение их словами.

Низкий уровень – не знает название трех и более фигур.

Средний уровень – не твердо знает название одна – две геометрических фигур, называет с помощью педагога.

Высокий уровень – называет все пять геометрических фигур.

Второй показатель – воспроизведение геометрических фигур.

Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием, играет палочками, выкладывает что попало, не принимает помощь взрослого.

Средний уровень – ребенок действует с помощью взрослого, который помогает увидеть разницу домиков для квадрата и прямоугольника, для круга и овала. Допускается показ взрослым способа построения домиков (на демонстрационном материале).

Высокий уровень – ребенок самостоятельно строит домики для всех пяти фигур. Допускается напоминание взрослого, что домики для квадрата, треугольника и прямоугольника строятся из палочек, а для круга и овала – из ниток.

Задание №3.

Тема. «Три воздушных шарика».

Направлено на выявление умения самостоятельно получать оттенки цвета, составлять ряд по светлоте, обозначая оттенки словом.

Материал. Демонстрационный: Рисунок трех синих воздушных шариков различной светлоты. Раздаточный: листы бумаги с контурными изображениями трех воздушных шариков, гуашь синяя и белая, баночки с водой, кисточки.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает детям рассмотреть нарисованные на листе бумаги три синих воздушных шарика разной светлоты: первый шарик – самый светлый, второй – потемнее, третий – самый темный.

Дети вспоминают, как с помощью белой краски можно сделать светлый оттенок какого – либо цвета, смешивают белую и синюю краски на своих палитрах. Далее педагог обращает их внимание на образец, предлагая подумать, как можно сделать оттенок потемнее для второго шарика. Детям предоставляется возможность самостоятельно искать способ решения задачи путем практических действий. Взрослому нужно так же внимательно относиться к высказываниям детей, особо выделяя из них которые наиболее близко подходят к решению задачи (добавить еще немного краски к светлому оттенку на палитре или сделать рядом с ним более темный оттенок, беря большое количество синей краски). Далее дети выполняют задание и закрашивают второй шарик. Третий шарик закрашивается чисто синей краской.

Оценка. Первый показатель – получение светлотных оттенков, составление ряда по светлоте.

Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием, ему не помогают советы взрослого. Все шарики окрашены одним цветом.

Средний уровень – ребенок получает оттенки с небольшой помощью взрослого (допускается подсказка взять чуть больше синей краски для второго шарика; дается лишь словесная инструкция); испытывает затруднение в построении светлотного ряда.

Высокий уровень – ребенок самостоятельно получает два оттенка синей краски, выстраивая, таким образом сериационный ряд по светлоте.

Второй показатель – словесное обозначение оттенков детьми («самый светлый», «темнее», «самый темный»).

Низкий уровень – ребенок не называет оттенки и не может повторить их за взрослым.

Средний уровень – ребенок называет оттенки с помощью взрослого.

Высокий уровень – ребенок самостоятельно называет все оттенки.

Результаты диагностики творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Фамилия Имя ребенка

Реализм изображения min - 1 балл, max - 5 баллов.

Способность видеть целое раньше частей min -5 баллов,max - 15 баллов.

Над ситуативно - преобразовательный характер творческих решений.

1.Бакулин Артем.

2.Бондаренко Кирилл.

3.Бохан Лиза.

4.Ваганова Анжела.

5.Гаврилова Вика.

6.Гаврилов Ваня.

7.Ганченко Настя.

8.Гридина Даша.

9.Гусева Лиза.

10.Данин Никита.

11.Казанцев Матвей.

12.Катеруша Милана.

13.Королева Вика.

14.Костюченко Саша.

15.Крупчанова Настя.

16.Крупчанов Никита.

17Кукуйцева Алена.

18.Лесникова Карина.

19.Мальцев Яша.

20.Миляхина Света.

21.Мизернюк Наташа.

22.Переславцева Ника.

23.Покровская Алена.

24.Шанская Кристина.

Общие результаты способностей.

Способности.

Низкий уровень.

Средний уровень.

Высокий уровень.

Реализм воображения.

1 ребенок

11 детей

12 детей

Способность видеть целое раньше частей.

15 детей

9 детей

Над ситуативно- преобразовательный характер.

2 ребенка

10 детей

12 детей

Средства обучения.

Материал.

Деятельность детей.

Сентябрь.

1.Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями.

Эталоны шести цветов спектра.

Листы бумаги шести цветов с белым квадратом посередине.

Дидактическая игра «Спрячь мышку». Дети прячут мышку от кошки, подбирая разноцветные домики.

2.Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификация по цвету, группирование оттенков.

Листы бумаги шести цветов, игрушки и предметы шести цветов и их оттенки, игрушка «царь- Разноцвет»; листы бумаги, разделенные на шесть клеток.

Дидактическая игра. В царстве «Царя - Разноцвета», придумывание сказки.

Октябрь.

1.Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником, овалом.

Эталоны четырёх геометрических форм.

Большие геометрические фигуры с нарисованными «лицами» - «фигурки – человечки».

Дидактическая игра. В царстве «фигурок – человечков». Дети рассматривают и придумывают рассказ, аппликация, подарим вкусное печенье.

2.Создавать у детей праздничное настроение, интерес к содержанию работы, развивать у детей чувство цвета.

1 большой прямоугольник, 7 маленьких овалов, листы А - 4., 1 большой треугольник и 2 маленьких.

Дети в гостях у Карандашика и Кастении, в мастерской готовят подарки для друзей.

Ноябрь.

1.Учить детей составлять сюжет из геометрических фигур на плоскости.

Эталоны геометрических фигур.

Геометрические фигуры разного цвета и размера, листы бумаги А – 4, гофрированная бумага, карандаши, клей.

Придумывание с детьми сюжета «На что похоже», «Необычная аппликация».

2.Ознакомление детей с разными видами бумаги.

Эталоны бумаги, фольги, журналов.

Цветной картон, ткань с блестками и золотистая, клей, ножницы, тесьма, ленточки, конфетные фантики.

Путешествие с детьми в сказочную страну «Бумажилию».

Декабрь.

Ознакомление детей с разнообразным материалом.

Пуговицы, картон, прищепки, клей, гуашь, яичная скорлупа, коробочки из под сыра.

Изготовление открыток к новому году.

Январь.

Продолжать знакомить детей с пуговицами

Картон белый, с наклеенным жирафом, пуговицы разного цвета и оттенка.

Путешествие с детьми в Африку. Пришло письмо от жирафенка. У него пропали пятнышки от жаркого солнца, нужно ему помочь.

Результаты диагностики творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

Фамилия Имя.

Задание №1.

Задание №2.

Задание №3.

1.Бакулин Артем.

2.Бондаренко Кирил.

3.Кукуева Алена.

4.Крупчанова Настя.

5.Крупчанов Никита.

6.Гаврилова Вика.

7.Гаврилов Ваня.

8.Меляхина света.

9.Гридина Даша.

10.Покровская Алена.

11.Мизирнюк Наташа.

12.Данин Никита.

13.Раенбакова Лиза.

14.Ганченко Настя.

15.Королева Вика.

16.Шанская Кристина.

17.Ваганова Анжела.

18.Переславцева Вероника.

19.Костюченко Саша.

20.Лесникова Карина.

21.Бохан Лиза.

22.Казанцев Матвей.

23.Плаксина Вика.

24.Гусева Лиза.

25.Мальцев Яша

Общие результаты творческих способностей.

Способности.

Низкий уровень.

Средний уровень.

Высокий уровень.

Выделение 6 основных цветов.

15 детей

5 детей

5 детей

Представление эталонов формы.

13 детей

8 детей

4 ребенка

Умение самостоятельно получать оттенки цвета.

15 детей

5 детей

5 детей

Как развивать творческие способности ребенка, что для этого использовать и с чего вообще начать? Или зачем это вообще нужно? Вот главные вопросы, которые возникают, когда мы задумываемся о способности ребенка к творчеству. Эта статья будет посвящена рассмотрению этих вопросов, а так же будут предложены советы по развитию творческих способностей ребенка.

В современно мире многие родители не считают творчество важной составляющей воспитательного процесса. Но творчество нельзя полностью исключить из процесса развития ребенка, оно может развиваться одновременно с изучением всех направлений развития. Развивать творческие способности необходимо с раннего детства, возможно в дальнейшем во взрослой жизни Вашему ребенку это поможет в выборе профессии. Ведь сейчас очень востребованы профессии творческих людей – это актеры, певцы, дизайнеры, архитекторы и др. Но даже если Ваш ребенок не пойдет по пути творческой профессии, развитие творческих способностей позволит ему использовать творческий подход в решении тех или иных вопросах, возникающих в жизни. При этом он будет расти интересной личностью, способной справится с любыми жизненными трудностями.

Что такое творческие способности и когда нужно их развивать?

Творческие способности – это индивидуальные особенности каждого ребенка, которые определяются успешностью выполнения им творческой деятельности в различной сфере. Творческие способности характеризуются:
  • стремлением к изучению нового и необычного;
  • свободным воображением и фантазией;
  • развитой интуицией, вследствие чего появляется, что-то новое;
  • умением применять полученный опыт на практике;
  • способность впитывать много информации.

Конечно в каждом ребенке развитие творческих способностей может укладывается по разному. Кто-то больше в этом заинтересован и ему легче впитывать подаваемую информацию, кому-то это будет сложнее. Но если в ребенке развить хотя бы небольшие творческие способности, ему намного легче будет учится, общаться, преодолевать трудности.

Начинать развивать творческие способности лучше в раннем возрасте ребенка. Ведь именно тогда и формируются задатки, которые потом только совершенствуются и сопровождают нас на всем жизненном пути. Если у человека не были развиты творческие способности в детстве, вряд ли они появятся во взрослой жизни. Именно в детстве начинают хорошо развиваться воображение и фантазия, когда ребенок начинает что-то придумывать, какие-то истории с вымышленными персонажами. Эта как раз и есть та особенность – «умение, что-то сочинить», которая порождает творчество. Поэтому не нужно смеяться над этим или пресекать такие вымыслы, дайте ребенку возможность развивать свое воображение, все равно когда он станет постарше и поймет, что это лишь его воображение. Наблюдать такой пик творческой фантазии можно у детей в 3-4 года. Творческий ребенок может видеть обычные вещи по-своему. Так рассматривая картинки, ребенок может называть предметы не своими именами: стол назвать кроватью, кошку – зайцем и т.п., хотя раньше абсолютно правильно называл. Это не значит, что ребенок забыл названия картинок, просто ему захотелось пофантазировать. И здесь ничего страшного нет, в другой раз он все верно назовет, главное не нужно сразу переубеждать его в обратном, дайте волю его воображению.

Что же способствует развитию творческих способностей ребенка?

На развитие творческих способностей положительно влияют различные виды детской активности. Чаще они как раз закладываются в детском саду, когда ребенок играет в коллективе и они все вместе чем-то интересным занимаются. Но даже если ребенок не ходит в садик, можно самим заниматься с ним, развивая творческие способности. Рассмотрим следующие виды деятельности, которые Вам в этом помогут:
  • Развивающие игры и игрушки – покупайте ребенку самые интересные, развивающие игрушки – это мозаики, конструкторы, пазлы, шнуровки, сортеры – главное, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Подбирайте игрушки так, чтобы они приносили пользу в развитии ребенка.
  • Изучение окружающего мира – находясь на прогулке, обсуждайте с ребенком, что он видит, что происходит. Спрашивайте, а кто это, что он делает, а зачем он это делаете? Дайте ребенку поработать воображением. Комментируйте все Ваши действия, это будут важные уроки в развитии творчества ребенка. Так же находясь дома, обсуждайте окружение, следить за тем, что происходит на улице.
  • Занятие лепкой является важным составляющим в развитии творческого начала. С помощью лепки пластилина ребенок выражает свои фантазии, развивает мелкую моторику, изучает цвета и учится их смешивать. Пластилин поможет ребенку «выплеснуть» все, что творится в его маленькой головке.
  • Занятия по рисованию так же являются хорошим этапом в развитии творчества ребенка. Позвольте ребенку использовать для рисования: краски, фломастеры, карандаши, чтобы он сам смог рассмотреть, что получается в ходе рисования тем или иным предметом. Полученные рисунки рассматривайте вместе, обсуждайте, что же на них нарисовано.
  • Чтение книжек поможет развивать фантазию и воображение. Когда Вы читаете ребенку сказку, рассказ или стихи у ребенка складывается своя картинка о происходящем. Он представляет героя рассказа, а иногда и себя этим героем.
  • Изготовление поделок, аппликаций. Вы можете вместе с ребенком создавать первые картины: растирая пластилин по листу бумаги, катать шарики и приклеивать их к картине или клеить вырезанные части на картину. Научите ребенка вырезать разные предметы.

Полезные советы по развитию творческих способностей.

  • Создавайте ребенку обстановку, которая будет развивать творческие способности
  • Постоянно развивайте творческое воображение ребенка
  • Творите вместе с ребенком – лепите, рисуйте, читайте, изучайте.
  • Снабжайте ребенка всем необходимым материалом для реализации его творческих способностей: красками, пластилином, бумагой, клеи и др.
  • Поддерживайте ребенка в его начинаниях и хвалите за проделанную работу.
  • Не угнетайте фантазию ребенка

Сегодня в статье были рассмотрены способы развития творческих способностей ребенка, что такое творческие способности и чем они характеризуются. Учитывая предложенные виды деятельности по развитию творческого начала ребенка и полезные советы, Вы сможете правильно направить своего ребенка, чтобы у него начинали развиваться творческие способности, которые в дальнейшем помогут ему в принятии важных решений в его жизни.

Остается только добавить высказывания театрального деятеля Генрика Ибсена: «Чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна.»

Творческий потенциал особенно сильно ценится в современном мире, поэтому выявлять его нужно с первых лет жизни. Это поможет легче понять малыша, определить, что ему на самом деле необходимо, направить его таланты в нужное русло и не дать им исчезнуть. Нынешнее общество дает много возможностей реализовать творческие способности, начиная с самого раннего детства.

Как определить творческие способности у малыша

У малышей первого года просыпается желание постичь все новое, неизведанное. Однако, часто родители не относятся серьезно к фантазиям ребенка и делают это напрасно. Именно в этом возрасте могут впервые заявить о себе еще до конца не сформированные, творческие способности вашего ребенка. Дети не боятся пробовать все новое, каждый вид деятельности является для них открытием. Часто во время игры дети проявляют свои наклонности, поэтому именно игра для малышей является одним из способов выявления способностей. С помощью некоторых игровых тестов профессионалы могут определить, насколько развито у ребенка воображение, как устроено мышление.

Считается, что если ребенок – левша, тогда у него, возможно, имеется творческая одаренность, потому что правое полушарие, которое доминирует у таких малышей, отвечает именно за творческое начало, абстрактное мышление и развитое воображение. Среди левшей больше всего художников, а также танцоров и музыкантов.

Понаблюдайте за ребенком. Уже в возрасте 1-2 лет малыш может иметь хорошо развитое чувство ритма. Если ребенок четко улавливает мотив мелодии, чувствует ритм, может двигаться или что-то напевать в такт, возможно, у него имеется музыкальная одаренность.

В 3 года ребенок способен рисовать. Художественно одаренные дети хорошо чувствуют цвета, их оттенки, могут создавать картины.