Тест по обществознанию Отрочество — особая пора жизни для учащихся 5 класса ФГОС. Тест содержит 10 заданий и предназначен для проверки знаний по теме Человек.

1. К основным возрастным периодам жизни человека относятся

1) детство
2) отрочество
3) юность
4) зрелость
5) старость
6) всё названное

2. Подростковый период — отрочество — делится на два этапа. Запишите, на какие.

3. Что из перечисленного характерно для подросткового возраста? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) быстрый рост
2) дисциплинированность
3) вежливость
4) резкая смена настроений
5) быстрая утомляемость

4. Что из перечисленного относится к понятию самостоятельность ? Запишите цифры, под которыми указаны черты самостоятельности.

1) стремление всё делать по-своему
2) уверенность в своих силах
3) умение ставить цели и добиваться их
4) отказ от любой помощи
5) неподчинение требованиям взрослых
6) способность принимать важные решения

5. Верно ли суждение о том, что человек может жить один и думать только о себе?

1) верно
2) неверно

6. Правила поведения в обществе включают

1) умение общаться с другими людьми
2) умение слушать
3) неприятие мнения, отличного от собственного
Укажите номер, лишний в этом перечне.

7. Найдите в приведённом списке слова, которые обозначают хорошее отношение человека к другому человеку (людям), и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сердечность
2) зависть
3) доброжелательность
4) сопереживание
5) высокомерие

8. Верны ли следующие суждения об общении?

А. Общение — это деловые или дружеские взаимоотношения людей.
Б. «Без многого может обходиться человек, но только не без человека» (Антуан де Сент-Экзюпери) .

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Согласны ли вы с мнением, что истина рождается в споре, но спор должен быть доброжелательным?

10. Прочитайте отрывок из трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и ответьте на вопросы.

«Едва ли мне поверят, какие были любимейшие и постояннейшие предметы моих размышлений во время моего отрочества…
… все отвлечённые вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души уже представились мне; и детский слабый ум мой со всем жаром неопытности старался уяснить те вопросы…»

1) Какие черты подросткового возраста отметил писатель?
2) Мог ли подросток решить вопросы, заинтересовавшие его? Найдите в отрывке подтверждение своему ответу и выпишите его.
3) Л.Н. Толстой — великий русский писатель. Какие ещё романы, повести, рассказы для детей вы знаете? Напишите их названия.

Ответы на тест Отрочество — особая пора жизни:
1-6, 2-младший и старший, 3-145, 4-236, 5-2, 6-3, 7-134, 8-3.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Особый возраст: отрочество.

План. Легко ли быть подростком. Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Дружба подростков. Мальчики и девочки.

«Метаморфозы». Детство - это село Краснощеково, Несмышленово, Всеизлазово, Скок-Поскоково, чуть Жестоково, но Беззлобнино, но Чистоглазово. Юность - это село Надеждино, Нараспашкино, Обольщаньино, ну а если немножко Надеждино, все равно оно Обещаньино. Зрелость - это село Разделово: либо Схваткино, либо Пряткино, либо Трусово, либо Смелово, либо Кривдино, либо Правдино. Старость - это село Усталово, Понимаево, Неупреково, Забывалово, Зарасталово и - не дай нам Бог - Одиноково. Е.Евтушенко Почему поэт выбрал такой необычный способ рассказа о жизни людей разного возраста? Что он хотел сказать своим сти­хотворением? Что помогло автору понять возраст челове­ка? Смог бы это сделать молодой поэт?

Обсудим вместе. Выбери высказывание, которое, по твоему мнению, характеризует подростка. Подростки – народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему. Подросток – человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться. Приведи примеры из собственной жизни.

Легко ли быть подростком. Подростковый период делится на два этапа: младший подросток (школьники 5-6 классов); старший подросток (школьники 7-9 классов). Этот возраст называют вторым рождением: человек переходит из детства во взрослую жизнь. Любой подросток мечтает о том, чтобы скорее стать взрослым. Детство заканчивается, но ещё многие его черты остаются в поведении подростка. Почувствовав себя не ребёнком, подросток хочет приобщиться к миру взрослых, узнать о нём как можно больше, стать его равноправным членом.

Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают его от других возрастных периодов? происходят серьёзные изменения в организме, завершается путь к биологической зрелости; резкая смена настроения, появление новых негативных качеств подростка; быстрая утомляемость и усталость; подростки становятся мечтательными.

2. Отрочество – пора мечтаний. Генрих Шлиман

3. Самостоятельность – показатель взрослости. Можно ли этого взрослого человека назвать организованным, самостоятельным, аккуратным? П.А. Федотов «Свежий кавалер»

4. Дружба подростков.

5. Мальчики и девочки. Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только... Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у... Коньки на льду чертили стрелочки, в хоккей играли только... Болтали час без передышки в цветастых платьицах... При всех помериться силенкой, конечно, любят лишь... Боятся темноты трусишки, все, как один, они... Шелк, кружева и в кольцах пальчики - выходят на прогулку... Футболка, джинсы, набок кепочка - вы угадали - это...

5. Мальчики и девочки. Чьи это слова? Слоник, папочка, солнце, машина, солнышко, собака, растения, цветочки, дед, собачка, дедуля, кошка, кошечка.

Домашнее задание: § 6, вопросы. на «4» и «5» написать сочинение на тему: «Мой друг» или «Почему я люблю своего друга».

Рано утром Мама-квочка В класс отправила Сыночка. Говорила: - Не дерись, Не дразнись, Не петушись. Поспеши, Уже пора. Ну, ни пуха ни пера! Через час, Едва живой, Петушок Идет домой. Ковыляет еле-еле Он со школьного двора, А на нем на самом деле Нет ни пуха, ни пера. Что случилось с Петушком? Не напоминает ли он вам некоторых мальчишек? Ни пуха ни пера


Урок по обществознанию на тему «Особый возраст: отрочество»

Цель: познакомиться с основными чертами подросткового возраста, рассмотреть самостоятельность как показатель взрослости.

Предмет: обществознание.

Составитель: учитель обществознания

Дата проведения: 09.12.2010 г.

I. Повторение пройденного материала.

1. Беседа по вопросам.

Чем отличается дошкольник от школьника?

Выберите высказывание, которое, по Вашему мнению, характеризует подростка. Приведите примеры из собственной жизни.

1. Подростки – народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему.

2. Подросток – человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться.

2. Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

Рассказ с элементами беседы

Легко ли быть подростком

Давайте познакомимся с подростковым периодом жизни человека – возрастом интересным, особенным, не похожим ни на детство, ни на взрослость. Узнаем особенности детей 10-15 лет, то есть познакомимся с самими собой.

Подростковый период делится на два этапа (два разных отрезка времени): младший подросток (к этой группе относятся школьники 5-6 классов) и старший подросток (школьники 7-9 классов). Этот возраст не случайно называют вторым рождением: человек переходит из детства во взрослую жизнь. Любой подросток мечтает о том, чтобы скорее стать взрослым. Но переход к взрослости не происходит спокойно.

Отрочество (так издавна называли этот период жизни человека) связано с возникновением новых чувств, переживаний, с самыми разными настроениями. Детство заканчивается, но ещё многие его черты остаются в поведении подростка. Почувствовав себя не ребёнком, подросток хочет приобщиться к миру взрослых, узнать о нём как можно больше, стать его равноправным членом. Общение с взрослыми (и Вы сами об этом знаете) становится более привлекательным, чем общение с детьми.

Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают его от других возрастных периодов?

В этот период начинаются серьёзные изменения в организме, завершается путь к биологической зрелости, то есть готовности организма стать взрослым. Прежде всего, мальчики и девочки быстро растут. Подростков не даром называют «длинноногие». Пожалуй, за всю свою жизнь человек не растёт так бурно, как в этот период, длина его тела увеличивается на 5-8 см в год! А знаете ли вы, что вначале девочки растут быстрее, чем мальчики, последние начинают обгонять девочек чуть позже, после 15 лет. Увеличивается и масса тела. Прибавка в весе составляет у девочек 4-8 кг в год, а у мальчиков 7-8 кг. Очень быстро растёт и скелет, поэтому многие подростки кажутся нескладными, угловатыми, отдельные движения их скованны.

Одна из черт людей этого возраста – резкая смена настроений. Вот только что подросток был весел, улыбался и шутил, с удовольствием общался и вдруг притих, насупился, на вопросы не отвечает. В это время он может даже сказать какую-нибудь грубость или ответить невежливо. Всё это определяется состоянием нервной системы, ведь именно она даёт организму различные команды. Под влиянием проходящих в организме изменений нервная система не всегда правильно реагирует на поступающую информацию, что немедленно отражается на поведении человека. Но это не беда, если об этом подросток знает и старается сдерживать себя – не поддаваться плохому настроению, заняться интересным делом, не винить окружающих в своём дурном расположении духа.

Наверное, вы замечали и другую особенность своего возраста: быструю утомляемость, усталость. Поэтому больше внимания обращайте на режим дня, на правильное распределение труда и отдыха, на чёткую организацию своей жизни. Ставя перед собой небольшие цели, старайтесь их достигать, не прибегая к помощи взрослых, но и не отказывайтесь от их совета, помните, что у ваших взрослых друзей большой жизненный опыт.

Знаете ли вы, что любая деятельность влияет на физическое состояние организма? Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а ответ у доски или контрольная работа приводит к учащению пульса на 15-30 ударов. Чем более спокоен и уверен в себе человек, тем менее реагирует его организм: не изменяется давление крови, не дрожат руки, не болит голова и т. д. Оказывается, существует прямая зависимость между готовностью ученика к деятельности в классе и его самочувствием. Так что готовьте вовремя уроки, и не будете чувствовать себя плохо!

Отрочество – пора мечтаний

Вы умеете мечтать? Случалось ли с вами то же самое, что с вашим сверстником – героем романа «Подросток»?

«Я… порешил уйти в свою идею окончательно… Она создавалась у меня ещё с шестого класса гимназии. Она поглотила всю мою жизнь. Я до неё жил в мечтах, с самого детства в мечтательном царстве, но с появлением этой главной и всё поглотившей идеи мечты мои скрепились и разом отлились в известную форму; из главных сделались разумными».

Это действительно так: подросток любит мечтать. Он уже умеет заглядывать внутрь себя, прислушиваться к своим чувствам и ощущениям, замечать в окружающем мире то, что ещё вчера оставалось вне его внимания. Вот высказывания ваших сверстников:

«Вчера я задумался и вдруг услышал пение птиц, которого раньше не замечал, обратил внимание на бегущие облака – вот это похоже на корабль, а это – на старика с длинной косматой бородой…» (Миша, 11 лет.)

«Когда я читаю, то обращаю внимание не только на сюжет, но и на характер героев, их настроение. Придумываю, как бы я повела себя, если бы была этой героиней». (Мила, 12 лет.)

Дети этого возраста задумываются над своим будущим, строят планы, кем быть, где учиться. Эти планы быстро меняются, но это и понятно, ведь с каждым днём школьники приобретают больше знаний о труде людей и профессиях, о различных сторонах окружающей жизни.

Подростки понимают юмор, острое слово, сами не прочь пошутить. Это особенность детей 10-12 лет. Вот какой весёлый стишок сочинила Мария:

Жила-была муха, по имени Берти,

Сидела в каком-то сладком десерте…

Не в своём интересе

Прибавила в весе…

Что ж, муха – маньяк, а пирожное – жертва?

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит…

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

М. Лермонтов

Это стихотворение Михаил Юрьевич написал, когда ему не было и 18 лет. Какие чувства волновали поэта?

Жил на свете человек

В 1822 году в Германии в семье священника Шлимана родился мальчик. Его назвали Генрихом. Он рано научился читать, и его любимыми книгами стали «Илиада» и «Одиссея» великого поэта Древней Греции Гомера. Мальчик не сомневался, что всё, что описал поэт, происходило в действительности, и мечтал увидеть город Трою, где происходили события поэмы «Илиада». Но родители Генриха считали, что история Троянской войны – плод фантазии Гомера: Трои никогда не существовало, так же как не существовало никого сокровищ троянских царей.

Генрих было разочарован, но свою детскую мечту не оставил. Он стал археологом и осуществил её в 1871 году. Много лет он занимался различным трудом, чтобы скопить Деньгина экспедицию в район легендарной Трои. Шлиман нашёл древний город Трою именно в том месте, которое описывал в своей поэме Гомер. Немецкий учёный откопал и сокровища троянских царей, которые теперь хранятся в музее. Г. Шлиман внёс большой вклад в археологию , обогатил литературу и историю. А ведь всё начиналось с мечты мальчика-подростка из скромной семьи немецкого священника.

Самостоятельность – показатель взрослости

Прошёл снегопад, и отец попросил десятилетнего Мишу и восьмилетнего Серёжу сгрести с дорожки снег. «Сколько ты нам заплатишь?» - спросил Миша. «Почему я должен вам платить?» - удивился отец. «Всем взрослым платят за работу!» - ответили мальчики.

Выскажите своё мнение: правильно ли эти мальчики понимают самостоятельность и взрослость?

Чем подросток самостоятельнее, тем он больше похож на взрослого. Конечно, речь идёт не об умении одеваться, умываться, выполнять поручения взрослых без их помощи, а о привычке самостоятельно принимать важные решения, оценивать результаты своего труда, учёбы, отношений со сверстниками.

Чтобы стать самостоятельным, нужно начинать с малого и несложного: с организации своего дня, с выполнения несложных обязанностей в семье.

Самостоятельность – это уверенность в своих силах и желание попробовать незнакомое дело. Нужно воспитывать у себя стремление отказываться от помощи, пользоваться ею только в крайних случаях, развивать волю и целеустремлённость.

Некоторые подростки думают, что самостоятельность – это непослушание, стремление всё делать по-своему. Это неверно. Дисциплинированность, умение подчиняться разумным требованиям взрослых без понукания тоже проявление самостоятельности, взрослости человека. А для того чтобы послушание не превращалось в тяжкую обязанность, нужно самому себе ответить на вопросы: «К чему приводит неорганизованность, отсутствие порядка и дисциплины?», «Готов ли я во всём быть самостоятельным или в чём-то мне нужна помощь взрослых?».

А как определить, сможете ли вы самостоятельно выполнить данное задание? Сначала ответьте самим себе на вопрос: «Хочу ли я добиться успеха?»

Потом определите, как говорят, шансы на успех. Затем представьте в последовательности все свои действия по выполнению задания, разберитесь во всех деталях.

Художник изображал различные сценки из жизни купцов, обедневших дворян, людей простых сословий. Рассмотрите репродукуию. Можно ли этого взрослого человека назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным? Предположите, какой образ жизни он ведёт. Каким он был в детстве. Серьёзно или с усмешкой назвал художник свою картину «Свежий кавалер»?

III. Итог урока.

Вопросы самоконтроля:

Кого называют отроком?

Оценивание ответов учащихся.

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ

Чем отличается дошкольник от школьника? Может ли маленький ребёнок обходиться без материнского ухода? В чём проявляется забота взрослых?

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

Выбери высказывание, которое, по твоему мнению, характеризует подростка. Приведи примеры из собственной жизни. Сравни свой ответ с текстом учебника.

  • Подростки - народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему.
  • Подросток - человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться, а порой и покапризничать.

Легко ли быть подростком

Возраст, в который вступил ты и твои сверстники, называется подростковым. В старину подростков называли отроками, а соответствующий период жизни - отрочеством. Затем наступает юность. Заканчивая учёбу , человек вступает во взрослую жизнь.

Подростковый период делится на два этапа (два разных отрезка времени): младший подросток (к этой группе относятся школьники 5-6 классов) и старший подросток (школьники 7-8 классов). Отрочество не случайно называют вторым рождением: человек переходит из детства во взрослую жизнь. Любой подросток мечтает о том, чтобы скорее стать взрослым. Но переход к взрослости не происходит спокойно.

Отрочество связано с возникновением новых чувств , переживаний, с самыми разными настроениями. Детство заканчивается, но многие его черты ещё остаются в поведении подростка. Почувствовав себя уже не ребёнком, подросток хочет приобщиться к миру взрослых, узнать о нём как можно больше, стать его равноправным членом. Общение со взрослыми (и ты это сам знаешь) становится более привлекательным, чем общение с детьми.

В этот период начинаются серьёзные изменения в организме, завершается путь к биологической зрелости, т. е. готовности организма стать взрослым. Прежде всего мальчики и девочки быстро растут. Подростков недаром называют «длинноногие». Пожалуй, за всю свою жизнь человек не растёт так бурно, как в этот период, длина его тела увеличивается на 5-8 см в год! А знаешь ли ты, что вначале девочки растут быстрее, чем мальчики? Последние начинают обгонять девочек чуть позже, после 15 лет. Увеличивается и масса тела. Очень быстро растёт и скелет, поэтому многие подростки кажутся нескладными, угловатыми, отдельные движения их скованны.

Одна из черт людей этого возраста - резкая смена настроений. Под влиянием происходящих в организме изменений нервная система подростка не всегда правильно реагирует на поступающую информацию, что немедленно отражается на его поведении. Но это не беда, если об этом подросток знает и старается сдерживать себя - не поддаётся плохому настроению, занимается интересным делом, не винит окружающих в своём дурном расположении духа.

Наверное, ты замечал и другую особенность своего возраста: быструю утомляемость, усталость. Старайся больше внимания обращать на режим дня, на правильное распределение труда и отдыха, на чёткую организацию своей жизни. Ставя перед собой небольшие цели, стремись их достигать, не прибегая к помощи взрослых, но и не отказываясь от их советов. Помни, что у взрослых людей большой жизненный опыт.

Знаешь ли ты, что любая деятельность влияет на физическое состояние организма? Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а ответ у доски или контрольная работа приводит к учащению пульса на 15-30 ударов. Чем более спокоен и уверен в себе человек, тем меньше изменений в его организме: не изменяется давление крови, не дрожат руки, не болит голова и т. д. Оказывается, существует прямая зависимость между готовностью ученика к деятельности в классе и его самочувствием. Так что готовь вовремя уроки, и не будешь чувствовать себя плохо!

Отрочество - пора мечтаний

«Я... порешил уйти в свою идею окончательно... Она создавалась у меня ещё с шестого класса гимназии. Она поглотила всю мою жизнь. Я и до неё жил в мечтах, жил с самого детства в мечтательном царстве, но с появлением этой главной и всё поглотившей идеи мечты мои скрепились и разом отлились в известную форму; из главных сделались разумными».

Это действительно так: подросток любит мечтать. Он уже умеет заглядывать внутрь себя, прислушиваться к своим чувствам и ощущениям, замечать в окружающем мире то, что ещё вчера оставалось вне его внимания. Вот высказывания твоих сверстников:

«Вчера я задумался и вдруг услышал пение птиц, которого раньше не замечал, обратил внимание на бегущие облака - вот это похоже на корабль, а это - на старика с длинной косматой бородой...» (Миша, 11 лет.)

«Когда я читаю, то обращаю внимание не только на сюжет, но и на характер героев, их настроение. Придумываю, как бы я повела себя, если бы была этой героиней». (Мила, 12 лет.)

Подростки задумываются над своим будущим, строят планы, кем быть, где учиться. Планы быстро меняются, но это и понятно, ведь с каждым днём школьники приобретают всё больше знаний о труде людей и профессиях, о различных сторонах окружающей жизни.

Подростки понимают юмор, острое слово, сами не прочь пошутить. Это особенность детей 10-12 лет.

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК

В 1822 году в Германии в семье священника родился мальчик. Его назвали Генрихом . Он рано научился читать, и его любимыми книгами стали «Илиада» и «Одиссея» великого поэта Древней Греции Гомера.

Мальчик не сомневался, что всё, написанное поэтом, происходило в действительности, и мечтал увидеть город Трою, где происходили события поэмы «Илиада». Но родители Генриха считали, что история Троянской войны - плод фантазии Гомера: Трои никогда не существовало, так же как не существовало никогда сокровищ троянских царей.

Генрих был разочарован, но свою детскую мечту не оставил. Он стал археологом и осуществил её только в 1871 году. Много лет он занимался различным трудом, чтобы скопить деньги на экспедицию в район легендарной Трои. Генрих Шлиман нашёл древний город Трою именно в том месте, которое описывал в своей поэме Гомер.

А ведь всё начиналось с мечты мальчика-подростка из скромной семьи немецкого священника.