Психология творчества, креативности, одаренности Ильин Евгений Павлович

Тест «Творческие способности»

Тест направлен на определение творческого потенциала личности.

10 баллов – ваше соответствие тому, что сказано, очень велико.

9–6 баллов – соответствие значительное.

5 баллов – в данном смысле вы где-то на среднем уровне.

4–2 балла – по этой части ваш уровень ниже среднего.

1 балл – это вам вообще не свойственно.

Текст опросника

1. Любознательны ли вы? Сомневаетесь ли вы в очевидном? Беспокоит ли вас, что, как, почему, почему нет? Любите ли вы собирать сведения?

2. Наблюдательны ли вы? Замечаете ли вы изменения, происходящие вокруг вас?

3. Воспринимаете ли вы чужие точки зрения? Когда вы с кем-то не согласны, способны ли вы понять того, с кем несогласны? Можете ли вы взглянуть на старую проблему по-новому?

4. Готовы ли вы изменить точку зрения? Открыты ли вы новым идеям? Если кто-то делает дополнения к вашей идее или вносит в нее изменения, готовы ли их принять? Ищете ли вы новые идеи, вместо того чтобы придерживаться своих старых?

5. Учитесь ли вы на своих ошибках? Можете ли вы осознать свою неудачу, при этом не сдаваясь? Понимаете ли вы, что пока вы не сдались, не все потеряно?

6. Пользуетесь ли вы своим воображением? Говорите ли вы себе: «А что будет, если…»?

7. Замечаете ли вы черты сходства между вещами, которые, как кажется, не имеют ничего общего? (Например, что общего между растением пустыни и упорным человеком?) Используете ли вы вещи новыми способами (вроде стакана в качестве вазы для цветов)?

8. Верите ли вы в себя? Приступаете ли вы к делу с уверенностью, что справитесь? Считаете ли вы себя способным находить решения проблем?

9. Стараетесь ли вы воздерживаться от того, чтобы давать оценки другим людям, чужим идеям, новым ситуациям? Дожидаетесь ли вы, пока не наберется достаточно сведений, чтобы прийти к определенному выводу?

10. Склонны ли вы находить в любом деле интерес? Станете ли вы заниматься тем, что со стороны выглядит глупым? Верите ли вы в себя достаточно для того, чтобы быть предприимчивым и идти на риск? Предлагаете ли вы решения, которые могут быть отвергнуты другими, или обычно вы не подставляетесь?

Подсчитайте набранную вами сумму баллов и определите свой показатель творческого потенциала:

80-100 баллов – потенциал очень велик.

60–80 баллов – вы творческая личность.

40–60 баллов – вы не хуже большинства.

20–40 баллов – вы не столь творческая личность, как большинство.

10–20 очков – вам следует посещать кружки с творческой направленностью.

Из книги Испытание эриксоном автора Зейг Джеффри К.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Тест № 13 ЕСТЬ ЛИ У ВАС СПОСОБНОСТИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ? Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим "ключом":1. «а» – 6, «б» – 0, «в» – 3;2. "а"-0, "б"-3, "в"-6;3. "а"-6, "б"-3, "в"-0;4. "а"-0, "б"-6, "в"-3;5. "а"-6, "б"-3, "в"-0;6. «а» – 0, «б» – 3, «в» – 6;7. "а"-0, "б"-3,

Из книги Испытание Эриксоном. Личность мастера и его работа автора Зейг Джеффри К.

1. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЭРИКСОНА Понятие «гений» относят к некоему духу, присущему человеку. Помимо этого, гением принято называть личность, наделенную трансцендентными психическими способностями и изобретательностью. Гений Эриксона возник на перекрестке его

Из книги Лицом к подсознанию [Техники личностного роста на примере метода самотерапии] автора Шиффман Мюриэл

Как освободить естественные творческие способности В раннем возрасте, еще не научившись говорить, вы мыслили совсем иначе, чем сейчас, став взрослыми. В вашей памяти вряд ли сохранилось что-то от того, прежнего образа мышления. Помните ли вы то время, когда плохо отличали

Из книги Гуманистический психоанализ автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Психология творчества, креативности, одаренности автора Ильин Евгений Павлович

Тест «Творческие способности» Тест направлен на определение творческого потенциала личности.Инструкция. Оцените в баллах (от 1 до 10), насколько типичными для вас являются следующие характеристики вашего поведения. Очки выставляются исходя из следующего: 10 баллов –

Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

Тест «Каковы ваши творческие способности?» Инструкция. Внимательно всмотритесь в эти фигуры. Что они, по-вашему, изображают? Чем еще они могли бы быть? Придумайте как можно больше вариантов. Будьте смелее, будьте безумнее! Правильных и неправильных ответов здесь нет.

Из книги Почему дети лгут? [Где ложь, а где фантазия] автора Орлова Екатерина Марковна

Глава 7 Общие творческие способности

Из книги Психология достижений [Как добиваться поставленных целей] автора Хэлворсон Хайди Грант

Из книги Бигуди для извилин. Возьми от мозга все! автора Латыпов Нурали Нурисламович

Когда вам нужно раскрыть свои творческие способности Какие типы целей подходят лучше всего, когда вам нужно вдохновение, чтобы устроить мозговой штурм, предложить свежие идеи, мыслить неординарно? Вас не должно удивить, что ориентированная на продвижение цель способна

Из книги Развитие интуиции [Как принимать верные решения без сомнений и стресса] автора Клакстон Гай

7. Творчество и творческие способности - Сова, - сказал Пух, - Я что-то придумал. - Сообразительный и изобретательный медведь! - сказала Сова. Пух приосанился, услышав, что его называют Поразительным и Забредательным Медведем, и скромно сказал, что да, эта мысль

Из книги Общаемся с легкостью [Как находить общий язык с любым человеком] автора Ридлер Билл

Глава 4 Мы знаем больше, чем думаем, что знаем: интуиция и творческие способности – Это ты сам додумался? – Да, вроде как сам, – отвечал Пух. – Но не то чтобы я умел думать, – продолжал он скромно, – ты ведь знаешь, но иногда на меня это находит. – Угу, – сказал Кролик,

Из книги Мысль творит реальность автора Светлова Маруся Леонидовна

Наши неосознанные творческие способности Вы придумываете сюжет, вы не только выбираете, но и сами создаете действующих лиц, устанавливаете декорации, руководите спектаклем, а иногда даже сами играете одну или несколько ролей. И самое удивительное, что каждую ночь вы

Из книги Исцеляющие точки автора Ортнер Ник

Глава 2 Творческие способности мысли Мысль творит способы Наш мозг действительно внимательно слушает каждое наше слово и послушно выполняет любую нашу команду. И этот результат иногда содержится в одном слове.«Пойду поговорю с начальником о прибавке зарплаты», –

Из книги Альтернатива терапии. Творческий курс лекций по процессуальной работе автора Минделл Эми

Улучшаем творческие способности Мы уже видели, как ТЭС может облегчить тревогу у спортсменов, но точно так же можно воздействовать на людей всех творческих (и не только) специальностей – писателей, музыкантов, художников, лекторов и преподавателей и многих-многих других.

Из книги автора

Творческие способности терапевта Старлика сказала, что терапевтам очень важно иметь определенный доступ к своим творческим способностям. Орел как-то заметил, что если бы мы не были связаны со своим сновидением, мы бы устали и заскучали и могли бы захотеть сменить

Сегодня востребованы профессионалы, умеющие широко мыслить, связывать теорию с практикой, быстро реагирующие на постоянно изменяющиеся условия.

Гибкость мышления, инициативность, готовность к переменам, открытость новому опыту, стремление преобразовывать окружающую действительность – качества, необходимые для достижения успеха в разных сферах деятельности.

К сожалению, современная система отечественного образования учит совсем другому – быть послушным исполнителем, безропотно подчиняющимся правилам системы. Получается палка о двух концах – или ты встраиваешься в систему и подчиняешься правилам, или же нарушаешь нормы и проявляешь творческую активность. Как тут не вспомнить Эйнштейна и других гениев, прослывших в школе двоечниками.

Творчество - это то, для чего наш мозг и создан, именно это он умеет делать.

Татьяна Владимировна Черниговская, российский биолог, лингвист, семиотик и психолог, доктор филологических и биологических наук, профессор

Творчество как предназначение мозга. Лекция Т.В. Черниговской

Генерируют творческие идеи люди, обладающие такими характеристиками, как открытость новым впечатлениям, любопытство и нонконформизм. Эти личностные особенности являются гораздо более сильными детерминантами творческого потенциала, чем интеллект, школьная успеваемость или мотивация. Творческий человек задает вопросы, думает о проблеме в различных сценариях и при решении задачи использует, казалось бы, не связанную с её сутью информацию.

Личностными особенностями творческого человека также являются: высокая самооценка, уверенность в себе, мотивация достижения успеха, целеустремленность, развитое критическое мышление.

Быть творческим - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.

Пол Торренс, американский психолог, создатель тестов на творческие способности

Креативность, по мнению Торренса, характеризуется появлением чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, поиском подходящего решения, выдвижением гипотез, их проверками и корректированием и, наконец, формулированием наилучшего результата. В поисках наиболее подходящего определения креативности Торренс рассмотрел до полусотни формулировок. В результате он определил её как естественный процесс, порождающийся актуальной потребностью личности в снятии напряжения, которое возникает в ситуации неопределенности.

В тестах, направленных на диагностику креативности, выделяют три ключевых параметра творческого мышления:

  • скорость (продуктивность). Определяется количеством ответов и заключается в способности быстро производить множество идей (порой банальных и однотипных, среди которых выделяются и нестандартные);
  • гибкость (пластичность) – способность придумывать разнообразные идеи, находить несколько различных путей решения задачи, преобразовывать старые идеи и представления;
  • оригинальность – нестандартность творческого мышления, определяется количеством редких, уникальных, необычных идей по сравнению с мнением большинства.

Чем эти показатели выше, тем выше общий уровень креативности личности.

Для диагностики невербальных творческих способностей часто используется краткий тест образного мышления «Незавершенные фигуры» (авторства Торренса). Человеку предлагается за короткий отрезок времени дорисовать ряд фигур. Даётся задание придумать нечто оригинальное, необычное, чего раньше никто не мог изобрести. Экспериментатор оценивает идею и количество деталей, художественный уровень выполнения не важен.

Вербальная креативность оценивается рядом словесных тестов, среди которых предлагаются задания из разряда: «невероятные ситуации», «необычное использование предмета», «усовершенствование предмета» и др.

Полученные по тестам вербальной и образной креативности результаты необходимо соотносить друг с другом, таким образом можно получить достаточно разностороннюю характеристику творческих способностей личности. Высокий общий индекс творческого потенциала может свидетельствовать о развитой креативности. Однако у одного учащегося может быть выше оригинальность идей при небольшом суммарном количестве ответов, а у другого может превалировать количество разноплановых идей, среди которых лишь некоторые претендуют на оригинальность.

Задания из подобных тестов можно использовать и в качестве тренировочных, обсуждая с ребенком полученные результаты, открывая новые грани решений, предлагая простор для фантазии.

Творческие способности потенциально есть у каждого ребенка, их можно и нужно развивать.

Это могут быть занятия по развитию креативности, направленные на освобождение от стереотипов мышления, наработку навыков генерации нестандартных идей. Тренинги креативности позволяют посмотреть на привычные вещи с неожиданной стороны, получить удовольствие от творческого процесса, открыть новые грани своей личности.

А можно просто развивать наблюдательность вместе с ребенком, искать и находить в жизни нестандартное. Задавать вопросы и придумывать гипотетические ситуации, рассматривать варианты и находить подходящий для конкретного случая.

«Находчивость – великая вещь», как говорил знаменитый выдумщик барон Мюнхгаузен. Именно гибкость мышления и умение посмотреть на вещи с другой стороны не раз выручали этого литературного героя из беды. Его подвиги вызывают улыбку и в то же время укрепляют веру читателя в то, что из любой ситуации можно найти выход.

Лучший пример для ребёнка – его родитель. Действуя нешаблонно, вы показываете ребенку, что в одной и той же ситуации можно поступать по-разному, а проблема может иметь множество вариантов решения.

(Х.Зиверт)

Находчивость (шкала н)

Вам будут предложены некоторые задачи, решая которые Вы сможете проверить, может ли Вас «осенить». Если Вы намерены выполнить некоторые задания коллективно, то Вам необходимо назначить «секретаря». Другие члены группы будут выступать лишь в роли «поставщиков идей». Вы можете также работать самостоятельно. Допустима и приемлема любая идея. Старайтесь выполнять задания как можно быстрей. Для контроля используйте секундомер.

Задание. В левой колонке таблицы (на следующей странице) множество линеек (пустых строк). В каждую из этих строчек Вы должны записать одно слово. У всех слов должны совпадать две начальные буквы. Например, как это имеет место для слов, начинающихся с «c»: свежий, свободный, святой, свинина и т. д.

Правописание и длина слов не играют большой роли. Нужно только писать разборчиво. Теперь засеките время. В вашем распоряжении одна минута для заполнения каждой колонки.

Оценка шкалы Н (находчивость)

Посчитайте строки, в которых записаны заданные слова. Сложите результаты трех заданий. Разделите результат на 1,5. Максимально Вы можете получить 60 баллов.

0-20 баллов. Это задание далось Вам с большим трудом. Результаты тестирования значительно ниже среднего уровня и при оценке «настоящего» теста, определяющего Вашу пригодность к работе, Вас отнесли бы к категории очень слабых. Вам необходимо регулярно упражняться с другими начальными буквами.21-40 баллов. У Вас средние результаты. Оценка результатов «настоящего» тестирования будет средней. Чем больше Вы получили баллов, тем лучше Ваш результат. Поупражнявшись, Вы, несомненно, без усилий добьетесь лучших результатов. Вам следует потренироваться с этим тестом, используя другие начальные буквы.

41-60 баллов. Несомненно, Вы поняли, что при решении этого задания, кроме находчивости, важна скорость письма. Ведь на одно слово можно потратить не более двух секунд. Это чрезвычайно трудно. Кроме того, делая запись, Вы должны думать о других словах, то есть, практически, думать и писать параллельно (а не последовательно, как это бывает обычно).

Сколько вы найдете слов, начинающихся с «НО..? У Вас одна минута. «НОТАРИУС»

Проделайте то же самое с сочетанием «БО..» У Вас одна минута. «БОКАЛ»

Проделайте то же самое с сочетанием «НЕ..». У Вас одна минута. «НЕЖНОСТЬ»

Тест «Определение уровня творческого потенциала»

Тест позволяет оценить уровень творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.

Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.

1. Считаешь ли ты, что окружающий мир может быть улучшен:

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаешь ли ты, что сам можешь участвовать в изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаешь ли ты, что твои идеи принесли бы значительную пользу в той сфере деятельности, в которой ты планируешь работать:

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаешь ли ты, что в будущем будешь полезен обществу:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда ты решаешь что-либо сделать, то составляешь какой-нибудь план своих действий:

б) часто думаешь, что не сумеешь;

в) да, часто.

6. Испытываешь ли ты желание заняться делом, которое абсолютно не знаешь:

а) да, неизвестное тебя привлекает;

б) неизвестное тебя не интересует;

в) смотря какое дело.

7. Тебе приходится заниматься незнакомым делом. Испытываешь ли ты желание добиться в нем совершенства:

б) удовлетворяюсь тем, чего успел добиться;

в) да, но только если тебе это нравится.

8. Если дело, которое ты не знаешь, тебе нравится, хочешь ли ты знать о нем все:

б) нет, ты хочешь научиться только самому основному;

в) нет, ты хочешь только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда ты терпишь неудачу, то:

а) какое-то время упорствуешь, вопреки здравому смыслу;

б) махнешь рукой на эту затею, так как понимаешь, что, она нереальна;

в) продолжаешь делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-твоему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, ты легко мог бы ориентироваться на маршруте, по которому уже прошел?

б) нет, боюсь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможешь ли ты вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не могу;

в) запоминаю только то, что меня интересует.

13. Когда ты слышишь слово на незнакомом тебе языке, то можешь повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторю, но не совсем правильно.

14. В свободное время ты предпочитаешь:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) тебе безразлично, будешь ли ты один или в компании.

15. Ты занимаешься каким-то делом. Решаешь прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется тебе отлично выполненным;

б) ты более-менее доволен;

в) тебе еще не все удалось сделать.

16. Когда ты один:

а) любишь мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаешься найти себе конкретное занятие;

в) иногда любишь помечтать, но о вещах, которые связаны с твоими делами.

17. Когда какая-то идея захватывает тебя, то ты станешь думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем ты находишься;

б) ты можешь делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда ты отстаиваешь какую-то идею:

а) можешь отказаться от нее, если выслушаешь убедительные аргументы оппонентов;

б) останешься при своем мнении;

в) изменишь свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

КЛЮЧ К ТЕСТОВОМУ ЗАДАНИЮ

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

за ответ «а» - 3 очка;

за ответ «б» - 1;

за ответ «в» - 2.

РЕЗУЛЬТАТ

Вопросы 1, 6, 7, 8-й - определяют границы вашей любознательности;

вопросы 2, 3, 4, 5-й - веру в себя;

вопросы 9 и 15-й - постоянство;

Шкалы: уровень творческого потенциала (креативности)

Назначение теста

Диагностика творческого потенциала, креативности.

Описание теста

Вопросы диагностируют границы любознательности респондента, уверенность в себе, постоянство, зрительную и слуховую память, стремление к независимости, способность абстрагироваться и сосредоточиваться. Эти показатели, по мнению автора методики, и есть составляющая творческого потенциала.

Инструкция к тесту

Выберите один из предложенных вариантов ответов.

Тест

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен?
1. да;
2. нет;
3. да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?
1. да, в большинстве случаев;
2. нет;
3. да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесут значительный прогресс в той сфере деятельности, которую вы выберете?
1. да;
2. откуда у меня могут быть такие идеи?
3. может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой успех возможен.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?
1. да, наверняка;
2. очень маловероятно;
3. может быть.
5. Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли в том, что дело получится?
1. конечно;
2. часто охватывают сомнения, смогу ли сделать;
3. чаще уверен, чем неуверен.
6. Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвестным для вас делом, таким делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, его абсолютно не знаете?
1. да, всякое неизвестное меня привлекает;
2. нет;
3. все зависит от самого дела и обстоятельств.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства?
1. да;
2. что получится, то и хорошо;
3. если это не очень трудно, то да.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?
1. да;
2. нет, надо учиться самому основному;
3. нет, я только удовлетворю свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
1. какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу;
2. сразу махнете рукой на эту затею, как только поймете ее нереальность;
3. продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий.
10. Профессию надо выбирать, исходя из:
1. своих возможностей и перспектив для себя;
2. стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
3. престижа и преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
1. да;
2. нет;
3. если место понравилось и запомнилось, то да.
12. Можете ли вы вспомнить сразу же после беседы все, что на ней говорилось?
1. да;
2. нет;
3. вспомню все, что мне интересно.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом язьпсе, можете ли вы повторить его по слогам без ошибок, даже не зная его значения?
1. да;
2. нет;
3. повторю, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
1. оставаться наедине, поразмыслить;
2. находиться в компании;
3. мне безразлично, буду ли я один или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Вы решаете прекратить его только когда:
1. дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
2. вы более-менее довольны сделанным;
3. дело кажется сделанным, хотя его еще можно делать лучше. Но зачем?
16. Когда вы один, вы:
1. любите мечтать о каких-то вещах, может быть, и абстрактных;
2. любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
3. иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашими делами.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
1. независимо от того, где и с кем вы находитесь;
2. только наедине;
3. только там, где есть тишина.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею, вы:
1. можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов покажутся вам убедительными;
2. останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выдвигались;
3. измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Обработка и интерпретация результатов теста

Обработка результатов теста

Баллы начисляются по следующей схеме:

Ответ «а» - 3 балла, «б» - 1, «в» - 2 балла.

Интерпретация результатов теста

. 48 и более баллов - в вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
. 18 - 47 баллов - у вас есть качества, которые позволяют вам творить, но есть и барьеры вашего творчества. Самый опасный - страх, особенно у людей, ориентированных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает воображение - основу творчества. Страх может быть и социальный, страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность.

Источники

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М., 1999.