После изучения всех букв русского алфавита в 1 классе детям предлагается выполнить творческий проект "Моя любимая буква". Приведем примерный образец работы про букву М.

Оформить проект можно в виде презентации или красочно оформить на листах формата А4 на компьютере или нарисовать карандашами и красками.

Приводим примеры страниц проекта для 1 класса "Моя любимая буква М"

Так можно оформить титульный лист

В проект можно включать различную информацию: стихи, скороговорки, загадки, ребусы, физминутки, пословицы и поговорки, крылатые выражения.

Скачать проект про букву М в формате Word

Дополнительные материалы:

Доскажи словечко с буквой М.

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай,Что за месяц это?... (май)

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной...(медведь)

В подполье, в коморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? ...(мышка)

Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…(муравей.)

Шарады

С М гожусь тебе я в пищу
И могу я быть цветком,
С Р в реке меня разыщут,
С С вдруг стану я мешком (мак - рак - сак)

С буквой М - сладкая,
С буквой К - горькая (малина - калина)

Когда я - месяц, легко дыша,
Ты, как и снег, на солнце словно таешь
Коль вместо Т в меня поставишь Ш,
То под меня ты бодро зашагаешь (март - марш)

Загадки

Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)

Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналит кораблям:
«Заходите в гости к нам!» (маяк)

Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)

Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)

Чистоговорки

Ма-ма-ма -дома я сама.

Му-му-му - молоко кому?

Мо-мо-мо - едим эскимо.

Мы-мы-мы - прочитали мы

Ми-ми-мй - поем ноту ми.

Скороговорки

Вы малину мыли ли?Мыли, но не мылили.Кот молоко лакал,А Боря булку в молоко макал.

Звала по малинуМарина Галину.Галина МаринуЗвала по калину.

Маленькая болтунья молоко болтала,
Болтала да не выболтала.

Пословицы и поговорки

Мир строит, а война разрушает.

Много снега - много хлеба,

Много воды - много травы.

Москва - всем городам мать.

Мало хотеть, надо уметь.

Веселые стихи

Запутались

Смотрите- буква!.. Вот те на:
Не в книжке - на дорожке!
Как называется она,
Похожая на рожки?
Ученый пес, бык и коза
Таращат на нее глаза...
Коза - прикинула в уме,
Сказала:-Это буква «ме».
-Бык возразил:
- Не «ме», а «му»,
Я лучше знаю, что к чему!
-А пес воскликнул:
- Полно вам,
Не спорьте, это буква «ам»!
- Нет, «му»!
- Нет, «ме»!
- Нет, «ам»!
- Ам! Ам!..
Такой поднялся тарарам,
Такой ужасный шум и крик!..
Запутались совсем
Ученый пес, коза и бык,
Увидев букву М...
(А. Шибаев)

Учусь письму

Ну-ка, М, дай руку А,
Ну-ка, МА,
Дай руку МА.
МА и МА, а вместе - МАМА.
Это я пишу сама.
Надо знать,
Как писать
Букву М и букву А.
Испишу я всю тетрадь:
М и А, МА и МА.
МАМА, МАМА, МАМА, МАМА
Тихо перышком скриплю.
Посмотри скорее, мама,
Вот как я тебя люблю!
(Г. Виеру)

Крылатые слова и выражения

Медвежья услуга. Выражение употребляется в значении: не­умелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.

Махнуть рукой. Перестать обращать внимание; перестать заниматься кем-либо или делать что-либо.

Мутить воду. Умышленно запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху во что-либо.

Физминутка

Матрешки

Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки.

И. п.- руки согнуты в локтях, указательный палец правой руки упирается в правую щеку. При произнесении слов «ладушки, ладушки» дети каждый раз хлопают в ладоши, показывают сапожки на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками. Далее на счет «раз-два-три» кружатся, руки на поясе.

Ну почему если на Г, то сразу «говно»?!!! – размышляла расстроенная буква Г, нервно шагая из угла в угол своей комнаты номер четыре. В буквенном общежитии комнаты распределялись очень просто – по порядковому номеру в алфавите. И у Г была довольно просторная четвертая комната. Г вообще в свое время очень гордилась тем, что она четвертная, перед ней всего лишь А, Б и В! Но с некоторых пор, самооценка бедной буквы упала ниже плинтуса. Все дело в том, что у многих людей она начала ассоциироваться не иначе как со словом «говно»! Согласитесь, как жить с такой репутацией?

Неужели, они не знают других слов? – недоумевала Г, - герань, газификация, гарнизон, гексахлоран…
Размышления буквы прервал стук в дверь. Отворив, она увидела на пороге соседку Д из пятой комнаты.

Привет, Г! Чего грустная такая?
- Да как тут не грустить. Помнишь, я тебе рассказывала, что моя репутация пошатнулась?…
- Помню-помню. Так ты всё еще из-за этого мучаешься? Подумаешь, велика беда! Репутация! У меня тоже репутация не ахти! Всё это слово виновато… ну… синоним твоего… Даже не хочется его произносить лишний раз… Так я ничего! Живу и радуюсь!
- И как у тебя так получается? Радоваться? – буква Г посмотрела на Д с надеждой.
- Да, очень просто! Надо всего-навсего вспомнить как можно больше хороших слов, которые с тебя начинаются! Мне вот очень помогает в минуты депрессии слово «доброта»!
- И что, правда помогает? – обрадовалась Г.
- Конечно, правда!
- Здорово! Я обязательно попробую!
- Ну, вот и правильно! Ладно, мне нужно бежать на презентацию в первый класс. Они сегодня меня учатся писать. Ты же знаешь, я в письменном варианте очень непроста – произнесла Д с нескрываемой гордостью.
- Да, знаю! Удачи тебе! И спасибо!

А буква Г отправилась гулять по парку и вспоминать разные хорошие слова – повышать свою самооценку, иными словами.
- Глазурь, Гавайи, галчонок, гений, голубка, гостинец, гостеприимство – повторяла Г и чувствовала, как жизнь налаживается.

Привет, Г!… – вдруг услышала она грустный тихий голос сзади. Оглянулась и увидела букву Ы.
- Привет, Ы! – честно говоря, Г не очень обрадовалась этой встрече. Ведь Ы считалась самой депрессивной буквой алфавита, а Г сейчас необходим был исключительно позитив! Буква Ы почти никогда не пребывала в хорошем расположении духа. Все потому, что не могла найти смысл своего существования… «Для чего, я живу? Зачем я нужна? С меня ни одно слово ни начинается!!! Это ж надо было буквой Ы уродиться!» - страдала Ы…

Знаешь, Г, мне сегодня опять плохой сон приснился… как будто я бегаю в смятении по алфавиту и ищу место для себя в начале какого-нибудь слова… а потом понимаю, что все места в начале всех слов на свете уже заняты…Понимаешь? Все-все!... – Ы начала плакать.
- Послушай, Ы, не расстраивайся! – Г стало жаль несчастную букву, – Зато, никто тебя никогда не упрекнет в том, что какие-нибудь плохие слова с тебя начинаются! И еще, ты только подумай, сколько на тебя слов заканчивается, особенно во множественном числе! Вспомни такие слова, только обязательно хорошие! Сразу легче станет, вот увидишь!
- И то правда! – вдруг улыбнулась Ы, - это, наверно, и есть моё предназначение! Значит я просто особенная буква! На меня больше всех слов во множественном числе заканчивается!!! Спасибо тебе, Г!
- Да, не за что!

Г была очень рада! Когда поможешь кому-то - это всегда так приятно! Она шла, улыбалась и повторяла:
- Гостинцы, гастрономы, габариты...
Пусть у буквы Ы жизнь тоже налаживается!

Обучение грамоте. 1 класс. УМК Школа России

Тема: Урок-сказка.Буквы Г, г обозначающие звуки [г], [г ’].

Тип урока: закрепление изученного материала

Цели:

    Повторить изученные буквы и звуки;

    Продолжение формирования навыков работы с текстом;

    Привлечь внимание детей к чтению книг.

Планируемые результаты:

Предметные:

2)Понимать содержание прочитанного;

3) Эмоционально реагировать на события в тексте при чтении;

4) Способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Метапредметные:

    обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать

    содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

    содействовать развитию у детей умений общаться, развитие монологической и диалогической речи

Личностные:

    Создать условия для формирования положительного отношения к учению, бережного отношения к книге , уважения к товарищам;

    Принятие и освоение социальной роли обучающегося;

    Развитие мотивов учебной деятельности;

    Формирование личностного смысла учения.

Ход урока

    Организационный момент

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

1)Речевая разминка (чтение с доски шёпотом)

Ра-ра-ра - начинается игра.

Ры-ры-ры - у нас в руках шары.

Ру-ру-ру - бью рукою по шару.

Да-дда-а - из трубы бежит вода.

До-до-до - на дереве гнездо.

Ды-ды-ды - мы пошли по ягоды.

Ду-ду-ду - с мамой я домой иду.

Та-та-та - в нашем классе чистота.

Ту-ту-ту - наводим сами красоту.

Ты-ты-ты - нами политы цветы.

2 . Актуализация знаний

Прежде, чем мы перейдем к теме нашего сегодняшнего урока, давайте вспомним уже изученные нами буквы.

/таблица “Алфавит”/

Какие согласные буквы обозначают только звонкие звуки?

Мы говорим “всегда звонкие”. – н, м, р, л.

Какие гласные “ с секретом” мы изучили? – е, я.

Почему мы их так называем? – могут обозначать два звука.

Какие согласные буквы имеют пару? – з - с, б - п, д - т.

3. Постановка темы, целей и задач урока

На экране появляется пословица

Возле горки, на пригорке живут 33 Егорки.

О чем говорится в пословице?

Что в пословице называют Егорками?

Какой звук повторяется?

На какую букву он указывает?

Найдите ее на доске.

/магнитная полоска с буквами - Л, Д, И, Т, Г, П, Н.

Конечно же, это буква Г . (показываю)

Соберите её из карандашей на парте.

Сформулируйте тему урока? (Продолжение изучения буквы Г)

Поставьте перед собой цель? (Закрепить знания о букве Г)

К нам сегодня на урок пришли сказочные гости. Мы вместе с ними отправимся в сказку…

Сказочный теремок, на окошке в виде колобка сидит буква Г, над теремком кружат гуси-лебеди.

Учитель :

На лесной опушке, в сказочной избушке
Буква “Г” живёт, не тужит,
Со зверьками она дружит!
Вдруг, откуда-то с небес – гуси!
Хвать её и в лес.
- Помогите, помогите,
Букву “Г” освободите!
И в погоню за гусями
Отправляемся мы с вами…

Чтобы выручить букву из плена нам нужно пройти испытания!

На доске нарисована печь, рядом с ней пирожки, на которых написаны слоги: ГА ГО ГУ ГЫ ГИ ГЕ ГЁ ГЮ

(Учащиеся должны распределить их на две группы, объяснить почему, дать характеристику согласным)

Игра «Собери слова».

Учитель:

На пути молочная река течёт
И нам новое задание даёт:
Громко слоги читайте
И слова составляйте.

На доске картинки со слогами . КО РО ВА ГО ЛУ БИ ГУ СИ

2 ученика выходят к доске и соединяют слоги, чтоб получились слова.

Остальные работают самостоятельно на карточках.

3). Выразительное чтение.

(Текст напечатан на доске, хоровое чтение за указкой учителя).

А лфавит – наш лучший друг,
З нают все на свете.
Б укв есть множество вокруг,
У чат их все дети.
К нижки чтобы прочитать,
А збуку должны все знать.

4). Повторение изученных букв.

Чтение слов с доски про себя, затем вслух вместе - ГОРА ГИРЯ ГУСИ ГРОМ ГОРОД ЛЕБЕДИ

Найдите среди этих слов лишние. Почему они лишние? (отвечают на вопрос КТО?)

Ребята, а что мы можем составить с этими словами? (название сказки – Гуси-лебеди)

Учитель показывает книжку “Гуси – лебеди”.

Дети должны назвать героев сказки, вспомнить содержание.

Парная работа . Учитель даёт конвертик с заданием. В конверте лежат небольшие отрывки сказки, их нужно соединить. Учитель засекает время (5-7 мин)

Проверка работы. Выборочное чтение выполненного задания.

4. Обобщение.

В этой книге гуси и спрятали букву Г.

Но отдадут они её, если мы всё расскажем о звуках, которые она обозначает, и покажем её место на ленте букв.

5. Рефлексия.

На доске изображена яблоня. У каждого ученика два яблока (зелёное и красное). Дети выходят к доске с яблоками. Крепят их. Зелёное-озвучивают что понравилось на уроке, получилось; красное – были затруднения.

В конце детям предлагается посмотреть на яблоню и сравнить каких яблок больше.

Цель занятия: изучаем букву Г, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Г, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Г по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Гуси Груша Грибы Горох

  • Скажи, как кричат гуси?
  • ГА — какой тут первый звук?
  • Какой первый звук в слове гуси?
  • Какой звук есть и в слове груша, и в слове вагон?
  • В начале, в конце или в середине слова находится звук [Г] в слове Груша? — Вагон? — Гром? — Рога?

Когда мы произносим звук [Г], спинка языка стукает глубоко во рту по небу, а кончик языка — за нижними зубами. Произнеси: Г! Спинка языка стукает по небу и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда произносим звук [Г].

  1. Гласный или согласный звук [Г]?
  2. Звонкий или глухой?
  3. Почему?

Задание: печатная буква Г для дошкольников

Напиши букву Г в воздухе. Нарисуй вертикальную палочку, добавь горизонтальную палочку сверху.

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Силачом я стать хочу.
Прихожу я к силачу:
- Расскажите вот о чем
- Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
- Очень просто. Много лет
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я… (гантели).

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица … (грач).

Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (гол).

Очень я го-го-горжусь,
Что не утка я, а … (гусь).

Лодки по морю плывут,
Люди веслами … (гребут).

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь -
Чистоплотный серый … (гусь).

На вербе с треском рвутся почки.
На речке лед трещит в ночи.
И гнезда вьют без проволочки
На ветках первые … (грачи).

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков … (горох).

Сказка про букву Г

Генерал Гена
Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул большой гвоздь.
Глянул в зеркало - настоящий генерал получился!
Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.
- Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел!
А галчата как загалдят:
- Это ты-то генерал? А где твоя сабля?
- А вот же, под крылом,- говорит Гена.
- А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.
- Эх вы, глупенькие,- грустно сказал Гена.
- Нет у вас фантазии.
(Г. Юдин)

Загадки для детей на букву Г

Без команды в строй встают,
Отправляются на пруд.
Кто идет цепочкой длинной,
Кто так любит дисциплину?
(Гусыня с гусятами)

Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки, беги без оглядки.
(Гусь)

Ящик на коленях пляшет -
То поет, то горько плачет.
(Гармонь)

Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может.
(Гусеница)

Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округи полила.
(Гроза)

Четыре синих солнца
У бабушки на кухне.
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели ши, шипят блины,
До завтра солнца не нужны.
(Газовая плита)

Вот по небу мчится конь -
Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит.
(Гром)

Он качалка и кровать,
Хорошо на нем лежать.
Он в саду или в лесу
Покачает на весу.
(Гамак)

Маленький, удаленький
Сквозь землю прошел,
Красную шапочку нашел.
(Гриб подосиновик)

Без рук, без топорёнка
Построена избенка.
(Гнездо)

Что за плод!
Шкатулочка с секретом!
Семена - стекляшечки на вид,
Все прозрачные, все розового цвета.
Потрясешь - как странно - не звенит.
(Гранат)

Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
(Газета)

Бьют Ермилку по затылку.
Он не плачет,
Только носик прячет.
(Гвоздь)

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки.
Дарит мягкие перинки.
(Гусь)

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы.
(Гриб)

На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина.
(Град)

Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.
(Градусник)

Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук да стук.
(Гвоздь)

Стоят в один ряд
Острые пальчики -
Цап-царапки:
Подбирай охапки.
(Грабли)

Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят.
(Глаза)

Пословицы и поговорки на букву Г

Грозен враг за горами, а грозней - за плечами.

Ты, гроза, грозись, а мы друг друга держись.

Сам себя губит, кто других не любит.

Нет друга - ищи, а нашел - береги.

Не говори - не умею, а говори - научусь!

Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.

Веселые стихи про букву Г для детей

Скажи погромче
Слово «гром» -
Грохочет слово,
Словно гром.
(А. Барто)

По узкой тропинке
Гусиным шажком
Гусиное войско
Шагает гуськом.
(А. Санин)

Вот гуси с выводком гусят
Галдят, шипят как змеи.
Грузовику они грозят,
Вытягивая шеи.
Но не страшна грузовику
Гусей горластых стая.
Гудком грозит он гусаку,
Дорогу расчищая.
(С. Маршак)

Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.
(Б. Тимофеев)

Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.
Гулял по улице щенок -
Не то Пушок, не то Дружок.
Гулял в метель и солнцепёк
И под дождем гулял,
И если даже шел снежок
Гулял по улице щенок.
Гулял в жару, в мороз
И в сырость.
Гулял, гулял, гулял
И - вырос.
(В. Левин)

Голодно, холодно,
Галки, воробьи!
Голодно, голуби -
Гуленьки мои!
Прилетайте в гости,
Полны у нас горсти.
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
Гуль-гуль-гуль!
(Е. Благинина)

Грач качался в гамаке.
Гуси - в волнах на реке.
Мимо голуби летели
И на веточку присели,
Веточка качается -
Неплохо получается.
(А. Пудваль)

Грустный клоун -
Бегемот
Грустным голосом
Поет
Песню грустную —
Прегрустную:
- Я люблю лягушку
Вкусную.
(Г. Сатир)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.