Современная повестка дня в России настолько примитивна и однообразна, что русской общественности приходиться со всех информационных ресурсов слышать одно и то же. Но бывают моменты, когда повестка словно «взрывается» и люди на некоторое время выходят из бытового анабиоза, обращают свой взор на окружающий их мир. Инициаторами подобных «взрывов» являются художники-акционисты, ставшие в нынешней России последним оплотом гражданского протеста.

Протестное искусство как новая форма выражения собственного мнения

Акционизм (action art - искусство действия) - современная форма искусства, набравшая популярность в 60-х годах XX века. Одними из наиболее знаковых представителей были венские акционисты. В то время постмодернистская реальность позволяла выстраивать новые отношения со зрителем, говорить с ним смело и жестко. Выгоняя зрителя из музейных и выставочных залов, они обращали его внимание на человеческое тело, которое с особым садизмом уродовали и подвергали насилию. Это было осмысление ужасающего опыта Второй мировой войны, где тело тоже всегда ставилось в центре экспозиции.

Венские акционисты стали первыми, кто нарушил сакральное интимное пространство между зрителем и автором произведения. Каждая их акция - большая доза психологического напряжения, моментально обволакивающего ваше сознание. Демонстрация совокуплений, истязаний, принудительных мучений, - результат протестного крика души. Всё ради коллективного взгляда на происходящее в мире и вовлечения зрителя в суть окружающих их проблем.

Гюнтер Брюс - акция «Членовредительство»

В России подобные процессы протестного искусства совершались московскими акционистами в 1990-х. Отказавшись от всеобщей апатии и безысходности, они фанатично и скрупулезно начали творить: Олег Кулик примерил на себя образ пса, передвигаясь по улице на четвереньках, огрызаясь на прохожих и даже кого-то кусая (акция «Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером»), Авдей Тер-Оганьян рубил топором иконы (акция «Юный безбожник»), Александр Бренер выходил на Красную площадь в боксерских перчатках и кричал «Ельцин, выходи!» (акция «Первая перчатка»), Антон Литвин развешивал на деревьях бюстгальтеры (акция «Конец соблазна»).

Они проникали в сферу бессознательного, пытались постигнуть Хаос, использовали трикстерский стёб, играли роль шутов и скоморохов карнавальной культуры. Каждый их художественный жест обнажал действительность до невыносимых пределов.

Олег Кулик - акция «Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером»

Только с начала 2000-х акционизм в России получает новые качественные очертания: меньше стихийных проявлений, больше продуманных действий. Художники стали использовать все возможности акционизма, играя с его смыслами и фактурой: спланированный сюжет акции, демонстрация бессознательной стороны психики человека, его эмоций с помощью тела, жестов и поведения художника - перформанс ; отсутствие заранее продуманного сценария, расчет на импровизацию в поведении исполнителей акции и на активное соучастие зрительской аудитории - хеппенинг ; больше вовлеченности в процесс акции со стороны зрителей, когда арт-действо может вовсе слиться с реальностью - энвайронмент ; невозможность нахождения зрителя внутри произведения, только итоговая демонстрация композиции, созданной из бытовых предметов, промышленных изделий и материалов - инсталляция ; искусство, где тело может выполнять роль холста, а зритель может выступать в качестве соавтора - боди-арт .

Мы составили список самых известных представителей акционизма XXI века в России:

1. Пётр Павленский - стал известен благодаря экстравагантной акции на Красной площади, приуроченной ко Дню полиции. 10 ноября 2013 года прибил свои гениталии к каменной брусчатке, изображая человеческое равнодушие к политике. На счету Павленского 7 громких акций- «Шов» (зашитый рот в поддержку Pussy Riot), «Туша» (художник обернулся в колючую проволоку против законотворческой деятельности государства), уже упомянутая выше «Фиксация» на Красной площади, «Свобода» (удары палками по горящему мусору как реконструкция Майдана), «Отделение» (отрезанная мочка уха в знак протеста против использования психиатрии в политических целях), «Угроза» (подожженная дверь здания ФСБ на Лубянке как символ терроризма со стороны спецслужб) и «Освещение» (подожжённая дверь Банка Франции с призывами к мировой революции).

Петр Павленский - акция «Угроза»

2. Pussy Riot - панк-группа, совершившая скандальную акцию 21 февраля 2012 года в московском Храме Христа Спасителя. Забравшись на амвон, акционистки (4 бывшие участницы арт-группы «Война») в течение сорока секунд приплясывали и скандировали: «Богородица, Путина прогони!». Всё было снято на камеру и выложено в Интернет. Видео вызвало большой общественный резонанс, аккумулировав ненависть и недоумение со стороны верующих по отношению к подобному выступлению в храме. Итог: 2 года по части 2 статьи 213 УК РФ (хулиганство) получили Надежда Толоконникова, Мария Алёхина и Екатерина Самуцевич. Четвертая участница группы до сих пор скрывается от следствия.

Pussy Riot - панк-молебен в храме Христа Спасителя

3. Арт-группа «Война» - самая радикальная группировка художников-акционистов. Они дерзко и смело транслировали свои идеи через тесное соприкосновение с реальностью: устраивали оргию в Зоологическом музее в поддержку назначенного Путиным в 2008 году Дмитрия Медведева (акция «Е**сь за наследника Медвежонка»), переворачивали полицейские машины (акция «Дворцовый переворот»), разбрасывали в московском суде мадагаскарских тараканов (акция «Тараканий суд»), спроецировали с помощью лазера изображение черепа с костями на фасад Дома Правительства РФ (акция «Штурм Белого дома»).

Арт-группа «Война» - акция «Штурм Белого дома»

4. Лиза Морозова - автор более 70 перформансов, показанных в России, Европе и Америке, по творческому стилю близка к сербскому мастеру перформанса Марине Абрамович. Свои перформансы, боди-арт, инсталляции Лиза Морозова демонстрирует на арт-выставках. Её художественные методы не агрессивны по сравнению с другими акционистами: антивоенный перформанс, где обнаженная Морозова с залепленными скотчем глазами пытается сбросить игрушечный танк со своей головы (перформанс «Родина-мать»), четыре красивые девушки, нежно, по-дружески обнимающие посетителей арт-выставки (перформанс «Попытка преодоления гламура»).

Лиза Морозова - перформанс «Родина-мать»

6. Катрин Ненашева - девушка, ходившая этим летом 23 дня по улицам Москвы в очках виртуальной реальности. В VR-очках она просматривала изображения и панорамные видео психоневрологических интернатов, в которых люди десятилетиями не имеют возможности выйти за границы учреждения.

Первая акция Катрин Ненашевой называлась «Не бойся», целью которой было привлечение внимания к проблемам женской посттюремной адаптации. В рамках акции Катрин ходила в тюремной робе по Москве, вместе с Надеждой Толоконниковой шила российский флаг на Болотной площади и побрила налысо голову у Кремля.

Катрин Ненашева - акция «Между здесь и там»

Вторая акция «На-казание» была посвящена теме жестокого отношения к воспитанникам детских домов. Три недели художница-акционистка носила за спиной больничную койку и в публичных местах испытывала на себе наказания, которым подвергают детей-сирот: стояла на горохе, ела соль. В финале акции она сделала лечебную перевязку мальчику-инвалиду.

Чудовищное непонятное искусство

В существующих реалиях российское общество относится с явным пренебрежением и опаской к акционизму. Художников этого вида искусства клеймят сумасшедшими и извращенцами, юродивыми и преступниками. Но они продолжают из года в год надавливать на болевые точки общества и государства.

Акция многословнее любой книги или фильма, в режиме «здесь и сейчас» представляется весь спектр смыслов и идей, ужасов и страхов, прошлого и будущего. Пусть это искусство и похоже на чудовище, тучное, гнусное, огромное, со ста пастями и лающее, все же свою задачу по охране протестного духа оно грозно и непреклонно выполняет.

ДМИТРИЙ ЖАТУХИН

Совершить коитус с грязной цыганкой на глазах у людей или пригвоздить себя всем самым острым из магазина «всё для сада», нарисовать детородный орган посреди большого города или устроить пляски в храмах – все это беспощадный русский акционизм. Можно ли назвать это , вопрос спорный. Мои товарищи – артист оперетты и преподаватель скрипки в консерватории – как-то пожурили меня за неловкое приравнивание акционизма к искусству.

А вот другой товарищ-режиссер с пеной у растрескавшегося рта утверждал, что это лучшее из искусств, поскольку самовыражение художника не может поддаваться оценочным рамкам обывательской массы. Проще говоря, «вы ничего не понимаете, это искусство». Но какое? Остросоциальное и политическое? Или самовыражение нельзя вместить и в эти рамки? Но ведь акционисты сами не скрывают, что это протест.

Просто недавняя акция ставшего легендарным художника Павленского не может именоваться иначе, кроме как «героическим безумием»? Что это: политически мотивированный художественный жест или вылазка «городского партизана» – об этом будут спорить ещё долго. Стоила ли игра свеч – на этот вопрос ответит сам Павленский, отвесивший звонкую пощёчину, пожалуй, самой могущественной организации страны. Понять художника сложно, а его слова сразу после задержания: «Я думаю, что этот поступок надо рассматривать как жест в лицо терроризму. Я так борюсь с террором», – можно трактовать как угодно. Поэтому вместо разбора деяний предлагаю тебе погрузиться в безумную, полную идиотизма, странностей и нагих тел историю акционизма земли русской.

Павленский, какой он есть

Россия десятых – это «Война», и Павленский. Четвертого имени в списке нет, но и три – немало. В три раза больше, чем одно, и в бесконечное число раз – чем ноль.
– Олег Кашин –

Если группировку «Война» и «пусек» мы вспомним добрым словом в следующий раз, то Павленского грех не упомянуть сейчас. Выдающаяся личность, что ни говори. Человек, чьи яйца в прямом смысле стальные. Самый знаменитый «художник» России до поджога двери ФСБ прославился следующими акциями:
«Шов» – 23 июля 2012 года художник с зашитым суровой ниткой ртом в течение полутора часов стоял в пикете у Казанского собора, держа в руках плакат с надписью: «Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа». На вопросы: «Саша, какого чёрта!?» – он ответил:

Зашивая себе рот на фоне Казанского собора, я хотел показать положение современного художника в России: запрет на гласность. Мне претит запуганность общества, массовая паранойя, проявления которой я вижу повсюду.

Затем была «Туша». Странный общественный протест против подавления гражданской активности, запугивания населения, растущего числа политзаключённых, законов об НКО, законов 18+, цензорских законов, активности Роскомнадзора, закона о пропаганде гомосексуализма. Павленский, а вместе с ним и миллионы ноунеймов до хрипоты готовы были доказывать, что это законы не против криминала, а против людей. В итоге на фоне петербургского Заксобрания он оказался завернутым в многослойный кокон из колючей проволоки. Бедным полицейским пришлось разрезать её садовыми ножницами, чтобы достать молчащего и обездвиженного Павленского. Прыткий ум заметит аллегорию, что из колючей проволоки художник попал в колючие лапы органов.

А потом была легендарная «Фиксация». Безмолвный художник на ледяной ноябрьской брусчатке прибил мошонку к вековым камням. В заявлении виновник торжества написал: «Голый художник, смотрящий на свои прибитые к кремлёвской брусчатке яйца, – метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества».

Сидение нагишом на заборе института психиатрии им. Сербского в Москве и отрезание мочки уха в протест об использовании психиатрии в политических целях кажется уже вторичным, после Ван Гога.
Возникают вопросы: был ли другой способ показать свой протест, и как он не околел, холодно ведь, а он всегда голый. Но если второй можно объяснить мужеством, то первый лишь видением художника и расстройством ума.
Самое интересное, что сам художник акционизм к искусству не причисляет:

Я вообще не считаю, что акционизм имеет прямое отношение к современному искусству. Современное искусство противопоставляет себя искусству традиционному, классическому. Акционизм же не может быть клас­сическим или современным. Диоген мастурбировал на площади - Бренер тоже мастурбировал. Если верить христианской мифологии, Иисуса прибивали к кресту – вот и Мавроматти прибивал себя к кресту. Эти жесты вневременные… любое искусство в принципе политично, потому что художник отдает себе отчет, в каком режиме он живет и что в этой связи ему делать или не делать. А акционизм, то есть политическое искусство, подразумевает, что человек осознанно начинает работать с инструментами власти. А цель искусства – это освободительные практики, борьба за воплощение свободной мысли.

Разумеется, слово «герой» в контексте содеянного кажется слишком громким даже для радикальной оппозиции. Это просто явление. Весьма специфичное и смелое. Но если бы Павленский не попросил изменить статью обвинения с вандализма на терроризм, то в его акциях был бы смысл, а позерства хватает и в обычной жизни.

И те, и «Э.Т.И»

Я думаю, это очень хорошо, что существует такой вид современного искусства, как акционизм. И хорошо, что он вызывает отторжение у широких слоев населения, потому что вообще задача авангарда и современного искусства заключается в том, чтобы не быть прозрачным. В этом мире тотальных скоростей, абсолютной прозрачности и бесконечной болтовни должен быть какой-то «хардкор», стержень. Вот современное искусство и есть этот стержень, и он не каждому по зубам. И так и должно быть. И дальше надо еще больше градус поднимать.
– Анатолий Осмоловский –

До всяких Pussy Riot, НБП и прочей прелести русского протеста в конце 80-х существовала вполне яркая группировка с характерным названием «Э.Т.И.». По словам Осмоловского, движение было придумано, скорее, как модель молодёжной субкультуры. Название было выбрано из обыденной речи, хотя оно и расшифровывалось как «Экспроприация Территории Искусства». Славилось оно прежде всего своими героями. Осмоловский до сих пор считается одним из виднейших российских художников и лидером Московского Акционизма. Кроме всего прочего, он снялся в роли капитана, павшего жертвой насилия Владимира Епифанцева, оплодотворившего рот и прочитавшего незабвенную лекцию про Пёрл-Харбор с элементами танца «яблочко» в . Мавроматти был продюсером этого фильма, и отметился своими собственными акциями.
Дмитрий Пименов, который пытался посетить мавзолей в рыцарских доспехах, а вместо этого посетил дурдом.

Самая яркая их акция произошла в далёком и переломном 1991 году. Телами участников на «священной брусчатке» Красной Площади было выложено то самое слово из трёх букв на букву икс, которое вовсе не «хер» и не «хой». 14 тел, ходили слухи, что чертой над буквой «Й» был сам Шендерович, но Осмоловский это отверг.
Казалось бы, ну что тут такого, в инстаграмах школьников встречаются вещи и похуже. Но дело в том, что это всё ещё был Советский Союз, и что самое кощунственное для любого верного заветам Ильича, акция проводилась в канун дня рождения Ленина и была интерпретирована как посягательство на его память.
Хотя формально акция была приурочена к вышедшему незадолго закону о нравственности, где было, в том числе, запрещено ругаться матом в общественных местах.
Осмоловский утверждает, что идея акции (кроме ее очевидного протестного смысла) состояла в совмещении двух противоположных по статусу знаков: Красной Площади как высшей иерархической географической точки на территории СССР и самого запрещенного маргинального слова.
Что касается протестного смысла, то это был протест против повышения цен и практически физической невозможности существовать и работать.
Помимо заслуженных лучей славы, Э.Т.И. получили обвинение по статье 206 часть 2 «Злостное хулиганство, отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом или особой дерзостью». Звучит, как монолог из фильма в «гоблинском» переводе.

Кресты Мавроматти


Выходец из тех, которые «Э.Т.И.», изящный грек акционизма Олег Мавроматти в начале 2000-х довел до белого каления нравственных блюстителей из Прокуратуры, которые обвинили его в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни. С тех пор Олег Юрьевич живёт в Нью-Йорке и рассказывает крайне интересные вещи в своей неповторимой гнусавой манере (например, какими веществами он баловался в 80-х) на своём канале на YouTube.
Чем же так вывел из себя этот интеллигентный, хотя и не без странностей молодой человек? Не созданием фильма «Выблядки», в котором детородный орган протыкал икону и сношали младенца, а акцией «Не верь глазам». Провел в месте, особенном для такой акции – на территории Института культурологии Минкульта РФ. Сначала его привязали к кресту из досок, после чего ассистенты прибили его руки стомиллиметровыми гвоздями. На обнажённой спине Мавроматти бритвой были вырезаны слова: «Я НЕ СЫН БОГА». В отличие от Иисуса Христа, Мавроматти мук не выдержал, и после часов кряхтения и страданий был снят с креста.
Журналистам Мавроматти пояснил:

Я не знаю ни одного артиста в мировом кинематографе, который бы натурально сыграл боль. Эта сцена символизирует настоящее страдание, настоящую жертву, на которых давно спекулирует искусство.

Потом, когда органы начали предъявлять ему обвинения и конфисковали его материалы, он уехал на родину жены – в Болгарию. Кстати, его жена – тоже акционист, ратующий за права женщин. Авторству Россы, между прочим, принадлежит акция «Последний клапан». Предрекая свободное от гендерных ограничений общество, она зашила себе вагину. Вот такая приятная женщина.
В эмиграции Мавроматти остался верен себе: то венозной кровью перепишет Конституцию РФ, то предложит людям, согласным с тем, что художник заслуживает уголовного преследования, бить его током в онлайн-режиме. А недавно он смонтировал все видео «православного гея, патриота, твоего друга и товарища Астахова Сергия» в один целый фильм «Дуракам тут не место», за который получил множество призов. Любят в Европе русских дурачков.
Кстати, бичевания во имя протеста – акт давно забытый. Одна безумная сербка Марина Абрамович (ударение на второй слог, и это важно) без конца бичевала себя перед народом. В ходе перформанса «Губы Томаса» (1975) Абрамович съела килограмм меда и выпила литр красного вина, разбила бокал рукой, вырезала бритвой на своем животе пятиконечную коммунистическую звезду, исхлестала себя кнутом, а затем легла на кусок льда в виде креста, направив себе в живот обогреватель.

Акционизм логично развивается в суровых реалиях XXI века, делая то же самое, чем занимается всякое недоступное простому мозгу : пытается преодолеть форму и цвет, само представление о художественной технике, искусство перешло к табуированной тематике, а значит к телу. Логично, что следующий шаг – преодоление самого тела. Только вот органы власти не видят в этом продолжение традиций шутовства, а видят лишь угрозу и прямые призывы.
Нам (кроме Димы Энтео, Германа Стерлигова и доброй половины российского правительства) понятно, какую пользу приносят, к примеру, ученые, отстаивающие новые радикальные гипотезы, или предприниматели-инноваторы, рискующие капиталом ради смутных перспектив. Политические активисты или художники-акционисты тоже имеют свою функцию – ставить под сомнение сложившийся порядок и магическую власть авторитетов.
Вот только чего стоят эти акции, если у большинства они вызывают отторжение? С этим разберёмся в следующей части.

Share

Акционизм в искусстве - форма современного искусства, возникшая в 1960-е годы.

Стремление стереть грань между искусством и действительностью приводит к поискам новых способов художественного выражения, придающих динамику произведению, вовлекая его в какое-либо действие (акцию).

Акция (или искусство акции) становится общим понятием для художественных практик, в которых акцент переносится с самого произведения на процесс его создания.

В акционизме художник как правило становится субъектом и/или объектом художественного произведения.

Близкими к акционизму формами являются хэппенинг, перформанс, эвент, искусство действия, искусство демонстрации и ряд других форм.


Джексон Поллок и его «танец» вокруг будущих картин



Ив Кляйн и его «живые картины»

В этот же период акционизм выходит на новый уровень, превращаясь в театральное действие , заявляет о себе декларациями, обосновывающее создание четырехмерного искусства, развивающегося во времени и пространстве. Использующее новейшие достижения в технике , чтобы идти в ногу с эпохой, вовлекает элементы многих видов искусства, создавая новые формы творчества – видео-арт, энвайронмент, хэппенинг, перформанс.

Перформанс - современная форма акционистского искусства, направленная на активизацию архетипов «коллективного бессознательного» публики, современная форма спонтанного уличного театра. Это вид визуального искусства в ХХ веке, в котором произведением являются любые действия художника, наблюдаемые в реальном времени. В отличие от театра, в перфоманс -художник, как правило, — единственный автор.

  • Цель перфоманса — привлечь внимание публики, вовлекая по возможности её в совместное действие. Наиболее ярко во всех перфомансах выступает именно желание шокировать, удивить публику, обязательно обеспечив пиар-поддержку — журналистов и фотографов.
  • Перфоман с ближе к поэтическому чтению и исполнению музыкального произведения и может быть определен как публичный жест (физический, словесный, поведенческий, социальный и т.д.).
  • В основе перфоманса лежит представление об искусстве как об образе жизни, предшествующем созданию каких-либо материальных объектов и даже делающем их излишними.
  • Перфоманс радикально отличен от классического произведения искусства, но в нем могут быть акцентированы разные основания этого отличия — временная длительность, провокативность, социальность, игровой аспект, поэтому перфоманс могут выражать совершенно различные эстетические программы.
  • В «концептуальном» перфомансе важно документирование события и фиксация разрыва между этим документом и реальностью; в «антропологическом» — телесное участие художника, иногда саморазрушительное, и физическое присутствие зрителя, иногда сознательное сделанное дискомфортным для него. Впрочем, элементы обеих эстетик обычно присутствуют в каждом.

Хэппенинг (англ. happening — случающееся, происходящее) — разновидность акционизма, наиболее распространенного в авангардистском искусстве 60-70-х годов. Хэппенинг возник в конце 50-х годов как форма театра. В дальнейшем организацией хэппенинга чаще всего непосредственно в городской среде или на природе занимаются художники. Они рассматривают эту форму как род движущегося произведения, в котором окружающая среда, предметы играют не меньшую роль, чем живые участники акции.


  • Хэппенинг развивается как событие, скорее спровоцированное, чем организованное, однако инициаторы действия обязательно вовлекают в него и зрителей.
  • Действие хэппенинга провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами. Все действия развиваются по предварительно намеченной программе, в которой, однако, большое значение отводится импровизации, дающей выход различным бессознательным побуждениям.
  • Хеппенинг может включать элементы юмора и фольклора.
  • В хэппенинге ярко выразилось стремление авангардизма к слиянию искусства с течением самой жизни.

Эвайронмент (англ. environment - окружение, среда) - одна из форм, характерных для авангардистского искусства 1960-1970-х гг. Этообширная пространственная композиция, охватывающая зрителя наподобие реального окружения.


Инсталляция (от англ. installation — установка) — пространственная композиция, созданная художником из различных элементов — бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Инсталляция — форма искусства, широко распространенная в XX в.

  • Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты.
  • Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл.
  • Эстетическое содержание инсталляции необходимо искать в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет — в привычном бытовом окружении или в выставочном зале.
  • Инсталляцию создавали многие художники авангарда Р. Раушенберг, Д. Дайн, Г. Юккер, И. Кабаков.




Бодиарт — это искусство тела, авангардное направление, возникшее в 60-х годах.

  • Представители бодиарта использовали свое тело как материал или объект творчества, прибегая к разнообразным, подчас болезненным, манипуляциям: покрывали свои тела гипсом, надрезами, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы.
  • Особая разновидность бодиарта — самодемонстрация художника, некоторые манифестации бодиарта несли эротический и садомазохистский характер.
  • Будучи проявлением акционизма, бодиарт сблизился с рядом явлений, возникших в русле контр-культуры (тату, раскрашивание тела, нудизм, сексуальная революция).


Видео — арт (англ. video art), направление в изоискусстве последней трети XX в., использующее возможности видеотехники. Искусство, использующее телевизионные технологии — видеоарт, — как раз и возникло из протеста против засилья массовой культуры, высшим воплощением которой считается телевещание.

  • В отличие от собственно телевидения, рассчитанного на трансляцию для массового зрителя, видео-арт применяет телеприемники, видеокамеры и мониторы в уникальных хэппенингах, а также производит экспериментальные фильмы в духе концептуального искусства, которые демонстрируются в специальных выставочных пространствах.
  • С помощью современной электроники показывает как бы «мозг в действии», — наглядный путь от художественной идеи к ее воплощению.
  • Главный основоположник видео-арта — американец корейского происхождения Нам Чжун Пайк.
  • «Отцы» видеоарта Нам Чжун Пайк и Вольф Фостель каждый по-своему иронизировали над добропорядочными гражданами, усаживающимися каждый вечер отдыхать перед телевизором.
  • Вольф Фостель в 60-е годы устраивал хэппенинги, на которых телевизоры забрасывали кремовыми тортами, обвязывали колючей проволокой, торжественно погребали и даже расстреливали из автоматов.
  • Хорошее искусство всегда сильно воздействует на человека — пробуждает в нем чувства, мысли, идеи, поступки. Видеоарт располагает техническими средствами воздействия, которые сильнее живописи, графики, скульптуры.
  • Пожалуй, по остроте воздействия с видеоискусством может соперничать только сама жизнь. Не случайно это самое правдоподобное из всех искусств Вольфом Фостелем было названо «бегством в действительность».


Флешмоб (англ. flash mob - flash - вспышка; миг, мгновение; mob - толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы ) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут люди с серьёзным видом выполняют заранее оговорённые действия абсурдного содержания (сценарий) и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чём не бывало.


Кинетическое искусство (от греч. Kineticos — “приводящий в движение”) — течение в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся объектов, в основе которого лежит идея движения формы. Под динамикой объекта понимается не просто его физическое перемещение, а любое его изменение, трансформация, словом, любая форма “жизни” произведения в то время как его созерцает зритель
Кинетическое искусство зародилось в 20-30-х гг., когда В. Е Татлин в СССР (модель памятника-башни III Интернационала, 1919-20), а позже А. Колдер в США (так называемые мобили) и др., придавая вращательное или поступательное движение отдельным частям своих произведений, пытались преодолеть традиционную статичность скульптуры, придать большую активность её взаимодействию со средой.

Протокинетические тенденции существовали в искусстве уже в 20-х годах, в творчестве русских конструктивистов (модернистов) (А.Родченко, В. Татлина, Н. Габо и др.), а также некоторых западногерманских дадаистов (М.Дюшан). Творческие поиски этих художников в данной области подготовили почву для расцвета кинетизма, ставшего относительно цельным течением, заявившим о себе проблемными выставками, манифестами, тестами и проектами, начиная с 50-х годов.




Таким образом:
В 50 - 60-е гг. искусство выходит на новый уровень, превращаясь в некое театрализованное действо, совершавшееся как в специальных помещениях, так и на природе или на городских улицах и площадях, и включавшее в свой состав элементы многих видов искусства и арт-практик (как статических, так и процессуальных).

Таким способом ПОСТ-культура реагировала на ставшую уже к середине столетия достаточно традиционной теоретическую и практическую тенденцию многих искусств к некоему синтетическому объединению, к выходу искусства из музейных и выставочных залов в окружающую среду (средовой подход к искусству), к более активному включению реципиентов в процесс творчества (Хэппенинг).

Наконец, это была своеобразная реакция арт-практики на достижения научно-технического прогресса (НТП и искусство), показывавшая, с одной стороны, стремление художественного мышления не отстать от него, а с другой, - выявлявшая полную растерянность эстетического сознания перед огромным и непонятным монстром, приведшим за полстолетия практически к уничтожению всех традиционных видов искусства и способов художественного выражения.

С середины столетия регулярно появляются художественные манифесты и декларации (в частности, «Белый манифест» Л.Фонтана, призывы композитора Д.Кейджа и т.п.), в которых обосновывается или декларируется необходимость в соответствие с новыми жизненными условиями создавать четырехмерное искусство, развивающееся в пространстве и времени, концентрирующее внимание на конкретной жизнедеятельности, использующее все новейшие достижения техники и технологии, чтобы идти в ногу со временем.

В отличие от традиционного театрального или музыкального искусства (Перформансы) носят, как правило, иррациональный, парадоксально-абсурдный характер и обращены непосредственно к внесознательным уровням психики реципиента. Большое значение играют жест, мимика, паузы между действиями и жестами. Существенное влияние на становление искусства действия оказало увлеченность их создателей восточными и первобытными культами, шаманскими обрядами, восточными философско-религиозными учениями, доктринами, практиками медитации и т. п.

27.08.2013

About Старикова Юлия

Затрагивая в наших материалах тему акционизма, мы пришли к выводу, что у большинства читателей это явление вызывают в лучшем случае непонимание, а в худшем - исключительное неприятие. Чтобы разобраться в вопросе, мы подготовили серию материалов об истории акционизма, его инструментах и задачах. В первой статье редактор раздела «Искусство» сайта Colta Сергей Гуськов рассказывает, как работает акционизм и для чего он нужен.

Как это работает

Недавно мой знакомый Михаил Заиканов . Создал секретную группу в Facebook, куда, правда, сразу же записал несколько сотен френдов, которых призвал добавлять других возможных участников. Там же он разъяснил суть готовящейся акции, предложил сценарий и пересказал советы юристов, с которыми загодя проконсультировался. Предупреждённые (благодаря той же группе в FB) журналисты и блогеры прибыли на место заранее. Наконец, час икс. Собираются люди и выстраиваются в очередь к «Макдоналдсу» около метро «Пушкинская». Полицейские просят разойтись и стандартно «не препятствовать пешеходам». Участники акции, сделав своё дело, уходят.

В соцсетях появляются фотографии, новостные сайты публикуют материалы: акцию называют флешмобом, участников - политическими активистами. Местами перевираются детали. Произошедшее интерпретируется, в зависимости от СМИ в него вкладываются разные смыслы. Акции при всей своей непосредственности существуют, прежде всего, в документации - фото, видео, описания. Свидетелей обычно не так уж и много, да и человеческая память не самая надёжная штука: подробности забываются, фантазии добавляются. Поэтому художники стараются звать тех, кто запечатлеет их акцию.

Это один из сценариев - далеко не единственный, хотя и характерный. Подготовительный этап, как и реализация задуманного, может быть сложнее или проще, задействовано может быть больше или меньше участников. Технология одна: зависит всё, как и в случае живописи, скульптуры или видеоарта, от таланта конкретного художника и обстоятельств.

При чем тут политика

Акционизм всегда был одной ногой на территории радикальной политики, рядом с гражданским сопротивлением и борьбой за права. Он довольно часто и воспринимается так, словно это своего рода протест. Хотя при этом забывают, что, во-первых, художники используют злободневные сюжеты в игровой форме, а во-вторых, политическая тематика нужна им в большинстве случаев для решения скорее внутрихудожественных вопросов, чем общественных.

Иногда бывает сложно сказать, что перед нами - политическая или художественная акция, произведение искусства или гражданский протест. Но обычно определяется довольно легко, хотя какого-то универсального правила нет. Только на глаз. Оттого и столько споров. Понятно, что самосожжение Яна Палаха в Праге в 1969 году не находится на территории искусства, тогда как акция группы «Войны», когда те поминали Дмитрия Пригова в московском метрополитене - совсем не про политику в общепринятом понимании.

В России, где публичная политика отсутствует, любое действие в общественном месте - а художественные акции бессмысленно проводить в уединении - рассматривается как угроза «порядку вещей» с одной стороны теми, кто это порядок поддерживает, и с другой - теми, кто его хочет изменить. Отсюда такая чрезмерная политизация действий «Войны», Pussy Riot или Петра Павленского. И это реакция не только властей, но и большинства жителей страны - хотя, например, в конце 1980-х и 1990-х деятельность московских акционистов воспринималась менее агрессивно или восторженно, да и вообще без пафоса. Скорее, как чудачество или хулиганство. Всё-таки «лихие 1990-е», чего только не происходило, помимо акций.

Властям, ФСБ и тогда ещё милиции было наплевать на художников до того момента, пока те не покусились на святое. В 1999 году участники группы «Внеправительственная контрольная комиссия» залезли на Мавзолей с транспарантом «Против всех», где и были задержаны. Тогда по закону если бы большинство граждан проголосовало на любых выборах, президентских или депутатских, против всех, то все прежние кандидаты должны были быть сняты с голосования, что угрожало сложившейся политической системе. Этот недосмотр позже был исправлен властями, а за деятельностью художников-акционистов стали следить. И пресекать. И ироничная «Монстрация», и всемирно известные танцы в храме Христа Спасителя, и прибивание яиц к мостовой на Красной площади сталкивались с запретами, заканчивались уголовным преследованием, а то и самыми настоящими репрессиями.

В России, где публичная политика отсутствует, любое действие в общественном месте - а художественные акции бессмысленно проводить в уединении - рассматривается как угроза «порядку вещей», с одной стороны, теми, кто это порядок поддерживает, и с другой, теми, кто его хочет изменить.


Зачем это нужно и почему так выглядит

Художественные акции позволяют лучше понять историю страны и настроения в обществе. Самые яркие акции, как и лучшие фильмы или книги, могут сказать о времени больше, чем учебники истории. Но это и так очевидно. Современному искусству свойственно обращаться к злободневным сюжетам, но то, как это делается - не всегда самым очевидным образом, - помогает иначе взглянуть на происходящее. Когда в 1990-е на месте снесённого памятника Дзержинскому художник Александр Бренер взывал к прохожим: «Я ваш новый коммерческий директор!», это было знаком сменившейся эпохи - на место одной «святыни» пришла другая.

Сами художники в свои акции, как и в большинство произведений в других медиа (живопись, инсталляции, видео), вкладывают зачастую вовсе не то, что в них ожидают увидеть. При этом художники могут очень серьёзно и убедительно рассказывать о политической подоплёке своей деятельности, но, помимо того, есть внутренняя логика развития искусства, есть эволюция самого художника - и то и другое довольно запутанные. Но само появление и распространение акционизма связано, прежде всего, с тем, что искусство всегда ищет и находит новые, более доступные способы диалога со зрителем. Венские акционисты вышли на улицы и в другие публичные места в те годы, когда уже нельзя было не замечать влияние СМИ и то информационное пространство, которое они создают. Сегодняшние художники точно так же среагировали на интернет и социальные сети: те же акции «Войны», Pussy Riot и Павленского без этого просто были бы не замечены.

Самая распространённая реакция: «Все это ерунда, мы и сами так можем сделать, вот раньше было настоящее искусство». Но в какой-то момент восприятие той же живописи изменилось под влиянием новых обстоятельств (что не означает, что картина не станет в будущем актуальным медиа - всё возможно), даже с классикой мы сталкиваемся в копиях - в отлично напечатанных альбомах или в сети. У людей, в том числе и у тех, кого художественные акции возмущают, уже другой взгляд на вещи по сравнению с тем, что был пару десятков лет назад, а вот сознание, принимающее изменения, традиционно запаздывает. Впрочем, так же возмущало современников любое новое для какой-либо эпохи искусство.

Искусство демонстрации и ряд других форм, возникших в искусстве 1960-х годов. Стремление стереть грань между искусством и действительностью приводит к поискам новых способов художественного выражения, придающих динамику произведению, вовлекая его в какое-либо действие (акцию). Акция (или искусство акции) становится общим понятием для художественных практик, в которых акцент переносится с самого произведения на процесс его создания. В акционизме художник как правило становится субъектом и/или объектом художественного произведения .

Истоки акционизма следует искать в выступлениях дадаистов и сюрреалистов, деятельности абстракционистов (в частности Поллока), в опытах «живых картин » Кляйна. В 1950-60-х акционизм выходит на новый уровень, превращаясь в театральное действие , заявляет о себе декларациями, обосновывающее создание четырехмерного искусства , развивающегося во времени и пространстве. Хэппенинги и перформансы играют особую роль в движении акционизма .

Абстрактный экспрессионизм (от английского abstract expressionism) - школа (движение ) художников , рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов , больших кистей , иногда капая красками на холст , для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование.

Начальная фаза движения - абстрактный сюрреализм (от английского abstract surrealism) появилась в 1940-е г., под влиянием идей Андре Бретона, её основными приверженцами были американские художники Ганс Хоффман, Аршиль Горки, Адольф Готлиб и др. Особый размах движение получило в 1950-е г., когда во главе его встали Джексон Поллок, Марк Ротко и Виллем де Кунинг.

Боди-арт (от английского body art - искусство тела) - одна из форм авангардного искусства , где главным объектом творчества становится тело человека, а содержание раскрывается с помощью поз, жестов, нанесения на тело знаков .

Тело рассматривается как вещь для манипулирования, повышенный интерес художники проявляют к пограничным экзистенциальным ситуациям. Боди-арт является частью акционизма . Композиции боди-арта разыгрываются прямо перед зрителем и записываются для последующей демонстрации в выставочных залах. Художники прибегают к разнообразным, зачастую болезненным манипуляциям, исследуют физические реакции организма. Например, одна из работ Марины Абрамович включала танец до изнеможения. Одна из наиболее известных работ Денниса Оппенгейма: художник лежал с книгой на груди под солнцем, пока его кожа, за исключением закрытой книгой, не загорела. Боди-арт иногда близок, но не тождественен, ряду явлений , возникших в русле контркультуры, татуированию, раскрашиванию тел, нудизму.

Венский акционизм (от английского Wiener Aktionismus) – радикальное и провокационное движение , связанное с деятельностью группы австрийских художников , работавших вместе на протяжении 1960-х. Творчество венских акционистов развивалась одновременно, но в значительной степени независимо от других авангардных движений эпохи , отрицавших традиционные формы искусства . Практика постановки акций в определенных энвайронментах перед аудиторией несет сходство с Флуксусом, но действия венских акционистов заметно отличались деструктивностью и насилием, часто включали использование обнаженного тела, крови, экскрементов, туш животных.

Перформанс (также употребительное название - перфоманс, от английского performance - представление, выступление) - форма современного искусства , в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. В этом - отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства , как картина или скульптура , где произведение конституируется выставленным объектом.

Иногда перформансом называют такие традиционные формы художественной деятельности, как театр , танец, музыка, цирковые выступления и т.п. Однако в современном искусстве термин «перформанс » относится обычно к формам авангардного или концептуального искусства , наследующим традицию изобразительного искусства .