Наша среда online — В России до XVIII века во всех слоях общества по-прежнему носили традиционный русский костюм, а все иностранные, «немецкие» моды отвергались. Замена русского платья общеевропейским модным костюмом произошла в начале XVIII столетия после ряда специальных указов Петра I.

Эта почти насильственная смена костюма имела определенное политическое значение. Петр, понимая важность торгового и культурного общения с Европой, посылал русских «пенсионеров» за границу, пытался разбить домостроевские обычаи боярства, заставлял боярских сынков учиться и работать. Одним из средств борьбы со старозаветным боярством и местничеством была замена старинного боярского костюма, длиннополого и неудобного для работы, более удобной общеевропейской одеждой.

Смена форм костюма не прошла гладко.

Многие горожане, особенно из купеческого сословия, считали короткополые модные кафтаны верхом неприличия. Сохранились гравюры, изображающие сцены, где солдаты насильно обрезают полы длинных кафтанов у купцов и бояр.

С не меньшим сопротивлением были встречены новая модная прическа - завитой парик - и бритое лицо. Многие откупались от бритья бороды: за её ношение платили в царскую казну налог. Только новое служилое дворянство и большая часть молодежи сразу приняли нововведения.

Для женщин переход к новому костюму был еще сложнее. Одетые в тяжелые, скрывающие формы тела сарафаны, закрытые рубахи, с плотно покрытой головой, они, согласно новой моде, вдруг должны были надеть декольтированные платья, стянуть талию, завить волосы в локоны.

Но, встреченные сначала враждебно, новые обычаи и костюмы за период царствования Петра I прочно вошли в быт дворянства и большей части городского населения. Прежние русские одежды остались в народе и в быту у части купечества и мещанства, вносившего все же в традиционный русский костюм модные элементы.

Но и дворянство еще не полностью отказалось от привычной старой одежды. Эта привычка к старому проявлялась главным образом в манере носить модный костюм. По старой привычке женщины старались как можно больше прикрыть декольте, натянуть плотнее на волосы кружевной чепчик (фонтанж), носили различные наколки.

Русский костюм петровского времени Отличался от западноевропейского большей простотой тканей и отделки, более демократическим характером. Пример в простоте одежды подавал сам Петр. И только немногие щеголи, как Меньшиков, осмеливались надевать более пышные и дорогие костюмы. Новые формы быта, новые нормы поведения был сформулированы в книге «Юности честное зерцало».

В составе мужской одежды было множество предметов из сукна, шерсти, льняных и хлопчато-бумажных тканей, что служило толчком для развития текстильной промышленности. Начальник Посольской канцелярии, президент Коллегии иностранных дел, один из наиболее приближенных к Петру людей, одет в коричневый с широкими обшлагами двубортный кафтан на сиреневой подкладке, отделанный петлями из золотого позумента и большими золотыми пуговицами. Коричневый камзол украшен узким позументом и мелкими пуговицами. Из-под камзола видна белая рубашка, белый шейный платок повязан узлом. Через плечо андреевская лента, на груди на голубом банте орден Белого Орла.

В моду вошли французские платья с глубоким вырезом на груди, который на первых порах по возможности прикрывали кружевом. Фигуру плотно затягивали в корсет. Дочь Петра одета в голубое шитое серебром платье с белым кружевом на рукавах и лифом из серебряной парчи. На плечах золотистая, подбитая горностаем мантия.

Луи Каравак. Портрет мальчика в охотничьем костюме. Конец 1720-х — начало 1730-х

Введенные Петром новые костюмы к концу его царствования прочно вошли в быт. Веяния моды распространились на все возрастные категории: дворянство, чиновники, представители купечества стремились по моде одеть своих детей, которых впереди ждала новая жизнь. Изображенный на портрете Каравакка мальчик одет в зеленый шитый золотом кафтан, зеленый с золотой каймой камзол, белую кружевную рубашку, белые чулки с черными подвязками и черные туфли. На голове пудреный парик с черным бантом.

Строганова одета в коричневое узорное платье с белыми кружевами, расшитое на груди жемчугом и драгоценными камнями и коричневую, шитую серебром и золотом шубу с темным мехом по борту и рукавам. В ее туалете просматривается стремление сочетать привычные традиционно-русские черты и европейские нововведения. Платье по русскому обычаю застегнуто по горло, а руки обнажены по локоть модными европейскими рукавами. Голову украшает узорный кокошник, выполненный по типу старинных головных уборов с обильными украшениями и одновременно напоминающий вошедший в моду европейский фонтанж. На груди приколот медальон с портретом Петра I.

Постепенно мужской костюм изменился, стал более коротким. «Венгерское платье» сменили прилегающие кафтаны и камзолы, основные элементы европейского «платья саксонского, немецкого или французского». Новыми эстетическими идеалами стали изящество и утонченность. П.А. Толстой, государственный деятель, дипломат, сенатор, одет в темно-вишневый кафтан и камзол и белую рубашку с кружевным жабо, через правое плечо перекинута Андреевская лента.

Указом от 4 января 1700 года дворянам и горожанам было предписано носить «венгерские кафтаны», представляющие собой нечто среднее между привычным московским платьем и европейским вариантом одежда.. Неизменным требованием стало отсутствие традиционных бород и ношение белого парика или напудренные волосы. На Г.Д. Строганове, крупном солепромышленнике, владельце огромных родовых богатств, «именитом человеке» надеты роскошный кафтан красного сукна, с широкими отворотами-обшлагами, обильно расшитый золотым позументом, с золотыми пуговцами. На голове пудренный парик, под левой рукой шляпа. Гаргуди белое кружевное жабо и медальон с портретом Петра I в бриллиантовой оправе.

К.Б.Растрелли. «Восковая персона» Петра I. 1725 год

«Восковая персона» Петра I создана скульптором К.Б. Растрелли после смерти императора. На фигуре, сделанной из дерева и воска, надет его праздничный костюм, исполненный в 1724 году ко дню коронации Екатерины I при ее участии. Камзол, кафтан, штаны, пояс с портупеей сшиты из светло-голубого шелкового репса и украшены богатым шитьем серебряной нитью. Костюм дополняют галстук, кружевная манишка из фламандского гипюра, алые чулки, вязанные из шелковой нити, кружевные брыжжи на рукавах из батиста, подвязки и башмаки. Через плечо перекинута голубая лента ордена Святого Андрея Первозванного, на груди вышита звезда ордена.

Анастасия Яковлевна Нарышкина, жена первого санкт-петербургского коменданта, согласно указу об одежде, в официальных случаях должна была строго следовать моде. Она одета в зеленовато-серое платье с большим красным воланом на подоле, подпоясанное желтым кушаком с жемчужными кистями. На голове фонтанж — головной убор, вошедший в моду во Франции в середине XVII века и названный по имени фаворитки Людовика XIV мадмуазель Фонтанж. В России фонтанж нашел распространение в начале 1700-х годов. Девочки одеты в яркие парчовые платья, на голове у одной из них убор из страусовых перьев. Прически дам петровского времени, постепенно усложняясь и становясь выше, превратились в жесткий высокий каркас из локонов и кружев.

Женское платье, которое с течением времени стало более сдержанным по цветовой гамме и утратило орнаменты и широкие оборки, включало в себя корсаж, шелковую юбку и верхнее платье — робу, надетую на каркас из корсета и фижм. Дочь губернатора Санкт-Петербурга А. Д. Меншикова одета в платье из серебристой парчи, на ней красная мантия, подбитая горностаем, на груди на голубом банте медальон с портретом Петра I.

XVIII столетия явилось веком расцвета французской косметики. Особое внимание уделялось подведению глаз и ресниц, главный упор делался на выбеливание всего лица. Дурным тоном считалось, если дамы не использовали румяна. Шарлота Христина София, принцесса Брауншвейг-Вольфенбюттельская, жена старшего сына Петра, царевича Алексея, одета в красное платье-робу, отделанном по вырезу белым кружевом. На плесах красный плащ, подбитый горностаем. Алые румяна, наложенные на лицо, подчеркивают изнеженную белизну кожи.

Использованы материалы «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» (school-collection.edu.ru) и книги: Киреева Е.В. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX века,М.: Просвещение, 1970.

Подобные документы

    Новгородский традиционный костюм. Декоративное оформление женского костюма: нашивки по подолу сарафанов, оформление ворота, оплечия, рукава и подола рубах. Головные уборы в новгородском костюме. Основные виды верхней одежды новгородских крестьян.

    курсовая работа, добавлен 21.11.2013

    Анализ русского костюма XIX в., общая характеристика изучаемой эпохи. Характеристика мужских и женских русских костюмов XIX в., изучение ткани, цвета, декора и ювелирных украшений. Проработка макета девичьего костюма Московской губернии середины XIX в.

    курсовая работа, добавлен 27.09.2009

    Мода, эталон красоты одежды и взаимодействие традиций XVIII века в Европе и России. Эстетический идеал моды и стиля Европы. Вандейский стиль и Петровская реформа костюма. "Офранцуженный сарафан" Екатерины II, прически, ювелирные изделия и косметика.

    курсовая работа, добавлен 23.01.2017

    Анализ археологического контекста находок антропоморфной пластики. Морфологический анализ деталей костюма и украшений, встречающихся на пластике эпохи поздней бронзы и раннего железа. Реконструкция деталей одежды и украшений в женском и мужском костюме.

    Влияние финансовой реформы на финансовое положение России XVIII веке. Предпосылки реформ Петра І. Перечеканка иностранной монеты как источник пополнения казны. Певые реформы денежной системы. Реформа налоговой системы. Введение таможенного тарифа.

    реферат, добавлен 22.04.2009

    Экономические преобразования и особенности утверждения абсолютизма в России времен Петра I. Влияние церковной реформы и европеизации на утверждение абсолютизма и процессы общественной жизни. Реформы Екатерины II и политика просвещенного абсолютизма.

    контрольная работа, добавлен 28.04.2010

    Влияние политических, социально-экономических и культурных факторов на перемены в повседневной жизни и быте советских людей. Особенности создания "советского стиля" в одежде и представлений о моде как основы для создания образцов женского костюма.

    Характеристика исторического периода Башкирии. Эстетический идеал красоты. Конструктивный анализ общих закономерностей женского костюма. Обоснования выбора одежды для макетирования. Модный аксессуар и дополнение наряда. Эскизная проработка декора.

    курсовая работа, добавлен 29.05.2014

    Причины образования абсолютной монархии в России. Основные реформы центральных органов власти (образование Сената, Духовной коллегии, введение фискальства), местного и городского управления в XVIII веке. Военная и судебная реформа Петра I, ее результаты.

    реферат, добавлен 28.10.2012

    Мнения историков дореволюционного периода о Петре І. Особенности оценки реформ Петра I советскими историками. Специфика современных представлений о реформах Петра. Основные политические и экономические изменения, произошедшие в результате реформ Петра I.

а Борисов Игорь


Цели: - Показать какие изменения претерпивал внешний вид дворянства при Петре Великом - Отобразить пути проникновения европейских новшеств в моду российского дворянства в первой половине XVIII века


Русский костюм в XVIII веке Таким образом, основные формы европейского костюма - «платья саксонского, немецкого или французского» - заменили абсолютно несхожий с ними по конструктивному и декоративному решению древнерусский костюм, вызвали к жизни новые представления о красоте, новые эстетические идеалы.Преобразования Петра I совпали с господством французской моды в Европе. Однако для Петровской эпохи более характерным было влияние голландского и немецкого костюмов. Оно прежде всего сказывалось в большей простоте тканей и отделки, ориентации на вкусы бюргерства.Энергичная натура Петра, активное привлечение им дворянской молодежи к разнообразной деятельности обусловили более практичную и простую форму одежды. Судить о ней можно по гардеробу Петра I, представленному в коллекции Эрмитажа. В составе ее много предметов из сукна, шерсти, льняных и хлопчатобумажных тканей. Например, двубортный кафтан из двустороннего темно-красного и зеленого сукна, воротник отложной, широкие обшлага пристегнуты к рукаву тремя пуговицами, обтянутыми парчой; плащ из двустороннего синего и малинового сукна, отделанный серебряным галуном; летний кафтан и штаны из шелкового голубого репса на белой шелковой подкладке с цветочным узором, отделанные серебряным кружевом и оплетенными серебряной нитью пуговицами. Под кафтан надевался камзол из небеленого холста, вышитый гладью серебром, с серебряными пуговицами, на подкладке из темно-голубого шелка.


Мужской костюм Основные формы мужского костюма с начала века и до 70-х гг. изменяются незначительно: по-прежнему остаются французский кафтан с прямыми полами, расширенный книзу за счет жесткой прокладки, камзол, кюлоты. Однако с каждым годом возрастают богатство и роскошь применяемых тканей, отделки, украшений. В конце 70-х гг. в моде французский и английский фраки.


На известном портрете Боровиковского князь Куракин изображен на фоне пышной дворцовой обстановки в ослепительно ярком парадном костюме, обильно украшенном драгоценностями, за что его называли «бриллиантовым князем». Облегающий фрак с высоко скошенными полами и кюлоты из золотисто-желтой парчи, красная и синяя орденские ленты, богатая вышивка камзола, обшлагов, дорогое кружево манжет делают костюм необычайно красочным и нарядным.


Женский костюм Основным силуэтом женского костюма второй половины XVIII в., за исключением последнего его десятилетия, был приталенный силуэт, сильно расширяющийся к бедрам и низу. Его создавали плотно облегающий по линии плеч, груди и талии лиф с глубоким декольте и широкая каркасная юбка - панье, позднее фижмы. Такое платье мы видим на портрете Сарры Элеоноры Фермор художника Вишнякова.


Так же как и для мужского костюма, для женского применялись дорогие привозные ткани с богатой отделкой: вышивкой (золотыми и серебряными нитями), драгоценными камнями, тончайшим кружевом, газом. Эта роскошь часто граничила с расточительством и приводила к разорению дворянских семей.


Реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения - как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории Выводы: - таким образом, основные формы европейского костюма - «платья саксонского, немецкого или французского» - заменили абсолютно несхожий с ними древнерусский костюм, вызвали к жизни новые представления о красоте, новые эстетические идеалы


Список использованных источников http://credonew.ru/content/view/242/26/ http://www.countries.ru/library/russian/dolgov/history2_7.html

310 лет назад 15 января Пётр Первый издал указ: Бояре, дворяне и торговые люди должны были носить западноевропейские костюмы. Их жены и дочери также должны были носить юбки и платье по иноземным модам.

Первая четверть 18 века отличается подъемом русской культуры, науки, литературы и создания целой системы образовательных и научных учреждений. Для обучения специалистов создавались школы, и многие дворяне, а в отдельных случаях купцы и мастера направлялись за границу для получения образования.

Значительно изменился и быт господствующего класса. По возвращении из первого заграничного путешествия в августе 1698 года на первом же пиру Пётр I обрезал ножницами длинные бороды нескольким поздравлявшим его боярам. Духовенство считало брадобритие смертельным грехом, указывая, что на иконах святые пишутся с бородой и только иностранцы, которых считали еретиками, бреют бороду.

Несмотря на это, было приказано бриться. Русские люди должны были преобразовать свою внешность в соответствии с западной модой. Позднее разрешалось взамен бритья платить высокий налог. Богатейшие купцы должны были платить по 100 рублей в год, если желали сохранить бороду, дворяне – по 60 рублей, горожане – по 30 рублей. Особый «бородовый знак» выдавался тем, кто уплатил этот налог. Крестьянам разрешалось носить бороду, но при въезде в город и выезде из него у заставы взималось по I копейке с бороды. Только духовенство сохранило бороду и не должно было платить за нее.

1 января 1700 года последовал перевод на юлианский календарь. А 15 января было приказано сменить длинную и неудобную старинную одежду на короткие костюмы... Бояре, дворяне и торговые люди должны были носить западноевропейский костюм. Жены и дочери их также должны были вместо русских сарафанов и телогреек носить юбки и платье по иноземным модам.

В прежнее время женщины в боярских семьях жили замкнуто, проводя время в тереме. Петр приказал ввести балы и собрания, называвшиеся «ассамблеями», которые устраивались попеременно в домах вельмож; женщины обязаны были в них участвовать. Ассамблеи начинались около 5 часов вечера и продолжались до 10 вечера. В зале для танцев ставились также стол с трубками и табаком и несколько столов для игры в шахматы и шашки: стоял дым и стук, но игра в карты не допускалась.

Многие были недовольны нововведениями, но ослушаться не могли: в гневе Петр был страшен.

История европейского костюма в России

Конец XVII - начало XVIII вв..- переломный этап в истории России. Реформы, проводимые Петром I, широко затронули все стороны русской жизни. Происходила коренная ломка патриархального быта. Преобразования коснулись и костюма. Термин "костюм" очень ёмкий. Им обозначают целый комплекс предметов одежды, формирующих облик человека. Это собственно платье, которому принадлежит ведущая роль в этом сложном ансамбле, эволюция его форм и определяет в основном стилевой строй всего комплекса. На смену старомосковскому долгополому платью - фезерям, охабням и прочему - приходит костюм западного образца. Но процесс проникновения западных форм одежды начался в России задолго до петровских указов.

По сведениям, известного знатока русской старины И. Е. Забелина уже в первой половине XVII в. при русском дворе "были люди, которым нравились немецкие обычаи и которые носили даже немецкое и французское платье..." .

Однако костюмы западного образца в те времена были исключением. Алексей Михайлович, будучи ребёнком, носил немецкое епанчи и кафтаны, а, став царём, в 1675 г. издаёт указ, строго запрещающий всё иноземное.

Тем не менее, растущие связи с западноевропейскими странами, знакомство с их культурой и бытом приводило к тому, что в обиходе русского двора в конце XVII в. ещё до петровских указов появляется европейское платье. Его шили мастера из Немецкой слободы под Москвой, где селились иностранцы, а также портные государевой палаты в Кремле. Сохранились сведения об исполнении ими в 1790-х годах костюмов для Петра I.

Первый из петровских указов об изменении костюма был издан в январе 1700 г. Согласно ему предписывалось носить платье "на манер венгерского", свободный крой и длина которого были близки старым русским одеждам .

В 1701 г. Пётр I приказывает носить иностранные одежды уже не только придворной знати и чиновникам, но и большинству москвичей и жителей других городов.

Последующие указы, неоднократно повторяющиеся, обязывали дворян, бояр и "всех чинов служилых людей" носить немецкое платье по будням и французское - по праздникам .

После издания этих указов "... по градским воротам... для образца повешены были чучелы, сиречь образцы платью", о чём сообщает в записках 1700 г. один из современников .

За исполнением указов строго наблюдали, приверженцев старого костюма за неподчинение штрафовали. А спустя несколько лет за ношение русского платья и бороды - нарушителям грозила ссылка на каторгу с конфискацией имущества .

Несмотря на угрозу "жестокого наказания", новые порядки с трудом приживались: бояре, дворяне, мелкий чиновный люд неохотно меняли привычки. А потому - продолжали шить и носить удобное русское платье. Накануне 1705 г., 22 декабря, Пётр I решил запретить не только ношение, но и пошив, и продажу платья русского покроя.

Проводя реформу костюма, Пётр I не случайно обратился к французскому образцу. Ещё в Средние века модные парижские манекены возили по всем странам Западной Европы.

Введённый реформами Петра I мужской костюм сложился при дворе Людовика XIV и состоял из кафтана (жюстокора), камзола (весты) и штанов (кюлотов). Кафтан был длинный, до колен, узкий в талии, плотно облегавший фигуру в верхней части, с группами глубоких складок на полах (до шести на каждом боку), с разрезами по центру спинки и на боковых швах, что придавало ширину подолу и делало эту одежду удобной в движении, особенно при верховой езде. Широкие обшлага - отвороты на рукавах и фигурные клапаны прорезных карманов украшались декоративными петлями и пуговицами. Несмотря на то, что, на полах было большое количество пуговиц, кафтан носили, как правило, нараспашку, оставляя видным камзол, либо застегнутым на несколько центральных пуговиц. Камзол шили короче кафтана, без складок на подоле (но разрезы сохранялись), всегда без воротника, с длинным узким рукавом без обшлага. Наколённые штаны носили короткие, за колено, их шили с откидным клапаном спереди, на широком поясе, густо собранными по спинке. Дополняли этот костюм кружевное жабо и манжеты, кожаные башмаки с тупым носком, на каблуке, украшенные бантами или пряжками, и шёлковые чулки. Повседневное платье шилось из сукна или льняной ткани и украшалось тканью контрастного цвета, либо только пуговицами, число которых иногда превышало сто. Такой костюм мог носить любой горожанин. На платье аристократии шли более дорогие ткани: шёлк, бархат, парча или очень тонкое сукно. Шили такие костюмы, как правило, из привозных тканей - итальянского, французского, английского производства, так как шёлкоткацкая промышленность в России ещё только зарождалась, не было налажено в достаточной степени и производство тонких сукон . В качестве декора применялось металлическое кружево, различные виды вышивки, особенно часто золотой и серебряной нитью, и большое количество галуна. Кафтан, камзол и штаны могли быть исполнены из одной ткани, но использовались и различные по фактуре и цвету сочетания. Сохраняя единство кроя, платье варьировалось в зависимости от его назначения и социальной принадлежности владельца. Верхней одеждой служил суконный плащ. Волосы расчесывали на прямой пробор и спускали на уши. Некоторые носили модный в то время в Европе парик. Наиболее распространённой формой шляпы была треуголка.

Реформа затронула и женский костюм. Уже в указе 1700 г. повелевалось: "... жёнам и дочерям носить платье Венгерское и Немецкое января с 1 числа 1701 года" .

Для женщин переход к новому костюму был ещё сложнее. Привыкшие к своим светёлкам, одетые в тяжёлые, скрывающие формы тела сарафаны, закрытые рубахи, с плотно покрытой головой, они согласно новой моде вдруг должны были одеваться в широко и глубоко декольтированные французские платья - робы с сильно затянутым в талии корсажем, рукавом до локтя и широкой юбкой. Эти платья, как и мужские костюмы, украшала искусная вышивка и кружева. Они также должны были завивать волосы в локоны.

По старой привычке женщины, особенно немолодые, старались прикрыть глубокое декольте, натянуть плотнее на волосы кружевной чепчик и различные наколки.

Европейскую моду перехватила в первую очередь новое служилое дворянство и большая часть молодёжи, поскольку традиционно на Руси юноши носили короткое военное и охотничье платье. Не вступившим в брак также полагалась короткая одежда.

Иное дело - люди зрелые: их новый наряд превращал в "Недорослей", лишал чинности, приличной возрасту и положению. Неудивительно, что в этой среде европейский костюм внедрялся медленно и долго.

Введённые Петром I новые костюмы к концу его царствования уже прочно вошли в быт не только дворянства, чиновников, военных, которые уже одевались по модам, менявшимся время от времени; но и передовой части купечества и промышленников, хотя в начале указы об изменении одежды и вызывали большие недовольства.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Изменение моды при Петре 1 Проект По истории На тему: Изменение моды при Петре 1. Ученицы 8-гик МБОУ «Гимназия» Г.Бахчисарай Марчук Есении

2 слайд

Описание слайда:

Изменение моды при Петре 1 Правление Петра I вошло в историю не только судебными и финансовыми реформами, но и преобразованиями в культурной сфере, в том числе, в области моды. Многие историки появление самого понятия моды в России связывают именно с именем Петра. За три десятилетия ему удалось не только переодеть консервативное русское дворянство на европейский лад, но и изменить стиль поведения и мышление столичных и московских жителей.

3 слайд

Описание слайда:

Петр I против традиций. Налог на бороду. Еще до реформы Петр I традиционным долгополым одеждам предпочитал более удобное европейское платье, а в конце 1690-х годов, вернувшись из-за границы, принялся за европеизацию страны, причем начал с самого неприкосновенного – бороды. Долгое время бритье бороды и усов считалось на Руси грехом. Поэтому, когда в 1698 году молодой царь Петр I собственноручно отрезал бороды нескольким знатным боярам, это вызвало непонимание и удивление. Однако царь был настойчив, несмотря на то, что многие видели в его действиях неуважение к исконно русским традициям. К тому же, после сбривания бороды священники отказывались обслуживать безбородых, и были даже случаи, когда после принудительного бритья бояре кончали жизнь самоубийством.

4 слайд

Описание слайда:

В 1698 году Петр I установил налог на бороду, уплатившим который выдавался специальный жетон, предъявлявшийся городовым. Уже в 1705 году был издан указ, согласно которому единственными, кому разрешалось не брить бороду и усы, оставались священники, монахи и крестьяне. Со всех остальных за непослушание взимался повышенный налог, размер которого зависел от сословия и имущественного положения нарушившего. Всего существовало четыре уровня пошлины: 600 рублей в год, что было огромными деньгами, должны были платить царедворцы и городовые дворяне, 100 рублей в год взимали с купцов, 60 рублей платили посадские люди, а слуги, ямщики и московские жители разных чинов за ношение бороды отдавали 30 рублей в год

5 слайд

Описание слайда:

Кюлоты и шлафрок вместо халата и штанов. Не успевших оправиться от запрета на бороду дворян вскоре ждало новое потрясение. 29 августа 1699 года- указ о запрете на старый русский костюм. В январе 1700 года- Петр I велел всем носить платье на манер венгерского, немного позже в качестве примера стал приводиться немецкий костюм, и в конце концов боярам и дворянам предписывалось носить немецкое платье по будням и французское – по праздникам.

6 слайд

Описание слайда:

Согласно предписаниям, мужчинам теперь следовало одеваться в укороченный кафтан, камзол и штаны. Европейский кафтан был значительно короче традиционного русского – он доходил только до колен. Достаточно плотно облегавший фигуру сверху, книзу он становился более широким – по бокам у кафтана были складки, а по центру спинки и по бокам – разрез. Это делало кафтан более удобным и практичным, теперь в нем можно было даже ездить верхом. Отвороты на рукавах – обшлага – делали достаточно широкими и нашивали на них декоративные пуговицы.

7 слайд

Описание слайда:

Камзол в большинстве случаев шился из одной ткани с кафтаном, но был значительно короче и не такой широкий снизу. По бокам у этой одежды также были разрезы, но не было складок. Рукав был узкий (иногда его не было вовсе), а воротник к камзолу никогда не пришивали. Камзол застегивался на пуговицы и мог украшаться вышивкой и узорами на ткани.

8 слайд

Описание слайда:

В это же время вошла в моду специальная одежда для дома – шлафрок. Шлафроком называли халат, который бояре и дворяне надевали в домашней обстановке. Судя по названию (с немецкого- Schlafen – "спать", Rock – "одежда")

9 слайд

Описание слайда:

Корсеты в кружеве и робы в камнях. Если мужчины переодевались в новые костюмы довольно неохотно, то женщинам переход на европейскую моду дался еще тяжелее. Привыкшие к длинным и широким сарафанам, к многослойным нарядам, теперь девушки должны были надеть узкое и открывающее плечи европейское платье.

10 слайд

Описание слайда:

В начале 18 века одежда столичных дворянок стала походить на французское платье конца XVII века. Дамский костюм теперь состоял из юбки, корсажа и распашного платья – все это доставляло женщинам особые неудобства. У состоятельных дам он всегда был обтянут шелком и щедро обшит пуговицами, кружевом и лентами. Корсет нельзя было надеть самостоятельно – шнуровку на спине девушкам затягивали служанки, в нем было трудно дышать и расслабиться или согнуть спину. С непривычки многие дамы, находясь весь день в узком платье, падали в обморок. Помимо неудобства, корсет был еще и введен для здоровья: в нем организм становился уязвимым для желудочных и легочных заболеваний.