Проверка самооценки у школьников. Тесты


Афанасьева Римма Ахатовна, учитель обществознания МКОУ "Унъюганская СОШ №1", п. Унъюган, ХМАО-Югра
Описание: Предлагаю Вашему вниманию четыре теста для выяснения уровня самооценки учащихся с ключами для обработки. Ключ для обработки учитель выдаёт ученикам после того, как они отметят в тесте ответы на вопросы и подсчитают количество баллов. Обработку результатов теста можно записать на доске или на слайде презентации, если она предусмотрена к уроку.
Назначение: Тесты предназначены, прежде всего, учителям обществознания, а так же будут интересны классным руководителям, психологам, социологам, родителям и детям.
Актуальность: Актуальность проведения данных тестов связана с тем, что большинство учителей и родителей не уделяют должного внимания некоторым аспектам и особенностям личности. Одним из таких факторов можно выделить самооценку. Динамика самооценки поможет не только улучшить свои результаты в процессе обучения, но и утвердить свои позиции в социуме. От самооценки зависят такие социальные факторы, как взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на дальнейшие развитие личности и на эффективную деятельность человека. Неправильное оценивание себя происходит из-за расхождения в возможностях человека. Нередко именно это является главной причиной неадекватного поведения (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и другое). Объективное выражение самооценки проявляется в том, как человек оценивает умения и достижения других (имея завышенную самооценку, человек начинает занижать результаты других). В наше время повышение качества обучения и усвоения знаний продолжает оставаться актуальной. С целью выявления причин неуспеваемости учеников, необходимо учитывать личностные характеристики ученика.Несомненно самооценка в наибольшей степени влияет на успешность обучения в любом школьном возрасте.
Цель: выявить динамику самооценки в процессе обучения и формирования личности подростка.
Задачи: подобрать методики исследования самооценки школьников;интерпретировать полученные данные, провести анализ;сформулировать выводы по полученным результатам тестов.
Подготовка и материал: учитель готовит тест для проверки самооценки школьников, продумывает обработку результатов и каким образом он будет предоставлять детям ключ для результата теста.
"В известном смысле каждый есть то, что он о себе думает", - Франсис Герберт Брэдли


Методика для определения самооценки учащихся (7-9) классов
Отвечаем на вопросы: «да» (+), «нет» (–)
1. Вы настойчиво и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаясь перед трудностями?
2. Вы считаете, что командовать, руководить лучше, чем подчиняться?
3. По сравнению с большинством людей вы достаточно способны и сообразительны?
4. Когда вам поручают какое-нибудь дело, вы всегда настаиваете, чтобы делать его по-своему?
5. Вы всегда и везде стремитесь быть первым?
6. Если бы вы всерьез занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором?
7. Вам трудно сказать себе «нет», даже если ваше желание неосуществимо?
8. Вы считаете, что достигните в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники?
9. В своей жизни вы успеете сделать очень многое, больше, чем другие?
10. Если бы вам пришлось заново начать жизнь, вы достигли бы гораздо большего?
Обработка результатов:
Подсчитайте количество «да» (+).
6-7 (+) – завышенная самооценка;
3-5 (+) – адекватная (правильная);
2-1 (+) – заниженная.


Тест "Самооценка уверенности в себе" (5-7 класс)
Отметьте в листе ответов знаком “+” свое согласие с приведенными высказываниями, а несогласие знаком “-”.
Подсчитайте сумму баллов, один “+” = 1 баллу.
1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
2. Чаще всего у меня хорошее настроение.
3. Со мной все ребята советуются, считаются.
4. Я уверенный в себе человек.
5. Считаю, что я сообразительный и находчивый.
6. Я уверен, что всегда всем нужен.
7. Я все делаю хорошо.
8. В будущем я обязательно осуществлю свои мечты.
9. Люди часто помогают мне.
10. Я стараюсь обсуждать мои планы с близкими людьми.
11. Я люблю участвовать в спортивных соревнованиях.
12. Я проявляю самостоятельность в учебе и труде.
13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
14. Я стараюсь планировать свою деятельность.
15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
16. Я уверен, что в будущем добьюсь успеха.
17. Мне нравится принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах.
18. Я учусь лучше, чем все остальные.
19. Мне чаще везет, чем не везет.
20. Ученье для меня не представляет труда.
Сумма баллов __________________
Расшифровка:
17-20 баллов - высокая степень уверенности в себе, самостоятельность и решительность при принятии ответственных решений.
11-16 баллов - потребность в обсуждении своих действий с друзьями, близкими; избирают задачи средней трудности.
1-10 баллов - неуверенность в своих силах, мнение о достигнутом критично, явно занижен уровень притязаний в планируемой деятельности.


Тест «Моя самоуверенность» (7-9 класс)
Прочитайте десять утверждений и решите, в какой степени вы согласны с каждым из них.
1 балл. Полностью не согласен.
2 балла. Скорее не согласен, чем согласен.
3 балла. Все равно.
4 балла. Скорее согласен, чем не согласен.
5 баллов. Полностью согласен.
1. Если я прикладываю достаточно усилий, мне всегда удается решать трудные проблемы.
2. Если люди не соглашаются со мной, я всё равно могу отыскать способы, позволяющие мне добиться желаемого.
3. Мне легко удается не сбиваться с пути, ведущему к цели, и достигать ее.
4. У меня достаточно ресурсов, чтобы справляться с непредвиденными ситуациями, возникающими в самых разных областях
моей жизни.
5. Я уверен, что могу эффективно справляться с неожиданностями.
6. Я всегда говорю «да» новым возможностям.
7. Я спокойно воспринимаю трудности, возникающие как в личной, так и в профессиональной жизни.
8. Я способен решить большую часть проблем, с которыми сталкиваюсь.
9. Большую часть времени я чувствую себя живым энергичным человеком.
10. Я уверен, что могу справиться со всем, что встречается у меня на пути.
Обработка результатов:
41-50 баллов. Вы обладаете всеми признаками уверенного в себе человека.
31-40 баллов. Чаще вы уверены, что способны выходить из тупиков, в которые иногда попадаете. Однако есть ситуации, перед которыми вы пасуете.
21-30 баллов. Вы часто чувствуете нервозность в определенных обстоятельствах.
10-20 баллов. Ваша уверенность в себе на данный момент, по-видимому, довольно низка, однако с этим можно справиться.
"Каких бы вершин вы не достигли, всегда будет что-то, в чем вы не очень сильны и этого всегда будет больше чем того, что у вас получается хорошо. Поэтому, не позволяйте своим недостаткам снижать вашу самооценку. Забудьте о них и развивайте ваши сильные стороны,"- Ричард Брэнсон

Тест на самооценку – как правило, это набор определенных открытых или закрытых (с вариантами ответов) вопросов, которые уже в процессе проведения теста помогают обратить внимание на свою уверенность.

Онлайн тесты становятся все более популярными среди посетителей всемирной паутины в связи с их доступностью и распространенностью и ростом заинтересованности психологией. Они помогают понять любому желающему, какая у него самооценка.

Почему так часто люди не уверены в себе? Независимо от социального статуса, возраста, образования и физических данных, от низкой самооценки страдают немало женщин и мужчин.

И это неудивительно – уж слишком сложно бывает удержаться от сравнения себя с другими. Всегда есть более успешные, умные, красивые. Дух конкуренции играет с нами злую шутку, искажая процесс осознания личности, как уникального, неповторимого явления.

Самооценка зависит от окружения и воспитания личности. Как ни странно, чем выше интеллект и лучше физические данные, тем больше мы склонны недооценивать свои достоинства и переживать из-за недостатков.

Умение наслаждаться жизнью и принимать себя таковыми, какими нас создала природа, играет в формировании уровня самооценки личности одну из ведущих ролей.

Тест Сонерсен

Итак, чтобы определить свой уровень уверенности в себе, легче всего пройти онлайн тест, направленный на исследование самооценки личности.

Психологический тест, предложенный Мэрилин Соренсен, психологом, поможет определить, страдаете ли вы от низкой самооценки. Как утверждает автор, синдром низкой самооценки является не только проявлением подавленного психологического состояния личности.

Но и сам способен провоцировать многие психические проблемы. Которые влияют на личную жизнь, взаимоотношения с окружающими и общее эмоциональное состояние.

Представленный психологический онлайн тест прост и ясен. Результаты подсчитать может любой – чем больше баллов, тем ниже самооценка личности.

На вопросы отвечаем честно

Возьмите ручку и лист бумаги. Старайтесь отвечать на вопросы честно. Если вы находите утверждение правдивым, отвечайте «Да». Если знаете, что вопрос «не про вас» отвечайте отрицательно. За каждый утвердительный ответ насчитывается по баллу.

1. Обычно я чувствую беспокойство в незнакомой ситуации, когда мне непонятно, чего от меня ждут окружающие.

2. Я с трудом воспринимаю критику в свой адрес.

3. Я боюсь выглядеть глупо.

4. Я обычно преувеличиваю свои неудачи и не замечаю успехи.

5. Я отношусь к себе и окружающим очень критично.

6. У меня бывают периоды, когда я энергетически истощена или пребываю в состоянии депрессии.

7. Большинство времени я испытываю беспокойство или страх.

8. Несправедливость по отношению ко мне кажется мне заслуженной.

9. Я боюсь доверять людям, не знаю, когда и кому доверять.

10. Я часто чувствую, что говорю неправильные вещи, совершаю неправильные поступки.

11. Я сомневаюсь, достаточно ли хорошо я выгляжу.

12. Я часто пребываю в замешательстве.

13. Мне кажется, все сосредоточены на том,что я делаю или говорю, и всегда готовы раскритиковать меня.

14. Я боюсь допустить ошибку, которую заметят окружающие.

15. Меня угнетают вещи, которые я делаю и говорю, и вещи, которые я не сделала и не смогла сказать.

16. Я склонна отказываться от перемен в жизни только из страха совершить ошибку.

17. Я сильно защищаюсь и даже даю чрезмерный отпор, когда меня критикуют.

18. Я не имею представления, на что я способна, чего могу достичь.

19. Я позволяю своему страху и сомнениям контролировать решения, которые принимаю.

20. Я думаю о том, что может произойти что-то плохое.

21. Не разрешаю себе расслабиться и чувствую неловкость во время интимной близости.

22. Обычно я бросаюсь из крайности в крайность: или рассказываю о себе слишком много или не говорю ничего.

23. Часто я испытываю такое сильное волнение, что не могу и слова вымолвить.

24. Бывает я могу несколько дней сомневаться в правильности решения.

25. Я всеми силами стараюсь избегать конфликтов и конфронтации.

26. Мне говорят, что я излишне чувствительна.

27. Я испытываю чувство ничтожности, мне кажется, что я неадекватна и инфантильна.

28. Я думаю, что со мной что-то не так.

29. Я ловлю себя на ощущении, что не знаю, чего от меня ждут.

30. Я постоянно сравниваю себя с кем-то.

31. Часто думаю негативно о себе и окружающих.

32. Я чувствую, что другие относятся ко мне плохо, пытаются превзойти меня.

33. Вечером я часто погружаюсь в мысли о прошедшем, вспоминаю, кто и что мне сказал, сделал и кому и что сказала, сделала я.

34. Я часто принимаю решения, которые будут приятны окружающим, игнорируя свои собственные порывы и желания.

35. Мне кажется, что другие не уважают меня.

36. Я воздерживаюсь от того, чтобы делиться своими взглядами, мнением, идеями с окружающими.

37. Я иногда предпочитаю сказать неправду, если думаю, что правда повлечет за собой поток критики или отвержение.

38. Бывает, я молчу из страха показаться глупой или некомпетентной.

39. Я не ставлю перед собой определенных целей на будущее.

40. Меня легко переубедить.

41. Я не всегда понимаю, какие чувства испытываю.

42. Родители часто ругали меня за ошибки или плохое поведение.

43. Я думаю, моя жизнь гораздо тяжелее, чем жизнь окружающих меня людей.

44. Я избегаю некоторых ситуаций, чтобы не пришлось испытать дискомфорт.

45. Я больше перфекционист, мне нужно выглядеть идеально и делать все идеально.

46. Я не люблю посещать мероприятия в одиночку, обедать в одиночестве, мне нужна компания.

47. Часто причиной моей злости и расстройства являются слова и действия окружающих.

48. Когда я беспокоюсь, я часто потею, дрожу, у меня учащается сердцебиение, я подвержена расстройствам пищеварения, сразу же бросаюсь в слезы, мне сложно сосредоточиться.

49. Я очень боюсь критики, отвержения.

50. Я полагаюсь на мнение окружающих во время принятия решений.

Результаты и меры

Если вы набрали от 0 до 7 баллов, поздравляем! Уровень самооценки что надо! Так держать! Вы – личность самостоятельная, а ваши решения не зависят от окружающих. Вас мало «задевают» критические придирки, вы трезво оцениваете собственные способности.

  • 8-15 баллов — уровень самооценки средний . Он не низок, но порой вас все же посещают мучительные сомнения из серии «Как я выгляжу?», «Все ли со мной хорошо?», «Что обо мне подумают, если я...».
  • 16-25 баллов значат, что самооценка личности низка.
  • 26-50 баллов сигналят вам: Уровень самооценки ниже плинтуса! Это доставляет вам немалый дискомфорт (психический и физический). Пора приниматься за работу над собой!

Если результат онлайн теста вас не устраивает, протягиваем руку помощи «сами себе.» Садимся за стол, вооружаемся ручкой и бумагой и составляем подробный план по «вытаскиванию бегемота из болота».

Хороши все средства, которые поднимают настроение и тонус. На каком-то этапе вам может понадобиться помощь психотерапевта или психолога.

Ваши изменения не всем придутся по душе – особенно тем, кто привык на вас ездить и вами понукать. Но вы ничего не потеряете, кроме оков низкой самооценки.

Посещение психологических тренингов и семинаров порой творит чудеса. Главное – ваше твердое желание изменить свою жизнь к лучшему!
Автор: Мария Ариэль

Мало кто может взглянуть на себя со стороны и оценить объективно свою самооценку. Наш тест поможет вам на мгновение стать сторонним наблюдателем, чтобы понять, к чему вам следует стремиться.

Ранее мы опубликовывали статью о том, как избавиться от синдрома отличника . Это главный противник трезвого, правильного взгляда на мир и нормальной самооценки. Если вас преследует плохое настроение, депрессии и неудачи, попробуйте понять, нет ли у вас такого синдрома, прочитав соответствующую статью.

Тест на самооценку

Данный тест очень прост. Вам будут предложены 8 вопросов, после ответа на которые вы подсчитаете количество баллов и поймете, какова ваша самооценка. На каждый вопрос должен быть дан лишь один вариант ответа.

Вопрос 1: как ты относишься к неудачам? Что ты делаешь в случае провала?

а) расстраиваюсь, впадаю в депрессию;
б) расстраиваюсь, но ищу пути выхода из ситуации;
в) не переживаю, поскольку в этом нет смысла.

Вопрос 2: как ты можешь описать себя?

а) меня повсюду преследуют неудачи;
б) я стараюсь учиться на своих ошибках;
в) я победитель по жизни.

Вопрос 3: ты — ...

а) пессимист;
б) реалист;
в) оптимист.

Вопрос 4: если ты занят и у тебя много дел, а коллеги тебя попросят помочь им решить какую-то трудную задачу, то...

а) ты поможешь им, ведь у тебя нет другого выбора;
б) ты поможешь им, если у тебя с ними хорошие отношения и ты свободен;
в) ты им в любом случае не станешь помогать.

Вопрос 5: если ты не справляешься с чем-то важным, то...

а) попробуешь сделать все сам;
б) поставишь коллег и друзей в известность о том, что тебе нужна помощь, и продолжишь заниматься поиском решения;
в) сделаю так, что мою работу выполнит кто-то другой.

Вопрос 6: если кто-то встанет нарочно перед вами в очереди, что вы будете делать?

а) ничего, ведь, возможно, он или она спешит;
б) вежливо скажете человеку, что он не прав. Если получите отказ, то попробуете решить проблему по-другому;
в) у вас отняли личное время, поэтому не остановитесь, пока человек не встанет в очередь по правилам.

Вопрос 7: если вы бы вам предложили работу, связанную с управлением персоналом, то что бы вы сделали?

а) отказались, поскольку это очень трудно, и на вас будет лежать большая ответственность;
б) взяли бы время на раздумья, чтобы оценить свои возможности и спросить совет у близких и друзей;
в) сразу бы согласились.

Вопрос 8: как часто вы знакомитесь с людьми по своей инициативе?

а) почти никогда или никогда;
б) редко, время от времени. Должна быть веская причина или моя заинтересованность;
в) знакомлюсь всегда, когда нахожусь в соответствующем настроении.

Если вы набрали от 8 до 16 баллов включительно , то ваша самооценка является заниженной, и уверенности в себе, вероятно, не хватает. В данном случае рекомендуем прочитать статью о том, как повысить самооценку и развить уверенность в себе . Помните, что ваш случай очень распространен и тысячи людей каждый день по всему миру избавляются от неуверенности различными путями.

Если ваши баллы находятся в диапазоне между 17 и 31 , то у вас все в полном порядке. Старайтесь продолжать смотреть ан мир трезвым взглядом и оценивать свои возможности максимально объективно. Скорее всего, вы хороший друг и товарищ, а также имеете свои увлечения, которые приносят вам удовольствие. Получить от жизни еще больше вам поможет статья о правиле 20 минут, которая расскажет о том, как научиться вырабатывать полезные привычки .

Старайтесь не впадать в крайности, уметь ставить себя на место других людей, но и не забывать о себе. Счастье и гармония заключены в балансе между самопожертвованием и эгоизмом, которые представляют собой две крайности одного печального финала — одиночества. Работайте над собой, ведь в самосовершенствовании и заключена вся наша жизнь. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Каждый человек по-разному оценивает свои способности, кто-то преувеличивает их, а кто-то, наоборот, занижает. Всё зависит от самооценки. Именно она стоит на пути к достижению успеха или же к поражению. Ведь большинство людей ставит перед собой цели, но так и не достигает их, потому что не верит в свои силы, или же, напротив, завышает планку, переоценивая собственные способности. Однако, есть и такие, кто всегда получает то, что пожелает, так как адекватно оценивает себя. Ведь если человек знает свои недостатки и достоинства, он всегда сможет найти работу по душе, приносящую, к тому же, и материальный достаток, отыскать верных друзей и подходящего спутника жизни.

Если вы желаете научиться правильно оценивать свои возможности и перспективы на пути к достижению цели, то вам нужно в первую очередь обладать адекватной самооценкой. Ответьте на вопросы теста «Ваш уровень психологической самооценки», и вы узнаете, является ли ваша оценка себя верной и, если это не так, то вы при желании сможете скорректировать свои действия с помощью советов психологов, разработавших данные тестовые вопросы.

Вопросы теста «Ваш уровень психологической самооценки»

1. Вы проделали грандиозную работу, которая принесла не только славу вашей фирме, но и

Тест-опросник «Определение уровня самооценки»С.В.Ковалёв

Описание методики

Методика, разработанная С.В. Ковалевым, предназначена для определения уровня самооценки личности. Представляет собой 32 суждения, к которым необходимо выразить свое отношение предложенными вариантами ответов.

Инструкция

«Вам предлагаются 32 суждения и пять возможных вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Выражая степень своего согласия с суждениями, вы проставляете баллы:

4 – очень часто;

3 – часто;

2 – иногда;

1 – редко;

0 – никогда.»

Стимульный материал

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу (учебу).

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнаковыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто понапрасну волнуюсь.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.

Обработка результатов

Обработка результатов проводится суммированием баллов по всем 32 суждениям.

Интерпретация результатов

с умма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки , при котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия;

сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки . Человек с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований.

сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки , при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.

% учащихся испытывают высокий уровень самооценки, адекватно реагиру ю т на замечания других и трезво оценива ю т свои действия;

% учащихся испытывают средний уровень самооценки . Они время от времени ощуща ю т необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценива ю т себя и свои способности без достаточных на то оснований.

% учащихся испытывают средний уровень самооценки , при котором они нередко болезненно перенос я т критические замечания в свой адрес, чаще стара ю тся подстроиться под мнение других людей, сильно страда ю т от избыточной застенчивости.