Толпы паломников стекаются в деревушку: малышку считают божеством. Толпы индуистских паломников стекаются в небольшую индийскую деревушку Сайни, чтобы своими глазами посмотреть на двуликую малышку. Ведь индусы верят, что четырехглазое создание - воплощение божества.

Как сообщает новостной канал KNBC , родители и не думали расстраиваться, увидев дитя. По их мнению, в человеческом обличье на землю спустилось божество.

А местные врачи смотрят на это еще проще - ребенок здоров, мать тоже - чего еще желать?!

Родители надеются, что правительство учтет их заслуги перед страной и назначит небольшую пенсию - чтобы должным образом ухаживать за божественной дочкой. Вдруг малышке что-то не понравится и она рассердится?

Страшны в гневе индуистские боги…

Тайны волосатых людей.

* // 28.05.2009 Захар РАДОВ
Медики провели исследование заболевших синдромом оборотня.

Где бы ни появлялся мексиканец Иисус Ачевес, он вызывает всеобщее любопытство. С него не сводят глаз, над ним посмеиваются. Дело в том, что Иисус выглядит, как оборотень из фильма ужасов. Все его лицо покрывают густые черные волосы. Но это не грим. Причина, по которой мексиканец выглядит столь странно, -- редкая болезнь, с которой он живет все 37 лет своей жизни.

Генетическое заболевание, которым страдает Иисус, называется гипертрихоз, или синдром оборотня. Из полусотни случаев заболевания гипертрихозом, зафиксированных в истории медицины со Средних веков, 17 приходятся на семью Ачевеса.

«В детстве надо мной много смеялись, -- рассказывает он. -- Кое-кто даже считал, что я проклят. Сейчас мне кричат вслед: «Оборотень!» В детстве я плакал от насмешек. Теперь, чтобы справиться с унижением и обидой, могу напиться или принять наркотики».

Иисус Ачевес вместе с сестрой Лилией унаследовал эту редчайшую болезнь от матери. Лилия, несмотря на самую настоящую бороду, спокойно работает полицейским в Мехико, а вот Иисусу, который живет в Лос-Анджелесе, найти работу сложно. Он отказался от привычных для больных гипертрихозом выступлений в цирке и настойчиво ищет нормальную работу. Лечение лазером и электролиз и опасны, и малоэффективны, поэтому ему приходится каждый день брить все лицо.

Первый случай гипертрихоза зафиксирован в начале XVI века. В 1517 году французские корсары привезли королю Генриху II (французский монарх интересовался странностями) десятилетнего мальчика, все лицо которого было покрыто густыми русыми волосами 10-сантиметровой длины. Свободными от волос оставались только губы и глаза.

Мальчика звали Педро Гонсалес. Он родился на Тенерифе, одном из Канарских островов. Несмотря на необычный внешний вид, он оказался сообразительным. Особенно легко ему давались языки: французский и латинский. Король обратил внимание на способности человека-волка и через несколько лет назначил его прислуживать во время королевских трапез.

Гонсалес сделал неплохую карьеру при дворе и со временем начал называться доном Педро. Он женился на красивой француженке, которая родила ему много детей. Пятерым из них, трем дочерям и двум сыновьям, Педро передал свою редкую болезнь.

После смерти Генриха II отпрысков дона Педро раздали другим королевским семьям. Они повсеместно вызывали изумление, их часто рисовали. В австрийском замке Амбрас, именем которого названо схожее заболевание, до сих пор висят четыре огромных полотна с изображениями Гонсалесов.

Энрике Гонсалес, старший сын дона Педро, после многих лет, проведенных в знатных семьях в роли шута, сумел уговорить своего господина разрешить ему и его семье поселиться в деревушке Каподимонте на берегу озера Больсена в Италии. Он доказал кардиналу Одоардо Фарнезе, что поскольку они являются дикими существами, то и жить должны как можно ближе к природе. Такому доводу римскому кардиналу противопоставить было нечего.

С годами Энрике ухитрился собрать в деревне разбросанных по всему континенту многочисленных братьев и сестер. Последние несколько лет своей жизни здесь же провел и дон Педро.

Конечно, «люди-волки» или «люди-оборотни» существовали и до Педро Гонсалеса. Вероятно, благодаря таким, как Педро Гонсалес, и родились легенды об оборотнях. В Средние века о человекоподобных существах, покрытых с ног до головы волосами и живших в непроходимой лесной чаще, где они питались ягодами, фруктами и сырым мясом, слагали сказки. В других сказаниях говорилось, что эти удивительные создания обитают на пустынных островах в далеких морях и океанах и что их любимым лакомством является приготовленное в лимонном соусе человеческое сердце.

Современная медицина заинтересовалась «волосатиками» лишь в конце XIX века. В 1873 году знаменитый немецкий патологоанатом Рудольф Вирчов опубликовал в журнале «Берлинский клинический еженедельник» пространную статью о «волосатых людях», которых он почему-то называл «русскими».

Случаи заболеваний гипертрихозом встречаются и сейчас. Полтора десятилетия назад в Германии нашли четырехлетнюю девочку, лицо и спина которой густо поросли светлыми волосами. Во избежание насмешек ей приходится каждые две недели тщательно брить все тело. Недавно казахские ученые обнаружили в горной деревне недалеко от границы с Китаем шестилетнего мальчика, лицо и тело которого покрывает густая шерсть. Тщательный медицинский осмотр показал, что никаких других проблем у него нет.

Ученые различают гипертрихоз трех видов.

Зародышевый пушок, коротенькие бесцветные волосы лануго, покрывают все тело зародыша, включая и лицо, начиная с пятого месяца беременности. Они исчезают через два-три месяца, но у больных гипертрихозом этот процесс затягивается на много лет или вообще не заканчивается.

Наиболее ярким примером гипертрихоза второго типа, при котором у больных растут пигментированные постоянные волосы, может служить мексиканская индианка Джулия Пастрана, родившаяся в 1834 году. Все ее тело, за исключением подошв ног и ладоней, заросло длинными густыми волосами. С 1854 года Джулия вместе со своим жадным до денег мужем Теодором Лентом путешествовала по свету и выступала в цирке.

Пастрана была доброй и умной женщиной, умела читать и писать, играла на гитаре и пела глубоким меццо-сопрано. Она умерла в возрасте 26 лет через пять дней после родов. Увы, у ребенка тоже был гипертрихоз.

Педро Гонсалес и его потомки обязаны своим звероподобным видом третьему типу гипертрихоза. Первородный пушок, шелковистые, часто пигментированные волосы растут у всех людей там, где нет постоянных волос. Однако у больных третьим видом гипертрихоза эти волосы, длина которых обычно не превышает сантиметра, могут вырастать до 30-сантиметровой длины.

Медики считают, что все дело в так называемых «спящих» генах. До поры до времени они как бы спят, но в один прекрасный момент по совершенно непонятным причинам могут пробудиться к жизни и натворить немало бед. Ученые полагают, что какие-то мутации и будят ген гипертрихоза, который был «выключен» в процессе эволюции.

Эта теория, однако, дает лишь частичное объяснение явлению. Почему, например, у людей, больных гипертрихозом, зарастают нос и кожа вокруг глаз, хотя у других приматов, шимпанзе, скажем, и горилл, волосы в этих местах не растут? Медики считают, что заболеть гипертрихозом можно не только при рождении или в детстве, но и в зрелом возрасте. Для этого необходимо переболеть, скажем, множественным склерозом, который у некоторых людей способен разбудить дремлющий ген. Он может также проснуться у отдельных людей и в результате побочного действия ряда лекарств.

Интересное исследование провели китайские ученые. Сначала генетик Сюэ Чжан из Пекинского медицинского колледжа нашел в миллиардном Китае три семьи, некоторые члены которых болели гипертрихозом. В итоге 16 больных согласились принять участие в исследовании.

Сюэ Чжан проверил у них ДНК и сравнил их с ДНК здоровых родственников. Постепенно поиски «слабого» звена сузились до короткой части хромосомы 17. Ученые начали внимательно изучать мутации, которые генетики называют вариацией числа копий генов. В них повторяются или удалены огромные куски ДНК. Все больные гипертрихозом имели вариацию числа копий генов, в которой ДНК были стерты в одних и тех же четырех генах. У здоровых членов семьи, как пишет Сюэ Чжан в журнале American Journal of Human Genetics, никаких мутаций не было.

Китайские генетики считают, что мутации меняют структуру хромосомы и вмешиваются в работу соседних генов. Один из них, SOX9, кстати, связан с ростом волос. Мыши, у которых он отсутствует, страдают от алопеции, т.е. у них не растет шерсть. Если мутации гипертрихоза меняют этот регион хромосомы 17 таким образом, что белок SOX9 вырабатывается в клетках волосяных фолликулов в очень больших количествах, то это, конечно, вызовет бурный рост волос.

«Но все это, -- подчеркивает Сюэ Чжан, -- лишь мои догадки».

Тем не менее ученый может оказаться и прав. Сейчас уже доказано, что похожее заболевание -- синдром Амбраса -- тоже связано с изменениями в хромосомах.

У нас говорят - инвалиды. На Западе - люди с ограниченными возможностями здоровья. По сути - одно и то же, но, как считают борцы за права инвалидов, в России инвалиды - одна из самых слабозащищенных категорий населения.

Например, в Прикамье проживают почти 227 с половиной тысяч инвалидов, из них - 9843 ребенка. Каждый пятый имеет пенсию ниже величины прожиточного минимума, которая определена в размере 2209 рублей. Многие из них нуждаются в постоянном постороннем уходе.

В России по последним официальным статистическим данным количество инвалидов приближается к 13 миллионам. Ежегодно инвалидами становятся более 700 тысяч человек.

Пожалуй, каждый школьник знает о том, что различные изъяны внешности нередко наследуются от родителей детьми. Но далеко не всем известно, что в России есть деревни, в которых преимущественно живут генетические мутанты.

Так, в Поволжье находится деревня, где проживают целых 15 мутантов - взрослых и детей, страдающих редким генетическим заболеванием под названием синдактилия - сросшимися большим и указательным пальцами на руках и ногах. Говорят, мутация пошла от Павла и Татьяны Кирилиных, брата с сестрой из зажиточной крестьянской семьи, живших в этих краях в начале ХХ века. В послереволюционные годы их раскулачили, и оба они сгинули неизвестно куда. Но их потомки остались в деревне.

Из них часть родились без каких-либо патологий. А часть, как и их родители, были четырехпалыми. Уже в наши дни одному из жителей деревни сделали пластическую операцию по разделению сросшихся пальцев на руке. Но пальцы все равно срослись, зато нервы остались поврежденными и человек стал инвалидом.

Четырехпалые стесняются своего «уродства» и стараются не выезжать на «большую землю». В браки вступают только со своими, что, конечно, увеличивает вероятность появления на свет детишек-мутантов. Кстати, по слухам, такая деревня с мутантами есть еще на Дальнем Востоке.

А еще в деревне есть семья, где второй раз подряд рождаются гермафродиты. По словам местного акушера-гинеколога Веры Блиновой, этот дефект передается по наследству. Однако родители детей утверждают, что в их роду никогда ничего подобного не было. В другой семье, тоже вроде бы здоровой, дважды появлялись на свет гидроцефалы…

Между прочим, похожие поселения людей-уродов есть не только в России. Так, в Замбии обитает племя вадома, у каждого четвертого представителя которого на ногах всего по два-три пальца. Их называют «страусами».

По мнению исследователей, эта мутация передается на генетическом уровне. Сами же люди-«страусы» воспринимают ее как некий отличительный признак своего племени и потому вступают в браки лишь со своими соплеменниками. Хотя, согласно преданию, эта «метка» - результат проклятия. Кстати, племя мутантов часто посещают туристы, чтобы поглазеть на «диковинку».

Подобные колонии находятся в экологически чистой зоне, вдали от технологических производств. Вокруг нет никаких свалок с радиоактивными отходами… В чем же причина мутаций?

Наиболее любопытную версию выдвигают уфологи. Они предполагают, что такого рода мутации могут быть признаком инопланетного происхождения «уродцев». Возможно, когда-то эти места посетили пришельцы, которые вступали с аборигенами в сексуальные отношения. Только это давно забыто…

Другое предположение состоит в том, что мутации так или иначе связаны с обилием в местах расселения «уродцев» аномальных зон.

Люди, родившиеся уродами!

Последнее столетие уже разрешило многие загадки - увесистый том «Аномальные явления и занимательные случаи в медицинской практике», написанный в 1896 году с тех пор значительно похудел... В конце же XIX века любое отклонение от физической нормы являлось пропуском в тогдашний шоу-бизнес... Практически все люди, страдавшие теми или иными аномалиями, выступали или просто показывались на сцене, благодаря чему могли заработать нешуточные деньги...

Джозеф Кери Меррик родился 5 августа 1862 году в Англии. Его отец был рабочим на складе. Его матери Мери Джейн Меррик было 26, когда она его родила. Мать впервые заметила, что ее ребенок не такой, как все, только через несколько лет после рождения Джозефа. С возрастом увеличенная челюсть, правая рука и нога становились всё более непропорциональными, нарушилась структура кожного покрова, конечности перекручивались, а голова приняла необычную форму и размер. Речь Джозефа была затруднена костной массой, выросшей из его верхней губы.

В 12 лет Джозеф Меррик пошел работать на табачную фабрику, однако его рука была уже настолько деформирована, что он не мог производить нужное количество сигар в день и был уволен. Мэррик стал слоняться по городу в поисках работы, но его внешность мешала ему найти хоть что-нибудь. Наконец, отец устроил его коммивояжером - ходить продавать товары. Но, как легко можно себе представить, внешность Джозефа мешала ему вести успешную торговлю. Люди просто хлопали дверью перед его носом или убегали в испуге. Отец бил парня из-за неудач, и Джозеф был вынужден покинуть дом. Нашёл прибежище у своего дяди, работал на складе...

Но, в конечном счёте, устав от работы на складе, Джозеф решается написать Сэму Торру, который заправлял музыкальным салоном и был связан с «Шоу Уродов». В итоге Джозеф Мэррик по прозвищу Человек-слон дебютировал в Ноттингеме в салоне The Living. К этому времени «Шоу Уродов» в Лондоне были запрещены - полиция очищала лондонские улицы от всякого сомнительного сброда из-за нападений Джека-потрошителя. Человек-слон отправляется в Бельгию вместе с хозяином Итальянского «Шоу Уродов». Однако там они испытывают такие же трудности, как и в Лондоне. А в июне 1886 года хозяин шоу крадёт все сбережения Мэррика в размере 50 фунтов и оставляет Джозефа одного в незнакомой стране.

С трудом добравшись в родной Лондон, Человек-слон нашёл прибежище в Лондонском госпитале - заведующий больницей написал письмо в «Таймс», в котором описывались уродства Мэррика и высказывалась просьба о пожертвованиях. За неделю удалось насобирать сумму, достаточную, чтобы обеспечить проживание Мэррика на всю жизнь. А в декабре 1886 Мэррик переехал в свой собственный дом на территории больницы, где и проживал до смерти...

Ла вонда Стапп (LaVonda Stapp) родилась 3 января 1920. Она была младшей из дочерей Карла и Эллы Ферн Стапп. С детства она страдала врождённым заболеванием osteogenesis imperfecta, при котором кости человека отличаются повышенной хрупкостью... Её рост не превышал 110 сантиметров, хотя данные эти не совсем точные, ведь рост Малышки ЛаВонды, как её называли, измерялся в сидячем положении: стоять она не могла...

Тем не менее, 30 декабря 1945 она вышла замуж за Альве Эванса - клоуна-карлика, который был почти на 30 лет ее старше. Спустя пять лет после свадьбы Ла Вонда забеременела. Слишком маленькая и хрупкая, чтобы родить самостоятельно, она была помещена в одну из больниц Луизианы, где после кесарева сечения у неё родился мальчик - Фрэнсис Рональд...

Ла Вонда была очень горда собой, хотя малыш умер спустя два дня от дыхательной недостаточности - он родился на месяц раньше, и его лёгкие были слишком незрелыми для жизни... Несмотря на трагическую потерю ее сына, Ла Вонда сохранила природный оптимизм, её помнят как веселую и жизнерадостную женщину, которая вызывала уважение и восхищение, а не жалость. Она умерла 18 сентября 1963 по неизвестным причинам...

Газетчики называли её восьмым чудом света, загадкой природы, отчаянием докторов - это лишь немногие названия этой интересной леди... Молодая женщина, известная под именем Серпентина - «змеевидная» - родилась без скелета, только с черепом, и была поистине необычным существом...

Возможно, здесь имело место преувеличение - для усиления драматического эффекта, ибо на рекламном снимке она кокетливо опирается на подозрительно твердый локоть...

Она родилась в 1901 году в Окленде в Калифорнии в семье людей вполне здоровых и внешне обычных. С детства Серпентину обследовала сотня врачей, хотя её здоровье не нуждалось в услугах докторов - отсутствие скелета было единственным её изъяном...

С конца 30-х годов Серпентина участвовала в «Морском шоу», где изображала русалку рядом с настоящими китами, акулами и гигантским осьминогом...

«Она могла согнуть любую часть своего тела и, вместе с тем, была абсолютно беспомощна, находясь постоянно в одной и той же позе... Её беспомощность рождала недоверие к окружающим, в частности, она не доверяла банкам и помещала все свои деньги, заработанные в шоу, в алмазы...

Медуза Ван Ален родилась 19 марта 1908 в американском штате Огайо с врождёнными дефектами кости, в результате чего её тело практически не росло...

Из-за чрезмерной гибкости костей не могла ни стоять, ни сидеть и, начиная с рождения, находилась лишь в таком положении...

Тем не менее, ей даже удалось получить образование - сначала в школе, потом занимаясь частным образом... Медуза много читала, имела склонность к эпистолярному жанру... В частности, она писала друзьям: «Я наслаждаюсь жизнью такой, какая она есть, как любой нормальный человек, и заполняю жизнь разумными удовольствиями...»

У фермера по фамилии Виллалба из аргентинской провинции Сальта возникли большие проблемы, после того как одна из его коз окотилась козленком с "человеческой" головой. После публикации снимков животного с аномалией в социальных сетях на несчастного мужчину посыпались обвинения в колдовстве и даже… в зоофилии! Его семью буквально затравили.

Скорее всего, уродство козленка, голова которого напоминала человеческую, было вызвано генетической патологией, связанной с чрезмерным использованием пестицидов, которыми обрабатывают поля от вредителей. По-видимому, коза поела травы с пестицидами…

Козленок родился мертвым, и хозяева закопали его в яме, но их сосед успел сфотографировать труп животного и разместил снимки на интернет-сайтах. После этого семью Виллалба стали преследовать агрессивно настроенные люди, которые утверждали, что такое существо могло появиться на свет в результате каких-то чудовищных экспериментов или колдовских ритуалов, а некоторые полагали, что оно могло быть только плодом половых контактов человека с козой! В конце концов, владелец фермы вынужден был скрыться от преследователей. Сейчас его жена пытается доказать журналистам, что ни она, ни ее муж, ни другие члены семьи не имеют отношения к происшедшему…

Появление на свет мутантов - не такая уж редкость. Так, в китайской провинции Шаньдун недавно родился теленок с шестью ногами. "Лишние" конечности растут из шеи, не причиняя животному никакого дискомфорта. Хотя специалисты сказали хозяину теленка фермеру Гонгксуну, что можно сделать операцию, тот отказался, решив, когда его питомец подрастет, выгодно продать его зоопарку необычных животных, специализирующемуся на таких уродцах.

В Индии же людей и животных, родившихся с пороками развития, часто принимают за воплощение того или иного божества. Так, паломники со всех концов Индии стекаются в западнобенгальскую деревушку Алипурдуар, чтобы своими глазами увидеть реинкарнацию бога Ханумана. Воплощением его, по слухам, является местный житель по имени Чандра Орам. Доказательством божественного происхождения Орама является 30-сантиметровый хвост, который растет у мужчины сзади. По поверью, тот, кто дотронется до отростка, обретет здоровье и долголетие… Понятно, от желающих прикоснуться к священному хвосту нет отбоя. Кстати, как и его божественный "предок", Орам проводит дни, карабкаясь по деревьям, а из пищи предпочитает бананы.

Врачи считают, что хвост Чандры - это не более чем физический дефект, атавизм. Они предлагали "воплощению Ханумана" удалить отросток хирургическим путем, но Орам отказался - как можно добровольно лишиться "божественной метки"?

Рождение малышки Лали, появившейся на свет в 2008 году в небольшой индийской деревушке, тоже вызвало настоящий фурор. Дело в том, что у девочки… два лица!

Разумеется, речь идет о некоем физическом дефекте. Но родители девочки убеждены, что Лали является воплощением двуликой богини-воительницы Дурги.

Прослышав об удивительном ребенке, в деревню стали стекаться паломники со всех концов Индии. Кто-то хочет просто посмотреть на чудо, а кто-то стремится поклониться "богине", чтобы та помогла в решении жизненных проблем…

В том же году в городе Бангалор прооперировали двухлетнюю девочку, родившуюся с четырьмя руками и ногами. Редкую аномалию врачи объясняют тем, что изначально у матери ребенка должны были родиться близнецы, но один плод прекратил развиваться в утробе, а выживший "поглотил" начавшие формироваться органы.

Родители назвали дочь Лакшми - в честь четырехрукой богини благополучия. Появление Лакшми на свет вызвало ажиотаж среди односельчан. Некоторые из них были убеждены, что это и впрямь "живая богиня", а находились и такие, кто предлагал родителям девочки продать ее в бродячий цирк…

В конце концов, несчастные решились обратиться к медикам. Сложнейшая операция длилась целые сутки. Врачам удалось ампутировать лишние конечности, не затронув при этом внутренние органы.

Объектом поклонения стал и теленок из села Колатур, штат Тамил Наду. Малыш родился с тремя глазами, и его тут же объявили реинкарнацией трехглазого индуистского бога Шивы. С тех пор в село стали стекаться паломники. Хозяин животного, фермер Раджеш, комментирует: "Это чудо-теленок, поэтому мы поклоняемся и молимся ему как богу. Мы знаем, что поклонение ему принесет удачу всем нам и людям из других краев". "Мы приходим сюда, чтобы увидеть его и принять его благословение, - рассказала журналистам местная жительница по имени Шармила. - И не только мы, но и жители всех близлежащих районов посещают это место. Это наш бог".

Поклоняясь "богу Шиве" в образе теленка, индусы ведут себя очень почтительно, так как, по поверью, если разозлить это божество, то третий глаз во лбу откроется и испепелит все вокруг…

Меня тоже всегда удивлял этот факт, и я не понимала, как такое возможно в стране, которая является родиной многих религий и философских учений. Изучив эту тему, я нашла объективный ответ. Теперь мне абсолютно ясно, почему такая грязная и почему, ни сами люди, ни правительство никак с этим не борются. Итак, основные причины:

  • пантеистическое мировоззрение,
  • неразвитые имущественные права,
  • отсутствие местной власти,
  • культура натурального хозяйства,
  • глиняная одноразовая посуда,
  • сложный климат.

Вот эти причины и привели к тому, что с её уникальной природой превратилась, по сути, в гигантскую помойку. О механизме действия этих причин – чуть ниже.

Стремление к духовности и грязь под ногами

Индусы воспринимают мир по своему и не делят вещи на «чистые» и «грязные» в том смысле, как это делают европейцы. Они не думают о бактериологической опасности, для них важен религиозный дуализм, где противопоставляется сакральное и низменное в духовном плане.

Культура индусов связана с натуральным хозяйством и его объекты не вызывают у индусов брезгливости. Тем более, если речь идёт о священных коровах - всё что они дают: от молока до фекалий, является полезным и его можно использовать для своих нужд. Поэтому, индусы не видят ничего плохого, когда корова испражняется в центре города.

Ещё одна причина, почему такая грязная, кроется в традиции использования одноразовой глиняной посуды. Индусы делали сосуды из глины, не предназначенные для мытья. Использовав глиняный сосуд, они бросали его прямо под ноги и он сразу же превращался в обычную пыль. Когда на смену глине пришёл пластик, оказалось, что индусам не так легко отказаться от укоренившийся привычки.

Во многих индийских городах некому контролировать соблюдение чистоты, так как местные органы власти зачастую попросту отсутствуют. Ещё один фактор – нет чёткого определения имущественных прав. Чувство собственности у индусов не распространяется за пределы собственного двора или дома.

Ну и климат играет определённую роль - когда свирепствует жара, приходится экономить силы на каждом движении, особенно если есть более важные дела, чем утилизация мусора и забота о чистоте.

Вашему вниманию предлагаются путевые заметки двух молодых людей, которые две зимы подряд провели в Индии и поделились с нами своим видением мрачных сторон индийской реальности...

***

"Так всякое дерево доброе приносит и плоды
добрые, а худое дерево приносит и плоды
худые. Не может дерево доброе приносить
плоды худые, ни дерево худое приносить
плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее
плода доброго, срубают и бросают в огонь.
Итак по плодам их узнаете их"
Матф.7:17-20

Одной иллюзией меньше...

Атмосфера

Две недели мне потребовалось для того, чтобы привыкнуть к тому, что надо непрерывно обходить помои и навозные кучи (человеческого и животного происхождения). Индия - чудовищно грязная страна. И даже в горах, в тех самых священных Гималаях, ниже 3000 метров - нередко можно встретить многолетнюю помойку. Индусы просто сбрасывают мусор с гор, и он покрывает гору метров эдак на 20-30 вниз сплошным зловонным ковром. И даже выше 3000 метров то здесь, то там валяются пластиковые бутылки, пакеты - такой мусор, который будет там еще годами. И никому нет до этого дела. Борцы за экологию так и остаются распространителями листовок с призывами "Сохраним природу в ее первозданной красоте", а на деле ничего не меняется - с каждым годом мусор все плотнее и плотнее покрывает Индию.

Большие города в Индии - это самый настоящий ад. Это не преувеличение, это правда. Толпы грязных людей, лишайных собак, коров, почерневшие от копоти и влажности полуразрушенные дома, бесконечные пробки на дорогах, транспорт без глушителей, смог, жара, мошкара, изуродованные тела нищих, тянущих к тебе руки, жесткое психическое давление рикш и владельцев турагенств. Шум стоит невообразимый, - такое впечатление, что все индусы постоянно что-то кричат. Даже когда они разговаривают друг с другом, они говорят очень громко, а уж если они что-то продают, то хочется заткнуть уши, - настолько неприятны для слуха вибрации тех звуков, которые они издают, чтобы привлечь внимание.

Пожалуй, самым ярким примером индийского ада является Варанаси - священный для индуистов город на берегу Ганги. Несчастная Ганга здесь похожа на мутный канализационный поток. Вдоль всей набережной с утра до вечера индусы сливают в Гангу все отходы своей жизнедеятельности. Здесь омывают трупы и пепел от них бросают в реку, а то и просто трупы, - есть категории людей, не подлежащих кремации, их кладут на бамбуковые носилки и отправляют в плавание по реке. Во время лодочного тура нередко можно увидеть мертвое тело, дрейфующее по священной реке. Здесь же стирают белье, моются, чистят зубы, купают детей. В реку сливают канализацию, и из нее же берут воду для приготовления еды. Сам город - это месиво шума, смога, грязи и жары.

Небольшие города чуть менее шумные, но суть нисколько не меняется. Все индийские провинциальные города, за очень редким исключением, на одно лицо и жить там невозможно. Еда совершенно непригодна для употребления, - чудовищное количество острых специй напрочь заглушает вкус любой еды. Ешь ты курицу, или рис, или овощи - совершенно невозможно отличить одно от другого. Нормы санитарии попросту игнорируются, так что еда, не прошедшая термическую обработку, может быть смертельно опасна. О привычных продуктах можно только мечтать, - в Индии нет супермаркетов.

Есть места, которые пользуются популярностью у иностранных туристов (количество таких мест не так уж велико - 10-15), и там есть специальные районы для иностранцев. Они спокойнее, чище, там есть неплохие кафе с европейской кухней. Но и они отравлены грязью, нищими, разрухой, болезненным вниманием к тебе,- всей той индийской атмосферой, от которой невозможно никуда спрятаться.

Единственное место в Индии, где, на мой взгляд, можно спокойно пожить какое-то время - это Дарамсала. Тибетцы - это единственное явление в Индии, которое вызывает у меня искреннюю симпатию. Я воспринимаю тибетцев как удивительное явление природы. Они самодостаточны и незаметны. Я ни разу не видела тибетца, который бы куда-то меня зазывал, пытался хоть как-то привлечь мое внимание. Крайне приятно видеть людей, которые сосредоточены на своей жизни. Их лица всегда выражают дружелюбие и спокойствие. Ни разу мне не приходилось наблюдать у тибетцев проявления таких негативных эмоций, как раздражение, агрессия, ненависть, нетерпение, жадность.

Поиск истины

Я честно пыталась найти в Индии людей, стремящихся к истине. Бесчисленные садху, так называемые святые, не вызывали у меня никакой симпатии. Все они похотливо и жадно пялились на меня, точно также, как и все остальные индусы. Многие из них непрерывно употребляют наркотики, называя свою наркозависимость поклонением Богу. Глаза их не выражают ничего, - никакого стремления.

Я уверена, что подавляющее большинство из них - это самые обычные нищие, которые таким образом зарабатывают себе на жизнь. В Индии выгодно быть садху, - подать милостыню святому человеку означает заработать хорошую карму. А почти все индусы очень религиозны. Но религиозность их не вызывает никакой симпатии - они просто слепо исполняют множественные ритуалы, которые, возможно, когда-то и имели какой-то смысл, но с веками превратились в выражение инфантильности и тупости. Они поклоняются куклам! И не дай бог ты подойдешь к этой кукле, не сняв обуви. Куклы в Индии - на каждом шагу, и толпы людей приходят им поклоняться.

Мне посчастливилось пообщаться с несколькими людьми, которых называли йогами и мастерами. Это были самые обычные омраченные люди, которые знали мантры, янтры, веды, асаны и пр., и с помощью этих знаний они обманывали людей, которые приходили к ним "учиться". Они хотят заработать денег, и ведут точно так же, как любые другие коммерсанты - разбрасывают рекламные листовки, зазывают прохожих иностранцев в храмы и ашрамы, вешают плакаты и вывески. Некоторые из них не могут зарабатывать деньги таким путем в силу занимаемой должности. Например, я наблюдала за главным пандитом известного ашрама в Ришикеше во время ритуальной церемонии, на которую ежедневно приходит достаточно большое количество и индуистов, и туристов.

Он вел себя в точности так, как вел бы себя хозяин большого дома, устроившего светскую вечеринку. Его внешность была очень яркой, бросающейся в глаза. Голливудская улыбка не сходила с его лица, он ходил между "гостей" и получал огромное удовольствие от того, что все обращают на него внимание, что все стараются поймать его взгляд, получить его улыбку. Когда я подошла к нему и спросила, есть у него реальные результаты в борьбе за свободу, он попросил меня придти на следующий день, чтобы принять участие в очередной религиозной церемонии. В нем не было ни капли искренности, он не мог просто послать меня куда подальше, и выбрал такую вот форму ухода от ответа.

Я не знаю, - может быть где-нибудь в горах и пещерах Индии есть настоящие искатели истины, но мои поиски ни к чему не привели. На мой взгляд, в настоящее время просветление в Индии - всего лишь слово, обертка самой обычной коммерции и получения впечатлений. 5 тысяч лет назад, когда создавались Веды, наверное все было по-другому, но сегодня Индия вызывает отторжение своей инфантильной религиозностью и коммерциализацией всего, что связано с темой просветления.

Когда я перестала искать учителей и мастеров, я хотела путешествовать, чтобы созерцать природу. Но это тоже оказалось невозможным. В один прекрасный день путешествие по Индии перестает быть приятным и интересным времяпровождением.

Причина этого в том, что находиться в обществе индусов - это испытание не для слабонервных. Если первое время удается не обращать на них внимание, получать впечатления от новой культуры, новых знакомств, новой информации, то в один прекрасный день выносить общество индусов становится невозможно.

Каждый раз, когда я выхожу на улицу, я знаю, что это не будет приятной, непринужденной прогулкой, это будет непрерывной борьбой за свободное пространство, за право быть наедине с самим собой. Абсолютно каждый индус обращает на тебя внимание. Каждый из них что-то хочет от тебя.

***

Читайте также по теме:

  • Человеческие жертвоприношения, обряд сати и прочие чудовищные религиозные обычаи страны "высокой духовности"
  • Хорошую ли религию придумали индусы?! - диакон Михаил Плотников
  • Индуизм причинил много зла - старец Паисий Святогорец
  • Несколько слов о Ведах - Виталий Питанов

***

Сексуальное внимание

Это совсем не то внимание, которое обращают на симпатичную девушку где-нибудь в Европе. Это тяжелое, болезненное внимание. Когда я прохожу мимо индусов, и все они смотрят на меня в упор, у меня каждый раз возникает такое ощущение, что я попала в джунгли и встретила на пути огромных человекообразных горилл, которые тут же обратили на меня внимание, и я не знаю, что они хотят от меня. Я не испытываю страха перед ними - я знаю, что они трусливы, и даже если у них есть огромное желание наброситься на меня, они не сделают этого потому, что чувствуют себя людьми второго сорта, бесправными по сравнению со мной. Я не ощущаю в них агрессии, но от этого ничего не меняется.

Есть еще один тип сексуального внимания, который не так мрачен, как первый, но так назойлив, что хочется взять палку и отогнать от себя крикливых мартышек. Суть этого внимания заключается в том, что какой-нибудь индус просто прилипает к тебе, непрерывно улыбаясь и извиняясь, умоляя тебя сфотографироваться с ним, поговорить с ним, посмотреть на него. Никакие вежливые формы отказа, как правило, ничего не меняют. И только жесткая и довольно грубая позиция может остановить прилипал. Я думаю, что это вид самой настоящей мании - именно так выглядят прилипалы. Они похожи на наркоманов, которые за то, чтобы получить кайф, готовы пойти на любые унижения.

А какими же еще могут быть мужчины в стране, где на улице мужчинам и женщинам запрещено держаться за руки (не говоря уже чем-то большем!), из всех фильмов тщательно вырезаются все хоть сколько-нибудь эротические сцены, женщины купаются в сари и безупречно маскируют все части тела, которые могут хоть как-то привлечь внимание мужчин?

Это болезненное сексуальное внимание, ежедневно и непрерывно бомбардирующее меня, где бы я ни оказалась, отравляет мое тело. Можно идти по помойке и успешно заниматься практикой, но в один прекрасный день тело не выдержит грязи и вони, отравится и начнет болеть.

Внимание продавцов

В Индии очень мало мест, где продавцы спокойно и мирно сидят в своих магазинах и ждут покупателей. Обычно они невыносимо навязчивы, - они кричат из своих магазинов, они чуть ли не хватают за руки. Если ты посмотришь в их сторону или попробуешь объяснить, что тебе ничего не надо в их магазине, - это неизбежно повлечет за собой еще более настойчивое психическое давление. Я выбрала для себя жесткую позицию - я не смотрю в их сторону, я никак не реагирую на их приветствия, крики, зазывания. Но разве это жизнь - идешь по улице, вся улица тебе что-то кричит, ты не можешь свободно смотреть по сторонам, чтобы не встретиться взглядом с орущими продавцами и не вызвать еще больше криков и просьб?

Особое внимание хочу уделить бродячим продавцам, - это явление может окончательно превратить отдых в кошмар. Я уже привыкла к тому, что они могут идти за мной по улице и совать мне в лицо свои товары. Я не обращаю на них внимание, и если продавец не отстает через 2-3 метра, я прошу его убраться с моей дороги короткой и резкой фразой "Отойди от меня". Но я никак не могу привыкнуть к тому, что когда я сижу в открытом ресторане и ем, продавец может стоять рядом, не обращая внимание ни на что, и настойчиво предлагать мне купить его товар. Я не могу привыкнуть к тому, что я лежу на пляже и каждые 10 минут ко мне подходит продавец и требует, чтобы я открыла глаза и посмотрела его товары. Если я молчу, он не отходит. Я могу отогнать его опять же жесткой фразой, но разве возможно это вынести - вместо того, чтобы получать удовольствие от солнца и океана, быть постоянно наготове дать отпор, проявить резкость, грубость? Этим людям все равно, что ты о них думаешь, и если ты отогнал его сегодня, он неизбежно придет завтра, послезавтра, через неделю. Он будет приходить каждый день. И это делает отдых невыносимым.

Внимание прохожих

Индусы воспринимают иностранцев, как... ну не знаю кого. Приведу для примера показательную историю, которую мне рассказал один австралиец. Один вполне обеспеченный и даже зажиточный индус увидел, чтобы тот выбрасывает использованные пальчиковые батарейки, и умолял его отдать их ему. Австралиец был крайне удивлен - зачем могут понадобиться неработающие батарейки? Индус сказал ему, что для него является ценным то, что эти батарейки - с Запада. Очень часто мне приходилось наблюдать, что какой-нибудь индус подходит к мужчине, протягивает руку, задает вопросы (набор вопросов всегда одинаков - откуда вы? Первый раз в Индии? Где были уже?). Причем кроме этих фраз они зачастую не знают больше ничего на английском, поэтому суть общения сводится к тому, что тебя используют в качестве получения впечатлений, реализации своей мании - потрогать белого человека, обратить на себя внимание белого человека, неважно какого, главное - иноСтраница. Дети, как заведенные, просят шоколадки, рупии, часы, очки, - все что угодно. Это автоматическая реакция при виде иноСтраница - ИСПОЛЬЗОВАТЬ всеми возможными путями и методами

Нищие

Они зачастую не похожи на людей. Когда я смотрю им в глаза, я не ощущаю ничего, что могло быть свидетельствовать о знакомых мне человеческих проявлениях - эмоциях, мыслях, желаниях. Кажется, у них только одно восприятие - "надо просить денег". Это даже не желание, я не знаю, что это такое. Это форма жизни одноклеточного существа, которое каким-то непостижимым образом оказалось в теле, напоминающим человеческое. Они не говорят по-английски, поэтому разговоры с ними абсолютно бессмысленны. Их можно отогнать только резким криком, чтобы они могли ощутить угрозу их до безобразия примитивному существованию.

Эпилог

Индия - красивая страна. Но то, что сделали с ней индусы, - это невозможно передать никакими словами. Они изуродовали все, до чего смогли дотянуться. Века потребуются на то, чтобы уничтожить всю ту грязь, в которой утопает Индия. Века - на то, чтобы эти люди смогли достичь того ментального и психического уровня, на котором сейчас находится обычный европеец.

Атмосфера, царящая здесь, не может не отравлять любого человека, в ком есть хоть какая-то ясность и свободолюбие. Что касается меня, то я больше никогда не приеду в Индию. Мечта о сказочной стране не воплотилась ни на дюйм. Ну что ж, одной иллюзией стало меньше, что Индия - центр духовности мира.

***

Грязный романтический туман Индии

Думаю, что многие "знают", что Индия - это страна, в которой люди занимаются йогой, духовным поиском, медитацией. Они также "знают", что индусы настолько поглощены своим духовным поиском, что пренебрегают цивилизацией, и поэтому живут не очень хорошо в материальном смысле. Со словом Индия связана какая-то загадка, какой-то романтический туман. Для некоторых людей Индия олицетворяет их надежду, поскольку именно там - в Индии - есть истина и истинная духовность.

К сожалению, на самом деле дела обстоят не так. В этом коротком эссе я приведу некоторые мысли и наблюдения, частично противоречащие существующему романтическому ореолу Индии. Я знаю теперь, пожив тут достаточно, что многие путешественники по Индии в своих рассказах бывают слишком необъективны. Кто-то начинает петь дифирамбы, закрывая глаза на реальность и принимая желаемое за действительное, а кто-то начинает сочинять какие-то уж совершенно явные небылицы, чтобы приукрасить свой рассказ. Я в своем рассказе буду полностью объективен в том, что будет касаться каких-то конкретных событий, свидетелем которых я стал, а что касается выводов - тут, конечно, всегда будет субъективность.

Расовая дискриминация

Или попросту "расизм". Индия - страна узаконенной расовой дискриминации в отношении иностранцев. Да-да, именно в отношении иностранцев. И именно узаконенной. В фотогалерее, посвященной Варанаси, я разместил фотографию правительственной инструкции, где черным по белому написано, что индусы должны платить за посещение архитектурных памятников определенного класса 5 рупий, а иностранцы - 100 рупий. Это постановление было опубликовано в центральной печати Индии, так что никто и не скрывает этого факта. Любопытно также на билетах видеть надпись: "Билет для иностранцев". В Индии очень часто, если не вообще везде, белый человек должен платить во много раз больше, чем индус. Мне стало интересно - как сами индусы относятся к этому факту, и я решил поспрашивать их. В офисе платного парка в Варанаси я обратился к начальнику и сказал, что я считаю себя оскорбленным, что это нарушение международного законодательства и обычного человеческого морального кодекса. Тот, к моему удивлению, не только не высказал никакой агрессии и вообще никаких негативных эмоций в мой адрес, но наоборот - согласился со мной, и даже дал мне адрес министерства в Нью-Дели, откуда и вышла эта инструкция. Обычные индусы начинают хихикать и смущаться, когда им говоришь о том, что в Индии принята расовая дискриминация в отношении иностранцев, потому что белые часто должны платить больше, но сказать ничего осмысленного они либо не могут, либо не хотят, впрочем как и по многим другим вопросам, требующим размышления и формирования своей позиции. Кстати, в России существует такая же расовая дискриминация в отношении иностранцев. Посещение многих музеев, цены на размещение в гостиницах намного выше для иностранцев, чем для русских. Позорный факт.

Сексуальные домогательства

Путешествие по Индии для белой женщины может превратиться в кошмар. В популярном курорте Гоа нередки обращения белых женщин в полицию с сообщением об изнасиловании. На чрезвычайно переполненных улицах индийских городов индийские мужчины и юноши будут всячески стараться коснуться как бы невзначай любой части тела белой женщины, вплоть до откровенных хватаний за попку и прочие части тела. Увернуться практически невозможно - толпа очень плотная, и индусов слишком много - ото всех не увернешься. Если попробовать догнать такого индуса и дать ему по шее, что я и сделал в одной из таких ситуаций, то столкнешься с яркой и неприкрытой ненавистью, причем реакция окружающего тебя общества непредсказуема - одни начнут неожиданно горячо и многословно извиняться за такое поведение их соплеменника, предлагать помощь, защиту, просить забыть об этом позорном факте и не обижаться на Индию и индусов, а другие могут накинуться на тебя как дикие животные. Поскольку вторые всегда активнее первых, то в целом можно признать опасной попытку защитить белую женщину от домогательств. В описываемой мною ситуации, компаньоны того индуса оскалили зубы, как это делают обезьяны, стали на меня орать и размахивать руками, и хоть так и не предприняли попытки физически дать мне сдачи, но думаю, что только потому, что почувствовали мою решимость и способность взгреть всех троих, и потому, что я не был слишком жесток в своих реакциях.

Когда белая женщина идет по улице, практически все мужчины ТАК пялятся на нее, причем в упор, неприкрыто, с каким-то звериным вожделением, что для обычной женщины ходить по улицам - это просто непрерывная пытка. Мало того, целые стаи рикш, продавцов чего угодно и просто зевак будут непрерывно осаждать белую женщинами криками самого разного свойства, в том числе и такими, которые даже у самих индусов могут вызвать возмущение - бывало и такое. Да, обращаю ваше внимание, что речь идет не об одинокой белой женщине, а о белой женщине, плотно сопровождаемой белым мужчиной. Положение белой женщины, одиноко идущей по улице в толпе, совсем незавидное.

Наркомания

Наркомания в Индии развита повсеместно. Десятки, если не сотни миллионов людей являются в полном смысле слова наркоманами - курят марихуану, жуют бетель и что-то там еще, глаза у них выглядят как стеклянные, и когда вступаешь с ними в контакт, то кажется, что их мозг полностью атрофирован. Кажущаяся свобода индусов от негативных эмоций, которая так поражает русского человека, не является таковой в каждом случае - просто многие индусы до такой степени омертвлены и ленивы, что даже негативные эмоции у них не проявляются. Конечно, когда ты попутешествуешь по Индии не в вагоне AC, а в обычном слиппере, не в автобусе де-люкс, а в обычном рейсовом, ты легко заметишь, что негативные эмоции у индусов конечно же есть, и довольно много, просто они их не проявляют, подавляя себя, или проявляют короткими вспышками. Нельзя не подчеркнуть, что в сравнении с русскими людьми индусы на порядок, на два порядка менее погружены в агрессивные Негативные Эмоции, но сдавливающие Негативные Эмоции здесь распространены повсеместно - жалость к себе, грусть, тоска, серость, обыденность и т.п.

Преступность

Индия - страна довольно опасная как для путешественника, так и для самих индусов. Людей здесь очень много - миллиард, а умственное развитие многих из них, как мне кажется, находится на не слишком высоком уровне по сравнению с европейцами, и в том числе по сравнению с русскими. Индуисты и мусульмане находятся в состоянии непрерывной вялотекущей войны, и время от времени они пытаются подгрести под себя христиан и буддистов. Ни о каком мирном сосуществовании многих религий здесь и говорить не приходится - это все сказки. Они сосуществуют тут, потому что просто не могут иначе - нельзя же всех убить - приходится жить вместе, но кордоны полицейских охраняющих соседствующие индуистские и мусульманские храмы - обыденная вещь. Посмотрите сводки - там убито 100 мусульман, тут убито 1000 индуистов... - посмотрите на www.india.ru новостную ленту - там можно найти массу информации такого рода. В одном селении односельчане собрались да и сожгли влюбленную парочку - нельзя им влюбляться, они из разных каст, в другом месте взорвали автобус с 50 людьми и несколько храмов и т.д. Если среди миллиарда людей исчезнет десяток-другой туристов - кого это будет волновать? Смерть в Индии - обычное дело, и труп, плывущий мирно по Ганге, ни у кого не вызывает интереса - ну труп, ну плывет... и пусть плывет. Исчез турист? Жаль, да... Туристы в Индии пропадают постоянно, а кое-где на них идет целенаправленная охота, как, например, в самом бедном штате Бихар, где популярный буддийский центр Бодх Гайя привлекает туристов. Здесь ситуация настолько сложна, что власти штата даже предприняли попытку приставить к каждому путешествующему туристу полицейского (за твои же деньги, разумеется). Местные бандиты перекрывают дороги, тормозят туристические автобусы и такси, захватывают в плен, грабят, а иногда и убивают туристов. Да, это происходит лишь время от времени, но думаю, что те, кто оказался захвачен, ограблен, изнасилован или убит, будут мало утешены тем обстоятельством, что большая часть туристов благополучно возвращается домой. Во всяком случае мнение самих индусов в этом сходится - опасно путешествовать по дорогам Бихара, так что туристические автобусы попросту отменили, и из Варанаси в Бодхгайю приходится добираться кружным железнодорожным путем через Гайю.

Гулять в темноте по индийским городам крайне не рекомендуется за редчайшими исключениями - например это можно делать с известной осторожностью в Дарамсале, Гоа, Ришикеше, Катманду и Покхаре в Непале, а темнота тут наступает в зимний сезон в 5 часов вечера.

Вот прямо сейчас, когда я это пишу, за окном в темноте проносится большая толпа дико орущих людей - они то ли бьют кого-то, то-ли убивают, но я бы не хотел сейчас случайно там оказаться. А ведь это самый центр самого туристического района самого культурного города Индии - Варанаси.

На ночь очень многие, если не все 100% офисов и гостиниц и любых других учреждений, закрывают свои входы эдаким железным занавесом гаражного типа - тоже не от хорошей жизни. Сидишь ты скажем в интернете часов до 10 вечера, возвращаешься в свой отель, и утыкаешься в задраенную стену. Как правило, везде есть звонок, но в одном из отелей этот звонок был расположен на такой высоте, что дотянуться до него мог только высокий европейский мужчина, так что моей спутнице пришлось применять навыки скалолазания, чтобы до него добраться. (Средний индус имеет рост около 150 см.) Но это уже тема следующая - про бардак.

Бардак

Индия - страна фантастического, жутчайшего бардака, который не поддается никакому описанию. Путешественники пишут про это с некой долей юмора, но какой уж тут юмор. Если бы это был своего рода Дисней-Лэнд, то да - в этом была бы своя прелесть. Но ведь это не Дисней-ленд, здесь живут люди, и живут они здесь откровенно плохо. Приведу пару примеров.

1) Я покупаю в крупном индийском городе Лакнау билет на поезд в Варанаси. Кассир мне сообщает, что я не смогу купить билеты в спальный вагон, а только в общий, и уже в самом поезде я смогу у проводника доплатить, если будет свободное место в спальном вагоне. Мне трудно объяснить - что такое индийский общий вагон - это сделать невозможно, для этого нужно быть Данте или Лермонтовым, ну скажем так - люди там порой ходят в буквальном смысле по головам друг друга, поскольку первый слой забит телами пассажиров. Проводников в индийских вагонов нет. Они лишь время от времени появляются откуда-то и куда-то исчезают. Поэтому, конечно, я предпринимаю еще несколько опросов, и убеждаюсь - нельзя купить билет в спальный вагон - только в общий и затем доплачивать. (В спальном вагоне царит почти комфорт - на твоей полке будет сидеть всего лишь 3-5 человек - это не преувеличение - это реальность - от 3-х до 5 человек сидят на нижних полках, а то и более). Делать нечего - моя спутница встает в очередь для женщин (там есть несколько очередей для мужчин, и одна очередь для женщин, поскольку женщины в Индии зачастую находятся на положении домашней прислуги-наложницы, и такие эмансипированные женщины, которые сами способны покупать билет, встречаются нечасто). Я почти не удивился, когда кассир продал ей без лишних вопросов билет в спальный вагон. Кассир также сказал, что поезд отходит в 10. На самом билете нет ни номера поезда, ни времени отправления, ни номера вагона, ни тем более места. Самое время пойти в справочную. Стоять в справочную в общей очереди - пустой номер, поэтому я как белый человек захожу с черного входа прямо в комнату служащего, и вижу такую картину - вдали у окошка тусуется чернь, и пытается что-то прокричать и услышать. Четверо служащих, которые должны выдавать информацию, мирно сидят в семейном кругу и пьют чай, о чем-то беседуя друг с другом, и лишь изредка кто-то обращает свое внимание на эту дырочку в стене и что-то туда кричит. Не подумайте, что это просто был обеденный перерыв - просто там так работают. В справочной к моему появлению с черного входа относятся с большим пониманием, и мне вежливо все четверо разъясняют, что поезд уходит в 8-40, и что места на билетах мне проставит главный инспектор. У кабинета инспектора какой-то человек подметает пол. Я открываю дверь - внутри никого. Постояв минуту (человек у входа продолжает возиться и поглядывает на меня с интересом, как и все индусы), я собрался уйти, но по наитию спросил у околачивающегося - не знает ли он, где инспектор? Инспектором оказался он. Никаких мест проставить он не смог, но зато сообщил, что поезд отправляется в 8-50, и даже написал на билете номер поезда. Что касается номера вагона, то эта детализация была уже чрезмерной, да и пользы в ней немного - дело в том, что номера вагонов в индийских поездах - это предмет особой заботы. Не каждому удается найти этот номер на вагоне в темноте - я, к примеру, не смог, когда ехал на поезде в Лакноу - мне помогли - оказалось, на уровне чуть ниже пояса рядом с входом в вагон едва-едва заметно мелом было написано S3, что и означает спальный вагон номер 3. Разумеется, что при таком положении дел на перрон мы прибыли загодя - в 8 утра. Поезд подали как раз к 8 утра, и мы, найдя пару свободных мест, с удовольствием их заняли. Ровно в 8-20 поезд тронулся. В ответ на мой изумленный вопль - "на пол-часа раньше, чем по расписанию!" индус - сосед по купе - сказал - "Это Индия..." Впрочем, поезд тут же затормозил и отправился окончательно в 9-00. В Варанаси поезд прибыл с 2-х часовым опозданием (на 10-часовом отрезке пути). Любопытно, что последние 2 часа поезд шел в полной темноте, но свет в поезде так и не включили.

Этот рассказ хочу дополнить еще одной маленькой деталью - когда я собрался уезжать из Варанаси, и поехал покупать ЖД-билет, то оказалось, что купить билет я могу только при том условии, если предъявлю оправдательный документ - откуда у меня взялись индийские рупии. То есть я должен был предъявить документ из обменника. На всем пути до Варанаси за все годы путешествий я ни разу не сталкивался с таким странным требованием - его ввели в этом году, и поэтому, конечно, справкой не запасся, да в других городах никому и в голову не приходило думать о таких справках... так что пришлось срочно ехать в обменник, и об этом как раз будет следующая история, демонстрирующая выдающийся хаос, царящий в Индии.

2) Итак, в Варанаси мне надо обменять доллары на рупии. Поясню для незнающих, что Варанаси - крупнейший культурный и туристический центр Индии, так что проблем с обменом быть не должно, ведь даже в таких мелких городках, как Дарамсала, Ришикеш, Арамболь, обменники на каждом шагу. Но не все так просто - обменников в городе просто не оказалось. Само по себе это еще не удивительно - ну нет обменников, так поменяю деньги в любом магазине, торгующим ювелирными изделиями или шелком или коврами и т.п. Можно поменять деньги и в своем отеле (по грабительскому курсу). Но мне-то нужна справка, без которой я не смогу купить билеты и уехать из города. Хорошо, в городе должны быть банки. И в самом деле, банки тут есть. Первым делом я посетил Bank of India, где мне сказали, что сегодня доллары они не меняют. Следующим был Андхра банк, где мне сообщили, что наличные доллары они не меняют, потому что у них там в Нью-Дели что-то с чем-то не сходится (понять индусов, говорящих по-английски, не всегда возможно - во-первых плохое произношение, а во-вторых они еще могут непрерывно жевать свой наркотик - бетель, и тогда рот их наполняется слюной кроваво-красного цвета, и чтобы сказать что-то, они запрокидывают голову, и говорят, словно горло полощут), а снять деньги с кредитки я не могу, потому что в городе уже который день не работают все телефоны. Завтра ситуация осложнилась, поскольку в городе неожиданно настал фестиваль, и по этому случаю все банки были закрыты. Менеджер одного из банков мне сказал, что завтра банк будет возможно открыт, хотя фестиваль будет идти три дня, но будут ли они менять деньги - никому не известно. Не подумайте, что мне как-то особенно не повезло с попаданием на фестиваль. По сути, никакого такого особого фестиваля нет и в помине, поскольку фестивали эти у индусов проходят чуть ли не каждую неделю. Богов у них очень много, и многие боги имеют свой "фестиваль" более или менее распространенный среди местных. К счастью, с помощью справочника я нашел ЕДИНСТВЕННЫЙ в городе обменник, который и выдал мне искомую справку, поменяв 100 долларов по низкому курсу.

Я решил из принципа довести дело до конца, и пока мы жили в Варанаси, я каждый день исправно ходил в 3-4 банка, где меня кормили "завтраками", и слушал все новые и новые объяснения - почему они не меняют деньги. Наконец настал момент истины - на улице не было фестиваля, все телефоны работали, был обычный будний день, и работникам банка не было на что сослаться, и во всех банках мне отказали в обмене без каких-либо вообще объяснений - не меняем и все тут. Раньше мне они этого не говорили - ссылались на объективные затруднения. Также интересно, что на вопрос "а где же я могу поменять свои доллары на рупии", НИ В ОДНОМ банке мне не подсказали обратиться в ту самую единственную обменную контору, которая находилась в 2-х минутах ходьбы. Просто пожимают плечами и вальяжно-вежливо улыбаются. Да, с этим все в порядке - все очень вежливо, даже с симпатией, без наглых ухмылочек и т.п. Но по сути - разве это не варварское отношение к туристам? Закончил я свой обзор одним неблизким отделением Bank of India, где уж точно меняли деньги. Сидя в кресле и наблюдая, как банковский работник готовится меня обслужить, я подумал о том - как же сложно туристам в Индии... и тут заметил маленькую табличку, на которой написано, что банк принимает к обмену дорожные чеки, еще какие-то очень редкие бумаги, а вот наличные в любой валюте не принимает. Это тем более удивительно, что любой турист знает - в Индии часто бывают очень серьезные проблемы со снятием денег с кредитной карточки, и дорожные чеки тоже не везде берут, а вот наличные - пожалуйста. Представляете - каким капканом может обернуться для туристов посещение Варанаси - крупнейшего "культурного" и экскурсионного центра Индии? Кстати, на лицах туристов, встречающихся на улицах Варанаси, лишь изредка можно заметить улыбку или обычную туристическую ленцу и безмятежность - чаще видишь ожесточенность, озабоченность или потерянность. Вряд-ли хотя бы 5% этих туристов поедет в Варанаси еще раз и порекомендует это сделать друзьям... и после этого индусы говорят, что мол они зарабатыват так мало, а европейцы так много, и мол поэтому европейцы должны везде платить больше... вот поэтому они и зарабатывают мало, что у них хаос практически везде, и в первую очередь - в их обезображенных коррупцией, ленью, тупостью и наркотиками мозгах.

Помойка

Индия - это страна-помойка. Встречаются места достаточно облагороженные, но крайне редко. Не найти слов, с помощью которых можно было бы описать тот ужасающий срач, который царит везде - на улицах, в общественном транспорте. Не знаю - ходят ли индусы в туалет у себя дома, но на улице они делают это повсеместно, не особенно стесняясь, прямо среди всей толпы на самых центральных улицах - отошел к стеночке, и пописал, и все потекло во все стороны. Тут же сидят детишки и какают, тут же срут коровы, тут же валяются грандиозные кучи мусора и т.п. Интересно наблюдать сценки на набережной Варанаси - индусы считают Гангу священной рекой, которая должна стерпеть все. Сюда они сбрасывают останки сожженных на берегу мертвых человеческих тел, тут же срут коровы, сюда же сливаются нечистоты, и тут же тысячи людей совершают омовение, чистят зубы и полощут рот этой водой, тут же они моются, тут же стирают белье - все в одном месиве. Даже опустить палец в реку здесь страшно.

Болезни

Не удивительно, что в Индии широко распространены самые злобные заразы, какие только есть - холера, тиф, проказа, малярия, ВИЧ и т.д. Индия к 2000 году заняла почетное первое место в мире по уровню заболевания ВИЧ, и в 2010 году прогнозируется 30 миллионов ВИЧ-инфицированных. Пить в Индии воду из под крана - это все равно, что бросаться под поезд - тебя ждут разнообразные болезни, начиная от каких-то злобных амеб, которых никогда уже не вывести из организма, кончая тифом. Покупать на улице "пирожки", которые здесь пекут на каждом шагу - тоже возможный путь к тифу или к дизентерии. Есть мороженое - то же самое. Питаться можно только в ресторанах, да и то с оговорками - не брать салатов из свежих овощей и т.п.

Лень

Индусы бесконечно ленивы. Беспредельно ленивы. Они, кажется, никогда и пальцем не пошевелят, чтобы что-то изменить в окружающем мире. Например, вот такая зарисовка: один мужик в автобусе встает, берется за поручень, и свисающая с его руки сумка налезает прямо на лицо другого мужика, так что ему приходится откидывать голову до упора, но и это не помогает. Но ему и в голову не приходит сказать первому мужику, чтобы тот на 30 сантиметров сдвинул свою руку. Так и сидит с сумкой в лице. И подобное видишь очень часто. Говорят, что у них что-то там с культурой и т.п. Я так не считаю - мне кажется, что индусы более всего похожи на растения, и им ужасно лень жить, причем независимо от климата - в жарких краях или в прохладных горных районах. Они срут везде вокруг себя, они ходят в такой одежде, в которой у нас даже совершенно опустившийся бомж не решится ходить, их города похожи на атомное побоище, их дома - это руины в полном смысле этого слова. У них все на соплях, их авиакомпания Air India замыкает список надежности мировых авиакомпаний, их машины и автобусы - это металлолом, который ездит каким то чудом, сотрясаясь и распадаясь на части. Индусы на меня производят впечатление вконец опустившейся массы, не имеющей никакой жизненной энергии. Они плодятся и умирают, плодятся и умирают...

Обман и мошенничество

Почти любой индус, который хоть каким-то боком связан с коммерцией - продает он телевизоры в модном магазине или пирожки на улице - непременно постарается тебя обмануть и продать свой товар в три, в пять, в 10 раз дороже его цены. Говоря обыденным языком, индусы начисто лишены порядочности и пунктуальности в деловых операциях. Слишком многие их шаги направлены лишь на то, чтобы вытащить из тебя побольше денег. Я, имея достаточный опыт общения с индусами, не советовал бы на слово им доверять - если делаешь предоплату в своем отеле, ты должен брать расписку в получении денег, если ты едешь на такси, ты должен глядя в глаза таксисту сказать, что цена такая-то, едем туда-то, и цена эта не на одного человека, а на всех и т.п. Если кто-то - даже если это служащий в твоем отеле - предлагает тебе помочь в чем-то, показать что-то, или просто заводит с тобой какой-то разговор - будь уверен на 90% - он хочет на тебе заработать - или как будто между делом завести в какой-то магазин, или подсунуть тебе частного менялу денег, или что угодно еще. Есть целые города, охваченные полностью какой-то болезненной торговой лихорадкой. Например, в Варанаси ткут шелк и всевозможные изделия из шелка, поэтому весь город охвачен паранойей - любой человек, который поимеет хоть малейшую возможность куда-то тебя отвезти, что-то подсказать, непременно попытается заманить тебя в шелковый магазин, где за тебя уже возьмутся профессиональные раскрутчики, а ему потом заплатят комиссионные. Если ты гуляешь по берегу Ганги, то каждый второй встречный предлагает тебе нанять лодку, если ты отошел от набережной - тебя достанут рикши - тебя не оставят в покое нигде. Бить их бессмысленно, отвечать им что-то грубое бессмысленно, отвечать им вообще хоть что-то - хоть это будет легкое покачивание головой - бессмысленно - их очень много, их миллиард, и кажется, будто весь этот миллиард непрерывно тебе что-то предлагает, и от этих покачиваний головой у тебя просто отвалится голова. Про Дели даже говорить не хочется - этот город - это апофеоз мрака. Если бы Данте посетил Индию, то круги ада олицетворяли бы собой индийские города.

Садху, священники и прочие мошенники

Вид так называемых святых людей в Индии вызывает у меня желание отвернуться и отойти подальше. Лживые, притворные лица, много атрибутики - впрочем, поскольку это рассчитано на индусов, то с коммерческой точки зрения это самый правильный подход - многие индусы очень любопытны в стиле Эллочки-людоедки - реагируют на все блестящее и цветастое.

Тупость

Индусы к сожалению в своей массе (подчеркиваю - в массе) очень тупы. За редкими исключениями, они не способны, или просто не желают думать. Завязать с индусом осмысленный разговор очень трудно - во всяком случае мне это не удалось. Лишь некоторые из них оказались способны в разговоре со мной иметь какую-то свою точку зрения, рассматривать аргументы, делать выводы. Наверное, такими их делают наркотики и лень. Время от времени можно встретить индуса, на лице которого написано что-то осмысленное, но почти всегда это же лицо выражает отчужденность, замкнутость, почти угрюмость. Может это и есть те немногочисленные живые люди, отчаявшиеся увидеть вокруг себя хоть что-то разумное? Кто знает...

Маленькие девочки

Маленькие девочки - единственная отрада в Индии помимо природы, где нет людей. Очень многие маленькие индийские девочки в возрасте 5-10 лет необычайно красивы и ласковы, искренне улыбчивы и в них чувствуется потребность проявлять нежность, в глазах их глубина и печаль, и в самом деле - судьба их печальна. В одном случае они становятся "успешными" дамами, выходят замуж и становятся жирными сварливыми бабами. В другом случае они станут либо забитыми женами-секс-служанками и домработницами, либо будут нищенствовать. Женщина здесь считается полу-человеком, и сами они соглашаются с этой ролью.

Ханжество

Индусы - страшные ханжи. С одной стороны (а возможно именно поэтому) индусские мужчины бесконечно сексуально озабочены, с другой стороны эротизм здесь под жесточайшим запретом. В Индии считается оскорбительным для окружающих, если юноша и девушка идут по улице, обнявшись. А уж если они поцелуются - это будет их последним сексуальным актом. Даже в море купаются индийские женщины полностью завернутые в свои одежды - очень непривычно смотреть на это. За мужской гомосексуализм здесь приговаривают к пожизненному заключению, а из всех художественных западных фильмов тщательно вырезается все, хотя бы отдаленно эротическое. Согласно последнему опросу, индийские женщины предпочитают выходить замуж за девственников, то есть наличие сексуального опыта является негативным - думаю, что такое отношение к сексу приводит к большим сексуальным же разочарованиям.

Предрассудки

На эту тему можно написать целую книгу. Огромное количество богов, бесчисленные кастовые запреты (в Индии 36 каст, и в каждой 7 подуровней, хотя, насколько я понимаю, есть много точек зрения на вопрос - сколько же в Индии каст), священные писания и прочее. Индусу объективно трудно начать искренне думать, поскольку если он начнет думать, то он немедленно столкнется со стенами обязанностей, суеверий и запретов.

Напутствия на дорожку

Если тебе очень хочется посетить Индию, то непременно купи путеводитель Lonely Planet - он стоит 20-30 долларов, но без него ты можешь потерять вообще все. Прочти внимательно те путеводители, которые я сам пишу и выкладываю на моем сайте www.bodhi.ru. Прочти описания других людей, имеющих опыт путешествия по Индии. И уже после всего этого постарайся поехать в Индию не самостоятельно, а в группе, и в сопровождении опытного гида. В качестве такого гида я могу порекомендовать человека, называющего себя Ача-Баба www.achababa.tripod.com. Не пугайтесь - он русский, много лет возит группы туристов в Индию, и знает, кажется, все подводные камни, или почти все, и с ним вы останетесь и живы и довольны, насколько это вообще здесь возможно. И такое путешествие с гидом обойдется вам дешевле, чем самостоятельное. И пожалуйста - не придирайтесь к работе гида. Быть гидом по Индии - это тяжелейшая профессия. Одиночное путешествие - это лишние расходы и непрерывное решение проблем. В этом случае выберите несколько мест и живите там, не высовываясь. Наиболее подходящие места - это Дарамсала, Ришикеш, северный Гоа, Ауровилль в Индии, Покхара и близлежащие к ней Гималаи в Непале (в последнее время ситуация в Непале стремительно ухудшается - война с маоистами-бандитами приняла слишком тяжелый характер. Не исключено, что китайцы приберут Непал к рукам, как прибрали Тибет (или это сделает Индия), и тогда уже Непал можно будет вычеркнуть из списка туристических маршрутов).

Пока российские власти придумывают, как бы заставить женщин рожать, в Индии правительство старательно думает, как прекратить конвейер деторождения. Ситуация в этой стране, и правда, сложилась странная: в обмен на стерилизацию гражданам предлагают призы, а те, кто в акции не участвует, старательно избавляются от дочерей путем убийства или операции.

В России, как известно, власти идут на всевозможные ухищрения, чтобы заставить женщин рожать. Идеи, правда, судя по всему не самые удачные, ведь демографическая ситуация остается весьма плачевной. Возможно, нашим властям стоит спросить совета у индийских коллег — в этой стране населения так много, что за отказ от деторождения, гражданам предлагаются всяческие поощрения.

Речь идет не о всей стране, а о штате Раджастхан, население которого, по данным на 2011 год, составляло 68 миллионов 621 тысячу человек, и, как говорят местные власти, эта цифра постоянно растет. По прогнозам, к 2030 году число населения в Индии будет больше, чем в Китае. Сотрудники местного Минздрава придумали такую акцию — вы стерилизуетесь, а взамен принимаете участие в лотерее, которая дает возможность выиграть автомобиль.

Главный доктор в городе Джунджуни в Западной Индии надеется, что шанс выиграть машину привлечет около 20 тысяч индийцев на операцию по стерилизации. В обмен на радости отцовства и материнства индусы получат возможность выиграть автомобили марки Tata Nano, холодильники, телевизоры и много других нужных в хозяйстве вещей. Одной чрезмерной рождаемостью проблема не ограничивается. Недавно выяснилось, что индийские врачи делали младенцам операции по смене пола.

Иметь дочку в Индии крайне невыгодно — она накладывает на семью дополнительное бремя в виде расходов на свадьбу и приданное. Вот родители и отправляли девочек под нож, чтобы обрести ребенка правильного пола. В настоящее время власти занимаются расследованием около 300 подобных случаев. Известно, что каждая подобная операция стоила примерно три тысячи долларов. Те индусы, у кого нет лишних трех тысяч поступают без дорогостоящих изысков.

Узнав, что пол ребенка не соответствует ожиданиям, женщина отправляется на аборт. Впрочем, это еще гуманная процедура, раньше нежеланных дочерей просто убивали сразу после рождения. Однако современная цивилизация таких зверств не терпит, поэтому индусы стали решать "проблему", так сказать, "на корню". Недавно издание The Independent сообщило, что за последние 30 лет в Индии родители сознательно абортировали до 12 миллионов эмбрионов женского пола.

По результатам переписи 2011 года, в Индии среди детей до семи лет девочек на 7,1 миллиона меньше, чем мальчиков. Как сообщает газета, индусы считают, что без сына семья не семья. Во-первых, мальчик передаст потомкам фамилию, во-вторых, будет работать, в-третьих, его жена принесет домой то самое приданое. Кроме того, в Индии нет соцобеспечения, и кто, как не сынок, позаботится о родителях в старости? Дочка же просто обтрясет маму с папой как липку и уйдет в новую семью. Интересен и тот факт, что к селективным абортам прибегают не бедные и необразованные индусы, а в большинстве своем состоятельные, образованные семьи. И дело не в том, что крестьяне гуманнее, просто в отличие от них у, условно говоря, среднего класса есть возможность сделать УЗИ.

Людям, не имеющим таких материальных возможностей, проблемы, видимо, приходится решать по факту рождения долгожданного ребенка. Вообще-то, в Индии уже 15 лет как запретили делать аборт на основании пола эмбриона, однако страх перед будущим гораздо сильнее буквы закона. Товарооборот на рынке "анализов по определению пола" — не менее 100 миллионов долларов в год. Были попытки ужесточить уголовную ответственность, но из 800 судебных дел против врачей лишь 55 завершились обвинительными вердиктами. В уже упомянутом Китае с гражданами так деликатно не обращаются, и принудительной стерилизацией в Поднебесной никого не удивишь. В отдельных случаях за чрезмерно плодовитых мужчин и женщин расплачиваются их родственники. В прошлом году принудительной стерилизации подвергли десять тысяч мужчин и женщин, нарушивших государственную политику контроля за рождаемостью.