Макото Шичида посвятил исследованиям головного мозга более сорока лет и пришел к удивительным результатам: правое и левое полушария мозга имеют различные возможности. Правое полушарие – как архив информации: оно запоминает всё, что когда-либо хоть краем глаза видел или чувствовал человек, и воспроизводит это в картинках – зрительных образах. Левое полушарие, напротив, имеет краткосрочную память и постоянно стирает лишнюю информацию, однако оно способно обрабатывать информацию с огромной скоростью. Для занесения информации в правое полушарие необходимо мелькание, быстрая демонстрация нового материала. Левое же полушарие требует медленного многократного повторения.

Самый важный возраст для развития по этой методике – с 6 месяцев до 3 лет, когда данное полушарие является доминирующим. Но заниматься полезно и подросткам, и даже взрослым. Чем младше ребенок, тем лучше будет работать методика. Успех занятий зависит от их систематичности и последовательности.

Шичида предлагает развивать правое полушарие циклами коротких разнообразных заданий.

Как строится урок в школе Макото Шичида

Школа раннего развития по данному методу подразумевает регулярные уроки. По длительности они должны занимать около 30–40 минут 1–2 раза в неделю. Состав группы – от четырех до шести детей.

Каждое занятие включает в себя подготовительный этап, направленный на активизацию правого полушария. Эти приемы хорошо знакомы тем, кто занимается йогой. Они помогают снять доминанту левого полушария.

Подготовительный этап состоит из работы с:

    созерцанием – дети должны расслабиться, успокоиться, закрыв глаза;

    дыханием – дети должны настроить дыхание на глубокое и медленное;

    внушением и позитивным настроем.

Активности быстро сменяют друг друга и длятся не более пяти минут. На занятиях обязательно присутствует один из родителей.

Ученики за одно занятие принимают участие более чем в десяти различных играх, а именно: приветствие, различные игры, пение и танцы, загадки, изучение алфавита, чисел и т. д. Детям помогают мамы.

В остальные дни нужно просматривать карточки. Это не так уж сложно с учетом того, что занимает 3 минуты в день. Материал для занятий необходимо делать каждый раз новый, чтобы ребенку не наскучило. Все занятия должны проходить исключительно в расслабленном позитивном состоянии. Безусловно, большинство занятий будет интересно детям после года или даже ближе к двум годам. Но просмотр карточек и занятия для развития мелкой моторики можно начинать уже после шести месяцев, а после девяти месяцев начать играть в самые простые игры на развитие интуиции.

Схема занятия

В Японии открыто множество школ, в которых практикуют метод Шичиды. В России таких центров нет. Поэтому родителям приходится самостоятельно заниматься с ребенком по данной методике. Рассмотрим, как выглядят такие занятия.

    Релаксация под музыку с альфа-волнами. Включаем музыку (она звучит на протяжении всего занятия), садимся удобнее, а малыша сажаем на колени лицом к себе.

    Дыхательное упражнение : ребенку нужно подуть на бумажную пчелку или бабочку. Эти игрушки лучше периодически обновлять, чтобы малыш не потерял интерес. А со временем можно просто дуть на воображаемые вещи: пусть ребенок представит одуванчик или снежинки и дует на них.

    Упражнение «Шар энергии» . В ладони берем шар энергии, катаем его, как ком снега, и словно выливаем себе на макушку. Потом снова берем шар энергии, катаем между ладонями и выпиваем эту энергию. Звучит очень странно, но именно так делают в школах Шичида. Лучше посмотреть, как это делается, на видео, выложенном на YouTube.

    «Внушение» . Улыбаясь, тихо говорим ребенку три фразы: «Ты особенный», «Ты любим», «Ты можешь всё» или что-то подобное. Не обязательно говорить именно так. Главное – донести до ребенка, как вы его любите

    Тренировка воображения (Image Training). С самыми маленькими можно просто поиграть в ролевую мини-игру: показать, как гномик гуляет, как ест, как спит. С детьми постарше можно помечтать: представь, что сели в паровозик и поехали к бабушке. Какой бабушка пирог испекла – с морковкой? Вкусный, наверное! И так далее.

    Тренировка экстрасенсорики (ExtraSensoryPerception):

    Упражнение на телепатию (ребенок к этому времени до сих пор сидит у вас на коленях или очень близко). Маме нужно представить фигуру любого цвета и мысленно послать ее своему ребенку, а потом спросить малыша, что он увидел. Например: «Я посылаю тебе кружок, какого он цвета?» Похвалите ребенка в любом случае. Со временем можно телепатировать самые разные предметы.

    Упражнение на интуицию . Начинаем с самого простого: просим малыша угадать, в какой руке сидит зайчик? Под которым из листочков спрятался жучок? Потом усложняем задачу: предлагаем три яйца «Киндер-сюрприза» и спрашиваем, в каком из них сидит мишка, и тому подобные задания. Количества яиц или картинок со временем увеличиваем. Для начала выбор может делать родитель. Таких упражнений может быть сколько угодно по желанию малыша.

    Гимнастика для глаз . Для самых маленьких берем колокольчик, водим и звеним им вверх-вниз, влево-вправо. Для детей постарше можно скачать видео с гимнастикой в интернете.

    Флеш-карточки – это картинки на самые разные темы (например, цветы, транспорт, дикие животные). Шичида советует начинать со ста штук. Каждую карточку показываем не больше одной секунды. Оптимальный вариант – полсекунды, что, конечно, нелегко, потому что нужно обязательно успеть назвать карточку. Быстрый показ важен, потому что именно при большой скорости активизируется правое полушарие мозга. А называть карточку нужно для подключения и левого полушария: так происходит синхронизация полушарий мозга. Необходимо помнить, что целью применения флеш-карточек не является получение энциклопедических знаний. Одни и те же наборы карточек можно показывать не ранее чем через полгода и не больше трех раз. В школах Шичида карточки бумажные, но в домашних условиях одной семье было бы тяжело заниматься изготовлением такого количества карточек. Поэтому сегодня многие родители флеш-карточки делают в виде компьютерных презентаций.

    Стоит отдельно упомянуть математику по Шичида. Она сделана по аналогии с пособием Гленна Домана, но есть некоторые важные отличия. Например, Шичида советует показывать карточку не более полсекунды, а в примерах показывать только карточку-ответ. Так, учитель говорит: «Два плюс два равно (быстро показывает карточку с четырьмя точками) четыре». А еще Шичида считает, что можно показывать в качестве точек что угодно: бабочек, слонов и т. п. В общем, делать всё, чтобы поддерживать интерес ребенка.

    Игры на развитие фотографической памяти .

    Похожие картинки (Photo Memory). Для этой игры нужны картинки, которые немного отличаются друг от друга. Например, на одной нарисован гномик в синей шапочке, а на другой – в красной. На доли секунды демонстрируем ребенку одну из картинок (лучше на листе формата А4), а затем показываем обе и спрашиваем, какую он уже видел.

    Размести правильно (Space Memory). Нужно показать любые картинки (маленького размера), размещенные на «сетке»: для начала это могут быть три картинки, помещенные на полоске, разделенной на три равные части. Показываем не более одной секунды, а затем просим ребенка разложить те картинки по местам. Самых маленьких просим показать мишке его домик и т. п.

    Найди новую картинку (Flash Memory). Очень быстро показываем и называем несколько картинок (начните с трех штук). А затем раскладываем перед ребенком эти картинки + еще одну, которую малыш еще не видел. Задача – указать на эту картинку или назвать ее. Кто спрятался? Также очень быстро показываем картинки, потом все, кроме одной, раскладываем перед ребенком, а он пробует вспомнить, какой картинки не хватает.

    Мандала – это картинка обычно в виде любой геометрической фигуры. Мандала может быть простой – синий треугольник с желтым кругом внутри, а может быть очень сложной, например, круг, внутри которого нарисованы разные фигуры. Ребенок в данном случае 1–5 секунд смотрит на мандалу, а затем на такой же, но уже бесцветной мандале отмечает карандашами, как она была раскрашена.

    Абсурдная история, или Память «цепочкой» (Linking Memory). Требуется воссоздать смешную историю в картинках. Мама из набора карточек (для начала из трех штук) сочиняет сюжет, например: ворона прыгнула в речку, которая пахла, как роза. Соответственно, перед ребенком лежат картинки: ворона, река и роза. Сначала мама 1–2 раза рассказывает историю, а потом перемешивает карточки, и ребенок пытается вспомнить сюжет. В школах Шичиды со временем дети начинают запоминать расположение сотен картинок, лишь один раз взглянув на них. И делают это уже без какой-либо истории.

    Занятия на цветовосприятие, музыкальный слух, развитие тактильных ощущений, игры на узнавание запахов, поэзия и творческие занятия . Всем этим можно заняться сразу после основного блока. В интернете можно найти массу примеров, как можно развивать слух, обоняние, цветовосприятие и осязание.

    Внушение, описанное выше, завершает занятие . В конце можно спеть вместе с ребенком любимую песенку. Шичида советует заниматься так по 30–40 минут в день, а остальное время позволить ребенку играть. Профессор считал, что самое главное в этих уроках – занятия, описанные в пунктах с первого по шестой включительно. И особое значения для развития правого полушария имеет тренировка воображения. А когда последнее развито, можно с легкостью развить и фотографическую память, и уникальные математические, и даже экстрасенсорные способности. Также очень важным условием успеха являются доверительные и близкие отношения между малышом и родителями, потому что перед занятием очень важно расслабиться.

Упражнения, направленные на гармонизацию отношений с ребенком

Элементы методики Макото Шичида в дошкольное образование могут ввести абсолютно все. Но при этом важно помнить, что без любви ничего не получится. Сам Шичида признает, что «любовь – самый главный элемент в воспитании и развитии детей». Макото Шичида предлагает простые упражнения для родителей и детей, которые помогут первым правильно выражать свою любовь, а вторым – чувствовать ее в полном объеме.

Крепкие 8-секундные объятия

Попросите ребенка помочь вам, например, помыть посуду. После того, как малыш справится с этим заданием, крепко обнимите его и похвалите: «Спасибо за то, что помог! Ты мне действительно помог! Я тебя очень сильно люблю!» И держите в своих объятиях 8 секунд. Как только вы это сделаете, ваша любовь дойдет до сердца ребенка. Вот увидите, от былых капризов не останется и следа. Правда, упражнение на 8-секундные объятия является одним из множества на развитие гармоничных взаимоотношений между родителем и ребенком.

Внимательно слушать, что вам говорит ребенок

Вслушайтесь в ваш разговор с ребенком, кто в нем доминирует? Макото Шичида подчеркивает: разговор не должен быть односторонним. В противном случае ребенок может почувствовать себя ненужным и замкнуться. Умейте не только слушать, но и слышать. Детям важно быть понятыми. Здесь можно применить «метод эха», когда взрослый пытается поставить себя на место ребенка, пытается почувствовать его переживания.

Возьмем для иллюстрации простой разговор:

Мама, Катя плохая.
- Да, Катя плохая. Что она тебе сделала?
- Она ударила меня.
- Она тебя ударила. Почему она тебя ударила?

Таким образом, родитель повторяет за ребенком слова как эхо. Назидательных слов и нравоучений в разговоре быть не должно.

Метод настроя «5 минут»

Метод настроя под названием «5 минут» – настоящая палочка-выручалочка для родителей, которые хотят скорректировать поведение ребенка, избавиться от каких-то негативных моментов: нежелания ходить в детский сад, сосания пальца, лени и пр.

Пять минут – это время, после того как ребенок заснул, но его подсознание работает. Нужно воспользоваться этим временем.

Например, ребенок не хочет ходить в детский сад. Тогда мама начинает нашептывать только что заснувшему дошколенку следующие слова: «… (имя ребёнка), ты теперь большая девочка, тебе уже целых два года. Поэтому ты больше не будешь плакать, когда идешь в детский сад. Ты послушная и жизнерадостная, ты слушаешь маму, и мама тебя очень сильно любит. Сейчас спи крепко-крепко». Макото Шичида отмечал успехи после этого упражнения.

Развитие правого полушария направлено не только на успехи в учебе. Главное заключается в том, что дети развивают спокойный, восприимчивый ко всему новому ум и в дальнейшей жизни смогут учиться всему быстро и легко.

По материалам открытых источников

Ольга Березовская
Конспект занятия по методике Макото Шичида

Конспект занятия во второй младшей группе по методике Макото Шичида

(в рамках самообразования)

Подготовила и провела воспитатель 2 младшей группы

Березовская О. Н.

Длительность занятия : 25-30 мин.

Время проведения : I половина дня после НОД, II половина дня после полдника

Для более эффективной активизации мозговой деятельности включаю фоном музыку композиции в альфа-обработке Джеффри Томпсона.

Цель : развитии правого полушария мозга.

Задачи :

Снижение повышенного тонуса детей;

Развивать сенсорные способности, мелкую моторику рук;

Формирование конструктивных навыков .

Подготовка : Аудио-запись, в разных местах группы приготовлен раздаточный материал (степы,карточки Мемори,ножницы, конструктор деревянный или "Лего", карточки- палитры, репродукции Ван Гога и Куинджи)

Количество детей : 2-3 человека (желательно индивидуально)

Ход занятия:

Дети играют после полдника. Воспитатель предлагает обратить внимание на бабочек.

1. Дыхательные упражнения

Это упражнение нацелено на расслабление, потому что правое полушарие предпочитает для своей деятельности расслабленное состояние. Оно является частью настройки на занятие . Во время задания ребенок должен делать глубокие вдохи и выдохи в течении 2 минут. Я для этого упражнения изготовила пособие «Бабочки летают»

2. Образы. Шар энергии

Садимся с ребенком друг перед другом. Трем ладошки друг о друга с комментариями о том, что вы сейчас собираете положительную энергию из окружающего пространства. Затем обнаруживаем, что сейчас у вас между ладошек уже маленький шарик с энергией и он продолжает плавно расти. По мере роста шара ладошки расходятся в стороны по размеру шара. После того как ваши энергетические шары стали такими большим, что их сложно удержать энергию можно вылить на себя. Еще есть вариант с большим шаром - его уменьшение. Сжимаем шар с усилиями до размера горошины, затем кушаем.

3. Память и внимательность. Карточки

Показываем набор карточек в течении 3 секунд и убираем. Показываем его второй раз, но при этом забываем одну из карточек. Ребенок должен угадать, что забыто. Для не говорящих выбрать изображения, которые ребенок может показать жестами или звуками.

Суть задания : 1. раскладываю карточки максимально быстро. 2. собираю карточки в стопочку. 3. убираю ежика. 4. раскладываю оставшиеся карточки. 5. спрашиваю какой карточке не стало. В следующий раз я значительно увеличу число карточек.

Предлагаю переместиться на строительную площадку

4. Конструирование

На первых этапах предлагаем собрать из частей конструктора или мозайки заготовку по образцу. Необходимо собрать такую же фигуру по образцу, по памяти. Задание усложняется количеством деталей

Воспитатель : Я хочу вам предложить построить вот такую башню. Вам необходимо найти кубики как у меня-по цвету и форме. Хорошо! Справились!Давайте сложим в коробку.

5. Изучаем цвета

План дня по изучению красного цвета :

1. Показываем группу красных предметов и объясняем , что они красного цвета.

2. Рисуем рисунок или раскрашиваем картинку красными цветами, можно внести разнообразие использованием красных красок, фломастеров, карандашей и мелков. Альтернативой рисованию может быть лепка.

3. Предлагаю сортировку - выбрать красные детали из предложенного набора игрушек и предметов разного цвета .

4. Устраиваю «охоту» на красные вещи. Совместно везде ищем красный.: в интерьере и одежде, на прогулке прошу показать красные машины, ведерко, лапатку и пр.

5. Предлагаю найти картинки с изображением красных предметов в книгах .

6. Внимательность. Картинки

Воспитатель : Посмотрите,какая у меня интересная книга. Дети подходят и рассматривают иллюстрацию

Показать рисунок на несколько секунд, затем закрыть. Дать другой фон. Предложить ребенку назвать не хватающие объекты.

Пример задания на память и внимательность.

Дети перечисляют. Давайте проверим, ничего не забыли? Сравниваем два варианта.

Собираем разрезную картинку.

Воспитатель : Я для вас еще приготовила сюрприз!

Дети выбирают картинку. Переворачивает ее рубашкой вверх. На рубашке прорисованы пунктирные линии. Я предлагаю разрезать квадрат по линиям. Затем собрать ее снова на лист бумаги и приклеить. Пример задания на сбор разрезной картинки. Я предложила несколько заданий их развивающих пособий серии Кумон. Собираем машинку из 4 частей и приклеиваем к основанию. Можно добавить задание на сгибание бумаги и разрезание. Данные задания развивают способность складывать и резать бумагу, навык работы с ножницами, развивает глазомер.

Воспитатель : Молодцы!Вытирайте ручки и можете положить картинку к себе в шкафчик.

9. Телепатия

Воспитатель : Хотите еще поиграть со мной? Смотрите, у меня есть два облачка. Кто из вас может отгадать, за каким из них спряталось солнышко?

Это самые фантастические задания данной методики . Я их включила из любопытства к статистике вероятности правильных ответов. Удивительно, но некоторые дети угадывают 99% загаданных карточек и спрятанных предметов . Задания заключаются в передаче мыслей ребенку. Вопросы : В каком озере есть рыбка? Из какого яичка сейчас вылупится цыпленок? И пр.

Воспитатель : Молодцы,вы просто волшебники! За это я вам дам порисовать.

11. Мандалы

Цвета. Пример задания : Выдаем ребенку восковые мелки и черно-белый вариант мандалы. Для начала достаточно 3-4 карандаша. Затем показываем ребенку цветной вариант на 2 секунды и прячем. Если ребенок плохо справляется с карандашом, то прошу отметить черточками участки цветов. Если моторика хорошо развита- предлагаю раскрасить так же как цветной оригинал.

Внимательность. Формы. Пример задания : Показываю несколько мандал. Ребенок должен найти похожие узором. Для первых занятий достаточно 3-4 мандалы.

14. Memory grid - сетка память. Для работы использования фотопамяти требуется не более 3 секунд. Ребенку выдаем несколько карточек. Затем показываем на несколько секунд 2-3 распечатку с определенной последовательностью таких же карточек. Свою заготовку прячем и просим ребенка разместить по памяти его карточки, как на заготовке

19. Цепочка памяти (Linking memory) . Суть задания состоит в выкладывании последовательности карточек и составлении фантастичной истории по этим карточкам путем связывания объектов их функциями.

Примеры задания Цепочка памяти (Linking memory) . Например, мы выложили ряд из карточек : жираф, медведь, кенгуру. По этим карточками озвучиваем примерно такую историю : жираф пригласил на день рожденья медведя и кенгуру. Затем карточки собираем и последовательно задаем наводящие вопросы для того чтобы ребенок по вопросам восстановил придуманную историю. Карточки лежат рубашкой вверх. Я задаю вопросы. Примеры вопросов :У кого был день рожденья?Кого жираф пригласил? И т. д.

Когда ребенок отвечает правильно, то берет карточку с ответом и переворачивает. В результате у нас должна получится такая же цепочка как в начале задания. Это задание тренирует не только память, но и очень быстро знакомит со свойствами и функциями предметов , объектов и явлений. Количество вопросов и картинок прибавляется.

Если заниматься продолжительное время, можно отметить, что со временем ребенок сам начинает придумывать истории. Это задание стимулирует фантазию и речевую активность.

18. Цветовосприятие.

Пример моего задания на цветовосприятие : на данном этапе тренируется цветовосприятие карточками палитры. Ребенку необходимо найти «лишние» карточки с цветами для картин Ван Гога и Куинджа, либо выбрать палитру цветов,которую он видит на картине.

Изучаем цвета «Цветное лото»

Вариантов лото может быть множество.

Один из наших вариантов. Правила игры :

Раскладываем карточки с животными перед ребенком;

Выдаем одну карточку с палитрой и просим найти животное заданного цвета.

Также можно наоборот выдавать карточки с животными и просить подобрать палитру.

После многократных успешных подборов палитры предлагаю игру на тренировку памяти. Даю черно-белый вариант карточки с животным и прошу подобрать палитру.

Итог :

Занятие необходимо завершить прогулкой на свежем воздухе.

Дети показывают очень хорошие результаты. Моя работа продолжается, т. к. предложенный план занятия можно вариотировать . Считаю необходимым провести его с каждым ребенком в индивидуальном порядке.

МАКОТО ШИЧИДА: «ВСЕ ДЕТИ РОЖДАЮТСЯ ГЕНИЯМИ»

Японский профессор Макото Шичида — создатель популярнейшей в Японии авторской методики раннего развития детей. Его можно смело назвать пионером ускоренного обучения детей, а его методики обучения популярны не только в Японии, но и за рубежом.

Ученый внес огромный вклад в науку и медицину своими исследованиями в сфере изучения человеческого мозга. Благодаря почти сорокалетней научной деятельности и двадцатилетней практической он буквально произвел революционный прорыв в образовании, который изменил отношение к детям, их умственным способностям и методике их обучения. Революционная методика раннего развития Макото Шичида включает в себя методы стимулирования детского мозга. Макото Шичида убежден, что стимуляция головного мозга у детей раннего возраста помогает детям развивать особые способности. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем выше шанс развить у него гениальные способности и открыть таланты, сокрытые в нем в возрасте от 6 месяцев до 3 лет.

В настоящее время по методике раннего развития Макото Шичида в Японии уже действует около 500 развивающих детских центров, из них более 400 основал сам Шичида.

В последнее время система Макото Шичида завоевывает внимание все большего количества почитателей среди родителей, педагогов и в странах постсоветского пространства.

В учебных заведениях, работающих по методике Шичида, учатся дети от 6 месяцев до 6 лет. Именно этот возрастной диапазон автор считает оптимальным для обучения по своей системе.

Ученый уверен, что в возрасте сразу после рождения и до 3 лет мозг ребенка работает как накопитель. Ведь дети в этот период все схватывают на лету, переполнены жаждой знаний, воспринимают и обрабатывают огромные объемы информации, словно маленькие компьютеры, прекрасно запоминая детали. И поэтому в данный возрастной период главная задача родителей и воспитателей стимулировать все пять органов чувств ребенка и обеспечить все потребности для его развития.

Согласно методике раннего развития Макото Шичида, те дети, которых с детства развивают интеллектуально и физически, в будущем могут стать или известными учеными, или спортсменами. Малыши растут и взрослеют гораздо быстрее, чем думают родители. До трех лет у ребенка доминирует правое полушарие мозга. В возрасте 3 лет доминирующую позицию принимает левое полушарие головного мозга.

Правое полушарие мозга маленького человечка начинает свое стремительное развитие еще в утробе матери. Известно, что правое полушарие мозга отвечает за подсознательное и бессознательное, левое полушарие — полушарие сознательного. В одной из своих книг Шичида пишет о том, что правое полушарие имеет большую «емкость» памяти, нежели левое. Но правое и левое полушария мозга развиваются по-разному и в разное время. Правое полушарие мозга постоянно обнуляет старую информационную память, чтобы освободить место для новой, в то время как память из левого полушария никогда не удаляется. Поэтому, развивая правое полушарие, родители открывают возможность более легкого обучения и развития творческих способностей у детей. Правое полушарие еще отвечает за визуальную и пространственную обработку данных, а также способность видеть проблему в нескольких аспектах.

По мнению ученого, к шестилетнему возрасту ребенка его мозг формируется практически полностью, более точно к шести годам около 80 % клеток головного мозга уже развиты. Что дает возможность в возрасте до шести лет успешно развивать у ребенка скорочтение, фотографическую память, редкие музыкальные таланты и математические способности, эмпатию и интуицию. Именно в этом возрасте ребенок отличается лучшими способностями к изучению языков.

К десяти годам головной мозг ребенка уже сформирован почти полностью, приблизительно на 90 %. Поэтому вносить изменения в старшем возрасте очень трудно, а порой невозможно. А развить чувственное восприятие вообще можно только в раннем дошкольном возрасте. То есть чем старше становится ребенок, тем хуже он усваивает и запоминает информацию.

Из всего вышесказанного можно выделить основные принципы метода Макото Шичида.

ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ МАКОТО ШИЧИДА

Все дети рождаются гениями;

Крайне важна крепкая связь между родителями и ребенком;

Доминанта правого полушария мозга у маленьких детей представляет собой уникальную возможность для обучения;

Применение методики Макато Шичида на занятиях объединения «Шаг вперед» для детей дошкольного возраста

Методика Макато Шичида

Феноменальная память, скорочтение, абсолютный музыкальный слух, мгновенное решение сложнейших задач, легкая обучаемость - все это доступно любому малышу. Но для этого очень важно развивать правое полушарие мозга, - так утверждает японский профессор Макато Шичида.

Профессор Макото Шичида родился в 1929 году. Он является членом Международной академии образования и советником японской математической ассоциации по сертификации. Шичида получил докторскую степень в области образования. Профессор является известным общественным деятелем в Японии и очень уважаем за свой большой вклад в исследование головного мозга. За его плечами сорок лет исследований и еще двадцать лет успешной практики. Шичида изменил взгляды людей на возможности ребенка: он доказал, что дети с рождения наделены уникальными способностями, которые можно развивать.

Макото Шичида посвятил исследованиям головного мозга более сорока лет и пришел к удивительным результатам. Он говорит о том, что правое и левое полушарие мозга имеют различные возможности. Правое полушарие – как архив информации, оно запоминает все, что когда-либо видел или чувствовал человек, и воспроизводит это в картинках – зрительных образах. Левое полушарие, напротив, имеет краткосрочную память и постоянно стирает лишнюю информацию, однако оно способно обрабатывать информацию с огромной скоростью. Левое полушарие – это аналитическое полушарие. Для занесения информации в правое полушарие необходимо мелькание, быстрая демонстрация нового материала. Левое же полушарие требует медленного многократного повторения.

Любая информация, которая хоть раз была занесена в правое полушарие, или как его еще называют, в правый мозг, остается там навсегда. И задача левого мозга лишь извлечь ее оттуда. Но, как выяснилось, чем старше ребенок, тем меньше связей между левым и правым полушарием у него остается. В первые годы жизни количество связей в мозгу ребенка в два раза превышает количество связей у взрослого человека. Если в первые три года жизни эти связи не задействуются, то они просто исчезают. Поэтому отсутствие стимуляции мозга в первые месяцы и годы жизни приводит к необратимому снижению потенциала мозга. Это значит, что эффект от

занятий с трехлетним ребенком будет значительно выше, чем от занятия с взрослым человеком.

Поэтому Макото Шичида предлагает обеспечить малыша до трех лет всем необходимым, чтобы приостановить процесс разрушения связей между левым и правым полушарием и закрепить их.

Ребенку с развитым правым полушарием подвластны такие способности как:

Запоминание любых объемов информации с помощью образов (фотопамять);

Уникальные вычислительные способности;

Скорочтение;

Лингвистические способности;

Музыкальный слух;

Интуиция и телепатия;

В будущем такие дети смогут с легкостью запоминать огромные объемы информации, будут уметь извлекать из них необходимые знания, вспоминать прочитанное или увиденное давным-давно в мельчайших деталях, обладать фотографической памятью и скорочтением. Эти дети смогут обладать отменной интуицией, проявлять себя в творчестве, потому что именно правое полушарие считается интуитивным и творческим.

Макото Шичида утверждает, что ребенок с хорошо развитым правым полушарием не просто запоминает информацию, он способен видеть перед собой страницу из прочитанной им когда-то книги как слайд или фотокарточку, который можно просматривать вновь и вновь.

Такое явления как интуиция или телепатия объясняются Шичидой следующим образом. Все в мире излучает свои сигналы: любая вещь, любое действие вибрируют с определенной частотой. Дети способны улавливать эти сигналы и подобно азбуке Морзе преобразовывать обратно в образ. Со временем «шестое чувство» у детей отключается, так как не находит применения во взрослом мире.

Необыкновенные вычислительные способности ребенка заключаются в том, что он умеет за секунду определять количество предметов, изображенных на картинке. И при правильном стимулировании с легкостью не только отличит 99 точек от 98, но и научится складывать, делить и умножать многозначные числа в уме за считанные секунды.

Лингвистические способности и скорочтение, как вы уже поняли, также вытекают из фотомапяти и возможности извлекать любую информацию из резерва правого полушария.

Что касается творчества, то человек не умеет рисовать не только вследствие неразвитой моторики. В большей степени это зависит от способности воспроизводить в голове образы и фиксировать их, что нереально без развитого правого полушария. Тот же пример можно привести и в музыке, и в литературе, и во многих других областях. Поэтому именно развитое правое полушарие позволяет человеку превосходно переносить образ из своей головы на холст или, скажем, кусок камня.

Отсюда, конечно же, сразу следует вывод о том, что ребенку необходимо также и развитие моторики. Система Макото Шичиды предусматривает занятия на развитие моторики. В Японии есть множество игр, развивающих мелкую моторику и воображение: оригами (складывание фигур из бумаги), экибана (составление композиций из сухих растений), киригами (вырезание контуров из бумаги), осибана (исполнение картин природными материалами), айгами (конструктор в стиле оригами), танграм (головоломка из геометрических фигур) и оятиро (плетение на пальцах из веревочки).

Игры и упражнения Макото Шичиды для развития правого полушария мозга ребенка

В первую очередь, это так называемые флэш-карты, которые необходимо показывать ребенку ежедневно с очень высокой скоростью, оптимально – 0,5 секунды на 1 картинку.

Дети чуть постарше играют в игры на развитие памяти Memory Grid и Linking Memory. Memory Grid или Сетка памяти. Суть игры заключается в том, что ребенку показывается разлинованное на квадраты поле, где в каждой из ячеек располагается картинка. Ребенок смотрит на эти картинки в течение нескольких секунд, а затем сам по памяти старается расположить картинки в ячейках.

Linking Memory или Цепочка памяти – это игра на запоминание цепочки картинок с помощью абсурдного рассказа. То есть, выкладывается ряд карточек с разными изображениями, и вы должны быстро придумать ребенку рассказ. Например, 3 картинки: бабочка, дерево, небо. История должна быть не такой: бабочка взлетела на дерево и посмотрела на небо, а такой: бабочка упала с дерева прямо на небо. Именно такие абсурдные истории и помогают активировать правое полушарие по мнению доктора Шичиды. Со временем ребенок будет способен сам придумать историю и запомнить порядок более чем из сотни карточек.

Также Шичида предлагает целый ряд небольших игр на развитие интуиции. Например, самое простейшее: интуитивное угадывание, в какой руке или под каким стаканом предмет. В дальнейшем игра может принимать совершенно неожиданные обороты.

Неотъемлемой частью занятий являются медитации, позитивный настрой, прослушивание музыки созерцание, дыхание, энергетический настрой. Правильное дыхание необходимо для того, чтобы насытить мозг кислородом, помочь ребенку расслабиться. Именно расслабление способствует легкому переходу из левого полушария в правое. Всегда нужно помнить, если ребенок хоть немного напряжен, результата от занятий не будет, так как включение правого (безмятежного и невербального) полушария абсолютно исключает какую-либо нервозность.

Примерно с полутора лет можно подключить к занятиям мандалы, танграмы и игру в цепочку памяти, пропевание песенок по нотам, творческие занятия, игры с шумелками на развитие слуха и игры с запахами, судоку. Кое-что предлагается самим автором, а что-то можно придумать самостоятельно. Главное – не останавливаться.

Занятия по программе Шичиды состоят из множества коротких блоков на развитие различных органов чувств. Уроки Шичиды характерны тем, что каждое задание или игра длится не более 3-5 минут. Поэтому ребенок не устает от занятий, внимание не притупляется, и он постоянно находится в тонусе.

Ниже приведен список основных занятий для развития правого полушария, каждое из которых включает множество игр и имеет различные степени сложности, в зависимости от того, во сколько лет вы начали заниматься и как далеко успели продвинуться.

Настройка на занятие (Pre-lesson)

Воображение (Imaging)

Демонстрация слайдов (Flashcards)

- Цепочка памяти (Linking Memory)

- Мандала (Mandala)

Танграмы (Tangrams)

Сетка памяти (Memory Grid)

Распознавание количества (Quantity Recognition)

Интуиция и ясновидение (ESP Games)

Cкорочтение (Quantum Reading)

Запоминание чисел (Number Memory)

Судоку (Sudoku)

Макато Шичида уделяет внимание не только правому полушарию, но и левому, а также говорит о необходимости развития социальных навыков, дисциплины и личностного развития. Только достигнув гармонии, можно добиться хороших результатов. Особенно большое значение доктор Шичида придает любви между матерью и ребенком. Любовь – это главный элемент в воспитании детей.

План проведения занятий по методике М.Шичида для детей дошкольного возраста.

1. Гармонизирующая музыка - любая спокойная музыка альфа-музыка, музыка для йоги или для медитаций, пение птиц, шум водопада или другие звуки природы, классика, инструментальная, желательно без слов. Включаем негромко, чтобы музыка не отвлекала. Музыка может играть как всё занятие, так и только во время настройки

2. Объятия, внушение, настройка – При встрече я протягиваю малышам руку, а они сверху кладут свои ладошки и вместе мы говорим: «Ручка на ручку, ручка на ручку, здравствуйте!» Дальше я всегда рассказываю, что мы сейчас будем заниматься, раскрываю тему занятия, рассказываю подробности, например, сегодня наше занятие посвящено птичкам – мы будем слушать пение птиц, угадывать кто спрятался за дерево, делать гнездышки, учиться летать и.т.д.

3. Упражнения для дыхания - ребенок дует в свистульку, дудочку, на лежащие или висящие на ниточке шарики ваты (пытаясь сдуть их с места), птичьи перышки, игрушку «Ветерок», можно на горящую свечку, выдувает мыльные пузыри.

4. Воспоминания и воображение - вспомните вместе с ребенком как были где-либо (на природе, пляже, в музее, в гостях) что и кого там видели, чем занимались. Воспоминания можно подкрепить фото. Либо наоборот - расскажите о том, как поедете куда-либо (в зоопарк, к морю, на выставку, на прогулку) кого там встретите, чем займетесь.

5. Подготовка глаз к показу карточек - любым ярким или новым предметом (игрушкой) описываем восьмерки или звездочки так, чтобы ребенок следил за этими движениями глазами. Либо просите ребенка посмотреть на предмет (точку), находящийся близко, а потом находящийся далеко.

6. Показ флеш-карт - Просматриваем карточки, перелистывая их как можно быстрее, 0,5-1 секунда на 1 карточку. Желательно заранее потренироваться прочитывать названия. Показывать можно как на компьютере (планшете), так и распечатанными в любом удобном формате. Можно использовать любые (презентации) на любые темы.

7. ESP интуиция Угадай где - под любыми одинаковыми стаканчиками, баночками и т.д. прячу любой предмет (орех, цветок, листик, фрукт, игрушка). Либо под одинаковыми листами бумаги у карточку с изображением чего-либо. Прошу ребенка угадать где он. Можно играть несколько раз подряд.

10. Instant Memory Game (Сетка памяти) - Положите карточки (две или более) со знакомыми изображениями перед ребенком, четко назовите их по порядку. Дайте ребенку запомнить изображения в течение 5-10 секунд. Переверните карточки и попросите вспомнить что где «спряталось». Правильно угаданные карточки оставляйте открытыми, неправильно названные карточки опять переворачивайте «рубашкой» вверх. Можно использовать любые имеющиеся в наличии карточки либо предметы (игрушки) накрывайте одинаковыми непрозрачными стаканчиками (баночками). Можно играть несколько раз.

11. Linking Memory Game (Абсурдная история) - Рассказываю детям историю. При этом вместе с произношением всех существительных выкладывайю карточки с соответствующим изображением. Используйю три или более карточек со знакомыми ребенку изображениями. Дайю запомнить карточки в течение 5-10 секунд. ДЛЯ ДЕТОК, КОТОРЫЕ ГОВОРЯТ - переверните карточки, попросите повторить историю, переворачивайте правильно названные картинки. ДЛЯ ДЕТОК, КОТОРЫЕ ЕЩЕ НЕ ГОВОРЯТ - не переворачивайте карточки, просто перемешайте. Рассказывайте заново историю, делая паузы вместо существительных, просите ребенка показать на карточку с нужным изображением. Можно использовать любые имеющиеся в наличии карточки либо предметы (игрушки). Можно играть несколько раз.

12. Photo Memory Game (Похожие картинки) - Берем два похожих изображения. Показываем одно из двух похожих изображения в течение 5-10 секунд. Убираем карточку и сразу же показываеме уже две похожие карточки. Попросим назвать, какую карточку показывала только что (одну). Можно использовать предметы (игрушки).

13. Танграм - Берем готовый танграм, блоки дьенеша, любые плоские геометрические фигуры. Придумываем рисунок, составляем поле - обводим

имеющиеся детали и раскрашиваем в нужные цвета. Ребенок должен разложить на поле соответствующие детали

14. Разрезные картинки - Возьмите готовые пазлы или сделайте разрезные картинки сами. Для этого распечатайте 2 экземпляра любой картинки. Один из них разрежьте на нужное количество деталей (2 и более). Второй дайте ребенку не разрезанным, чтобы он видел, какая картинка в итоге должна получиться. Ребенок должен собрать картинку по образцу.

15. Цветовосприятие - Распечатайте готовые палитры, отрежьте полоску с цветами от картинки, предложите ребенку найти и соединить палитры цветов, соответствующие рисункам. Можно использовать любую игру с цветами, например, сортировать любые предметы, игрушки, детали конструкторов, крышки и пр. по цветам.

16. Мандалы - Игра для детей, которые уже хорошо ориентируются в цветах. Распечатать цветные и ч/б мандалы, разрезать. Показать ребенку цветную картинку в течение 5-10 секунд. Убрать и попросить на черно-белой картинке обозначить карандашом (фломастером) либо словами цвета цветного рисунка. Мандалы можно изготовить самостоятельно. Для этого нарисовать два черно-белых изображения, один из которых раскрасить.

17. Игры на поиск соответствия и пары - используйте любое имеющееся в наличии лото, мемори, парные картинки.

18. Математика - используйте любые имеющиеся в наличии картинки, пособия, игрушки или предметы, которые можно пересчитывать, сортировать по размеру или по признакам "один-много", "больше-меньше"

19. Логоритмика, музыкальная пауза, танцы - слушайте любые веселые подвижные песни или мелодии, которые нравятся детям, пойте, танцуйте, повторяйте движения из песенок.

20. Сенсорное восприятие - Игры с сенсорной коробочкой любого наполнения. Играем с лото запахов или с лото "шумелок". Угадывайте на ощупь предметы (крупные или мелкие) - для этого их можно поместить в мешочек или накрыть платком. Можно использовать песок (живой, кинетический).

21. Конструирование - используем любой имеющийся в наличии конструктор, мозаику, кубики, коробки, прищепки. Строим высокую башню, или домик для животных, или гараж для машинок, или цветочек из прищепок.

22. Рассматривание картинок - используйте любую книгу, энциклопедию, виммельбух. Рассматривайте картинки, называйте (ищите) изображения.

23. Естествознание - рассказываю детям любые сведения обо всём, что может быть интересно ребенку. О природе и государствах, о флоре и фауне, о людях, явлениях, местах или предметах. Дома или за его пределами.

24. Координация и моторика - пластилиновые заплатки, канцелярские кнопки, проводилки, многоразовые наклейки, выкладывание, перекладывание любых мелких предметов, игры с пинцетом, любые другие игры на мелкую моторику.

25. Творчество Аппликации - любая аппликация на любом рисунке, коробке, ткани и т.д. или в пособии для развития. Используем разные материалы - бумагу, крупы, сухие листья, перышки, вату, бусины, камешки, фольгу, наклейки.

26. Творчество Рисование - рисуем красками или карандашами на бумаге, мелом на асфальте, валиками и штампами на ватмане, раскрашиваем коробки, шарики или деревянную игрушку. Можно использовать раскраски, а можно творить без темы.

После каждой игры хвалим ребят за успешно выполненное задание.

Конспект занятия по методике М.Шичида для детей раннего дошкольного возраста

Забулонова Светлана Александровна

Цель занятия : развитие социальных навыков, дисциплины и личностного развития

Задачи:

А) Обучающие

Учить различным видам творчества;

Знакомить с окружающим миром;

Музыкальное развитие: песни, танцы.

Учить различным видам основных движений: прыжки, бег, ходьба.

Б) Воспитательные:

Воспитывать чувства собственной компетентности, значимости, умелости, самостоятельности, доброжелательности.

В) Развивающие

Развивать познавательные интересы и способности, умение учиться и общаться.

Приобщать к красоте окружающего мира.

Оборудование:

Планшет

Карточки,

Спортивная дорожка

Конструктор

Фитболы

Музыкальное сопровождение

Фигурки насекомых

Пластилин

Доски для лепки

Стэки

Заготовки из картона

Ход занятия

1. Гармонизирующая музыка - любая спокойная музыка альфа-музыка, музыка для йоги или для медитаций, пение птиц, шум водопада или другие звуки природы, классика, инструментальная, желательно без слов. Включаю негромко, чтобы музыка не отвлекала. Музыка может играть как всё занятие, так и только во время настройки

2. Объятия, внушение, настройка – При встрече я протягиваю малышам руку, а они сверху кладут свои ладошки и вместе мы говорим: «Ручка на ручку, ручка на ручку, здравствуйте!» Дальше я всегда рассказываю, что мы сейчас будем заниматься, раскрываю тему занятия, рассказываю подробности, например, сегодня наше занятие посвящено насекомым – мы будем угадывать насекомых, искать заблудившихся божьих коровок, прыгать как кузнечики и.т.д. (2 минуты)

3. Упражнения для дыхания - ребенок дует на бабочку из бумаги, чтобы она улетела с ладошки(3 минуты)

4. Воспоминания и воображение - вспоминаем вместе с детьми, каких насекомых мы встречали. (3 минуты)

5. Подготовка глаз к показу карточек - ярким или новым предметом (игрушкой) описываем восьмерки или звездочки так, чтобы дети следили за этими движениями глазами. (2 минуты)

6. Показ флеш-карт - Просматриваем карточки, перелистывая их как можно быстрее, 0,5-1 секунда на 1 карточку. Показывать можно как на компьютере (планшете), так и распечатанными в любом удобном формате. (5 минут)

7. Физическое развитие – занятие на фитболах. Прыгаем на мячах в ритм музыки и выполняем танцевальные движения (5 минут)

8. Конструирование – из конструктора строим домики для насекомых. (6 минут).

9. Координация движений – выполнение заданий на спортивной дорожке (4 минут)

10. Творчество – лепка из пластилина. Исполнение процесса превращения куколки в бабочку. (8 минут)

11. Подведение итогов. Игра «До свидания» (2 минуты).

Метод Шичиды обретает популярность в Российских центрах раннего развития и среди мам активно практикующих раннее развитие малыша.

Дело в том, что левое и правое полушария развиваются в разное время и отвечают за разные состояния человека. Правое полушарие мозга – это полушарие подсознательного и бессознательного, левое полушарие – полушарие сознательного.

Источник картинки supermamablog.com

С рождения и до 3 лет доминирует правое полушарие головного мозга. Примерно в возрасте 3 лет, когда начинают развиваться логическое мышление и лингвистические навыки, доминирующим становится левое полушарие головного мозга. Скачать

Сейчас рождаются новые дети и к ним нужен новый подход. Монако Шичидо

Японский профессор Макото Шичида (Makoto Shichida, 1929-2009) член Международной Академии образования, разработавший уникальную методику раннего развития детей. В 1998 году он был удостоен Всемирной премии мира за вклад в исследования головного мозга. Его методика пользуется огромным спросом за границей (открыто более 460 центров в Японии, Тайланде, Сингапуре, США).

Шичида считал, что каждый ребенок уникален по своей сути! И для развития его гениальных способностей разработал полноценную методику. Ссылка на сайт автора метода www.shichida.co.jp

Задача родителя или занятий в детском центре развить способности правого полушария с постепенным подключением игр для развития левого полушария.

Казалось бы, эти знания о раннем развитии детей до 3-х лет давно известны воспитателям ясельных групп. Но, прочтя до конца, вы поймете какая разница между тем, что делается в обычных садах и тем, о чем рассказываем мы в этой статье.

В результате, если ребенок сможет развить оба полушария, ему будет легко учиться, запоминать любую информацию и решать сложные задачи.

Для начала определитесь, когда вы будете заниматься с малышом. Лучше, чтобы постоянно в одно и то же время дня.
Все занятия следует начинать только после момента установления тесного контакта с малышом. В этом вам помогут крепкие объятия и улыбка, глядя в глаза друг другу.
Хорошо, если занятие начинается с любимой песенки. Спойте вместе с малышом, а потом можете сказать, какой сегодня день недели и какая погода. Далее выполняем пункт за пунктом:

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
1) Релаксация под музыку с «альфа» волнами
Включаем музыку (она звучит на протяжении всего занятия), садимся удобнее, а малыша сажаем на колени лицом к себе.

2) Дыхательное упражнение
Ребенку нужно подуть на бумажную пчелку или бабочку. Эти игрушки лучше периодически обновлять, чтобы малыш не потерял интерес. А со временем можно просто дуть на воображаемые вещи: пусть ребенок представит одуванчик или снежинки и дует на них.

3) Упражнение «шар энергии»
В ладони берем шар энергии, катаем, как ком снега, и словно выливаем себе на макушку. Потом снова берем шар энергии, катаем между ладонями и выпиваем эту энергию. Звучит очень странно, но именно так делают в школах Шичиды.

4) Упражнение «Внушение»
Улыбаясь, тихо говорим ребенку три фразы «Ты – особенный», «Ты любим», «Ты можешь большее» или что-то подобное. Не обязательно говорить именно так. Главное, донести до ребенка, как вы его любите.

5) Тренировка воображения
С самыми маленькими можно просто поиграть в ролевую мини-игру: показать как гномик гуляет, как ест, как спит. С детьми постарше можно помечтать: представь, что мы сели в паровозик и поехали к бабушке. Какой бабушка пирог испекла? С морковкой?.. Вкусный, наверное! И так далее.

6) Тренировка экстрасенсорики
Упражнение на телепатию – (ребенок к этому времени до сих пор сидит у вас на коленях или очень близко) – маме нужно представить фигуру любого цвета и мысленно послать ее своему ребенку, а потом спросить малыша, что он увидел. Например: «Я посылаю тебе кружок, какого он цвета?». Похвалите ребенка в любом случае. Со временем можно телепатировать самые разные предметы.
Упражнение на интуицию – начинаем с самого простого: просим малыша угадать, в какой руке сидит зайчик? Под которым листочком спрятался жучок? Потом усложняем: предлагаем три киндер-яйца и спрашиваем, в котором сидит мишка и тому подобные задания. Количества яиц или картинок со временем увеличиваем. Для начала выбор может делать родитель. Таких упражнений может быть сколько угодно по желанию малыша.

7) Гимнастика для глаз
Для самых маленьких берем колокольчик и водим и звеним им вверх-вниз, влево-вправо. Для детей постарше воспользуйтесь этими картинками.

8) Метод Флэш-карточки – это картинки на самые разные темы (например, цветы, транспорт, дикие животные)

Шичида советует начинать со 100 штук. Каждую карточку показываем не больше 1 секунды. Оптимальный вариант — 0.5 секунд, что, конечно, нелегко, потому что нужно обязательно успеть назвать карточку. Быстрый показ важен, потому что именно при большой скорости активизируется правое полушарие мозга. А называть карточку нужно для одновременного подключения и левого полушария — так происходит синхронизация полушарий мозга.
Необходимо помнить, что целью флэш-карточек не являются энциклопедические знания. Одни и те же наборы карточек можно показывать не ранее, чем через 6 месяцев и не больше трех раз. В школах Шичиды карточки бумажные, но в домашних условиях одной семье было бы тяжело заниматься изготовлением такого количества карточек. Поэтому сегодня многие родители флэш-карточки делают в виде компьютерных презентаций. (Ссылка на видео https://youtu.be/kmC1FTCsOX8 ) Японская методика Шичида отличается от американской методики Домана тем, что карточки меняются в 4 раза быстрее.

9) Игры на развитие фотографической памяти
Похожие картинки. Для этой игры нужны картинки, которые немного отличаются друг от друга. Например, на одной нарисован гномик в синей шапочке, а на другой – в красной. На доли секунды демонстрируем ребенку одну из картинок (лучше А4 формата), а затем показываем обе и спрашиваем, какую он уже видел.

Размести правильно. Нужно показать любые картинки (маленького размера), размещенные на «сетке»: для начала это могут быть три картинки, помещенные на полоске, разделенной на три равные части. Показываем не более 1 секунды, а затем просим ребенка разложить те картинки по местам. Для самых маленьких: покажи мишке его домик и т.п.

Найди новую картинку. Очень быстро показываем и называем несколько картинок (начните с трех). А затем раскладываем перед ребенком эти картинки + еще одну, которую малыш еще не видел. Задача – указать на эту картинку или назвать ее.

Кто спрятался? Также очень быстро показываем картинки, потом все, кроме одной, раскладываем перед ребенком, а он пробует вспомнить, какой картинки не хватает.

Мандала. Это картинка обычно в виде любой геометрической фигуры. Мандала может быть простой – синий треугольник с желтым кругом внутри, а может быть очень сложной – например, круг, внутри которого нарисованы разные фигуры.

Ребенок в данном случае 1-5 секунд смотрит на мандалу. Затем на такой же, но уже бесцветной мандале, отмечает карандашами, как она была окрашена.

Абсурдная история или память «цепочкой». Требуется воссоздать смешную историю в картинках. Мама из набора карточек (для начала 3 штуки) сочиняет сюжет типа: ворона прыгнула в речку, которая пахла как роза. Соответственно, перед ребенком лежат картинки – ворона, река и роза. Сначала мама 1-2 раза рассказывает историю, а потом перемешивает карточки, и ребенок пытается вспомнить сюжет. В школах Шичиды со временем дети начинают запоминать расположение сотен картинок лишь один раз взглянув на них. И делают это уже без какой-либо истории.

10) Развитие органов чувств.
Занятия на цветовосприятие, музыкальный слух, развитие тактильных ощущений, игры на узнавание запахов, поэзия и творческие занятия
Всем этим можно заняться сразу после основного блока. В интернете можно найти массу примеров, как можно развивать слух, обоняние, цветовосприятие и осязание.

11) Упражнение «Внушение», описанное выше, завершает занятие.
В конце можно снова спеть вместе любимую песенку. Шичида советует заниматься так по 30-40 минут в день. А остальное время позволить ребенку играть.

Профессор Шичида считал, что самое главное в этих уроках – занятия, описанные в пунктах с 1 по 6 включительно. И особое значения для развития правого полушария имеет тренировка воображения. А когда последнее развито, можно с легкостью развить и фотографическую память, и уникальные математические, и даже экстрасенсорные способности.
Также очень важным условием успеха являются доверительные и близкие отношения между малышом и родителями, потому что перед занятием очень важно расслабиться.

Оставьте на более зрелый возраст (3-4 года) изучение цифр и букв и другие подобные занятия, стимулирующие преждевременное развитие левого полушария мозга. Научите ребенка играть в ролевые игры с игрушками-заменителями (например, кубик может на время стать паровозиком, а карандаш — ложкой) – это развивает воображение, что очень полезно.
Чаще мечтайте с ребенком, представляя, как вы поедете на море или пойдете в зоопарк. Используйте простые предложения, описывая, что вы будете делать и что увидите. Ребенок будет представлять, а это ни что иное, как – тренировка воображения.
Также очень полезно с рождения давать ребенку предметы, как в правую, так и в левую руку. Учите малыша есть и рисовать и левой, и правой рукой. Для синхронизации полушарий мозга можно рисовать сразу обеими руками. Например, в этом плане очень полезна игра на фортепиано.

Слушайте музыку, пойте, танцуйте, играйте с тактильными мешочками, вдыхайте разные запахи, пробуйте разные вкусы, изучайте оттенки цветов, занимайтесь творчеством – это позволит хорошо развить правое полушарие мозга.

В заключение

Несмотря на то, что российские последователи японского метода Шичиды имеют в своем распоряжении только иноязычные учебники и самодельные пособия, они с успехом применяют его учение на практике. Родители-энтузиасты утверждают, что за пару лет регулярных занятий у детей развиваются отличная память и умение считать в уме, а уж технику чтения за такое время малыши осваивают просто блестяще. Однако однозначно утверждать, что все эти успехи – заслуга исключительно японской системы, невозможно: папы и мамы признаются, что в своих занятиях с малышами они обычно используют несколько методик. И как правило, с каждым, с кем в раннем детстве родители активно занимались, уделяли много «качественного» времени в будущем проще воспринимают новые знания и легче «учатся учиться».

И пусть Вам поможет в этом перевод на русский язык.

Материал подготовила Мариэль Волкова, специально для мам новорожденных из МамаКлуб.