Понравится ли малышу отдых? Насколько быстро он сумеет привыкнуть к новой обстановке? Сильно ли будет скучать по родителям?

Вместо того чтобы терзаться этими вопросами, постарайтесь подготовить ребенка к поездке. В ваших силах сделать так, чтобы адаптационный период в лагере прошел с наименьшими потерями, а отдых удался на славу.

1. Скорректируйте распорядок дня

Как показывает практика, детям, особенно в новой для них обстановке, бывает довольно сложно выдерживать определенный режим дня. Психологи советуют начать приучение к лагерному распорядку за пару недель до отъезда. После покупки путевки, уточните режим, принятый в отрядах, узнайте, чем занимаются дети. Постарайтесь ввести этот распорядок дома, впоследствии он не покажется неудобным и непривычным.

2. Расскажите, как завести друзей

Если ваш ребенок не слишком общителен, отдых в лагере может стать для него толчком к развитию коммуникативных навыков. Главное, настрой на нужный лад. Объясните ему, что все дети вокруг будут в такой же ситуации - незнакомы между собой, возможно, стесняются или волнуются. Скажите, что не стоит бояться проявлять инициативу при знакомстве, ведь ребята будут только рады с ним подружиться.

Особо застенчивых малышей хорошо отправлять в лагерь с кем-то знакомым - братом или сестрой, другом по двору или детскому саду, одноклассником. Психологи утверждают, что в таком тандеме ребятишкам будет проще адаптироваться к новой ситуации.

3. Научите не поддаваться на провокации

В каждом отряде обычно находятся свои заводилы, которые подбивают остальных детей к нарушению дисциплины. Чаще всего это происходит в отрядах средней возрастной группы - от 10 до 13 лет. Драки, вылазки за территорию лагеря, несоблюдение режима - все это обычно предлагается зачинщиками «на слабо». Проговорите с ребенком, каким образом вести себя в такой ситуации, подумайте вместе, что ответить заводиле, чтобы сохранить свой авторитет, но не поддаваться на провокацию.

4. Объясните роль вожатых

Маленькие дети могут переживать, что останутся в лагере одни, без защиты родителей. Расскажите, что рядом с ним будут взрослые, которые сумеют помочь в любой трудной ситуации, защитить, поддержать советом. Заранее поселите в ребенке доверие к вожатому, и на протяжении всей лагерной смены ребенок будет чувствовать себя более уверенным.

5. Внушите веру в себя

Дайте малышу понять, что в таком серьезном деле, как поездка в лагерь, вы ему полностью доверяете. Расскажите, как вы рады тому, что он уже такой взрослый и может провести две недели без родителей. Дайте ребенку почувствовать ответственность за себя и свое поведение. По оценкам психологов это становится лучшей мотивацией к быстрой адаптации в летнем лагере.

Но не переусердствуйте, чтобы не вызвать ощущение, что его бросают на произвол судьбы. Обязательно расскажите, что родные (родители, дедушки и бабушки) будут скучать по нему. Начните психологическую подготовку малыша хотя бы за пару недель до отъезда. И тогда период адаптации в летнем лагере пройдет для него легко, а сам отдых принесет только приятные впечатления и воспоминания.

Летний лагерь из года в год несет в себе одни и те же нюансы для школьников младшего и старшего возраста, которые впервые отправляются на отдых в лагерь. Вначале, первые 3-5 дней, особенно при первой поездке, подросток будет испытывать стресс, так будет проявляться его адаптация к новым условиям. В этот период ему потребуется наибольшая поддержка, и звонки домой скорее всего будут довольно частыми. От родителей потребуется максимум выдержки для настроя ребенка на оптимистичный лад и внушения веры в его самостоятельность и взрослость. Первая неделя наиболее сложная и если ваш ребенок совсем уж тяжело переносит такой отдых, то возможно он еще не готов к самостоятельности и имеет смысл забрать его, повторив попытку через пару лет.

Вторая неделя жизни в лагере, как правило, сменяется увлеченностью, активностью и общением с новыми друзьями, а звонки домой становятся реже и больше по делу. Ребенок должен быть подготовлен к различным ситуациям, умению самостоятельно решать проблемы, но при этом при возникновении очень сложных ситуаций не должен замыкаться, а должен суметь обратиться к вожатым либо к родителям.

Довольно часто сами родители своей чрезмерной опекой мешают ребенку вести полноценный отдых и ставят его в неловкую ситуацию, доставая постоянными звонками. Следует заранее обговорить наличие денег на телефоне и количество звонков.

Наиболее сложной является адаптация к новому коллективу , каждый человек испытывает определенные сложности при вливании в новый коллектив, а ребенок в этом случае более чувствителен. Стоит очень внимательно отнестись к его чувствам и наблюдать за его поведением при звонках, если вдруг будет проявляться дезадаптация то это обязательно будет заметно в отрицательных эмоциях, вранье, повышенной возбудимости либо замкнутости.

Первые признаки дезадаптации возможны еще дома, такое проявление связанно со страхами и неуверенностью, неизвестностью перед чем-то новым. Достаточно часто это тревога исходит от родителей и связанна она с основной потребностью в безопасности. Родителям в такой момент следует уделить ребенку больше внимания и постараться выяснить, что его тревожит при этом по возможности развеять его сомнения и страхи. Достаточно часто подросток едет в лагерь с кем-то из знакомых, в таких случаях положительные рассказы о предыдущих поездках товарища позволят сгладить сложность ситуации и придадут позитивный настрой. Если ваш ребенок едет впервые в лагерь, при этом у него нет никакой информации, социализация в таком лагере будет проходить значительно сложней. Также родителям следует сдерживать себя, не показывая своей тревоги за ребенка, чтобы не заразить его такими симптомами.

Собрав заранее информацию о жизни в лагере, развлечениях, вожатых, охране и так далее, родители и сами будут более спокойны, и ребенка увлечь новыми интересами будет легче. Не стоит забывать, что в любом лагере всегда есть взрослые несущие ответственность за жизнь и здоровье детей, организующие их питание и досуг, а при необходимости и оказание медицинской помощи.

Правильно сформированный отдых ребенка в период летних каникул является большим искусством. Хорошо подобранный лагерь, сочетающий с себе неутомительное безделье совмещенное с уроками активности и общение с новыми друзьями позволит ребенку продуктивно отдохнуть и набраться заряда сил на учебный год. Родителям также необходимо подготовить ребенка к самостоятельным развлечениям в виде интеллектуальных игр, либо принятии, а возможно и создании развлекательных мероприятий в форме шоу. Такие навыки не позволят ему заскучать в любом лагере.

Отправляя ребенка в лагерь нужно понимать, что такое мероприятие не просто отдых от ребенка, поэтому необходимо контролировать насколько ему там комфортно и все ли у него там в порядке. Подросток, особенно впервые проводящий длительное время без родителей не должен быть подвержен длительное время отрицательным эмоциям, и возможно в каких-то ситуациях будет нуждаться в эмоциональной поддержке близких людей, нельзя бросать его в таком испытании. В таких случаях следует, выбирая лагерь отдать предпочтение расположенному неподалеку от дома.

Подведя итог следует:

Отправляя впервые ребенка в лагерь нужно заранее рассмотреть возможные проблемы и варианты их решения;

Впервые ехать в лагерь лучше с кем-то знакомым;

Взять с собой какую-нибудь дорогую сердцу вещь или книгу;

При нестандартном поведении ребенка, например замкнутость, поговорить с педагогом находящемся в лагере;

При настойчивых просьбах забрать ребенка домой, постараться разобраться в причинах не торопясь с выводами, возможно, это лишь начальная адаптация;

Собирая ребенка в лагерь подобрать молодежную современную одежду создавая тем самым комфортное психологическое состояние и принадлежность к молодежной группе.

Если выбор летнего лагеря удался, то пребывание ребёнка там в отсутствии родителей обязательно окажет свое положительное воздействие в физическом и эмоциональном плане.

В последние годы все чаще взгляды и подходы, излагаемые по проблемам организации каникулярного времени детей, касаются вопросов, связанных с философским и глобальным педагогическим аспектом . Очень часто за яркими, звучными названиями программ организации детского отдыха (часто выдаваемых за инновационные) кроются по сути своей привычные и давно апробированные методики и формы работы. Тем не менее, время требует совершенно нового подхода к содержанию деятельности. Современная ситуация развития ребенка весьма неблагоприятно влияет на само его развитие. Постоянно действующие стрессирующие факторы и обстоятельства, ритм жизни, насыщенность информационного пространства – все это накладывает отпечаток на адаптационные механизмы современных детей .

Ни для кого не является секретом, что в последнее время специалисты отмечают постоянный рост численности людей, страдающих расстройствами и заболеваниями, так или иначе связанными с эмоционально-волевой сферой человека, а также прослеживающуюся невротизацию общества . Более того, возрастание количества эффективных расстройств (прежде всего тревожных и депрессивных состояний) сопровождается сопутствующими соматическими заболеваниями. А если быть более точными, то эти расстройства «маскируются» под видом соматических заболеваний. По различным данным, не менее 30% людей, обращающихся за помощью к терапевтам, кардиологам, невропатологам и другим специалистам районных поликлиник и диагностических центров, страдают соматоморфными расстройствами, т. е. психическими расстройствами, которые замаскированы соматическими симптомами, не имеющими достаточной физической основы.

Таким образом, можно сказать, что именно эмоциональная сфера становится наиболее патогенной зоной в современном обществе . Эта тенденция прослеживается, к сожалению, и у детей. Усугубление ситуации возникает в моменты перемен в жизни ребенка (смена места жительства или места учебы, изменение состава семьи или другие семейные ситуации). Приезд ребенка в лагерь, в незнакомую обстановку является одной из таких ситуаций, особенно если ребенок никогда ранее там не был.

Каждый ребенок, даже если он ранее был именно в этом лагере, проходит период адаптации к новым условиям (новому детскому коллективу, новым вожатым, программе лагеря и т. д.). Задача вожатого сделать этот период как можно менее продолжительным, помочь ребенку мягко, без особых эмоциональных потерь войти в жизнь временного детского коллектива. Чем быстрее будут решены задачи адаптации детей, тем быстрее вожатый сможет приступить к решению других воспитательных задач.

Вожатым, как впрочем и другим педагогам, в силу своего положения приходится работать не только с детьми, развитие которых протекает в рамках нормы, но и с теми детьми, эмоциональное благополучие которых не всегда соответствует их темпераменту и нормам развития. Молодой педагог сталкивается порой с труднообъяснимыми для него случаями отклоняющегося поведения, эмоциональной нестабильностью, дефектами развития и другими аномалиями психики. Естественно, что он должен адекватно реагировать на все эти проявления эмоциональных и поведенческих отклонений. От того насколько правильной будет эта реакция, зависит дальнейшее развитие ребенка, его эмоциональное благополучие и отношения с окружающим его миром.

Именно поэтому сегодня очень актуальным кажется вопрос о кардинальной смене содержания отдыха детей в условиях летних оздоровительных лагерей. На наш взгляд, крайне необходимой в условиях детских оздоровительных лагерей является специальная работа психологов и психологов-тренеров по коррекции эмоциональных состояний детей. Эта деятельность, естественно, не должна быть доминирующей, а должна выступать одним из направлений работы наряду с досуговой, познавательной, развивающей. То место, которое отводится сегодня познавательному и развивающему аспекту работы с детьми, несомненно, заслуживает уважения, тем более, что все больше внимания уделяется и здоровьесберегающим направлениям. Но ситуация такова, что при планировании деятельности практически не уделяется внимания психогигиеническому аспекту развития современных детей. Тем не менее, эта необходимость назрела уже давно, т. к. все чаще и чаще педагогам временных детских коллективов приходится сталкиваться с детьми, страдающими различными эмоциональными и поведенческими расстройствами, среди которых:

    расстройства поведения, вызванные ошибками семейного воспитания (комплексы, мании, навязчивости);

    расстройства поведения, вызванные особенностями взаимоотношений в семье (застенчивость, неконтактность, агрессия, эгоцентризм, депрессивные состояния);

    состояния, вызванные невниманием к ребенку в семье (психолого-педагогическая запущенность, разнузданность и вседозволенность);

    эмоциональные расстройства, вызванные повышенным уровнем ситуативной и личностной тревожности;

    расстройства характера, в том числе явно выраженные акцентуации характера;

    невротические расстройства (истерические состояния, детские страхи и фобии, неврастения, навязчивости и т. д.);

    стойкие личностные и психические защиты, проявляющиеся в аддиктивном и отклоняющемся поведении.

Этот перечень можно продолжить, но это не является целью нашего исследования.

Мы приводим данные нашего исследования, проведенного в рамках программы личностного роста «Зажги звезду!», которая проводится нами в одном из оздоровительных лагерей Новосибирска. Данные нашего наблюдения помогут определить некоторые симптомы детей, испытывающих трудности адаптации.

Наблюдение выявило определенную категорию детей с низким уровнем коммуникативной активности (как следствие, низкий уровень адаптации), заниженной самооценкой, преобладанием мотивации избегания неудач, неспособностью к самоактуализации, а в некоторых случаях проявляющих агрессивность (имеющую, кстати, защитное происхождение). У подавляющего количества детей был выявлен крайне низкий уровень творческой активности. Более чем у 70% этих детей данные явления сопровождались теми или иными поведенческими реакциями, выказывающими их уровень тревожности:

    Отсутствие инициативы в ситуации прямого взаимодействия с детьми.

    Мышечное напряжение (руки, ноги, тело), угловатая походка, позвоночные зажимы.

    Настороженность, внутренняя скованность, боязливость.

    «Закрытые» позы: скрещенные руки и ноги при сидении или движениях .

    Бедная мимика, сдержанность проявления эмоций.

    «Защитные предметы» в руках.

    Тремор, тикообразные движения.

    Затруднение вербализации (заикание, оговорки, большие паузы и т. д.).

    Затруднение дыхания (учащенное, вздохи, «пошмыгивание» носом).

    Беспокойство, двигательное возбуждение, ажитация.

Тестирование и интервьюирование детей выявило преобладающее количество детей с мотивацией избегания неудач (72%), заниженный (в том числе низкий) уровень самооценки (82%), наличие страхов и фобий (79%). Совершенно очевидно, что этим детям была необходима профессиональная психолого-педагогическая помощь. Важно знать, что явилось поводом для проявления таких состояний.

Как мы уже указали, специфическая ситуация временного детского коллектива, особенно в первоначальные этапы его формирования и развития, является, на наш взгляд, усугубляющей большинство этих расстройств и состояний. Новый коллектив, незнакомые дети и взрослые, требования, предъявляемые к ребенку – все это само по себе является дополнительным стрессирующим фактором. Именно поэтому в первые же дни пребывания ребенка в лагере необходима специально организованная деятельность педагогов и психологов, направленная на снятие тревожных состояний, дезадаптации и на формирование благоприятного психологического климата и отношений в формирующемся детском коллективе. Именно эту задачу должны выполнять специально подобранные (учитывающие возрастные особенности) коммуникативные игры, упражнения, тренинговые задания, групповая творческая деятельность.

Но закономерно встает вопрос: как определить эти состояния и расстройства. Ведь в условиях временного детского коллектива с его быстрым ритмом деятельности педагогу зачастую просто не хватает времени, чтобы увидеть каждого ребенка, заметить его особенности, эмоциональные состояния, чувства. Для этого существует ряд специальных методик и приемов.

Один из возможных способов мы уже рассмотрели – это наблюдение. В условиях детского коллектива наблюдение, как правило, бывает включенным – вожатый, участвуя в жизни детского коллектива, проводит наблюдение и при необходимости фиксирует полученные данные. Наблюдение за поведением ребенка в ходе специально организованной деятельности может дополнить данные, полученные при проведении других методик, о которых мы расскажем ниже.

Другой способ – специально организованная творческая деятельность. В организационный и другие периоды лагерной смены именно она в какой-то мере служит решению задачи не только диагностики, но и коррекции состояний, отношений, поведения .

Но, на наш взгляд, гораздо более эффективны, в данном случае, методы экспресс-диагностики, применяемые специалистами-психологами или специально подготовленными педагогами. В этот ряд, несомненно, можно включить часть проективных методик («Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек», «Автопортрет», «Моя семья»). Эти методики могут помочь выявить нюансы развития, эмоциональных состояний, самооценки и других личностных и характерологических особенностей ребенка. Для детей, входящих в уже определенную «группу риска» можно провести специальные тестовые методики и упражнения («Незаконченные предложения», «Завершение фразы», «Продолжение сказки» и т. п.).

Вышеперечисленные способы диагностики, примененные в комплексе, позволяют с определенной точностью определять те состояния и расстройства эмоционально-волевой сферы, которые имеются у ребенка.

Необходимо знать, что в обычном лагере одинаковые стартовые условия, в которых изначально находятся дети.

В этой связи основными социально-психологическими задачами педагога временного детского коллектива является организация совместной деятельности, направленной на:

    преодоление стрессогенного воздействия в новой для ребенка ситуации;

    адаптацию ребенка к новым условиям существования;

    самоутверждение в новых статусных ролях и системе взаимоотношений;

    самореализацию ребенка.

К большому нашему сожалению, практика показывает, что большинство педагогов не готовы к реализации этих задач. Кто-то – в силу незнания к данной проблеме, кто-то – в силу каких-то других обстоятельств. В результате, вместо полноценного отдыха, направленного на развитие своих способностей, реализацию своих конструктивных потребностей, ребенок получает воспоминания о бесцельно прожитых каникулярных днях и о несложившихся отношениях со сверстниками.

Какие факторы свидетельствуют о том, что ребёнок действительно готов к своей первой поездке в лагерь?

Ребёнок может быть готовым к непродолжительной разлуке с родителями примерно с 5-6 лет. Оптимальным возрастом, когда его можно отправить в летний лагерь, психологи считают 8-9 лет, хотя для многих и это рано. Поэтому, прежде чем планировать поездку, внимательно присмотритесь к ребёнку и оцените его возможности.

1. У ребёнка должно быть личное желание туда ехать. Если ребёнок категорически отказывается от предложения отдохнуть пару недель за городом, вероятно, он не готов расстаться со своими родителями или испытывает какие-то страхи, связанные с разлукой и пребыванием в детском лагере.

3. Ребёнок должен иметь навыки самообслуживания и быть самостоятельным в бытовых вопросах. Даже если маленькому путешественнику 6-7 лет, он должен уметь самостоятельно переодеваться, умываться, пользоваться столовыми приборами, застилать постель и следить за своей внешностью.

4. Решения, касающиеся лагеря (куда ехать, какие вещи с собой брать), должны приниматься совместно с ребёнком, учитывая, конечно, степень зрелости ребенка и требования лагеря. Если ребенок чувствует свою вовлеченность в процесс принятия решений, шансы на получение им позитивного опыта в лагере увеличиваются.

С чем же придётся столкнуться ребенку, впервые попавшему в оздоровительный лагерь?

Пребывание в лагере требует определенного уровня самостоятельности и психологической зрелости. Объясните сыну или дочери, что:

1. там придется долгое время быть без родителей;

2. пространство лагеря совершенно незнакомо, и сразу запомнить, что где находится, не так-то просто;

3. правила пребывания в лагере поначалу неизвестны, но их выполнения требуют;

4. необходимо самому за собой ухаживать, например, содержать в порядке и чистоте одежду, тумбочку, постель; следить за своими вещами, чтобы не растерять предметы, без которых будет сложно обойтись - расчёску, зубную щетку и т.д.;

5. детский коллектив абсолютно новый, и нужно найти в нём свое место;

6. ответственность за себя придётся нести самому: решать, в какие кружки записаться, с кем дружить, в каких играх и забавах принимать участие.

Какие существуют способы создания нужного психологического настроя у ребенка?

Для одних людей поездка в лагерь является семейной традицией. Для других, наоборот, это противоречит их внутреннему миру. Если вы впервые отправляете ребёнка в лагерь, то должны осознавать, что и вы сами, и ваш ребёнок вместе учитесь расставанию, но ваша задача – поддержать его в этот нелёгкий для него момент.

1. Родители могут рассказать о том, что такое лагерь, какие в нём правила. Хорошо, если вы вспомните и расскажете малышу несколько интересных историй из вашей «лагерной» жизни, покажете фотографии.

2. Дайте понять, что если ребёнок будет соблюдать основные правила и проявлять доброжелательность в общении, отдых будет удачным. Вселите в ребёнка уверенность, что он сможет хорошо провести время вдали от дома.

3. Если есть возможность, отправьте ребёнка в компании знакомых ему ребят, так ему будет легче адаптироваться в новом коллективе.

4. Чем спокойнее родители будут реагировать на отъезд ребёнка, тем легче он воспримет разлуку и новые условия в лагере. Тревогой родителей «заражаются» практически все дети (особенно начальной школы). Психологами доказано, что у тревожных (истеричных) матерей дети с такими же показателями. Главное – не паникуйте сами!

5. Родителям необходимо как можно больше собрать информации о лагере: где находится, какие условия, кто будет воспитателем, какие кружки, секции, развлечения есть в лагере, когда можно приезжать к ребёнку и т.п. Тогда тревога уляжется.

Как реагировать на просьбы ребенка забрать его домой?

В том или ином виде адаптация проходит у каждого ребенка, но это вовсе не значит, что не стоит обращать внимания на жалобы и слёзные просьбы ребёнка забрать его из лагеря. Даже находясь вдали от ребёнка можно попытаться помочь ему, попробовав воспользоваться простыми советами.

1. Надо расспросить ребёнка о том, что именно не нравится в лагере, вместе поискать решение этих проблем.

2. Важно сказать, что вы тоже скучаете, но верите, что он быстро найдёт новых друзей, следует настроить ребёнка на хороший отдых.

3. Если ребёнок жалуется, что его бьют, дразнят и обижают, надо обязательно связаться с администрацией лагеря и попросить воспитателя (вожатого) прояснить ситуацию, можно по предварительной договоренности с администрацией лагеря, поехать, чтобы понять, говорит ли ребёнок правду или фантазирует с целью привлечения внимания.

4. Демонстративный ребёнок чувствует недостаток внимания к себе и поэтому может устроить истерику как родителям, так и вожатым. Единой стратегии, которую можно рекомендовать при общении с таким ребенком, нет. Терпеливые родители могут дотерпеть до конца смены, оставив ребёнка в лагере в воспитательных целях, те, у кого нервы не выдержат, могут забрать ребенка посредине смены. Всё зависит от терпения родителей и цели, которой они хотят достичь.

5. Ещё один важный совет: постарайтесь общаться с ребёнком по телефону в первой половине дня и до 18 часов – в это время ваш ребенок увлечён деятельностью и общением. Ваш звонок не вызовет грусти и тоски по дому. Поздние звонки, особенно ближе к отбою, напоминают ребёнку об уютной обстановке дома. Ребёнок начинает скучать и проситься домой.

В большинстве случаев то, что поначалу вызывало тревогу, обернется преимуществом. Обстановка непривычная, но сколько всего увлекательного! Коллектив незнакомый, но зато можно решиться и показать себя по-новому, более смелым и интересным! Нужно принимать самостоятельные решения, ведь это же здорово! Да, родители не подсказывают, но нет ни повышенного контроля, ни излишней опеки. Дети, преодолевшие трудности адаптации, радуются, что не уехали домой, а остался отдыхать.

Еще один «острый», но короткий период, - когда смена переваливает за середину. На несколько дней возвращаются тоска по дому, по родителям, усталость от общения в новом коллективе. Снова вы можете услышать жалобы ребёнка и просьбы забрать его домой. Но это лишь на 2-3 дня. Затем открывается «второе дыхание»: дети понимают, что смена движется к концу, и спешат успеть то, что не смогут сделать дома. Ближе к концу смены многие дети говорят, что им жалко уезжать из лагеря. Если вы слышите от ребёнка такие слова, если он просит вас в следующем году ещё раз отправить его в лагерь, значит, он получил от отдыха то, что ему было нужно!

Даже если первое знакомство вашего ребёнка с лагерем сложилось не очень хорошо, не стоит расстраиваться. Лагерь – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. И, вероятно, что, «выучив этот урок», в следующий раз вы и ваш ребёнок отдохнете с куда большим удовольствием.

Ребёнок, как и любой взрослый, попадая в новый коллектив, проходит этап адаптации. За короткое время ему нужно занять свое место в отряде, найти себе друзей и единомышленников, определить занятие по душе и преодолеть барьеры общения и взаимодействия. В среднем период адаптации занимает 3-7 дней.

Каждый ребенок проходит через период адаптации, но протекать этот процесс может по-разному. Кто-то быстро вливается в деятельность лагеря, а кто-то начинает звонить родителям и умолять забрать его из лагеря. На этот период приходится самое большое количество звонков домой с просьбами забрать из лагеря (особенно, если это первое самостоятельное путешествие ребенка).

Известны случаи, когда из престижных всемирно известных лагерей дети просили родителей забрать их досрочно.

Причины такого поведения могут быть разными, но в большинстве случаев основной причиной трудностей являются личностные характеристики ребенка, а не лагерная программа или профессионализм вожатых и педагогов.

Легкость адаптации на прямую зависит от особенностей характера, темперамента и воспитания ребенка.

Коммуникабельные, самостоятельные и уверенные в себе дети справляются со стрессом быстрее, они чаще первыми идут на контакт как со сверстниками, так и с вожатыми, поэтому меньше тоскуют по дому и чувствую себя одинокими.

Такие дети без труда вливаются в жизнь лагеря, становятся заводилами, «знаменитостями», о которых помнят даже после окончания смены. Они редко звонят домой, как правило, родителям приходится самим выдергивать их из активной лагерной жизни, чтобы поговорить по телефону.

Домашние, робкие и застенчивые дети адаптируются дольше.

Если до этого ребенок жил в тепличных домашних условиях и свои вещи доставал чистыми и поглаженными из шкафа, то ему может прийтись не по нраву новая жизнь. Здесь ведь надо и погладить самому, и постирать.

Такие дети стесняются сами завести знакомство, не стремятся проявить инициативу, поэтому в первые дни, пока вожатый знакомится со своими подопечными и отряд только начинает сплачиваться, тихони скучают по дому, чувствуют себя лишними.

Вожатым требуется больше времени на то, чтобы втянуть таких детей в лагерную жизнь, завоевать их доверие, поэтому адаптационный период может длиться пять-семь дней. Для многих детей одним из выходов является совместная поездка с другом или подругой. Двое - это не один. Вдвоем не заскучаешь, всегда есть поддержка.

Также трудности могут возникать, если ребенок ведет замкнутый образ жизни, у него нет друзей и подруг, и он чаще проводит время с родителями, перед телевизором или за компьютером.

Готов ли ребенок к разлуке с родителями?

Многие дети волнуются, расставаясь со своими родителями, причем чем меньше ребенок, тем тяжелее дается ему разлука. Если при этом у ребенка отсутствует какой-то опыт отдельного от родителей отдыха, поездка в летний лагерь может оказаться для него серьезным испытанием.

Взрослые, которые слишком беспокоятся за ребенка, рискуют заразить своей тревогой и его самого. Маленькие дети склонны подражать родителям и перенимать их волнения. А с таким эмоциональным багажом ребенок вряд ли почувствует себя комфортно, даже если попадет в тепличные условия.

Так называемые сверхопекающие родители особенно склонны драматизировать расставание с ребенком. Они, если и решаются отдать ребенка в лагерь, то стараются держать ситуацию под контролем - часто навещают ребенка или названивают ему. Рано или поздно такой сверхконтроль и опека делают жизнь ребенка в лагере невыносимой. Ему становится стыдно перед сверстниками и неудобно перед вожатыми за навязчивость своих мамы и папы.

Но особенно тяжело детям, которых отправляют в лагерь против их воли - ребенок чувствует себя преданным и ненужным.

Бывает и так, что поездка ребенка в лагерь на все время каникул воспринимается им как своеобразное наказание. Так происходит, если родители на протяжении года пытаются повлиять на поведение ребенка: пугают его тем, что отправят в лагерь, где его научат, как себя нужно вести и как быть самостоятельным. Даже если взрослые произносят это в сердцах, они сеют в душе ребенка страхи, связанные с поездкой в лагерь.

О том, что ребенок действительно готов к своей первой поездке в детский лагерь, свидетельствует, во-первых, его желание туда ехать. Поэтому прежде чем покупать путевку, поговорите со своим ребенком, а хочет ли он сам в лагерь? От этого также будет зависеть «успешность» этого события.

Вероятно, он не готов расстаться, хоть и ненадолго, со своими родителями или испытывает какие-то страхи, связанные с разлукой и пребыванием в детском лагере.

В этом случае есть 2 варианта: вы можете попытаться его уговорить, рассказать, какой увлекательный отдых его ждет или отказаться от идеи лагерного отдыха в этом году.

Подготовьте своего ребенка к лагерю!

Заботливые родители могут подготовить ребенка к лагерю, привить ему те навыки, которые помогут скорее освоиться, влиться в коллектив:

1. Самостоятельность: стоит научить ребенка самостоятельно заправлять постель, следить за чистотой одежды, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены и следить за своей внешностью.

2. Навыки общения: для более быстрого и безболезненного привыкания к лагерю желательно, чтобы ребенок умел сам заводить межличностные контакты со сверстниками и поддерживать их, то есть дружить.

Родителям ребенка, который отправляется в лагерь впервые или едет после неудачного опыта, следует заранее узнать про распорядок и правила лагерной жизни и подробно рассказать их ребенку, чтоб он хорошо представлял себе куда едет. Не желательно отправлять ребенка в лагерь, если он сам туда не хочет. Однако можно попытаться переубедить его.

Что делать, если ребенок просит забрать его домой?

Постарайтесь свести ваше общение с ребёнком в первые дни пребывания в лагере к минимуму, позвольте ему сдружиться с новыми ребятами самостоятельно. Не звоните часто, не контролируйте ребёнка, дайте возможность процессу адаптации развиваться естественным ходом. Воздержитесь от частых приездов в лагерь, т.к. ваш приезд сразу сказывается на моральном состоянии не только вашего ребёнка, но и других детей. У остальных детей сразу появляются мысли: «К нему приехали, а ко мне нет, значит его больше любят, чем меня; значит я хуже, чем он» и т.д.

Не обещайте ребенку забрать его, если ему не понравится. В таких случаях подросток будет проявлять пассивность, не будет включаться в деятельность отряда и будет уверять вас, что все плохо.

Напротив, постарайтесь расспросить ребенка о том, что именно не нравится в лагере, предложите решение этих проблем, посоветуйте обратиться к вожатому.

Постарайтесь настроить его на оптимистичный лад, скажите, что вы тоже скучаете, но верите, что он быстро найдет новых друзей, в общем, следует настроить ребенка на хороший отдых, убедите в том, что он уже взрослый, и родители гордятся его самостоятельностью.

Если у Вашего ребёнка во время пребывания в лагере возникают какие-либо проблемы, и он стесняется обратиться к сотрудникам лагеря, пожалуйста, сообщите об этих проблемах руководителю смены.

Следует отметить, что динамика отрядного сплочения предполагает прохождение периода конфликтов между детьми. Чаще всего разногласия между подростками возникают на бытовой почве (кто раскидал или подвинул вещи и т.д.)

Ведь наши подростки такие разные. У каждого из них на разном уровне сформированы навыки самообслуживания и гигиены, уже успел сложиться различный уровень общей культуры и воспитанности. И не все подростки умеют сами решать возникающие разногласия.

Иногда родители забирают ребенка, если его кто-то обидел и конфликт не был разрешен мирно. Ребенок, уехавший из отряда в подобном случае, усваивает стереотип поведения, при котором все его сложные жизненные ситуации должны разрешить родители. В конечном итоге формируется неуверенность в себе и своих силах, представление о собственной слабости перед трудностями. Досрочный отъезд из лагеря может в дальнейшем проявиться боязнью поездок не только в детский лагерь, но в любое место «без родителей».

Лагерь помогает раскрыться детям с самой неожиданной стороны. Незнакомое окружение дает ему шанс забыть о привычных шаблонах поведения. И если во дворе или школьном классе он привык к роли "тихони", "ботаника", то здесь он имеет возможность примерить и опробовать для себя новые роли - ведь никто не знает, каким он был раньше. Получив опыт лидера, чемпиона, души компании или просто уверенного и всеми любимого мальчика или девочки, ребенок осознает, что он способен быть лучше, чем привык о себе думать.

Поэтому не стоит при первой жалобе ребенка сразу бежать забирать его, дайте ему шанс проявить самостоятельность! Доверяйте своим детям и отпускайте их, все равно они станут взрослыми. При правильном семейном воспитании это не страшно! И тогда их можно не только отпустить со спокойным сердцем в летний лагерь, но и во взрослую жизнь.