Даже не сомневаясь можно сказать, что на детей очень сильно влияет окружающий мир. Это и учитывается в рекламных посланиях направленных на детей. Нельзя говорить того, что этот Кодекс учитывает все аспекты создания рекламной продукции направленной на детей потому, что до конца все психологические черты ребенка сложнее учесть, нежели уже взрослого человека. Правда, отдельные, их можно назвать основными в этом Кодексе, черты присутствуют в нем. В доказательство о том, что даже небольшим роликом можно вызвать отрицательную реакцию детей мы можем вспомнить случай, когда в Японии одна телекомпания выпустила коротко метражный мультфильм для детей, которые был отснят при помощи современной компьютерной технологии просчета человеческих движений. На первый взгляд, этот продукт не представлял ни какой опасности для просмотра его по телевиденью. В нем были предусмотрены, все аспекты, связанные с создание рекламного послания направленного на детей, но оказалось, что дети после просмотра такого активного ролика просто начали сходить с ума. Так как после выяснилось, что персонаж, которого придумали, вызывал очень сильное чувство присутствия (выглядел как живой). Это и доказывает нам, что даже использование Кодекса, не способно обезопасить потребителей от отрицательной реакции.

Реклама, которая направляется на просмотр ее детьми, должна проходить тщательную обработку на психологическое слияние на еще не сформировавшийся разум ребенка. На западе, да в принципе сейчас и у нас, на товаре (игрушках, компьютерных играх, фильмах) начали ставить возрастное разрешение на использование этого продукта. Правда в нашей стране это не соблюдается так, как на должно быть, но все-таки это необходимо для правильного употребления товаров и услуг, направленных на детей.

Кодексом предусмотрены следующие черты: идентификация, насилие, общечеловеческие ценности, безопасность, навязывание товара, правдивость, цена. Рекламные послания не должны эксплуатировать доверчивость детей, а также их чувство преданности. Рекламные послания, направленные на детей, а также способные оказать на них влияние, не должны содержать никаких утверждений или изображений, которые могут привести к психическим, моральным или физическим травмам.

Рекламное послание не должно разрушать общечеловеческие ценности, в том числе внушать ребенку, что обладание данным товаром или его использование способны дать физическое, умственное или социальное превосходство над сверстниками. Послание не должно побуждать относиться с пренебрежением к авторитету, власти, родительским мнениям и другим, действующим в обществе нормам и правилам.

Указание цены товара не должно приводить ребенка к неверному представлению об истинной ценности товара, например: путем использования слова «только». Никакое рекламное послание не должно формировать впечатление, будто рекламируемый товар легко доступен любой семье с любым благосостоянием.

Н. Авдеева, Н. Фоминых

Н.Н. Авдеева, Н.А. Фоминых

Авдеева Наталья Николаевна - канд. психол. наук, ученый секретарь Института человека РАН.
Фоминых Наталья Александровна - аспирант Московского государственного психо-педагогического университета.

Реклама является сегодня не только средством информирования о новой марке, потребительских свойствах товара и т.п., но и неотъемлемым элементом массовой культуры. С момента своего возникновения она постоянно отрабатывала способы воздействия на поведение индивида и групп людей и за весьма длительную историю качественно эволюционировала, пройдя путь от информирования к увещеванию и далее - к выработке условного рефлекса, к подсознательному внушению и, наконец - к проецированию символического изображения.

Реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях. При этом она выходит за рамки коммерческих интересов и навязывает потребителям систему определенных стандартов, точку отсчета жизненных ценностей, мировоззренческих идей и представлений.

В.Г. Зазыкин выделяет четыре компонента психологического воздействия рекламы: 1) когнитивный (получение новой информации за счет процессов переработки информации: ощущения, восприятия, внимания, ассоциативного мышления, памяти); 2) аффективный (формирование эмоционального отношения, побуждающего желания, переживания); 3) регулятивный (побуждение к конкретным действиям); 4) коммуникативный (интеграция в процессы информационного общения, активной деятельности, обмена мнениями и пр.).

Существует несколько вариантов телерекламы: рекламные ролики, размещение логотипа, эмблемы, девиза рекламодателя на экране, бегущая строка, спонсирование популярных передач и пр. По мнению специалистов, наиболее мощным психологическим воздействием обладают рекламные ролики.

С.Г. Кара-Мурза отмечает “убаюкивающий эффект” телевизионной рекламы, обеспечивающей пассивность восприятия. С его точки зрения, сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки способствует релаксации, снижает умственную активность и критичность восприятия информации.

Некоторые авторы обращают внимание на этическую сторону рекламы. В частности, Е.Я. Малышев отмечает, что реклама дорогостоящих продуктов, предметов роскоши, недоступных большинству населения, приводит к негативным эмоциональным реакциям. Очень часто в современной отечественной рекламе фигурируют вещи, о которых по законам этики публично не говорят. Многократное повторение подобных сюжетов также может создавать угнетенное психическое состояние телезрителей. Если учесть к тому же общий психологический фон отечественного телевещания, который вносит дисбаланс в общественные и межличностные отношения людей, снижает сопротивляемость человека различным заболеваниям, то это становится еще и медицинской проблемой. Словом, не будет преувеличением сказать, что, запуская тонкие механизмы человеческих эмоций и мотивации, реклама, по существу, формирует современного человека.

Цель нашего экспериментального исследования, проведенного в Москве, состояла в изучении восприятия детьми разных возрастных групп телевизионной рекламы, ее влияния на их поведение, а также особенностей восприятия и отношения к телевизионной рекламе родителей. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста и 20 их родителей; 13 учащихся первого класса и 13 родителей и столько же учащихся второго класса и их родителей; 16 учащихся среднего (шестой класс) и 12 - старшего школьного возраста (десятый класс).

Таблица 1. Отношение детей различных возрастных групп к телевизионной рекламе (%)

Отношение Возрастная группа
5–6 лет 7–8 лет 8–9 лет 11–12 лет 16–17 лет
Положительное 55 38,4 38,4 18 0
Выборочно нравится 10 15,4 15,4 25 8
Отрицательное 35 46,2 46,2 57 92

Как явствует из таблицы 1, с возрастом критическое отношение усиливается. В группе дошкольников больше половины детей положительно относятся к рекламе, любят ее смотреть. В младшем школьном возрасте таковых уже меньше - примерно 38%, среди детей 11–12 лет - только 18%, а старшим подросткам реклама категорически не нравится. При этом выборочно, отдельные рекламные ролики нравятся соответственно 10%, 25% и 8 % опрошенных детей. Негативное отношение к ТВ-рекламе с возрастом устойчиво растет.

А каковы представления детей о назначении рекламы?

Половина самых маленьких респондентов просто отказываются дать какое-то определение феномену рекламы. Но примерно 40% детей в подготовительной группе, 69% в первом классе, 46% во втором хорошо представляют себе реальное назначение рекламы - информировать потенциальных покупателей о различных товарах. Достаточно часты следующие ответы: “перерыв в телепередачах” (около 15% дошкольников), “развлечение, отдых” (около 23% второклассников). Большинству (75%) младших подростков понятна информирующая функция рекламы, и только 8% детей не знают, для чего она нужна. 18% респондентов ответили: “чтобы мучить людей”, “чтобы отнимать время”. Примечательно, что 40% старших подростков указывают на агрессивную манипулятивную функцию рекламы - “это воздействие на психику человека, морочат голову, чтобы покупали их товары”, “это попытка впихнуть покупателю то, что ему не нужно”.

Отвечая на вопрос: “Ты бы хотел, чтобы рекламы на ТВ не было?” 35% дошкольников, 69% первоклассников, 54% второклассников, 50% младших подростков и 40% старших подростков ответили утвердительно, а, соответственно, 55, 15,5, 38,5, 50 и 60% опрошенных ребят хотя и считают рекламу необходимой, но уверены, что ее нужно ограничить по времени и частоте повторения одной и той же информации.

О том, верит ли ребенок тому, что сообщается в рекламном ролике, можно судить по данным табл. 2.

Таблица 2. Доля детей в различных возрастных группах, доверяющих рекламе (%)


Доверие к рекламе
Возрастная группа
5–6 лет 7–8 лет 8–9 лет 11–12 лет 16–17 лет
Да 55 23 30 0 0
Некоторое доверие 23 16 25 16
Нет 45 54 54 75 84

Больше всего (55%) верят рекламе дошкольники. Отношение младших школьников более осознанно и критично, доверяют рекламе только 23–30% детей, а больше половины - не доверяют вовсе. Младшие и старшие подростки в основном не доверяют рекламным сообщениям. Число детей, испытывающих доверие к определенной рекламной продукции, снижается с возрастом.

При сопоставлении ответов на вопрос о доверии к рекламе родителей и детей было обнаружено совпадение их оценок: 60% - в подготовительной группе; 69,2 - в группе первоклассников и 77% - второклассников. Это несомненно свидетельствует о существенном влиянии родителей на восприятие ребенком телевизионной рекламы. Такой вывод подтверждается и данными о том, что дети достаточно точно судят об отношении своих родителей к рекламе.

Тематика наиболее популярной среди детей рекламы представлена в табл. 3.


Реклама
Возрастная группа
5–6 лет 7–8 лет 8–9 лет 11–12 лет 16–17 лет
продуктов питания 30 31 31 16 8
напитков 30 - 8 16 8
мультфильмов 10 - - - -
мест для детей* 10 8 - - -
фильмов 5 - 8 - -
косметики 5 8 8 - -
с животными 5 - 23 8 -
бытовой техники - 8 - 8 -
спорта - - 23 - 8
игрушек - - 8 - -
заставки - - 15 - -

*Макдональдс, Диснейленд и т.д.

Наибольшей популярностью пользуется реклама продуктов питания, напитков, игрушек (их назвали около трети детей). Реклама спорта и реклама с участием животных нравится приблизительно четверти опрошенных. Следующие по популярности - рекламные заставки, “места для детей”, реклама мультфильмов. Небольшое количество детей упомянуло такие сферы, как косметика, реклама фильмов, бытовая техника.

Явных различий между мальчиками и девочками не выявлено, кроме одного: бытовую технику называли только мальчики.

Кроме наиболее предпочитаемых, дети называли также и наименее понравившиеся рекламные ролики, вызывающие негативное отношение. Для дошкольников это: Чупа-чупс, детский Орбит, средства для похудения, шампунь от перхоти. При этом объяснения были такими: “дурацкая”, “неинтересная”, “не смешная”, “взрослая”, “про перхоть - неприятно”, “скучно”.

У младших школьников негативное отношение вызывали реклама: Орбит, Аэроволны, Финт, Шок, Несквик, Комет, а также реклама алкоголя (пиво). В объяснении причин превалировали следующие: “неправда”, “100 раз показывают”, “тошнит, противно”, “неинтересно”.

Младшие и старшие подростки негативно оценивают рекламу средств гигиены для женщин, а также “пива с футболистами”, чая “Брук-Бонд”.

Сравнение ответов на вопросы родителей и их детей показало, что наименее адекватно судят об отношении детей к рекламе родители дошкольников. Большинство родителей (55%) дали оценки, несовпадающие с ответами детей. Оценки младших школьников и их родителей более согласованны, а представления родителей о предпочтении детей более адекватны.

Кстати, больше 50% родителей, принимавших участие в исследовании, отрицательно относятся к рекламе; 15% нравятся лишь отдельные рекламные ролики, только около 10% родителей высказали положительное отношение к рекламе.

Реклама не оказывает систематического влияния на жизнедеятельности детей - такой вывод можно сделать на основании ответов родителей на соответствующий вопрос анкеты. Как правило, дети запоминают отдельные выражения или необычные сюжеты. Примечательно, что большинство школьников и младших школьников не смогли вспомнить какую-либо телевизионную рекламу, отдельные фразы, песенки персонажей.

Просят ли дети купить рекламируемые товары? Среди дошкольников большинство (80%) испытывают на себе мотивирующее воздействие рекламы. При этом ответы четвертой части родителей не совпадают с ответами детей. В остальных возрастных группах цифры следующие: 46,2%, 60, 12, 10%. Именно такова доля ребят, которые просят родителей приобрести рекламируемые товары среди первоклассников, второклассников, младших и старших подростков. Судя по ответам родителей, большинство детей реагируют на отказ родителей спокойно, то есть такие ситуации не являются для них травмирующими. Возможно, это происходит из-за ситуативности детских желаний или хорошего взаимопонимания с родителями.

Проведенное исследование показало, что телевизионная реклама, безусловно, влияет на детей различных возрастных групп, особенно дошкольников и младших школьников. По мнению родителей, большинство детей узнает рекламные ролики по визуальному ряду, звуковому сопровождению, воспроизводят отдельные высказывания, выражения, мелодии. Тем не менее дети не прерывают свою деятельность из-за рекламы, не предпочитают рекламу другим передачам.

Примерно половина опрошенных дошкольников и треть школьников младших классов доверяют содержанию рекламы, возможно, используют ее в качестве культурного эталона потребления. Однако чем старше дети, тем они более осмысленно и критично относятся к телевизионной рекламе, оценивают воздействие рекламы на психику, сознание человека как целенаправленную манипуляцию. Позитивным, на наш взгляд, является тот факт, что многие подростки неодобрительно относятся к рекламе пива, особенно в сочетании со спортивными сюжетами.

Больше половины опрошенных родителей и детей позитивно оценивают лишь немногие из рекламных роликов и хотели бы, чтобы рекламы было меньше, чтобы повысилось ее качество. Вместе с тем примерно половина старших подростков и их родителей считают рекламу необходимой составляющей телеэфира, так как она информирует о новых товарах и услугах. По мнению 50% опрошенных родителей, реклама негативно влияет на их детей и поэтому нужно либо запрещать детям смотреть рекламу, либо дозировать ее. Важно также формировать правильное к ней отношение.

Результаты исследования показали, что в целом реклама все же не играет решающей роли в формировании потребительских предпочтений, не служит средством манипулирования сознанием детей. Многие из них достаточно критично воспринимают телевизионную рекламу, аргументируют свое восприятие определенной рекламной продукции. Тем не менее представляется необходимым введение этических и юридических нормативов и ограничений для телевизионной рекламы, разработка гуманитарной экспертизы воздействия на сознание человека этой новой социальной технологии.

Производители рекламы разрабатывают всё новые способы, чтобы заманивать потребителей покупать их продукцию. Красивая реклама продукта привлекает потребителей, и они, как правило, покупают его часто или по крайней мере хоть раз пробуют. Если компания должна выжить в этом конкурентном мире, она должна проецировать образ своих продуктов таким образом, чтобы были максимальные продажи. Лучший способ убедить потребителя покупать продукт определенной марки из множества вариантов доступных на рынке является привлекательная реклама. Привлекательная реклама знакомить детей с новейшими продуктами на рынке и прививают им некоторые хорошие привычки, например, те, которые связаны с гигиеной зубов. Но реклама также может иметь негативное влияние на людей, особенно на маленьких детей. В этой статье мы представили некоторые из наиболее заметных влияния рекламы на детей, как положительных, так и отрицательных.

Положительное влияние рекламы на детей

  • Реклама делает детей в курсе новых продуктов доступных на рынке. Реклама помогает повысить их знания о последних инновациях в области технологий.
  • Убедительная реклама, которая центрирует внимание вокруг здоровых продуктов питания, может помочь улучшить рацион ребёнка, если они достаточно привлекательная.
  • Некоторые рекламные ролики мотивируют детей в погоне за их будущей перспективой, например стать врачом, учёным или инженером. Они порождают у детей страсть оценивать их будущее и заставляют осознавать важность образования.
  • Некоторые рекламы прививают хорошие привычки у детей, например, все компании производящие зубную пасту помогают узнать важность гигиены полости рта у детей.

Отрицательное влияние рекламы на детей

  • Реклама поощряет детей убеждать своих родителей покупать продукты, показанные в рекламных роликах, полезные они или нет. Малыши, как правило, после красивой рекламы загораются желанием купить этот продукт.
  • Дети часто склонны неверно толковать сообщения, переданные в рекламе. Они упускают из виду положительную сторону и больше концентрируются на негативах.
  • Множество реклам в настоящее время включают в себя опасные трюки, которые специально выполняются каскадёрами. Несмотря на то, что рекламные ролики предупреждают об опасности, дети часто пытаются повторить трюки дома, бывает и со смертельным исходом.
  • Кричащая реклама транслируемая на телевидении порождает импульс покупок в детей.
  • Дети, после просмотра рекламных роликов, часто теряют возможность жить без материальной радости. Постепенно они привыкают к образу жизни, который отражается в телевизоре и других средствах массовой информации.
  • Дети обычно больше привлекаются к дорогостоящим фирменным продуктам, таким как джинсы и аксессуары. Они игнорируют недорогие, но полезные, которые не показаны в рекламных роликах.
  • Реклама оказывает косвенное влияние на поведение детей. Они могут вырабатывать темпераментные истерики, когда лишены последних игрушек и одежды, которые показаны в рекламных роликах.
  • Личные предпочтения детей в одежде, игрушках, еде и напитках в значительной степени изменяются рекламой.
  • Нездоровая пища, такие как пицца, гамбургеры и безалкогольные напитки, активно рекламируются во время детских программ. Это развивает тягу у детей к жирной, сладкой и фаст-фуду, тем самым отрицательно влияя на их здоровье. Нездоровые привычки в еде приводят к заболеваниям, таким как ожирение. Это даже влияет на то, что дети думают о реальном вкусе еды.
  • Рекламные ролики показанные по телевизору иногда связанны с употреблением табака, алкоголя, который негативно влияет на детей. Такая реклама даёт ощущение, что употребление пива делает тебя крутым человеком. Уязвимость детей в отношении такой рекламе вызывает серьёзную озабоченность.
  • Реклама может повлиять на самооценку детей, поскольку они чувствуют себя хуже других, если они не обладают бесконечным множеством продуктов, которые показаны на телевидении.
  • Некоторые рекламные ролики, которые показывают женщин как секс-объекты через броские образы оказывают плохое влияние на детей.
  • Почти вся реклама не передаёт весь четкий смысл сообщение, или дети не могут понять всю информацию. Это может отрицательно сказаться на детях.
  • Поскольку все больше и больше рекламных роликов становятся анимированными, и детям кажется, что не существует какая-либо разницы между реальной жизнью и телевизионной рекламой. В результате дети не могут понять разницу между реальным миром и фантазией. Таким образом, эти рекламные ролики искажают ощущение реальности у детей.
  • Исследования показали, что те дети, которые часто смотрят телевизионную рекламу сложно выполнять задачи, требующие гораздо большего внимания, например, решение головоломки и чтение.
  • Чем больше времени дети проводят за просмотром телевизионной рекламы, тем меньше времени они общаются, играют, читают и делают упражнения, которые очень важны для общего развития детей.

Лучше усваивают информацию, которая запоминается на всю жизнь. Этим пользуются рекламодатели , которые создают , направленную на детей – яркие веселые картинки, смешные герои, мультфильмы – это нравится каждому ребенку. Неспроста родители не могут отвести своих детей от телеэкрана, когда показывается реклама.

Но ведь маленькие дети пока не могут понять, что реклама не всегда бывает достоверной и правдивой. А потому требуют у родителей купить широко разрекламированный товар. ? И всегда ли влияние рекламы именно негативное? Разбирается женский сайт .

Отрицательное влияние рекламы на детей

Что видит в каждой рекламе ребенок? Что можно стать счастливым , купив телефон последней марки. Можно стать здоровым , выпивая по баночке йогурта в день. Можно стать красивым , воспользовавшись дезодорантом или средством от прыщей. На работу люди ходят, чтобы выпить кофе и съесть шоколадку, в обед – суп . На улице захотелось кушать – достаточно купить шоколадный батончик, а мучает жажда – под рукой газировка. По вечерам люди пьют пиво с сухариками. А самое главное, если на все радости жизни не хватает денег, то их обязательно выдаст в кредит добрая тетя в банке. Получается, что все в жизни достается легко!

Многие рекламируемые продукты вообще противопоказаны маленьким детям : чипсы, сухарики, газировки, жвачки и т.д., поскольку они содержат вредные вещества и добавки ( ). Но так как грызть сухарики или жевать жвачку – это «клево» , дети клянчат их купить у своих родителей, а родители порой не в силах отказать. Если же родители сопротивляются, то они тут же становятся «плохими» , ведь в рекламе покупает своему ребенку рекламируемый шоколад.

Для копирования этой статьи Вам не нужно получать особое разрешение,
однако активная , не закрытая от поисковиков ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Пожалуйста, соблюдайте наши авторские права .

Считается, что маленькие дети лучше усваивают информацию, которая запоминается на всю жизнь. Этим пользуются рекламодатели, которые создают рекламу, направленную на детей – яркие веселые картинки, смешные герои, мультфильмы – это нравится каждому ребенку. Неспроста родители не могут отвести своих детей от телеэкрана, когда показывается реклама.

Но ведь маленькие дети пока не могут понять, что реклама не всегда бывает достоверной и правдивой. А потому требуют у родителей купить широко разрекламированный товар. Как бороться с влиянием рекламы на детей? И всегда ли влияние рекламы именно негативное?

Что видит в каждой рекламе ребенок? Что можно стать счастливым, купив телефон последней марки. Можно стать здоровым, выпивая по баночке йогурта в день. Можно стать красивым, воспользовавшись дезодорантом или средством от прыщей. На работу люди ходят, чтобы выпить кофе и съесть шоколадку, в обед – суп быстрого приготовления. На улице захотелось кушать – достаточно купить шоколадный батончик, а мучает жажда – под рукой газировка. По вечерам люди пьют пиво с сухариками. А самое главное, если на все радости жизни не хватает денег, то их обязательно выдаст в кредит добрая тетя в банке. Получается, что все в жизни достается легко!

Но и это еще не все. Рекламные ролики подрывают здоровый образ жизни, который так норовят привить своим детям родители. Ведь рекламируются в основном полуфабрикаты, призывающие при первом чувстве голода перекусить. В результате таких сытных и калорийных перекусов увеличивается общее количество приемов пищи, а это отражается на работе желудка и ведет к лишнему весу.

Многие рекламируемые продукты вообще противопоказаны маленьким детям: чипсы, сухарики, газировки, жвачки и т.д., поскольку они содержат вредные вещества и добавки (почитайте, что пишут в составе производители). Но так как грызть сухарики или жевать жвачку – это «клево», дети клянчат их купить у своих родителей, а родители порой не в силах отказать. Если же родители сопротивляются, то они тут же становятся «плохими», ведь в рекламе «хорошая» мама покупает своему ребенку рекламируемый шоколад.

К тому же, сейчас в рекламе создается образ «красивой жизни» – путешествия, одежда, автомобили, украшения и аксессуары, которые доступны не каждой семье, а ребенку и, в особенности, уже подростку, так хочется это иметь! Таким образом, реклама может влиять и на отношения в семье, когда ребенок не хочет мириться с невозможностью родителей купить атрибуты «красивой жизни». Это ведет к непониманию, озлобленности, конфликтам, разочарованиям и обидам.

И еще одно негативное влияние рекламы на детей, с которым столкнулись практически все. Реклама взрослых товаров порождает много вопросов: что такое прокладки, климакс, презерватив, простата, импотенция? Как объяснить это 4-5-летнему малышу? Что вообще на это можно ответить? Благодаря рекламе, наши дети становятся гораздо более просвещенными во «взрослых» вопросах, чем мы в свое время, и далеко не всегда это хорошо.

Наряду со всеми отрицательными моментами влияния рекламы на детей, есть несколько и положительных, которые нельзя не отметить:

Иногда в рекламе используются образы известных людей, артистов, спортсменов, на которых дети стремятся походить. Показывается своего рода некий положительный пример, который учит чему-то хорошему в жизни. Реклама помогает быть в курсе новинок. Из рекламы дети узнают много нового: что зубы нужно чистить по 2 раза в день и регулярно бывать у стоматолога, обувь нужно обрабатывать специальным кремом для обуви, чтобы она дольше прослужила, полезно употреблять в пищу кисломолочные продукты и т.п. К сожалению, подобных примеров можно привести крайне мало. Поэтому, как мы видим, все же негативного влияния рекламы на детей больше, чем положительного, а потому важно контролировать просмотр рекламы детьми.

Как бороться с последствиями влияния рекламы на детей

Одна моя знакомая на время рекламы переключает телевизор на канал Культура, поскольку там никогда не бывает рекламы. А ребенку говорит: «Актеры (или мультгерои) решили отдохнуть и пошли водички попить». Ребенок привык, и теперь всегда во время рекламы сам бегает или в туалет, или водичку попить.

Чтобы телевизор не затягивал ребенка, старайтесь сделать времяпровождение вашего ребенка разнообразным – чтение книг, прогулки, игры с друзьями, маленькое хобби, обучающие игры на компьютере или познавательные мультфильмы на DVD.

Четко оговорите время просмотра телевизора – час или два в день в определенное время.

Рассказывайте ребенку, о чем говорит данная реклама: как НЕ НУЖНО поступать, а как нужно. Что бывает, если сделать вот так. И главное – кому выгодна данная реклама. Покажите, на какие хитрости идут рекламодатели. Что не всегда бывает именно так, как рассказывает рекламный ролик. Пусть ребенок сам находит несоответствия.

Если ребенок требует что-то купить, на что денег не хватает – так и скажите ребенку. Это лучше, чем каждый раз придумывать новые отговорки.

Если ребенок уже достаточно взрослый, чтобы понять вред некоторых рекламируемых продуктов, расскажите ему об этом.

На каждый рекламируемый продукт есть альтернатива, более доступная по цене и достойная по качеству. Всегда имейте это ввиду и рассказывайте об этом детям: рекламодателям важно продать свой товар, поэтому он идет с накруткой и рекламной наценкой, в то время как рядом может лежать похожий (например) шоколадный батончик, только российского производства и без широкой рекламы по телевидению. Поэтому он дешевле почти вполовину, а на вкус может быть даже лучше!