Задумывались ли вы когда-нибудь, почему одни детки с удовольствием поддерживают порядок в своих вещах и игрушках, без лишних напоминаний застилают постель и аккуратно складывают вещи, тогда как другие производят впечатление откровенных нерях и лентяев? Хотите, чтобы ваш ребенок попал в первую группу?

Конечно, можно сколько угодно выискивать «ген лентяйства», находя его проявления у любимой свекрови и всех остальных родственников со стороны мужа, но будем честны сами с собой – трудолюбие или его отсутствие есть прямой результат семейного воспитания. На самом деле, воспитать в ребенке любовь к труду не так уж и сложно. В этом вам помогут известные родительские секреты:

Начинайте воспитание трудолюбия в вашем отпрыске как можно раньше. Конечно, это не означает, что нужно вручать пылесос едва научившемуся стоять крохе. Но как только ребенок начнет проявлять интерес к домашним делам, следует сразу же этот интерес поддержать и развить. Понаблюдайте, какие занятия больше всего по душе вашему малышу и смело привлекайте его «помогать» вам по мере сил. Будьте готовы к тому, что в первое время такая «помощь» только добавит вам работы по дому, но если вы не хотите спустя несколько лет сетовать на то, что сын или дочь выросли лентяями, придется немного потерпеть.

2. Подавайте пример!

Согласитесь, трудно представить, что в семье нерях и лоботрясов вырастет трудолюбивый и чистоплотный малыш. Поэтому включайте жизнерадостную музыку, надевайте яркий фаручек и с улыбкой отправляйтесь наводить порядок в квартире или готовить ужин. Очень важно продемонстрировать ребенку, что у каждого члена семьи есть свои обязанности в доме, и что эти обязанности нужно и можно выполнять с удовольствием.

И еще одно замечание. Многие молодые мамы, разрываясь между заботой о маленьком ребенке и содержанием дома в порядке, стараются переделать все дела по хозяйству, пока ребенок спит. Помните, что это большая ошибка и самый прямой путь к воспитанию лентяя. Ведь в этом случае ребенок просто не видит, как и для чего нужно трудиться.

3. Поддерживайте инициативу

Если вы видите, что ваш ребенок проявляет интерес к той или иной работе, обязательно поддержите его в этом начинании. Дайте ему в подробностях рассмотреть, что и как именно вы делаете, попробуйте сделать это вместе, предоставьте малышу возможность потренироваться и, наконец, разрешите сделать это самостоятельно. Очень важно не переделывать после ребенка его работу на его глазах – этим вы наносите большой удар по его самооценке и самостоятельности и обесцениваете значимость его помощи. Вряд ли в следующий раз он захочет помогать вам по собственной инициативе.

4. Не труд, а игра

Ведущей деятельностью детского возраста является игра во всех ее проявлениях. Подключите свою фантазию, и воспитание трудолюбия будет проходить в вашей семье без принуждений и понуканий. Представьте домашние дела в виде соревнования на скорость между несколькими членами семьи, убирайтесь под музыку, готовьте салат для кукольного дня рождения, проведите генеральную уборку в форме захватывающего приключения с заданиями на записочках и поисками клада где-нибудь на дне корзины с грязным бельем.

5. Все по-настоящему

Хотя сами домашние дела можно и нужно обыгрывать в соответствии с возрастными предпочтениями вашего малыша, постарайтесь с самого начала приучать ребенка манипулировать настоящими инструментами – обойдитесь без игрушечного утюга и пылесоса и разрешите ребенку включить настоящую стиральную машинку и помыть настоящую посуду. Это не только позволит вам обойтись без лишних трат, но и даст возможность приучить ребенка к аккуратности и осторожному обращению с бытовыми предметами.

6. От каждого по способностям

Поручая ребенку ту или иную работу, учитывайте особенности его характера и возможности его возраста. Не забывайте о том, что способности вашего ребенка к концентрации внимания существенно отличаются от ваших. Поэтому чередуйте трудовые поручения различного типа друг с другом, а также с периодами отдыха, подвижными играми, занятиями творчеством. Прежде чем позволить малышу выполнять какую-то домашнюю обязанность полностью самостоятельно, убедитесь в том, что малыш в состоянии выполнять работу от начала и до конца, поработайте над возможными ошибками и проконтролируйте результат.

7. Уважение к чужому труду

Важно с самого раннего возраста воспитывать в ребенке уважительное отношение к результатам чужого труда. Например, объясняйте, что нельзя ломать игрушки, потому что кто-то приложил немало труда, чтобы их сделать; не стоит ходить в обуви по ковру, потому что папа вчера его пропылесосил и так далее. Со своей стороны обязательно демонстрируйте уважение к труду ребенка, подчеркивайте его значимость и важность для всей семьи.

8. Все равны

Соблюдайте принцип равноправия при распределении обязанностей по дому между всеми членами семьи, в особенности между детьми. Помните, что для ребенка поручение ему выполнения той или иной домашней обязанности может быть особым предметом гордости, и постарайтесь избежать ненужных конфликтов или ревности между детками на этой почве. Также довольно трудно будет привить трудолюбие ребенку, если, скажем, его отец все свободное время проводит перед компьютером или телевизором.

9. Похвала не бывает излишней

Не скупитесь на похвалу и выражение одобрения вашему трудолюбивому помощнику, особенно в тех случаях, если он выполнил какие-то дела по собственной инициативе. Если вы даете ребенку какое-то поручение – убедитесь, что выполнить задачу ему под силу, и он в полной мере уяснил, чего от него хотят. В любом случае, даже если малыш не справился с поручением, найдите добрые слова и оцените его старание и упорство, помогите преодолеть трудности и завершите начатое вместе.

10. Труд – не наказание

Запомните и запишите это правило: никогда и ни при каких обстоятельствах не стоит использовать труд в качестве наказания для ребенка. Конечно, если вы собираетесь воспитать ребенка именно трудолюбивым, то есть любящим труд. Ведь странно было бы ожидать от ребенка, что он полюбит свое наказание.

11. Будьте последовательны

Поручив малышу выполнение какой-либо обязанности, следите за тем, чтобы у него была регулярная (а не от случая к случаю) возможность попрактиковаться. Например, ребенок может чистить обувь каждый вечер или убирать со стола после каждой семейной трапезы. При этом не забывайте хвалить малыша и благодарить его за помощь.

12. Привычка трудиться

По мере взросления вашего ребенка передавайте ему ответственность за выполнение тех или иных домашних обязанностей. Для наглядности можно закрепить эти обязанности в виде красочных наклеек на холодильнике, нарисовать вместе с ребенком симпатичный график уборки и т.д. Важно, чтобы выполнение этих дел вошло у ребенка в привычку, как ежедневная чистка зубов или умывание.

Запаситесь терпением и фантазией, не скупитесь на похвалу и не жалейте времени, чтобы еще и еще раз показать своему ребенку, как сделать ту или иную работу, и рано или поздно вы услышите от кого-то из знакомых в адрес вашего малыша: «Какой трудолюбивый кроха!».

Жизнь – странная и сложная штука, которая может подкидывать по несколько десятков неприятностей в один день. Однако стоит запомнить: любая неприятность – это урок, который обязательно пригодиться когда-то в будущем. Если человек – честный ученик, то он запомнит лекцию с первого раза. В том случае, если урок был непонятным, жизнь будет сталкивать с ним снова и снова. И многие люди воспринимают подобное буквально, усложняя себе жизнь! Но иногда не стоит терпеть некоторых вещей, ища в тех жизненные уроки! Какие же конкретные ситуации стоит пресекать?

Все кажется унылым и серым, близкие люди раздражают, работа бесит и возникают мыли, что вся жизнь катится куда-то под откос. Для того, чтобы изменить собственную жизнь, не обязательно делать что-то сверхъестественное и сложное. Порой самые простые и доступные каждому человеку действия могут значительно повысить уровень энергии и заставить почувствовать себя значительно лучше. Попробуйте внедрить в свою жизнь 7 действенных практик, которые круто изменят вашу жизнь в лучшую сторону.

Каждый, кто занимается саморазвитием, знает, что без чувства дискомфорта ему не обойтись. Довольно часто люди путают дискомфорт с черной полосой в жизни и начинают жаловаться, или еще хуже - стараться избегать перемен. Но как показывает опыт, только выйдя за пределы комфорта, можно найти и обрести все блага, которые нам нужны.

Многие не представляют свой день без одной или нескольких чашек. И получается, что пить кофе не только вкусно, но и полезно! Если вы не жалуетесь на серьезные проблемы со здоровьем, то можете без угрызений совести выпить несколько чашечек этого вкусного напитка и наслаждаться его пользой.

Лень, эта та черта характера, которая в большей или меньшей степени найдется у каждого из нас, так что эта статья посвящается всем читателям без исключения.

Жалость к себе трудно заметить сразу же, с начала ее появления. Она проникает в жизнь человека очень медленно, и убрать ее потом очень сложно. И лишь в тот момент, когда прозвенит первый тревожный звонок, приходит понимание. При том, что оно появляется тогда, когда ситуация уже требует немедленного решения. Поэтому и важно заранее знать и понимать, что такое жалость к себе и как она проявляется.

10 жизненных истин, которые следует помнить каждому

Перфекционизм - вера в то, что идеал может и должен быть достигнут. Перфекционист всегда стремится к совершенству, будь то внешний вид, рабочая задача или окружающая его обстановка. В этой статье мы расскажем про 5 уроков, преподает перфекционизм.

Никто не ставит под сомнение прогресс науки в современном мире. Если бы вы спросили у наших далеких и не очень предков о психологических проблемах, они бы просто развели руками – мол, а что это? Современная психология легко жонглирует определениями: Эдипов комплекс, комплекс отличницы, комплекс неполноценности, комплекс жертвы... Как же избавиться от комплексов и различных психологических проблем, от всего того, что мешает вам жить гармоничной жизнью, быть сильной и свободной личностью?

Чтобы ребенок рос трудолюбивым…

Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, выносить мусор, убирать игрушки.

Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка и состава семьи.

Полезные советы для родителей от опытного воспитателя Столь Оксаны Владимировны

1. У каждого ребенка должны быть свои посильные для него обязанности.

2. Приучайте ребенка к порядку и бережливости.

3. Приучайте ребенка к тому, что каждая вещь, включая игрушки, должна иметь свое место.

4. С двух лет приучать малыша наводить порядок в игровом уголке.

5. Добивайтесь, чтобы ребенок выполнял начатую работу до конца: «кончил дело - гуляй смело»

6. Никогда не надо делать за ребенком то, что он может сделать сам.

7. Не применяйте освобождение ребенка от каких- либо трудовых поручений, обязанностей, как форму поощрения.

8. Привлекайте ребенка к посильной работе старшим членам семьи.

9. Сломавшуюся игрушку следует починить привлекая ребенка (поддержать, принести и т.д.)

10. Принимайте участие с ребенком в подклеивании книг, в изготовлении игрушек из природного, бросового материала, бумаги.

11. Внимательно оценивайте его работу, поощряйте старания.

12. Рассказывайте ребенку о своей работе и товарищах по работе.

13. Не наказывайте ребенка за плохую или неправильно сделанную работу. Дайте ему возможность самому исправить допущенные просчеты и ошибки.


Анкета для родителей «Воспитание трудолюбия в семье»

1. Знакомите ли вы своего ребенка со своей профессией?

2. Что делает ваш ребенок самостоятельно?

3. Какие трудовые поручения вы даете своему ребенку?

4. Привлекаете ли вы ребенка к трудовым будням семьи?

5. В чем выражается его участие(пример)

6. Какие, по вашему мнению, трудовые обязанности по дому доступны детям (указывается определенный возраст)

7. Кому из старших в семье ваш ребенок любит помогать?

8. Что делает для других?

9. Охотно ли выполняет ваши поручения?

10. В чем вы видите воспитательное значение труда детей для других?

11. С помощью каких приемов, вам удается добиться от своего ребенка заканчивать начатое дело?

Ответьте на данные вопросы и проанализируйте свои воспитательные приёмы в данном вопросе.

Удачи вам, Уважаемые родители, в воспитании трудолюбия у детей.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание в ребёнке трудолюбия

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда - в его воспитательном влиянии на личность ребенка.

Трудовая деятельность (особенно на ранних ее ступенях) мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте - игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Но неправильно было бы во всех случаях превращать труд в игру

Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Вот ребенок ухаживает за растениями - здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву.

Намечая известную последовательность действий, ребенок приобщается к простейшим формам планирующей деятельности.

В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные навыки - умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

По содержанию детский труд можно разделить на несколько видов:
- хозяйственно-бытовой труд: самообслуживание, уход за помещением и вещами, помощь взрослым в приготовлении пищи;
- труд "в природе": выращивание комнатных растений, посевы и посадки в цветнике, на огороде, в саду, уход за домашними животными;
- ручной труд (с элементами конструирования): изготовление игрушек и простейших пособий из бумаги, картона, из природного материала, работа по дереву.

Ребенок растет, и по мере его роста труд может усложняться; может становиться более широким крут задач, которые решаются трудовым воспитанием.

Для детей до четырех лет характерен элементарный хозяйственно-бытовой труд - самообслуживание, связанное главным образом с удовлетворением своих личных потребностей.

В среднем и старшем дошкольном возрасте расширяются физические возможности детей, увеличивается сила и ловкость движений, возрастает осознание общественной значимости труда. Основное место отводится уже хозяйственно-бытовому труду всей семьи (а в детском саду - для коллектива группы), труду в природе, вводится ручной труд.

Воспитывать у детей умение и желание трудиться можно, соблюдая некоторые важные педагогические требования.

Пусть родители глубоко осознают, что их добросовестное отношение к своим собственным трудовым обязанностям, уважение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, постоянное воздействие примера взрослых - это для ребенка важный побудительный стимул. Видя, как работают старшие, он с радостью примет участие в уборке помещения, в стирке, приготовлении пищи, в различных работах в саду, на огороде.

Необходимо создать условия для детского труда. В режиме дня отведите для трудовых занятий ребенка специальное время. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было оборудование, соответствующее его силам и возможностям (лопатки, грабли, лейки и другое оборудование - для труда в природе; молотки, клещи, ножницы - для ручного труда).

Не забудьте о надлежащих гигиенических условиях труда ребенка: помещение хорошенько проветрите, посмотрите, правильно ли освещено рабочее место ребенка, удобно ли ему.

Только тогда дети полюбят труд, если сопутствует ему оптимистическое настроение, если радует как сам процесс труда, так и его результаты. Это в значительной степени зависит от умения родителей вовремя поощрить ребенка, помочь в том случае, если он испытывает затруднения, предложить еще раз попытаться сделать, если ясно, что ребенок не приложил необходимых усилий.

В детском саду дети трудятся вместе. Постарайтесь и дома создать условия для совместной работы нескольких детей. В общем труде крепнут дружеские связи между детьми, возникает желание помогать друг другу; легче предупредить развитие таких отрицательных качеств, как хвастовство, лень, эгоизм.

В труде у ребенка складываются начальные чувства долга, ответственности, жизненно необходимые навыки и умения (что очень важно для подготовки ребенка к школе!).

Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки - это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте. Дети в состоянии уже сами организовать свои трудовые занятия, помочь младшим.

Дети испытывают особое удовольствие, когда их, как равных, привлекают к труду. "Мы с мамой пирожки делали. Мама кружочки делала, а я начинку накладывала", - говорит шестилетняя девочка. "Мы с папой дверь чинили, я гвоздики подавал папе, а он прибивал где надо", - С гордостью сообщает пятилетний мальчик.

Радует ребенка доверие старших, он гордится, когда ему поручают дома настоящие дела, выполнение которых составляет известный вклад ребенка в многочисленные повседневные дела семьи. Когда ребенка включают в эти повседневные дела, это меняет его положение среди взрослых - у него есть свои дела и обязанности, за них он отвечает. Детей радует поощрение взрослых; справедливая, доброжелательная оценка создает у них чувство уверенности, желание заслужить еще более высокую оценку.

Раннее включение детей в семье в посильную работу делает жизнь ребенка более полной, интересной. Ребенок приобретает много ценных качеств, становится самостоятельным, в меньшей степени зависит от взрослых, усваивает полезные практические навыки, учится ценить время, по-новому оценивает и труд окружающих его взрослых, приучается видеть свое участие в этом труде.

Но взрослым следует иметь в виду, что повседневность придает детскому труду будничный характер. Одно дело выполнить поручение в первый раз: впервые попросили ребенка шести лет купить хлеб - поручение выполнено с готовностью, ребенок вырос в собственных глазах. Но когда эту обязанность надо выполнять каждый день, радость постепенно угасает, желание ежедневно ходить за хлебом может у ребенка пропасть.. Придется находить дополнительные стимулы, чтобы та или иная обязанность не стала обременительной для ребенка. Иногда мать, накрывая стол к обеду, скажет: "Какой аппетитный, мягкий хлеб купил сегодня Алеша". В другой раз даст более сложное задание: купить не только хлеб, но и калорийные булочки, которые так любит папа. А за вечерним чаем отец выразит удовольствие при виде этих булочек и еще больше обрадуется, узнав, что это сын ходил в булочную.

Любят дети подготовку к праздникам. Вы начинаете праздничную уборку квартиры - продумайте возможное участие в ней и ребенка. Дети 3 - 4 лет могут протереть влажной тряпочкой свои кубики, полочку для игрушек, аккуратно расставить на. ней свои игрушки, помочь маме протереть листья растений, помыть поддонники. Более старшим детям можно доверить более сложные дела: навести порядок в буфете, аккуратно разложить белье на полки шкафа, при этом проследить, чтобы постельное белье не было перемешано с одеждой...

Если вы собрались стирать, - детям тоже найдется дело. Надо ведь, чтобы и у кукол был праздник, чтобы их одежда и постель были чистыми. В маленьком тазике все это можно постирать, прополоскать, что-то подсинить, что-то накрахмалить, а потом вместе с мамой развесить посушить. А когда все высохнет, кое-что дети сами смогут и погладить.

Очень важно, чтобы в этих предпраздничных хлопотах у каждого было дело: и у папы, и у старшего брата. У них свои обязанности. Надо починить неисправные игрушки, привести в порядок одежду, что-то отнести в химчистку. Кое-что надо вынести во двор и проветрить. При выполнении всех этих дел важно всем членам семьи быть примером. Не стоит жаловаться на усталость, говорить о нежелании что-то делать. Пусть ребенок видит активность каждого, их сноровку, умение все делать с готовностью.

Такие традиции семьи, при которых ребенок рано становится участником общего труда, дают значительно более высокие воспитательные результаты, чем иные, когда ребенок, проснувшись утром, видит преобразившуюся квартиру - был беспорядок, и вот, как по волшебству, все преобразилось, всюду чистота. Такой "сюрприз", конечно, доставит удовольствие ребенку. Но так как он не был участником общего труда, оценить вложенный труд ребенок не может, да и вообще ценить его долго не научится.

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут проявлять заботу о другом, и в этом их надо поощрять. Пусть эти заботы будут еще очень просты, но то, что они направлены на пользу другого, а не на себя, имеет важнейшее значение для развития личности ребенка.

Некоторые дети 6 - 7 лет в семье выполняют многие дела по хозяйству, по-настоящему помогают взрослым. Но есть семьи, в которых ребенку не находят дела и он лишь помогает маме убирать свои же игрушки.

Трудовое участие детей в бытовых делах особенно велико в тех семьях, где несколько детей, где у старшего дошкольника есть младший брат или сестра. Круг повседневных дел ребенка в такой семье разнообразен, он видит, что по-настоящему может помочь маме, ухаживая за маленьким.

Вот как об этом рассказывают сами дети: "Я одеваю сестренку, гуляю с ней"; "Мою братишке лицо и руки"; "Мы с младшим братом вместе играем, рисуем, смотрим картинки, я все ему рассказываю"; "Я хожу с Лялей гулять"; "Мы с сестренкой играем, я вожу ее в коляске, пою ей песни, рассказываю сказки"; "Слежу за братиком, даю водички попить, помогаю маме купать его, когда папа на работе".

Заметим, что в этом случае ребенку легче почувствовать себя большим, покровительство по отношению к младшим возвышает его в собственных глазах.

Круг дел, которые взрослые поручают дошкольникам по уходу за маленькими, постепенно становится привычным. Но следует помнить, что детям хочется поиграть со своими сверстниками, у них есть свои интересы, свои интеллектуальные потребности, которые должны удовлетворяться в процессе общения со старшими и сверстниками, в совместных играх, наблюдениях, занятиях. Как только эти детские потребности начинают ущемляться, забота о маленьких становится для дошкольников обременительной обязанностью и иногда приводит к изменению отношения старших дошкольников к их младшим сестрам и братьям.

Детские заботы о других людях, в чем бы они ни выражались, свидетельствуют уже о глубоком понимании необходимости помощи, необходимости приспосабливать свое поведение к условиям жизни семьи, находить свое место в общих делах семьи. "Я забочусь о папе, он у нас больной. Мы с Людочкой стараемся не шуметь, не бегать по квартире, чтобы папа скорее выздоровел", - говорит мальчик. "Помогаю маме приносить тяжелые вещи", - говорит Женя (6 л. 2 мес.). А вот извечная помощь маленького человека старшему: "Помогаю бабушке вдевать нитку в иголку".

Заботятся дети о животных, о растениях: "Кормлю кролика", "Вожу гулять свою собаку", "Цветы поливаю", "Хомячков кормлю".

Но иногда забота ребят 6 - 7 лет не выходит за рамки их игровых интересов: "Кладу куклу спать, кормлю ее"; "С мишкой играю, кормлю его, сплю с ним". Здесь родителям, наверное, следует найти ребенку какие-то реальные дела, которые были бы направлены на действенную помощь старшим.


Как развивать трудовые навыки у детей? Как привить любовь к труду у ребенка?

Труд играет важную роль в жизни ребенка. Особенно она возрастает с поступлением его в школу. Ребенок, не приученный трудиться, будет все время сталкиваться с трудностями. Трудолюбие как качество личности развивается с детства. Плацдармом для его развития является семья, дом. Дошкольный и младший школьный возраст самый благоприятный для формирования системы положительных мотивов и установок на домашний труд. Приучение ребенка к домашнему труду зависит от его индивидуальных особенностей и тех условий, в которых он находится.

Все действия родителей ребенок воспринимает беспрекословно и не задумывается о правильности или неправильности их результатов. Более того, он постоянно подражает своим родителям. И соответственно, если родителям не нравится домашний труд и они это постоянно демонстрируют, то ребенку он тоже не будет нравиться. Постепенно у него формируется отрицательное отношению к домашнему труду в целом или к отдельным его видам.

Еще более разрушительное воздействие оказывается на ребенка, если один родитель с презрением относится к труду другого: «Твое место у плиты», - презрительно говорит муж жене. Или: «Подумаешь, наука, починить водопроводный кран. Любой мужчина это может сделать», - говорит жена мужу. Что же под воздействием таких установок может сформироваться у ребенка? Презрение к труду.

Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик,

Про такого пишут тут: он хороший мальчик, -

так известный поэт В.В. Маяковский объяснял детям, что такое хорошо и что такое плохо.

Самый главный помощник или вредитель в деле приучения ребенка к труду - те условия, которые создает семья. Это дух и нравственные установки семьи. Ребенок очень чутко реагирует на них.

Конечно, самый выигрышный вариант все делать вместе с ребенком. Убирать квартиру, стирать белье, готовить, ходить в магазин или за корреспонденцией к почтовому ящику. Пусть ребенок участвует во всех семейных акциях. Началом формирования положительного отношения к труду можно считать формирование умений самообслуживания. Для подрастающего малыша это очень важный раздел его самостоятельности.

Ребенок все может сам! Эту простую истину необходимо усвоить. Конечно, его надо учить, многократно и терпеливо показывать, как справляться с теми или иными делами. Создавать постоянную ситуацию успеха, хваля за каждое достижение. Ведь в сущности домашний труд - это рутина и однообразие. Но он необходим для функционирования семьи как целостного организма. Главное - показать ребенку, что его выполнение необходимо для членов семьи, что оно для них важно. Можно выделить несколько этапов приучения ребенка к домашнему труду:

На первом этапе ребенок все время рядом и старается все делать вместе с вами. Многое сначала не получается. Но постепенно он овладевает необходимыми действиями. Вот тут и надо подключать создание положительной мотивации.

К примеру: «Какой ты молодец, что помыл посуду. Мама придет с работы усталая, а тут такой приятный сюрприз!» или: «Как здорово, что ты принес сам газету для папы. Папа придет с работы усталый...» и т. п. Очень важна и реакция того, кому действия ребенка помогли. Очень внимательно нужно относиться к его деятельности, замечать все мелочи. Ведь это для взрослого мелочи, а для ребенка трудовой Монблан.

На втором этапе постепенно переводить совместную тру­довую деятельность на личную деятельность ребенка. Воз­растает роль самостоятельных действий ребенка. Особой заботы требует формирование мотивов трудовых дел. Пору­чая ребенку тот или иной вид работы, необходимо прогова­ривать, кому и конкретно какую пользу он принесет своими действиями. Поручать выполнение самостоятельных дейст­вий или видов домашнего труда. Полезно, чтобы у ребенка был какой-то постоянный вид труда. К примеру, насыпать порошок в стиральную машинку или запускать посудомоечную машину. Выбор видов трудовой деятельности зависит от возраста ребенка и возможностей семьи.

На третьем этапе у ребенка уже формируется привычка выполнять домашнюю работу, которая со временем и при соответствующей поддержке переходит в свойство его личности. И вот тогда он уже не задумывается, надо убрать в комнате или квартире, помыть посуду или вынести мусор. Как правило, делает это легко, не изображая из себя героя труда.

Существует много мнений по вопросу половой принадлежности того или иного вида домашнего труда. Как здесь быть? Приучать мальчиков мыть посуду и стирать белье, а девочек забивать гвозди и менять колеса в машине? В педагогической литературе нет единодушия в этом вопросе. Да оно и понятно, однозначного ответа быть и не может. Это зависит от того, в какой семье растет ребенок. Полная, неполная, благополучная, неблагополучная, с преобладанием мужчин или женщин - все эти факторы влияют на выбор правильной позиции. И, конечно, это зависит и от индивидуальных особенностей ребенка, от сферы его интереса. В жизни встречаются и женщины, умеющие прекрасно делать «мужскую» работу, и мальчики, легко справляющиеся с «женскими» ее видами. Ориентироваться нужно, на наш взгляд, на интересы и установки ребенка. Если вашей дочурке интересно копаться вместе с вами в механизмах, ну на здоровье. Не думаю, что следует ей это запрещать. А если для вашего сына доставляет удовольствие заниматься домашней выпечкой, дайте ему реализоваться. Это не повредит в дальнейшем и не обязательно будет определяющим в выборе им будущей профессии. Полезно иногда вспоминать, что, к примеру, вязание возникло в Англии как мужское дело. Если в семье двое или трое детей, необходимо справедливо делить между ними виды домашней работы. Важно при этом формировать у них качество товарищеской взаимопомощи. Можно это распределение проводить в виде элементов игры, все время меняя виды труда. Или, наоборот, можно предложить детям самим выбрать то, что каждому по душе. Главное, чтобы все поощрения и поддержка были равномерными и справедливыми.