«В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством – и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением».

Бог гордым противится

Гордость и тщеславие относятся к самым опасным страстям. Оптинские старцы много говорили и писали о борьбе с этими страстями. Преподобный Лев горестно называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».

«Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных, преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О, коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей».

Преподобный Варсонофий говорил о гордости как о бесовском свойстве:

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу».

Преподобный Никон предостерегал:

«Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».

Преподобный Амвросий предупреждал, что ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие:

«Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость.

Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: “Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие – общие исчадия тщеславия и гордости».

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски, но действие и признаки их разные

Наставлял:

«Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость».

А чтобы показать, чем гордость и тщеславие отличаются друг от друга и как действуют на человека, преподобный Амвросий даже сочинил рассказ об утках и гусях, олицетворяющих эти страсти. Поводом для такого рассказа стал подаренный старцу ковер с изображением уток:

«Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей: тщеславия и гордости.

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.

Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления, похвал человекоугодничает и как утка кричит: “Так! так!” – когда на самом деле в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.

Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»

Чем же ты гордишься?

Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу преподобный Амвросий передавал такой рассказ:

«Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. “Чем же ты гордишься? – спросил он ее. – Ты, верно, знатна?” – “Нет”, – ответила она. – “Ну талантлива?” – “Нет”. – “Так, стало быть, богата?” – “Нет”. – “Гм… В таком случае, можешь гордиться”, – сказал напоследок духовник».

«Возноситься нечем: Бог дает слово. Доброго слова человек сам собою сказать не может. Всякое доброе слово от Бога. Сказано: “Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу” (Пс. 113: 9)».

Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял:

«Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: “Помилуй, помилуй!” А подастся ли милость, это еще кто знает».

Как определить у себя признаки смирения или гордости

Преподобный Макарий писал о главных признаках наличия у человека смирения или гордости:

«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил своих чад, что иногда излишнее смущение при каком-либо деле также выдает затаенное тщеславие:

«Трусишь при пении от тщеславия. Много его у тебя».

Печаль наказания Божия гордым

Преподобный Лев предупреждал о том, что гордые терпят различные бедствия:

«Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым».

Избавиться от гордости очень трудно

Избавиться от гордости очень трудно. Если человек думает, что он уже негордый, что уже стяжал смирение, то это явно, по словам старца Макария, доказывает его гордость:

«В письме твоем ты назвала себя смиренною (конечно, это по неведению), но ты еще не достигла сей меры, чтобы быть смиренною. Когда бы мы приобрели это богатство, то и все добродетели удобно бы стяжали. Да оно и одно без других добродетелей может нас спасти, а добродетели без оного, напротив, никакой пользы не приносят. Стяжавый смирение стяжал Бога. Это всё учение святого Исаака, великого мужа.

Так ты не должна думать, что ты смиренна, а когда думаешь, то явно показываешь свою гордость».

Гордость неразрывно связана с другими страстями

Преподобный Амвросий говорил:

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов».

«Лупишь глаза – оттого и помыслы, прежде тщеславные, а потом и дурные. Ты заметь: непременно прежде тщеславные, а потом дурные. Ты вниз голову держи, вот так, не лупи глаза на народ».

А преподобный Макарий предупреждал, что от гордости страсти получают силу, а смирение, наоборот, низлагает страсти:

«Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает».

Одна гордость может заменить все прочие страсти

Бывает, что в человеке так велика гордость, что прочие страсти стихают. Преподобный Макарий наставлял:

«Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает – гордость».

Такой человек может внешне вести себя безукоризненно и с презрением смотреть на других людей, мучимых страстями пьянства или курения или иными страстями. Но во взгляде этого внешне безупречного человека такая гордыня и самолюбование, такое превозношение своими достоинствами, что одной гордости его уже достаточно для погибели души. Старец предупреждал:

«Однако бывает, по слову святого Иоанна Лествичника… и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти, и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел».

Как бороться с этими страстями

Преподобный Макарий советовал при борьбе с помыслами высокоумия и гордости не стыдиться открывать их на исповеди:

«О том, что помыслы находят высокоумные, надобно открывать и не стыдиться».

Преподобный Иларион наставлял при появлении помыслов тщеславия и похвалы самого себя напоминать себе, что главное – смирение, а вот его-то у нас и нет. И первым доказательством этого являются как раз приходящие к нам помыслы тщеславия:

«Отсекать помыслы тщеславия и похваляющие тем, что Богу приятнее всего смирение, а у тебя его нет; следовательно, ничего нет и доброго. Так правильно и до лжно делать».

Старец Иосиф учил при появлении помыслов тщеславия вспомнить свои грехи:

«А когда тщеславие взойдет, тогда не худо и вспомнить какой-нибудь грешок, укоряя себя».

И старец Амвросий давал такой совет:

«Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться».

Преподобный говорил:

«Человек – яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом».

«Надо вниз смотреть. Ты вспомни: “Земля еси, и в землю пойдеши”».

«Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит».

Старец советовал:

«Как придет тщеславие, так молись: “Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою”».

Иногда человек изо всех сил пытается избавиться от помыслов гордости и тщеславия, но ему это никак не удается. По этому поводу преподобный Амвросий писал:

«Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения».

Старец советовал в таком случае в первую очередь рассмотреть свое душевное расположение:

«Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого».

Преподобный писал духовному чаду:

«…молись со смирением Богу псаломскими словами: “Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою”. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа – смирение, самоукорение и терпение – разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись о сем и Царице Небесной, и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской».

«Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок… Секира к истреблению корня самолюбия – вера, смирение, послушание и отсечение всех хотений и разумений».

Гордость могут побороть также труд и скорби. Преподобный Амвросий говорил:

«Много нужно трудиться, много ран принимать, чтобы не погибнуть от гордости. Когда нас не трогают, не толкают, гордость живет в нас до конца жизни».

В самом желании быстро взойти на высоту добродетелей сокрыта гордость

Гордость и бывают скрыты в самом нашем желании мгновенно избавиться от всех страстей, скоро взойти на высоту добродетелей. В этом, по словам преподобного Льва, скрывается духовная гордость:

«Вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чём вы и сами себя сознаете)…»

Смирение же хорошо знает, что «добродетель не груша: враз не скушаешь».

«От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13–14).

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Современная жизнь часто называется эпохой потребления, когда каждый человек стремится удовлетворить только собственные желания, живёт для себя. Такое поведение признаётся эгоизмом, но не всеми. Некоторые люди уверены, что по-другому не выжить в окружающем мире. Но практика часто опровергает их убеждение: те, кто задумывается, как избавиться от этой черты, и пытается достигнуть этой цели, в итоге обретают гармонию и счастье.

Причины появления эгоизма

Каждый человек в определённые моменты жизни склонен к проявлению самолюбия, но некоторые личности сделали эгоизм нормой своей жизни. Для того чтобы разобраться, что за этим скрывается, необходимо выделить типичные признаки эгоиста:

  • он живёт только своими интересами, не проявляя внимания к жизни окружающих людей;
  • считает себя лучше всех, часто публично признаёт наличие у себя многих достоинств; не умеет радоваться за других, чужое счастье вызывает у него зависть и злобу;
  • не хочет тратить своё время на то, что не принесёт ему никакой выгоды; отказывает в помощи окружающим;
  • склонен пользоваться различными благами, не делясь ничем с другими; общается с людьми ради выгоды, а тех, кто не принесёт ему никакой пользы, вычеркивает из своей жизни.

Причины эгоистичности могут лежат на поверхности, а могут быть скрыты глубоко в натуре человека. Нередко они связаны с детством, когда ребёнок был центром вселенной, все его желания удовлетворялись, капризы исполнялись. Его не учили проявлениям заботы о других людях, став взрослым, он считает излишним думать об окружающих, предпочитая жить только для себя. Такая установка заложена у него в подсознание с детских лет, она выглядит для него единственно верной, по-другому жить он не умеет.

Иной путь зарождения эгоизма в сознательном возрасте. При достижении определённых успехов и получении признания человеку становятся свойственны гордость и тщеславие, которые дают толчок для зарождения эгоизма. Он будет постоянным спутником, проявляясь в той или иной ситуации в разной степени. Избавиться от него станет очень сложно, т. к. придётся вырабатывать новую модель поведения.

Виды эгоизма

Часто даже специалисты-психологи не могут дать точное определение эгоистическому поведению и привести его примеры. К тому же многие специалисты убеждены, что разумный эгоизм необходим, без него сейчас не выжить.

Можно выделить два полярных типа эгоизма:

  • рациональный, который предполагает проявление собственной индивидуальности, создание таких условий, при которых личность может существовать автономно, двигаясь к своим целям, не задевая интересов окружающих, а стараясь взаимодействовать с ними по мере возможностей; часто проявляется в творческих коллективах;
  • гедонизм, при котором индивид всегда и везде ставит себя в центр, заставляя окружающих признавать его достоинства, принимать его модель поведения как единственно правильную.

Способы избавления от эгоизма

Большинство эгоистов мечтают избавиться от своей проблемы, потому что она мешает им в:

  • налаживании дружеских отношений;
  • построении прочных семейных связей;
  • устройстве личной жизни;
  • профессиональном росте.

В глубине души многие из них ощущают себя очень несчастными людьми. Не всегда они самостоятельно могут найти выход из ситуации, приходится обращаться за помощью к специалистам, которые начнут работать с клиентом с поиска причин. Такая работа может занять очень много времени. Положительный исход невозможен без самостоятельного труда человека.

Одним из первых шагов является необходимость выйти за границы собственного Я, увидеть другой мир, узнать желания, потребности близких людей, понять, что они тоже интересные собеседники и многогранные личности. Вместе справляться с трудностями лучше, а радость, разделённая с близкими, увеличивается.

Самый верный путь преодолевать эгоизм - помогать другим, но не у всех сразу получается делать это.

Надо приучать себя совершать хотя бы по одному доброму делу в день, чтобы оно приносило пользу кому-то другому. Не стоит выставлять это напоказ, существует много способов проявить милосердие тайно.

Ещё один простой метод - интересоваться проблемами окружающими, проявлять заинтересованность в разговоре, уметь слушать других, не говорить только о себе.

Действенный вариант борьбы с эгоизмом - примкнуть к команде, оказывающей помощь другими людям. Сейчас каждый может найти организацию, занимающуюся благотворительностью, которая ему по душе, и присоединиться к ней. Даже малое участие приносит большую пользу.

Эгоисты - несчастные люди, которые не умеют любить.

Научиться этому искусству можно с малого: завести домашнего питомца. Уход за ним научит проявлению чувств, принесёт удовлетворение.

Заключение

Избавиться от эгоизма или жить так всю жизнь, каждый решает сам, но необходимо представлять последствия такого выбора. Для начала борьбы с этим явлением достаточно маленьких шагов, которые изменят жизнь в лучшую сторону.

Как избавиться от эгоизма и полюбить себя - это самое противоречивое высказывание современности. Тем не менее эгоисты - это очень несчастные люди. Почему можно сделать такой вывод?

Терминология

Исследовав самые популярные словари современности, можно сделать вывод, что же такое эгоизм. Это не качество, а скорее жизненное убеждение, которое позиционирует себя как стремление человека любыми способами со всего получать выгоду. Эгоистичный человек сосредоточен исключительно на своих чувствах, потребностях и переживаниях. Внутреннее эго таких людей ненасытно и постоянно требует большего. Про эгоиста нельзя сказать, что он скромен или доволен жизнью. Он постоянно хочет обладать тем, что есть у других.

Всегда ли эгоизм - это плохо?

Некоторые утверждают, что эгоисты - это люди, которые по-настоящему любят себя. Но так ли это на самом деле? Увы. Быть полным эгоистом - это постоянно испытывать напряжение от мысли, что тебе чего-то недостает, ты обделен, у окружающих все лучше и нужнее. Стремление к покою и комфорту, которое постоянно преследует себялюба, не приносит ему желаемого. По факту, эгоист не любит ни других, ни себя самого. Зачастую такие люди одиноки и глубоко несчастны. В тенденциях современного мира знать, как избавиться от эгоизма, жизненно необходимо.

Однако стоит отметить, что доля этой черты характера присуща каждому живому созданию. Это является одной из обязательных граней психологически здорового человека. Важно уравновесить это качество с другими и вести себя соответственно. Но о том, как это сделать, мы поговорим в конце. Сейчас же нужно понять, почему избавиться от эгоизма так сложно.

Борьба, которую выдерживают немногие

На самом деле задаться вопросом, и эгоизма, - это уже половина успеха. Человек должен признавать, что ему срочно нужно начать работу над собой. Однако борьба с этой гранью личности начинается с расширения сознания. Это сложно, ведь придётся научится думать прежде всего о нуждах окружающих. Более того, нужно осознать, что проблемы человека не являются самыми важными, и есть более серьезные вещи, нуждающиеся во внимании. К тому же эгоисту придется принять тот факт, что не все его действия принесут ему выгоду. Последнее, пожалуй, является наиболее сложным.

Проявление эгоизма

Согласно подсчетам психологов, эгоизм в современном мире - это не порок, а тенденция моды. Этим словом названо бесчисленное количество ресторанов, ночных клубов и различных магазинов. На Украине, например, есть даже особая программа лояльности для постоянных посетителей ресторанов быстрого питания, которая так и называется «ЭГОисты». В чем ее посыл? Есть ради своего эго. Кстати, это и есть лозунг этой программы.

Наиболее ярко рассматриваемое качество раскрывается в семейных отношениях, ведь дома люди становятся такими, какие они есть. Эгоисты в семье являются настоящими царями, которым все всё должны. Нередко со временем в семье появляется тирания.

Если в человека закрадывается подозрение, что он слишком сосредоточен на себе, стоит задуматься над тем, насколько часто он готов поступиться собственными желаниями в пользу других, как много и часто он говорит о себе и умеет ли он делиться последним. Кстати, эгоизм нередко сравнивают с жадностью.

Если говорить о том, как избавиться от эгоизма, советы психолога будут как никогда кстати. Специалисты рекомендуют делать это в четыре этапа.

  1. Перестаньте ограничивать свое сознание . Границы, которые ставит внутри себя эгоист, не дают ему жить в полной мере, ведь они едва выходят за пределы его собственного носа. По сути, себялюб не имеет представления, что могут испытывать другие люди. Так как расширить собственное сознание? Научитесь слушать других и слышать их трудности. Подумайте о том, что именно приятного можно сделать для близких вам людей.
  2. Общайтесь без местоимения «Я». Лучший способ, как избавиться от эгоизма, - это научить себя как можно меньше разговаривать о своей персоне. Важно перестать навязывать людям свое мнение и искренне интересоваться происходящим в жизни людей.
  3. Полюбите кого-то помимо себя . Психологи рекомендуют для начала завести себе домашнего питомца. Главная трудность этого шага состоит в том, что от животного никуда не денешься. О нем постоянно нужно заботиться - кормить, убирать и играть с ним.
  4. Найдите удовлетворение от того, что имеете . Если говорить о себялюбии, то самая большая проблема - это научиться довольствоваться всем, что имеешь.

В поисках того, как избавиться от эгоизма, советы можно найти разные, но стоить помнить, что сама работа над собой будет долгой и трудоемкой. Откуда берется эгоизм?

Истоки

До того, как избавиться от эгоизма в отношениях, нужно найти причину его возникновения, чтобы не допустить рецидива. Как говорилось ранее, эго - это часть подсознания, которая помогает оставаться психически здоровым. Она корректирует восприятие внешнего мира путем оценивания, планирования и сопоставления с прошлым опытом. По сути, эго прекрасно формирует внутреннего человека. Важно только не давать ему полную власть. Почему?

Временами эго влияет так, что человек начинает желать того, что ему на самом деле и ненужно, а с необходимым ситуация меняется в корне. Это можно проиллюстрировать на простом примере с телефоном. Сейчас магазины техники полны различных гаджетов, и за небольшие деньги можно приобрести самый обычный кнопочный телефон для звонков и смс. Отличный вариант, не так ли? Но вот у друга сенсорный брендовый смартфон. Вам-то по факту нужно просто делать звонки, и вы знаете, что другие функции использоваться не будут, но внутреннее эго негодует - купи такой, как у друга, а лучше даже на модель выше. Вот она разница между тем, что нужно, и тем, что навязывает эго.

Зная, как избавиться от эгоизма, можно порядком облегчить свою жизнь. И пример с телефоном служит тому доказательством.

Отсутствие эгоизма - это возможно?

К сожалению, есть те, кто неверно понимают принцип работы над себялюбием, и вместо того, чтоб научится в равной мере любить себя и окружающих, начинают жить в пользу других. Конечно, важно думать о пользе для людей, которые вас окружают, но и о и эго забывать не стоит. Помните, что именно уравновешенное отношение ко всему дает возможность оставаться психически уравновешенной личностью.

Выводы

Конечно, все описанное выше - это огромный труд и постоянный самоконтроль. Но на самом деле усмирить своё эго не так уж и сложно - нужно просто посмотреть на мир шире. Любой человек, даже самый близкий, может быть интересным, если постоянно его узнавать. Умение ставить на первое место интересы других тоже не так сложно приобрести. Главное - иметь непреодолимое желание этому научиться. Вспомните, как реагируют окружающие, когда видят, что с ними делятся и о них думают. Если выделить всего один день и полностью посвятить его родному человеку, можно увидеть, как он расцветает, а вам становится светлее и радостнее на душе.

Как избавиться от эгоизма, должен думать каждый член семьи. Не должны между любящими людьми (а в семье других быть и не должно) звучать фразы «я не говорила, что со мной легко», «ты должна мне», «я лучше знаю, не лезь», «без твоей помощи справлюсь» и все в этом духе. Любые признаки эгоизма будут лишь портить отношения между близкими людьми и отражаться на остальных членах семьи. Помните, что себялюбие должно быть в каждом человеке, но в равном соотношении со скромностью, самопожертвованием и любовью. В противном случае счастье не будет гостем в доме гордых людей.

Одним из самых распространенных в наше время грехов является эгоизм. Зачастую это отношение к окружающим воспринимается как черта характера, которая портит жизнь не только ее обладателю, но и окружающим. В дни Великого поста важно уделить внимание искоренению грехов и страстей. Мы собрали изречения афонских святых и старцев, которые помогут победить эгоизм.

«Для того чтобы душа духовно воскресла, человек должен распяться, чтобы умерли его душевные страсти и прежде всего эгоизм – бесчинное дитя гордыни, которое препятствует Божественной благодати и разбивает человеку лицо». (Преподобный Паисий Святогорец).

«В душе человека, не познавшего совершенной любви, две заповеди Христа нередко становятся в резкое взаимное противоречие. Любящий Бога уходит от мира и погружается в некоторый духовный эгоизм, и как бы равнодушный к совершающемуся в мире, спасает свою душу. Страстно любящий человеческий мир, живет его страданиями. Нося в себе скорбь о мире, он восстает на Бога, считая Его виновником тех страданий, которыми залит весь мир; и восстает иногда до сильной вражды». (Преподобный Силуан Афонский).

«Любочестие и эгоизм не имеют ничего общего между собой, так же как раскаяние отличается от покаяния. Иуда раскаялся из-за своего эгоизма. Апостол Петр покаялся и горько плакал из-за своего любочестия». (Преподобный Паисий Святогорец).

«За мелочностью и сварливостью стоят эгоизм и неблагодарность. Такие люди не радуются, а ноют, раздражаются и погружены в самолюбие». (Преподобный Паисий Святогорец).

«Истинная жизнь человека как личности принуждает человека к умерщвлению его эгоизма. Итак, проблема состоит в том, чтобы найти силы обнаружении способности к преодолению эгоизма и развитии неразрушимого общения личности». (Святитель Григорий Палама).

«Если человек достиг состояния бесстрашия перед смертью, значит, он победил свой эгоизм». (Преподобный Паисий Святогорец).

«Где налицо холодное слово «мое», там, говорят божественные отцы, нет союза любви и Христос изгнан; те, которыми овладела эта страсть (собственничества), тем тогда становятся свойственны себялюбие, сребролюбие, братоненавидение и всякий вид зла, который и ныне позорит их». (Святитель Григорий Палама).

«Если у тебя есть страсть эгоизма, ты никак не пройдешь воздушные мытарства». (Старец Дионисий).

«Начало добра есть смиренномудрие, а начало зла – эгоизм». (Старец Ефрем).

«Истинное смирение нельзя стяжать без наставника, особенно сегодня, когда эгоизм всевается еще в младенчестве. Нам нужно повиноваться хорошему наставнику, у которого должна быть благая цель. Одно дело – когда нам кажется, будто мы смиряемся, а другое дело – истина. Истина открывается в искушениях». (Старец Дионисий).

«Не думай, будто те, у кого есть эгоизм, находятся в здравом уме. Нет! Страсть победила их, и они одолеваются ею так, что с ними не найдешь общего языка. Поэтому будем внимательны, чтобы не дать эгоизму возобладать над нами, чтобы мы не стали мнить о себе, будто мы нечто, мол, «я знаю лучше другого» и прочее в том же духе, ибо тогда благодать Духа Святого отступает от нас». (Старец Дионисий).

«Необходимо быть очень внимательными в своих делах, трудиться над искоренением эгоизма, который, как страшный зверь, гложет нас изнутри. Наше «я», непомерно разрастаясь, заставляет нас раздражаться и гневаться, осуждать, смотреть на других людей, как на своих должников, оскорблять и унижать их. Оно подталкивает нас к осуждению, надмевает помысел, наполняет мыслями о величии наших дел, высоте добродетелей». (Старец Ефрем).

«Стоит мне с кем-то повздорить, как тут же во мне поднимает голову эгоизм, помысел говорит мне: «Виноват другой: это ведь он стал на меня гневаться, ведь это он говорил оскорбительные слова - он и должен смириться. Если бы, в конце концов, он говорил со мной по-другому, помягче, то я бы, конечно, перетерпел, не стал бы ему отвечать на оскорбление. Значит точно: виноват не я, а он». Вот тебе и страсть эгоизма!». (Старец Ефрем).

«Ннадо сказать себе так: «Нет-нет, если бы во мне не было эгоизма, то я бы не поддался на искушение. Значит, виноват я, а не брат. Если бы у меня было смирение, то я бы подумал о том, что этот человек для меня – виновник венцов, что этим человеком, как калёным железом, Иисус выжигает мою страсть, чтобы я стал здоровым. Значит, брат оказывает мне благодеяние, потому что выжигает во мне страсть. Он – мой благодетель!». (Старец Ефрем).

Название эгоизм произошло от слова «эго», означающее местоимение «Я». Он присущ для каждого человека в разумных пределах. Однако в случае, если эгоизм берет верх над другими чувствами, это может мешать общению с людьми, поэтому следует задуматься, как избавиться от эгоизма, чтобы наладить отношения с окружающими и личную жизнь.

Проявление эгоизма

Эгоизм – это вполне адекватная модель поведения человека, при которой его действия направлены на получение выгоды для себя. Собственные интересы всегда выше чужих для любого человека. Долгое время считалось, что противоположностью эгоизма является альтруизм, хотя сейчас это определение используется редко.

Альтруизм – это проявление самоотверженности, бескорыстное стремление к тому, чтоб другие люди имели самое лучшее. Альтруисты встречаются среди обычных людей достаточно редко.

Философия эгоизма

Многие философы придерживаются того мнения, что действия, направленные на благо других людей – это ни что другое, как обычный китч. Такое поведение вызвано определенными стремлениями, основанные на простом эгоизме. Эгоизм берет свое начало из тех времен, когда жизнь человека была подчинена животным инстинктам. Эгоизм – это опора жизненных стремлений к лучшему.

Рождаясь, человек требователен к своим родителям с целью получения внимания и ласки. В последствие возникают иные стремления и цели – заслужить любовь близких и друзей, получить хорошее образование и хорошую работу, завести семью и детей, чтоб было, кому любить и о ком заботиться. Все это человек делает исключительно для себя любимого.

Прежде чем мы расскажем о том, как избавиться от эгоизма, отметим, что он бывает двух видов – рациональный эгоизм и гедонизм.

Рациональный эгоизм – это проявление собственной индивидуальности. Это тот вид эгоизма, который проявляется без ущерба для других людей с целью защиты собственных интересов.

Геодонизм – это чрезмерный эгоизм, бесцельный, не эффективный, приносящий вред другим людям. Именно этот вид эгоизма требует задуматься о том, как побороть в себе эгоизм. Однако люди считающие, что все средства имеют смысл в достижении желаемого, ни когда не задумаются над тем, как избавиться от этой черты характера.

Важно для человека делать различия между стремлениями не только своими, но и чужими. Это поможет в дальнейшем не причинить вред другим людям, быть гуманным по отношению к ним. Однако не следует забывать, что собственные интересы – это не менее важно, нежели интересы других людей. Поэтому во всем необходимо придерживаться «золотой середины».

С раннего детства нам внушают, что эгоизм – это плохо. И это действительно так. Дети не умеют обращать внимание на нужды других людей. Пока они маленькие, такое поведение оправдано. Лишь когда дети вырастают, чрезмерный эгоизм мешает существовать в социуме. Именно поэтому необходимо понимать ту грань, когда он возможен или нет.

У каждого человека должна быть модель отрицательного и положительного поведения. Поэтому последствия эгоистического поведения уже необходимо учитывать. Если проявление эгоизма несет людям пользу, то в нем нет ни чего плохого. От эгоистичных желаний следует отказаться, если это может привести к негативным последствиям.

Прежде чем думать, как избавляться от эгоизма, необходимо поразмышлять над тем, как именно отнесутся окружающие к определенному поступку и хотелось бы вам, чтоб в отношении вас поступили так же.

У жены хорошее настроение, она рада и хочет сделать хорошее своим близким. Это приводит жену к мысли приготовить вкусный ужин. Она руководствуется собственными желаниями, однако делает приятное и другим. В таком эгоизме нет ни чего плохого.

Жена хочет купить себе дорогую вещь, в то время, как деньги нужны для осуществления необходимой покупки одному из членов семьи. Поступок жены может навредить ее близким людям. Его не следует делать даже при большом желании получить вещь. Думая не только о себе, но и о своих близких, можно легко избавиться от чувства эгоизма.

Учитывайте интересы других, принимая решения, сознательно заставляйте себя делать подарки людям, тратить ежемесячно какую-то сумму на других людей, занимайтесь волонтерством - так вы привыкните к тому, что вы - не единственный человек в этом мире и способны порадовать, а то и осчастливить окружающих, и вам не придется размышлять, как избавиться от эгоизма - вы просто забудете о нем.

Преодоление эгоизма

Как избавиться от эго? Вопрос подтверждения собственной индивидуальности очень волнителен и прямолинеен, который характеризует стремление реализации своего эго. Однако довольно большая часть людей стремится найти решение по поводу того, как избавиться от эго, ведь они ошибочно полагают, что оно сильно мешает им жить и не дает плодов в стремлениях и начинаниях.

В психологии человека эго решает очень важные вопросы, являясь основным средством для отожествления себя с определенными предметами, явлениями и качествами. При этом за счет него реализуется основная часть самосознания, без которой не имеется возможности существование личности и индивида в целом.

Такое ошибочное стремление как избавиться от эго заставляет человека полностью существовать только за счет собственной интеллектуальной жизни, не имея возможности радоваться свершениям. Это значит, что из свободного творческого индивида он превращается в слугу. Примеров таких людей в истории не имеется, так как ни один из срамившихся не смог не отожествлять себя с определенными объектами или явлениями нашего мира.

Сумев избавиться от эгоизма, потеряв эго человек не лишается индивидуальности, но не сможет найти себя среди общества, так как не определит собственную принадлежность к какой-либо его категории. По сути, он не поймет и то, что конкретно значит социум для всех людей, станет ценить индивидуальность и забросит общение, отодвинув его на самый из всех задних планов.

Объективно говоря, отметая амбиции, ради которых он должен стараться, потерявший эго не является членом общества по сути, так как не осознает свою значимость в нем. При этом многие принимают за истину, что потерять эго значит отойти от обыденных канонов взаимодействия людей, соответственно которым подразумевается желание получить пользу для себя от конкретного случая и ситуации. Ранее это принимало вид отшельничества, тогда как сегодня это не является распространенным явлением, так как большая часть людей хочет оставить после себя значимое свершение или действие.

Желание остаться в истории – это то, что помогает индивиду реализовывать свой творческий и интеллектуальный потенциал для получения собственной выгоды. При этом также нельзя утверждать, что знаменитые альтруисты и меценаты были людьми, которые успешно нейтрализовали свое эго.

Это не является таковым, потому как иначе о них ничего известно не было бы. Потому эго – это неотъемлемая часть уровней сознания человека, которая дана ему природой и развита собственным стремлением. Из-за этого эго и нельзя нейтрализовать, нельзя ограничить, нельзя уничтожить – оно всегда будет давать знать о своем существовании.