Троица – это великий православный праздник, который отмечается по истечению пятидесяти дней после . Введен апостолами в знак памяти о сошествии Святого Духа и раскрытии истины существования Триединого Бога - Святой Троицы.

Надо отметить, что пятидесятый день не случаен, и совпадает с праздником Ветхого Завета – Пятидесятницей. Издавна этот день почитался, как дата основания Церкви Христа.

Празднование Троицы на Руси

Празднование Святой Троицы – это одна из самых крупных церковных православных традиций. Служит символом очищения человеческой души от всего плохого и злого. Возвеличивает сошедшую с небес благодать, давшую силу для основания единой Церкви. Считается, что в этот день Святой Дух в виде священного огня сошел на апостолов, принеся великое знание. Именно с этого момента апостолы начали проповедовать, рассказывая об истинном Триедином Боге.

Обряды и традиции Троицы

Готовясь к празднику, хозяйки в обязательном порядке наводят в доме чистоту. Жилища украшаются полевыми цветами, ароматными травами и ветвями деревьев. Считается, что все это символизирует обновление природы, процветание и новый цикл жизни.

Праздничное утро начинается с посещения церкви. Люди возносят благодарность Господу за то, что защитил их через . Небольшие букеты из трав и цветов прихожане приносят с собой, чтобы в дальнейшем разместить их в жилищах на самых почетных местах. Как традиционно принято у славян, на Троицу празднование не обходится без хлебосольного стола, который делят с родными и друзьями. На стол обязательно ставят каравай и освященные в церкви травы в знак достатка и процветания.

Надо отметить, что на этом церковный сценарий празднования Троицы завершается, однако, остается традиция народных гуляний. Вышло так, что православный обряд совпал с древним почитанием прихода лета и так называемыми Зелеными неделями. В народе Зеленые святки (недели) считались, прежде всего, праздником девочек-подростков. В это время девушки постарше принимали их в свою компанию для общих посиделок и гаданий на суженого.

Кроме того, данная неделя носила название «русальной». По своей сути это была абсолютно языческая традиция, включающий игры с переодеваниями, пляски, воздание молитв матушке Природе. Верили, что в эту неделю русалки по ночам выходят из воды на берег, качаются на ветвях деревьев, наблюдают за людьми. Именно поэтому нельзя было стирать в прудах, гулять по одиночке в чащах деревьев, выгуливать скот далеко от сел – русалки могли забрать нерадивого путника к себе, на дно.

Также в языческой традиции Зеленая неделя считалась временем, когда умершие просыпались. В основном это касалось «заложных» покойников – то есть тех, кто умер раньше времени и «не своей смертью». Верили, что в эти дни они возвращались на землю, чтобы продолжить свое существование в виде мифологических существ. Поэтому на Зеленые святки в обязательном порядке поминали покойников: родственников и «заложных».

Таким образом, как и у множества других православных праздников, церковные обряды и традиции празднования Троицы тесно переплетены с языческой историей. Официальная церковь этого не принимает и не одобряет. Но так как по сути своей праздники очень похожи между собой, то и отмечать их народ начал в симбиозе, не отделяя православные обряды от языческих. Благодаря этому, мы получили праздник с древней историей, интересными традициями и красивыми обрядами, который, в то же время, наполнен философским созерцанием и религиозным смыслом.

Троица – один из величайших празднований в православии, который отмечают в народе и признают в церкви. Это второй по важности после Пасхи праздник, он и назначен на пятидесятый день после Светлого Воскресенья. В Библии сказано, что в этот день Святой Дух спустился с небес так же одновременно и Отцом и Сыном к двенадцати апостолам и доказал о единстве Бога. Именно тогда Бог дал благословение апостолам построить церковь. Этот день считается днём основания церкви.

Также существует легенда, что на пятидесятый день после выхода из Египта (ветхозаветная Пасха), Моисей на горе Синай поведал Израилю Божий закон, который должен каждый исполнять. Именно это стало отправной точкой в развитии ветхозаветной церкви. С тех пор каждый год евреи праздную так называемый Шавуот, то есть пятидесятницу. Также в этот день в Израиле отмечают праздник первого урожая и плодов. Однако Шавуот считается более важным и значимым, и входит в тройку святейших еврейских праздников.

Пятидесятница постоянно выпадает на то время, когда цветут деревья и цветы. Поэтому на праздник храмы и дома наряжают ветками с листьями, которые пахнут и напоминают о празднике. Перед Троицей проходит в церквях суббота когда поминают людей, ушедших из жизни по своей воле и тех кто утонул и пропал. На праздник священнослужители облачаются в праздничный наряд. Из храма берут траву, сушат, а после используют в течение года в качестве талисмана от сглаза и недоброжелателей.

Троица у славян

Как известно, славянский народ не всегда исповедовал христианство, а на протяжении многих веков официальной религией у них было язычество. Именно поэтому даже сегодня сохранились обычаи и традиции, которые относятся скорее к славянской культуре.

Ещё до того, как церковь начала отмечать Троицу этот день считали границей меж весной и летом. В этот день было принято петь песни, танцевать, веселиться, водить хороводы. Дома наряжали зеленью, которую после применяли в качестве лечебных трав и настоек. Считалось, что именно в этот праздник на землю выходит нечистая сила в виде русалок и мавок.

До крещения Руси существовал праздник Семик или Триглав, то есть славянская Троица. Согласно языческому учению, существует три Божества, которые и управляют человечеством - Сварог, Перун, Святовит или Святожич. Первый, по их мнению, создал Вселенную, второй является защитником правды, более того именно Перуна все воины почитали особенным образом и считали его своим покровителем. Третий же, Святожич - хранитель света и неба, именно он наполняет человечество энергией жизни.

Как мы уже упоминали, другое название славянской Троицы - Семик, что в переводе означает Зеленая неделя. Это, можно сказать, начало летних святок, которые, как и всегда на Руси, сопровождались громкими гуляниями, своеобразными обрядами, и, безусловно, девичьими гаданиями.

Традиции и обычаи Троицы на Руси

Как и многие праздники, так и этот начинался с уборки. Хозяйки за день или два до Троицы начинали генеральную уборку в доме и во дворе. После этого женщины украшали хату и двор всем, чем наградило землю лето, а именно зелеными растениями. По мнению наших предков молодые растения символизируют процветание, богатство и продолжение жизни.

А в день Троицы, с самого утра вся семья торопилась в храм. Ведь в церквях в этот день проводили праздничную службу. После храма, все расходились по домам и устраивали праздничный обед. Как обычно, наши предки ходили друг к другу, чтобы поздравить, подарить подарки и пообщаться вместе.

Всю неделю под запретом было купание в реках и озерах. Ведь наши предки верили, что в этот период можно встретить русалку, которая зазывает к себе, и не вернуться, ведь русалки могут защекотать до смерти.

Ближе к вечеру в деревнях весь народ собирался на гулянии. Устраивали хороводы, пели песни, танцевали, проводили ритуалы. Также нередко на всю неделю устраивали ярмарки, где также можно было встретить много развлечений. Безусловно, в это время молодые присматривались друг к другу и знакомились.

Обряды и ритуалы на Троицу

Празднование Троицы длится три дня. В первый день Троицы , который именуется еще Зеленым воскресением, люди должны быть очень внимательны и осторожны. Считается, что гуляют мифические существа, такие как русалки, мавки и другая нечистая сила. Поэтому принято украшать свои жилища ароматным разнотравьем, а иконы – березовыми ветвями. Молодая березка – это символ расцветающей природы во всей своей красе. А зеленый цвет ассоциируется с очищением, обновлением и животворящей силой. Не зря природа к этому дню «надевает» прекрасное зеленое платье.

Отмечали Троицу в лесах, полях, садах. Пели песни, играли в веселые игры. Незамужние девицы гадали в этот день на собственноручно плетеных венках, в которые вплетали благоухающие нежным ароматом и, поражающие своей красотой, цветы. Венки бросали в воду и пели потрясающе проникновенные песни, если веночки сходились, то быть в этом году молодой сосватанной. Старожилы говорят, что в праздничную ночь сняться вещие сны, которым принято придавать особенное значение. Также посещали кладбища и поминали умерших, оставив угощения. Ближе к вечеру начиналось настоящее гулянье, где людей развлекали скоморохи.

На второй день Троицы , который называется Клечальным понедельником, люди посещали церковь. После службы священнослужители ходили по полям и молились, прося Господа защитить урожай.

Третий день Троицы именуется – Богодуховым днем . Выбирали самую прекрасную девушку, наряжали до неузнаваемости - разноцветными ленточками и бесподобными венками, облачали в праздничную одежду. После этого водили ее по дворам, а хозяева щедро одаривали ее угощениями. Также освящали воду в колодцах, дабы очистить ее от духа нечистого.

Каждый славянский праздник буквально пропитан разными обрядами и ритуалами. Что ж, давайте подробнее остановимся на нескольких из них:

Как мы уже упоминали, в этот день существовало поверье, что на Троицу просыпаются русалки. Поэтому, чтобы уберечься от неё, в селах проводили несколько ритуалов. В одних деревнях женщины с наступлением ночи пробегали по всему селу с помелом. А в других селениях переодевали девушку в русалку, а затем выгоняли её в поле и бросали в жито, после чего убегали домой. Еще один ритуал, связанный с изгнанием русалки, осуществлялся следующим образом. Заранее всей деревней создавали чучело русалки, а вечером во время гуляний вокруг него водили хороводы. Затем все разделялись на две команда, одна из которых пытается забрать у противника русалку. После этого чучело относили в поле разрывали его на мелкие кусочки и развеивали по полю.

Кроме русалок, по мнению славян, в этот день пробуждался и водяной, которого также нужно было отпугивать. Для этого всей деревней вдоль берега разжигали костры, водили хороводы и громко пели песни. Наутро же считалось, что все нечистые силы прогнаны, поэтому народ с чистой совестью с самого утра бежал на реку, чтобы искупаться.

Женщины, у которых были молодые дети, сохраняли кусочек Троицкого пирога для свадьбы. Когда же кто-то вступал в брак, то мать вручала молодоженам этот сухарь, в надежде, что он будет их оберегом и принесет мир, счастье, богатство и радость в дом, а также убережет от болезней и невзгод.

Особенное внимание стоит уделить украшению дома, так как обычные ветви и букеты не подходили. Считается, что в этот день в доме обязательно должны быть ветки клена, березы, дуба и рябины - ведь именно они способны защитить от злых людей, а также даруют силу, здоровье и энергию для преодоления препятствий. Спустя неделю все растения сжигали на костре.

Также на Троицу было принято собирать различные травы, ведь по мнению наших предков, они обладали особой силой. Все это засушивали и оставляли на случай, если кто-то в доме заболеет. Обязательным ритуалом на Троицу было пускание венков по реке. Это было своего рода гаданием на Троицу - таким образом девушки пытались узнать свою судьбу на дальнейший год.

Чтобы спастись от засухи и неурожая, в этот день принято было орошать цветы и ветви, с которыми стояли в храме своими слезами. Девушки специально пытались расплакаться, чтобы капли попали на цветы, после чего их хранили целый год.

Приметы на Троицу

На этот день пытались не назначать свадьбу, считалось, что ничего хорошего такую семью не ждет. Но вот сватанье и знакомство в этот день является хорошим знаком. Такой брак будет крепким и счастливым.

Также старались в праздник Троицы не думать о плохом, завидовать и злиться на кого-то - это плохой знак и ни к чему хорошему это не приведет.

Многие из нас слышали, что если в этот день будет дождь, то это значат слезы по умершим. Однако помимо этой приметы существовала еще одна, которая говорила о том, что если в этот день польет дождь, то весь год будет много грибов, хороший урожай и замечательная погода.

Также женщины старались переделать все дела до дня Троицы, так как считалось, что в этот день нельзя шить, прясть, белить, печь пироги и работать в огороде.

Если же спустя три дня ветви березы, которыми был украшен дом свежие и не завяли, то все ждали мокрого сенокоса.

Многие верили, чтобы отпугнуть злых духов и привлечь в деревню богатство и процветание, необходимо ходить на кладбище и обметать могилы.

Очень плохим знаком было, если в Троицу было жарко. Это значит все лето будет засушливым и, соответственно плохой урожай.

А собранная роса на Троицу, по мнению славянских женщин, обладает особенной силой, которая способна исцелить и придать сил.

Как празднуют Троицу сегодня

Несмотря на важность праздника, многие традиции были забыты. Мало, кто придает какого-то значения Троице, особенно в больших городах. И если провести опрос «Почему отмечают Троицу и каково ее значение?», большинство людей ничего конкретного ответить не смогут. Очень жаль, ведь это наша история и ее следует помнить и почитать, придерживаясь традиций.

А вот в деревнях к празднику готовятся заранее. Тщательно убирают и украшают свои жилища, собранными на рассвете, прекрасными цветами и разнотравьем, которые опьяняют своим нежным ароматом, веря в то, что нечисть не сможет проникнуть в дом. Хозяйки готовят кулинарные изыски для домочадцев и гостей. А после приготовлений посещают церковь. Затем, садятся за праздничные столы, которые выносят на улицу или же отправляются на природу. А вечером посещают народные гулянья, принимая активное участие в разнообразных конкурсах.

В 2017 году День Святой Троицы празднуется - 4 июня . День Святой Троицы, Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа — один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников. Православная церковь отмечает День Святой Троицы в 50-й день по Пасхе, в воскресенье.

В День Святой Троицы в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году . После литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных пространных молитвы:
- о Церкви;
- о спасении всех молящихся;
- о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»).
Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях — этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

По русской традиции, пол храма и домов верующих в День Святой Троицы устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями , а цвет облачений — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. Троица — очень красивый и любимый в народе праздник.

Обряды на Троицу

Троицын день — один из самых важных праздников у восточных славян, особенно любимый девушками . В народной традиции Троицын день входит в Семицко-Троицкий праздничный комплекс, включавший Семик (седьмой четверг после Пасхи за два дня до Троицы), Троицкую субботу, Троицын день. В целом праздники назывались «Зелёными святками» . Основными составляюшими празднеств Семика-Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, девические инициации, поминание утопленников или всех умерших.

У славянских народов праздник Святой Троицы также тесно связан с проводами весны и встречей лета:

  • На троицкой (семицкой) недели девочки 7-12 лет ломали березовые ветки и украшали ними дом снаружи и изнутри .
  • В четверг (на следующий день) детей утром кормили яичницей , которая тогда была традиционным блюдом: оно символизировало яркое летнее солнце. Затем дети шли в лес завивать березу : ее украшали лентами, бусами, цветами; ветви связывали попарно, заплетали в косу. Дети водили вокруг наряженной березы хороводы, пели песни, устраивали праздничную трапезу.
  • В субботу накануне дня Святой Троицы у славян один из главных поминальных дней. Этот день часто называют «задушной субботой» или родительским днем .
  • В день Святой Троицы все шли в церковь с цветами и ветками березы. Дома и храмы в этот день украшали зеленым ковром из листьев и цветов. После праздничной службы в церкви молодежь отправлялась развивать березу . Считалось, что если этого не сделать, то береза может обидеться. После того, как березу разовьют - повторяли трапезу, снова водили хороводы и пели песни. Потом дерево срубали и с песнями носили по деревне. Часто так же березу могли пустить вниз по реке, считая, что дерево отдаст свою силу первым всходам в поле.


Традиции на Троицу

Как повелось в России православные праздники тесно переплетаются с народными традициями:

Так, выходя из церкви, люди старались захватить траву из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную. Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и использовали как обереги.

Прекрасная традиция на Троицу украшать дома и храмы ветвями, травой, цветами живет не первое столетие. Обряд украшения на Троицу неслучаен. Зелень символизируют в народной традиции на Троицу - жизнь. Украшая по традиции дома на Троицу ветвями, травами и цветами, люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов, согласно народным традициям, используются ветки березы . Можно сказать, что праздник Троицы без березы — то же самое, что празднование Рождества без елки. В тоже самое время в некоторых местностях традиция украшать дома и храмы на Троицу может несколько отличатся и для украшения могут быть использованы дуб, клен, рябина...

В народе Троица почиталась за большой праздник , к нему тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор, ставили тесто для приготовления блюд для праздничного стола, заготавливали зелень. В этот день пекли пироги и караваи, завивали венки из берёзы (на юге из клёна) и цветов, приглашали гостей, молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах.

Девушки надевали самые лучшие свои наряды , нередко сшитые специально к этим праздникам. Повсеместно головы украшали венками из трав и цветов. Нарядные девушки обычно прогуливались при всеобщем собрании народа — так называемые «невестины смотрины» . С давних пор считалось хорошей приметой свататься на Троицу . Свадьбу играли осенью, на праздник Покрова Богородицы. Многие до сих пор считают, что это помогает семейной жизни: сосватанные на Троицу, дескать, будут жить в любви, радости и богатстве .

В этот день для девиц пекли козули - круглые лепешки с яйцами в виде венка. Эти козули вместе с яичницей, пирогами, квасом составляли обрядовую трапезу , которую девушки устраивали в роще после завивания березки, то есть украшения ее ленточками, цветами, плетения венков из ее тонких ветвей.

Через эти венки девушки кумились - подходили попарно, целовали друг друга, иногда менялись нательными крестиками и приговаривали: Покумимся, кума, покумимся, нам с тобою не браниться, вечно дружиться. Для обряда кумования завивали вершины двух березок , переплетали их между собой. Затем девушки разбивались по парам и проходили под этими березками, обнимались и целовались. Покумовавшись, они становились в один большой хоровод и пели троичные песни. После шли к реке. Когда подходили к речке, все бросали свои венки в воду и по ним ворожили на будущую судьбу . После этого березку срубали и с песнями несли в деревню, ставили ее в центре улицы, водили вокруг березки хороводы и пели особые, троицкие, песни.


Что нельзя делать на Троицу - народные поверья

С Троицыными днями в народе был связан целый цикл поверий и запретов, нарушать которые было строго запрещено под угрозой несчастий:

  • на Троицу нельзя было делать березовые метлы;
  • в течение недели запрещалось городить забор или ремонтировать бороны, чтобы «не рождались домашние животные уродливого вида»;
  • категорически запрещалась работать и в первые три дня Троицы - однако готовить угощение можно, а также приглашать на праздничную трапезу гостей;
  • нельзя было ходить в течение недели в лес, купаться - купаться в Троицын день нежелательно, поскольку, как считали наши предки, что день Троицы принадлежит русалкам - искупаешься, верили древние славяне, пойдешь ко дну. Начиная с «Зеленых Святок» и до Петрова дня (12 июля) русалки выходят из омутов, прячутся в лесах, на деревьях, своим смехом завлекая путников.

Приметы на Троицу

Есть и другие поверья и традиции на Троицу. Давайте теперь узнаем, какие в день Троицы есть приметы.

  • Если на Троицу пойдет дождь, значит, жди урожая грибов.
  • Цветы и лечебные травы, собранные в такой день считаются целебными и способны вылечить любой недуг.
  • Считается, что с понедельника - дня Святого Духа заморозков уже не будет, наступают теплые дни.
  • В день Святого Духа принято раздавать всю мелочь нищим, тем самым ограждая себя от невзгод и болезней.
  • Существовало и такое поверье, честный человек мог найти клад, как бы услышав его зов из глубин земли.
  • Существовало поверье о том, что растения на Троицу наделяются особой магической силой , что отразилось в обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы.

Празднование Троицы

Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки. С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния на Троицу.

День Святой Троицы, или Пятидесятница – один из самых близких русским людям христианских праздников. К этому времени, а Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи, окончательно просыпается природа, начинается новая, полноценная и полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают березовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день – зеленый.

Это – символ обновления, символ начала. Ведь в этот день родилась наша Церковь.

В этот день почти две тысячи лет назад апостолы сидели в горнице (верхней комнате) одного из иерусалимских домов на горе Сион. Чей это был дом – неизвестно. Но именно ему суждено было стать первым христианским храмом. Ведь в Сионской горнице Христос дважды являлся Своим ученикам после Своего Воскресения, там Он разломил хлеб и наполнил чашу вином, совершив таким образом первую литургию. В Сионской же горнице на апостолов и Деву Марию сошел Святой Дух – и произошло это на пятидесятый день после Воскресения Христа и на десятый – после Его Вознесения на Небо.

К этому времени апостолы уже не были растеряны и подавлены, как после распятия Христа. Ученики Спасителя уже поняли, что Он оставил после себя не просто горстку последователей, но Церковь. Несмотря на то что апостолы не были жителями Иерусалима (большинство из них были из Галилеи), они уже пятьдесят дней не расходились по домам, ежедневно встречаясь в той самой Сионской горнице. Ведь Сам Христос попросил их не отлучаться из города и ждать крещения Святым Духом.

И вот «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния святых апостолов 2:2-4). Таким образом, в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси, отсюда и название – Праздник Святой Троицы.

Бог Отец сотворил мир и послал Своего Сына, Иисуса Христа, на землю, чтобы показать людям путь к спасению, а Бог Святой Дух снизошел на апостолов, а через них – на каждого из нас, чтобы быть рядом с людьми. Сообщество людей, в котором присутствует Святой Дух, и называется Церковью. Каждый православный молится «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа...» Кроме того, в этот день Бог дал апостолам возможность говорить на разных языках. Ведь если земная история Христа закончилась, то жизнь Христовой Церкви только началась. Апостолы должны были идти в разные страны и рассказывать людям об Истине, которую Бог донес до них всеми возможными способами.

Однажды утром, услышав странный шум, удивленные жители Иерусалима стали подходить к дому, где собрались апостолы, и очень удивлялись, когда слышали, что люди внутри дома говорят на разных языках. Они даже подумали, что говорившие люди пьяны. Тогда к собравшимся вышел апостол Петр и сказал: «...мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деяния святых апостолов 2:14-18).

Точно так, как говорил Петр, и произошло. Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям Истину, апостолы разошлись по миру и проповедовали в самых дальних его уголках. Апостолов казнили (только один из двенадцати апостолов, Иоанн, умер своей смертью), но что могли сделать враги против тех, с кем всегда присутствует Святой Дух, с христианами? Поколения людей, правители, и даже целые государства исчезают с лица земли, а Церковь существует уже почти две тысячи лет. Начавшись когда-то с той самой маленькой кучки людей в горнице на горе Сион в Иерусалиме...

В материале использована репродукция картины К.Лебедева "Сошествие Святого духа"

Paskha.ru

Традиции празднования Троицы на Руси

Троица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их черезnull крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки. Но Россия большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.

С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния с играми, представлениями, песнями.

Троица - Зелёные Святки

Троицын день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В стародавнюю пору, когда еще свежа была на Руси память языческого прошлого, с Троицею, или «Семицкою», неделею было связано столько самобытных проявлений народного суеверия - как ни с одним из других праздников, кроме Святок. Эта неделя, посвященная богине весны, победившей демонов зимы, издавна чествовалась шумными общенародными игрищами. Конец мая и начало июня, - на которые приходится-падает Троицын день, - особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени наиболее пышной растительностью, еще не успевшею утратить своей обаятельной свежести.

Языческий месяцеслов наших отдаленных предков, совпавший в этом случае с христианскими праздниками, дал повод к объединению их с собою. Мало-помалу древнее почитание богини весны - светлокудрой Лады - было забыто, а сопровождавшие его обычаи слились с новыми обрядами, создав вокруг первого летнего праздника необычайно яркую обстановку. С течением времени языческий дух этой последней растворился в мировоззрении просветленной стремлением к горним вершинам добра новой веры славян; но пережившие многовековое прошлое стародавние обычаи и теперь все еще показывают, насколько прочны кровные связи народа-пахаря с окружавшей быт его пращуров и доселе отовсюду обступающей его жизнь природою.

«Семицкая» - седьмая по Пасхе - неделя, заканчивающаяся Троицыным днем, еще и до сих пор в некоторых местностях (например, в Рыбинском уезде Ярославской губ.) носит название «Зеленых Святок». В старые же годы она величалась этим прозвищем повсюду в народной Руси, именовавшей ее также «русальною», «зеленою», «клечальною», «задушными поминками», «разгарою» и другими подходящими именами, - каждое из которых находит свое объяснение в пережитках славяно-русского язычества. По простонародному прибаутку - «Честная Масленица в гости Семик звала»... и, - добавляют краснословы деревенские, - «Честь ей за то и хвала!» Семик, это собственно - четверг на последней неделе пред Пятидесятницею. В этот четверг, посвященный древним язычником-славянином верховному богу Перуну-громовнику, совершались главнейшие приготовления к празднованию Троицына дня.

Все было так же, как в захолустной глуши, где этот четверг и теперь является желанным гостем непритязательной сельской молодежи, по преданию - выплачивающей весеннюю дань памятным пережиткам прошлого. В Тульской губернии семицкая березка до сих пор даже и не называется иначе, как «кумою», а слово «кумиться» еще в 40-х и начале 50-х годов только и означало - целоваться при прохождении под этою самой березкою.
Семик - преимущественно (а в иных местностях исключительно) девичий праздник. nullВ Поволжье, верхнем и среднем, повсюду к этому дню идет в деревнях девичья складчина: собираются яйца, пекутся лепешки, закупаются лакомства. Девушки, целыми деревнями, отправляются в рощу, на берег речки - завивать березки, «играть песни» и пировать. На березки вешаются венки, по которым красные загадывают о своей судьбе, бросая их на воду в самый Троицын день. Вслед за пирушкою - начинают водить хороводы, которые прекращаются с Троицы до Успенья.

Семицкие хороводы сопровождаются особыми обрядами, посвященными «березке-березоньке», которой воздаются особые почести - вероятно, как живому олицетворению древней богини весны. Лет пятьдесят тому назад в Воронежской губернии приносили на семицкие пирушки куклу из соломы, разукрашенную березовыми ветками, - в чем, несомненно, был слышен явный отголосок стародавнего язычества. В некоторых местностях на Семик обвивают лентами какую-нибудь особенно кудреватую березку, растущую на берегу речки, и поют ей старинную песню: «Береза моя, березонька, береза моя белая, береза моя кудрявая!..» и т. д. В Вологодской губернии Семик более известен под именем «Поляны». Это является следствием того, что все приуроченные к нему обычаи справляются на полянках.

Семицкие обычаю были свойственны не одним славянам. Еще у древних греков и римлян существовали особые весенние празднества, посвященные цветам и деревьям. У германцев был так называемый «праздник венков», в котором еще более общего с нашим Семиком. По сравнительным данным языческого богословия, Семик является прообразом союза неба с землею.

Зелень и цветы и теперь составляют отличительные признаки празднования Троицына дня; повсюду на Руси церкви и дома украшаются в этот день ветками березок - как в деревнях, так и в городах. В старину же этому обычаю придавалось особое значение, связывавшее два мира - языческий с христианским. Игрища, устраивавшиеся в честь языческих божеств, в Польше существовали даже и по истечении пяти веков с принятия христианства; по словам польского историка Длугоша.

Длугош - известный польский историк, живший в XV-м веке. Он родился в 1415-м году, по образованию - питомец краковского университета; по окончании курса (диалектики и философии) был секретарем оржевского епископа - будучи при этом посвящен в сан каноника. С 1448 года началась его дипломатическая карьера, приблизившая его к королевскому двору. С 1467 года на Длугоша был возложен труд обучения королевских детей. Перед смертью он был избран в архиепископы, но смерть опередила посвящение его в этот сан: он умер в 1480-м году. Во все время своей дипломатической и педагогической деятельности он ревностно трудился над историческими памятниками родины. Из трудов его - самый капитальный «История Польши», доведенная «от баснословных времен» до третьей четверти XVI-ro столетия. Вся история польского народа исследуется Длугошем - как предмет прославления Польши и урок служения государства Церкви и ее задачам] они назывались «Стадом». В Литве они существовали еще дольше. На Белой Руси до сих пор немало общего с древнепольско-литовским в народных обычаях вообще и связанных с празднованием Троицына дня наособицу.

Существует поверье, что славянские нимфы и наяды - русалки, живущие в омутах рек, в эту неделю выходят из воды. Накануне Троицына дня, по малорусскому поверью, убегают они в поля и заводят свои ночные игры. - «Бух! Бух! Соломенный дух!» - будто бы кричат они: - «Мене мати породила, некрещену положила!» Русалки, по народному представлению, - тоскующие души младенцев, родившихся мертвыми или умерших некрещеными. Они, начиная с «Зеленых Святок» до Петрова дня, живут в лесах, ауканьем и смехом зазывая к себе путников, которых защекочивают до смерти. На зеленой русальной неделе в Малороссии никто не купается - из опасения попасть к ним в руки; Семик слывет здесь «великим днем русалок». Предохранительным средством от русалочьих чар считается полынь и трава «заря». В Черниговской губернии существовал до последнего времени обычай «русалочьих провод», когда речных чаровниц изгоняли - целой деревнею - парни и девушки. В Спасском уезде Рязанской губернии следующее за Троицыным днем воскресенье слывет «русальным заговеньем», вслед за проводами русалок прекращаются здесь до следующей весны игры в «горелки» и «уточку».

В старину против поверья о русалках и соединенных с ним народных игрищ и гаданий особенно восставали проповедники, обличавшие народ в языческом суеверии. В противовес народному празднованию разгульного Семика было установлено совершать в этот четверг поминовение убогих, похороненных в так называемых «убогих домах» и «скудельницах». Но не затемнилось в народном обиходе веселое празднество: смех и песни быстро сменяли слезы и рыдания в тот же самый день.

Из стародавних обычаев, связанных с этим праздником, далеко не все дошли до рубежа наших дней. Многое исчезло, даже не будучи занесено на страницы народоведческих исследований. Так сообщалось, что в Енисейской губ. (Минусинск, окр.) крестьянки, выбрав на Семик кудрявую березку и срубив ее, наряжают в свое лучшее платье и ставят в клеть до Троицы, а затем - с песнями - уносят ее к реке. В Казанской губ. (Чистопольск. у.) накануне Троицы совершается игрище в честь языческого бога Ярилы. В Пензенской и Симбирской губерниях на следующий за Троицыным день девушки, одевшись в худшие-затрапезные сарафаны, сходятся и, назвав одну из подруг «Костромою», кладут ее на доску и несут купать-хоронить к реке. Затем сами купаются и возвращаются домой, где переодеваются во все праздничное и водят хороводы до глубокой ночи. В Орловской губ. в Троицын день «молят коровай», испеченный из муки, принесенной всеми девушками деревни вскладчину: идут с этим караваем в рощу и поют над ним. В Псковской губ: во многих селах обметают могилы пучка-ми цветов, принесенных из церкви от троицкой обедни. Это называется - «глаза у родителей прочищать». Во многих местностях на Руси в старые годы в этот праздник происходили смотрины невест. Девушки собирались на лугу и, сойдясь в круг, медленно двигались с песнями. Вокруг стояли женихи и «высматривали» невест.

Многие из описанных обычаев уже исчезли, иные - видоизменились до неузнаваемости; но есть и немало таких, что еще доживают свой век с тем самым обликом, с каким были созданы народным воображением в стародавние дни. Троицын день во времена московских царей всея Руси сопровождался особой торжественностью в царском обиходе. Царь-государь в этот великий праздник «являлся народу». Царский выход был обставлен по особому уставу. Шел государь в наряде царском: на нем было «царское платно» (порфира), царский «становой кафтан», корона, бармы, наперсный хрест и перевязь; в руке - царский жезл; на ногах - башмаки, низанные жемчугом и каменьями. Венценосного богомольца поддерживали под руки двое стольников. Их окружала блестящая свита из бояр, разодетых в золотые ферязи. Во время следования царя к обедне свита царская шла рядом: люди меньших чинов - впереди, а бояре и окольничие - сзади государя. Постельничий со стряпчими нес «стряпню»: полотенце, стул «со зголовьем», подножье, «солношник» - от дождя и солнца и все прочее, что требовалось по обиходу.

Во всем блеске царского облачения входил государь в Успенский собор - в сопровождении бояр и всех людей ближних. Впереди всего шествия стольники несли на ковре пук цветов («веник») и «лист» (древесный, без стебельков). Царский выход возвещался гулким звоном с Ивана Великого «во все колокола с реутом»; звон прекращался, когда государь вступал на свое царское место. На ступенях этого «места», обитого атласом красного цвета с золотым галуном, ближние стольники поддерживали государя. Торжественно шла обедня. По окончании ее, перед троицкою вечернею, подходили к царю соборные ключари с подобающим метанием поклонов и подносили ему на ковре древесный лист, присланный патриархом. Смешав его с «государевым листом» и разными травами и цветами, они застилали им все царское место и окропляли его розовою водой. Взятым от государя листом они шли устилать места патриаршее и прочих властей духовных. Остаток раздавался боярам и другим богомольцам, по всему храму. Государь преклонял колена и - как говорилось в то время - «лежал на листу», благоговейно внимая словам молитвы. Когда кончалась Божественная служба, он выходил из собора прежним торжественным выходом, «являлся народу», приветствовавшему его радостными кликами, и - в предшествии одного из ближних стольников, несшего «веник» государев, возвращался во свои палаты царские. Колокольный звон не смолкал во все время его следования от собора до дворца.

На Троицкой зеленой неделе царевны с боярышнями увеселялись во дворце играми-nullхороводами, под наблюдением если не светлых очей самой государыни-царицы, то зоркого взгляда верховых боярынь и мамушек. Для игр и хороводов - как в царицыных, так и в царевниных хоромах были отведены особые обширные сени. Здесь находились и приставленные к царевнам «дурки-шутихи», бахари, домрачеи и загусельники со скоморохами, все - кто должен был доставлять «потеху» и «затеи веселыя». Царевен увеселяли сенные девушки, «игрицы», которыми - вероятно - «игрались» те же самые песни семицкие, что раздавались в это время под березками над водою по всей Руси, справлявшей свои стародавние игрища во славу «Семика честного» и Троицы - Зеленых Святок.

Народные обычаи и приметы на Троицу

Троица - воскресенье, пятидесятый день после Пасхи, праздник в честь Отца и Сына и Святого Духа. Другие его названия - День святой Троицы, День сошествия Святого Духа, Пятидесятница.
По церковному календарю. День святой Троицы называется также днем сошествия Святого Духа на апостолов.
Пятидесятница - второй из трех великих праздников древних иудеев, установленный в память дарования народу Закона при горе Синае.

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов.
Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников.

И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов. Иудейский праздник Пятидесятницы перешел в христианскую церковь.

По народному календарю. Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот день прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.
Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.
Воскресенье проводили в лесу, вокруг березки.

В деревнях с утра пекся каравай и созывали гостей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда для молодежи начиналось самое веселье. Бабка-позыватка скликала девушек на гульбу в рощу, где nullрасстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а парни высматривали себе в хороводах невест. Троицкие каравай, скатерть и венки имели огромное значение для будущей брачной жизни. Скатертью тайно застилали стол под другой, верхней скатертью на смотринах (она должна была приковать суженого). Каравай засушивался в сухари и хранился до свадьбы. Сухари эти потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай, а венок некоторые девушки тайно передавали своим возлюбленным в качестве вестника брачного обета. С помощью венков осуществлялось и гаданье, которое в "зеленые святки" играло столь же важную роль, что и в зимние. В Троицын день девушки развивали березки: развит венок - желаемое не сбудется, засох венок - жди перемен в жизни: замужества или (пронеси и помилуй!) смерти, если зелен венок - продолжение девичества, что в общем-то редко кого радовало. А вечером, когда веселье постепенно стихало, шли к реке и бросали венки в медленно темнеющую весеннюю воду. Если венок поплыл - это благоприятный знак, если завертелся на месте - расстроится свадьба или начнутся нелады в семье, утонет - к большому несчастью: к смерти родных или суженого. А если венок встанет на месте - то свадьбы в этом году не бывать. После гадания, радостные или опечаленные, расходились по домам. А на следующий день, в понедельник, выпадал новый праздник - День Святого Духа, или Духов День, с которого, по народным приметам, наступало настоящее теплое лето.

Береза

Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать.

Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой. В троицкое воскресенье березу уничтожали - «хоронили», топили в воде или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.
Завить березку - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.
Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления. Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.
После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех одна из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни. На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» - и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).

В этот день девушки расставались с венком, сплетенным в Семик. Бросали его на воду и наблюдали. Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, а может быть, даже умрешь. Если венок приставал к другому берегу - любовь девичья привьется, пристанет к сердцу любого парня.

Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит». На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент ее появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны. При этом вслух поселяне оценивали ее качества и пускали разные шутки в ее адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

В Троицу совершался обряд поминовения усопших. Только на Троицу устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года. Так, во времена войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму. На троицко-семицкой неделе тела умерших зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили.

Старушки в Троицын день шли на кладбище обметать букетами и березовыми ветками, которые держали в руках, могилы, "глазыньки родителям пречищать".

На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.

Народные приметы на Троицу

На Троицу дождь - много грибов, к теплой погоде.

Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня еще свежи, то ожидай мокрого сенокоса.

От Троицы до Успения хороводов не водят.

Если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день. Говорили:"С Духова дня не с одного неба из-под земли тепло идет".

"Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке".

Русская культура, ее традиции и обычаи - это отдельный феномен мирового достояния. Православные праздники тесно переплетаются с корнями русских обычаев, которые передаются из поколения в поколение. А приметы на Троицу всегда бережно хранятся и передаются по наследству.

Сошествие Святого Духа

Пятидесятница, Троица, Сошествие Святого Духа или День Святой Троицы - один из главных христианских праздников, который отмечается особенно торжественной службой. Троица приходится на 50-й день после Пасхи в воскресенье. В народе этот день особо почитаем. Православные ждут его с нетерпением, готовятся к празднику и ждут чуда.

Издавна Троица почиталась предками. Считалось, что в этот праздник наступает конец тяжким трудам и приходит время сбора щедрого урожая. Неудивительно, что с тех давних времен дошли и до нынешнего поколения народные приметы на Троицу. Непосредственно все обряды считались особенно важными - ни в коем случае нельзя было ими пренебрегать или игнорировать.

Так в чем же заключалось таинство празднования? Чем удивительны были святочные дни для простого русского человека? Настало время познакомиться с несколькими уникальными обычаями, традициями и приметами, связанными с великим православным праздником.

Коротко о празднике

День Святой Троицы или Зеленые Святки чтится в каждой православной семье. Один из самых главных христианских праздников отмечается на 50-й день после Пасхи, поэтому иногда его еще называют Пятидесятницей. Выпадает День Святой Троицы обычно на последние числа мая или начало июня. С первыми летними деньками ассоциируется окончание тяжелых трудовых будней и начало сбора богатого урожая.

Троица имеет целых три больших праздника - это Родительская суббота (день, когда поминаются усопшие предки), Троицкое воскресенье (непосредственно самый главный день праздника) и Духов День (название говорит само за себя - День Святого Духа).

Церковное толкование праздника

Откуда взялись приметы и обычаи на Троицу? Связано это, прежде всего, с народными наблюдениями и толкованием праздника. Чтобы понять всю суть каждого знака и явления, стоит обратить внимание на религиозное значение этого дня.

После воскресения Иисуса Христа в его силу поверили те, кто верил непосредственно в самого Господа Бога. А в силу Духа лишь тогда, когда на 50-й день после воскресения Иисуса собравшиеся в одной комнате 12 апостолов и Дева Мария услышали громкие звуки, доносившиеся с небес. После этого каждого ученика охватило пламя, проникшее вовнутрь и наполнившее все существо - так в каждого из них вошел сам Святой Дух, который подарил апостолам великие знания и возможность проповедовать слово Божие на разных языках.

Состоялось, так называемое торжество Святой Троицы - воедино собрались Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух - свидетелями которого стали простые христиане.

Как отмечается Троица в народе?

Существуют вполне привычные приметы и обычаи на Троицу, которые почитают в каждой семье. Для этого не нужно ходить в полночь куда-то, искать целебные травы и смотреть на звезды. Бытовые ритуалы также являются частью душевного празднования великого христианского праздника.

Так, например, в Родительскую Субботу стоит посетить могилы усопших родственников, сходить в церковь на службу и поставить свечи «за упокой души». В этот день нельзя грустить - умерших предков принято вспоминать хорошим словом, только радостные моменты.

Вечером, накануне Троицкого Воскресенья, прихожане отправляются в церковь с большими букетами из березовых веток, свежескошенной травы и полевых цветов. Считается, что освященные букеты обладают целебными свойствами, поэтому растения бережно хранятся в течение всего года. При заболевании из засохших цветов и веток можно заваривать чаи и целебные настои.

Во время воскресной службы прихожане молятся Богу и просят его даровать Святого Духа усопшим предкам.

Понедельник - День Святого Духа - символизирует собой победу Святого Духа над злыми силами. В этот день принято молиться об усопших родственниках, вспоминать их только хорошими словами. В День Святого Духа принято просить Бога об упокоении душ. После службы прихожане, выходя из церкви, раздавали мелочь и угощения нищим, ограждая себя от болезней и несчастий.

Есть особые народные приметы на Троицу. Погода в этот день может подсказать, каким будет урожай и чего ждать от ближайшей зимы. Так, например, считалось, что земля перед празднованием Дня Святого Духа могла раскрыть свои секреты. Поэтому многие старательно искали сокровища, спрятанные глубоко в недрах земли.

Приметы на Троицу для незамужних девушек

Пятидесятница для молодых девушек - один из самых главных праздников, который может подсказать их дальнейшую судьбу. В этот день плели красивые венки, опускали их в воду и наблюдали, как они себя поведут. Если ожерелье из цветов плыло по воде - знак благоприятный, если завертелся на месте - к холостой жизни в ближайшее время. Неблагоприятное знамение, если венок утонул - это символизировало смерть близких родственников или даже суженного.

Молодые девушки традиционно отмечали этот праздник в лесу возле березок. Троицына неделя - это «русалочьи» игрища. В это время не следовало входить в воду - считалось, что русалка могла затянуть в свой омут. Уберечься от них можно было только при помощи полыни.

Среди других народных примет на Троицу следует отметить традиционную символику этого праздника. Береза - это символ возрождения и молодости. Это дерево на святки становилось особенно почитаемым. Березовыми ветками украшалось жилье и заборы, вход в дом и во двор, а также углы в сараях, где жили домашние животные. Ветки выносили в поле, чтобы вымолить у предков богатый урожай.

Среди традиций и примет на Троицу для незамужних девушек стоит отметить обычай плетения венков из березовых веток. Считалось, что так девушка сплетает свои мысли с думами молодого человека.

А вот бабушки шли на могилы к своим предкам, чтоб обмести «глазоньки» своим родителям и другим родственникам - березовыми ветками обметали могилы усопших.

Традиции и обычаи

День Святой Троицы - это особый праздник, в который люди привыкли совершать массу обрядов. При этом они трактуются и воспринимаются как обычаи, а не как суеверия. Это именно тот случай, когда все приметы и поверья имеют исключительно обоснованное значение. Поэтому можно утверждать, что народные приметы на Троицу отличаются глубоким смыслом.

Есть вещи, которые просто необходимо совершать в этот праздник. А есть дела, которые крайне нежелательны в первые летние деньки. Стоит отметить, что непосредственно само празднование Троицы имеет языческие корни. Конечно же, церковь против таких верований, однако народ сложно переубедить в том, что передавалось им вместе с молоком матери.

Приметы для холостых девушек и парней

Детей еще с самого раннего возраста учат почитать христианские праздники и народные традиции. Подрастающее поколение внимательно следит за тем, что делают на Троицу. Приметы помогают предугадать будущее накануне великого праздника. Со временем молодые девушки и юноши сами начинают принимать участие в обрядах.

Про венки уже было сказано. Остается только повторить символику:

  • Если венок плывет по воде - будет счастье.
  • Если прибился к берегу - новая любовь.
  • Если стоит на месте - ближайший год пройдет без изменений.
  • Если утонул - быть беде.

Приметы и суеверия на Троицу передаются из поколения в поколение. Так, бабушки часто на праздник застилают новую скатерть - считалось, что ткань впитывает в себя великую силу, которая помогает привлечь завидных женихов. К Святому празднику пекли всевозможную выпечку - ее остатки не выбрасывали, а сохраняли на счастье будущему семейству.

В День святой Троицы нельзя играть свадеб - считается, что жизнь новобрачных будет не завидной. А вот сватовство в этот день будет благоприятным - жизнь новой семьи будет долгой и счастливой. После сватовства на Троицу было принято жениться на Покрову.

Приметы на Троицу: что нельзя делать?

Есть некоторые вещи, которые крайне не рекомендуется делать в этот день. Несоблюдение запретов может рассердить духов умерших родственников, которые в этот день блуждают среди живых людей. В День святой Троицы ни в коем случае нельзя трудиться, заниматься рукоделием и домашней работой. Караваи, хлеб и булочки пекли накануне праздника. На Троицу нельзя было копаться в огороде и сажать грядки. Также в этот день категорически запрещалось купаться - достаточно вспомнить историю про русалок. Кстати, о них. Считается, что русалка - это душа девочки-младенца, которая умерла еще до крещения. Обитательницей вод также могла стать юная девушка-утопленница, которая не успела выйти замуж.

Какие бывают приметы на Троицу? Что нельзя делать в этот праздник? По традиции, в воскресенье следует сходить к могилам предков. Если нарушить этот запрет, усопшие родственники могут рассердиться и забрать кого-нибудь из живых.

Традиции праздничного обеда

Как уже было сказано чуть выше, хлеб и всевозможную выпечку изготавливали накануне праздника. Народные приметы на Троицу говорят о том, что в этот день за столом должны собраться только самые близкие люди. Не стоит приглашать врагов и нежелательных персон - этот праздник должен оставаться чистым и радостным.

Традиционно стол застилался праздничной скатертью зеленого цвета, которая потом бережно хранилась для привлечения завидных женихов. Среди всего многообразия блюд на столе обязательно должен присутствовать хлеб и любая другая выпечка собственного изготовления. Чем она вкуснее и разнообразней, тем ярче и счастливей будет жизнь в ближайшем году.

Молодым семьям стоит обратить внимание на эту традицию. Печь караваи и хлеб в субботу, накануне великого православного праздника может стать хорошей семейной традицией, в которой каждый сможет принять участие. Народные приметы на Троицу гласят о том, что праздничный стол не должен обходиться без куриных яиц. В принципе, праздничный стол в этот день должен отличаться изобилием - различные овощи и фрукты, сладкая выпечка, караваи и хлеб, рыбные и мясные блюда, а также сладости и напитки - все должно указывать на благополучие и достаток.

Святой праздник в нынешние времена

Приметы и традиции на Троицу хорошо знают жители деревень и небольших населенных пунктов. К сожалению, с ростом урбанизации горожане попросту начали забывать светлый праздник и все, что с ним связано. А зря - даже непосредственно само свершение обрядов несет в себе большую эмоциональную силу, которая позволит получить заряд положительной энергии.

Сельчане на Троицу заготавливают веники для бани. Нельзя ломать молодые деревья и срывать верхние веточки - можно только боковые побеги, чтобы не погубить деревце. Считается, что в этот день все растения усиливают свои целебные свойства. Именно поэтому знающие люди собирают накануне лечебные травы, листья и побеги. Среди множества примет и суеверий на Троицу следует отметить еще одну, которая будет интересна молодым девушкам - если собрать накануне праздника чабрец, сплести из него небольшой веник и вшить его в подушку, жизнь будет долгой и счастливой, а долгожданный избранник вот-вот появится на горизонте.

Гадания на Троицу

Церковь всячески отрицает подобные мероприятия, но ведь так хочется узнать свою судьбу и хоть одним глазочком заглянуть в недалекое будущее. Именно поэтому среди всего многообразия примет есть определенные обряды, которые помогают приоткрыть завесу тайны.

Что делают на Троицу? Приметы подсказывают, как узнать своего избранника и сделать жизнь с ним долгой и счастливой. В первую очередь, следует уяснить, что все гадания должны совершаться только с чистыми и светлыми мыслями. В этот день природа открывает свои тайны, делится мистическими знаниями и помогает людям. Бабушки и мамы клали молодым девушкам березовые ветки под подушку. Считалось, что образ мужчины во сне - это и есть будущий избранник.

Чем же еще примечательна Троица? Приметы на богатство - вот то, что интересовало многих сельчан и жителей деревень. Существовал такой обычай - женщина (может быть даже и замужняя) подходила к березке и, не глядя, срывала ветку. Если она была гладкая и ровная - год будет удачным и урожайным. В противном случае - жди неприятностей и беды.

Погода на весь год

Во время всего празднования Троицы пожилые люди внимательно следили за погодой - считается, что Зеленые Святки являлись своеобразным барометром на весь год. Приметы на Троицу и погода:

  • Нельзя было заготавливать веники из березы, если идет дождь.
  • Для лучшего урожая капусты следует положить ее листья в березовые прутики, принесенные с храма после службы.
  • Хороший урожай грибов обещает дождик в Троичное воскресенье.

Троица - великий и светлый православный праздник, который обладает великой мистической силой. Если себя правильно вести в этот день, соблюдать все традиции и обряды, а также внимательно следить за приметами - можно почувствовать, как счастье в буквальном смысле стучится в дом. Светлые мысли и добрые помыслы, благодарность за каждый прожитый день и щедрость - вот залог настоящего праздника, который сохранится в каждой семье.