Специальному психологу в ходе трудового обучения необходимо корректировать работу педагогов, родителей, а также тщательно наблюдать за самим ребенком, чтобы в случае необходимости вовремя оказать ему квалифицированную помощь. На каждом этапе трудового обучения специальный психолог имеет ряд задач, направленных на повышение эффективности процесса трудового обучения и воспитания.

Первый этап охватывает обучение в 1 -3 классах, когда у учащихся формируется первоначальный трудовой опыт. Психологу необходимо изучить индивидуальные трудовые возможности школьников и сформировать у них готовность к деятельности в условиях мастерских профессионального обучения. Для решения этой задачи он может использовать различные диагностические методики: скрытое наблюдение, беседы с родителями, учителями и ребенком. В процессе изучения определяется динамика формирования индивидуальных трудовых способностей и делается предварительный вывод о возможности дальнейшего трудового обучения ребенка в мастерской определенного профиля.

Одновременно психолог составляет психологический портрет образовательного пространства: профессиональный уровень педагогического коллектива, индивидуальные особенности детей, их потенциальные возможности, мотивационные факторы обучения, характер необходимой психологической помощи. В школе проводится комплекс диагностических исследований, лекционно-практи-ческие занятия для педагогов, консультации для родителей. Затем психолог составляет психологические портреты учебных групп и подбирает коррекционные программы.

Второй этап - общетехническое трудовое обучение в 4 классе на базе профессиональных учебных мастерских. На этом этапе формируются некоторые новые организационные умения и навыки, связанные с профессиональной мастерской. Так, учащиеся должны знать и строго соблюдать порядок использования станков, инструментов. Дисциплинарные требования должны быть разумными и не действовать угнетающе. На этом этапе возможно проведение тренингов, упражнений, направленных на выработку и формирование необходимых трудовых умений.

Психолог должен сделать окончательный вывод о трудовых возможностях каждого ребенка, прогнозировать успешность последующего обучения выбранной профессии. В тех случаях, когда выясняется, что способности учащегося 4 класса не соответствуют требованиям изучаемой профессии, он переводится в мастерскую другого профиля.

Третий этап - переход к профессиональному обучению. С 5 класса учащиеся приступают к овладению знаниями, навыками и умениями по определенной профессии. Совершенствование профессиональных навыков осуществляется путем учебных упражнений. Основное учебное время отводится упражнениям по изготовлению предметов полезного назначения, а также по развитию качеств личности учащихся, необходимых в совместном труде (взаимопомощь, ответственность за решение общей задачи, корректность в деловых контактах с товарищами, правдивость во взаимооценке работы).



На четвертом этапе осуществляется переход от общего курса профессионального обучения к овладению знаниями, навыками и умениями, характерными для работников определенного предприятия (учреждения).

По окончании 9 класса учащиеся сдают экзамен по профессионально-трудовому обучению. Экзамен состоит из практической контрольной и устного экзамена по специальности.

Пятый этап - завершение на первоначальном уровне профессионального образования (9 или 10 классы). Задачей психолога является адаптация учащихся к рабо-

те в производственном коллективе, помощь в овладении установленными на предприятии требованиями к качеству и производительности труда.

Психологическое сопровождение включает диагностическую и психокоррекционную работу и консультирование.

Диагностическая работа предполагает углубленную динамическую психодиагностику, т.е. изучение познавательных возможностей, личностных особенностей, внутрисемейных отношений, профессиональных возможностей и возможности адаптации ребенка в социуме.

Психокоррекционная работа проводится в процессе сказ-котерапии в начальной школе и на групповых и индивидуальных коррекционных занятиях по развитию психических функций.

Консультирование охватывает учащихся, родителей, педагогов.

Постоянная работа с учащимися, семьей и педагогическим коллективом, осуществление диспетчерских, воспитательских функций позволяют специальному психологу создавать индивидуальные программы развития, включающие медицинские, педагогические, психологические, профессиональные рекомендации.

Работа с учащимися включает анкетирование (отношение ребенка к школе, личностное самоопределение, выбор профессии), беседы, арттсрапию; работа с семьями и педагогами - анкетирование, консультирование, проведение родительских собраний, посещение учащихся на дому, индивидуальные беседы.

Усилия специального психолога, как видим, направлены на преодоление профессионального разрыва между педагогами и родителями. Их совместная деятельность позволяет создать адекватные условия для трудового обучения ребенка, а в последующем и для его самостоятельной жизни в социуме. Специальный психолог на каждом этапе обучения лиц с ограниченными возможностями обеспечивает непрерывное психолого-педагогическое сопровождение трудового воспитания и обучения, профориентацию с целью последующей социальной интеграции в период взрослой жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КОРОЛЕВСКИИ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОИ ПСИХОЛОГИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Введение в профессию»

На тему: «Функции психолога, психотерапевта, психиатра»

Выполнила: Вербенко Альмира

Проверила: Козловская Светлана Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

В наше время человек может обратиться за помощью ко множеству специалистов, в название профессии которых входит корень «псих» (греч. «психея» - душа). Чем же занимаются все эти знатоки душ человеческих?

Врач-психиатр - единственный из специалистов с корнем «псих», кто имеет право ставить диагноз и назначать лекарства. В арсенале лечебных стратегий психиатра - фармакотерапия (то есть лекарства) и психотерапия. Чаще всего эти два способа сочетаются.

Психотерапевтом может быть только доктор. Люди других специальностей, практикующие психотерапию, попадают под действие Уголовного кодекса за незаконное врачевание. По определению психотерапия - это метод лечебного немедикаментозного воздействия. Как хирургия, например. Только там скальпель, а тут - слово. А слово слову рознь, следовательно, человек без медицинского образования, занимаясь лечебной деятельностью, нарушает закон.

Сегодня согласно реестру специальностей существует четыре специализации психологов.

Патопсихолог помогает психиатру в диагностике психических расстройств. Если врач-психиатр ставит диагноз на основании клинических проявлений заболевания, то патопсихолог использует формальные методы обследования, то есть различные тесты и шкалы. Его задача - выявить расстройства памяти, мышления, интеллекта, эмоциональной и волевой сферы и сообщить об этом психиатру.

Нейропсихолог - это помощник в диагностике для нейрохирурга и невролога. Его задача - с помощью специальных тестов указать точно, в какой области головного мозга имеется повреждение и какого оно рода. В нейропсихологических пробах исследуются нарушения двигательной, идеоторной (последовательность мышления) сфер, сфер восприятия и воспроизведения информации. Специалист знает, за какую функцию какой участок мозга отвечает. Соответственно, если пациент не может выполнить серию проб, нейропсихолог отмечает, на каком участке поражен мозг. Эта информация необходима нейрохирургу для проведения операции.

Нейропсихолог также может работать в команде с неврологом и психиатром. Благодаря многократному повторению сложных для ребенка проб нейропсихолог может добиться стимуляции пораженных участков мозга. Это станет частью коррекционной программы, которую разрабатывает данная тройка специалистов.

Социальный психолог на основании статистических данных изучает отношение общества к определенным общественным феноменам и дает общие рекомендации. Грубо говоря, он выясняет, нравится ли женщинам России то, что вчера президент надел красный галстук. Исходя из результатов опроса социальный психолог делает вывод типа: «Господин президент, не надевайте больше красный галстук, поскольку это не нравится значительной части вашего электората». Социальный психолог не имеет отношения ни к отдельной конкретной личности, ни к медицине.

Несколько лет назад появилась специальность клинический психолог. Эта модель взята из западного опыта. Там есть психологи, работающие в службах помощи тяжелым больным: онкологическим, вич-инфицированным и т.п. Клинический психолог должен понимать, чем болен человек, отслеживать изменение его психических функций и подключать психиатра и невролога, чтобы они корректировали состояние тяжелобольного и обеспечивали ему приемлемый уровень существования.

1. ПСИХИАТР

Психиатр - профессия в области медицины, врач, специалист по психиатрии.

Психиатрия (нем. psychiatrie от греч. - душа и греч. - врач; греч. - врачебный, медицинский) - отрасль клинической медицины, изучающая психические (душевные) расстройства, занимающаяся их лечением, профилактикой и оказанием помощи психически больным, а также изоляцией лиц с психическими расстройствами и лиц с отклонениями в поведении, представляющих потенциальную опасность для себя или для окружающих либо нарушающих те или иные общественные нормы.

Психиатр - это врач, работающий с различными психическими расстройствами человека. Он может работать в медицинских учреждениях, частных кабинетах и центрах, иметь собственное дело.

Психиатр занимается профилактикой и лечением различных психических заболеваний человека путем осмотра пациентов, установления диагноза, назначения подходящих лекарственных препаратов, контроля над лечением. Психиатр также может заниматься психотерапией - лечением души.

Личные качества

Стрессоустойчивость

Самообладание

Коммуникабельность

Высокие профессиональные знания

Ответственность

Внимательность

Образование . Психиатр обязательно должен иметь высшее медицинское образование, иметь сертификат специалиста. Психиатр должен обладать такими качествами как ответственность, эмоциональная устойчивость, выдержка, терпение, тактичность, доброжелательность, иметь навыки работы с людьми, знать основы психологии.

Профессию психиатра можно получить в Российском государственном медицинском университете и в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.

Места работы: государственные и частные клиники, медицинские центры.

Уровень заработной платы психиатра - средний, зависит от места и опыта работы. Более высокие доходы получает психиатр, занимающийся частной практикой.

2. ПСИХОЛОГ

Психологи - ученые, специалисты по психологии, тонкие, вдумчивые наблюдатели, знатоки человеческой психологии, душевных переживаний.

Главная задача психолога - адаптировать человека к нормальной жизни, избавить от негативных эмоций, сделать его счастливым и жизнерадостным, вселить надежду в прекрасное будущее.

Сам термин «психология» произошел от греческих слов «psyche» - душа и «logos» - наука. Датой возникновения психологии как науки принято считать открытие первой экспериментальной лаборатории в Лейпциге в 1879 году.

С течением времени появлялись и развивались различные направления психологического знания: психоанализ Зигмунда Фрейда, гуманистическая психология Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, аналитическая психология Карла-Густава Юнга, бихевиоризм Дж. Уотсона, гештальт-психология и многие-многие другие.

В настоящее время психология охватывает почти все сферы жизни и деятельности людей, психологические знания используются в политике, экономике, медицине, культуре и искусстве, на производстве и в образовании. И, несомненно, каждому человеку будет полезно и небезынтересно узнать побольше о себе и других людях.

Обязанности психолога в компании/предприятии

Психолог изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.

Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.

Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

Много психологов работает в сфере образования в должности педагог-психолог, который помогает детям адаптироваться к незнакомой обстановке, проводит тестирование на готовность к школе, работает с проблемными детьми. В школах педагоги-психологи отбирают первоклассников, занимаются коррекционно-развивающей деятельностью, профориентацией старшеклассников, проводят разные тренинги и т. д.

Клинический психолог - работает в службах помощи тяжелым больным онкологическим, ВИЧ-инфицированным и т.д. и помогает пациентам справиться со стрессом, поддерживает их, следит за состоянием здоровья, а в случае необходимости подключает к лечению психиатра и невролога.

В тюрьме психолог помогает заключенным вернуться к нормальной жизни после выхода на свободу.

Так же психолог может найти свое место в политике и бизнесе.

Личные качества

Оптимизм,

Уверенность в своих силах,

Умение выслушать человека, успокоить, посочувствовать и вселить веру в счастливое будущее, - доброжелательность,

Терпимость,

Коммуникабельность,

Внимательность,

Уравновешенность.

Квалификационные требования: высшее психологическое образование.

Места работы: психологические центры, частные конторы по психологическому консультированию, образовательные и медицинские учреждения, компании и предприятия.

Психолог может работать в медицинских, учебных и других заведениях, психологических центрах, на телефонах доверия, быть политическим консультантом, проводить психологическую экспертизу при совершении преступлений, предоставлять частные консультации людям. Специалиста в данной сфере охотно возьмут на должность менеджера по персоналу, тренера в области психологии. Большинство психологов - женщины, однако в некоторых сферах деятельности, где необходимы более жесткие меры воздействия, например, в политике, преобладают мужчины.

Общественные функции психолога:

Своей профессиональной деятельностью психолог должен утверждать авторитет своей науки;

Психолог должен пресекать любые профессиональные или непрофессиональные действия, могущие привести к освещению психологии в неблагоприятном свете как в социальном, так и в профессиональном отношении, отвергать необоснованные или чрезмерные требования к ней;

Психолог не должен позволять связывать свое имя с психологической работой, за которую он не может взять на себя ответственность;

В случаях использования средств массовой информации (выступление по радио, телевидению, в прессе) следует уделять особое внимание соблюдению всех положений Кодекса.

Функции школьного психолога . Школьный психолог-консультант

Консультирует:

Учащихся по вопросам оптимизации процесса обучения, совместно анализируя учебную деятельность;

Родителей с целью оказания помощи детям в организации учебных занятий и обеспечения необходимых условий для их психологического комфорта в процессе обучения;

Сетевых преподавателей по способам и методам создания ситуации успешности для учащихся.

Для сетевых преподавателей по ведению учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся;

Для педагога-куратора по организации взаимодействия с учащимися.

Профессия психолога является очень актуальной и востребованной. Зарплата зависит от места работы и обязанностей психолога. Более высокооплачиваемой является частная практика, где заработок также зависит от количества клиентов и консультаций.

3. ПСИХОТЕРАПЕВТ

Психотерапевт - «Психотерапевтическая энциклопедия» под редакцией главного психотерапевта Минздрава Б.Д. Карвасарского, определяет его так: «это подготовленный специалист, умеющий диагностировать и лечить заболевания, преимущественно психогенного происхождения, целенаправленно применяя в качестве лечебного средства психологическое воздействие. Из-за специфики психотерапии он в той или иной мере привносит в лечебный процесс своеобразие своей личности, собственной системы ценностей, предпочитаемых теоретических ориентации и психотерапевтических технологий. Для разных направлений психотерапии характерны различные акценты в оценке значимости личностных качеств П. или психотерапевтических приемов для эффективности лечения. Это различие обнаруживается при сопоставлении клиент-центрированной, поведенческой, рационально-эмоциональной, психодинамической психотерапии…»

Обратите внимание на то, что нигде в определении психотерапевта, даваемом таким легитимным изданием как «Психотерапевтическая энциклопедия», не упоминается, что психотерапевт - это врач или, например, врач-психиатр и что психотерапия - это раздел медицины. Наоборот, в определении делается упор на то, что психотерапевт применяет в качестве лечебного средства именно психологическое воздействие. С другой стороны, назначение лекарств никаким образом не относится к методам психологического воздействия, а значит и не является ни психотерапией, ни инструментом работы психотерапевта.

Психотерапия (психотерапевтическая энциклопедия) - от греч. psyche - душа и therapeia - лечение. В настоящее время не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов, а представляет собой всего лишь их сочетание и частично взаимодействие и отличается различными психологическими, медицинскими, антропологическими, социоэкономическими, экологическими и философскими установками и чрезвычайно широким спектром применения. В общих чертах Бастин (Bastine R., 1982) определяет психотерапию как особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психического характера…

Как мы видим, и здесь, в определении психотерапии, речь идёт о помощи при проблемах и затруднениях психического (а не медицинского, соматического или органического) характера, осуществляемую психологическими (а не лекарственными или, скажем, хирургическими, требующими наличия медицинского образования) средствами.

Психотерапевт, как и психиатр, занимается лечением психических расстройств, однако, если психиатры занимаются преимущественно «тяжёлыми» психическими заболеваниями, отдавая при этом предпочтение лекарственным методам лечения, то поле деятельности психотерапевта - более лёгкие расстройства, а также пограничные состояния - те случаи, когда человеку плохо, но болезнью это состояние назвать нельзя. Основное орудие психотерапевта - слово, беседа.

Психотерапевт также владеет специальными психологическими техниками, как-то гипноз, психологические игры, аутотренинг, толкование сновидений.

Психотерапия бурно развивалась в первой половине прошлого столетия. Создалось несколько направлений психотерапии, причём приверженцы каждого направления были полностью уверены в правильности своего пути, и слушать не хотели о том, что существуют альтернативные теории. На современном этапе развития психотерапии границы между разными направлениями стираются… Тем не менее, некоторые психотерапевты предпочитают идентифицировать себя с тем или иным историческим направлением.

Психотерапевт, как любой врач, вправе назначать лекарства, проводить медицинские обследования, диагностировать заболевания.

Особое поле деятельности психотерапевта - это психосоматические расстройства - заболевания, при которых страдает тело, но причина страданий - душа. К психосоматическим расстройствам относятся гипертоническая болезнь, ожирение, вегетососудистая дистония, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, синдром хронической усталости, неспецифический язвенный колит, некоторые формы остеохондроза, псориаза. Эти заболевания весьма распространены, и больные, ими страдающие, как правило, обращаются к терапевтам, невропатологам, дерматологам, кардиологам, гастроэнтерологам, проходят долгое, дорогостоящее лечение, и, как правило, безрезультатно.

РЕЗЮМЕ

Психиатр

Психотерапевт

Психолог

Образование

Медицинское

Медицинское

Не медицинское

Право на лечение

Право на диагностику заболевания

Преимущественный метод лечения воздействие

Медикаментозное лечение

Психологическое воздействие (беседа, психоанализ, гипноз, семейная психотерапия, гештальт-терапия, телесноориентированная терапия и т.д.)

Психологическое воздействие

Преимущественная сфера компетенции

Психотические состояния, шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия, состояния после инсульта, отравления, черепно-мозговой травмы, алкоголизм, наркомании, неврозы, отставание в развитии и т.д.

Стрессы, последствия нервного напряжения, усталость, неврастения, нервный срыв, внутренние конфликты, депрессия, апатия, психосоматические заболевания, тревожные состояния и навязчивые страхи, панические расстройства, неудовлетворенность собой и своей жизнью, кризисные ситуации в личной жизни и на работе, энурез, тики, заикание и т.д.

Психологическое тестирование

Функции психиатра - не только лечение. Но и диагностика, и профилактика, и экспертиза психических болезней.

Психотерапия(система лечебного воздействия на психику, а через психику на весь организм человека. Это и метод лечения, и особый вид межличностного взаимодействия - пациенту оказывается профессиональная помощь психологическими средствами. Могут использоваться и лекарства).

Психолог исследует, изучает, классифицирует прежде всего здоровую человеческую личность, корректирует ее поведение, изучает взаимодействие разных личностей, но не занимается лечением. В детском дошкольном учреждении - создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

психиатр психолог психотерапевт

ЛИТЕРАТУРА

1. http://www.exat-edu.ru

2. http://grinvald.com

3. http://www.mentally.ru

4. Введение в профессию «Психолог», Вачков И., Гриншпун И., Пряжников Н.

5. http://psy-clinic.ru

6. Анастасия Иванова, журнал Куда пойти учиться, сайт www.ucheba.ru.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные профессиональные качества и сферы специализации психолога. Требования к его подготовленности по профессиональным дисциплинам. Личностные качества специалиста. Коммуникативная деятельность психолога-консультанта, значение его компетентности.

    реферат , добавлен 21.03.2011

    Биография выдающегося немецкого врача-психиатра, психотерапевта еврейского происхождения Фрица Перлза. Личность в теории гештальт-терапии, подход к сопротивлению в ней. Основные приёмы работы и техники гештальт-терапии, подведение к осознаванию.

    реферат , добавлен 17.06.2016

    Общие стратегии психотерапевтического консультирования. Изучение основных этапов психотерапевтического процесса. Вербальные и невербальные средства психотерапевтической работы. Этические принципы психотерапевта. Методические средства в групповой работе.

    контрольная работа , добавлен 19.08.2015

    Характеристика профессионально значимых качеств психолога: интеллектуальных, эмоционально-волевых, психомоторных. Требования к личности и чертам характера. Использование тестов и опросников для определения профессионально значимых качеств психолога.

    реферат , добавлен 22.08.2010

    Общие и специальные требования к личности педагога-психолога. Создание имиджа профессионального психолога. Этические принципы психологической и педагогической деятельности. Виды помощи педагога-психолога и правила ведения диагностики и консультирования.

    реферат , добавлен 28.08.2011

    Ознакомление с основами проблемы определения профпригодности будущего психолога. Формулировка основных моделей личности психолога. Анализ профессионально важных качеств данной личности. Изучение умения общаться с клиентом как стержневой черты психолога.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2015

    Современное состояние и концепция психологической службы. Требования к личности психолога в системе образования. Модели работы психолога и его профессиональной деятельности. Содержание, формы и средства работы психолога в учреждениях образования.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2010

    Общая информация об этическом кодексе практического психолога. Общая характеристика принципов этического кодекса психолога. О профессиональной компетенции и отношениях с другими профессионалами. О вмешательстве, исследовательских работах и образовании.

    реферат , добавлен 23.05.2012

    Основные направления деятельности специального психолога. Требования к личности и профессиональной подготовке специального психолога. Профессионально-этические нормы деятельности специального психолога. Основная цель практической психологической работы.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2015

    Необходимость психологического вмешательства как основа деятельности практического психолога. Содержание психологической помощи клиентам, типы их взаимодействия с психологом. Этические элементы практической психологии и требования к личности психолога.

Исследовательская или экспертная функция . Практический психолог в организации привлекается в качестве эксперта для решения конкретной проблемы. Специалист исследует и аккумулирует информацию о психологических механизмах поведения членов коллектива в сложной системе внутриорганизационных отношений. Изучению и оценке подвергаются именно конкретные ситуации, с использованием современных методологических методов психологии. Обычно на основании этих исследований он предоставляет руководству отчет, где описываются их результаты и даются рекомендации решения проблем.

Насколько сведения такого отчета достоверны? Следует ли руководителю прибегать к рекомендациям психолога? Несомненно, такое заключение основывается на современных представлениях науки в области организационной психологии. А как мы уже неоднократно упоминали на страницах сайта, психология, благодаря контролю ее результатов методами математической статистики, наука довольно точная. Но в тоже время, психолог не может гарантировать, что те шаги, которые примет руководство, основываясь на его исследованиях и заключении будут иметь исключительно положительный эффект. Главная задача экспертной оценки ситуации специалистом - не убедить руководителя, который заказал исследование, действовать строго определенным образом, а учесть анализ ситуации при принятии решения.

Функция консультирования . Психолог-консультант дает рекомендации по вопросам, касающимся наиболее эффективного использования личностных и профессиональных качеств любого члена коллектива. Это касается всех этапов пути, который человек проходит в организации – отбор, оценка, адаптация персонала, зачисление в кадровый резерв, увольнение. Психолог дает практические советы в области управления персоналом, мотивации труда, психологического климата в организации, развивает групповую сплоченность и борется с конфликтами в коллективе.

Здесь главное преимущество консультанта со стороны – независимость суждения. Позиция нейтралитета – это залог объективной оценки и непредвзятых выводов. В данном случае могут привлекаться как универсальные психологи, так и те, которые специализируются на конкретных проблемах.

Организационная функция . Которая, по сути, объединяет и дополняет в себе две первых. В ней психолог практик в организации выступает в роли педагога, который передает свои знания в области психологии ученикам – работникам организации, чтобы они в полной мере использовали все наработки современной психологии в своей повседневной работе, повышая ее эффективность.

15 Понятие о кадровой политике Основные функции кадровой политики: кадровое планирование; подбор персонала; адаптация; мотивация; оценка персонала; планирование и организация обучения

Кадровая политика - это вытекающий из миссии и стратегии фирмы ком­плекс работ с целью формирования и эффективного использования мотиви­рованного и высокопроизводительного персонала, способного адекватно ре­агировать на воздействие внешней и внутренней среды.

Кадровая политика выполняет следующие функции:

1) занятость (анализ рабочих мест, методы найма, способы отбора, продвижения по службе, отпуск, увольнение);

2) обучение (проверка новых сотрудников, практическое обучение, непрерывное развитие персонала);

3) оплата труда (льготные схемы, оплаты, стимулирование труда);

4) трудовые отношения (установление более эффективного стиля руководства, отношения с профсоюзами);

5) благосостояние (пенсии, пособия по болезни и нетрудоспособности, медицинские, транспортные услуги, жилье, питание, спорт и общественная деятельность, помощь в решении личных проблем)

Планирование персонала (кадровое планирование, планирование рабочего состава предприятия) определяется как:

  • процесс обеспечения организации необходимым количеством квалифицированного персонала, принятого на определенные должности в конкретные временные рамки.
  • целенаправленная, научно обоснованная деятельность организации с целью предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями работников и предъявляемыми требованиями.
  • целенаправленная деятельность организации по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчету его профессионально-квалификационной структуры, определению общей и дополнительной потребности в персонале, контролю над его использованием.

Подбор персонала или рекрутинг - это бизнес-процесс, являющийся одной из основных обязанностей HR-менеджеров или рекрутеров. Также подбор персонала - основная услуга, предлагаемая кадровыми агентствами и специализированными интернет-сайтами по поиску персонала.

Подбор персонала – услуга, предоставляемая кадровыми агентствами. Подбор персонала включает в себя сбор резюме, проведение собеседований, оценку потенциальных сотрудников. До собеседования у клиента-работодателя доходят лишь те соискатели, кто имеет больше всех шансов быть устроенным на эту должность. Средняя стоимость этой услуги – полторы заработной платы будущего работника.

Подбор персонала - установление идентичности характеристик работника и требований организации, должности. Подбор персонала может осуществляться в виде набора, выдвижения или ротации.

Рекрутмент – это эффективный способ подбора персонала на вакансии квалифицированных специалистов или менеджеров среднего звена, позволяющий оптимизировать критерий «качество/затраты».

Проблема правит человеком. Один ищет хорошую работу, другой - хорошего работника. Когда соискатель получает нужное место, работодатель совсем не обязательно получает нужного сотрудника. Руководитель берет на себя риск неудачного подбора персонала. И потому можно понять все его опасения и привередливость в заявке вакансии и собеседовании с претендентом. Зачастую опасность неверного выбора заложена в самом способе поиска сотрудника и приема на работу.

В результате опроса, проведенного среди руководителей частных предприятий, с числом постоянного персонала от 5 до 30 сотрудников, выявилось шесть наиболее распространенных способов подбора специалистов. Каждый из способов имеет свои плюсы и минусы. И в разных ситуациях его роль может изменяться от "наиболее эффективного" до "абсолютно неприемлемого".

Правильный способ уменьшит риск неудачи и снизит неизбежные расходы работодателя на подбор и подготовку нового специалиста, а соискатель получит лучшие шансы найти достойную работу.

Трудовая адаптация персонала - взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха

Мотивация персонала – это искусство. Для качественной мотивации важно осознавать ожидания ваших сотрудников. Это искусство понимать ваш персонал. Помощь работникам в достижении их целей обернется для вас фантастической продуктивностью - это и есть главная цель мотивации. Добиться максимальной продуктивности. Об этом пойдет речь в нашей статье. Но, сперва, стоит рассмотреть понятие, противоположное мотивации, чтобы никогда, извините, не наступать на эти грабли.

Оценка персонала дает возможность определить пробелы в работе каждого сотрудника и предусмотреть меры по их устранению, планирование профессионального развития и карьеры. Оценка сотрудников выявляет их слабые и сильные профессиональные качества, что позволяет тщательно подготовить индивидуальные планы развития и эффективно спланировать карьеру, принятие решений о вознаграждении, продвижении, увольнении. Основной вопрос любой оценки - установление ее показателей, позволяющих определить соответствие работников предъявляемым требованиям. При всем многообразии показателей оценки их можно условно разделить на три следующие группы:

Результативность труда;

Профессиональное поведение;

Личностные качества.

Планирование и организация обучения

3.1. Менеджер по персоналу отвечает за планирование, организацию и контроль процесса обучения.

3.2. При планировании годового бюджета на обучение 80% бюджетных средств на обучение персонала выделяется на плановое обучение, 20% - на внеплановое обучение по производственной необходимости.

3.3. План и бюджет на обучение сроком на год создается менеджером по персоналу. Совместно с планом бюджет утверждается директором Компании. План и бюджет на обучение на следующий год формируются в конце текущего года (в декабре) и утверждаются в январе следующего.

3.4. Для организации планового обучения менеджер по персоналу совместно с руководителями структурных подразделений по итогам ежегодной оценки персонала и задач, стоящих перед подразделениями на планируемый год, разрабатывает программы обучения и программы повышения квалификации в рамках плана обучения на отчетный период. Программа содержит информацию по:

· составу обучающихся сотрудников;

· целям и задачам обучения;

· периодичности и продолжительности обучения;

· стоимости обучения (точной или приблизительной).

3.5. Организация внепланового обучения (по производственной необходимости) осуществляется следующим образом:

3.5.1. Определение потребности в обучении по производственной необходимости и направление на данное обучение сотрудника осуществляет руководитель подразделения.

3.5.2. При направлении сотрудника на обучение руководитель должен исходить из производственной необходимости обучения, включающей:

· перевод на другую должность (ротация);

· расширение функциональных обязанностей;

· повышение квалификации в связи с недостаточными знаниями и навыками, необходимыми для выполнения должностных обязанностей.

3.5.3. Направление сотрудников Компании на внеплановое обучение (по производственной необходимости) организовывает менеджер по персоналу на основании утвержденной заявки руководителя подразделения, подаваемой не позднее, чем за месяц до предполагаемого обучения.

3.5.4. Сотрудник может быть направлен на внешнее обучение по инициативе руководителя не ранее, чем по прошествии 6 месяцев работы в компании. В отдельных случаях (по решению руководителя) - после успешного прохождения испытательного срока.

Психология
-(буквально) наука о душе,
(формально) наука изучающая психический мир.

Научная -развивает теоретические исследования
Практическая -решает практические проблемы
Медицинская -изучает психические факторы происхождения и лечения болезней, влияние болезней на личность, аспекты целебных воздействий.

Психотерапия
-комплексное воздействие на психику, при психическом неблагополучии (в пределах нормы)

Клиническая -лечение симптомов психического неблагополучия в т.ч медикоментозное
Личностная
(индивидуальная,
групповая)
-содействие в изменении отношения к соц.окружению и собственной личности

Психиатрия - исследует психическое неблагополучие (за пределами нормы), является медицинской отраслью и в нашем разделе не рассматривается


Психологическое консультирование и психотерапия.
В чем различие?

Психологическое консультирование - ориентировано на клинически здоровую личность, имеющую ситуационные затруднения в повседневной жизни и проблемы, решаемые на уровне сознания.
Психотерапия - ориентирована на более глубокий анализ проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности.
Психотерапия
- ориентирована на опыт, переживаемый клиентом, а не на проблему.
При психологическом консультировании
строится модель личности клиента, выделяются основные кризисные точки, но нет глубокого проникновения в его личность.
Психологическое консультирование:
-
направлено на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения и основано на вере в то, что человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста.
-консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности
-консультирование обычно используется как краткосрочная помощь (3-10 встреч)

Психологи и психотерапевты Оренбурга предлагают все виды психологической и психотерапевтической помощи

Формы помощи

психологической

психотерапевтической


Психотерапия немедицинская
Коррекционная работа на уровне сознания
Группы психологической поддержки
Тренинги - личностные, профессиональные
Экстренная телефонная помощь
Индивидуальное консультирование
Психотерапия
Коррекционная работа на уровне бессознательного
Групповая психотерапия
Лечение расстройств
Методы психологической помощи Методы психотерапии
Консультированиев рамках современных психологических направлений
тренинги, деловые игры

обучающие семинары-тренинги
суггестивные методы
гипноз
медикаментозное сопровождение
лечение в стационаре

гешталь-терапия
НЛП (нейролингвистическое программирование)
арт-терапия (в работе с детьми и взрослыми)
сказкотерапия
игровая терапия
семейная терапия
психосинтез (в работе со сновидениями, субличностями и т.д.).
психодрама
телесно-ориентированная терапия
аутогенная тренировка
медитативные техники
рациональная и позитивная психотерапии
дыхательные техники (холотроп, ребефинг)
обучение психотехникам, способствующим здоровому образу жизни и др.

"Используйте знания специалистов, чтобы улучшить свою жизнь! "

"Психолог ничему не учит своего клиента, просто подсказывает ему, как делать правильные выводы из его же опыта, чтобы не наступать сто раз на одни и те же грабли" (Л.Тобиас)
"Психолог пытается усилить внутренние ресурсы клиента, необходимые ему для того, чтобы самому справляться с возникающими затруднениями".
"Мы, психологи, советов не даем, никаких лекарств не прописываем. Наша помощь людям состоит в том, что мы разговариваем с ними и стараемся помочь им увидеть собственную ситуацию со стороны, с другой точки зрения. Иначе отнестись к ней и, если нужно, на основании этого принять решение или изменить свое поведение"
(Ю.Е. Алешина и Л.Я. Гозман).

Эти ческие стандарты психолога

Психология как профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной основы.

Психологи не должны принимать участия или способствовать разработке методов, направленных против свободы индивида и его физической или психологической неприкосновенности.

Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве.

При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий.

Психологи не должны использовать власть или превосходство по отношению к клиенту, которые дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.

Если Вас привлекают к тестированию - знайте, что существуют :

Эти ческие принципы психодиагностки (тестирования)

1 Соблюдение тайны - неразглашение результатов исследования без согласия испытуемого.
2 Ненанесение ущерба - подбор безопасных методик и использование результатов исследования без нанесения вреда здоровью и социальному положению испытуемого.
3 Беспристрастность - непредвзятое отношение к испытуемому и интерпретация результатов тестирования научно-признанными методами.
4 Конфиденциальность - кодирование материалов исследования и контролируемое их хранение. Корректное использование сведений психологического характера.
5 Осведомленное согласие - ознакомление испытуемого с этическими правилами психодиагностики и его добровольное участие в исследовании.

Задачи и функции дошкольного практического психолога.

Для того, чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно – психологических знаний, в системе образования создана и функционирует психологическая служба. Ее основными работниками являются профессиональные психологи, имеющие диплом об окончании ВУЗа по специальности «Психология» или диплом спецфакультета по специальности «Практический психолог в системе образования» (как правило, уже на базе высшего образования).

Психологическая служба является органическим компонентом современной системы образования, обеспечивающим своевременное выявление и максимальное использование в обучении и воспитании детей их интеллектуального и личностного потенциала, имеющихся у ребенка задатков, способностей, интересов и склонностей.

Психологическая служба имеет сложную, многоуровневую структуру от высших органов управления (Мин. Обр. РФ), до низших ее звеньев (конкретное образовательное учреждение). На уровне министерства создан специальный отдел ведающий работой психологической службы. Этот отдел занимается кадровым, программным, методическим и другим обеспечением психологической службы в общегосударственном масштабе.

Органами управления психологической службой на месте являются научно – методические центры психологической службы, создаваемые в республиках, краях, областях, крупных городах, районов этих городов. Данные центры обеспечивают научно – методическое руководство психологической службой в масштабах региона, они занимаются сбором информации о развитии детей в данном регионе, а также проверкой деятельности и повышением квалификации практических психологов на местах.

Государственные региональные органы управления психологической службой сами непосредственно работой с детьми не занимаются, а работают лишь с практическими психологами дошкольных и других образовательных учреждений.

Нижестоящие подразделения психологической службы занимаются уже непосредственно работой с детьми и взрослыми, включенными в образовательную систему (учителя, родители, воспитатели). Это различные государственные и негосударственные психологические центры практической психологии, работающие в образовательных учреждениях (детский сад, школа, лицей, ВУЗ и т.д.), частнопрактикующие психологи.

Психолог в ДОУ – это, прежде всего человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных его особенностях и индивидуальных вариантах. Вместе с тем, он должен ориентироваться и в психологии взрослых, так как ребенок в ДОУ постоянно взаимодействует со взрослыми людьми.

Основные функции психолога в ДОУ – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

В настоящее время сложилось 4 основных направления в работе практического психолога (задачи): психодиагностика, психологическое консультирование, психопрофилактика, психокоррекция.

1. Психодиагностика имеет два аспекта – теоретическая и практическая.

Теоретическая – наука, изучающая методические вопросы измерения индивидуальных психологических особенностей детей, возрастных норм развития, построения и разработки психодиагностических методов и процедур.

Практическая – включает разработку и применение методов диагностики, способы обработки и интерпретации данных.

Основное отличие психодиагностики от общей и возрастной психологии в том, что общая и возрастная психология раскрывает общие закономерности психических явлений и возрастные особенности общих закономерностей, т.е. типичные для какой-либо группы людей психические проявления. Диагностика же ставит цель – раскрыть индивидуальные особенности человека, отличающие его от других людей какой-либо группы, т. е. различия в психических проявлениях. Индивидуальные данные соотносятся с возрастной нормой.

Методы психодиагностики:

1) Тест (англ. испытание, проба, задание) – задание, выполнение которого свидетельствует об уровне развития какого-либо качества.

2) Наблюдение – иногда основной метод.

3) Беседа – очень часто стандартизированная, очень похожа на тест и опросник.

4) Анкетирование.

5) Анализ результатов деятельности (рисунок).

6) Эксперимент (редко, используется обучающийся).

На основе психодиагностики осуществляется дифференцированный, индивидуальный подход обучения и воспитания ребенка, вырабатываются рекомендации для воспитателей и родителей.

2. Психологическое консультирование включает в себя следующие виды работ:

1) Выработку и точную формулировку психолого – педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведенного психологического обследования, при чем соответствующие рекомендации должны предлагаться детям и взрослым в форме, понятной и доступной для практического применения.

2) Ведение консультативных бесед с теми, кто нуждается в психологической консультации. Эти беседы завершаются получением детьми и взрослыми необходимых им психолого – педагогических советов.

3) Психологическое просвещение персонала ДОУ и родителей, передача им знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, наиболее типичных трудностях в интеллектуальном и эмоциональном развитии, оптимальных путях общения с детьми, организации детских групп, совместной деятельности, общение детей разного возраста между собой и т. д. Психологическое просвещение не может ограничиться передачей общих сведений из детской психологии оно требует изучения конкретных условий данного детского сада, учета квалификаций педагогического персонала, индивидуального стиля работы каждого педагога, национальностей, традиций, контингента родителей и детей и т. п.

3. Психопрофилактика – связана с решением задач предупредительного характера, предотвращающих наступления нежелательных психологических последствий в развитии ребенка (ЗПР), появления нежелательных черт характера, дурных привычек, склонностей.

Психолог, занятый профилактической работой должен знать возможные причины возникновения тех или иных аномалий в развитии, уметь их вовремя заметить и устранить. Этой цели служит и психологическая подготовка (просвещение и консультирование) воспитателей и родителей, в ходе которых обучают внимательно наблюдать за ребенком и своевременно замечать все, что может привести к отклонениям в психическом развитии.

4. Психическая коррекция предполагает оказание прямого воздействия психолога на ребенка или взрослого с целью исправления имеющихся недостатков, изменения их психологии или поведения.

Психолог должен профессионально владеть методами психокоррекции: психотерапией, социально – психологическим тренингом, аутотренингом, определенными приемами в технике гипнотического внушения, быть способным оказать внушающее воздействие на клиента.

Психолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетентности медицины и специальной педагогики. Когда это требуется, он лишь рекомендует обратиться к соответствующим специалистам – педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду или сам привлекает их для консультации и принятия нужных решений.

Начиная работу в ДОУ, психолог должен прежде всего познакомить педагогический коллектив и родителей со своими функциями, дать представление о том, какую помощь он может оказать и в какой помощи нуждается сам для успешной работы. При этом важно учитывать, что среди населения (и даже педагогов) бывают распространены неверные представления о том, что такое психология. Ее нередко считают медицинской дисциплиной, приписывая психологу функции психиатра, психотерапевта, порой чуть ли не экстрасенса. Поэтому нужно объяснить, что детский практический психолог работает с «психологической нормой», обеспечивает это нормальное развитие, предотвращает и, насколько возможно, исправляет возникшие отклонения. Такая работа возможна лишь при взаимном понимании, тесном общении психолога и окружающих ребенка взрослых.