” №6/2010 04.08.11

Мамам, у которых грудное вскармливание сложилось удачно, даже невдомек, что ребенок может лениться сосать грудь.

Однако интернет-форумы пестрят просьбами помочь наладить естественное вскармливание именно из-за нежелания, лени ребенка сосать грудь. Действительно ли эта проблема так распространена и серьезна?

Если ребенок не проявляет беспокойства от голода, а при прикладывании к груди сосет очень вяло и только первые (легко доступные) порции «переднего» молока, можно предположить что вам достался именно такой «ленивчик». Этот малыш очень быстро засыпает у груди, так и не наевшись. И даже увеличив время кормления, общее количество высосанного молока редко оказывается для него достаточным.

Предполагают, что у таких детей наблюдается замедленное созревание и функционирование центров голода (в гипоталамусе). Однако прежде чем записывать его в обидную категорию «ленивых сосунов» необходимо сделать «скидку на возраст». Если малышу нет еще и месяца, то такое поведение под грудью вполне нормально и объяснимо: малыш еще очень слаб после родов, быстро утомляется и засыпает. Если слегка потормошить кроху он часто возобновляет сосание, однако так же часто продолжает и дальше спать крепким сном. Если же малышу около 2-3 месяцев и он, пососав всего 10-15 минут, начинает отворачиваться, это вовсе не значит, что он ленится – просто наступил возраст, когда вашему крошке становится все интересно и он стремится не упустить возможности изучить мир. Однако, как правило, такие детки кушают часто и хорошо прибавляют в весе. Проверить достаточно ли ребенку молока при таком режиме сосания просто: проведите «тест на мокрые пеленки».

Ленивое сосание - это либо просто временная реакция ребенка на действия матери и многие другие факторы, либо переходная стадия перед полным отказом от груди (что в действительности встречается редко). Если же явление ленивого сосания действительно очень беспокоит и вас, и малыша, то прежде чем начать действовать, давайте разберемся с возможными причинами такого поведения.

Грудное вскармливание: почему ребенок ленится сосать грудь?

    Использование бутылочки – наиболее частая причина. Как для кормления сцеженным молоком, так и для кормления смесью. Ведь для того, чтобы получить еду из бутылочки ребенку приходится прикладывать минимум усилий, не то, что при кормлении грудью, когда до самого сытного молочка нужно еще «добраться». Ребенок быстро (за пару раз) привыкает к бутылке и уже не желает трудиться около маминой груди – знает, что ему и так дадут покушать, при чем и утомляться при этом не придется – еда «сама бежит» в ротик.

    Использование соски . Здесь все просто. Ни одна, даже самая анатомическая соска не способна повторить форму женского соска. В связи с этим при сосании соски задействуются несколько иные мышцы, чем при сосании груди. Привыкнув к соске, ребенок начинает и мамину грудь брать неверно. Тут часто и появляется третья причина.

    Неправильное прикладывание. Ведь всем известно, что от этого зачастую зависит успешность грудного вскармливания. Когда ребенок берет грудь неверно, молоко течет плохо, стимуляция лактации происходит не в полной мере, на сосках появляются трещины, которые тоже не способствуют легкому сосанию малыша, да и маме доставляют неприятности.

    Застои молока, трещины на сосках, закупорка млечных протоков и прочие неприятности, которые могут иногда сопровождать естественное грудное вскармливание . Эти явления могут значительно усложнить процесс сосания и без того «ленивому» малышу, ведь усилий, чтобы добыть молочко, нужно приложить в разы больше!

Как научить ребенка сосать грудь?

Итак, что же вы можете предпринять, что бы победить эту проблему и наслаждаться кормлением грудью , а не воспринимать его как многочасовую пытку?

    Первое - решительно, без тени сомнения убираем все соски, бутылочки и (после обсуждения с врачом или консультантом по грудному вскармливанию) – смеси. Если ваш ребенок действительно нуждается в докорме (а определить это может только врач и желательно не один!), то давать смесь все же лучше с ложки или шприца. То же самое относится и к сцеженному молочку, если уж вам пришлось отлучиться из дома. Конечно, малыш не обрадуется таким переменам в привычном укладе жизни, но здесь важна ваша выдержка и понимание того, что вы ни в коем случае не «издеваетесь» над ребенком (как любят замечать некоторые окружающие), а действуете только ему во благо, спасая грудное вскармливание . Именно спасая, потому что в противном случае есть большая вероятность отказа малыша от груди полностью в пользу искусственных заменителей мамы. Ведь вы совсем не хотите этого, верно?

    Во-вторых, налаживаем правильное прикладывание, которое так же постепенно избавит вас от многих проблем, таких как недостаток молока, трещины, застои и пр.

    В-третьих, используя современные средства или «бабушкины» рецепты приводим в порядок грудь – залечиваем трещины, расцеживаем застои… Следует учесть, что если не наладить правильное прикладывание, трещины и застои могут стать вашими постоянными спутниками.

    Приобретите слинг – тогда и ребенок сможет проводить у груди столько времени, сколько требуется ему, и вы сможете заняться домашними делами.

    Практикуйте совместный сон. Если ребенок неохотно берет грудь – лучший вариант кормить его в «полудреме».

    Делаем глубокий выдох и …. расслабляемся! Нужно понять и принять одну истину – молока у мамы столько, сколько нужно ее ребенку. И перестаньте контролировать количество высосанного молока, взвешивать ребенка после каждого кормления – этим вы создаете нервозную обстановку вокруг процесса сосания груди не только у себя, но и у малыша. А ребенок не должен получать никаких эмоций от сосания груди кроме умиротворения, спокойствия, сытости и удовольствия от близости к маме.

Представьте себе ситуацию, чтобы детеныш, скажем льва, ленился сосать грудь, отказывался от нее. Для него по сути это означает верную смерть! Ведь надеяться ему кроме мамы не на кого. Так почему же наши дети могут позволить себе отказаться от удовольствия кушать мамино молочко? Да потому что прогресс принес с собой, безусловно, много благ, которые мы зачастую используем сверх меры, просто потому, что нам так удобнее. Пожалуй, рождение ребенка лучшее время вернуться к нашим естественным инстинктам. Ведь только мама и ребенок знают, что благо для них обоих. И эта «тайна на двоих» прекрасна и неоценима.

Анна Осипян, консультант по грудному вскармливанию центра поддержки семьи «Мама-сити»:

Д ействительно, в нашей работе нередко встречаются дети, которые очень помалу сосут грудь, порой неэффективно. Мы (консультанты по ГВ) почти не используем в нашей работе понятие «ленивый сосун» - дело в том, что у ребёнка всегда есть какие-то причины, из-за которых он ведёт себя определённым образом у груди. Вот в таких случаях важно понять причину Оно может случаться как из-за мамы, так и из-за ребёнка. Что может делать не так мама - неправильно располагать ребёнка у груди, чаще всего – слишком далеко, тогда малыш «висит» на соске, высасывает мало молока, может быстро уставать и расстраиваться.

Со стороны ребенка проблем может быть больше:

  1. Короткая подъязычная уздечка. В большинстве случаев она распознаётся по характерному «цоканью» язычка во время сосания. Также ребенку может быть трудно изначально ухватить грудь, а если уж удаётся, то сосание даётся тяжело, приходится излишне напрягать мышцы, что приводит к быстрому утомлению, вследствии чего ребенок прекращает сосать грудь . Диагностировать короткую уздечку должен врач - стоматолог.
  2. Ребенок может быть ослаблен вследствие сложных беременности и родов, недоношенности, лечения медикаментами, гипоксии, сильно выраженной желтушки и т.д. С такими детьми нельзя полагаться на кормления «по требованию ребёнка», здесь вступают в силу кормления «по требованию мамы». Эти дети нуждаются в более частых кормлениях, так как едят очень помалу, также многие из них нуждаются в докорме. Мы советуем докармливать детеей из шприца, пипетки или с ложечки.
  3. Консультанты в своей практике очень часто сталкиваются с проблемой тонуса челюстно-лицевых мышц и языка, играющих важнейшую роль в сосании. Ребёнок может сильно сводить дёсны, зажимать губы, неправильно работать язычком – всё это также приводит к неэффективному сосанию и часто к боли в сосках у мамы. С такими проблемами чаще сталкиваются те мамы и детки, у которых в родах были стимуляция, выдавливание, большое количество медикаментов, а также кесарево сечение. В последние десятилетия в решении подобных проблем очень хорошо себя зарекомендовала остеопатия. 1-3 сеанса щадящей остеопатической техники руками профессионала могут значительно облегчить ребенку процесс сосания, а также снять многие другие беспокойства, так как благотворно воздействуют на организм в целом.


Также очень полезным и действенным «лечением» будет контакт «кожа –к –коже». Просто носите и кормите ребенка без одёжки, прижимая нежное тельце к своей коже – и вы, и он будете испытывать большое удовольствие от этого.

Если же «ленивый сосун» успевает за короткие кормления насосать достаточное количество молока для нормального набора веса, чувствует себя хорошо и развивается по возрасту – значит, он сосун не ленивый, а замечательный!

«Он вас способный, умный, но лентяй». Как часто родители слышат такие слова педагогов об отпрыске! Фраза - скорее отговорка, чтобы не разбираться с проблемой. Зачем, если можно сказать: ребенок ленивый, пусть с этим борются родители. Разбираться и бороться есть с чем. Ленивый ребенок, какой он? Когда взрослые говорят о своем отпрыске, сразу вспоминают, каким успешным он был совсем недавно. Приводятся примеры о быстром запоминании стихов, чисел, решении логических задач, умении делать поделки, рисовать. Затем что-то меняется, и ребенок начинает лениться. Эта проблема касается учебы, домашней работы. Близким трудно понять, что происходит, звучит слово «лень».

Истинные причины лени

По мнению детских психологов, лень не появляется ниоткуда. В ее появлении лежит множество факторов. Нужно просто присмотреться к чаду, попытаться увидеть скрытые причины лени. К наиболее часто встречающимся психологи относят:

  1. Недостаток мотивации. Когда малыш отказывается выполнять что-то в группе детского сада, воспитатель проявляет хитрость: раздает специальные задания (полив цветов, раскладывание материала для занятий), устраивает соревнования (кто быстрее и лучше выполнит задание), активно использует методы поощрения. Дети забывают о своем нежелании, увлеченно работают. Близкие же превращают труд дома в монотонную обязанность, тогда любая деятельность становится рутиной, например, ежедневная уборка игрушек, складывание одежды после прогулки.
  2. Неуверенность в своих силах. Ребенок бывает застенчивым от природы, психологически зависимым от матери, отца. Ему страшно осваивать новое. Но взрослые тоже не любят заниматься неосвоенными делами. Нельзя называть чадо ленивым, если малыш боится начать новое или трудное для него дело.
  3. Темперамент. Маленькие флегматики отличаются медлительностью. Людям активным кажутся ленивыми. Подгонять или ругать их смысла нет, так как медлительные трудятся в своем темпе. Ленивыми кажутся и холерики. Такие детки активны в играх, а уборка, учеба - скучные занятия.
  4. Физическое переутомление. Возникает физическая усталость, когда чадо загружено учебными делами на протяжении недели. Близкие стремятся дать лучшее, водят ребенка помимо учебного заведения в центр развития, танцевальный класс, бассейн, на гимнастику, занятия по английскому. Юный человек лишается сил и не может выполнять трудовые обязанности по дому, например, разобраться в своем шкафу, помочь маме накрыть на стол, полить цветы, погулять с питомцем.
  5. Психологическое переутомление. Родители хотят видеть в отпрыске успешного человека, поэтому заставляют свободное время посвящать учебе. Дефицит двигательной активности, игровой деятельности приводят к психологической усталости, которая перерастает в нежелание трудиться.
  6. Опека. В семье могут ограничивать самостоятельность ребенка. Одних раздражает, что малыш долго завязывает шнурки, других волнует, что бантик неопрятный. Когда старший трудится за малыша, лишает его инициативы, тот приучается не к труду, а к привычке ждать, когда за него все сделают.

Что может скрываться за ленью ребенка

Прежде чем избавить ребенка от лени, давайте разберемся, что конкретно скрывается за его нежеланием что-либо делать. Психологи говорят, что зачастую взрослые сами, не желая того, провоцируют малыша на подобное поведение:

  • Когда карапуз приходит в детский сад, школу, родные сталкиваются с дополнительными заданиями. Сначала поделки, затем полноценные домашние задания по учебным предметам становятся главным делом дома. Проводя различные выставки, конкурсы, учебные заведения желают помочь детям развить творческие способности. Часто получается наоборот, так как в погоне за победой мамы берутся за выполнение работ сами, оказывая "медвежью услугу" ребенку. Дети быстро привыкают к пассивной роли, не умея проявить самостоятельность.
  • Часто смышленые детишки на определенном этапе перестают учиться, появляется проблема, связанная с некоторыми факторами. Например, младшеклассник успешно проходит программу 1-2 класса, его не догружают заданиями более высокого уровня, интерес к учебе угасает. Школьник привыкает быть успешным без усилий. В 3-4 классе многое меняется, программа требует стараний, усидчивости, монотонных повторений. А ребенок, не привыкший прилагать усилия, боится показаться глупым, перестает стараться.
  • Первоклассникам некоторые семьи приглашают репетиторов. Тогда младшие школьники не хотят воспринимать информацию учителя, зная, что репетитор объяснит, поможет. Преподаватель видит ленивого ученика, а родители недоумевают, почему растет такой лентяй.

Важно! Ежедневно показывайте малышу, что трудовые навыки делают жизнь интересней, расширяют границы доступного мира. Поощряйте его инициативу, пусть даже ребенок пока еще не владеет отработанными навыками.

Борьба с детской ленью

Все знают, что дошколята действуют спонтанно. Эту психологическую особенность ребятишек можно использовать при привлечении их к активной деятельности. Психологи считают, что самые эффективные и реально работающие методы, которые подскажут, как бороться с детской ленью, следующие:

  1. Карапузы видят родителей дома расслабленными, максимально честными. Например, если мама постоянно недовольна домашними делами, дочка откажется помогать в будущем. Что делать? Работать с удовольствием маме поможет любимая музыка. Дочь увидит, насколько непринужденно проходит уборка, готовка, и примет участие в труде вместе с мамой.
  2. Игровые приемы. Дошколенок отказывается собирать игрушки после игры. Предложите убраться наперегонки. Нарисуйте карту, разрезав на части. Спрячьте фрагменты по неубранной комнате. Для поиска карты придется убрать детскую, найти части-пазлы. Угрозы, ругань, заманивания мультфильмом вместо игры только усугубят ситуацию.
  3. Посильные обязанности. Задания, придуманные отпрыску, должны соответствовать возрасту. Нельзя просить выполнить обширную работу впервые и ругать за неудачу. Сложные задания разделяйте на этапы с перерывами, как заучивание стиха. Ведь проще разделить произведение на четверостишия, учить отрывками. Так и уборка выполняется этапами: сбор мелких игрушек, больших, мягких, конструкторов.
  4. Метод проб и ошибок. Если чадо против работы, позвольте ощутить последствия лени. Например, первоклашке лениво заучить стихотворение к уроку. Не ругайте его, пусть почувствует, какой он ленивый ребенок. На следующий день появится «двойка», замечание учителя. Школьник расстроится, тогда объясните спокойно, что за отказ от деятельности придется расплачиваться.
  5. Позитивные ожидания . Метод широко практикуют педагогами, подойдет и родителям. Ребенка хвалят даже за незначительные самостоятельные успехи, за проявление инициативы. Использование метода зависит от личности малыша: темперамента, возраста. Родители лучше знают психологические особенности чада, его предпочтения, склонности.

Что говорят психологи, если ребенок ленится

Психологи говорят, что легче предотвратить проявления лени, чем потом с трудностями их исправлять. Поэтому, начиная с раннего возраста, продумаем, что можно предложить малышу. Не забываем, что в трехлетнем возрасте наступает кризис, когда ребенок требует самостоятельности во всем. Это ли не прекрасный период для воспитания трудолюбия, инициативности и предотвращения такого явления, как детская лень?

Поручения, чтобы избавить от лени

Чтобы отучить ребенка лениться, родители могут обговорить с малышом домашние поручения. Причем это должны быть настоящие, важные задания. Чадо почувствует ответственность за выполнение поручения. Задача близких следить за выполнением предложенных обязанностей. Что можно предложить в виде поручений, если ребенок ленится? В зависимости от возраста психологи советуют такие задания:

  • 3-4 года - уборка игрушек, помощь маме в вытирании пыли, умывание, чистка зубов, складывание своей одежды для улицы;
  • 5-6 лет - поддержание порядка в детской, застилание кровати, присмотр за братом или сестрой младшего возраста, складывание собственной одежды на полки;
  • 7-9 лет - мытье посуду, приготовление чая и бутербродов, подготовка учебников и портфеля к школе (контроль родителей остается);
  • приучает к труду ребенка любого возраста уход за домашним питомцем. Заведя животное в доме, нужно четко обозначить обязанности каждого члена семьи. Убедить чадо, что кормление, мытье, выгул влияют на самочувствие животного. Например, действенным будет такое задание: предложите сначала вместе погулять, помыть, потом самостоятельно накормить питомца. Не ругайте за пролитую воду, рассыпанный корм. Ведь ребенок старался! Вместе с ним уберите и похвалите его. В следующий раз он будет более аккуратным.

Игры, способные побороть лень

Дошколята воспринимают жизнь через игру, с развлечением. Существует множество игр, которые подскажут, как победить лень ребенка. Например, в домашнем воспитании можно использовать самые простые и доступные игры, не требующие длительной подготовки:

  • Дошколенок выбирает игрушку, которая будет уборщиком (медвежонок, зайчик, кукла, собачка). Лапками любимца малыш собирает разбросанные предметы, помещая в специальный контейнер.
  • Кто быстрее - команда мальчика с папой, девочки с мамой соревнуются, кто быстрее уберет в ящик свои вещи (игрушки).
  • Викторина - ведущий дает задания: собрать пять машинок, положить в коробку три красные игрушки, посадить на диван всех зверушек с круглыми глазками. Продолжайте придумывать, пока все игрушки не окажутся на местах. Потом надо обязательно поощрить малыша сладостью, прогулкой, мультиком.
  • Покажем мишке, как разложить красиво вещи: любимец карапуза не знает, как хранятся игрушки между развлечениями. Поможет мишке его хозяин, собравший вещи правильно.
  • Комната для куклы - обустройство комнаты покажет ребенку, насколько важно поддерживать чистоту, порядок.

Приучение к домашнему труду

  • Малыши обожают помогать родителям в ведении домашнего хозяйства. Детишкам нельзя отказывать в начинаниях, полезнее их поощрять. Карапузам 3-4 лет нравится подавать постиранную одежду маме, стоящей у сушилки. Развешивание белья - прекрасное занятие, воспитывающее аккуратность, внимательность. Или детки стремятся расставить тарелки для обеда и разложить ложки. Мамы часто отвергают такую помощь, боясь, что чадо испортит, испачкает вещи. Родные забывают, что вещи постираются, а отвергнутый малыш запомнит, что мама справляется одна.
  • Детям постарше менее интересно помогать дома. Нежелательно давать поручение, ожидая беспрекословного исполнения. Откажитесь от использования домашних обязанностей как наказания за проступок, плохое поведение.

Совет. Малышу предоставляйте право выбора, но без возможности отказаться от выполнения домашней работы. Ошибочно предлагать мыть посуду или погулять. Предложите на выбор мытье посуды или протирание пыли.

  • За проделанную домашнюю работу, которая важна для всей семьи, стоит поощрить чадо походом в кино, прогулкой на велосипедах.
  • Приучением к труду занимаются учителя, воспитатели, но родители с опасением относятся к работе за пределами дома. Когда детей просят прийти протереть столы, разложить книги, мамы младших школьников опасаются, что детишек заставят мочить руки, работать с тряпкой. Дети впитывают услышанные слова, затем этим же оправдывают свою лень. Лучше поощрить стремление ребенка заняться общим трудом, обезопасив фартуком, перчатками.

Чтение, как метод, чтобы победить лень

Всем известно, что учеба неотъемлемо связана с чтением. Современные дети отличаются от ребятишек, учившихся 20-30 лет назад. Появились цифровые технологии. Информация детками воспринимается обрывками, как короткие ролики в социальных сетях. Гаджеты заменили многие виды активного отдыха. Ребенок выбирает легкие пути. Если нужно прочитать длинное произведение, школьник находит сокращенное изложение в интернете. Но все же чтение в семье должно стать домашней традицией. С рождения мама озвучивает малышу сказки, затем помогает осваивать самостоятельное чтение. Если младшему школьнику тяжело прочитать внушительное произведение, стоит помочь. Можно читать вместе, по очереди. Это прекрасный способ общения, показывающий, насколько родителям важно образование чада.

Полезно устраивать семейные чтения, делая хитрость: заканчивать читать книгу на интересном месте. Это побудит школьника взяться за книгу самостоятельно.

Важно! Приучать к качественной литературе нужно с умом, постепенно. Нельзя заставлять читать то, что взрослый считает полезным. Навязчивость навсегда оттолкнет от литературы.
Поскольку гаджеты заполонили мир, из них нужно извлекать пользу. Появилось много аудиокниг. Школьник не видит текст, но слушает правильную речь, воспринимает информацию на слух.

Фольклор против лени

С проблемой детской лени люди сталкивались во все времена. Взрослые ожидают от нового поколения послушания, активности. Читая пословицы и поговорки, можно поработать над тем, как отучить ребенка от лени. Для тренировки памяти дошколенку предлагается их выучить, собрать из слов, написанных на отдельных кусочках бумаги, сделать рисунки по их содержанию.

Про смысл некоторых пословиц о лени стоит поговорить отдельно, например:

  • Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
  • Плохо ветвям без ствола.
  • Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
  • Человек трудится - земля не ленится.

Есть веселые поучительные стихи о ленивости для детишек. Например, у Агнии Барто есть произведение «Про ленивого Федота», у Корнея Чуковского «Федорино горе». Читайте, обсуждайте, делайте выводы с чадом.

Во время уборки игрушек, книжек используйте отрывки из известных произведений, простые четверостишия. Пусть родитель заговорит словами Мойдодыра: «Вот теперь тебя хвалю я». У малыша закрепятся положительные эмоции от уборки игрушек.

Дошколенку, любящему разучивать стихи, подойдет стих:

Все игрушки по местам
Я могу расставить сам,
Но гораздо интересней
Убирать их с мамой вместе.

Вырастить неленивого ребенка - серьезный труд, который ложится на близких, требует серьезного подхода к домашнему воспитанию.

Грудное вскармливание таит в себе огромное количество основ и нюансов, которые применимы индивидуально для малыша. Так, молодые мамы сталкиваются с проблемами кормления крохи – малыш сосет грудь вяло, предпочитает употреблять в пищу только «переднее» молоко, часто засыпает. Определенно, у вас попросту ленивый ребенок. Как с этим бороться? В чем причина подобной лени?

Как определить ленивого кроху?

Не следует полагать, что, если малыш во время кормления уснул, значит, он ленивый. Рассматриваемый вопрос щепетильный и здесь следует разбираться основательно.

К основному признаку ленивого крохи относят полный . Малыш кричит, говоря о том, что хочет есть, но никакие попытки заставить «уцепиться» не увенчиваются успехом. Но если ему предложить бутылку с молоком или смесью, он охотно начнет трапезу.

Другие признаки указывают на другие факты. К примеру:

  • Груднички младше месяца еще слабы для самостоятельного и полноценного сосания. Поэтому ребенок, приложившись к груди, через некоторое время засыпает – он устает, но по-прежнему остается голодным. Здесь задачам мамы растормошить малютку, чтобы он продолжил сосать грудь.
  • Малыши 2-4 месячного возраста попросту прерываются в процессе кормления для изучения и познания окружающего. Здесь мама должна быть терпеливой и позволить малышу рассмотреть заинтересовавший объект. Как правило, после удовлетворения любопытства малыш «возвращается покушать».
  • Крохи от 5 месяцев и старше чувствуют характерный дефицит полезных микроэлементов в молоке матери – для них молоко кажется пустым, нет того привычного вкуса и запаха, в результате чего малыш просто считает теперь его простой жидкостью для утоления жажды. В большинстве же случаев подобное явления отмечается после .
  • Прежде чем называть ребенка ленивым, присмотритесь к его поведению во время кормления. Некоторые малыши, крича и прося есть, попросту отказываются или даже выплевывают грудь матери, требуя более легкого поступления пищи. Но в большинстве случаев подобные ситуации связаны с тем, что малышу давали бутылочку с молоком или смесью.

Причины лени

Теперь необходимо распределить и дополнить все вышесказанное на основные причины проявления лени малышом. Выделяют следующие причины отказа от груди из-за лени крохи:

  • Произошло знакомство с бутылочкой – это основная причина, по которой ребенок начинает отказываться от груди, т.к. он попробовал более простой способ насыщения. После одного раза привыкания к искусственной замене груди возможно и не возникнет, но бывают и исключения.
  • Малыш приучен к соске. Этот своеобразный заменитель груди матери приводит к тому, что у ребенка начинают развиваться иные группы мышц, которые при сосании молока не задействованы. В результате частого использования кроха начинает неправильно ухватывать грудь, в результате чего пережимает протоки и молоко идет медленно. Поняв, что для нормального приема пищи придется приложить усилия, он попросту отказывается от груди.
  • Неправильное прикладывание – удивительно, но даже опытные женщины, ставшие мамой не в первый раз, могут допускать ошибки прикладывания. Как правило, это происходит вследствие индивидуальных особенностей грудничка. При нормальном прикладывании кроха старательно и с аппетитом сосет молоко. При слабом причмокивании необходимо провести определенные манипуляции, чтобы малыш насладился питанием. В противном случае у женщин .
  • Закупорка протоков или – ребенку попросту тяжело сосать, поэтому после непродолжительного прикладывания он отрывается от груди. Иногда ребенку попросту не нравится, что поступает малое количество молока. Подобное постепенное поступление вскоре надоедает.

Чтобы не сталкиваться с этими проблемами, достаточно учесть те факты и причины, почему малыш отказывается от молока матери. Но если проблема уже возникла, ее необходимо решать незамедлительно.

Даже если лень заложена в ребенке на генетическом уровне, его можно заставить употреблять грудное молоко, причем самостоятельно. Здесь прибегают к простым действиям:

  • Уберите из поля зрения крохи все соски и бутылки. При необходимости посоветуйтесь с педиатром о возможности отказа от смесей. Если подобное невозможно в силу индивидуальных особенностей, смесь рекомендуется давать со шприца или ложечки.
  • Не слушайте окружающих, которые видят, что вы «мучаете» ребенка, заставляя его взяться за грудь, ведь после отказа от сосок и бутылок иного варианта не последует. Вы поступаете во благо здоровья крохи, потому как естественное грудное вскармливание гораздо полезнее как для малютки, так и для матери.
  • . Разумеется, в перинатальных центрах учат кормлению, но сами педиатры утверждают, что смена положения матери может поменять угол прикладывания, что понравится ребенку. Анатомические особенности груди никто не отменял. Стоячая грудь или уже слегка подвисшая, размеры и объемы сосков напрямую воздействуют на особенности прикладывания.
  • Любыми способами лечите застои, трещины и прочие . Вы должны обеспечить малышу легкое поступление молока по протокам.
  • Воспользуйтесь слингом – это довольно удобное приспособление, особенно в первое время. Ребенок с вашей грудью во рту сможет провести столько времени, сколько ему необходимо для полного насыщения. А вы займетесь домашними делами.
  • Попробуйте кормить во время полудремы. Совместный сон также является лучшим способом заставить кроху сосать грудь, который инстинктивно, во время сна, может осуществлять сосательные причмокивания губами.

Перед кормлением наладьте с малышом контакт. Поймите, кормление должно быть в радость, а не в тягость. У вас ровно столько молока, сколько необходимо ребенку. И не следует постоянно контролировать сцеженные объемы, взвешивать ребенка после кормления – таким образом, вы создадите тревогу вокруг процесса. А дети чувствуют подобное нутром – капризы и отказы вам обеспечены. Будьте ближе с ребенком и у вас все получится!

Ленивый сосунок — проблема с которой часто сталкиваются кормящие мамочки. Что делать если малыш активно сосет грудь не больше 5 минут, а потом ненадолго засыпает, и через полчаса вновь просыпается с голодным криком? В чем причина такого поведения крохи и всегда ли это значит, что у кормящей мамы ?

Режим «часто, но мало» может быть вариантом нормального и естественного режима для ребёнка, при условии, что младенец здоров и хорошо прибавляет в весе. В первые месяцы после рождения малыша во время становления и налаживания грудного вскармливания крохе может потребоваться до 15-20 прикладываний в день. Кроме того, следует отметить, что груднички нуждаются в груди не только для утоления чувства голода, но и для удовлетворения других потребностей (колики, ощущение дискомфорта по любому поводу, желание пообщаться с мамой, и т. д.). Что касается количества молока, в большинстве случаев быстрое засыпание у груди совершенно не мешает младенцу и дальше получать молоко. Быстро высосав «переднее» молоко, малыш добирается до «заднего», жирного, которое вытекает из груди значительно медленнее, по каплям и содержит вещества, оказывающие на младенца снотворный эффект. Если при этом ребенок не отпустил грудь, он может насыщаться, находясь в полусонном состоянии.

В то же время быстрое засыпание у груди может быть обусловлено и другими причинами:

— ребенок ослаблен из-за недоношенности, осложненного течения беременности и родов;

— кроха неправильно захватывает грудь во время кормления, при неэффективном сосании малышу необходимо потратить значительно больше сил, чтобы добыть молоко, в результате он быстро утомляется и засыпает. Неправильный захват также может приводить к тому, что ребенок во время сосания заглатывает много воздуха, который заполняет желудок, при этом быстро наступает чувство насыщения. Большое количество заглатываемого воздуха может стать причиной болей в животике, из-за которых ребенок просыпается и плачет.

Что можно предпринять?

  1. Убедится, что ребенок здоров и не нуждается в каких-либо лечебных мероприятиях (лечебный массаж, медикаментозная терапия). Для этого необходимо проконсультироваться с педиатром и детским неврологом и рассказать им о своих поводах для тревоги.
  2. Удостовериться, что ребенок получает достаточно молока. Объективными показателями достаточности молока являются «тест на мокрые пеленки» (о достаточном количестве питания свидетельствует 12 и более мочеиспусканий в сутки, моча при этом светлая, прозрачная и без запаха) и недельная прибавка в весе не менее 125 г (не менее 500 г в месяц в первое полугодие жизни).
  3. Убедится, что ребенок правильно прикладывается к груди (рот крохи открыт широко, захватывается большая часть ареолы, носик утыкается в мамину грудь, неслышно посторонних звуков, кроме глотания, мама не испытывает болезненных ощущений).
  4. Во время кормления не следует отнимать ребенка от груди раньше, чем малыш сам ее отпустит.
  5. Для того чтобы увеличить поступление молока засыпающему малышу можно использовать метод сжатия груди. Этот метод помогает возобновить и поддерживать поток молока из груди, если малыш все еще продолжает сосать, но больше не глотает молоко (не слышно звуков глотания) и способствует более полному опорожнению молочной железы. Поддерживая грудь таким образом, чтобы большой палец располагался с одной стороны молочной железы, а остальные – с другой стороны в удалении от соска, нужно сжать грудь так чтобы рядом с ротиком малыша форма груди не менялась (при этом не должно быть болевых ощущений). При правильной технике сжатия можно услышать как малыш вновь начинает глотать молоко. После того как ребенок вновь перестал глотать, сжатие можно ослабить и затем повторить снова, и так несколько раз в одно кормление.
  6. Носить малыша в слинге, при этом ребенок сможет проводить у груди столько времени, сколько ему требуется, а мама может заняться домашними делами.
  7. Организовать совместный сон с ребенком, близость мамы и малыша обеспечивает обоим эмоциональный комфорт и более полноценный отдых, а ночные кормления благотворно влияют на выработку молока.

По мере взросления ребенка и созревания его пищеварительной и нервной системы потребность в прикладываниях в груди постепенно уменьшится, и режим ребенка станет более упорядоченным.