«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особен­но те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обра­тить их в интересные и полезные игры.Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так­же словарный запас детей.Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать, специально у нас все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств, для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Груши и яблоки с пуговицей»

Цель: упражнять детей в закреплении понятий «большая – маленькая груша», учить пристегивать и отстегивать груши, яблоки, где ребенок закрепляет понятия «один», «много», развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: картинки яблок, груш, нитки, пуговицы, картон для макета деревьев, скотч для «ламинирования».

Ход игры: Поиграем в «Ураган» – дуя на дерево и раскачивая его одной рукой, воспитатель или ребенок отстегивает от него яблоко. «Бабах! Ветер сдул яблоко, оно упало на землю». Предлагают ребенку побыть ветром – подуть, покачать дерево, затем отстегнуть яблоки.

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра: «Накорми колобка»

Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности .

Оборудование: невысокие пластиковые баночки с крышками, крупа (фасоль, горох, гречка и другие).

Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта.


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Крупинки-придумки!»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету (при использовании различных круп).

Оборудование: различные виды круп (фасоль, рис, пшено и другие).

Ход игры: Сначала на поднос необходимо насыпать ровным слоем пшено (можно и другую крупу), а затем, используя красную фасоль, (так лучше выделяется контрастный цвет) придумывают и накладывают разные узоры, картинки.



Предварительный просмотр:

«Дорисуй картинку с помощью пробок»

Цель: развивать воображение, творчество детей, мелкую моторику рук.

Оборудование: иллюстрации с изображением цветов, самолета, елки, мухомора, пробки или пуговицы.

Ход игры: воспитатель просит дорисовать картинку с помощью пробок или пуговиц.

Предварительный просмотр:

«Разноцветные прищепки»

Цель : развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Оборудования: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик, ежик и другие), прищепки.

Ход игры: Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение.

Наблюдая за деятельностью детей, посещающих 2-ю младшую группу, в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности и анализируя её, мною было выявлено, что многие дети с трудом пользуются ложкой, неуверенно держат карандаш, непростая задача для многих – скатать «колбаску» из пластилина. Также мною было проведено педагогическое исследование с целью выявления уровня развития мелкой моторики рук детей в группе.

Для проведения исследования были выбраны упражнения, предложенные Ивановой Ю.В. в сборнике: Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008.

По результатам исследования выявлено, что при выполнении предложенных упражнений только 19 % детей не испытывали затруднений и выполнили их правильно. Остальные дети выполняли упражнения либо с небольшими затруднениями, либо испытывали значительные трудности. Это выразилось в неточном выполнении движений, с усиленным зрительным контролем, с напряжением, в недостаточной координации рук. Пальцы рук дети сгибали и разгибали синхронно. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому, когда ребёнок сгибал один палец, остальные пальцы выполняли аналогичное действие. Наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Из результатов исследования следует, что необходимо проведение работы по развитию мелкой моторики рук у детей данной группы.

Цель комплекса: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей 3-4 лет через использование игр с предметами, пальчиковых игр.

В своей работе я ставлю следующие задачи:

  • улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • улучшить общую двигательную активность;
  • содействовать нормализации речевой функции;
  • развивать воображение, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Целевыми ориентирами в работе по развитию мелкой моторики рук могут служить следующие показатели:

У ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной и мелкой моторики, он стремится осваивать различные виды движения в процессе игр и упражнений;

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними – ребенок эмоционально вовлечен в действия с играми и пособиями на развитие мелкой моторики, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

Ребенок владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

В играх на развитие мелкой моторики может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях при проведении игр и упражнений на развитие мелкой моторики; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

При составлении комплекса игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей 2-й младшей группы я использовала следующие методические пособия: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: Детство-Пресс, 2014; Исханова С.В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения: пособие для родителей и педагогов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014; Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом «Литера», 2005; Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014; Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

В основу образовательной программы нашего ДОУ положена примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Согласно программе, образовательный процесс строится по комплексно-тематическому принципу. Данная модель позволяет построить образовательный процесс вокруг одной центральной темы, максимально используя разнообразные виды детской деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Поэтому я предлагаю пример комплексов игр и упражнений для развития мелкой моторики рук детей 3-4 лет, объединённых определённой темой. В комплекс включены игры и упражнения на сжатие, расслабление и растяжение кистей ребёнка.

В каждый комплекс игр и игровых упражнений входит:

Самомассаж кистей руки пальцев с предметами или без них;

Пальчиковую гимнастику в сопровождении стихов, потешек;

Дидактические игры с использованием различных предметов.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически, включая её в разные виды деятельности детей в течение дня. Место планирования зависит от целей, поставленных при разучивании комплексов упражнений для пальчиков.

Комплекс игр и игровых упражнений

Тема: «Я и моя семья»
Цель: формирование умения разгибать по очереди пальцы из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках; учить подражать движениям взрослого; укрепление и развитие мышц кисти, указательного и большого пальцев; нормализация мышечного тонуса; обогащение представлений о семье
Название игры / упражнения Содержание игры / упражнения
Самомассаж пальчиков «Мышиная семья» Воспитатель рассказывает потешку и демонстрирует детям массажные движения, дети повторяют их за воспитателем. Выполняется самомассаж обеих рук поочерёдно.

Раз гостила у меня

Вся мышиная семья:

Папа-мышка,

Мама-мышка,

Мышь-дочурка,

Мышь-сынишка

И ещё сынок-мышонок –

Самый маленький ребёнок.

(растирание пальцев, как бы снимая кольцо, от основания к кончику, начиная с большого)

Вот такая у меня

Раз в гостях была семья!

(круговые движения одной ладошки по другой)

Е. Савельева

Пальчиковая гимнастика «Моя семья» Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)

Вот и вся семья!

(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)

Игра проводится сначала на одной руке, затем на другой. При успешном выполнении можно предложить детям поиграть пальчиками двух рук одновременно.

Игра с бумагой: «Выгладим платочки для мамы и для дочки» Перед каждым играющим положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался загнутым. Детям, у которых уже не возникает затруднений при выполнении упражнения, можно предложить сделать тоже самое одной рукой или пользуясь двумя большими пальцами (указательными).
Игра с прищепками «Маленькие помощники» Воспитатель предлагает детям помочь маме (бабушке) развесить на верёвочку разноцветные салфетки, прикрепив их прищепками соответствующих цветов.
Тема: «Осень»
Цель: нормализация мышечного тонуса; упражнение в умении загибать пальцы по одному, начиная с большого, в игре с речевым сопровождением по подражанию; формирование умения застёгивать/расстёгивать кнопки на одежде, брать мелкие предметы щепотью; формирование произвольных, координированных движений обеих рук; расширение представлений детей об осени
Название игры / упражнения Содержание игры / упражнения
Самомассаж грецким орехом Ребёнок катает грецкий орех между ладонями (по кругу), приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы был круглее всех.

О.И. Крупенчук

Пальчиковая гимнастика «Осень» Ветер по лесу летал,

(плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой.

Вот последний лист

Ветер бросил на тропинку.

(Укладывают ладони на коленки)

Н. Нищева

Игра-тренажёр «Запасливый ёжик» Познакомьтесь - это ёжик,

Он знаток лесных дорожек.

Воспитатель предлагает ребёнку игрушку-тренажёр «Ёжик» с разными застежками (пуговица, пришивные кнопки разного диаметра, шнуровка, крючок), на которые нужно прикрепить грибы, осенние листья, яблоки.

Игра с фасолью «Золушка» Воспитатель предлагает рассортировать ребёнку фасоль разных цветов по тарелочкам: красную фасоль брать левой рукой и класть в левую тарелочку, а белую фасоль брать правой рукой и класть в правую тарелочку.
Тема: «Домашние животные»
Цель: нормализация мышечного тонуса; формирование умения выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением; развитие соотносящих движений рук; развитие целенаправленность действий; расширение представлений о домашних животных.
Название игры / упражнения Содержание игры / упражнения
Самомассаж шестигранным карандашом Карандаш качу, качу,

Карандаш не уроню

(ребёнок катает карандаш на весу между ладошек)

Ладошка правая,

(катает карандаш на весу, правая ладонь сверху),

Ладошка левая,

Катаю ловко и умело я!

(катает карандаш на весу, левая ладонь сверху)

С.В. Ихсанова

Пальчиковая гимнастика «Наши уточки» Наши уточки с утра -

Кря-кря, кря-кря.

Наши гуси у пруда -

Га-га, га-га.

(сложить пальцы обеих рук щепотью, при этом большой палец не соприкасается с остальными - получится раскрытый клюв)

Наши гуленьки вверху -

Гу-гу, гу-гу.

(поднять руки вверх и помашите кистями)

Наши курочки в окно -

Ко-ко, ко-ко.

(постучать указательными пальцами по столу, словно курочка клювом)

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!»

(выпрямить спину, поднять голову, развести руки в стороны, взмахнуть ими, как крыльями, и прокукарекать)

Игра «Шаловливый котёнок» Воспитатель говорит ребёнку, что котёнок очень любит играть с клубочком ниток и размотал бабушкин клубок. Предлагает помочь бабушке – намотать толстую нитку на катушку. Для усложнения задания позже предложить смотать нитку в клубок.
Игра «Разрезные картинки» Предложить детям собрать разрезные картинки «Домашние животные» из 6 частей, предложив для образца изображение животного целиком. Для игры дети могут объединяться в пары.
Тема: «Мамин день»
Цель: нормализация мышечного тонуса; упражнение в выполнении определенных действий пальцами с речевым сопровождением; развитие соотносящих движений рук; формирование умения брать мелкие предметы щепотью; развитие целенаправленности действий.
Название игры / упражнения Содержание игры /
Самомассаж крупными бигуди Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чу-чу-чу-чу-чу!

Далеко я укачу»

Дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад, руки держат перед собой.

Т. Волгина

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка» Кукле кашу я сварю:

(мешаем кашу)

В миску молока налью,

(наливаем молоко)

Положу туда крупу

(насыпать крупу)

И поставлю на плиту.

(поставить на плиту)

Будет каша хороша!

(поднять большой палец вверх)

Кушай, кукла, не спеша.

(пригрозить пальчиком)

Игра «Накорми колобка» Воспитатель предлагает детям невысокие пластиковые баночки с крышками с изображением Колобка (отверстие на месте рта), крупную крупу (фасоль, горох).

Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта. Брать следует по одной горошине, чтобы «Колобок не подавился».

Игра «Собери бусы» Предложить детям сделать бусы для мамы из пластиковых (деревянных) бусин или из маленьких трубочек, изготовленных из фломастеров, нанизывая их на цветные шнурки. Для усложнения задачи, поддержания интереса к игре, детям следует предложить различные цветовые схемы бус.

Список литературы.

1. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008. – 160 с.

2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 96с.

3. Исханова С.В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения: пособие для родителей и педагогов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 45 с. – (Школа развития).

4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом «Литера», 2005. – 208 с.

5. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 151 с.

6. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»: младшая группа / В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В. Дыбина и др. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.

7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 56 с.

Одно из самых важных направлений в занятиях с ребенком – это развитие мелкой моторики.

Главные помощники в этом деле: упражнения для пальчиков, массаж рук, ну и конечно, игры.

Игр для развития мелкой моторики существует великое множество. В этой статье я постаралась собрать те, которые проще всего организовать и в которые мы с удовольствием играли сами.

Важно помнить правило: чем меньше ребенок, тем крупнее должны быть предметы, с которыми он играет. Все мелкое только под вашим бдительным взглядом.

И еще: в любом возрасте мы не используем популярный сегодня гидрогель — он действительно опасен.

Одно из самых любимых занятий у детей – это что-то куда-то засовывать и доставать. Поэтому игрушки-сортеры так интересны малышам. Пользуемся этим интересом и предлагаем следующие игры:

Проталкиваем предметы . Вырежьте в подходящей емкости (банка с пластиковой крышкой, бутылка, коробка) отверстие и предложите малышу засунуть туда:

  • счетные палочки, спички, ватные палочки, колпачки от фломастеров;
  • бусины, монеты, пуговицы, шашки, каштаны, фасоль, макаронины.
  • маленькие крышки – в маленькие отверстия, большие – в большие.

На коробку можно наклеить изображение животного и кормить его. Понятно, что чем меньше предмет, тем меньшего диаметра отверстие делаем.

Просовываем синельную проволоку (My-shop ) в сито или чашу из пароварки.

Игры с ложкой, половником, ситечком . Эти игры развивают не столько мелкую моторику, сколько крупную. Но они очень полезны, т.к. способствуют развитию координации движений рук. Сын мог подолгу заниматься этим, да и сейчас любит.

  • перекладываем ложкой каштаны, орехи, контейнеры от киндеров;
  • пересыпаем крупы, фасоль;
  • переливаем воду;
  • вылавливаем предметы из воды.

Взбиваем венчиком пену .

Также скорее на крупную моторику, но очень увлекательное занятие.

Играем с кухонными щипцами:

  • сортируем каштаны, орехи, шишки, камушки, контейнеры от киндер-сюрпризов;
  • вылавливаем из воды плавающие в ней предметы.

Снимаем скрепки с CD-диска.

Или с картона. Цветные можно сортировать по цвету.

Раскручиваем и закручиваем крышки. Открываем и закрываем различные емкости.

Надеваем:

  • колечки от пирамидки, резинки для волос – на стержень от пирамидки;
  • сушки — на карандаш;
  • макароны — на шпажки. Мы их предварительно красили и заодно сортировали по цветам;
  • колпачки на фломастеры. Хорошо использовать высохшие, чтобы ребенок не перепачкался.

Шнуровка. Шнуровки бывают разных типов. Можно купить готовые (Лабиринт , My-shop ).

Самым маленьким подойдут такие, где нужно просовывать в отверстия шнурок с твердым наконечником.

Детишкам постарше предлагаем нанизывать фигурки, бусины на шнурок.

И самый сложный вариант — прикреплять фигурки к основе методом шнурования:

А можно придумать свои игры:

  • нанизывать бусины на синельную проволоку;
  • разрезанные на части трубочки для коктейля – на шнурок;
  • сушки – на веревочку;
  • шнуровать настоящий ботинок.

А еще можно изготовить шнуровки самим. Для этого подойдут: плотный картон, фетр, гигроскопичные кухонные салфетки, большие полиэтиленовые крышки. Я создала в группе ВКонтакте альбом «Мелкая моторика» . В нем вы найдете множество идей создания шнуровок своими руками.

Для самых маленьких есть специальная большая мозаика.

Мозаика – это не только выкладывание узоров. Можно играть в сюжетные игры. Например:

  • предлагаем ребенку воткнуть элементы желтого цвета – посадить цветы, красного – прилетели
  • бабочки, синего – пошел дождик, убрать красные – бабочки улетели из-за дождика;
  • выкладываем дорожки для человечков, фонарики для взлетной полосы;
  • кормим птичек, втыкая «зернышки», кладем яички в гнездо;
  • развиваем логику, играя в «продолжи ряд, последовательность»;
  • чиним или разрушаем дорогу. Антошка сам придумал эту игру. Поле полностью выложено крупной мозаикой и вдруг в земле начинают образовывать дырки. Антошкина задача быстрее их залатать, чтобы «дядя не провалился»;
  • создаем рисунок, используя шаблоны из бумаги.

Игры с бумагой:

  • ищем сюрпризы, завернутые в бумагу, салфетку, фольгу;
  • прячем клад, заворачивая его;
  • рвем салфетки, газеты, туалетную бумагу, фольгу – делаем салют;
  • мнем бумагу, делая из нее «снежки»;
  • разворачиваем конфеты;
  • разглаживаем смятую бумагу.

Играем с пинцетом:

  • играем в фармацевта — раскладываем «таблетки» (фасоль, горошины, витаминки) по ячейкам формочки для льда, Lego;

  • кормим птичку кусочками смятой бумажки;
  • вытаскиваем пинцетом червячков и кормим цыплят. Для этой игры я пришила мулине к фетру, и обрезала сзади, чтобы сыну было интересно вытаскивать червячков «из земли».

Игры с пипеткой, спринцовкой:

  • мой юный химик обожает с помощью пипетки смешивать краски. И делать он это любит в ячейках для льда.
  • спринцовкой переливаем воду из одной емкости в другую.

Игры со спичками:

  • достаем и складываем в коробок. Можно раскрасить спички и коробки и сортировать по цвету;
    просовываем в мелкое отверстие;
  • втыкаем в пластилин, делая плодоножку от вишни, заборчик, чупа-чупс;
    выкладываем фигуры по образцу.

Выкладываем рисунок по образцу из пуговиц, камешков, монет, фасолин.

Для этого нужно нарисовать контуры будущего изображения. Чем меньше ребенок, тем проще рисунок. Совсем маленьким детям предложите выложить дорожку.

Наматывание ленточек, веревочек, скатывание рулончиков.

Играем с цветными кнопками:

  • вырезаем из плотного картона (от коробки) подкову и предлагаем ребенку вставить в нее «гвоздики» (кнопки).
  • втыкаем «фонари» на взлетную полосу, чтобы самолет видел, куда садиться.

У нас еще есть конструктор от Djeco с пробковой доской и молотком. Здесь нужно прибивать гвоздями детали машин.

Магниты.

Прилепляем и отлепляем. Малыши могут делать это очень долго. А детей постарше заинтересуют магнитные пазлы, мозаика.

Наклейки.

До двух лет мы использовали только многоразовые наклейки (Лабирин т,My-shop ). Это очень удобно, т.к. совсем маленькие дети часто промахиваются или клеят криво, и очень расстраиваются, если не могут переделать свою задумку.

Пальчиковый театр.

Можно обойтись и без игрушек, нарисовав глазки, ротик на пальчиках, а можно купить.

Такие игрушки полезно брать с собой в поездку, я рассказывала об этом в статье «Игрушки в дорогу» .

Массажные и обычные маленькие мячики:

  • сжимаем, разжимаем ладонями, между двумя пальцами;
  • катаем по столу пальчиком, ладошкой;
  • продвигаем мячик по нарисованной извилистой дорожке.

Пальчиковые игры.

Это один из самых полезных видов деятельности для развития мелкой моторики.

Пальчиковых игр так много, что можно отдельную статью писать. Начините с «Сорока-сорока», а со временем добавляйте новые.

У нас есть книга «Расскажи стихи руками» (Лабиринт ,My-shop ). Читаете стихи, а ребенок проигрывает их руками. Заодно со временем он и сам эти стихи выучит.

Развитию мелкой моторики также помогают:

  • массаж ладошек и пальцев рук;
  • рисование по трафаретам;
  • штриховка, закрашивание, обведение контуров;
  • выковыривание игрушек из желе;
  • надевание резиночек на пальцы;
  • игры с заколками, бигуди, застежками;
  • мелкий конструктор;
  • пазлы;
  • игры на липучках;
  • лабиринты;
  • игры, где надо что-то втыкать, прикручивать;
  • стаканчиковая и обычная пирамидка;
  • рамки-вкладыши;
  • сенсорные коробки;
  • бизиборд ().

Детей постарше учим шить, вышивать, вязать, плести бисером.

Это далеко не весь список игр. Но уже и вместе с теми, ссылки на которые я дала в начале статьи, хватит, чтобы не задумываться, а во что же еще поиграть с ребенком.

маргарита соловьёва
Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики

Игра «Путешествие пальцев»

Цель игры : Развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания .

Оборудование :лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах, «островки» для передвижения пальцев.

Ход игры :ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки» .

Правила :

можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;

все пальцы должны участвовать;

нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

Игра «Ножницы»

Цель игры : Координация движений, тренировка мышц кисти, концентрация

внимания, развитие мелкой моторики рук .

Оборудование : поднос, на котором лежат ножницы (лучше пластмассовые с тупыми концами) и несколько листов толстой цветной бумаги. На некоторых листах обозначены линии отреза.

Ход игры :Ведущий загадывает загадку : Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. После того как ребенок угадал, ведущий предлагает порезать ножницами бумагу. Если ребенок легко справился, ему дают задание резать по линиям и выполнять сложные движения по вырезанию узора.

Следует учесть, что, приобретая навыки уверенно держать ножницы, ребенок потом так же уверенно сможет держать карандаш и вести по бумаге точные линии.

Игра «Разноцветные прищепки»

Цель игры : развитие мелкой моторики рук , обучение цветоразличению, развитие внимания .

Оборудование : 2 набора корзинок с деревянными разноцветными прищепками (12 шт.) . Корзинку можно заменить чашкой или тарелкой, пластмассовым ведром. Главное, чтобы прищепки легко прицеплялись к краям.

Ход игры : У ведущего и ребенка есть по корзине с цветными прищепками. Ведущий берет корзинку, ставит на стол и просит ребенка подать ему прищепку и назвать её цвет. Затем ведущий показывает как тремя пальчиками можно прикрепить прищепку к краю корзины. Когда ребенок освоит это действие и сможет легко прикреплять прищепки, например, все прищепки одного цвета и назвать их цвет, ему дают задание прикрепить прищепки в определенной последовательности цвета, иди выполнить определенную последовательность из прищепок как на корзине у ведущего. Следует обратить внимание на то, чтобы ведущий прикреплял прищепки тремя пальцами, т. к. ребенок должен видеть правильные движения.

Многократное повторение движения разжимания и сжимания прищепок тренирует кончики пальцев рук, оказывает тонизирующий массаж и давление на точки мускулатуры, отвечающие за активизацию центров речи головного мозга.

Игра «Найди сюрприз»

Цель игры : Развитие мелкой моторики рук , координации движений; обучение терпению.

Оборудование : Фантики (10-15 штук, мелкие предметы (значки, пуговицы и т. д., воздушная кукуруза, орехи.

Ход игры : Ведущий заворачивает значок в 4-5 фантиков. Ребенок должен развернуть все фантики и аккуратно сложить.

Игра «Собери все камешки»

развитие внимания .

Оборудование : Камешки,песок, таз.

Ход игры : Бросить камешки в песок. Сначала предложите ребенку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки (закрепление навыка) .

Цель игры : Развитие мелкой моторики рук , развитие кончиков пальцев рук,

Публикации по теме:

Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук и сенсорного развития ребенка. «Сухой бассейн» - набор.

Развитие мелкой моторики детей с нарушением слуха при использовании дидактических игрушек Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки у детей первой младшей группы Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки у детей 1 младшей группы Карточка №1 Возраст: дети 2-3 лет Название: «Переложи.

Картотека игр на развитие мелкой моторики Волшебная шкатулка Игра развивает мелкую моторику, навыки классификацирования Необходимый инвентарь: шкатулка, мелкие предметы или игрушки.

В основу страничек мягкие коврики, салфетки для уборки и фетр. Использованы также детали старых шортиков, слюнявчиков и много разных, на.

1 слайд Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 411 «Пингвин» Васильченко Наталья.

Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр с Учетом Федерального государственного образовательного стандарта Младший возраст детей – это тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в.

Игры для развития мелкой моторики своими руками

Взаимосвязь мелкой моторики и психической деятельности.

Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены близко, поэтому речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Условия эффективного развития мелкой моторики.

Необходимо задействовать все пальцы обеих рук. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца. Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками.

Значение игр для развития мелкой моторики.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. В их процессе у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

Игры, которые родители могут изготовить из подручных материалов.

Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами:

1. Скручивание лент, ниток, наматывание клубочков.

2. Шнурование . Потребуется кусок линолеума с проделанными отверстиями и шнурок, или готовые формы с отверстиями, планшеты со штырями. (игра "Шнуровки").

3. Застегивание пуговиц . Потребуется ткань, пуговицы и нитки. (игра "Застежки").

4. Выкладывание, перебирание косточек, фасоли, крупных семян, фигурных макарон.

5. Игры с прищепками . Потребуются прищепки и картон, крышки, кольца.

6. Откручивание и закручивание крышек. Потребуются горлышки и крышки от пластиковых бутылок, плотная основа (линолеум, картон), всевозможные баночки с резьбовой закруткой.

Можно попутно учить детей порядковому счету, ориентированию в цвете.

7. Угадывание на ощупь предметов. (игра "Волшебный мешочек"). Потребуется мешочек с разнообразными мелкими игрушками и предметами или «муфточка» с кармашком на дне.

8. Перекатывание карандаша или ручки, шишки или сенсорного шарика с шипами в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.

9. Обводка трафаретов , лекал, любых форм, вырезанных из пластиковых бутылок или линолеума.

10. Нанизывание бусин , колечек, пуговиц и любых форм с отверстиями.

11. Выкладывание картин из геометрической мозаики или палочек. (потребуются геометрические фигуры из пластика, картона, линолеума или готовые магнитные фигуры, формы, спички без серных головок или счетные палочки, коктейльные трубочки, трубочки от использованных фломастеров и пр.)

12. Выкладывание и выбирание пинцетом бусин, пуговиц, камушков, мелких фигур, складывание их в ёмкость с отверстием.

13. Плетение косичек .

14. Проталкивание мягких шероховатых предметов, кусочков ткани, ленточек в различные отверстия и тоннели пальчиками.

Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.