Часто речь маленьких детей может понять только тот, кто с ними живет. В таком возрасте речь ребенка носит ситуативный характер. Иногда дети в определенных ситуациях начинают использовать слова из своего "детского словаря".

Есть дети, которые уже в полтора года хорошо говорят, используют десятки слов. Их молчаливые ровесники обычно понимают много слов, а вот в речи используют значительно меньше. Очень часто в это виноваты сами родители. Он стараются сами договорить за ребенка, задают наводящие вопросы, и ребенку ничего не остается, как просто кивнуть в ответ. Поэтому ребенку нет необходимости объяснять, выражать свои желания, его итак понимают. Такой метод диалога подходит для детей до года, но ни в коем случае для двух- или трехлетних детей. Как же поступать, чтобы ваш ребенок заговорил?

В первую очередь, делайте вид , что не понимаете того, о чем говорит ребенок. Переспросите его или сделайте совсем не то, что он имел ввиду. Ребенку будет приятно чувствовать себя более сообразительным, чем мама, и его речь с этого моменты может начать развиваться.

Ребенок, который не говорит нормально , придумывает язык для себя сам. Сначала он начинает говорить на нем в процессе игры, обращаясь к игрушкам, потом может начать планировать свои будущие действия. В такой ситуации важно помочь своему ребенку, задавать ему конкретные наводящие вопросы. Например, "Куда ты хочешь положить эту игрушку?", "Что ты собираешься собрать из кубиков?". Ответы на вопросы не должны быть односложными. Развернутые диалоги между родителем и ребенком помогут последнему научится вести беседы как внутренние, так и внешние на понятном всем языке.

Расширяйте словарный запас ребенка , не делайте скидку на его возраст. При разговоре с ребенком используйте развернутые предложения, говорите с ним нормальным тоном, комментируйте свои действия. Конечно, это не означает, что надо начать читать ему заумные доклады, но и доводить свою речь до "сюсюкания" не следует.

Чем больше слов слышит ребенок , тем больше его словарный запас, пусть даже пока и пассивный. То есть расширяется состав слов и , которые он понимает, хотя пока и не употребляет в своей речи.

Не читайте маленькому ребенку нотаций. Даже если он хорошо говорит, он еще не понимает всего того, что слышит. Маленькие детки с трудом понимают абстрактные рассуждения о том, что нельзя совать пальцы в розетку, или что капризничать нехорошо. Он просто еще не дорос до сложных объяснений, не злитесь на него, если у него не хватает терпения выслушивать до конца ваши наставления.


Маленькие дети начинают говорить с простых слов, сначала с существительных и местоимений, потом начинают проговаривать прилагательные и глаголы. В тот момент, когда устанавливается речь ребенка, очень важно, чтобы родители сами использовали грамотную речь. Нельзя повторять за ребенком его неправильный детский лепет, это, конечно, и забавно, но пользы для ребенка от этого мало.

Чтобы не отбить у ребенка желание говорить , не одергивайте его каждый раз, если он произносит неправильные выражения. Просто сами говорите каждый раз правильно, и малыш, вслед за вами, научится правильно выговаривать и строить предложения. На том этапе, когда речь ребенка, начинает устанавливаться, главная задача родителей - стимулировать желание ребенка не только говорить, но и общаться.

Отметим, что до полугодовалого возраста ребенок способен только улавливать интонации речи. В 9-10 месяцев ребенок понимает много слов, может выполнять просьбы родителей - указывать на предметы, на людей, брать и класть на место определенные вещи.

В год детки уже могут осознанно произносить около десятка слов. К двум годам в словарном запасе ребенка примерно триста слов. А в трехлетнем возрасте количество используемых слов должно быть около полутора тысяч. Ребенок может говорить уже на одном уровне с взрослыми.
Соблюдая вышеизложенные рекомендации, вы поможете своему ребенку правильно и раньше заговорить.


А а - человек, животное, тело ааааааааааааааааа -боль или неудобство абааба - "зову того, кто меня родил" а-бу-бэ - "я делаю так, как хочу и делается это" (имеется в виду, что некое действие приводит другое действие в движение)
а-бу-вэ - "я делаю так, как хочу и это видно" ава-ава - я тебя вижу, знаю авоть - я вижу тебя целиком (полностью) ага - я понимаю тебя ага ага аяйяя - понял и запомнил а-гу - "я подтверждаю", почти тоже самое, что и "гу", только с указанием, кто именно считает правильным агыйя - примерно смысл тот же, что и у "ага-йа" - "понимаю запоминаю" а-е - моя мысль (идея) ай - просьба посмотреть на его тело айайаййяй - обратите внимание на мое тело алька - какой-то предмет, над которым трудился ребенок (он его не требует, просто напоминает, что предмет есть) амука - ты мне близкий близкий человек, я тебя принимаю ать-ать - я доделал ауа - "найди меня, подойди ко мне"? дословно "я возле (рядом)" ах - я отрицаю аху - это не так Б б - быть, размножать(ся), создавать, создание ба - тот, кто меня родил баба - родитель баба-м - ребенок использует это слово, когда ему нужно внимание того, кто его родил баба-ди - ребенок использует это слово, когда родитель должен ему что-то дать бава - научи (посмотри на) меня баба (тот, кто меня родил) бадя, бытя - просит внимания родственника (мамы, папы) ба-х - прогнать родственника бдя - "дорогой и родной мне человек". Это почти тоже самое что и "дядя", только родственник, то есть "батя" бр - делаю, создаю бу - делаю так как нужно, "делаю так, как мне нужно, как правильно", "поступаю так и не иначе" буге - будет так, как я думаю (в соответствии с моей идеей, задумкой) бумба - некий необязательный процесс, принятый по договоренности, который делает родной человек, и ребенок приглашает сделать это буф - тоже самое, что и "бу" (будет сделано так, как нужно), только в полной мере (от начала до конца) В в - видеть, знать ва - научи меня вать - вижу тебя (помню, знаю) Г г - движение, путь, движение единицы (одного) га - уходи (идти, выходить) гайка - я объясняю тебе галя - иду за моей вещью ге - думаю
гей-гей - ход моей мысли, я придумал геле - пытаюсь понять назначение предмета ги - "путь к истине" или "ищу причину" гилька -используется правильный метод по отношению к человеку гн - "избавляюсь от повторения" или "всё надоело", "скучно" гойэ - "стремление к целостности через мысль". Так случается, что дети как и взрослые привязываются к определенным предметам и считают их частью себя
грррррр - прогоняю вас грх - прогоняет то, что ему мешает гу - правильно гы-гы - понимаю понимаю Д д - добрать (брать), добрый де-дей-де - дать ответ, спросить или поговорить деде - опытный, но нет указания относительно кого опытный дедя (не "дядя") - желание внимания со стороны самого опытного (бабушка, дедушка) ди - дорогой (для ребенка "дорогой" это предмет, который дает ему чувство уверенности или спокойствия) дрь - "брать, чтобы завершить начатое", то есть ему необходим недостающий предмет, который обеспечит ему спокойствие. Другими словами, он показывает, что направление выбрано правильно, но недостаток в количестве, либо качестве дядя - дорогой для меня Е е - предмет естества (мысль, идея) Ё ё(йо) - идея (мысль), отличающаяся от общественной Ж жизьня - рост З зизьня - рост зя-зю-зи - означает, что ребенок чувствует изменение в себе (резко стало что-то больше), но то, что сделало его больше, не является частью его тела, но находится близко, "зя" отдельно может означать, что ребенок спрятался. И и - правило, закономерность, истина, причина, соединение одного с другим, продолжение действия. Например, листая книжку, ребенок произнося "и", показывает, что нужно продолжить действие, т.е. перелистывать страницы дальше ихь - "неправильное заключение (утверждение)", "ставит под сомнение истину" Й й - душа (мысль) К ка - стремление к человеку (по отношению ко мне) кадя - просьба подойти дорого (нужного в данной ситуации) человека кль, кль-кл(ь)и - срочно надо доделать что-то, заканчиваю дело, доделываю (доделать) койэ - "стремление к целостности через мысль". Так случается, что дети как и взрослые привязываются к определенным предметам и считают их частью себя кх - "отрицаю" или "мне не нравится" кха - отрицаю конкретного человека кхм - "стремление к отрицанию единства" или "ты мне больше не нужен" кхуммм - тоже самое что и "кхм", только с уверенностью кы - "стремление к причине (правилу)" или "поиск причины" кых - меняется то, что редко меняется (например смена времен года) кыш - "стремление правила к норме", т.е. "так положено делать", "это нормально" кэ - стремление к этому Л л - часть пространства ла, ляль - какая-то вещь, предмет льга-льга - бегаю (хожу, ползаю) по квартире (комнате) ля - моя вещь М м - мы, вместе, мир, взаимодействие мава - научи (посмотри на) меня мама (близкий человек) мама - близкий человек маммм - "ма", то есть нужда во внимании близкого человека (сильная нужда, поскольку слоги повторяются) мга - зовет куда-то пойти вместе (либо говорит, что мы в данный момент идем вместе) Н н - подобие надя, надо - удовлетворяю потребность, нужду, дословно "добираю подобное во мне для цельности" нана - внешне такой же как я (желание общения со сверстниками) нге - "мы думаем одинаково" или "хотим одного и того же" или "испытываю такие же ощущения". Второе "нге" служит усилением, чтобы подчеркнуть важность нинана - с такими же мыслями (идеями) и внешне как я (видимо хочет что-то спросить у сверстника) нэ - подобное этому, такое же, как это ня - "другой я" или "такой же как я". Отсюда происходит слово "няня", то есть общение сверстников под присмотром взрослых О о - основа, цельность, основной, огромный, большой ооооооааааааоооооааа - очень неудобно или очень болит П п - покой, уверенность па, папа - защитник патя - "папа"+"тятя", т.е. "ты для меня защитник (спокойствие)". Т.о. это просьба выполнить одну из соответствующих функций (независимо от пола, поскольку в языке отсутствуют слова различающие людей по половому признаку) пуф - отдыхаю пф - "пронизан покоем" или "статичный (иногда неодушевленный) предмет", а если ребенок имеет в виду себя, то "полностью спокоен, успокаиваюсь" пха - не хочу отдыхать Р р - движение множества ри - движение для соединения ря - мое движение (меня двигают) С с - в союзе, со мной Т тана - (ты) тот такой же (похожий) тата - просто указание на человека (животное), желания общения нет тд - ты дорог тдя - ты дорог мне ти - ты (личность) тип-тип - ты успокой(ся) (а если предмет находится далеко, то это "неподвижный, неопасный) тс - делаем вместе (взрослые тоже используют это слово, но узко, только, когда просят тишины). Когда ребенку говоришь "тс" он обращает внимание и для него это игра с единственным правилом, делать так как тот, кто сказал "тс", то есть повторять за ним тха - не ты мне нужен (в данный момент) ть, тить - состоявшаяся личность (личности), признак уважения и понимание важности данного человека, уважаемый (взрослый) тя - тебя тятя - обращение к другому человеку, "другой для меня" У у - указ утверждать, рядом угхь - ему не нравится что-то, что находится рядом с ним. Нужно посмотреть туда, куда он указывает, там и должна быть причина дискомфорта, либо там средство для избавления от дискомфорта Ф фа - научи меня Х х - отрицание, запрет, наоборот хе - "отрицание замысла" или "мне не нравится то, что произойдет (происходит)", если ребенок улыбается и не болеет ххххххххх Ч ч - гармония Ц ц - цель Ш ш - норма, достаточное количество, предел шшшшшшш - нужно прекратить делать то, что Вы делаете в этот момент Щ Ь ь - часть завершенного пространства, конечный результат, итог Ы ы - ясно (понятно), причем он полностью понимает как, что и зачем. Не исключено, что ему не хватает чего-то нового, так как все уже изучено и понятно Э э - это, этот, эти -указание на конкретный предмет. После произнесения "э" мы должны показать рукой или взглядом на то, куда хотим обратить внимание ребенка, если мы ничего не сделаем, то он нас не поймет (запутается), и реакция может быть любой. Вот, возможно, они и смеются над нами, потому что мы говорим неправильно и как будто кривляемся эй - этого душа (оклик, обращение к кому-либо) эх - отрицаю это эу - это(т) рядом, возле меня Ю ю(йу) - "моя душа у другого" (например, "лю" - объект, мысль которого рядом с другим, отсюда слова "люлюкать" и "любовь", т.е. отдать часть себя, вложить душу, мысли вокруг одного и т.п.) Я я(йа) - душа имеющая тело я занят - у меня слишком много потребностей... яй(йай) - "мысль к мысли", это что-то вроде процесса складывания монеток в копилку, где монетка это мысль (знание). Т.е. он складывает монетку и говорит "монетка". Близкое к значению слова "яй" из речи взрослых это слово "так"

Дети - это самые добрые, искренние и неиспорченные люди на Земле. При этом они еще и чрезвычайно мудрые, как для своего малого возраста, и чаще всего эта мудрость проявляется во время разговоров. детей радуют родителей, бабушек и дедушек, многие из них стали настоящими афоризмами и используются в быту даже взрослыми.

Обычно мамы и папы легко находят общий язык со своим чадом, для них не составляет труда понять, что именно говорит малыш, ведь они привыкли к его смешным словечкам. Но вот родственникам, которые редко видят ребенка, и посторонним людям все его фразы могут показаться лишь бессвязным набором звуков. Сегодня мы предлагаем всем взрослым читателям вспомнить давно забытый детский язык, немножко посмеяться над забавными выражениями малышей, а также разобраться, в каких случаях ребенку нужно помочь начать говорить правильно.

«Малышовый язык» - как его понять?

В первые годы жизни ребенок разговаривает по-своему. Так происходит потому, что речь для него - это нечто новое и не до конца понятное. Примерно с трех-четырех месяцев груднички начинают гулить, агукать, у них получается произносить простые слоги вроде «та-та», «ка-ка», «ма-ма». Однако лишь к восьми-девяти месяцам ребенок будет вкладывать в эти простые звуки какой-то смысл.

Процесс обучению речи у деток происходит очень активно и быстро, к году они, как правило, знают и активно используют 10-20 простых слов. И именно в это время детей начинают веселить всех вокруг. Надеяться понять их взрослому, который не живет с конкретным ребенком постоянно, не стоит. Максимум, что он сможет разобрать - это общепринятые «малышовые» слова вроде «да», «нет», «мама», «папа» и «ав-ав». Но все остальное малыш говорит по-своему, так как у него не до конца развиты и и фонетическое восприятие звуков. Более того, детки вроде бы и пытаются проговаривать слова за взрослыми правильно, но все равно у них это редко получается, ведь у них недостаточно подвижен язык, еще не сформирован прикус и слабо развиты легкие.

Когда дети начинают разговаривать?

Около двух лет малыши осваивают речь на достаточном уровне, чтобы изъясняться короткими предложениями. Детский язык в этом возрасте очень потешный, потому что юные ораторы не выговаривают многие звуки, заменяют их или вовсе упускают. Из-за этого у них и получаются различные уморительные словечки:

  • коляска - каяка;
  • собака - бабака;
  • молоко - мако;
  • бабушка - буська;
  • каша - кася;
  • яблоко - ябка и т. д.

В итоге, когда ребенок пытается произнести предложение, состоящее из нескольких слов, у него выходят очень смешные фразы. Детей иногда даже неправильно понимают, ведь взрослые вкладывают в сказанное ими свой смысл. Например, ребенок говорит: «Я еду с мамой квасить водочку к дедуське», а любящий внук на деле не будет распивать с дедом «оковитую», он просто поможет ему покрасить лодочку.

Шпаргалка для взрослых

Конечно, каждый малыш болтает по-своему, но почему-то все детки в раннем возрасте совершают одни и те же «ошибки», когда разговаривают. Так, все понимают, что если ребенок произносит «ка-ка», это значит, что он нашел грязь или мусор, а когда он произносит «мяу» или «кись-кись», то, скорее всего, имеет в виду кота, но не зовет его. То же самое относится к другим животным, птицам и окружающим малыша вещам или предметам:

  • му-му - это корова;
  • ав-ав - собака;
  • кар-кар - ворона;
  • брум-брум и бибика - машина;
  • бах - что-то упало;
  • вава - рана;
  • але - телефон.

В основном все эти фразы навязывают детям сами взрослые, пытаясь как можно проще объяснить ребенку, что и как называется. Но есть среди малышовых словечек и те, которые нельзя логически объяснить или «перевести» вот так сразу. Вот кто из взрослых сможет догадаться, что будейка - это помидор, ноня - телефон, бугука - подушка, а конка - макароны. Это именно те смешные фразы детей, которые нужно записывать в отдельный блокнот, ведь малыш скоро исправится, а его милая болтовня забудется.

С возрастом речь ребенка трансформируется и усложняется. Фразы, состоящие из нескольких слогов, он еще может коверкать, но короткие к трем-четырем годам выговаривает правильно. Самые умные дети в этом возрасте справляются и с произношением достаточно сложных слов и даже целых предложений.

Недетская мудрость

Ребята старшего возраста веселят взрослых не столько ошибками в речи, сколько своими высказываниями. Иногда из уст ребенка может прозвучать фраза, достойная мыслителя, убеленного благородной сединой. Умные дети моментально распознают ложь и преподносят все как есть, без хитрости и уловок.

Вот лишь несколько жизненных историй, в которых малыши наглядно демонстрируют свой интеллект и логику:

  • В детском саду девчонки хвастают нарядами. В группу заходит мальчишка, слушает разговоры подружек и говорит: «Эх, девчонки… Бусинки, бантики, колготки - женщины! Как же я вас люблю!»
  • Ребенок, разбирая подарок с конфетами: эта со вкусом медведя, эта - белочки, а эта - Красной шапочки…
  • У бабули прихватил живот, и об этом узнала внучка, на что посоветовала родственнице выпить «животных» таблеток.

Такие жизненные ситуации случаются не каждый день, поэтому если уж ребенок выдал очередной перл, его обязательно нужно законспектировать!

Язык без костей

Малыши постарше могут болтать днями напролет. Они без конца задают родителям вопросы, да и сами не прочь рассказать множество историй, как выдуманных, так и вполне реальных. Если ребенок говорит без остановки, значит он раскрепощенный и общительный. Не стоит закрывать ему рот, даже если он иногда ставит родителей в неловкое положение. Лучше научить чадо, в каких ситуациях необходимо придержать язык за зубами, но не стоит заставлять его молчать постоянно.

Это может негативно сказаться на его психике и развитии. Почувствовав, что его не слушают и не слышат, ребенок замыкается в себе или идет искать общение за пределами дома, и то и другое отдаляет его от родных.

Крайний срок развития речи у детей. Как стимулировать разговорные навыки ребенка?

Ученые доказали, что человека можно научить разговаривать максимум до пяти лет. После этого речевые центры в мозгу закрываются, и ребенок перестает понимать, как нужно говорить.

Поэтому, если примерно к двум годам у малыша нет никаких подвижек на ораторском поприще, стоит показать его специалистам. После четырех лет переводчик с детского языка на взрослый не нужен, малыши должны уже научиться говорить правильно, иметь достаточный словарный запас, чтобы свободно общаться со всеми окружающими.

Обследование должно быть комплексным:

  • врач-отоларинголог оценит, насколько у ребенка развит слух;
  • стоматолог проверит прикус;
  • логопед-дефектолог - умение правильно использовать речевой аппарат;
  • невролог - выявит проблемы с нервной системой, укажет общий уровень развития ребенка, соотнесет полученные показатели с усредненными нормами;
  • психолог - оценит психологическое равновесие малыша.

Для того чтобы ребенок быстрее заговорил, с ним нужно постоянно вести диалог. При этом крайне важно не сюсюкать с ним и исправлять существующие речевые ошибки. Важно не ограничивать общение малыша с другими детьми, причем отлично сказывается на умении говорить времяпрепровождение со старшими ребятами.

Мило, но все же неправильно

Маленькие дети говорят особым образом, они картавят, шепелявят, искажают слова. Все это кажется милым и забавным, если ребенку один-два года, ну максимум - три. Если к этому возрасту малыш не выправляет дикцию, у него наблюдаются существенные дефекты речи, стоит обращаться к логопеду.

Но работа над правильным произношением — это не только задача специалиста в учебном центре или садике, куда большая ответственность за этот процесс возлагается на самих родителей. Именно они должны систематически исправлять ребенка, если он неправильно произносит какие-то слова, читать с ним, делать артикуляционные упражнения, разговаривать, обсуждать различные изображения, учить стихи и петь ритмичные песенки. Все это отлично сказывается на речи малыша, а также положительно влияет на его настрой и уверенность в себе.

Почему дети разговаривают смешно?

Прежде всего потому что они не умеют делать это правильно с самого рождения. Поначалу плохая дикция — это исключительно «вина» физиологии ребенка, но по мере роста малыша все дефекты нужно исправлять и ни в коем случае не поддерживать их. Как бы смешно папе ни было, когда малыш пытается произнести слова вроде «рыбалка», «работа» или «щука», не умея воспроизводить буквы «р» и «щ», он обязан сдерживать эмоции. Маленького человека нужно поддержать в учебе и направить его старания в нужное русло. Дети говорят смешные слова не специально, у них это получается непроизвольно, и если близкие будут подшучивать над ними по этому поводу, они могут сделать только хуже. Исправлять ошибки следует мягко и тактично, но постоянно.

В каких случаях детская «абракадабра» должна насторожить?

Как мы уже говорили, начиная лет с двух, стоит проявлять интерес к тому, как разговаривает ребенок и постараться не пускать на самотек задержки его речевого развития. Логопеды выделяют два варианта словарного запаса у детей. Активный, это когда малыш все понимает и говорит, повторяет незнакомые слова за взрослыми. В таком случае беспокоиться насчет речи малыша нечего.

Второй вариант нормы - это пассивный словарный запас. Этот термин применим к детям, которые реагируют на просьбы взрослых, выполняют их поручения, они все понимают, знают, как называется какой предмет и для чего он нужен, но при этом не говорят вообще или практически не произносят ничего кроме «мама», «папа» или «да» и «нет». Как правило, такие малыши даже не будут говорить смешно и неправильно, они сразу же начнут произносить складные предложения, и достаточно грамотно, но когда дорастут до 3-4 лет.

Но если ребенок неконтактный, он не реагирует на оклики, не выполняет просьбы других людей, значит у него есть определенные проблемы со здоровьем. Их нужно решать как можно скорее, так как наибольшие результаты дает ранняя коррекция задержек развития. Чем дети старше, тем сложнее специалистам исправлять проблемы с речью.