Как не воспитать эгоиста?

И ответственность за «волшебное» превращение милых ангелочков в эгоцентричных тиранов и инфантильных нюнь, в первую очередь лежит на родителях.

Взрослые эгоисты появляются от чрезмерной любви и повышенной опеки в детском возрасте. Потакая любому капризу малыша, безропотно выполняя каждую его просьбу, ты рискуешь однажды не узнать свое чадо. Правда, тогда уже будет поздно что-то менять - формировать свое отношение к себе, людям и окружающему миру необходимо в детстве.

Кстати, абсолютно неважно почему родители балуют малыша, потому ли, что он поздний ребенок, который «нелегко дался» или же компенсируя таким образом недостаток общения с сыном- дочкой («много работаем». Результат будет одинаковый.

Не воспитать эгоиста гораздо сложнее, чем обратное. Поэтому, решив объявить войну эгоизму, главное понимать, что борьба будет непростой. Ведь придется бороться не только с крохой, но и с самой собой.

Одной из главных ошибок родителей является желание все сделать за малыша: «Я сделаю это лучше и быстрее,» -- считает мама (папа, бабушка&hellip. Таким образом, ребенок привыкает к тому, что у него нет никаких обязанностей, зато всегда на подхвате куча людей, готовых прийти на помощь. Помогай ребенку, но не делай работу за него! Иначе, по крайней мере, будет странно требовать от него самостоятельности и энтузиазма в будущем.

Понятно, что разбросанные игрушки ты уберешь намного быстрее, но стоит ли это делать? Не лишай кроху инициативы. Если ребенок хочет делать что-то самостоятельно (одеваться, кушать), но делает это слишком медленно, подкорректируй распорядок дня, и вставайте раньше, чтобы не опаздывать в сад.

Хвалить надо уметь

Неправильная похвала, как и неконструктивная критика, может принести много вреда. Постоянно нахваливая кроху за дело и без, наедине и на людях, ты очень рискуешь вырастить зазнайку. Будет правильнее не хвалить малыша без меры, просто так, а все же отмечать его реальные достижения или процесс работы над ними. Также неправильно будет сравнивать своего кроху с другими, менее успешными, детьми.

Если у вас в семье есть еще и младшенький, говори старшему, что он твой самый важный помощник. Объясняй ему, что без его помощи тебе никак не обойтись. Проси его помочь сделать какие-то мелкие, но на самом деле очень необходимые дела. Даже трехлетний кроха может отнести использованный подгузник в мусорное ведро, подать тебе книгу, полить цветы. Поощряй заботу малыша о других. Бабушке он может поискать тапочки, а дедушке - очки, накрывая на стол - разложить вилки-ложки.

Постоянно демонстрируй сама, как должен себя вести кроха. Если папа пропускает женщину возле дверей магазина или уступает место старушке в метро, сын никогда не будет расталкивать людей локтями при входе и опускать глаза в транспорте.

В тоже время абстрактное морализаторство, не подкрепленное наглядным поведением родителей (а иногда наоборот противоречащим ему) не имеет никакой силы - ребенок пропускает замечания мимо ушей.

Мы в ответе за тех, кого приручили

Еще один вариант профилактики эгоизма - ответственность за кого-то. Необязательно сразу заводить домашнее животное, ты можешь просто подарить ребенку его личный цветок, который он должен будет вовремя поливать.

Пусть кроха сам решит, что ему есть на завтрак или какой сок выпить в кафе, какой мультик поставить. Дети, за которых всегда кто-то выбирал, так никогда и не научатся принимать правильные решения, их всегда будет страшить проблема выбора.

Если малыш был в гостях у бабушки, расспроси его, как она себя чувствует, чем занимается. Когда он приходит из садика, внимательно слушай его рассказы и задавай вопросы не только о том, как прошел день у него, но интересуйся также его друзьями, их успехами. Тогда ребенок начнет обращать внимание на других людей, замечать и отмечать их существование.

Каждая мама имеет право

Конечно же, не нужно нагружать малыша взрослыми проблемами, но и не надо ограждать его он них полностью. Малыш должен понимать мама - тоже человек, у нее может болеть голова, она может чем-то быть расстроена или обижена. Но в таких случаях обязательно необходимо объяснять, в чем дело. Не бойся говорить с крохой о своих эмоциях и чувствах. Ему не нужны лишние детали, но он нуждается в общем понимании ситуации. Если же ты будешь угрюмо молчать, он, не зная в чем дело, возьмет вину на себя.

Самым надежным способом избежать формирования эгоизма психологи считают только один. Нужно научить ребенка сочувствию и сопереживанию людям, животным, растениям. Человек, обладающий такими качествами, никогда не станет эгоистом.

Была ли эта статья полезна для тебя?

Больше информации

Маленькие детки со всех сторон окружены любовью своих родных. Мама, папа, бабушки, тетушки, друзья родителей по первому требованию малыша выполняют все его капризы. Кажется, что весь мир вертится лишь вокруг ребенка.

В раннем детстве такое положение дел является нормальным явлением. Кроха еще не задумывается о том, что у окружающих людей тоже есть свои желания и интересы, и что иногда стоит уступить в пользу чужих потребностей. А взрастить и развивать в характере ребенка такие черты как: милосердие, умение проявить заботу, уважение к старшему поколению и другие — одна из главных задач родителей.

Комплекс «витаминов» от эгоизма:

Давайте рассмотрим основные моменты в поведении родителей, которые зачастую пробуждают и подпитывают в ребёнке нотки эгоизма. И если своевременно не внести коррективы, то милый малыш превратится в необратимого эгоиста и хладнокровного манипулятора.

Излишнее внимание — к добру ли?

Многие мамочки ну просто «пылинки сдувают» с деток, оправдывая себя тем, что: «он же мне так тяжело достался», или «это ж мой единственный сыночек, пусть у него будет все то, чего не было у меня». Чрезмерная забота о ребенке – прямой путь к Эгоизму! Да, если есть возможность купить ту или иную вещь или включить в данный момент телевизор, то можно пойти навстречу желаниям ребенка. Но если явно видно, что кроха намеренно капризничает и требует к себе повышенного внимания, то ему нужно объяснять, что не всегда его желания будут исполнены в сию минуту.

Обязательно нужно аргументировать причину в случаи отказа или продления срока выполнения. Такой подход научит кроху терпению, умению договариваться, уступать и выделять приоритетность. К тому же, если часто задаривать подарками и выполнять покупки по требованию – ребёнок просто перестанет ценить вещи и ваше к нему отношение.

Похвала – медаль, имеющая две стороны

Хвалить своих детей можно и нужно, но делать это следует с умом. Ни для кого не секрет, что для каждого родителя свой ребёнок самый умный, самый красивый, талантливый и любимый. Его хочется расцеловывать и расхваливать каждую минуту, особенно в раннем возрасте. Умерьте немного свой пыл. Восхищайтесь, но в меру. Важно так же радоваться его достижениям и похвалить за проделанный труд («какая красивая аппликация у тебя получилась…»).

Такая балансировка в похвале не даст развиться звездной болезни у вашего чада и исключит комплекс добиваться любви родителя «за результат». Чаще обсуждайте с ребенком его интересы, уточняйте о его дальнейших планах и целях, которых он хотел бы достичь. У него обязательно должен быть стимул к саморазвитию. И ваши детки вырастут самодостаточными, успешными и уверенными в себе людьми.

Забота о людях и природе – бальзам для души

Лучший противовес эгоизму – альтруизм. Помогите своему чаду познать чувство бескорыстия, научится проявлять милосердие и развить в себе наблюдательность, воспитывайте уважение к природе и старшему поколению. Уже с малых лет объясняйте ребенку про чувства и интересы других людей. И со временем он научится сопоставлять свое настроение с окружением и реагировать соответственно ситуации. Делитесь с ним своими эмоциями и мыслями. Разговаривайте о его друзьях, обсуждайте любимых героев сказок и их действия.

Воспитывайте в ребенке чувство ответственности, особенно за тех, кого приручили. И если малыш захочет завести питомца, то нужно объяснить, что с ним нужно не только играться, но и ухаживать, а это повлечет затрату времени, усилий и организованности. Что вы будете помогать, но не делать всё за него.

Все проявления ребенка к самостоятельности старайтесь развивать, а не пресекать. Если сын захотел помочь убрать, разрешите ему это сделать. Пусть уборка займет больше времени и не будет столь качественной, но это позволит воспитать уважение к чужому труду и усилить дальнейшее желание помогать.

Финансовое поощрение или подключим фантазию?

Когда родители сталкиваются с противоречием ребенка, то часто пытаются решить вопрос подкупом материального характера или развлечениями: «сдашь на отлично экзамен — куплю велосипед», «почистишь зубы – можешь посмотреть мультик» и так далее. За достаточно короткое время ребёнок привыкнет к подобной «предоплате», а позитивных ноток к характеру не прибавится.

Выполнять работу «по принуждению» никогда не приносило морального удовольствия и возможности для самореализации. Поэтому очень важно мотивировать деток так, что бы выполнять даже самую обыденную работу было занимательно и весело (например, мытье посуды и уборку квартиры превратите в квест).

Социум, умение отдать и проиграть

Общение со своими сверстниками тоже дает свои положительные результаты. В детском саду, в школе, на детской площадке во дворе ребенок начинает замечать, что он не один на белом свете. Вокруг него живут люди, которые тоже нуждаются в заботе и любви. Общаясь со сверстниками и взрослыми, маленький человечек учится равноправию и постепенно осознает себя частицей общества.

Только личные достижения и принятые самостоятельные решения

Многие родители грешат тем, что воспитывают своих наследников по своим стопам и достижениям или же пытаются реализовать в своей кровинушке несбывшиеся мечты и амбиции. Ради побед и наград родители готовы выполнять за него работу по дому и ограничивают в общении со сверстниками. А когда ребёнок начинает сопротивляться — обвиняют в эгоизме и неблагодарности. Это лишь усугубит психологическое состояние ребёнка и сделает его замкнутым.

Очень важно научить малыша принимать собственные решения. Он может обратиться к родителям за советом. Это нормально. Подскажите ему, что-нибудь посоветуйте. Но окончательный выбор ребёнок должен сделать сам.

Воспитание человека – трудная задача. Но только любящие родители помогут ребенку вырасти ответственной и самостоятельной личностью без всяких задатков эгоизма. Терпения вам и Удачи!

Обычно с первых дней жизни дети привыкают, что они находятся в центре внимания. Ребёнку во всём помогают: кормят, одевают, водят на прогулку, ухаживают за ним. Когда малыш плачет, никого это не оставляет равнодушным: все бегут на помощь, пытаются понять, в чём причина недовольства. Часто случается так, что по мере того, как ребёнок растёт, родители уже реагируют на его плач вовсе не потому, чтобы удовлетворить природные потребности малыша, а всего лишь его прихоти. Таким образом, мы отбиваем у ребёнка желание учиться делать что-либо самостоятельно. Как происходит, что из всеми любимого улыбающегося крохи частенько вырастает избалованный ленивый ребёнок – эгоист?

Что такое эгоизм?

В психологической науке эгоизм понимается как отрицательная ценностная ориентация личности, которая проявляется в сознательном алчном столкновении собственных интересов и потребностей других людей и социума в целом. Приблизительно до трёхлетнего возраста детский эгоизм считается вполне естественным. Он представляет собой природный эгоизм малыша, заинтересованного исключительно в том, что может принести ему удовольствие. Ребёнок ещё не особо нуждается в общении со сверстниками, ещё не понимает, нужно ли делиться. Однако специалисты считают, что даже в самом раннем возрасте ребёнок может стать настоящим эгоистом. Это может произойти в том случае, если родители бездумно относятся к воспитанию малыша: задаривают его чрезмерным количеством игрушек, удовлетворяют малейшие капризы, идут на поводу у ребёнка. Таким образом, можно воспитать маленького тирана, которого - закон.

«Если не обращать внимания на правильное воспитание малыша с младенчества, то требования капризного ребёнка с годами будут увеличиваться, а вымогательство приобретёт статус прочной черты его характера. Такие дети изводят родителей постоянными желаниями; во взрослом возрасте они не способны заботиться сами о себе».

Эгоизм ребёнка

Восприятие собственной индивидуальности, своего «я», выделение себя из окружающей среды, а также потребность самоутверждения нужны малышам, как и взрослым, для того, чтобы стать настоящей личностью. Эти важные процессы становления маленького человека обычно начинаются . Кроха проявляет стремление к одобрению окружающих, именно поэтому он нуждается во внимании со стороны взрослых, похвале, проявлении их любви, ощущении счастья. В своих требованиях он бывает надоедливым, упрямым и капризным.

То, какими сформируются у ребёнка отношения с окружающим его миром, зависит от людей, окружающих его:

  • будет ли он понимать чужие желания и чувства
  • научится ли он сочувствовать людям
  • будет ли он бескорыстно помогать
  • или станет воспринимать всех исключительно как источник удовлетворения собственных желаний.

Некоторые психологические и этические учения рассматривают эгоизм как свойство врождённого характера, которое, якобы, обеспечивает защиту жизни человека и соблюдение его интересов. В то же время потребительское пренебрежение чувствами и интересами других людей приносит условную мимолётную выгоду. Такое отношение приводит к отвержению человека обществом, что влечёт за собой большие потери разного характера. По этой причине предупреждение развития эгоизма – сегодня важнейшая задача воспитания детей как социально развитых личностей.

Причины детского эгоизма

  • Слепая любовь родителей. Это – самая распространённая проблема на сегодняшний день. В центре внимания - ребёнок. На все его вопросы – значимые и не очень – положительный ответ. На отказ такие дети реагируют скандалом, истерикой, криком, визгом и лежанием на полу.
  • Несамостоятельность ребёнка. Если родители не позволяют сыну или дочери выполнять элементарные действия , это приведёт к устойчивому формированию эгоизма в их характере. Такие родители убирают игрушки за детьми весь период детства, а дети игнорируют все просьбы родителей.
  • Стимулирование успехов. Сделаешь математику - куплю шоколадку. Знакомо? Так уничтожается альтруизм (полная противоположность эгоизму) на корню: ребёнок вряд ли захочет совершать поступки в жизни просто так.

Проявления эгоизма

В жизни младших дошкольников бывает период, когда они говорят: «Я, я, я… Я прыгаю выше всех. Я рисую лучше всех. Я могу залезть на самую высокую горку. Я самый смелый». В этом возрасте - это природная потребность показать свои силы, проявить желание что-то сделать. Родителей всегда глубоко трогают и достижения малыша. Они стремятся всем рассказать, какой у них замечательный ребёнок, как он быстро развивается, как ловко у него всё выходит. Однако часто мама и папа не замечают (или не стремятся заметить), что так они способствуют появлению у ребенка сосредоточенности только на себе. Чрезмерные похвалы и восхищения не несут пользу ребёнку, а только воспитывают его себялюбивым.

Проявления эгоизма бывают и в таких случаях, когда родители стараются исполнить все капризы ребёнка: «У нас не было счастливого детства, пусть будет у него!» Если по мере взросления ребёнка потакания его капризам не уменьшаются, то ребёнок растёт эгоистичным потребителем и манипулятором. У взрослого чада требования увеличиваются, и он будет использовать разнообразные методы достижения цели, например, чтобы снова купили новый смартфон, планшет, ноутбук, модное платье или просто дали денег. Так ребёнок превращается в вымогателя, который попросту издевается над родителями, меньше всего думая об их возможностях. Такие дети не ценят родителей, не стараются понять их чувства и ожидания. Дочь или сын привыкли думать, как бы им всё время было хорошо. Не предприняв вовремя меры, родители увидят, как их дети стали жестокими, хладнокровными, жадными.

Бывают случаи, когда эгоизм ребёнка развивается в форме эгоцентризма : непринятие другой точки зрения, сосредоточенность на своих желаниях, отказ от понимания других людей. Дети, воспитанные в таких традициях, неспособны не адекватно передавать информацию, ни общаться, ни понимать мотивацию собеседников. Поверьте, что войти во взрослую жизнь с таким набором качеств будет вовсе не просто. Такие детей ждёт много неудач, разочарований и сложностей в общении.

Ещё эгоизм может проявляться в виде инфантилизма (незрелость в развитии, сохранение черт, присущих очень маленьким детям). Такие дети воспринимают заботу, как должное. Ребёнку в голову не придёт, что можно самому заботиться о ком-то. Такие дети не умеют и не хотят принимать решения. Обычно они не могут обходиться без родителей всю жизнь, до старости нуждаясь в опеке.

Ошибки родителей в воспитании

Эгоизм ребёнка и его становление в качестве главной направленности характера - следствие неправильного воспитания. Каковы ошибки родителей по воспитанию в этом направлении?


«А знаете ли вы, что предупреждение формирования эгоизма ребёнка зависит от учёта его индивидуальных черт характера и помощи родителей по построению правильных отношений со сверстниками и взрослыми?»

Альтруизм

Альтруизм - прямо противоположное понятие эгоизму. Альтруизм - это понятие, подразумевающее действия, направленные на бескорыстную помощь, заботу о других. Хотите, чтобы ваш ребёнок вырос уважаемым, достойным членом общества? Нужно научить его, прежде всего, считаться с мнениями других, слушать людей и помогать им, быть к ним внимательным. не способен это делать.

«Известно ли вам то, чтобы противостоять формированию негативного (ненужного) качества, нужно стремиться воспитывать качество, противоположное ему?»

Итак, как воспитать альтруистическое начало в ребёнке?

  1. Начнём с эмпатии. Эмпатия означает умение сочувствовать и сопереживать переживаниям людей. С помощью бесед, примеров из жизни, добрых старых кинофильмов и мультфильмов можно воспитать эмпатию в ребёнке. Это будет хорошей профилактикой эгоизма, значительно упростит малышу будущую жизнь, даст больше шансов на успех.
  2. Учим, что просьба о помощи - это не стыдно. Доброте и отзывчивости ребёнка можно научить, объяснив, что все люди могут оказаться в беспомощной ситуации. В таком случае, каждый должен быть способен прийти на помощь. Учите детей быть внимательными к людям, проникаться их состояниями.
  1. Перестаньте быть ответственными за дела ребёнка. Узнаёте ситуацию, кода вы будите ребёнка по утрам в школу с большим трудом? Бывает ли такое, когда школьники требуют: «Ты почему это не погладила / не пришила / не почистила / не приготовила?» Школьники - достаточно взрослый народ, который вполне может обслужить себя сам. У детей должны быть собственные обязанности: по утрам вовремя просыпаться и ходить в школу, учить уроки, убирать за собой, . Опека по мелочам мешает ребёнку взрослеть. Пусть у него появится чувство ответственности.
  2. Польза негативного опыта. Отрицательный опыт ребёнка - действенный способ осознать, как стоит поступать правильно. Именно в этих случаях он реально будет становиться взрослым, а значит - вполне самостоятельным.
  3. Не заставляйте. Не рекомендуется принуждать ребёнка делать то, что ему не по душе. Пусть учится сам брать ответственность за свои решения.
  4. Помощь по дому. Дошкольник вполне уже может справиться с домашним поручением: протереть пыль, помыть тарелку, застелить кровать. Пусть помогает - это воспитывает потребность заботиться о близких.
  5. Спрашивайте, как дела. Ребёнок, которым интересуются, будет проявлять такое же внимание к окружающим людям. Ему небезразлично будет, как они себя чувствуют, что у них происходит, каковы их успехи. Внимательный ребёнок - это уже не эгоист.

Смотрите видео с практическими советами психолога о том, как соблюсти баланс любви и дисциплины при воспитании

Выводы

Старайтесь воспитать ребёнка в традициях добра, бескорыстия, щедрости, и вы увидите, как ему будет легко продвигаться по жизни. Такие дети ценят своих родителей, благодарят их впоследствии за хорошее воспитание и заботятся о них на склоне их лет.

Типичные ошибки родителей, ведущие к формированию эгоизма у детей.

1. Преувеличение значения личности ребенка. Речь идет, конечно, не о занижении, но об адекватности оценки: не хвалите без причины, не замалчивайте реальных достоинств ребенка.

2. Навязывание ребенку собственных прагматических установок и своих желаний снижает мотивацию и интерес к жизни у ребенка.

3. Выполнение необходимых дел за детей лишает их собственной инициативы.

4. Личный эгоистический пример родителей при декларации нравственных норм. Нравственные представления детей при этом становятся неопределенными из-за внутреннего конфликта.

5. Подкуп детей: плата за дела по дому, за школьные отметки. В этом случае ребенок начинает ценить не свои поступки, а их стоимость. Собственная оценка переносится, таким образом, с морально-этических принципов на денежное выражение. Кроме того, плата снижает энтузиазм и творческий потенциал человека.

6. Большая (чрезмерная) воспитательная активность семьи снижает самооценку ребенка, подавляет его и ведет к психологической незрелости.

Что делать, если вы уже заметили признаки эгоизма у своего ребенка или хотите предотвратить их? Дадим несколько советов:

1. Снимите мелочную опеку с ребенка (разбудить утром, чтобы не проспал; напомнить о необходимых делах; сидеть рядом при выполнении уроков; обслуживать за едой и после и т.п.).

2. Дайте ребенку возможность получить отрицательный опыт его действий или бездействия (без опасности для жизни). Дайте возможность самостоятельного выбора и принятия решений. Этот опыт ребенку действительно более ценен, чем навязываемое вами готовое решение.

3. Приучайте его к посильной помощи дома, к деланию для всех, а не только для самообслуживания.

4. Интересуйтесь не только делами ребенка, но и успехами его друзей. Поощряйте его позитивные оценки в адрес друзей.

5. Расширяйте социальную среду ребенка, учите его жить в ней.

6. Самый же действенный и надежный способ избежать формирования ненужного качества или черты личности ребенка – воспитать в нем противоположное качество. Эгоизму противостоит альтруизм. О нем и поговорим.

Альтруизм обозначает формы поведения человека, ориентированные на сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. Альтруизм у дошкольников проявляется в симпатии, доброжелательности, готовности помочь, принять условия игры другого ребенка, в общей «покладистости». У школьников становятся более выраженными принципы справедливости (справедливый поступок может ущемить собственный интерес), принцип уважения другого человека, принцип человеколюбия или соучастия. Крайний случай альтруизма – «живи для других».