"Экологическое воспитание

младших школьников "

1. Особенности формирования экологической культуры в младшем школьном возрасте.

2. Педагогические требования к экологическому воспитанию школьников.

3. Основные методы экологического воспитания средствами природных традиций.

1. Особенности формирования экологической культуры

в младшем школьном возрасте

Природная среда было, есть и будет неизменным партнером человека в их повседневной жизни. Мы черпаем из ящика природы все наши богатства. Природа, ее красота и величие остаются нашим главным сокровищем, нашей святыней, которой неподвластны время, мода...

Экологическая культура - культура всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением и преобразованием природы; состоит из знания и понимания экологических нормативов, осознание необходимости их выполнения, формирование чувства гражданской ответственности за судьбу природы, разработки природоохранных мероприятий и непосредственного участия в их проведении.

Экологическая культура - составная часть мировой культуры, которому присуще глубокое и общее осознание важности экологических проблем в жизни и будущем развитии людства.Свидоме усвоения и

овладения экологической культурой должно начинаться еще с детства, одновременно с усвоения положений общей культуры.

Школа призвана воспитывать школьников в духе любви к родной природе, охраны окружающей среды.

Начальная школа - начальное звено формирования экологической культуры, экологического мышления, усвоение экологических знаний.

Ребенок приходит к 1 классу. В него еще не сформированы устойчивые взгляды, убеждения, интересы. Поэтому задача учителя - сформировать мышление и экологическую культуру каждого ученика, научить молодое поколение жить по законам природы, добиться, чтобы чувство личной ответственности за все живое на Земле, забота о сохранении природы стали чертами характера каждого человека.

Обучение экологии должен быть активным, интересным, рациональным, максимально приближенным к жизни, а в материале не должно быть перенасыщенности психической информации, которую дети могут должным образом воспринять.

В.А.Сухомлинский утверждал, что сама по себе природа не развивает и не воспитывает. Оставив ребенка наедине с ней, нечего надеяться, что она под воздействием окружающей среды станет разумной, глубоко нравственно, непримиримой ко злу.

Только активное взаимодействие с природой способна воспитывать лучшие человеческие качества.

Экологическая культура младшего школьника включает:

    знания о взаимосвязи в природе и сознания человека как ее части

    понимание необходимости беречь окружающую среду

    умения и навыки позитивного воздействия на природу

    понимание эстетической ценности природы

    негативное отношение к детям, которые наносят ущерб окружающей среде.

Сознательное и бережное отношение каждого человека к природе возможно только при наличии экологической культуры, широких экологических знаний, которые должны формироваться, начиная с детства. Знание экологических норм, закономерностей развития природы, знакомства с загадочным миром животных, растений, с особенностями их поведения, проблемами, которые возникают в их жизни, очень часто по вине человека, дадут возможность каждому почувствовать личную ответственность за будущее природы.

Целью экологической культуры, воспитания является формирование системы научных знаний, взглядов, убеждений, которые закладывают основы ответственного отношения к окружающей природной среде.

Успех экологического воспитания во многом зависит от учета ряда педагогических требований. При реализации требований экологического воспитания необходимый комплекс таких методических средств и приемов, чтобы изучение природы, любое общение с ней оставляло в памяти детей глубокий след, обязательно влияло бы на чувства и сознание.

Именно такое влияние оказывают игры, викторины, экскурсии, народные приметы, экологические исследования, поэтому их рассматривают как важное условие эффективного формирования экологической культуры у учащихся младших классов.

2. Педагогические требования к экологическому воспитанию школьников

Успех экологического воспитания во многом зависит от учета ряда педагогических требований.

У ученых - педагогов пока не сложилось единого мнения по вопросу, какие именно условия способствуют эффективному усвоению учащимися экологических знаний и воспитанию их на основе экологической культуры. По мнению педагогов,

главным условием успешного формирования у учащихся экологической культуры является умение сочетание учебного материала экологического содержания с практической деятельностью школьников в природной среде.

В психологической и педагогической литературе обоснованные общие положения относительно процессов восприятия и усвоения учащимися знаний, воспитания детей определенного возраста. Психологи отмечают, на разных этапах своей жизни школьники по разному понимают и воспринимают окружающее. К тому же каждый ученик владеет ему одному присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли характера, поведения. Каждый школьник требует индивидуального подхода на основе изучения и учета психологических особенностей формирования его личности.

Поэтому для достижения положительных результатов в экологическом образовании и воспитании учащихся важно учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности, черты характера, отношение к учебе, потребности и способности каждого школьника. Только при этом условии учитель сможет обеспечить сознательное и полноценное восприятие ребенком учебного материала, выбрать в ней правильное отношение к окружающей среде, сформировать экологическую культуру.

Начальная школа открывает немалые возможности для этого, именно здесь закладываются основы интеллекта, структура мышления, а природная любознательность детей и искренний интерес к окружающему создают чрезвычайно благоприятные условия для экологического воспитания.

Изучение педагогических условий для экологического воспитания осуществляется на основе ознакомления с теоретическими данными из научных источников, обобщение передового педагогического опыта и собственного опыта работы

Это в частности, следующие требования:

Комплексный подход к изучению природы, с использованием межпредметных связей

Учет возрастных, индивидуально-психолгичних особенностей школьников

Организация непосредственной деятельности учащихся по охране и улучшению природной среды своей местности во время учебной и общественно полезной работы

Выбор оптимальных норм, методов и приемов экологического воспитания

Влияние учителей на воспитанников собственным примером бережного, заботливого отношения к окружающей среде

Единство действий всего педагогического коллектива в экологическому воспитанию учащихся.

Таким образом, экологическое воспитание учащихся младших классов имеет ряд специфических особенностей, а его развитие должно отвечать комплекса педагогических требований.

3. Основные методы экологического воспитания

средствами природных традиций

Народные традиции отношения к природе широко используются как метод экологического воспитания особенно среди учащихся младших классов.

Основными методами экологического воспитания средствами народных традиций являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский методы.

Так, в рамках объяснительно-иллюстративного метода можно сообщать ученикам информацию об окружающей среде и народные традиции отношения к природе посредством устного слова (рассказ, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительная литература), наглядных пособий (картин, схем, натуральных природных объектов), практического показа способов деятельности в природе (уход за растениями на пришкольном участке, уход за животными в живом уголке и т.п.). При этом дети слушают, смотрят, читают, наблюдают, соотносят новую информацию о природных объекты с ранее усвоенной и запоминают. Пользуясь этим методом, доводим до сознания ученики содержание, сущность и значение народных традиций отношения к природе.

Для формирования у учащихся навыков и умений, а вместе для достижения второго уровня усвоения знаний, учителю необходимо направить деятельность школьников на неоднократное воспроизведение полученных ранее знаний о народных традициях отношения к природе (репродуктивный метод). Например, учитель называет народные приметы о времени года, а ученики вспоминают подобные, изученные ранее.

В рамках метода проблемного изложения, учитель может ставить перед учеником проблему, сам ее решать, но при этом показывать путь решения в его противоречиях, раскрывать ход мысли. Этот метод дает возможность учителю показать учащимся образцы научного знания природы, научного решения проблем взаимосвязи между неживой и живой природой, а ученикам - следить за ходом мысли, логикой доказательства и усваивать знания о целостности природы. Непосредственным результатом проблемного изложения будет усвоения способа и логики решения данной проблемы или данного типа проблем, но еще без умения применить их самостоятельно.

Например, с помощью этого метода учитель может объяснить ученикам второго класса на уроке "неживая и живая природа" суть таких народных примет: "ласточки летают низко перед дождем", "рыбы выскакивают из воды и ловят насекомых - к дождю". Учитель ставит перед учащимися проблему:

почему птицы перед дождем спускаются ниже к земле, а рыбы выскакивают из воды? Проблемное изложение учителю целесообразно строить на науковому материале: перед дождем значительно повышается влажность воздуха, крылья насекомых увлажняются, становятся тяжелыми, и они спускаются ниже к земле.

Насекомыми питаются птицы и рыбы. Поэтому перед дождем птицы летают низко над землей, а рыбы выскакивают из воды, чтобы поймать насекомых. Таким образом, учитель убеждает учащихся в целостности природы.

В рамках частично - поисковой метода учитель может направить деятельность школьников на самостоятельное выполнение отдельных шагов к поиску знаний о природных объекты. Например, с помощью этого метода в третьем классе на уроке: "Итоги наблюдений за неживой и живой природой и трудом людей (весенний сезон)" учитель может разобрать с учениками пословица: "Апрель - водой, май - с травой". Прежде всего учителю следует обращаться к наблюдениям самих учащихся, к уже приобретенных знаний, жизненного опыта. Дети должны высказывать свои суждения: почему же, когда в апреле много влаги, то в мае роскошные травы. Все ответы учащихся учитель должен обобщить и сделать вывод о взаимосвязи в природе, о зависимости роста и развития растений от атмосферных осадков.

Применяя исследовательский метод, необходимо учитывать его основную цель - научить учащихся самостоятельно познавать природу. Целесообразно предлагать такие задания, которые обеспечивали бы творческое применение учащимися основных знаний о природе при изучении курса "Ознакомление с окружающим миром" и "Естествознание", овладение чертами творческой деятельности, постепенный рост сложности естественных проблем. Кроме того, учитель должен контролировать ход работы учащихся, проверять итоги работы и организовывать их обсуждение. Например, используя этот метод, путем наблюдений можно положиться народным приметам.

Вполне естественно, что в учебном процессе исследовательские задачи требуют длительного времени. Поэтому этот метод рекомендуется учителю использовать преимущественно во внеклассной работе.

Классификация методов экологического воспитания младших школьников на уроках "Ознакомление с окружающим миром" и "" Естествознание "

Объяснительно - иллюстративные: Беседа. Объяснения. Ответ.

Репродуктивные: Задачи экологического содержания.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Опорные схемы. Вариативные задачи.

проблемного изложения: Объяснение. Наблюдения. Беседа.

Частично-поисковые: Загадки. Ребусы. Кроссворды. Викторины. Интересные упражнения. Фенологические рассказа. Опорные схемы.

Исследовательские: Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Проверка народных примет о взаимосвязи в природе путем наблюдений. Проблемные задачи.

Тема: Времена года. Зима. 3 часа.

Как мы помогаем зимой птицам.

Народные загадки, пословицы и поговорки, приметы при изучении темы

Белое, а не сахар, мягкое, а не вата, без ног, а идет (Снег).

Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)

Много снега - много хлеба.

Зимой земля отдыхает, чтобы летом расцвести.

Светлые столбы около солнца - к морозу.

Кошка в клубок - мороз на порог.

Снег падает крупными снежками - на потепление

Эти методы экологического воспитания средствами народных традиций дают ученикам:

    элементарные экологические знания

    доходчиво объясняют взаимосвязи компонентов системы "человек - общество - природа"

    возможность осознанного понимания детьми эстетической ценности природы

    возможность достаточно легко и осознанно использовать знания о народных традициях в собственном отношении к природе.

Различение отдельных методов экологического воспитания средствами народных традиций имеет важное значение для понимания и организации различных видов деятельности учащихся. Однако это не означает, что в реальном учебном процессе эти методы необходимо отделять друг от друга. Наоборот, их целесообразно реализовывать в сочетании, параллельно друг другу.

4. Игры как средство экологического воспитания

Экологическое воспитание младших школьников должно обязательно сочетаться с экологическим образованием. А его с успехом можно осуществлять в такой форме обучения как игровые. Играть любят, как известно все дети и, включая в урок игровые моменты, можно заинтересовать учеников предметом даже самых пассивных. Используя игру, никакого отступления от программы не допускается, так как игра является только средством достижения той цели, вопросов, которые заложены в школьной программе и средства повышения эффективности обучения 6.

Для развития творческих способностей школьников в отношении экологической культуры учащихся особое место занимает именно игровая деятельность.

Она формирует опыт восприятия экологически правильных решений, усвоение нравственных норм и правил поведения в природе, способствует созданию связи между обучением и применением знаний на практике.

Педагогически правильно организованная игровая деятельность формирует опыт, позволяет достичь полного их самовыражения, активности и свободы действий, разумно сочетаются с требованиями взаимного уважения, познания окружающего, ощущение красоты природы и ее гармонии, развитием чувства любви и заботливого отношения к ее объектов.

полно потребностям развития творческих способностей детей младшего школьного возраста соответствуют познавательные игры. Главная их особенность заключается в том, что познавательные задачи скрыты. Играя, ребенок не думает учиться обучение здесь происходит само собой. Увлекают детей игры с картинками, загадками о растениях и животных, игры - викторины "Что в лесу растет?", "Кто в лесу живет?", "Лесные ориентиры"

"Цветочные часы", аукционы знаний на несложную тему "Какие растения можно найти в тарелке

супа?", "Какие дикорастущие растения и для чего может использовать Робинзон в лесу?" и т.д.

Решению вопросов экологического воспитания наибольшей степени способствуют творческие сюжетно - ролевые игры. Установлено, что познавательно-воспитательный эффект игры достигается при соблюдении методики, где организация, распределение ролей и подготовка к игре сохраняют ее неповторимое очарование, детскую непосредственность, а также обеспечивают знания об объектах игры, приближение ее к реальной ситуации. Игры в робинзонов, лесных жителей, путешественников дают возможность каждому ребенку прийти собственного выбора образца поведения, ближайшего к ее интересов, чувств, убеждений.

Система ролевых игр строится с учетом специфических целей на каждом этапе обучения. Для детей младшего возраста основная цель игры состоит в овладении конкретными знаниями и правилами поведения в природной среде.

Один из способов закрепления, систематизации и обобщения знаний об окружающей среде - словесные дидактические игры. Их чрезвычайно важная роль заключается в закреплении природоохранных представлений, пробуждении у детей желания делать добро и не нарушать известные им правила поведения в природе, в формировании положительных черт. Особенности, которые проявляются в отношении к природе как к объекту постоянного внимания и заботы.

Кроме того с учениками младших классов проводятся уроки-экскурсии, походы, экспедиции, они являются не только мерами отдыха, а имеют глубокую и серьезную учебно-воспитательную природоохранную направленность, содержат также ряд задач по экологии, способствующих развитию творческих способностей детей.

Овладение экологическими знаниями - важное звено в процессе обучения и воспитания детей. В.А.Сухомлинский отмечал, что процесс познания окружающей действительности является независимым эмоциональным стимулом мысли

Для ребенка младшего школьного возраста этот стимул играет важную роль. Результатом экологического воспитания должны стать развито эмоциональное восприятие, желание активно включаться в работу по охране и защите объектов природы.

Созданная игрой творческая научная атмосфера удовлетворяет возрастные потребности младшего школьного возраста в познавательной активности и является одним из средств формирования у учащихся экологической культуры.

Таким образом, умело используя игровые методы обучения на разных этапах урока, можно способствовать стимулированию познавательного интереса учащихся. Новизна содержания материала, который изучается, разнообразие форм опроса, проверка знаний и пояснювання нового материала, эмоциональный тонус учащихся, эмоциональность самого учителя, взаимная поддержка учителя и учащихся, соревнования и поощрения - все эти факторы обеспечиваются правильным использованием игрового материала на уроке.

Школа призвана дать экологические знания, воспитать экологическую культуру, быть активным пропагандистом всех природоохранных мероприятий.Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым мышлением, умеющего жить в относительной гармонии. Даны темы экологического направления и распределены на курс начальной школы.

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №2»

«Экологическое воспитание младших школьников»

(формы и методы)

Выполнила:

учитель начальных классов

Матвеева Е. М.

  1. Проблемы современного экологического воспитания

В настоящее время общество вплотную стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Сейчас можно без преувеличения сказать, что большинство людей на планете совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков.

Лев Гумилев писал, что древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением они лучше «вписывались» в окружающую среду. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами что съесть? чем обогреться? и как сохранить природу?

Научно-технический прогресс улучшает условия жизни человека, повышает ее уровень. Но вместе с тем растущее вмешательство человека вносит в окружающую среду такие изменения, которые могут привести к необратимым последствиям. Проблема охраны природы становится главной проблемой.

Охранять природу … Охранять окружающую среду … Эти слова сегодня мы слышим все чаще и чаще.

5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, 2017 год в России объявлен годом экологии.

Цель этого решения - привлечь внимание к проблемам в экологической сфере, улучшить состояние экологической безопасности страны.

Особую роль в сложившейся ситуации играет школа. Она призвана дать экологические знания , воспитать экологическую культуру , быть активным пропагандистом всех природоохранных мероприятий.

Экологическая грамотность сегодня необходима всем.

Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым мышлением, способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Ведь будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети.

В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально - ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение. Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития.

Под экологическим воспитанием детей мною понимается, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.

Наилучшего результата воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеурочной деятельностью. Уроки и внеурочная деятельность должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.

Экологическое воспитание должно быть систематическим и регулярным.

Важным условием экологического воспитания является - использование местного краеведческого материала . Результатом работы являются: сообщения учащихся, поделки, рисунки.

Второе условие - вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов . Таких дел очень много: уход за цветниками, озеленение школы как внутри, так и внешне, на пришкольных участках, уход за живым уголком. Учащиеся являются активными участниками природоохранных акций, организованных школой, районом.

На занятиях окружающего мира, внеурочной деятельности стараемся давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок. Результатами являются учебно-исследовательские работы, которые представлены на различных конференциях, вот например, на ваших экологических чтениях мы подготовили работу: «Будь природе другом! (правила поведения в лесу).

  1. Формы и методы формирования экологического опыта

у младших школьников.

Актуальным вопросом в системе экологического образования учащихся является выбор методов, средств и форм, повышающих эффективность процесса природоохранного воспитания.

  • Формы, методы и средства организации экологического воспитания и образования:
    а) традиционные;
    б) активные, инновационные.
  • межпредметная - экологическое содержание уроков -- внедрение экологического образования и воспитания на уроках технологии, математики, литературы и др.;
  • внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
  • классные и библиотечные часы;
  • исследовательская работа (проектная деятельность) - научные исследования школьников под руководством преподавателей;
  • экологические праздники и мероприятия;
  • лекторская работа - педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;
  • участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
  • практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники.

Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.

“Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью должна проходить во всяком мероприятии.

Считаю, что разнообразные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий способствуют формированию целостного представления о природе, месте и роли человека, ценностных свойствах природных и социальных объектов, экологической ответственности младших школьников, тем самым реализуются основные задачи экологического образования младших школьников.

Для себя я разработала темы экологического направления и распределила их на курс начальной школы.

Изучаемый материал

Осенняя экскурсия в природу. Знакомство с объектами живой и неживой природы

Природа в загадках. Осень в творчестве художников, поэтов, музыкантов

Праздничная программа “Золотая осень» Коллективная работа- панно “ Составление осеннего букета. ”

Сбор корма для птиц.

Беседа «Как ухаживать за посаженным деревом»

Изготовление кормушек для птиц.

Чтение книг о птицах.

Беседа «Братья наши меньшие - кошки и собаки».

Презентация «Мой любимый питомец»

Зима в творчестве художников, поэтов, музыкантов.

Зимняя экскурсия в лес. Конкурс рисунков. “ Вот и пришла Чудесница - Зима…”

Беседа «Лес -наше богатство».Правила поведения в лесу.

Птицы нашего края. Презентация “Перелётные птицы”

Презентация “Весна, весна на улице…” Конкурс рисунков.

Аппликация «Весенний цветок- подснежник”. Беседа о весенних цветах.

Практическая работа “Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы”

Беседа «Какой бывает дождик»

Народные приметы

Беседа «Люблю берёзу русскую» Акция “ Посади дерево” (Озеленение школьного двора)

Экологическая тропа « Я познаю свой край»

Изучаемый материал

Правила поведения в природе

Осенняя экскурсия в природу

Беседа «Вода - это жизнь»

Презентация «Путешествие капельки»

Посадка деревьев и кустарников

Беседа «Путешествие плодов и семян»

Сбор плодов и семян для птиц

Изготовление кормушек для птиц

Чтение книг о природе

Зимняя экскурсия в лес

Викторина «Что мы знаем о зверях и птицах»

Праздник «Зимушка - зима»

Беседа “ Берегите лесную красавицу”
Изготовление ёлочек из природного материала

Игры - загадки

Игры - соревнования

Викторина «Аптека под ногами»

Беседа «Их надо охранять» (о лягушках и жабах)

Экскурсия «Первые приметы весны»

Комнатные растения в классе и дома

Работа на пришкольном участке.

Беседа «Нужен ли дождевой червь»

Экологическая игра “ Пёстрый мир насекомых”
Изготовление поделок из бумаги “ Бабочки”

Итоговое занятие «Как я берегу родную природу»

Изучаемый материал

Сбор природного материала на экскурсии в осень

Конкурс поделок из природного материала

Природа в стихах

Природа в загадках (явления природы)

Чтение книг о природе

Посадка растений

Беседа «Чем богат наш край»

Изготовление и развешивание кормушек

Викторина «Растения нашего края»

Конкурс рисунков «Сказки новогоднего леса»

«Красная книга» - сигнал опасности

Игра «Путешествие в зимний лес»

Полезные ископаемые нашего края

«Красная книга Алтая»

Весенняя экскурсия в лес.

Заповедники и заказники

Изготовление панно торцеванием “Жители нашей реки”

Чтение книг о природе

Итоговое занятие «Времена года»

Изучаемый материал

Экскурсия в природу «Природные ориентиры»

Посадка растений

Викторина “Кто в лесу живёт и что в лесу растёт?”

Выпуск газеты «Экология родного края»

Устные журналы: осень и животные, кто живёт на лугу и др.

Беседа «По заповедникам России»

Праздник «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»

Школьникам об охране недр

Задачи по экологии

Кроссворды о природе

Разработка плакатов об охране природы

Знакомство с «Законом об охране природы»

Знакомство с картинами художников - пейзажистов

Устный журнал “Незваные гости нашего сада”

Коллективная работа “ Изготовление и вывешивание скворечников”

Агитбригада «Учитесь любить природу!» (обращение к первоклассникам)

В экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманное дело. Среди нетрадиционных форм организации работы мне и детям очень нравятся:

Игры - путешествия.

(«Путешествие с Красной книгой», «Путешествие по природным зонам», «Путешествие по родному краю», «Путешествие на родину комнатных растений», «Тайны леса»…)

Этические беседы по экологии

(темы «О чём поют птицы», «Защитим природу», «На страже зелёного друга», «Мы учимся у природы»….)

День природы. Это в первую очередь- поход в природу со взрослыми, во- вторых- трудовой десант, затем- изучение природного окружения, многообразия растений и животных, укрепления своего здоровья, конкурсы самодельных плакатов в защиту природы. Это и сбор интересных кореньев, веток, шишек, плодов для всевозможных поделок из собранного материала. Дети приучаются видеть и чувствовать красоту окружающей природы, овладевают правилами поведения в природе.

Заключение

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила мне определить содержание воспитательного процесса. Выделить основные этапы сущности процесса воспитания, приемы и формы экологического воспитания, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво.

Вот некоторые моменты из нашей жизни, содержащие экологическое направление. (показ слайдов)

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна-

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

Младших классов является неотъемлемой частью формирования личности. В процессе воспитания непосредственное участие принимают не только родители, но и активно работают школьные учителя. Ведь уже в начальных классах начинают изучать природоведение, на уроках которого большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды. Немаловажную роль играет общение со сверстниками, чтение детской литературы и просмотр мультипликационных фильмов. Из всего перечисленного ребенок черпает информацию об окружающей среде и о взаимоотношениях человека с природой, выбирает себе идеал, которому пытается подражать.

Основные цели и задачи

Задачи экологического воспитания школьников, учащихся в младших классах заключаются в усвоении следующих аспектов:

  • определение оптимальных взаимодействий человека и природы;
  • понятие человека как составляющей биоценоза;
  • понимание ценности природы и взаимосвязи ее составляющих;
  • овладение начальными навыками по использованию природных ресурсов, по улучшению состояния окружающей среды;
  • предвидение последствий своих действий по отношению к элементам окружающей среды;
  • развить общественную и познавательную активность в ходе экологической деятельности;
  • способствовать появлению стремления к познанию природы и к активной деятельности, направленной на улучшение окружения;
  • формирование потребности в контакте с природой.

При этом существует определенная последовательность в изучении. Сначала все объекты природы рассматриваются отдельно, затем познается их взаимосвязь между собой и в частности между объектами живой и неживой природы. И, наконец, на последнем этапе приходит понимание происхождения различных природных явлений. Но основная сущность экологического воспитания младших школьников заключается в приобщение детей к природе. Результатом этого должно быть понимание о бережном отношении к животным, насекомым, птицам и растениям. Ведь природа – это необходимое условие для жизни всех людей. Полученные знания формируют ответственное отношение ко всем объектам окружающей среды. Дети осознают, что для сохранения здоровья и полноценной жизнедеятельности нужны благоприятные условия, поэтому важно сохранить природные ресурсы.

Методы и формы

Интерес к явлениям природы и к объектам живой природы начинает проявляться в раннем возрасте. Воспитание экологической культуры младших школьников базируется на трех основных принципах. Это систематичность, непрерывность и междисциплинарность. Успех напрямую зависит от правильной организации занятий. А чтобы каждый раз удивлять и еще больше заинтересовывать ребенка, необходимо применять новые формы и приемы обучения.

Пояснительная записка

Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня все возрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения.

Одно из главных изменений, происходящих в современном обществе, влияющее на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. В этой ситуации важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Дополнительное образование детей сегодня максимально открыто для решения основной образовательной задачи – помочь учащимся реализовать себя, свои способности и возможности, определить свою индивидуальную образовательную траекторию в условиях единого образовательного пространства, предполагающего объединение всех ресурсных составляющих.

В настоящее время в области природопользования просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья учебно-воспитательного процесса, выражающееся во введении экологизированных учебных курсов, создании детских экологических объединений, возрастании числа экологических центров, лицеев, колледжей, увеличении количества создаваемых педагогами-практиками авторских экологических программ, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к выводу, что вне поля зрения остается нечто существенное, без чего невозможно значительное повышение уровня экологической воспитанности школьников. На повестку дня встает необходимость глубокого переосмысления опыта разработки проблем экологического воспитания и поиск принципиально новых подходов к его организации.

Необходимо формирование системы знаний об экологическом воспитании как важной составляющей развития экологической культуры школьника, которая в наиболее общем смысле может быть понимаема как новообразование в личности, основанное на развитии ее интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер и выражающаяся в экологически обоснованном взаимодействии человека с окружающей социоприродной средой. Рассмотрение процесса экологического воспитания в рамках экологического образования, доминировавшее в последние годы, сегодня явно недостаточно, так как ограничивает воспитание передачей экологических знаний, тем самым, поддерживая в сознании педагогов представление о вспомогательной роли воспитательного процесса относительно экологического образования. Становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры, что является прерогативой процесса экологического воспитания. На каждом возрастном этапе развития личности экологическая культура имеет свои специфические характеристики. Повышение уровня экологической воспитанности подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений о своеобразии процесса экологического воспитания на каждом возрастном отрезке и его практической реализации с учетом выявленных особенностей.

Можно сделать вывод, что усиление экологического воспитания остается проблемой номер один в педагогической действительности образовательных организаций.

В данном случае именно интеграция общего и дополнительного образования позволит максимально реализовать системно-деятельностный подход, ориентируя педагогов на освоение и системное применение в процессе обучения и воспитания новых эффективных педагогических технологий, направленных на формирование экологически грамотной личности и достижение новых образовательных результатов.

2. Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой
цивилизации, вызвали необходимость экологического воспитания, призванного
реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, - к формированию теории и практики экологического образования.
Дальнейшее исследование этой проблемы, проведенное философами и педагогами, позволило выделить новый аспект воспитания – экологический.
Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и

образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.
Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:
- углубить и расширить экологические знания;
- привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные;
- развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности;
- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику
обучения и воспитания младших школьников. Однако, многообразие трудов, школ, учреждений дополнительного образования, вариативность программ обучения, творческих разработок порождают множество проблем и вопросов. Чему учить? Каков общий состав знаний доступен школьнику? Каковы требования к экологической подготовке младших школьников? Как учить?
Современные тенденции развития экологического образования в практике показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели. Таким образом, типология моделей в русле экологизации прошла определенный путь становления: от
однопредметной – к смешанной. Однако поиск в этом направлении продолжается
до сих пор.
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явится стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки младших школьников.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания.

Их можно классифицировать на:

а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.
К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и
озеленению помещений и территории образовательных учреждений, массовые природоохранные компании, акции и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке (см. приложение 1).
К групповым – клубные, кружковые, секционные занятия юных друзей природы;
факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии;
туристические походы по изучению природы; экологический практикум (см. Приложение 2).
Индивидуальные формы предполагают деятельность школьников по подготовке
докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок из природного и бросового материалов, фотографирование, рисование, лепка.
Основными критериями эффективности массовых форм является широкое

участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень
активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления

материала.
Критериями эффективности групповых форм экологического воспитания является,
прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны,

заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы.
Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания
свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений в природоохранной деятельности.

В отношениях между педагогом и учащимся реализуются функции: укрепление и обогащение связей с природой, специфического развития практических отношений, организаторского сочетания педагогического и системного подхода.
Необходимо усиление экологического воспитания младших школьников.
Усиление экологического воспитания – это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, которое приобрело законодательный характер. Оно основано на нескольких принципах, которые широко известны:
1. Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека.
2. Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает тот или иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем потерять.
3. Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны.
Наконец, другая сторона дела – красота. Человек едва ли будет счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Итак, мы обязаны сохранить все видовое многообразие животных и растений.
Важная воспитательная задача: убеждать школьников в том, что все эти существа – такие же наши «соседи на планете».
Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание школьников, сам
педагог, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок. Имеется в виду и, внедрившееся в наше сознание стремление делить природу на вредную и полезную, и глубоко ошибочного, но весьма живучего лозунга, «покорение природы», «господство над природой», и взгляд на насекомое как на что-то несерьезное, не особенно нужное, наконец, широко распространенный взгляд на природу как на второстепенный предмет.
Очень важно, чтобы педагог постоянно искал новые, эффективные приемы
обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе.
Учреждения дополнительного образования, а также общеобразовательные организации как центральная система экологического воспитания школьников должны быть активным организатором связи с общественными организациями для расширения сферы природоохранной деятельности школьников различного возраста и формирования у них ответственного отношения к природе.

3. Экологическое воспитание в процессе образования

младших школьников

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической
теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно - обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.
Основу для становления и развития ответственного отношения к природе,
формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах.

Так, например, содержание природоведения обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе.
В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы:
1 уровень: объекты природы рассматриваются отдельными элементами, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но и им нельзя ограничиваться.
2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания.
3 уровень: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень – это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям.
Связи между живой и неживой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями необходимости для жизни живых

организмов. Связь эта выражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Очень интересны связи между животными и растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека.
Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают
необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе.

На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли (идее), что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды.
Не менее важна раскрываемая перед учащимися начальной школы посредством
конкретных фактов и выводов идея о том, что труд человека – условие использования и охраны природных богатств родного края.
Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся начальной школы: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за объектами живой природы, их защите (см. приложение № 3).
Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и
воспитания в младшей школе – идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе,

приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков или занятий по природоведению и является побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.
К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования
школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении в начальной школе вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, обучающиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать.
Очевидно, что младших школьников трудно подвести к осознанию этой идеи во всей ее полноте, однако некоторые элементы знаний о связи человека с природным окружением они получают.
Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного
отношения младших школьников к природной среде играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Сущность понятия «охрана природы», к сожалению, не конкретизируется применительно к возрастным возможностям младших школьников, как в отношении понимания, так и организации детей для участия в практической деятельности, хотя и намечается содержанием изученных тем.
Содержание нравственных норм и правил поведения человека в природном
окружении раскрываются перед детьми постепенно, по мере изучения вопросов
охраны, конкретных объектов природы. На доступных, наглядных примерах дети учатся
понимать что можно, а что нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий.
Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, который является важнейшим мотивом охраны природы. В связи с этим очевидна необходимость использования в экологическом образовании и воспитании
младших школьников межпредметных связей для того, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества.
Хочется обратить внимание на сочетание таких форм организации работы, как
кружок, секция, клуб (экологического направления). Как привило, учащиеся до четвертого класса активно занимаются в кружках с природоохранительной тематикой. Клуб ориентирован преимущественно на познавательную и простейшую практическую деятельность учащихся начальных классов. Разработка экологически грамотных проектов устройства природного участка, экологической тропы, маршрутов экологических экспедиций по родному краю, участие в организации и осуществлении их с привлечением школьников младших классов, школьных тематических вечеров, выставок, дня окружающей среды – вся эта деятельность может быть успешно организована в рамках дополнительного образования детей.
Другой задачей экологического образования является овладение учащихся трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в
процессе самообразования.
Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности учащихся
зависит от возрастных особенностей ребят. Школьникам начальных классов
доступны такие практические дела, как развешивание птичьих домиков, кормушек; регулярный сбор корма для птиц, их кормление, уход за растениями; уход за животными живого уголка и т. д.

Успех экологического образования во многом определяется заинтересованным
участием всего или большей части педагогического коллектива образовательного учреждения в организации экологически направленной деятельности школьников.

4. Обмен опытом по экологическому воспитанию младших школьников

Для выполнения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Использовать экологические знания как необходимое условие для выработки правильного отношения к окружающему миру.

2. Содействовать тому, чтобы знания несли эмоционально-действенный характер и выражались в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять всё живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.

На основании поставленных задач, определила следующий план работы:

· Продумать экскурсии в природу с наблюдениями за растениями и животными в разное время года.

· Разработать цикл бесед и тематических занятий экологического содержания, тесты и анкеты после их проведения (см. приложение 4).

· Организовать природоохранные акции, трудовые десанты, экологические разведки.

· Разработать практические занятия по уходу за обитателями уголка живой природы.