Здоровье - состояние физич,психич и соц благополучия человека.
ЗОЖ - совокупность,присущих личности способов жизнедеят-сти,способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Культура ЗОЖ личности проявл в осознании ценности здоровья, стремлении и готовности следовать ЗОЖ. В культуре ЗОЖ личности выделяют 3 компонента:
1. Потребностно- мотивационный(-убежденность в ценности здоровья, ответств отношение к здоровью своему и будущ поколений(своих детей);- потребность сохранять и укреплять свое здоровье;- потребностьв регулярной физич активности;-интерес к разным видам спорта);
2. Знаниевый/ интеллектуальный (-значение ЗОЖ для человека;- знания о режиме дня;- знания о правильн питании;- знания о гигиене и ее нормах;- знания о значении физ-ры и нормах ее организации;- знания о закаливании; - знания о правилах безопасн поведения(н-р за столом);- знания о влиянии эмоц состояния на здоровье;
3. Поведенческий (-двигательные умения и навыки(ходьба,бег,прыжки,…);- навыки, привычки зож(гигиена,режим дня,правильное питание);- навыки безопасного поведения;- способность преодолевать стрессовые состояния.
Формирование ЗОЖ - целенаправл процесс организации и стимулир-я физкульт-оздоровит и познават деят-сти уч-ся, направленной на их здоровье, физич развитие и приобщение к зож.
Цель - физич развитая здоровая личность.
Задачи - сформировать устойчивую потребность в зож, расширение знаний об основах зож; развитие умений, навыков и привычек зож, а так же физич задатков и способностей; профилактика вредн привычек.
Средства воспитания ЗОЖ : 1. Природа (солнце,воздух и вода). 2 . Гигиена. 3 . Физкультурно оздоровительная деят-сть.
Направления работы:
1. Организация здоровья сберегающей среды(-соблюдение санитарно-гигиенич норм;-соблюдение режима дня, труда,питания;- психологич климат в коллективе;- использ в учебном процессе здоровьесберегающ технологий(поддержание высокого интереса детей к предмету, учет индивид возможностей);- использ искусства (муз и др средств), благоприятно влияющих на психич состояние.
2. Ознакомление уч-ся с нормами ЗОЖ. Формирование представлений, знаний о ЗОЖ.Реализация ,как и в др видах деят-сти (физ-ра,человек и мир) и на факультативных занятиях (ЗОЖ), воспитательная работа (кинолекторий, круглые столы,турниры,викторины, встречи со специалистами).
3. Организация физкультурно- оздоровит деят-сти. Сформировать физич умения, навыки,привычки. Реализация в учебн деят-сти (физ-ра), факультативах (час здоровья и спорта) ; динамические (подвижные) переменки; утренняя зарядка; разнообразн формы воспит работы(спортландия, эстафета, дни здоровья, походы, экскурсии на природу).
Эколо гия (от др. -греч. οἶκος - обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие, учение, наука) - это наука n о взаимодействиях живых организмов n и их сообществ n между собой n и с окружающей средой
Культура антропологическая - - способ человеческой жизнедеятельности по преобразованию природы, общества и самого человека, выраженный в продуктах материального и духовного творчества n Культура - искусственная среда (всё, созданное человеком) n Материальная и Духовная культура n
Культура аксиологическая - n n («аксиоc» - ценность) - ценностная оценка - совокупность произведений человеческой деятельности, в то числе и нравственные ценности, значимость (ценность) которых общепризнанна
Экологическая культура общества n n - сложившийся комплекс способов и средств поддержания отношений в системе «природа-общество» , нарушение которого создает угрозу самому факту существования человека как биосоциального существа n В. П. Тугаринов
Экологическая культура общества n - совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая выживание и развитие человека n А. А. Вербицкий
Экологическая культура общества n n система научных знаний о природе и взаимодействии с обществом, сознание и понимание необходимости оптимизации взаимоотношений человека с окружающей средой, развитие эмоционально-чувственного и нравственно-эстетического восприятия среды, развитие чувства долга, ответственное отношение к природе n И. Д. Зверев
Экологическая культура общества n n - неотъемлемая часть культуры общества, характеризуется степенью его духовности, степенью нравственности, степенью внедрения экологических принципов в деятельность людей n В. А. Ситаров
Экологическая культура общества комплексное новообразование, включающее систему экологических знаний, n умения природоохранной деятельности, n экологические ценности и n чувство ответственности за принимаемые решения в отношениях с природой n - это
Компоненты Экологической культуры n n n n экологическое сознание, убеждение, стиль жизни экологическое мировоззрение экологическое поведение экологические знания систему моральных эколого-культурных ценностей экологически чистые производства и выпускаемую ими продукцию экологические учреждения и организации систему эколого-социальных отношений в обществе
n 2. n Формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности
Мониторинг здоровья учащихся 2011 / 2012 уч. г. 1 -4 классы: n дефекты речи - 29 % учащихся n отставание в физическом развитии - 10 % 5 -9 классы: n нарушение зрения - 24 % n нарушение осанки - 38 % n 10 -11 классы n нарушения зрения - 44 % n нарушения осанки - 64 %
n За последние 15 лет: Адаптация школьников к учебным нагрузкам и успешность обучения происходит за счет значительного напряжения функциональных систем организма Распространенность функциональных отклонений увеличилась: среди юношей - на 89% среди девушек - на 51, 6% n
В структуре болезней современных подростков I место стали занимать болезни органов пищеварения: с 10, 8 % до 20, 3 % n n Хронические болезни нервной системы: с 3, 8 % до 17, 3 %
Показатели физической работоспособности и физической подготовленности: ниже на 20 -25 % n 50 % мальчиков и 75 % девочек (11 класс) не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности n
Современные подростки по уровню морфофункционального развития n n n в целом, отстают от своих сверстников предшествующего десятилетия 80 % выпускников школ и имеют ограничение в выборе профессии по состоянию здоровья более 35 % юношей непригодны к службе в армии
Имеющиеся заболевания и расстройства у 22 -25 % девушек n могут в дальнейшем привести к нарушениям реализации репродуктивной функции, сокращению рождаемости.
Показатели психологического здоровья современного учительского корпуса: Для учителей с 15 -20 -летним стажем, (а таких в школе большинство) характерны ранние "педагогические кризы истощения". Уровень невротизации достигает 70%. n
Наиболее агрессивными факторами, которые на современном этапе значимо влияют на формирование здоровья школьников, являются следующие:
1) Высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения Дефицит времени для усвоения информации n Психотравмирующий фактор Уменьшение продолжительности сна и прогулок Снижение физической активности Стресс для развивающегося организма
2) Существенным фактором, ухудшающим здоровье школьников является низкая двигательная активность Дефицит двигательной активности n в младших классах - 35 - 40%, n среди старшеклассников – 75 -85% n Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10 -18%) компенсируют дефицит движений
3) Значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников является недостаточная адекватность Системы гигиенического обучения и воспитания n по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), n сознательного и ответственного отношения к своему здоровью
4) Широкое распространение Деструктивных форм поведения: n курение n алкоголь n наркотики n ранняя сексуальная активность n девиантные формы поведения
Владение системой знаний о здоровья человека и общества n n Осознание здоровья как ценности n Владение знаниями и умениями по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности n Представление о взаимодействии организма и среды, месте человека в эволюции Земли
n Владение системой знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья n Владение системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуально-типологических особенностях
n Формирование установки на здоровый образ жизни n Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни
n Владение знаниями о биологической природе и целостности организма человека n Владение знаниями о здоровом образе жизни и его основополагающих признаках n Владение знаниями о профилактике и коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью
n n В России в 80 -е годы прошлого столетия создано новое междисциплинарное научнопедагогическое направление Термин «валеология» для обозначения «здоровья человека» предложил профессор И. И. Брехман n 1987 г. - первая монография о валеологии
« Это всегда было моей мечтой создать специальную формулу, чтобы подготовить людей к жизни, защитить от стресса, сделать их здоровыми, а их жизнь стабильной и счастливой» . Доктор И. Брехман
Валеология - это метанаучная теория и практика здоровья. Метанаука - Универсальная наука, претендующая на обоснование и изучение различных наук.
Валеология основывается на достижениях естественных, общественных и гуманитарных наук Валеология Психология Медицина Гигиена Сексология Культурология Социология Педагогика и другие
n Валеология (лат. valeo - «быть здоровым») - общая теория здоровья, заключающаяся в интегральном подходе к физическому, нравственному и духовному здоровью человека и основывающаяся на достижениях естественных, общественных и гуманитарных наук - медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других.
n С 1996 года Российский институт профилактической медицины (Санкт-Петербург) проводит ежегодные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология» . n Министерство Здравоохранения утверждает должность «врач-валеолог» . n Министерства просвещения России, Беларуси и Украины вводят в университетах и школах учебный предмет «валеология» .
Однако!!! n n n отсутствие единой концепции преподавания отсутствие подготовленных педагоговвалеологов отсутствие критериев выделения валеологических идей и теорий в стройное научное знание, то есть в науку
n Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины Проникновение в валеологию таких понятий как: n «медитация» , «инь и ян» , n практики эзотерики n теориями нетрадиционной медицины n учения Порфирия Иванова и т. п. n каббалистики
2001 г. - Министерства образования России: n Исключение предмета «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России n Изъятие из Перечня специальностей высшего профессионального образования специальности «валеолог»
n В настоящее время преподавание предмета «Валеология» в вузах Беларуси – по инициативе отдельных образовательных учреждений. n В Беларуси преподавание предмета «Валеология» в средних общеобразовательных школах сохраняется как факультатив.
Между тем! Возникновение валеологии, по мнению ряда ведущих ученых, - это прорыв интеллекта в науках о здоровье. Основные проблемы валеологии: n здоровье как биосоциальная категория; n механизмы формирования здоровья; n методы определения конституциональных особенностей индивида; n методы оценки индивидуального здоровья и особенностей образа жизни индивида; n практические способы сохранения и укрепления здоровья; n теория и методика валеологического образования.
Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. n
Объектом изучения валеологии выступает здоровый человек и человек, находящийся в так называемом состоянии предболезни n
Цель валеологии - вооружить человека научно-теоретическими знаниями о n формировании, n сохранении и n укреплении здоровья; практическими знаниями оздоровления организма
Основные задачи валеологии: n n n Разработка и реализация представлений о сущности индивидуального здоровья, поиск моделей его изучения, методов оценки и прогнозирования. На основе количественной оценки здоровья индивида разработка систем скрининга и мониторинга за состоянием здоровья населения. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.
n Формирование установки на здоровый образ жизни. n Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни. n Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.
n Формирование установки на здоровый образ жизни. n Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.
n n Понятие здорового образа жизни - одна их категорий этнопедагоги; формирование здорового человека - одну из основополагающих этнокультурных традиций народа Здоровье - компонент культуры Понятие здоровья - одна из сущностных общечеловеческих ценностей Здоровье – как категория экологической науки
Валеология Практическая Валеологические аспекты знаний: Медицинский Биологический Культурологический Педагогический Экологический Психологический… Теоретическая Диагностическая валеолгия: «измерение» здоровья Оздоровительные технологии
В XXI век человечество вошло в период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены прогрессивными действиями людей во всех сферах деятельности.
В то же время жизнедеятельность человека привела к появлению глобальных и региональных проблем в области безопасности жизнедеятельности. Это угрозы экологических катастроф от неблагоприятных изменений окружающей природной среды, неблагоприятной демографической обстановки в стране, проявлений международного терроризма .
В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшения состояния здоровья людей. Это во многом связано с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций природного характера и отрицательным влиянием "человеческого фактора" на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Недостаточная подготовка населения в вопросах безопасного поведения в разнообразных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение частью населения правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилам культуры поведения и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причинами заболеваний, несчастных случаев и гибели людей .
Термин «экология» впервые в 1866 г. употребил немецкий биолог Э. Геккель, образовав его от греческих слов «ойкос» (дом, жилище) и «логос» (мысль). Под экологией Геккель понимал науку, изучающую распределение и обилие организмов, социологию и экономику животных. Экология была тогда частью естественной истории.
На сегодняшний день в странах СНГ сформировалось около 300 ареалов острых экологических ситуаций, занимающих площадь почти 4 млн. кв. км. На современном этапе жизнь ставит перед нами семь экологических проблем: 1) проблема продовольствия, 2) проблема энергии, 3) проблема ресурсов; 4) проблема демографии; 5) проблема генофонда; 6) проблема биосферы; 7) проблема здоровья человека .
На фоне существующих экологических проблем особую актуальность приобретают сегодня экологическое образование и экологическое воспитание всех слоев населения. Рассмотрим сущность этих понятий .
Экологическое образование – это:
- разносторонний анализ разнообразных экологических проблем (научный, идеологический, нравственный, эстетический, экономический);
- изучение в содержании учебных предметов следующих понятий – охрана здоровья человека, охрана окружающей среды, слежение за состоянием среды, качество окружающей среды, здоровый образ жизни, экспертиза среды и здоровья;
- связь фундаментальных понятий экологии с различными науками.
- экологические противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования на Земле человеческого общества;
- причины обострения современных экологических проблем;
- пути решения экологических проблем в различных странах (социальный, научный и экономический опыт);
- возможности организации оптимальных взаимоотношений человеческого общества и природы – плановая организация производства, внедрение в промышленность ресурсосберегающих и безотходных технологий, утилизация отходов, усиление государственного контроля за состоянием природной среды и источниками загрязнения, перестройка психологии населения по отношению к природной среде, освоение космического пространства в целях мирной цивилизации (по В.С. Кукушину).
Экологическое воспитание – целенаправленная систематическая деятельность по формированию личности, готовой к практической экологической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению состояния окружающей среды.
– , которую можно представить в трех компонентах – экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая деятельность.
В нашей школе большое внимание уделяете формированию экологической культуры и здорового образа жизни учащихся. Предметом настоящей работы являются способы формирования представлений современных школьников о здоровом образе жизни, а объектом – процесс формирования здорового образа жизни. Нами разработана программа «Здоровье».
Цель программы:
Формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью;
Формирование осознанного здорового поведения, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам.
Одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей.
Важнейшие моменты работы, направленной на укрепление здоровья детей – это: подвижные игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия, праздники здоровья, акции и др. мероприятия.
Так же данное направление изучается на различных учебных предметах:
На уроке «Окружающий мир» - это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия», «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?», «Человек и природа», «Правила безопасной жизни».
При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.
Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.
На уроке «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебниках в разделах «Человек и информация» и «Человек, технология и окружающая среда. Дом и семья» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.
На уроке «Английский язык» в учебниках «English 2-4» содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).
Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).
Тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках.
разделы «Знание о физической культуре», «Физическое совершенствование» способствуют выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов.
Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Список литературы.
1. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Серия стандарты второго поколения. / А.Г. Асмолова– М.: Просвещение, 2011.
2. Белавина И.Н. Планета – наш дом: методика проведения занятий по основам экологии для школьников/ И.Н. Белавина - М.,2009 .
3. Васильев С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография / С.В. Васильев - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
5. Волжина,И.А. Формирование экологического мышления школьников в процессе предметно-практической деятельности / И. А. Волжина - М.,2009.
6. Вербицкий. А.А. Концепция непрерывного экологического образования. Отчет НИР по ГНТМ "Экология России". / А.А. Вербицкий - М, 1992. 7. Грехова,Л.И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры занятия и развлечения с детьми / Л.И. Грехова- Москва–Ставрополь,2009.
7. Дзятковская Е.Н. Системный подход к формированию содержания экологического образования. – М.: Образование и экология, 2012. – 156 с.
8. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы», 2012 (№№3,4), 2013 (№1).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экологическая культура, здоровый образ жизни учащихся
педагог – психолог Худина Н.М,
МБОУ СШ №7 им. А.П. Гайдара
В XXI век человечество вошло в период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены прогрессивными действиями людей во всех сферах деятельности.
В то же время жизнедеятельность человека привела к появлению глобальных и региональных проблем в области безопасности жизнедеятельности. Это угрозы экологических катастроф от неблагоприятных изменений окружающей природной среды, неблагоприятной демографической обстановки в стране, проявлений международного терроризма .
В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшения состояния здоровья людей. Это во многом связано с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций природного характера и отрицательным влиянием "человеческого фактора" на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Недостаточная подготовка населения в вопросах безопасного поведения в разнообразных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение частью населения правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилам культуры поведения и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причинами заболеваний, несчастных случаев и гибели людей .
Термин «экология» впервые в 1866 г. употребил немецкий биолог Э. Геккель, образовав его от греческих слов «ойкос» (дом, жилище) и «логос» (мысль). Под экологией Геккель понимал науку, изучающую распределение и обилие организмов, социологию и экономику животных. Экология была тогда частью естественной истории.
На сегодняшний день в странах СНГ сформировалось около 300 ареалов острых экологических ситуаций, занимающих площадь почти 4 млн. кв. км. На современном этапе жизнь ставит перед нами семь экологических проблем: 1) проблема продовольствия, 2) проблема энергии, 3) проблема ресурсов; 4) проблема демографии; 5) проблема генофонда; 6) проблема биосферы; 7) проблема здоровья человека .
На фоне существующих экологических проблем особую актуальность приобретают сегодня экологическое образование и экологическое воспитание всех слоев населения. Рассмотрим сущность этих понятий .
Экологическое образование – это:
- разносторонний анализ разнообразных экологических проблем (научный, идеологический, нравственный, эстетический, экономический);
- изучение в содержании учебных предметов следующих понятий – охрана здоровья человека, охрана окружающей среды, слежение за состоянием среды, качество окружающей среды, здоровый образ жизни, экспертиза среды и здоровья;
- связь фундаментальных понятий экологии с различными науками.
На этой основе выпускник средней школы должен знать:
- экологические противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования на Земле человеческого общества;
- причины обострения современных экологических проблем;
- пути решения экологических проблем в различных странах (социальный, научный и экономический опыт);
- возможности организации оптимальных взаимоотношений человеческого общества и природы – плановая организация производства, внедрение в промышленность ресурсосберегающих и безотходных технологий, утилизация отходов, усиление государственного контроля за состоянием природной среды и источниками загрязнения, перестройка психологии населения по отношению к природной среде, освоение космического пространства в целях мирной цивилизации (по В.С. Кукушину).
Экологическое воспитание – целенаправленная систематическая деятельность по формированию личности, готовой к практической экологической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению состояния окружающей среды.
Цель экологического воспитания – формирование у школьников экологической культуры , которую можно представить в трех компонентах – экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая деятельность.
В нашей школе большое внимание уделяете формированию экологической культуры и здорового образа жизни учащихся. Предметом настоящей работы являются способы формирования представлений современных школьников о здоровом образе жизни, а объектом – процесс формирования здорового образа жизни. Нами разработана программа «Здоровье».
Цель программы:
Формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью;
Формирование осознанного здорового поведения, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам.
Одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей.
Важнейшие моменты работы, направленной на укрепление здоровья детей – это: подвижные игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия, праздники здоровья, акции и др. мероприятия.
Так же данное направление изучается на различных учебных предметах:
На уроке «Окружающий мир» - это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия», «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?», «Человек и природа», «Правила безопасной жизни».
При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.
Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.
На уроке «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебниках в разделах «Человек и информация» и «Человек, технология и окружающая среда. Дом и семья» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.
На уроке «Английский язык» в учебниках «English 2-4» содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).
Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).
На уроке «Основы религиозных культур и светской этики» тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках.
На уроке «Физическая культура» разделы «Знание о физической культуре», «Физическое совершенствование» способствуют выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов.
Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Список литературы.
1. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Серия стандарты второго поколения. / А.Г. Асмолова– М.: Просвещение, 2011.
2. Белавина И.Н. Планета – наш дом: методика проведения занятий по основам экологии для школьников/ И.Н. Белавина - М.,2009 .
3. Васильев С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография / С.В. Васильев - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
5. Волжина,И.А. Формирование экологического мышления школьников в процессе предметно-практической деятельности / И. А. Волжина - М.,2009.
6. Вербицкий. А.А. Концепция непрерывного экологического образования. Отчет НИР по ГНТМ "Экология России". / А.А. Вербицкий - М, 1992. 7. Грехова,Л.И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры занятия и развлечения с детьми / Л.И. Грехова- Москва–Ставрополь,2009.
7. Дзятковская Е.Н. Системный подход к формированию содержания экологического образования. – М.: Образование и экология, 2012. – 156 с.
8. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы», 2012 (№№3,4), 201 3 (№1).
20. Формирование экологической культуры и здорового образа жизни школьников.
Овладение школьниками ценностями и навыками здорового образа является одной из важных задач воспитания. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это не просто отсутствие болезни или физических дефектов, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. В педагогической справочной литературе здоровье детей определяется как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Валеология – наука о формировании, сохранении, укреплении здоровья человека, здорового образа жизни.
Здоровье – физическая, социальная и психологическая гармония человека, его доброжелательные отношения с собой и природой.
«Здоровье – не все, но без здоровья всё - ничто»
Признаки здоровья :
Настроение, внешний вид
Культура движения
Культура питания
Культура эмоций
Экология – взаимосвязь жизненных организмов между собой и с окружающей средой.
Экологическое воспитание – целенаправленная деятельность педагога по формированию экологической культуры школьников (уровень сформированности системы экологических знаний, морально-этических отношений к природе, умений и навыков природоохранной деятельности).
Условия формирования здорового образа жизни:
Систематические занятия спортом, физкультурой, туризмом
Формирование ценностных отношений к ЗОЖ и его пропаганды
Противодействие распространению вредных зависимостей
Воспитательная работа в ходе оздоровительного отдыха
Пед. коллектив как эталон ЗОЖ
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательных процесс
Основными направлениями работы общеобразователь-ных учреждений по сохранению, укреплению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни являются учебно-воспитательная, диагностическая, профилактическая, коррекционная работа (см. схему 21, с. 130).
Пути оздоровления учебно-воспитательного процесса в школе:
Создание благоприятного микроклимата во взаимоотношениях учителя с учениками, учениками между собой
Усовершенствование классно-урочной системы в направлении организации групповых форм занятий (17 человек в классе или 30)
Организация компенсирующего обучения (дополнительные занятия, консультации)
Активизация познавательной деятельности школьников (нестандартные уроки, стимулирование к творческому поиску)
Повышение педмастерства учителя в оказании помощи ученикам в учебе
Активизация деятельности валеологической службы (медсестра, психолог)
Знание правил личной гигиены, культуры питания, приемов и средств стрессоустойчивости
Формирование потребности в разумной активности
Валеологическое образование предполагает гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна, строгое соблюдение ряда санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к строительству, реконструкции, благоустройству и содержанию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка).
Средства формирования ЗОЖ : солнце, воздух, вода, утренняя гимнастика, уроки физкультуры, секции, игры на природе и т.д.
Методы экологического воспитания : пример, объяснение, убеждение.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА САЙТЕ ДЕПАРТАМЕНТА ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РАЗДЕЛЕ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Формирование здорового образа жизни и экологической культуры
Экологическое воспитание
Экологическая культура; экологические взгляды, убеждения, опыт практического взаимодействия с природой в процессе жизни и профессиональной деятельности.
Экологическая культура и безопасное поведение.
Эстетическое воспитание готовности жить по законам красоты, воспринимать, оценивать и беречь прекрасное в природе. Психологические приемы самозащиты. Безопасное применение техники в быту, при организации досуга, в учебной деятельности.
Цели воспитания:
- формирование потребности бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о «братьях наших меньших»;
- воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;
- формирование опыта планирования действий по предотвращению и преодолению опасных ситуаций: учет характера грозящей опасности, взаимосвязь с другими участниками событий;
- формирование умений и навыков поведения в экстремальных ситуациях;
- обучение психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций;
- формирование интеллектуальной и коммуникативной подготовки учащихся к личной безопасности жизни.
Тематика внеурочной работы |
Формы проведения мероприятий |
1. Здоровье нации: «Кто виноват, и что делать?». 2. Климат и здоровье человека. 3. Экология души. 4. Научно-технический прогресс и техногенно-природные опасности. 5. Земля - это твой дом. 6. Что век грядущий нам готовит? (О здоровье подрастающего поколения в начале XXI века.) 7. Климат и работоспособность человека. 8. Экология экстремальных ситуаций. |
Заседание дискуссионного клуба. Теоретическая конференция. Круглый стол. Теоретическая конференция. Классный час. Встреча с врачом. Встреча с врачом. |
Физическое воспитание:
- социально-биологические и гигиенические основы физической культуры;
- возрастные особенности развития; физиологические и биохимические изменения в организме человека;
- здоровый образ жизни: дееспособность, трудоспособность, саморегуляция, самооценка, самонаблюдение, установка;
- личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки к труду;
- профилактика травматизма, простудных заболеваний, стрессовых состояний.
Цели воспитания:
- способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
- расширить знания социально-биологических, психологических основ здорового образа жизни;
- воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;
- формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом.
Тематика внеурочной работы |
Формы проведения мероприятий |
1. Физиологическая и биохимическая природа физических способностей. 2. Наши выпускники - герои спорта. 3. Здоровый образ жизни - залог отличной учебы. 4. Как восстановить силы после умственной или физической работы? 5. Спорт: семья и дети. 6. Вредные привычки и наше здоровье. 7. Внимание - нервы. 8. Красота и здоровье. 9. Здоровье и материнство. 10. Здоровье и отцовство. |
Встреча с врачом-физиологом. Встреча с выпускниками-спортсменами. Встреча с тренером спортивной команды по мини-футболу Встреча с врачом. Беседа с врачом-наркологом. Беседа с врачом-невропатологом. Круглый стол. Круглый стол. |
Основные требования к уровню воспитанности учащегося по физическому воспитанию
Учащемуся необходимо:
- понимать значение физической культуры в жизни;
- иметь практические и теоретические знания, умения и навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья;
- уметь использовать опыт и знания, приобретенные на занятиях по физическому воспитанию в своей личной (семейной) и профессиональной деятельности.
Воспитание культуры общения в семье, трудовом коллективе, быту, обществе в целом
Основные направления воспитания в семье:
- Общесоциальное - нормы и правила поведения в обществе.
- Этическое - воспитание нравственных качеств личности.
- Правовое - права и обязанности родителей и детей, супругов по отношению друг к другу, к детям, обществу.
- Психологическое - межличностные отношения в семье.
- Физиолого-гигиеническое - знание физиологических особенностей мужского и женского организма, вопросы личной гигиены.
- Педагогическое - воспитательная роль отца и матери, педагогическая культура родителей в вопросах поощрения и наказания.
- Эстетическое - формирование отношения к семье, ее членам как к самостоятельной эстетической ценности.
- Хозяйственно-экономическое - знания о бюджете семьи, культуре быта, умение вести домашнее хозяйство, навыки домашнего труда и т. д.
Цели воспитания:
- формирование взаимоотношений между членами семьи, основанных на доверии, внимании, ответственности друг за друга, взаимоуважении, взаимопомощи и т. д.;
- формирование осознанного отношения подростка к таким понятиям как мужская честь, девичья гордость, скромность, чувство собственного достоинства, самодисциплина, выдержка, чувство ответственности и т. д.;
- воспитание чувства семейного долга, взаимоуважения, нежности, доброты, чуткости, заботливости, самопожертвования и т. д.
Основные направления
пропаганды здорового образа жизни
Задача: формирование идеала жизни и идеала человека.
- Факторы, влияющие на здоровье. Значение здоровья для успешной профессиональной деятельности, удовлетворительного положения в обществе, в коллективе, для семейного благополучия. Ответственность человека за свое здоровье и здоровье окружающих. Рефлексия как способ познания себя. Составление программы самовоспитания в рамках ЗОЖ.
- Добро как общая категория, отражающая закон человеческой жизни, обеспечивающий защищенность каждого человека. Добро - все то, что является благом для другого.
- Истина как общая категория, отражающая закон человеческой жизни. Жизнь как поиск истины. Познание как константа человеческой жизни. Наука как бесконечное открытие истины. Отношение к науке как к ценности. Книга как символ истины и разума.
- Красота в жизни человека. Красота природы. Красота вещей и предметов. Красота человеческого лица. Красота движений человека. Красота как характеристика поступков человека. Красота как продукт человеческой деятельности. Деятельность по законам красоты. Изменение реальной действительности как стремление к красоте. Красота мужская и женская, красота детства, зрелости, старости. Человек как творец своего внешнего облика. Умение видеть красоту и создавать красоту. Атмосфера красоты в школе, в семье, в городе, в селе.
- Понятие счастья, совести, долга, свободы как характеристики реальной жизни человека. Судьба и человек как хозяин судьбы. Способность выстраивать судьбу. Черты, необходимые для управления своей судьбой: интеллект, воля, эмпатия. Развитие данной способности в практической деятельности. Стратегия жизни человека. Формирование жизненной и профессиональной цели.
Создавая концепцию школы по укреплению здоровья, важно учитывать все компоненты здоровья, продумать работу так, чтобы в ней были задействованы не только ученики, но и их родители и учителя.
Формы работы:
- Тематические классные часы.
- Профилактика факторов, пагубно влияющих на здоровье: токсикомании, курения, пьянства и т. д.
- Пропаганда знаний о рациональном питании и оптимальном двигательном режиме.
Примерные темы классных часов по вопросам гигиены и охраны здоровья учащихся:
Сентябрь. Гигиена умственного труда.
Октябрь. Зависимость здоровья от окружающей среды.
Ноябрь. Режим питания.
Декабрь. Оказание первой помощи при отравлении.
Январь . Предупреждение бытового травматизма.
Февраль. Специфическая гигиена.
Март . Вредные привычки и здоровье человека.
Апрель. Режим дня старшеклассника.
Май. Краткие сведения о болезнях, передающихся по наследству.