Усыновление ребенка является очень ответственным шагом. Желание взять приемного малыша, возможно, даже более серьезное решение, чем рождение собственного. И принять его нужно с полной ответственностью, отдавая себе отчет, что обратного пути у вас не будет. Остановимся подробнее на тех трудностях, которые подстерегают людей, решивших стать приемными родителями.

Сбор документов

Многие потенциальные приемные родители после обращения в отдел опеки и попечительства пугаются бумажной волокиты, связанной с усыновлением. И перестают рассматривать этот вариант, считая, что проще слетать в космос, чем усыновить ребенка.

Основное требование, подкашивающее желающих, – уровень доходов и жесткий норматив по жилплощади: 14 квадратных метров на каждого члена семьи, включая и приемного ребенка. Ему также необходимо будет выделить отдельное спальное место и стол для учебных занятий. Для ВИЧ-инфицированного малыша и ребенка-инвалида полагается отдельная комната.

Если вы твердо решили принять в семью малыша, следует приступить к сбору необходимых документов. Вам необходимо подтвердить свою дееспособность как родителя: заполнить анкету, предоставить свидетельство о браке (одинокие родители тоже имеют шанс стать усыновителем), подтвердить наличие жилья, официальной работы и стабильного заработка. Есть и ограничения: наличие судимости и тяжелых заболеваний (туберкулез, психические расстройства, алкоголизм и т. д.). Их полный список приведен в статье 127 Семейного кодекса РФ.

Форма принятия ребенка в семью

Если все документы в порядке, то перед семьей встает проблема – какую форму принятия ребенка выбрать. Давайте рассмотрим две самые распространенные: взятие под опеку и усыновление.

  • Опека

Опека подразумевает принятие ребенка на правах воспитуемого. Она устанавливается над детьми, которые не достигли 14 лет, и может быть бессрочной или назначенной на определенный срок. На опекаемого ребенка государством выплачивается ежемесячное пособие, а по достижении им 18 лет выделяется жилье. Однако опека предполагает активное вмешательство в дела семьи со стороны соответствующих органов. Вы не сможете изменить дату рождения, а смена фамилии ребенка затруднена. Следует помнить, что в любой момент могут появиться и другие претенденты на опеку или усыновление ребенка.

  • Усыновление

При усыновлении малыш обретает полноценную семью со всеми правами и обязанностями. Вы сможете изменить дату его рождения, присвоить свою фамилию и отчество. Усыновленный ребенок получает право наследования, как и ваши родные дети, а в случае развода – и право на алименты. В случае отмены усыновления суд, исходя из интересов ребенка, может обязать вас выплачивать средства на его содержание.

Адаптация ребенка

Многие брошенные дети имеют серьезные проблемы с адаптацией в приемной семье. Если родители взяли из детского дома младенца, то особых проблем может и не возникнуть, так как у него еще не было отрицательного воспитательного опыта. Ребенок старше двух лет, который насмотрелся на скандалы между биологической мамой и папой, может остро реагировать на громкий голос и бояться любого шороха. Еще сложнее привыкают подростки, уже прожившие сложную жизнь и научившиеся приспосабливаться к ней не всегда «законным» способом.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Приемные родители часто опасаются, что у детей проявится плохая наследственность. Поэтому взрослые живут в постоянном напряжении и ищут недостатки в развитии и поведении ребенка. Заметив дурные наклонности, родители начинают думать, что ничего не смогут сделать с дурными задатками, и разочаровываются в своем выборе.

Практика показывает, что многие трудности возникают по вине взрослых. Они боятся наказывать приемного малыша, если тот , так как думают, что он будет считать себя нелюбимым и чужим. Помните, что правильное воспитание в большинстве случаев позволяет выправить эмоциональное состояние, избавиться от негативных привычек.

Правда об усыновлении


Каждый приемный родитель рано или поздно задает себе сложный вопрос: говорить ли ребенку, уже ставшему родным, правду об усыновлении? Попробуем разобраться, что может случиться, если хранить тайну.

Многим родителям кажется, что правда о появлении ребенка в семье может навсегда искалечить ему жизнь. Вы словно примеряете эту ситуацию на себя, размышляя о том, что бы вы почувствовали, если любимые родители вдруг оказались неродными. Конечно, это стало бы нешуточным ударом.

С другой стороны, где гарантия, что эту правду ребенок не найдет в документах или ему не расскажут многочисленные «доброжелатели»? Узнать, что ты приемный, от посторонних людей намного неприятнее. Мало того, что мама и папа не родные, так еще, получается, что они врали тебе всю жизнь. В подобном случае неизбежно появление в отношениях недоверия и разочарования, а также многочисленных проблем.

Говорить или не говорить правду неродному ребенку – решать только вам. Но если ваш отпрыск, узнав, что он неродной, будет ощущать атмосферу любви и понимания, серьезных конфликтов возникнуть не должно.


Усыновление является одним из социальных институтов, обеспечивающих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, юридическую возможность иметь условия жизни и воспитания в семье. Усыновление в современном праве рассматривается в числе наиболее значимых форм защиты детей, лишившихся родительского попечения, в рамках которой устанавливаются родственные связи между ребенком, оставшимся без родительского попечения, с одной стороны, и супружеской парой или человеком, не являющимся ребенку родным отцом или матерью, с другой. При-оритетность усыновления по сравнению с другими формами воспитания детей-сирот - помещением в государственные детские воспитательные учреждения (дома ребенка, детские дома, интернаты) - очевидна, поскольку лишь семья может обеспечить ребенку оптимальные условия для гармоничного личностного развития. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. и ратифицированная СССР и затем Российской Федерацией в 1990 г., декларирует важность и необходимость обеспечения всем детям условий семейного воспитания. Согласно статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации «каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье».
Актуальность проблемы усыновления связана с резким ростом числа детей-сирот при живых родителях в 1990-е гг. Причинами социального сиротства являются экономическая нестабильность и безработица, алкоголизм родителей и лишение их родительских прав, непродуманная привати-зация жилья, превращающая детей в бомжей, военные конфликты в «горячих точках».
В общем числе усыновлений значителен удельный вес случаев, когда ребенка усыновляют отчим или мачеха в результате повторного брака родного родителя ребенка. Вместе с тем подавляющее большинство усыновителей не имеют собственных детей, что порождает ряд психологических проблем, связанных с принятием ими ребенка; выработкой оптимального стиля семейного воспитания, учитывающего психологические и индивидуальные особенности усыновленных детей с трудной историей развития; формированием психолого-педагогической компетентности. Необходимо обеспечить родителям-усыновителям психологическое сопровождение и помощь в решении возникающих в процессе воспитания детей проблем.
Мотивация усыновления
Судьба детско-родительских отношений в новой семье в значительной степени определяется следующими мотивами усыновления:
мотив, удовлетворяющий потребность в продолжении рода. Как правило, причины усыновления связаны с бесплодием супругов, безуспешно пытающихся на протяжении ряда лет с помощью лечения решить эту проблему. Усыновление ребенка воспринимается бездетными супругами как единственный способ создания полноценной семьи. Обычно инициатором усыновления выступает супруга в силу выраженной «спонтанной тяги» к материнству. Факторами риска в воспитании ребенка являются разногласия супругов в желании усыновить ребенка, во взглядах на воспитание, страх «дурной наследственности», предвзятое восприятие индивидуально- психологических особенностей приемного ребенка;
мотив «смысла жизни» - приемный ребенок придает осмысленность существованию родителя, позволяет ему определить жизненные цели и задачи;
мотив преодоления одиночества - ребенок рассматривается как зна-чимый партнер, с которым можно установить отношения близости и доверия, источник положительных эмоциональных переживаний, опора в старости. Подобная мотивация превалирует у одиноких людей, по разным причинам не сумевших создать или сохранить семью. Факторами риска в этом случае являются чрезмерность и неадекватность ожиданий в отношении личностных качеств ребенка (чуткости, доброты, заботливости и т.д.), возраст усыновителей (предпенсионный и пенсионный), не позволяющий полностью реализовать воспитательную функцию в период высокой профессиональной и социальной активности усыновителя;
альтруистическая мотивация, стремление защитить ребенка, оказать ему помощь и содействовать в создании благоприятных условий развития, «вырвать» ребенка из «ужаса» детского дома. Этот вид мотивации представляется особенно важным, поскольку в данном случае приемный родитель фокусом своих усилий делает благополучие и интересы ребенка, а не удовлетворение собственных интересов и потребностей. Опасность такого вида мотивации кроется в стремлении родителя из самых благих намерений построить асимметричные отношения, в которых ребенку неосознанно навязывается роль «потребителя» тех условий, которые создает для него родитель-благодетель. Очевидно, что при такой потворствующей гиперпротекции ребенок выучится только брать, ничего не отдавая взамен;
мотив компенсации утраты собственного ребенка. Родители, пережившие смерть ребенка, стремятся как можно скорее восполнить жизненную пустоту и смысловой вакуум усыновлением. Подобная мотивация может стать причиной трудностей детско-родительских отношений и даже отвержения приемного ребенка. Идеализация прошлого и постоянное сравнение родителем своего собственного и усыновленного ребенка, осуществляемое как на осознанном, так и неосознанном уровне, приводят к разочарованию, дистанцированию, отчужденности и даже отказу от усыновления. Психологи, работающие с подобными случаями, рекомендуют родителям, желающим усыновить ребенка, временно отложить усыновление для того, чтобы справиться с горем и скорбью утраты. Обычно усыновители стремятся взять в семью ребенка, максимально похожего на собственного сына или дочь - того же возраста, пола, похожей внешности. Сходство в этих случаях не помогает, а напротив, осложняет принятие ребенка-сироты, который, естественно, по всем показателям будет в глазах родителей уступать их родному ребенку. Поэтому рекомендуется усыновлять ребенка другого пола и более младшего возраста, чем родной ребенок [Красницкая, 1997];
мотив стабилизации супружеских отношений. В этом случае, как и в предшествующем, ребенок выступает в первую очередь как средство налаживания «давших трещину» супружеских отношений. Трудно предсказывать успех в решении подобной задачи, поскольку воспитание приемного ребенка со своими проблемами и трудностями развития станет скорее еще одним поводом для конфликтов и охлаждения, чем для сплочения супругов. Вместе с тем при определенных условиях вариант объединения супругов на почве общей цели воспитания также возможен;
прагматический мотив улучшения материального и жилищного положения.
Учет мотивации усыновления позволяет прогнозировать успешность взаимной адаптации родителей и детей и корректировать в случае необходимости как психологическую готовность супругов к усыновлению, так и детско-родительское взаимодействие.
Психологическая готовность усыновителей к принятию ребенка в семью
Психологическая готовность к усыновлению включает следующие компоненты: мотивационную готовность; психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания детей (информированность о воз- растно-психологических особенностях детей, целях, задачах и методах воспитания, знание и понимание того, какое влияние оказывает социаль-ная и семейная депривация на психическое развитие ребенка в разные возрастные периоды); адекватность когнитивного образа приемного ребенка (информированность усыновителей об истории развития ребенка, его родителях и родственниках, основных жизненных событиях и характере переживания их ребенком, знание индивидуально-личностных особенностей приемных детей, их интересах, привычках, «сильных» и «слабых» сторонах; информированность о круге общения ребенка, его друзьях); эмоционально-волевую готовность (настойчивость в преодолении трудностей воспитания, эмоциональная стабильность, толерантность к проявлению дезадаптивного поведения, развитая эмпатия, центрация на интересах ребенка, а не на собственных желаниях).
Психологическая готовность к усыновлению является важным условием успешной адаптации ребенка к приемной семье. Дефицит одного из компонентов готовности, соответственно, влечет трудности и проблемы в сфере детско-родительских отношений. Важны специальные программы подготовки будущих родителей, содержание которых включает как общую часть со сведениями, необходимыми для подготовки будущих мам и пап к родительству, так и специфическую, отражающую особенности включения ребенка в семью через усыновление.
Основными задачами программ психолого-педагогической подготовки родителей к усыновлению должны стать: 1) информирование усыновителей об особенностях психического развития детей, воспитывающихся без семьи;
формирование адекватного представления о закономерностях психического развития ребенка и роли наследственности, среды, общения и деятельности с целью преодоления мифа «роковой дурной наследственности»;
информирование.усыновителей о динамике и особенностях процесса адаптации ребенка к приемной семье, выделение возрастно-специфических особенностей этого процесса; 4) формирование компетентности общения с детьми и подростками, воспитывающимися в условиях социальной деприва- ции; 5) обсуждение и разработка критериев выбора детей (пол, возраст, степень психологической совместимости с родителями) и правил поведения родителей в процессе знакомства с детьми в детских домах и интернатах; 6) помощь в осознании мотивов усыновления и их коррекция в случае необ-ходимости; 7) формирование уверенности в возможности преодоления проблем, связанных с усыновлением, помощь в эмоциональной стабилизации и преодолении чувства тревоги и страха; 8) информирование усыновителей об индивидуальных и возрастных особенностях детей, выбранных для усыновления, реконструкция истории их развития и разработка рекомендаций по психологической коррекции и профилактике негативных тенденций.
Динамика психологической адаптации усыновленного ребенка к новой семье
Психологическая адаптация - двусторонний процесс, в котором и родители и ребенок должны решить задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи. Под психологической адаптацией ребенка к новой семье следует понимать включение его в семейную систему, принятие им предписанных роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. Психологическая адаптация родителей предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), становление продуктивной родительской позиции, формирование адекватного образа ребенка.
Динамика процесса адаптации - фазы адаптации, их содержание и последовательность, продолжительность - определяется следующими факторами: 1. возрастом ребенка: чем старше ребенок, тем выше вероятность возникновения сложностей в процессе его адаптации. Проблемы адаптации также будут отличаться в зависимости от возраста ребенка. Так, для усыновленного в младенческом возрасте ребенка основными проблемами станут переход на новый режим дня, кормления, прогулок и пр. Для подростка - установление эмоциональных и партнерских отношений с родителями, принятие и выполнение норм и правил, предписываемых новой семьей при сохранении самостоятельности и автономии поведения;
индивидуальными и личностными особенностями ребенка. Дети раннего возраста с «трудным темпераментом», младшие школьники и подростки с выраженными характерологическими чертами и акцентуацией характера, безусловно, являются «группой риска» для успешности протекания адаптации к усыновлению. История их жизни и пережитые события резко увеличивают вероятность возникновения нежелательных черт характера и особенностей поведения, но означает ли это, что адаптация детей-сирот, длительное время находящихся в неблагоприятных с точки зрения психического развития условиях фатально обречена на провал? Известная модель «хорошего соответствия»(goodness offit) позволяет дать оптимистический ответ на этот вопрос. Модель «хорошего соответствия» ставит благополучие психического развития ребенка в зависимость от соотношения его свойств и особенностей, с одной стороны, и характеристик среды, ситуации, партнеров по взаимодействию, с другой. Способность родителей подстроить свое поведение под особенности ребенка, какими бы они ни были, осуществить аккомодацию воспитательных методов и воздействий сообразно ситуации определяет характер и степень благополучия адаптации. В этом смысле нет «хорошей/плохой» среды и нет «хорошей/плохой» наследственности (биологического статуса) индивида с точки зрения эффекта развития. Эф-фективность адаптации будет определяться соответствием семейной среды и поведения родителей наследственным конституциональным и приобретенным особенностям ребенка;
историей развития ребенка. Особое значение приобретает вопрос о том, воспитывался ли ребенок ранее в семье или с момента рождения находился в детском учреждении (т.н. «отказные дети»). Если ребенок попал в детское учреждение из семьи, то в ходе адаптации к приемным родителям он постоянно будет сравнивать новый семейный уклад, традиции, правила, отношение к нему взрослых со своей прежней семьей. Если он был «изъят» из асоциальной и алкогольной семьи и помещен в детское учреждение вследствие лишения родительских прав, то, скорее всего, сравнение будет в пользу новой семьи. Если же ребенок потерял семью по причине смерти, гибели родителей, то весьма вероятен протест против всего уклада новой семьи как проявление острой аффективной реакции на не пережитое горе. Дети-сироты, вовсе не имеющие опыта проживания, столкнутся с проблемой освоения тех норм и правил поведения, которые «домашние дети» бук- вально впитывают с молоком матери, и попытаются привнести в новую семью опыт прежних детдомовских отношений, далеко не всегда адекватно отвечающих нормам взаимного уважения, принятия и кооперации;
продолжительностью знакомства с усыновителями. Чем лучше узнают друг друга члены будущей семьи, тем легче будут решаться проблемы, связанные с адаптацией. Имеет значение не только время знакомства и количество встреч, но и содержание общения, его эмоциональная насыщенность, взаимная ориентация партнеров на личность друг друга. Аффективный и деловой опыт отношений ребенка с усыновителями в период знакомства создает основу для развития семейного взаимодействия и лучшего познания друг друга;
психологической готовностью родителей к усыновлению. Очевидно, что именно усыновителю принадлежит инициатива в создании новой семьи, обычно именно он определяет правила и нормы ее жизни. Поэтому степень психологической готовности родителя к выполнению воспитательной функции, учет и уважение индивидуальности ребенка, принятого в семью, и, соответственно, готовность к сотворчеству в развитии новой семьи будут детерминировать скорость и успешность психологической адаптации;
возможностью сохранения ребенком системы прежних социальных и межличностных отношений. В практике усыновления существуют две противоположные позиции в вопросе о целесообразности сохранения ребенком контактов с детским учреждением, каждая из которых имеет свои рациональные аргументы «за» и «против». Первая позиция - «уйти от прошлого» - настаивает на необходимости как можно скорее покончить с «тяжелым прошлым», забыть его как кошмарный сон и строить новую жизнь и новые отношения «с чистого листа». Отсюда требование прекратить все прежние контакты и отношения. Дополнительным аргументом сторонников позиции разрыва с прошлым является сохранение тайны усыновления. Чем скорее забудет ребенок свое детдомовское прошлое, чем меньше вероятность случайной встречи с ним, тем более надежно, по мнению сторонников такой позиции, можно сохранить тайну усыновления.
Вторая позиция настаивает на сохранении ребенком сети прежних социальных и межличностных отношений - прежней школы и класса, друзей, круга общения - в силу того, что кардинальное изменение жизни ребенка даже в условиях обретения им новой семьи делает задачу его психологической адаптации крайне сложной. Сохранение социальной поддержки облегчает этот процесс и повышает уровень толерантности детей к неизбежным «нештатным» воздействиям.
Основные направления оказания психологической помощи усыновленным детям таковы:
создание условий для быстрой и успешной адаптации к новой жизни в приемной семье (режим, требования, принятые формы взаимодействия между членами семьи);
установление отношений позитивного сотрудничества с приемными родителями. Расширение и культивирование норм эмоционального содействия и со-переживания ребенка с родителями с целью формирования эмоциональной привязанности;
коррекция умственного развития усыновленного ребенка, создание основы для успешности его деятельности и достижений. Ориентация приемных родителей в достижениях ребенка, оптимуме ожиданий и требований к ребенку в отношении успехов;
помощь в приобщении ребенка к истории семьи. Создание «новой истории», датируемой моментом знакомства с приемными родителями и усыновления;
расширение круга общения ребенка со сверстниками с целью стабилизации его эмоционального статуса и создания группы психологической поддержки и ресурсов толерантности;
помощь в сохранении прежних значимых социальных и межличностных связей ребенка. Обеспечение преемственности личной его истории с целью сохранения эго-идентичности и предупреждения страха «потери себя».
Вопросы и задания
Назовите причины и факторы риска развода семьи.
Охарактеризуйте динамику развода. Сформулируйте рекомендации по успешному преодолению его последствий.
В чем преимущества и «подводные камни» повторного брака?
Назовите основные мотивы усыновления ребенка.
Перечислите психологические проблемы усыновления и сформулируйте рекомендации по их разрешению.

Вы хотите взять приемного ребенка. Причины могут быть разные: у вас не может быть собственного, вы ощущаете тоску по выросшим и ушедшим из отчего дома детям, вы потеряли своего ребенка и хотите всю нерастраченную любовь передать усыновленному, вы ощущаете в себе богатый педагогический опыт и хотите применить его для воспитания трудного ребенка или просто любите детей и желаете, чтоб их было много…
Каким бы не был ваш мотив, важно осознавать всю ответственность, которую вы возлагаете на себя и своих близких.

Решение об усыновлении

Усыновление ребенка – ответственный шаг, который до неузнаваемости изменит всю вашу жизнь. Шаг, на который вы должны решиться вместе, всей семьей, со своей второй половинкой, многочисленными дедушками-бабушками, дядями, тетями. Все ваши родственники должны поддержать вас в этом начинании, ведь ребенок может ощущать, что для кого-то в вашем доме он все-таки нежеланный.
Ваше решение не должно приниматься в состоянии эйфории: увидел – захотел – взял. Воодушевление скоро пройдет, оставив за собой сотни приобретенных проблем, с которыми сражаться уже не будет никаких сил. Обдумайте свое решение тщательно, еще и еще раз обсудите этот вопрос с близкими, изучите специальную литературу, посетите психолога. Перед тем как взять ребенка в семью, вы должны понять психологические особенности его возраста, знать, какие проблемы вас ждут с этим малышом, быть готовыми дать ответы на неудобные вопросы, которые он будет вам задавать.
Кроме того, детям свойственно болеть и требовать к себе повышенного внимания. У них бывает , они не всегда послушны, их желания могут не совпадать с вашими, у них часто возникают со сверстниками и трудности в учебе. Вам придется пересмотреть свой распорядок дня, отказаться от многих увеселительных мероприятий, не все ваши друзья примут и полюбят вашего ребенка, а общение с некоторыми и вовсе может сойти на нет.
И это далеко не все трудности, которые вас ожидают после взятия приемного ребенка. Первыми проявят себя вопросы адаптации, причем как ребенка к новым условиям и требованиям, так и вам, уважаемые читатели МирСоветов, придется приспосабливаться к новой ситуации. Затем начнутся проблемы взросления и воспитания. Все возрастные кризисы, как правило, у приемных детей проявляются наиболее остро.
В такие моменты очень сложно удержаться от соблазна все вернуть на круги своя: вам покой, ребенку – привычные условия детского дома. Однако ребенок – не щенок, которого взяли поиграть, а когда он надоел или с ним возникли трудности, выбросили за дверь. Это не игрушка, не бездушная кукла. Ребенок в самом раннем возрасте пережил такой стресс, который переносит спокойно не каждый взрослый, он остался один в целом мире, никому не нужный. А вы смогли дать ему надежду, веру в счастливое детство. Каково же ему будет вновь разочароваться в людях? Вам просто сказать, что устали, не можете найти к нему подход, не сошлись характерами, а в его душе опять что-то надломилось, его психика получила огромный удар, и как будет развиваться его дальнейшее взросление и самостоятельная жизнь, трудно даже представить.
Поэтому, решив стать приемными родителями, нужно четко понимать и иметь твердую , что этот ребенок с вами навсегда, как бы удачно или нет вы его выбрали, какие бы трудности не ожидали вас впереди. Ведь родных детей не выбирают, их принимают такими, как есть, и любят, несмотря ни на что. Вы взяли ребенка, и он ваш, от него нельзя отказываться или менять на другого. Вся ответственность за его воспитание и обучение, его здоровье, физическое и психологическое, теперь лежит только на вас.
Подумайте еще раз, еще много-много раз, действительно ли вы готовы к такому ответственному шагу. Возможно, стоит чуть-чуть подождать, чтобы понять это и не наделать ошибок, о которых будете впоследствии жалеть.
Но если вы уверенны и окончательно определились, вам необходимо решить, какого возраста будет ваш ребенок.

Кто лучше: малыш или ребенок постарше?

Многие молодые семейные пары стремятся взять младенца, чтобы сохранить тайну усыновления, другие просто хотят наблюдать и воспитывать своего малыша с рождения. Люди постарше часто переживают, что не успеют дать новорожденному всю любовь, которая накопилась в их сердцах за долгие годы, бояться оставить его еще в совсем раннем возрасте, поэтому предпочитают детей постарше.
Выбор, конечно, за вами, но в любом случае необходимо понимать, какие трудности могут возникнуть с ребенком того или иного возраста.
Младенцы легче привыкают к новым условиям, особенно, если приемные родители поинтересовались распорядком дня, к которому привык ребенок, и старательно его придерживаются. Он с самого начала считает вас своими родителями, именно вам он говорит первые «мама» и «папа», вы видите его первые шаги, радуетесь успехам. Вы можете с чистого листа формировать малыша, развивать его и воспитывать. Это будет полностью ваш ребенок, даже внешне, подрастая, такие дети становятся похожими на своих приемных родителей. Но существует один большой минус: вы не можете знать, имеются ли у новорожденного психические отклонения или генетические заболевания. Готовы ли вы бороться за его здоровье, с физическими пороками? Если нет полной уверенности в этом, лучше не брать малыша.
Остановив свой выбор на ребенке постарше, вы уже можете иметь четкое представление об особенностях его развития, но его характер практически сформирован, вам придется заслужить право называться его родителями. Не только у вас к нему, но и у него к вам есть некоторые требования. Найти общий язык с таким ребенком нелегко, придется приложить массу усилий, чтоб он вас признал, и еще больше, чтоб полюбил. Только настойчивость, огромное терпение и бесконечное желание понять друг друга помогут стать с приемным ребенком настоящей дружной семьей.
Рекомендую читателям МирСoвeтoв узнать (это важно!), как такой ребенок остался один: его бросили при рождении, изъяли из неблагополучной семьи или же он стал сиротой. Исходя из этих обстоятельств, ребенок будет по-разному воспринимать ваше желание его усыновить. Он может быть благодарен вам за подаренную любовь, которую не получал в родной семье. Многие оставленные в роддоме дети ждут настоящих родителей, не желая никаких других, а дети, которые воспитывались в хорошей семье до некоторых пор и вынужденно оказались в детском доме, очень скрытны, зажаты, и часто не готовы к таким изменениям. Эти факторы во многом помогут понять причину того или иного поведения ребенка, найти к нему подход.

Проблемы адаптации детей и родителей в приемной семье

И вам, и вашему приемному ребенку придется привыкать к новым условиям.
Чаще всего, первые дни совместного проживания наполнены радостью и благодарностью друг к другу.
Вы понимаете, что будут некоторые трудности, но считаете, что вашей любви и желания хватит на преодоление всех проблем. Вы уверены, что знаете, как правильно воспитывать этого ребенка, так как ваши родители делали так же, и у них все получилось.
Ребенок тоже счастлив: он больше не один, у него, как и у множества других ребят, есть семья, он теперь не «детдомовский». Он старается выполнять все требования, безукоризненно слушается, хочет казаться для вас самым лучшим, чтобы вы убедились в правильности выбора и не отдали его обратно.
Но это ощущение бесконечной эйфории проходит довольно быстро, как только вы привыкаете к новой ситуации. Приблизительно через месяц вы начинаете ощущать некоторые сомнения в правильности вашего решения, некоторую неудовлетворенность ребенком и своей новой социальной ролью. В семьях, где имеются родные дети, происходит сравнение приемного ребенка с ними. Оказывается, что методы влияния и воспитания, привычные и действенные в отношении родных детей, с приемными не работают. Родители начинают понимать, что не совсем представляли тот объем трудностей, которые встретятся на их пути, но еще полны желания найти к ребенку подход.
Если не сдаться, то уже через 2-3 месяца вам удастся создать доверительные отношения с приемным ребенком. Но далеко не всем удается за это время найти с ребенком общий язык, возникают сомнения в правильности решения усыновить малыша. Реальная картина вырисовывается только к полугоду совместной жизни. Все родители осознают, что проблем прибавилось, о существовании многих они даже не подозревали. Приемные родители только сейчас начинают понимать, какой ответственный шаг был ими совершён, какова глубина детских проблем, и как сложно их бывает решить.
Дети же, пройдя период эйфории, пытаются разобраться, что хотят от них новые родители, присматриваются, какое поведение допустимо, а на что они реагируют критически. У них уже сформирован некоторый стереотип поведения, и теперь приходится бороться со старыми привычками, проявление которых неизбежно. Дети в этот период часто ведут себя нехарактерным для них образом, могут кричать, плакать, впадать в депрессию и уходить в себя. Случаются проявления враждебности к окружающим, дети действуют исподтишка, возвращаются к старым .
Родителям в это время важно понять причину такого поведения, возможно, обратиться к специалистам за помощью, пообщаться с другими приемными родителями, которые уже миновали эту стадию адаптации.
Но постепенно период «постоянной борьбы» заканчивается и начинается вполне спокойное совместное существование. Родители становятся увереннее в себе, дети приспосабливаются к новым условиям, становятся полноправными членами семьи.

«Люди из прошлого»

Еще на стадии обсуждения вопроса о том, брать или нет приемного ребенка, потенциальные родители задумываются, стоит ли говорить малышу, что он не родной. Конечно, этот вопрос возникает только у родителей, желающих в раннем возрасте.
Как правило, лишь единицам удается до конца сохранить тайну усыновления. Не забывайте, что кроме вас ребенку это могут специально или «в сердцах» сказать ваши многочисленные родственники, соседи, приятели. Но услышать эту информацию от чужих людей ребенку будет гораздо обиднее, он может навсегда отказаться от общения с вами или совершить «сгоряча» какой-нибудь необдуманный поступок.
Поэтому советую читателям МиpСоветов сообщить об этом своим детям в самом раннем возрасте. Сначала рассказать им это в виде сказки, затем ответить на тысячу их вопросов, возможно, найти и познакомиться с биологическими родителями. Но никогда не напоминать ему о его происхождении, когда с ним ругаетесь, и не отзываться плохо о его родных папе и маме, какими бы они не были.
Если ребенок пришел в семью в осознанном возрасте, и знает, что он приемный, возникает другая проблема: поддерживать ли его отношения с друзьями из прошлого или совсем запретить это общение.
Конечно, решать опять же родителям. Следует понимать, что придя в ваш дом, ребенок становится ограничен в общении. Да, он ходит , в школу, там много сверстников, но пока с ними установятся дружеские отношения, ребенок нуждается в поддержке своих бывших приятелей. Вы можете завести ритуал – каждое воскресенье посещать с малышом детский дом, приносить угощения, давать ему возможность расслабиться в привычных условиях.
Прошлая жизнь у вашего ребенка была, и если он хочет из нее что-то перенести в настоящую, позвольте ему сделать это, ненавязчиво контролируя при этом, что он из той жизни хочет сохранить.

Это лишь немногие проблемы, которые вас ждут в случае положительного решения в вопросе усыновления. Но, как видите, все они решаемы, если у вас есть твердая уверенность и желание совершить этот ответственный шаг.

В новой семье;
- наследственность;
- здоровье ребенка.

Адаптация усыновленного ребенка в новой семье

Усыновляемый ребенок практически в любом возрасте имеет за плечами не самый радужный опыт. И даже если сразу окружить его максимальной заботой и любовью пережитые душевные травмы в первое время будут так или иначе, но проявляться. Это может быть беспокойство или расстройство сна, отсутствие аппетита, нестандартные реакции на то, что делают родители. На первом этапе ошибочно полагать, что тепло, забота, уютный дом и разнообразные игрушки сразу же изменят ребенка. У него часто возникают вопросы, почему его бросили, почему оставили, почему раньше никто не заботился о нем и не любил. К таким проблемам нужно подготовиться заранее и в случае необходимости оказать ребенку психологическую поддержку. Не нужно пугаться, если ребенок начинает замыкаться или, наоборот, выплескивать накопившиеся эмоции наружу.

Иногда ребенок может начать отвергать родителей, причем самыми разными способами: материться, плохо себя вести, придумывать проделки, вызывающие негативную реакцию со стороны взрослых. Эти проблемы разрешимы, главное правильно к ним подойти и в случае необходимости обратиться к психологу.

Часто возникает обратная ситуация. Ребенок, не получивший достаточного объема любви в прошлом, пытается восполнить этот пробел и очень сильно привязывается к тем, кто о нем заботится, это могут быть не только родители, а любой человек, проявляющий к ребенку внимание и заботу. В подобной ситуации у ребенка появляется несколько объектов обожания, но фактически это приводит к тому, что ребенок ни к кому не привязан по-настоящему. Он пассивен и доверчив, что является определенного рода проблемой для установления нормальных отношений и контактов с окружающими и в первую очередь с родителями.

В процессе воспитания случается такое, что родители, не находя контакта с ребенком, начинают винить не только себя, но и его в том, что он их не ценит, не пытается наладить отношения, вызывает конфликты и ссоры. Но в этом случае родители просто забывают, что подобное поведение это просто защита со стороны ребенка, чаще всего это зашита на подсознательном уровне на все то, что пережил малыш ранее. Не нужно в этом случае отказываться от ребенка (а такое часто встречается), нужно посоветоваться со специалистами и с их помощью разрешить все проблемы. При правильном подходе уже через короткий промежуток времени ребенок изменит поведение и будет не только счастлив сам, но и сделает счастливыми своих приемных родителей.

Наследственность

Многие приемные родители панически боятся наследственности, и это зачастую становится одной из проблем в воспитании. Боязнь наследственности появляется не просто так, а из-за многолетних утверждений, что яблоко от яблони не далеко падает, и ребенок алкоголика, наркомана, неблагополучного человека также не сможет стать хорошим и полноценным членом общества. Но подобное мнение – пережиток прошлого, генетики уже не раз доказывали, что наследственность хоть и влияет на развитие личности, но не является доминирующей. Только воспитание способно сформировать личность ребенка и только от него будет зависеть то, каким он вырастет.

Не нужно бояться наследственности, не нужно бояться того, что родители ребенка заложили в него что-то плохое. Нужно в первую очередь думать о том, как сделать так, чтобы ваш подход к воспитанию не спровоцировал негативных последствий.

Здоровье

Здоровье усыновленного ребенка пугает родителей не меньше, чем наследственность. Опасения оправданны, поскольку зачастую воспитание ребенка в детском доме не позволяет вплотную заняться его здоровьем, но это не должно пугать будущих родителей. Уровень развития медицины сейчас настолько высок, что все имеющиеся проблемы со здоровьем легко решаются. Да и болезни зачастую не настолько серьезны, чтобы себя ими запугивать. Тем более существует вероятность, что даже у самого здорового ребенка проблемы со здоровьем иногда проявляются с возрастом, но от подобной ситуации не застрахован абсолютно никто.

Если вы решились на очень серьезный и ответственный шаг, взвесьте все «за» и «против», чтобы не совершить ошибку и не причинить вреда ни ребенку, ни себе. Проблемы всегда будут, но при правильном подходе они будут разрешаться практически моментально. При воспитании приемного ребенка нужно обдумывать каждый шаг и поступок, поскольку только от вас будет зависеть то, каким вырастет ребенок, и как он будет относиться к вам и к окружающим. В большинстве случаев в приемных семьях счастливы и дети, и родители, и зачастую невозможно предположить, что ребенок неродной.

Видео по теме

Принимая к себе приемного ребенка, семья может столкнуться с различными сложностями в воспитании. Как вести себя с приемным ребенком?

Инструкция

Не стоит требовать от ребенка благодарности. Часто родители приемных детей ждут, что ребенок будет всячески выражать к ним это чувство, за то, что новые родители пригрели его и дали шанс на лучшее будущее. Дети всегда чувствуют благодарность к людям, которые приняли их в новую семью, но возможно, их просто никто не научил правильно показывать это, или вообще, выражать чувства. Поэтому время, воспитание, правильный подход обязательно все изменит.

Бывает, что приемный ребенок в новой семье чувствует себя потерянным, особенно если в семье есть еще дети. Он не может понять, каково его место в семье и что с ним будет происходить дальше. Такие дети часто плохо себя ведут. Родителям следует сразу обратить на это внимание и принять меры. Воспитание должно проходить так, чтоб у ребенка не возникало подобных чувств. Сделайте так, чтоб он сразу почувствовал себя полноправным членом семьи, любимым и нужным человеком. Если ребенку тяжело адаптироваться, можно обратиться к социальным работникам и психологам.

После того как ребенок переселился из , не стоит давать ему много свободы. Его воспитывали в довольно строгих условиях, поэтому это является нормой для него. Конечно, сразу хочется показать ребенку другую жизнь, окружить его заботой и любовью, чуть побаловать, но будьте осторожны, такое поведение родителей может привести к вседозволенности, ребенка станет тяжелей контролировать. Поэтому не бойтесь быть с ним строже. Только со временем, постепенно проявляйте к ребенку все больше и больше мягкости.

Дети из детдома могут принести с собой в новую семью плохие привычки. Например, умение нецензурно выражаться. Не стоит сразу кричать, наказывать, или выбивать плохие манеры. Постепенно, спокойно объясняйте и отучайте ребенка от употребления грубостей, на своем примере показывайте как правильно себя вести. Попав в другое окружение, дети способны быстро перевоспитываться.

Не стоит ждать, что ребенок быстро привяжется к вам эмоционально. Наберитесь терпения, возможно пройдет немало времени, пока эта связь возникнет. При хорошем правильном обращении, ребенок полюбит вас как родных родителей и весь труд, потраченное время, все переживания, будут полностью вознаграждены.

Совет 3: Какие трудности подстерегают приемных родителей

Семья, у которой не получается завести ребенка, рано или поздно задумывается об усыновлении. Но приемный ребенок – не игрушка и не подопытный для эксперимента. Собираясь взять ребенка из детского дома, будьте готовы к некоторым трудностям.

Камнем преткновения на начальном этапе усыновления зачастую становится сбор необходимых документов. Многие пары отказываются от своего решения о приемном ребенке, не желая тратить нервы на бумажную волокиту.


Запаситесь терпением и не переставайте думать о намеченной цели. Чтобы усыновить ребенка, вы должны подтвердить свою дееспособность как родитель: заполнить анкету, представить свидетельство о браке (предпочтение отдается семейной паре, нежели одиноким родителям), справки о наличии жилья, работы и стабильного заработка, отсутствии судимости и тяжелых заболеваний.


Одной из проблем может оказаться форма принятия ребенка в семью. Существуют две формы: опека и усыновление. Если официальных свидетельств об отсутствии родителей нет (постановление о лишении родительских прав, свидетельство о смерти), то забота о ребенке может быть временной – опекунство.


При наличии документов разрешено усыновление, то есть ребенок становится полноправным членом семьи. Иногда опека может перейти в усыновление, если появится официальная информация о несостоятельности или смерти настоящих родителей.


Основные трудности приходят в период, когда ребенок растет и развивается. Могут обнаружиться тяжелые болезни, которые невозможно было выявить на этапе младенчества. Подумайте, готовы ли вы будете тратить все силы и финансы в случае обнаружения проблем со здоровьем приемного ребенка.


Также у ребенка проявляется характер и свое мнение. Заметив дурные привычки приемного чада, родители в ужасе начинают думать: «Ах, он весь в свою мать-наркоманку!» и т.д. Однако любые привычки можно искоренить, если правильно ребенка воспитывать.


При усыновлении детей старше 2 лет могут возникнуть проблемы с адаптацией. Ребенок, насмотревшийся на насилие и скандалы в своей настоящей семье, может пугаться любого шороха, изменения голосовой интонации и т.д. Однако искренне любящие своих истинных родителей (какими бы те не были), дети порой не могут привыкнуть называть чужих людей «мамой» и «папой». Не требуйте безоговорочного признания вас родителями сразу же, на это может уйти несколько месяце или даже лет.


Помните, что повторный отказ и возвращение может нанести детской психике серьезную травму. Ваше терпение, любовь, забота и готовность к тяготам семейной жизни станут крепким фундаментом, на котором вы вместе построите счастливую семью.

Источники:

  • Оплата труда приемных родителей

Трудности в отношениях между родителями и детьми - тема вечная. Обиды, претензии, недоговоренность, непослушание, непонимание. И это возникает между родными людьми. А если ребенок не родной? Если он недавно появился в семье? Какие трудности в отношениях с приемными детьми возникают чаще всего? Можно ли выстроить с ними отношения и полюбить, как родных? Как помочь приемному ребенку?

Усыновление ребенка в младенчестве

Когда происходит усыновление ребенка в младенчестве, родителям намного проще адаптироваться к своей роли - им проходится пройти все этапы нормального родительства с бессонными ночами, первыми зубами, шагами, словами. Соответственно, те трудности, которые возникают в процессе роста и взросления могут восприниматься членами семьи, как естественные, “свои”.

Усыновление детей в 5-6 лет

Если усыновление происходит, когда ребенку 5-6 лет и больше, с одной стороны - мама с папой получают готового человечка, избежав трудностей раннего возраста. С другой стороны - они сталкиваются с новой, чужой системой, которая пока не вписалась в семейную структуру. И вот на этом этапе возникает большая часть проблем.

  • Во-первых, необходимо помнить, что если Вы усыновили или взяли под опеку ребенка из детского дома, то первое время он будет вести себя идеально. Но это не говорит о том, что он именно такой и что всегда все будет безоблачно. Самый большой страх приемных детей - что их вернут обратно. Именно поэтому первый месяц или больше они стараются изо всех сил быть идеальными, покладистыми, послушными. Они стараются таким образом заслужить любовь новых папы и мамы. Но постепенно они привыкают, расслабляются и начинают вести себя естественно, так как умеют, как привыкли. Многие приемные родители на этом этапе пугаются и хотят отказаться от ребенка. Важно помнить, что именно этот момент является самым ценным для будущих отношений. Смена поведения ребенка говорит о том, что он адаптировался в доме и достаточно доверяет, чтобы показать себя таким как есть. И именно в этот момент у Вас появляется возможность узнать друг друга по настоящему и учиться жить вместе.
  • Во-вторых - если Вы решились на усыновление, Вам придется пройти за короткое время тот этап, на который у других семей с родными детьми уходят годы и поэтому стресс для обеих сторон - явление естественное.
  • В-третьих - неудачи возможны, как и ошибки, и моменты отчаяния, и у Вас и у ребенка. Очень важно заручиться поддержкой психолога и социального работника и выполнять их рекомендации.

Основные трудности на пути к полноценной семье с приемными детьми

1. Ожидание, что ребенок будет ценить то, что его забрали из детского дома и за все благодарить. Многие родители при малейшей ссоре напоминают о своем “героическом поступке”, погружая тем самым ребенка в чувство вины. Следом за этим обычно идет реакция агрессии, так как долго находится в чувстве вины невозможно. Агрессия может выливаться на приемных родителей, братьев или сестер, домашних животных или на самого себя. Вспомните о том, что благодарности надо учить. Кто мог сделать это в детском доме? В семьях с родными детьми это не всегда получается успешно. Поэтому запаситесь терпением и учите. И возьмите себе за принцип - никогда не напоминать ребенку, что Вы его взяли и он должен быть за это благодарен. Ведь это Вы решили, что Вам нужен приемный ребенок. Не стоит навязывать ребенку чувство вины чтобы сделать его послушным и удобным.

2. У ребенка нет четкого понимания своей роли и своего места в семье. Чем безопаснее мы себя чувствуем, тем позитивнее относимся к миру и людям. Основа безопасности - “собственное место”, комната или кровать, стол, где можно делать уроки, полки в шкафу. Если этого у ребенка нет, то у него может возникнуть ощущение, что он тут временно. А зачем стараться и что-то строить, если ты все равно уйдешь отсюда? Если в семье есть другие дети, родные, то приемный ребенок начинает сравнивать себя с их положением и чувствует себя ущербным. Ему может казаться, что их любят больше, они имеют привелегии. А подобные мысли не способствуют послушанию и согласию в семье. Задача родителей - сразу дать приемному ребенку ту безопасность, на которую он вправе расчитывать. Равные обязанности и права по сравнению с другими членами семьи. Освобождение от нагрузки тоже не способствует чувству безопасности. Это сигнал, что “меня не приняли всерьез”.

3. Страх, когда у ребенка начинает всплывать травматичные переживания из прошлого. Если Вы решаете усыновить ребенка из детского дома, то должны предполагать, что ему/ей пришлось пройти через травмирующие, болезненные события. Просто так никто в детском доме не оказывается. У ребенка, попавшего в Ваш дом пока нет иного опыта, кроме прошлого. Проигрывание с игрушками (агрессия и жестокость), нанесение себе повреждений, истерики, необоснованные страхи перед какими-то событиями или процедурами - это все сигналы о том, что там внутри травма и это очень больно. Самостоятельно с этим справиться, усилием воли изменить подобное поведение ребенок не сможет. Необходима помощь психолога или психотерапевта, который поможет ребенку отреагировать боль, а Вам почувствовать себя более уверенно.

Если Вы готовитесь к тому, чтобы взять опеку над ребенком или усыновить его, начните с самого начала посещать “школу приемных родителей”. Занятия ребёнка с психологами и социальными работниками, понимание ответственности и психологии детей, которые находились до усыновления в детском доме помогут Вам еще раз взвесить все “за и против” этого решения, подготовится к своему родительству и дадут возможность, впоследствии, не пугаться трудностей, а наслаждаться тем, что у Вас есть ребенок, а строить с ним отношения - это интересно.