Возраста

Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при

определённых условиях, факторах, деятельности.

Для развития ребёнка – необходим индивидуальный подход, зная анатомо-физиологических и психических особенностей ребёнка можно рассчитывать на положительный результат общения.

Особенность поведения ребёнка зависит от его физического состояния и индивидуальности. Зная темперамент ребёнка - педагогу легче подобрать путь к сердцу ребёнка.

При выявление индивидуально-типологических особенностей, было выделено четыре типа темперамента. Первые проявления темперамента заметны с рождения - это врожденные черты. Судя по внешнему поведению, можно определит, к какому типу из четырёх известных принадлежит ребёнок.

ХАЛЕРИК - хорошо подвижна мимика лица, громкая речь, частые жестикуляция конечностями, этот тип детей держат голову всегда прямо, как бы втягивая шею, взор всегда направлен в перед. В игре этот ребёнок через, чур, активен и назойлив, причем с огромным упорством и уверенностью верит в то, что именно он прав, именно с ним детям интересно-счетает себя лидером. Ребёнок холерик- трудно засыпает, а проснувшись быстро активизируется.

МЕЛАНХОЛИКИ-дети очень чувствительные и ранимые, дети в раннем возрасте обсалютно не создают родителям проблем, его как будто не слышно и невидно. Ребёнок говорит тихо, нерешительно, быстро устаёт от шума, от замечаний, пассивность, утомляемость, медлительность, ребёнок часто выбирает вместо собеседника- одиночество и пакой, такие детки часто жалуются на головную боль, среди группы детей их часто можно увидеть сидящими на диване в одиночестве - им не скучно это одна из особенностей меланхолика, но у него есть такое качества как отзывчивость, привязанность.

САНГВИНИК - общительный, жизнерадостный, активный - этим сангвиник похож на холерика активная мимика, часто жестикулирует, говорят громко и быстро. Быстро засыпает и легко просыпается, легко переключается с активного вида работы на более спакойную, легко выполняет порученное ему дело. У ребёнка сангвиника нет устойчивой позиции – поведения и интересов, про такого ребёнка можно сказать-он быстро загорается, и быстро теряет интерес. Такому типу нехватает-настойчивости.

ФЛЕГМАТИК - малоподвижный. Ребёнок спокоен, мало эмоционален, но трудно засыпают и трудно просыпаются, такое впечатление, что он может спать сутками, мимика слабо выражена, нет лишних жестов и движений. Положительная сторона таких деток– сидчивость, добросовестность, а отрицательная медлительность.

Знания черт темперамента помогает найти индивидуальный подход в воспитания и получение желаемого результата, теперь становиться, понятна важность разных игр в течения дня-дидактические, сюжетно ролевые, подвижные игры. Я в начала своей педагогической деятельности не могла понять, почему одни дети идут на контакт быстрее, чем другие, почему одним интересно заниматься лепкой, а другим математикой, почему с утра одни рыдают, а вечером родители не могут уговорить идти домой. Теперь понимаю четко - что такое индивидуально, по-другому ничего не получиться.

www.maam.ru

Сангвиник

Дружелюбен, общителен, жизнерадостен, довольно покладист и рассудителен, легко идет на компромисс, приспосабливается к непривычной обстановке, активен, подвижен, импульсивен, незлопамятен, недостает терпения и упорства, поэтому часто не может сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности.

При неправильном воспитании такие дети нередко вырастают ветреными и легкомысленными.

  • Формировать устойчивые интересы;
  • учить доводить начатое до конца;
  • формировать критичное отношение к результатам своего труда;
  • обращать внимание на качество выполнения задания;
  • предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности.

Неугомонный озорник и задира. Приступы раздражения и гнева для него обычное явление. Легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера довольно редко находит общий язык со сверстниками.

Склонен к игре на публику, постоянно нуждается в зрителях, от которых ждет ответной реакции. Новую информацию усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Холерик любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идет на риск.

Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать свои возможности.

  • Развивать способность считаться с чувствами окружающих;
  • направлять энергию на полезные дела;
  • укреплять процесс торможения через включение в спокойную деятельность;
  • развивать сдержанность;
  • предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности.

Флегматик

Очень спокоен, сдержан, серьезен. На первый взгляд может показаться вялым и неэмоциональным. Не слишком любознателен, предпочитает тихие игры и крайне редко занимает позицию лидера среди других детей.

Тяжело и долго приспосабливается к новой обстановке, плохо переносит перемены. Боится рисковать и не любит проявлять инициативу. Медлителен, для усвоения новой информации ему требуется немало времени, но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти.

Флегматик легко засыпает, а вот разбудить его порой бывает непросто: малыш капризничает, ноет, а потом полдня жалуется на вялость и сонливость.

  • Постепенно развивать активность и подвижность, включая в игры с малой, затем средней, а потом высокой подвижностью;
  • учитывать низкий темп выполнения задания.

Меланхолик

Застенчив, робок, нерешителен. Во всех его движениях, жестах, речи проявляется неуверенность. Такие дети часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу.

Знания даются меланхолику с большим трудом, так как малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном. Меланхоличные дети очень мнительны, они нередко волнуются по пустякам и крайне болезненно реагируют на наказания и отрицательные оценки.

  • Чаще давать положительную оценку, подбадривать;
  • создавать ситуации успеха;
  • организовывать совместную деятельность с успешными детьми.

Задача взрослых - создать условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, а для этого необходимо знать и опираться на возрастные и индивидуальные особенности детей.

Помните: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты - результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.

С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

Список использованной литературы

  1. Дошкольная психология / Урунтаева Г. А. – М., 1998г.
  2. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Ковальчук Я. И. – М., 1981г.
  3. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней / Ю. А. Афонькина, Е. М. Омельченко. – Волгоград: Учитель, 2012.
  4. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е. В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Практические семинары для педагогов. Вып.2. Психологическая компетентность воспитателей / авт-сост. С. В. Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, 2011.

По теме:

Особенности развития детей дошкольного возраста

12076Добавить в избранное В избранном

Детство любого малыша состоит из определенного количества разных периодов, некоторые из них очень легкие, а некоторые довольно сложные. Дети все время учатся чему-то новому, познают окружающий мир. За несколько лет ребенку предстоит преодолеть массу ответственных этапов, каждый из которых становится решающим в мировоззрении крохи.

Особенности развития детей дошкольного возраста заключаются в том, что это период происходит формирование успешной и зрелой личности. Дошкольное развитие детей длится несколько лет, в это период ребенку нужны заботливые родители и грамотные педагоги, только тогда дитя получит весь необходимый багаж знаний и умений.

В дошкольном возрасте ребенок обогащает свой словарный запас, вырабатывает навыки социализации, а также развивает логические и аналитические способности.

Развитие детей в дошкольном возрасте охватывает период с 3 до 6 лет, каждый последующий год вы должны учитывать особенности психологии ребенка, а также методы знакомства с окружающей обстановкой.

Дошкольное развитие ребенка всегда напрямую связано с игровой активностью малыша. Для развития личности необходимы сюжетные игры, в них происходит ненавязчивое обучение ребенка с окружающими людьми в разных жизненных ситуациях. Также задачи дошкольного развития малышей состоят в том, что малышам нужно помочь осознать свою роль во всем мире, их нужно мотивировать к успеху и научить с легкостью переносить все неудачи.

В развитии детей дошкольного возраста нужно учитывать множество аспектов, из которых особо выделяются пять основных, именно их нужно плавно и гармонично развивать на всем пути подготовки ребенка к занятиям в школе , да и всей последующей жизни.

Пять основных элементов развития детей дошкольного возраста

Психическое развитие детей дошкольного возраста.

Это развитие нервной системы ребенка и его рефлекторной деятельности, а также определенные наследственные особенности. На данный тип развития влияет в первую очередь наследственность и близкое окружение малыша.

Если вы заинтересованы в гармоничном развитии своего ребенка, то обратите пристальное внимание на специальные тренинги, которые помогают родителям лучше понять своего кроху и научится взаимодействовать с ним максимально эффективно. Благодаря подобным тренингам ребенок легко проходит дошкольное развитие и вырастает очень успешным и уверенным в себе человеком.

Эмоциональное развитие.

На данный вид развития оказывает влияние абсолютно все, что окружает малыша, начиная с музыки и заканчивая наблюдением за людьми, которые находятся в близком окружении ребенка. Также на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста огромное влияние оказывают игры и их истории, место ребенка в этих играх и эмоциональная сторона игры.

Познавательное развитие.

Познавательное развитие - это процесс обработки информации, вследствие чего разрозненные факты складываются в единый багаж знаний. Дошкольное образование детей очень важно и требует учесть все этапы данного процесса, а именно: какую информацию получит ребенок и как он ее сможет обработать и применить на практике. Для гармоничного и успешного развития дошкольников нужно подбирать информацию, которая будет:

  • Подана из авторитетного источника нужными людьми;
  • Соответствовать всем познавательным способностям;
  • Открыта и должным образом обработана и проанализирована.

Благодаря дошкольному развитию детей в специализированных центрах ваш ребенок будет получать самую нужную информацию, что очень положительно скажется на его общем развитии, а также развитии логического мышления и социальных навыков. Кроме того ваш малыш пополнит свой багаж знаний и поднимется еще на одну ступень в своем развитии.

Психологические развитие детей дошкольного возраста.

Данный тип развития включает все аспекты, которые связаны с возрастными особенностями восприятия. В возрасте трех лет у ребенка начинается процесс самопознания, развивается мышление и пробуждается активность. В любом центре педагоги помогут малышу справиться с психологическими проблемами в развитии, что поспособствует быстрой социализации ребенка.

Речевое развитие.

Речевое развитие индивидуально для каждого ребенка в отдельности. Родители, а также педагоги обязаны помочь становлению речи малыша, расширению его словарного запаса и выработке четкой дикции. Развитие детей в дошкольном возрасте поможет ребенку овладеть устной и письменной речью, малыш научится чувствовать родной язык и сможет с легкостью использовать сложные приемы речи, а также разовьет необходимые навыки коммуникации.

Не бросайте развитие ребенка на самотек. Вы должны помочь малышу стать полноценной личностью, это ваша прямая обязанность, как родителей.

Если вы чувствуете, что не сможете дать все необходимые навыки и умения собственному ребенку, обязательно обратитесь к специалистам в центр развития детей дошкольного возраста. Благодаря опытным педагогам ребенок научится правильно говорить, писать, рисовать и вести себя в обществе.

Подробней на сайте vsewomens.ru

Краткие возрастные и индивидуальные особенности детей | Мир женщины

Воспитание детей дошкольного возраста основывается на общих особенностях. Главными направлениями воспитания являются:

  • физическое развитие ребенка
  • охрана и укрепление его здоровья
  • развитие деятельности, познавательной активности
  • формирование различных видов мышления, памяти, воображения
  • выработка нравственной направленности личности
  • обучение общению и отношений с людьми
  • формирование готовности к систематическому школьному обучению

В раннем и дошкольном периодах жизни воспитание оказывает большое развивающее влияние при условии максимального использования активности ребенка, вовлечения в деятельность, которая наиболее полно отражает его интересы, отношение к окружающему миру.

Для ребенка 1 года жизни особенно важно общение с взрослыми, которое побуждает его обращать внимание на предметы, овладевать первыми звуками и словами, обеспечивает психологический комфорт. Малыш начинает ориентироваться в окружающей среде, у него развиваются основы наглядно-действенного мышления. На этом этапе важно обеспечить разнообразное общение с ребенком.

В раннем возрасте (1-3 года) развиваются речь, ходьба, появляются первые представления о связях в окружающем мире. Играя с предметами, ребенок изучает их свойства, учится их использовать. В этот период первоочередным является развитие предметно-манипулятивной деятельности, через которую ребенок познает мир, развивает сознание и самосознание.

Дошкольный возраст (3-6 лет) связан с доминированием игровой деятельности. На него приходятся главные достижения ребенка в познавательном (формируются представления о связи различных сфер действительности, образное и начало логического мышления, сенсорные и интеллектуальные способности) , эмоционально-волевом развитии (определяются приемы саморегуляции, самостоятельность поведения, развиваются осознанная дисциплинированность, инициативность действий, способность к общению, формируются чувство долга, ответственности и т.п.) .

На рубеже 6-7 лет жизни формируются предпосылки для успешного перехода к школьному обучению. Воспитание ребенка дошкольного возраста должно ориентироваться на особенности его развития в младшем возрасте.

В воспитании младших дошкольников важно создать благоприятные условия для расширения круга предметов и явлений, которые будут помогать в ознакомлении с ними, для развития общения с взрослыми и сверстниками. Это особенно актуально перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, облегчает его адаптацию в нем.

В воспитании детей необходимо развивать исследование, экспериментирование, самостоятельный поиск ответов на различные вопросы, целенаправленность поведения и деятельности, поощрять доверительные отношения и учить осознавать свою роль в общении.

Старших дошкольников знакомят с нравственными ценностями: учат правильно обращаться, направляют их творческую активность, интересы к различным видам деятельности, которые в этот период приобретают значительного развития.

На 6-7-м годах жизни следует воспитывать психологическую готовность к обучению в школе, развивать навыки свободного общения. Общие возрастные особенности развития по-разному реализуются в каждого ребенка.

Педагогику, которая не ориентируется на индивидуальный темп развития ребенка, индивидуально-психологические различия детей, называют «бездетной». Индивидуально-психологические различия - устойчивые особенности психических процессов, по которым люди отличаются друг от друга.

Читайте еще:

Материал ledy-life.ru

среднегодошкольноговозраста

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться.

Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит взаимодействие игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей.

Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.

Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет.

Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение.

На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше былых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной самостоятельная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.

Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.

Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.

Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познаваемой позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Материал с сайта nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Возрастные и индивидуальные особенности развития детейот 4 до 5 лет(средний возраст)

Вигровой деятельностидетей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия.Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться.

Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Много внимания уделяется развитиютворческих способностейдетей в игре, в изобразительной, театрально-исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, Организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.

Значительное развитие получаетизобразительная деятельность.Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.

Усложняетсяконструирование.Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенкахарактеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики.Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными, Дошкольники испытывают острую потребность в движении, В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.

Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка, воспитатель, зная слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиватьсяобразное мышление.Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше - черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше - белых или бумажных?», ответ будет таким же - больше белых.

Продолжает развиватьсявоображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей.Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развиваетсяграмматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

На пятом году жизни активно проявляется стремление детей кобщениюсо сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками.

Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.

Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Как и дети младшей группы, они охотно сотрудничают с взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями) , но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению с взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.

Дошкольник пятого года жизни отличаетсявысокой активностью. Поэтому если для одних детей будет достаточно простого напоминания о нужном действии, совета, то для других необходим показ или совместное действие с ребенком.

В этом проявляется одна из особенностей детей средней группы. В течение пятого года жизни воспитатель становится свидетелем разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста начинают отчетливо проявлять черты старшей возрастной ступени.

У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса кправилам поведения.Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет требование. Неопытный воспитатель иногда расценивает такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним относится. Между тем «заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила.

Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.

Взаимоотношения со сверстникамихарактеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.

Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации.

Основные достижения возрастасвязаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий. С развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции. Развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа «Я» ребенка, его детализацией.

В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ

При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств: у сангвиника - распыленности интересов; у холерика - несдержанности, резкости; у флегматика - вялости, безу­частности к окружающему; у меланхолика - замкнутости, неуве­ренности, чрезмерной застенчивости.

Педагогу и родителям важно знать темперамент детей. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивиду­альный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Кро­ме того, благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент. Меры воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появле­ние слабых сторон темперамента ребенка и поддерживали силь­ные его стороны.

Важно не только выработать определенный комплекс вос­питательных воздействий, но и адресовать их тому периоду развития, который является наиболее благоприятным для про­явления отдельных типологических свойств (т. е. учитывать сензитивные периоды). Наиболее благоприятные предпосыл­ки для воспитательных воздействий создаются в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда нервная система в ста­дии становления, когда интенсивно развиваются основные свойства нервных процессов.

Как же учесть темперамент в воспитательной работе"" В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников -будем опираться на эти, характерные для них качества, пыта­ясь помочь им самоутвердиться среди сверстников, выработать спой, индивидуальный стиль деятельности. Вместе с тем учтем, что такие черты, как собранность, аккуратность, форми­руются у сангвиников с большим трудом, нежели у детей с другим темпераментом. Частая снисходительность к ""мелким", на первый взгляд, нарушениям принятых правил, порядка (не убрал игрушки, разбросал карандаши, не собрал кубики, не по­весил пальто на вешалку и т. д.), отсутствие контроля за пове­дением, действиями способствуют разрушению полезных прн-аЬ1чек у сангвиников (затрудняет их формирование).

Общительность детей-сангвиников располагает к ним окружа­ющих, однако часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость). Податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной стороной: ребе­нок меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивых привязанностей, интересов.

Сангвиники быстро устают от однообразия. Как только дея­тельность теряет свою привлекательность, ребенок старается ее прекратить, переключается на другое. Во всех подобных ситуа­циях следует добиваться, чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности - привычка за все браться и ничего не дово­дить до конца может стать свойством характера.

Очень важно с малых лет учить ребенка внимательно отно­ситься к сверстникам, способствовать установлению прочных, глубоких взаимоотношений сангвиника со сверстниками, тому, чтобы новые его знакомства не вытесняли старые привязанности. Не следует ограничивать живость и активность сангвиника, одна­ко полезно учить его сдерживать при необходимости свои порывы, считаться с притязаниями других.

В отношении холериков необходимо учитывать, что часто имен­но характерные для них активность, подвижность, напористость, эмоциональность помогают им занять в "детском обществе" бла­гоприятное положение. Поэтому целесообразно шире использо­вать любимые ими подвижные и спортивные игры при формиро­вании их "Я-концепции", оптимизации взаимоотношений этих детей со сверстниками.

Холерики легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Сложность воспитания возбудимого ребенка нередко усугубляется неправильным отношением к нему взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдержива­ют его подвижность. Не надо запрещать ему быть активным, не надо водить его за руку, читать нотации. Гораздо целесообразнее поддержать его полезное увлечение, стремиться так организовать жизнь, чтобы его активность находила полезное применение. Надо считаться с тем, что ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. Ни в коем случае нельзя применять "сильные меры" воздействия - окрики, шлеп­ки, угрозы. От этого возбуждение только усиливается. С возбу­димым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Так как у этих детей от природы слабый тормозной процесс, их не следует корить за чрезмерное возбуждение. Нужно помочь его обуздать, и здесь будут уместны шутки, юмор.

Как это ни кажется странным, "неутомимый" холерик нужда­ется в особо щадящем режиме. Целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему, особенно во второй половине дня, перед сном.

Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию сообразительности, сосредоточенности: настольные игры, конструирование, выпиливание, рисование - словом, все то, кто может увлечь и требует усидчивости. Очень хорошо, если ребе­нок имеет постоянное трудовое поручение, это дисциплинирует, воспитывает умение управлять собой.

Вместе с тем не нужно усердствовать в ограничении двига­тельной активности холериков (и сангвиников). Специалисты в области физического воспитания дошкольников (В.А.Шиш­кина, В. Н.Шебеко и др.) рекомендуют в отношении детей с повышенной потребностью в двигательной активности не ущем­лять ее, а регулировать интенсивность, характер движений (предлагать движения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности). Полезно обучать таких детей точным движе­ниям - метанию в цель, прокатыванию мяча по ограниченной площадке (половице, "дорожке" из шнуров, гимнастической скамейке и т. п.), ловле мяча; полезны также все виды и спо­собы лазания. Бесцельность движений быстро утомляет холе­риков. Прислушаемся к этим советам, учтем их в воспитатель­ной и коррекционной работе.

Повышенная эмоциональность, реактивность, напористость холерика могут, в силу ему же присущих импульсивности, несдер­жанности, привести и к осложнениям его взаимоотношений со сверстниками.

Ребенку-холерику трудно выполнять правила общения: гово­рить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужи­ми желаниями. Этому его следует терпеливо учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания. И вместе с тем не будем забывать об особой силе игрового общения, опоры на зна­чимые для дошкольников мотивы деятельности (игровые, сорев­новательные, самоутверждения и др.).

С детьми старше 5 лет можно говорить о недопустимости Резких вспышек, неблаговидных выходок.

При воспитании волевых черт характера у детей возбудимого типа темперамента следует развивать сдерживающие механизмы: Умение ждать, отсрочить свои желания, сдерживать свой импульс. Свойства возбудимого типа сами по себе не могут быть препятствием для воспитания сильной воли. Напротив, под влиянием вос­стания, коррекционной работы эти качества могут стать хоро­шей базой для развития сильной воли.

Важно оценить по достоинству и присущие таким детям решительность, смелость, энергичность, устойчивость их интересов, нередко проявляющуюся инициативность.

Частой ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопливостью, неловкостью Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым. Наоборот, такой сильный раздражитель, как окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и, вместо того чтобы торопиться, он действует еще медленнее. Бывают слу­чаи, когда ребенок вдруг проявляет не характерный для него темп деятельности, но быстрый темп требует от ребенка большого напряжения, а "запасы" этого напряжения невелики.

Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить малыша от всего, что требует усилий, немедленно прийти к нему на помощь. В таком случае ребенок никогда не станет подвиж­ным, у него может развиться неуверенность в своих силах, стрем­ление избегать всего того, что связано со словом "быстро".

Важно набраться терпения и с малых лет учить медлитель­ного ребенка приемам одевания, умывания, ухода за вещами, разным видам домашнего труда и самообслуживания. Об ус­корении темпа обучения можно думать только тогда, когда ребенок овладеет правильными приемами, а в начале главное - не торопить. Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно, соблюдая посильность в наращивании темпа. Важно поощрять даже незначительное проявление растороп­ности, подвижности.

Медлительным детям надо создавать такие условия, чтобы вялость, малоподвижность не превратились в леность, а ровность чувств - в их бедность и слабость. Не следует избегать ситуаций, требующих находчивости, расторопности, но важно и похвалить такого ребенка за проявление этих качеств. Можно призвать на помощь игры-соревнования, а иногда будильник или песочные часы - учить окончить дело до звонка.

Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокой­ные игры и занятия. Это важно учесть педагогу, особенно в процес­се оказания помощи в оптимизации межличностных отношений флегматика со сверстниками. В дидактических играх, конструктив­ной деятельности особенно заметными для окружающих становятся такие значимые для успеха качества флегматиков, как уравнове­шенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность. На эти качества следует опереться и при оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля деятельности.

В целях же преодоления возможных инертности, вялости, сле­дует включать флегматика и в такие виды деятельности, которые требуют от ребенка и двигательной активности - занятия гимнастикой, подвижные игры, походы, коллективный труд и др. В этих случаях от темпа, ритма работы ребенка зависит успех общего дела, если он будет слишком медлительным, то может подвести товари­щей. Но нельзя медлительных детей объединять в коллективном труде с теми, чей темп значительно выше. Это важно учитывать и при проведении спортивных игр и упражнений.

В силу высокой ригидности флегматики медленно привыкают к новым условиям жизни. Их адаптация к ним затруднена. Этим детям трудно привыкать к детскому саду, к смене воспитателей, трудно приспосабливаться к новому режиму, новым требовани­ям, расставаться с родителями, знакомиться с новыми детьми...

Поможем флегматикам преодолеть эти трудности. Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям, полез­но ходить с ребенком и гости, давать поручения, требующие общения с детьми, со взрослыми (отнести сделанные игрушки в группу малышей, сходить в кабинет методиста за нужной кни­гой и т. п.). Подобного рода деятельность помогает развить и коммуникативные умения у интровертов. Если ребенок при­ступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе период рас­качки может растянуться. Ребенку-флегматику трудно не толь­ко начать дело, но и закончить его. Следует заранее предупре­дить его о необходимости закончить работу, но не прерывать его резко. Очень хорошо, если флегматик будет дружить с подвижным ребенком. Но надо следить, чтобы энергичный това­рищ не брал всю инициативу в свои руки. Все это поможет превратить "тихоню"-флегматика в старательного, аккуратного, вдумчивого, трудолюбивого, значимого для сверстников и лю­бимого ими.

В воспитании ребенка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Прежде всего, следует ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, ведь малыш не переносит сильных раздражителей. Но в то же время чадо приучать ребенка не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь активно действовать с одной игрушкой. Круг знакомств тоже следует расширять постепен­но, начав с одного спокойного сверстника. После того, как ребе­нок освоится, научится играть вдвоем, этот круг можно расши­рить. Дети со слабым типом с огромным трудом входят в коллектив, нелегко отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от совместных игр, не разговаривают со сверстниками.

Первые дни пребывания такого ребенка в саду требуют особо­го внимания со стороны воспитателя. Надо проявить внимание, чуткость, важно расположить ребенка к себе, вызвать доверие (в противном случае он будет долго страдать).

Дети со слабой нервной системой требуют бережного отноше­ния: на них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную тре­бовательность и строгость, наказывать - все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность и другие нежела­тельные реакции. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.

Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя под­черкивать их недостатки - это лишь закрепит их неуверенность в своих силах.

Неоднозначным должно быть отношение к тревожности. По­сле снятия адаптационного стресса тревожность может явиться условием, которое будет стимулировать активность, саморегуля­цию деятельности ребенка. Детям-меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в то же время высоким уровень самоконтроля. Это обеспечивает доволь­но высокую продуктивность и качество работы, высокую обучае­мость.

Надо учесть, что меланхолики - интроверты. Они чаще "об­щаются" с игровыми атрибутами, планируют свои действия без побуждения со стороны других людей. Очень важно помочь им найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, из­лишнюю тревожность.

У меланхоликов необходимо развивать стремление к активно­сти, умение преодолевать трудности. Следует поддерживать по­ложительные эмоции этих детей.

Дети со слабой нервной системой требуют относительно часто­го отдыха.

Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на цен­ные их качества - чувствительность к эмоциональным воздейст­виям, способность к сопереживаниям, эмпатии и др. Детям этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др.), в спокойных играх, занятиях (в небольших по составу группах, с доброжелательными по характеру детьми, близкими по степени общительности). Важно учитывать это в процессе вос­питательной и коррекционной работы.

Под
индивидуально-типологическими
особенностями развития ребенка мы подразумеваем
неравномерность
формирования
высших
психических
функций
(ВПФ):
регуляторных,
гностических, право-и левополушарных функций.
Нейропсихологические методы исследования
позволяют выделить у каждого ребенка как его
«сильные», так и «слабые» стороны в развитии
психических функций, а также определить
индивидуально-типологические
особенности
детей. Изучение индивидуально-типологических
особенностей
дошкольников
способствует
организации дифференцированного подхода в
условиях перехода современной педагогики к
личностно-ориентированному
обучению
и
воспитанию.

Межполушарная асиммет рия и межполушарное
взаимодейст вие
относятся
к
важнейшим
фундаментальным закономерностям работы мозга. Они
характеризуют интегративные особенности работы
мозга как единой системы, единого
мозгового
субстрата психических процессов (Брагина Н.Н.,
Доброхотова Т.А., 1988; Симерницкая Э.Г., 1985;
Хомская Е.Д., 2005).
Гност ические функцие, выражены в работе блока
приема, переработки и хранения информации.
Блок программирования, регуляции и контроля
деятельности

Нейро-психологические особенности

Психические
функции
Левополушарные
Праовполушарные
Синт ет ическое (видение подобий и
сходст в); симульт ант ное (одновременное, гешт альт); конкрет ное;
невербальной информации (в т ом
числе музыки); прост ранст венных
от ношений; эмоциональных
ст иму-лов; неприят ного,
ужасного; инфор-мация
непрерывная.
1. Восприятие
Унимодальное (видение
разлабст ракт ноеичий);
аналит ическое;; вербальной
информации; временных
от ношений; символов;
прият ного, смешного;
информация дискрет ная.
2. Способ
обработ ки
информации
Последоват ельный. Работ ает как Параллельный (одновременный).
цифровая сист ема словесная.
Работ ает как аналоговая сист ема.
3. Памят ь
Основана на словесной
информации.
Образная; узнавание лиц,
интонаций.
4. Выполняемые операции
Чт ение, письмо, счет.
Слежение за движущимися
предмет ами.
5. Мышление
Вербальное, формальнологическое, аналит ическое;
дивергент ное.
Наглядно-образное (практ ическое,
дейст венное), инт уит ивное;
конвергент ное.
6. Эмоции
Положит ельные (видение мира
эйфорическое).
От рицат ельные (видение мира
эмоционально мрачное).

Гендерные особенности

Психические
функции
Мальчики
Девочки
1. Восприят ие
Ост рот а слуха в среднем выше, чем у
девочек. Для них важна перспект ива
прост ранст ва. Восприят ие просранст ва.
Воспринимают информацию, ее
содержание, новизну и т ип изложения.
Более чувст вит ельны к шуму.
Опирают ся на ближнее зрение, для них
комфорт но ограниченное прост ранст во.
Восприят ие символов. Восприят ие
эмоциональных от ношений.
2. Способ
обработ ки
информации
В сист еме поиска и исследования.
По шаблону, ст андарт у, ст ереот ипно.
3. Памят ь
Запоминают все, чт о сами «от крыли»
и исследовали.
Опирают ся на механическое
запоминание.
4. Выполняемые
операции
Мысленные манипуляции с
геомет рическими формами.
Счет, манипуляции с цифрами и
формулами.
5. Мышление
Мышление более т ворческое, с
поисковой акт ивност ью. Мышление
направлено на выявление
закономерност ей и нест андарт ные
решения. В 6 лет сформировано
прост ранст венное мышление.
Мышление более прагмат ично и
конкрет но. Мышление ориент ировано на
получение необходимого результ ат а. К
13 годам формирует ся
прост ранст венное мышление.
6. Эмоции
Эмоции сильные, но корот кие,
переживаемые во внут ренней ст рукт уре,
без внешнего проявления –
от реагировали и бросают ся
дейст воват ь.
Эмоции направлены во внешний план,
проговаривают ся, проживают ся неоднократ но с включением близких,
доверенных лиц, в продолжении
длит ельного времени, за кот орое
происходит адапт ация к негат иву.

Архетипы - символы

Мальчики:
Символы свободы и путешествий: солнце, окно, ветер, месяц,
луна,мосты, горизонт, космические полёты, атрибутика
путешествий:колёса, самолёт, велосипед, машина, лодка,
Ракета и т.д.
Символы силы, мощи и воли: трактор, подъёмный кран, кит,
штанга, поезд, …
Символы врага: страшные драконы, змеи, роботы;
Символы стойкости: треугольник, квадрат, высокое дерево,
дом;
Символы борьбы: меч, копьё, лук, стрелы, шлем, щит,
крепость;
Символы победы: флаг, горн, колокол, крики «ура».

Девочки:

Символы хранительницы и воскресения жизни:
яйцо, птенцы, колыбель;
Символы духовного материнства: куклы,
колыбели, невесты, коляски;
Символы женственности (нежности, изящества,
лёгкости): воздушные шарики, порхающие птицы,
цыплята, разукрашенные принцессы - невесты,
наряды;
Символы женской красоты: цветы, шляпы, очки,
броши, яркие губы, глаза;
Символы очага и домашнего уюта: дом, стол,
занавески, сервиз, кровать, печка, ванная;
Символы достатка в доме: ягоды, фрукты, овощи,
грибы.

При нормальном развитии ребёнка
стратегия чувственноподсознательного, стратегия их
первичных архетипов, на основе,
которых оформляется
психологическая жизнь (мужской или
женский статус), никогда не
пересекаются.

Литература

Литература
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в
обучении детей. - М., из-во «Ось-89», 2000
Безруких М.М. Проблемные дети. - М. ,из-во УРАО, 2000
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.Дефицит внимания с
гиперактивностью у детей. – М., Медпрактика – М. - 2002
Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика Мозга: часть 1-2. / Пер.
С.М. Масгутовой. - М., 1997
Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и
дефицитом внимания. – М., Школа – Пресс, 2000
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – М., из-во
ЦСПА «Генезис»
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция
в детском возрасте. – М., из-во «Академия», 2002
Сорокина Л.И. Взаимосвязь индивидуально-типологических
особенностей детей суспешностью овладения
общеобразовательной программой детского сада// Вестник
МГГУ им. М.А. Шолохова. -2012.-№1.Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития дошкольников и
школьников. – М., из-во «Творческий Центр» 2001
Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. –
М., из-во «ТЦ Сфера», 2002
Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга. Л., 1978
Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных
мира. – М., из-во «Тускарора», 1998

Семинар - практикум для педагогов

«Учёт индивидуально-типологических особенностей детей дошкольного возраста».

Подготовила:

Педагог-психолог

Гришина Е.М.

2017г

Цель: Формирование у педагогов умений, необходимых для создания условий гармоничного психического, физического и интеллектуального развития детей.

Задачи:

Активизировать знания педагогов по данной теме

Стимулирование педагогов к поиску способов учёта индивидуально-типологических особенностей детей в своей работе

Ход семинара-практикума:

«Дерево ожиданий»

Звучит тихая мелодия, педагоги рассаживаются. Каждому выдаётся небольшой лист бумаги и ручка. Музыка смолкает, ведущий здоровается со всеми и озвучивает цель и задачи семинара практикума. Затем педагогам предлагается на листочке сформулировать то, что они ожидают от данного семинара-практикума исходя из услышанного и своих мыслей поэтому поводу. Далее ведущий предлагает подойти к «Дереву ожиданий» и прикрепить свой листочек при помощи магнита. (Контур дерева нарисован на ватмане и прикреплён к планшету с помощью магнитов).

Теоретическая часть.

Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которые проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности.

Для развития ребёнка - необходим индивидуальный подход, зная анатомо-физиологических и психических особенностей ребёнка можно рассчитывать на положительный результат общения.

Особенность поведения ребёнка зависит от его физического состояния и индивидуальности. Зная темперамент ребёнка - педагогу легче подобрать путь к сердцу ребёнка.

При выявление индивидуально-типологических особенностей, было выделено четыре типа темперамента. Первые проявления темперамента заметны с рождения - это врожденные черты. Судя по внешнему поведению, можно определит, к какому типу из четырёх известных принадлежит ребёнок.

Просмотр презентации: «Индивидуально-типологические особенности ребёнка» Краткое содержание презентации:

ХОЛЕРИК - хорошо подвижна мимика лица, громкая речь, частые жестикуляция конечностями, этот тип детей держат голову всегда прямо, как бы втягивая шею, взор всегда направлен в перед. В игре этот ребёнок, активен и назойлив, причем с огромным упорством и уверенностью верит в то, что именно он прав, именно с ним детям интересно, считает себя лидером. Ребёнок холерик трудно засыпает, а проснувшись быстро активизируется.

МЕЛАНХОЛИКИ-дети очень чувствительные и ранимые, дети в раннем возрасте не создают родителям проблем, его как будто не слышно и невидно. Ребёнок говорит тихо, нерешительно, быстро устаёт от шума, от замечаний, пассивность, утомляемость, медлительность, ребёнок часто выбирает вместо собеседника- одиночество и покой, такие детки часто жалуются на головную боль, среди группы детей их часто можно увидеть сидящими на диване в одиночестве - им не скучно это одна из особенностей меланхолика, но у него есть такое качества как отзывчивость, привязанность.

САНГВИНИК - общительный, жизнерадостный, активный - этим сангвиник похож на холерика активная мимика, часто жестикулирует, говорят громко и быстро. Быстро засыпает и легко просыпается, легко переключается с активного вида работы на более спокойную, легко выполняет порученное ему дело. У ребёнка сангвиника нет устойчивой позиции - поведения и интересов, про такого ребёнка можно сказать-он быстро загорается, и быстро теряет интерес. Такому типу не хватает-настойчивости.

ФЛЕГМАТИК - малоподвижный. Ребёнок спокоен, мало эмоционален, но трудно засыпают и трудно просыпаются, такое впечатление, что он может спать сутками, мимика слабо выражена, нет лишних жестов и движений. Положительная сторона таких деток- усидчивость, добросовестность, а отрицательная медлительность.

Практическая часть

Игра «Угадай темперамент сказочного героя»

Сейчас мы с вами вспомнили 4 типа темперамента. Давайте поиграем. Перед вами на экране будут появляться портреты сказочных героев, ваша задача определить тип темперамента этих героев.

(предъявляются портреты: Карлсон, черепаха Тортила, Пьеро, Буратино, Баба яга, Кот Леопольд, Пятачок, крокодил Гена и тд).

Мозговой штурм «выход из конфликта»

Ведущий предлагает педагогам из «волшебного мешочка» каждому достать камушек (в непрозрачном мешочке камушки марблс 4 цветов (синий, красный, жёлтый и зелёный)). Затем педагоги объединяются в соответствии с цветом камней на 4 группы. Каждой группе выдаётся лист с конфликтной ситуацией. Педагогам необходимо определить темперамент ребёнка, определить его положительные стороны, и высказать предположение конструктивного выхода из конфликта. Ведущий озвучивает время, отведённое на обсуждение. После, представитель от каждой команды зачитывает ситуацию, выражает мнение команды. Идёт обсуждение.

Знания черт темперамента помогает найти индивидуальный подход в воспитания и получение желаемого результата, теперь становиться, понятна важность разных игр в течения дня-дидактические, сюжетно ролевые, подвижные игры.

Ведущий предлагает каждой группе педагогов разработать рекомендации к тому типу темперамента, который у них определился в предыдущей игре.

Сангвиник

Дружелюбен, общителен, жизнерадостен, довольно покладист и рассудителен, легко идет на компромисс, приспосабливается к непривычной обстановке, активен, подвижен, импульсивен, незлопамятен, недостает терпения и упорства, поэтому часто не может сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности.

При неправильном воспитании такие дети нередко вырастают ветренными и легкомысленными.

Формировать устойчивые интересы;

учить доводить начатое до конца;

формировать критичное отношение к результатам своего труда;

обращать внимание на качество выполнения задания;

предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности.

Холерик

Неугомонный озорник и задира. Приступы раздражения и гнева для него обычное явление. Легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера довольно редко находит общий язык со сверстниками.

Склонен к игре на публику, постоянно нуждается в зрителях, от которых ждет ответной реакции. Новую информацию усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Холерик любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идет на риск.

Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать свои возможности.

направлять энергию на полезные дела;

укреплять процесс торможения через включение в спокойную деятельность;

развивать сдержанность;

предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности.

Флегматик

Очень спокоен, сдержан, серьезен. На первый взгляд может показаться вялым и неэмоциональным. Не слишком любознателен, предпочитает тихие игры и крайне редко занимает позицию лидера среди других детей.

Тяжело и долго приспосабливается к новой обстановке, плохо переносит перемены. Боится рисковать и не любит проявлять инициативу. Медлителен, для усвоения новой информации ему требуется немало времени, но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти.

Флегматик легко засыпает, а вот разбудить его порой бывает непросто: малыш капризничает, ноет, а потом полдня жалуется на вялость и сонливость.

Постепенно развивать активность и подвижность, включая в игры с малой, затем средней, а потом высокой подвижностью;

учитывать низкий темп выполнения задания.

Меланхолик

Застенчив, робок, нерешителен. Во всех его движениях, жестах, речи проявляется неуверенность. Такие дети часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу.

Знания даются меланхолику с большим трудом, так как малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном. Меланхоличные дети очень мнительны, они нередко волнуются по пустякам и крайне болезненно реагируют на наказания и отрицательные оценки.

Чаще давать положительную оценку, подбадривать;

создавать ситуации успеха;

организовывать совместную деятельность с успешными детьми.

Заключительная часть. Рефлексия.

Задача взрослых - создать условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, а для этого необходимо знать и опираться на возрастные и индивидуальные особенности детей.

Помните: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты - результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.

С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

А теперь я попрошу вас подойти к «Дереву ожиданий». Если от семинара-практикума вы получили то, что ожидали, то можете снять свой листочек. Если нет, то оставьте его. Это поможет скорректировать дальнейшую работу, опираясь на ваши пожелания. (звучит тихая музыка)

А теперь, кто хочет высказаться, может это сделать.

Список использованной литературы

Дошкольная психология / Урунтаева Г. А. - М., 1998г.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Ковальчук Я. И. - М., 1981г.

Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней / Ю. А. Афонькина, Е. М. Омельченко. - Волгоград: Учитель, 2012.

Практические семинары и тренинги для педагогов. - Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е. В. Шитова. - Волгоград: Учитель, 2009.

Практические семинары для педагогов. Вып.2. Психологическая компетентность воспитателей / авт-сост. С. В. Терпигорьева. - Волгоград: Учитель, 2011.

Описание работы

Цель исследования – изучение соотношения особенностей общения и типов темперамента статуса у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1) дать определение темперамента, его типов и свойств относительно дошкольного возраста;
2) провести экспериментальное исследование на выявление особенностей общения дошкольников разного темперамента;
3) определение социометрического статуса дошкольников в группе.

Введение
Раздел I. Темперамент ребенка
1.1 Определение, понятие, компоненты темперамента
1.2 Психологическая характеристика типов темперамента
1.3 Ребенок в системе дошкольного воспитания
1.4 Педагогика и «завтрашний день» ребенка
Раздел II. Особенности темперамента ребенка
2.1 Развитие темперамента в дошкольном возрасте
2.2 Характеристика детей с разными типами темперамент
2.3 Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками
2.4 Экспериментальное исследование особенностей общения дошкольников разного темперамента
Раздел III. Поведение ребенка в дошкольном учебном заведении
3.1 Адаптация в дошкольном учреждении
3.2 Типичные психологические проблемы детей-дошкольников
3.3 Практическая часть
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Сангвинический темперамент.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Флегматический темперамент.

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

Холерический темперамент.

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Меланхолический темперамент.

У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе, меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением) . Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов.

Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом


1.3 РЕБЕНОК В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то программе, но вместе с тем, саму программу он, по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления, может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой.

Возможности маленького ребенка велики. Исследования, проводившиеся в последние годы в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о том, что путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов. Данные о больших возможностях дошкольников дают основание родителям и педагогам изыскивать новые пути разумного использования этих возможностей, знакомя детей не только с отдельными явлениями природы и общественной жизни, но и с простейшими связями и взаимозависимостями между ними, добиваясь более высокого уровня их физического, умственного и эстетического развития, воспитания у них таких нравственных представлений, чувств и привычек, формирование которых ранее осуществлялось на более поздних ступенях развития.

Однако проблема заключается в том, как далеко следует идти по пути интенсификации дошкольного воспитания, каковы пределы разумного использования детских возможностей.

Исходя из данных о больших потенциальных возможностях маленьких детей, приходят к выводу, что «революция» в педагогике якобы будет достигнута в результате сверхраннего, максимально форсированного обучения, обеспечивающего ускорение, искусственную акселерацию детского развития. С этой точки зрения возможности маленького ребенка безграничны. Как выразился однажды известный психолог профессор Оксфордского университета Д. Брукнер, ребенка любого возраста можно обучить каким угодно знаниям, если использовать для этого соответствующие методы. Имеются данные, например, что при специальной интенсивной тренировке младенцы могут научиться плавать, трехлетние малыши усваивают навыки чтения и печатания на машинке, дети 4-5 лет овладевают довольно сложными логико-математическими операциями и т. д.

В процессе совершенствования содержания и методов дошкольного воспитания надо иметь в виду следующее. Во-первых, нельзя забывать о том, что мы имеем дело с маленьким ребенком, созревание организма которого еще продолжается, формирование морфофизиологических свойств мозга которого еще не закончилось и работоспособность которого еще ограничена. Поэтому надо учитывать не только то, какие знания и умения дошкольники могут усвоить при интенсивной тренировке, но и то, каких физических и душевных сил это от них потребует.

Ибо всякая перегрузка и вызываемое ею переутомление грозят оказать отрицательное влияние на состояние здоровья дошкольника, на его физическое и умственное развитие. Для того чтобы избежать перегрузок, надо рационально организовать режим

дня ребенка, предусмотрев правильное чередование сна и бодрствования, кратковременные (не более 30 минут) учебные занятия и свободные игры - все мероприятия, проводимые в закрытом помещении, и физические упражнения, а также прогулки на свежем воздухе.

Во-вторых, надо учитывать не только то, что может заучить ребенок, но и то, в какой мере он способен осмыслить усвоенное и насколько это полезно для общего развития малыша.

В-третьих, преждевременное, сверхраннее обучение дошкольника грозит нарушить нормальный ход гармонического развития человеческой личности. Дело в том, что на каждой ступени возрастного развития формируются в определенной последовательности ценнейшие человеческие качества и способности. Так, при правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Все эти качества имеют первостепенное значение не только для маленького ребенка, но и для зрелого, взрослого человека. Причем обнаруживается, что, если в дошкольном возрасте такого рода качества не будут надлежащим образом сформированы, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

Задача заключается в том, чтобы, учитывая возрастные особенности и возможности малыша, воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять эту действительность в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости. Для воспитания этих важнейших качеств в

дошкольном возрасте имеются особо благоприятные условия, и, будучи сформированы надлежащим образом в первые годы жизни ребенка, они войдут затем в золотой фонд зрелой человеческой личности.

1.4 ПЕДАГОГИКА И «ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ» РЕБЁНКА

В период от 3-х до 6-7 лет у ребенка продолжается быстрое развитие мышления, формируются представления об окружающем мире, понимание самого себя и своего места в жизни, складывается самооценка. Основная его деятельность - игра. Постепенно формируются новые мотивы игры: исполнение роли в воображаемой ситуации. Образцом главной роли служит взрослый. Если вчера это чаще всего были мать, отец, воспитатели, то сегодня под влиянием разрушающего детскую психику телевидения кумирами нередко становятся гангстеры, грабители, боевики, насильники, террористы. Прямо в жизнь дети переносят все, что видят на экране. Подтверждается положение о решающей роли условий жизни и воспитания в психическом и социальном развитии ребенка.

Природные свойства, задатки выступают лишь условиями, а не движущими силами развития ребенка. Как формируется ребенок, каким он растет - зависит от окружающих его людей, от того, как они его воспитывают. Дошкольное детство - это возрастной период, когда процессы развития во всех направлениях идут очень интенсивно. Созревание мозга еще не завершилось, функциональные особенности его еще не сложились, работа его еще ограничена.

Дошкольник очень пластичен, легко поддается обучению. Возможности его значительно выше, чем предполагают родители и педагоги. Эти особенности нужно в полной мере использовать в воспитании. Необходимо позаботиться, чтобы оно имело всесторонний и гармонический характер. Только органично связывая нравственное воспитание с физическим, трудовое с эмоциональным, умственное с эстетическим, можно достичь равномерного и согласованного развития всех качеств. Способности дошкольника проявляются в точности, чувствительности восприятия, умении вычленять наиболее характерный свойства предметов, разбираться в сложных ситуациях, уверенном использовании в речи логико-грамматических конструкций, наблюдательности, смекалке. К 6 годам развиваются и специальные способности, например музыкальные.

Мышление ребенка связано с его знаниями - чем больше знает ребенок, тем больше у него запас представлений для возникновения новых мыслей. Но, приобретая все новые и новые знания, ребенок не только уточняет свои прежние представления - он попадает в круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Это создает определенные «барьеры» для нарастающего развития познавательного процесса. Он вынужден «тормозить» перед непонятным. Мышление сдерживается возрастом и остается «детским». Конечно, различными хитроумными способами можно несколько форсировать этот процесс. Но, как показал опыт обучения шестилетних детей, вряд ли нужно к этому стремиться. Ребенок дошкольного возраста очень любознателен, задает много вопросов, требуя немедленного ответа. В этом возрасте он продолжает быть неутомимым исследователем. Многие педагоги полагают, что нужно идти за ребенком, удовлетворяя его любопытство и обучая тому, к чему он сам проявляет интерес, о чем спрашивает.

В этом возрасте происходит наиболее продуктивное развитие речи.

Увеличивается словарный запас (до 4000 слов), происходит развитие смысловой стороны речи. К 5-6 годам большинство детей овладевает правильным звукопроизношением. Постепенно меняется характер взаимоотношений детей со взрослыми.

Продолжается формирование социальных норм и трудовых навыков. Некоторые из них, например убирать за собой, умываться, чистить зубы и т. п., дети пронесут через всю жизнь. Если же упущен период, когда эти качества интенсивно формируются, то наверстать упущенное будет нелегко. Ребенок этого возраста легко перевозбуждается. Ежедневный просмотр даже коротких телевизионных передач вреден для его здоровья. Нередко уже двухлетний малыш сидит с родителями по часу и более у телевизора. Он еще не в состоянии осмыслить того, что слышит и видит. Для его нервной системы это сверхсильные раздражители, утомляющие слух, зрение. Только с трех-четырехлетнего возраста можно разрешать ребенку смотреть детскую передачу в течение 15-20 минут 1-3 раза в неделю. Если перевозбуждение нервной системы случается часто и длится долго, то уже к школе ребенок страдает нервными заболеваниями. По некоторым оценкам, лишь четверть детей приходят в школу здоровыми. И виной тому все тот же злополучный телевизор, который лишает